Местоименные наречия в русском языке. Как отличить наречие от местоимения? Урок-дебаты «Местоимения или наречия?»

Местоименные наречия

Наиболее древние по образованию наречия, которые, подобно местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из данной ситуации, из обстановки речи. Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение времени (иногда, навсегда, никогда), места (здесь, отсюда, там, туда), образа действия (как), причины (почему, потому), цели (зачем, затем). По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные (где, как, когда, откуда), неопределенные (где-либо, как-то, когда-нибудь, некогда), определительные (всегда, всюду), отрицательные (нигде, никак, никогда, ниоткуда), притяжательные (по-моему, по-вашему), указательные (так, этак).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "местоименные наречия" в других словарях:

    МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА. Такие слова, которые не являются названиями самостоятельных предметов мысли, а обозначают только предметы и их признаки в их отношении к данной речи или самые отношения их к данной речи. М. С. делятся на 1. местоимения (см.) и … Литературная энциклопедия

    Местоименные слова - МЕСТОИМЕННЫЕ СЛОВА. Такие слова, которые не являются названиями самостоятельных предметов мысли, а обозначают только предметы и их признаки в их отношении к данной речи или самые отношения их к данной речи. М. С. делятся на 1. местоимения (см … Словарь литературных терминов

    Местоименные слова - Местоименные слова лексико семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к различным частям речи и обладающих «местоименным» типом лексического значения (см. Местоимение). Кроме местоимений к М. с. относятся местоименные наречия и… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Лексико семантический класс знаменательных слов, принадлежащих к различным частям речи и обладающих «местоименным» типом лексического значения. Кроме собственно местоимений к местоименным словам относятся местоименные наречия и местоименные… … Энциклопедический словарь

    Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

    местоименные слова как номинативный класс - Слова, обладающие неполной номинативной, когнитивной и информативной функцией. Обозначают явления действительности опосредованно, указывая на них. Они не самодостаточны и не самостоятельны в своих значениях. К ним обычно относят местоимения и… …

    местоименные слова - Такие слова, которые не являются названиями самостоятельных предметов мысли, а обозначают только предметы и их признаки в их отношении к данной речи или самые отношения их к данной речи. М. С. делятся на 1. местоимения (см.) и 2. местоименные… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    вопросительные предложения местоименные - Предложения, требующие развернутого ответа, включающие в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: кто, что, какой, чей, который, сколько, где, куда, откуда, когда, почему, зачем и др. В ответе должны содержаться новые… … Синтаксис: Словарь-справочник

    Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия

Особую группу составляют так называемые местоименные наречия, т.е. слова, не называющие признаки действий, признаки признаков и т.д., а только указывающие на них*: "О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют" (Паст.); "Понял теперь я: наша свобода Толькооттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет" (Н. Гумилев). Среди них также выделяются функциональные подгруппы: указание на образ действия:так ; указание на место:здесь, там, тут, туда ; указание на время:тогда, тогда-то ; указание на причину:поэтому, потому ; указание на цель:затем. Несколько местоименных наречий употребляется для оформления вопросительных предложений:где ? куда ? откуда ? когда ? зачем ? почему ? как ? Они же выступают в функции союзных слов в сложноподчиненном предложении: "В зное пустыни вытянешь караваны,где львы начеку, – тебе под пылью, ветром рваной, положу Сахарой горящую щеку" (Маяк.).

* О местоименных наречиях см. также раздел данного учебника "Местоимение".

Степени сравнения наречий

Наречия с суффиксом , образованные от качественных прилагательных (красочно красочный,легко легкий,живо живой и т.п.), образуют степени сравнения, аналогичные степеням сравнения качественных прилагательных:сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень наречий выражается двумя способами:синтетическим и аналитическим.

Синтетическая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов-ее (-ей ), -ше , : (рассказывать)интересно – интереснее ; (жить)долго – дольше ; (говорить)громко – громче. Причем отдельные наречия имеют вариантные формы сравнительной степени: и с суффиксом-ее, и с суффиксом - ше . далеко –далее, дальше, рано –ранее, раньше, поздно –позднее, позже. Некоторые из вариантных форм противопоставлены стилистически:ранее – книжн. –раньше – нейтр.;далее – книжн. –дальше – нейтр.: "И столько же любить? Всесильный Бог, Ты знал: ядолее терпеть не мог" (Л.); "В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце, что скрыться негде и виднодальше " (И.Бр.); "Улицы в Петербурге образованыранее домов, и дома только восполнили их линии" (Тын.).

Подобно качественным прилагательным, некоторые наречия образуют супплетивные формы сравнительной степени: хорошо – лучше ; много – больше ; мало – меньше и т.п.

Аналитическая форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательного словаболее, сочетающегося с исходной формой наречия: (устроиться)более комфортабельно, (высказываться)более конкретно, (выглядеть)более солидно : "Рассказывайтеболее подробно ", "Посмотрелболее внимательно "; "Информация эта всеболее широко используется в планировании" (Экон. газ. 1987. 18 сент.).

Превосходная степень наречий, как и превосходная степень качественных прилагательных, имеет три формы выражения: а) синтетическую, б) аналитическую, в) сложную.

Синтетическая форма образуется с помощью суффиксов - ейш- , -айш -. Она употребляется крайне редко в современном языке: "покорнейше прошу", "нижайше кланяюсь", "подробнейше изложил" и нек. др. Многие из этих форм воспринимаются как книжные или устарелые.

Аналитическая форма образуется сочетанием слованаиболее с исходной формой наречия:наиболее важно, наиболее актуально, наиболее обстоятельно и т.п. Эта форма имеет книжный характер и употребляется в основном в научном стиле речи и в публицистике: "Наиболее последовательно осуществлена литературная программа декабристов в 25 "Думах"... Рылеева"*.

* Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М., 1964. Стб. 563.

Сложная форма превосходной степени представляет собой сочетание словвсех, всего с синтетической формой сравнительной степени: "бежитбыстрее всех ", "сияетярче всего ", "Больше всего на свете он любил шампанское и охоту" (Ч.).

Урок-дебаты «Местоимения или наречия?»

В дебатах участвуют ученики 6-х и 7-х классов. Шестиклассники пытаются доказать, что слова так, откуда, никогда, почему-то, зачем местоимения, семиклассники – что это наречия.

Цели урока: стимулировать творческую и поисковую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал, развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, критическое мышление.

ХОД УРОКА

Учитель

Сегодня мы будем говорить о словах, которые вызвали у нас затруднения при определении части речи. Мы будем спорить, ведь, как известно, в споре рождается истина, поэтому давайте вспомним правила ведения дискуссии. (Правила можно спроецировать на экран.)

1. Соблюдаем регламент и не нарушаем порядок выступлений.

2. Высказываемся ясно, понятно, свою точку зрения аргументируем.

3. Используем слова, с помощью которых пытаемся убедить оппонентов в своей правоте.

5. На перекрестные вопросы оппонентов отвечаем четко, убедительно, спокойно.

6. Придерживаемся доброжелательного тона, не перебиваем оппонента, не выкрикиваем с места.

Прежде, чем мы начнем наши дебаты (напоминаю, что дебаты – это особая форма дискуссии), давайте распределим роли.

От каждой команды прошу выделить по четыре человека для судейской коллегии. Как известно, количество судей должно быть нечетным, поэтому один человек будет следить за регламентом.

Теперь выберем секретаря, который будет заполнять протокол; количество участников в каждой команде – три человека. Одного представителя выбираем для подсчета голосов.

Остальные ребята будут зрителями. Перед вами на парте таблички с указанием команд и бланки для итогового голосования, в конце нашей дискуссии вы должны будете проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, более убедительно доказывала свою точку зрения. Ваше голосование напрямую связано с отметкой за сегодняшний урок.

Итак, напоминаю: все началось с того, что шестиклассники решили, что выделенные слова в этих предложениях местоимения, а семиклассники с ними не согласились.

(Материал дебатов проецируется на экран.)

Если нравится тебе, то делай так. (Строчка из детской песенки.)

Откуда ветер дует? (Название русской народной сказки.)

Никогда не говори никогда. (Название художественного фильма.)

Почему плачут лошади? (Название рассказа Ф.Абрамова.)

Зачем нарушил мой покой? (Строчка из песни.)

Где-то гремит война. (Название произведения В.П. Астафьева.)

В тот день, когда закончилась война. (Название стихотворения А.Твардовского.)

Отчего душа певуча... (Название стихотворения О.Мандельштама.)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. (Н.В. Гоголь)

Предоставим возможность каждой команде выступить. Время для выступления – до 5 мин.

Мы считаем, что выделенные слова – это местоимения, и попытаемся сейчас это доказать. Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, числительные, то есть указывает на предмет, качество или количество, но не называет их конкретно. Посмотрите на эти предложения. Эти слова, как местоимения, слова-указатели, а не слова-названия, конкретно что-то называющие, и их можно заменить знаменательными частями речи: делай руками махи, с какой стороны дует ветер, никогда не говори этого слова, по какой причине плачут лошади, с какой целью нарушил мой покой, за горизонтом гремит война, от любви душа певуча.

В тот день какой? спрашиваем мы и отвечаем – «когда…». Вопрос какой? – вопрос имени прилагательного. В последнем предложении как – это относительное местоимение, которое станет вопросительным в предложении: Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Точно так же ведет себя местоимение что: Что ты делаешь? (Вопросительное.) – Я вижу, что ты делаешь. (Относительное.)

Семиклассники

Мы не согласны с шестиклассниками, что данные слова – местоимения. Наверное, они полагают так потому, что еще не досконально изучили наречие. Мы уже выучили эту тему и можем утверждать, что для того, чтобы классифицировать данные слова как наречия, достаточно поставить к ним вопросы:

Если нравится тебе, то делай так. (Как?) Откуда ветер дует? (Откуда?) Почему плачут лошади? (Почему?) Зачем нарушил мой покой? (Зачем?) Где-то гремит война. (Где?) В тот день, когда закончилась война. (Когда?) Отчего душа певуча? (Почему?)

Кроме того, все эти слова относятся к глаголам, как и подобает наречиям. И заметьте, мы вопросы к ним ставили исключительно от глаголов. К тому же, обратите внимание, в предложении они являются обстоятельствами, как и полагается наречиям.

Учитель

(После выступления зрителей.)

Переходим ко второй части наших дебатов. Команды готовы предоставить второй аргумент в пользу своей точки зрения, и мы начнем с 7-го класса.

Из выступления семиклассников

У выделенных слов мы определили следующие признаки наречий:

указывают на образ действия (так), место (откуда, где-то), время (когда), причину (почему, отчего), цель (зачем). Кроме того, эти слова не изменяются, а одним из важных признаков наречия как части речи является именно неизменяемость.

Шестиклассники

Раз уж речь зашла о разрядах, то у этих слов легко определить разряды местоимений.

Если нравится тебе, то делай так так указывает, как именно надо сделать, указательное местоимение, как местоимения тот, та, то, те.

Откуда ветер дует? – с помощью слова откуда задается вопрос, значит это вопросительное местоимение, как и в предложениях: Почему плачут лошади?, Зачем нарушил мой покой?, Отчего душа певуча?

В тот день, когда закончилась война – слово когда присоединяет зависимое предложение к главному, значит, это относительное местоимение, как и в другом примере: Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

Где-то гремит война – место точно не указано, неопределенное местоимение.

Никогда не говори никогда – отрицательное местоимение.

Кроме того, вышеуказанные слова не обозначают признак действия, как, например, наречия быстро, давно, весело.

Учитель

В качестве третьего аргумента ребята обратились к орфографии. Давайте послушаем еще по одному выступлению.

Из выступления шестиклассников

К этим словам подходят некоторые правила правописания местоимений: никогда – без ударениянужно писать и, в отличие от некогда, как в отрицательных местоимениях:никто, ничто, некто, нечто. А в слове где-то суффикс -то пишется через дефис, как в местоимениях кто-то, что-то, какой-то.

Семиклассники

Правописание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь через дефис касается не только местоимений, но и наречий (кое-где, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь), а также они могут употребляться и с другими частями речи: сядешь-то или нет.

И еще мы хотим обратить внимание на образование этих слов. Слова отчего, зачем, почему образовались путем сращения предлога и местоимения: от чего, за чем, по чему. Такие слова являются омофонами, а грамматическая омонимия возможна только между разными частями речи: Отчего ты печален? (наречие) – От чего отталкиваться? (предлог + местоимение).

Учитель Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на третьем этапе наших дебатов. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.

А теперь прошу вас взять бланк для итогового голосования и проголосовать не за команду, а за часть речи: поставьте галочку напротив слова местоимение, если вы разделяете точку зрения шестиклассников, или напротив наречия, если вы согласны с семиклассниками.

Пока счетная комиссия подсчитывает результат голосования, послушаем выступление независимого докладчика. Прошу его внимательно послушать.

Сообщение независимого докладчика

Некоторые лингвисты считают рассматриваемые слова местоименными наречиями, так как они совмещают в себе признаки двух частей речи: местоимения и наречия. Еще их называют местоимениями-наречиями.

Как и все местоимения, они не называют признака (в данном случае признака действия), а только указывают на него, обобщают или служат для вопроса. Как наречия, они зависят от глаголов, прилагательных, наречий и в предложении являются обстоятельствами, а как местоимения, разделяются на разряды:

1) вопросительные: где, куда, откуда, когда, почему;

2) отрицательные: нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, незачем;

3) неопределенные: некогда в значении «когда-то», где-то, кое-как;

4) указательные: там, туда, сюда, здесь, так, затем, потому;

5) определительные: везде, всюду, всегда, иногда и др.

Учитель

Подведем итоги нашей работы. Предоставим слово членам судейской коллегии.

Судьи комментируют зафиксированные аргументы и контраргументы, а также оглашают результаты голосования на промежуточных этапах и в конце игры. По окончании дебатов называется команда-победительница.

Оценку можно поставить секретарю за умение сжато записывать основные мысли докладчиков.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Наречие и местоимение относятся к самостоятельным частям речи, которые могут выступать в качестве членов предложения (главных или второстепенных), имеют грамматическое и лексическое значение. Нередко возникают сложности с различением местоимений и наречий . В решении этой задачи может помочь знание дифференцирующих признаков.

Инструкция

Во-первых, различие кроется уже в определении наречия и местоимения как

В предложении наречие, как правило, играет роль обстоятельства, отвечая на вопросы «как?», «когда?», «где?», «почему?», «куда?», «зачем?»,«откуда?». Чаще всего оно относится к глаголу, а также к прилагательному, причастию, деепричастию или другому наречию. Местоимение отвечает на вопрос, который можно задать к той части речи, которую оно заменяет.

Наречие – неизменяемая часть речи, которая не согласуется с другими словами в предложении, не склоняется и не спрягается, у него не бывает окончаний. В то время как местоимение изменяется в роде, числе и падеже в зависимости от других членов предложения, а также от частей речи, которые заменяет собой.

Вместо местоимения можно подставить ту часть речи, которую оно заменяет или опустить его. Наречие же, если и возможно заменить, то только на другое наречие, схожее с ним по значению.Например: за тем (шкафом) – за коричневым шкафом, затем - потом.

Некоторые местоимения и наречия можно различить графически (например: отчего – от чего, тоже – то же, зачем – за чем). Слитное написание указывает на принадлежность слова к наречию, а раздельное – обозначает сочетание предлога с местоимением.

Отдельное место занимают, так называемые, местоименные наречия. Как наречия, они не изменяются в роде, числе, падеже, в предложении зависят от глагола, прилагательного, причастия, деепричастия или другого наречия и выполняют роль обстоятельства. Как местоимения, они не называют признака действия, а лишь указывают на него. Например: повсюду, когда-нибудь, незачем.

Наречие и прилагательные являются самостоятельными частями речи, имеющими различные морфологические признаки и выполняющие разные функции. Отличить прилагательное от наречия можно, определив функцию, которая выполняется словом, и обратив внимание на его строение.

Инструкция

Имя прилагательное обозначает признак предмета, описывая его качества, форму, принадлежность кому-либо и другие свойства. Данная часть речи имеет полную и краткую форму, а также степени сравнения. Прилагательное в именительном падеже отвечает на вопросы: «какой?» (красивый), «какая?» (привлекательная), «какое?» (простое), «какие?» (хорошие). В предложении они связаны с определяемыми словами при помощи сочинительной связи.

Наречие, в свою очередь, также является самостоятельной частью речи, однако оно обозначает лишь признак или обстоятельство действия и иногда определяет признак признака. В предложении наречия являются обстоятельствами и связываются с определяемыми словами при помощи связи примыкания, т.е. по смыслу. Прилагательные, в свою очередь, выполняют роль определения.

Обе части речи различаются по характеру признака, который они определяют. Прилагательные разделяются на качественные (сладкий, горький), относительные (читальный зал, деревянный дом) или притяжательные (Берингово море, волчья нора). Качественные прилагательные употребляются в полной или краткой форме, а также имеют степени сравнения: положительная, сравнительная (красивее) и превосходная (самая красивая). Отличительным признаком прилагательных выступает и то, что они обладают изменяемыми признаками рода (сильный – сильная), могут склоняться по падежам (прилежный – прилежного – прилежному) и имеют как единственное (быстрый), так и множественное (быстрые) число.

Наречия классифицируются на две разновидности: определительные (немного, приблизительно, абсолютно) и обстоятельственные (нигде, назло, отсюда). Эти разряды подразделяются на качественные («как?»), образа действия («каким образом?»), степени («насколько?»), места («где?», «куда?»), времени («когда?»), причины («почему?») и цели («зачем?»). Таким образом, разряды наречия и прилагательного характеризуются различными признаками. Прилагательное больше связано с объектом или субъектом действия, а наречие связывается лишь напрямую с действием.

В случае, если наречия не называют признак, а лишь указывают на него, они называются местоименными. Они совмещают в себе признаки наречий и местоимений, и чаще всего употребляются в предложении в виде обстоятельств. В этой статье рассмотрены все виды местоименных наречий с примерами, приведены правила их написания с НЕ и НИ.

Что такое местоименные наречия?

Местоименные наречия – группа наречий, которые не называют признак (как знаменательные наречия), а только указывают на него. Они совмещают в себе признаки наречий и местоимений, в предложении употребляются в качестве обстоятельства или для выражения вопроса. Местоименные наречия, как и знаменательные, отвечают на вопросы Как? Где? Куда? Когда? Почему? Зачем? , а также имеют разряды по значению (времени, места, причины, цели, образа действия).

Примеры местоименных наречий: кое-где зеленела трава, уйти отсюда , везде побывать, отчего похолодало, незачем торопиться.

Виды местоименных наречий

Основные группы местоименных наречий, которые выделяют в русском языке, представлены в таблице.

Группы наречий Примеры
Указательные местоименные наречия указывают на признак, не называя его там, так, здесь, туда, оттуда, тогда, этак

Вопросительные местоименные наречия
используются для выражения вопроса как, когда, где, почему, куда, откуда, зачем
Относительные местоименные наречия используются для связи придаточного предложения с главным (те же наречия, что и вопросительные, но с функцией союза) где, как, почему, когда, отчего, откуда
Неопределенные местоименные наречия указывают на неопределенность признака где-то, когда-то, куда-то, где-либо, как-нибудь, как-то
Отрицательные местоименные наречия отрицают признак нигде, никогда, негде, некуда, незачем
Определительные местоименные наречия указывают на обобщенный признак всюду, по-всякому, по-иному, много, по-другому, всегда

Написание НЕ и НИ в местоименных наречиях

Местоименные наречия с частицами НЕ и НИ всегда пишутся слитно.