Как оформить уголок животных в детском саду. Конспект «Живой уголок в детском саду

Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. , создание которого не требует значительных финансовых затрат, позволяет:

  • учить детей бережному отношению ко всему живому;
  • удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности;
  • прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности.

Образовательное экопространство успешно впишется в интерьер любой группы детского сада и станет любимым местом времяпровождения детей.

Уголок природы в группе ДОУ

Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования. И если в теплое время года у воспитателей есть прекрасные возможности для ведения экологического воспитания, то поздней осенью, зимой, ранней весной из-за обилия осадков и низких температурных показателей пребывание детей на участке приходится сводить к минимуму. В этот период расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ .

Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах:

  1. Концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием растений и птиц. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний.
  2. Пространственная близость. Еще одна организационная проблема, с которой сталкиваются воспитатели во время экскурсий, - невозможность обеспечить длительный контакт малышей с животными и птицами, большая удаленность объектов наблюдения. За обитателями группового экоуголка воспитанники могут следить изо дня в день, в случае отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья и под наблюдением воспитателя - держать любимцев на руках и гладить их.
  3. Возможность подбора объектов в соответствии с возрастом детей. Младшим школьникам в силу возрастных особенностей сложно запомнить разнообразие окружающего живого мира, в то время как воспитанники старших и подготовительных групп с видимым безразличием относятся к ранее изучаемым растениям и животным. Систематическая смена декораций и объектов в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний.

Значение уголков природы в группах детского сада

Организация уголка природы в ДОУ

Детского сада является масштабной и трудоемкой задачей по оформлению детского сада . Очень важно правильно выбрать места для организации уголка живой природы в ДОУ - это должна быть самая светлая и солнечная часть комнаты. Правильное расположение гарантирует повышенный интерес малышей и обеспечит их благоприятный настрой.

Следующий этап - определение списка постоянных и временных «обитателей» природной зоны. К числу постоянных объектов для наблюдения относятся комнатные растения, которые следует выбирать в соответствии с возрастными потребностями воспитанников, с учетом температурного режима помещений и влажности.

Таблица
Скачать в.docx

Группа Рекомендации по подбору Количество растений Сорта
Младшая

Начать наблюдения за миром растений лучше всего с изучения комнатных цветов с массивным стеблем и листьями, большими и красочными бутонами.
Для младшей группы следует выбирать неприхотливые растения, требующие минимального ухода.

3-4 Герань
Фикус
Бегония
Колеус
Бальзамин
Фуксия
Средняя Для освоения новых техник ухода (обработка зеленой массы щетками или кисточками, обрызгивание из пульверизатора) рекомендуется дополнить групповую коллекцию растениями с различной толщиной листьев. На примере «обитателей» зеленой зоны ребята научаться распознавать тип ухода в соответствии с характеристиками листьев. 5-6 Агава
Хлорофитум
Аспарагус
Старшая Для расширения знаний малышей необходимо дополнить уголок комнатными цветами с разными видами стеблей: тонкими и прочными, прямыми, вьющимися и стелющимися.
Также важно познакомить дошкольников с растениями, имеющими разные типы корневой системы.
6-7 Традесканция
Цикламен
Амариллис
Комнатный виноград
Плющ
Папоротник
Подготовительная В период подготовке к школе следует привить детям понимание зависимости темпа роста растений от условий окружающей среды - интенсивности полива, частоты опрыскивания, качества почвы. 8-10 Циперус
Суккуленты
Узамбарская фиалка
Бриофиллум

Объекты природного уголка для временного использования - также важная часть дидактического материала, которую следует периодически обновлять для обеспечения цикличности наблюдений.

  1. Весной рекомендуется продемонстрировать детям ящики с рассадой, подготовленные для высадки на приусадебный участок, букеты первоцветов.
  2. В летнее время основные объекты для наблюдений - букеты цветов.
  3. Осенью для размещений в экозоне рекомендованы букеты из осенних цветов, листьев, поделки из природных материалов.
  4. Зимой можно показать детям различные экибаны, композиции из сухих веток и засушенных цветов.

Временными обитателями группы могут стать хомячки и кролики, содержащиеся в переносных клетках, рыбки, помещенные в небольшие прозрачные аквариумы или банки, птицы (особенный восторг у детей вызывают пестрые попугаи). При наличии достаточной материальной базы в ДОУ может быть обустроена экологическая комната с различными питомцами, которые могут перемещаться в группы на короткое время.

Оформление уголка природы в ДОУ

Важную роль играет творческая стилизация природной зоны, которая зависит от фантазии и таланта воспитателя. Главное при оформлении уголка живой природы в ДОУ - учитывать площадь и дизайн группового помещения и обеспечить практичность всех элементов.

Помимо растений, в экозоне следует расположить:

  1. Календарь природы. В младшей группе роль календаря могут выполнять иллюстрации и кукла, одетая по погоде. Для детей средней группы рекомендуется подготовить своеобразные часы, разделенные на четыре сектора по временам года. Старшие дошкольники в специальном графике с помощью воспитателя могут фиксировать состояния погодных условий знаками, чтобы в конце месяца подсчитывать количество ясных, пасмурных и дождливых дней, сделать выводы об особенностях времен года.
  2. Альбомы, наборы изображений, книги с иллюстрациями различных видов растений, животных и птиц.
  3. Дидактические игры , помогающие расширить знания об окружающем мире.
  4. Муляжи овощей, фруктов.
  5. Приспособления для труда (полива комнатных цветов, разрыхления почвы, ухода за листьями), в том числе фартуки и тряпицы.
  6. Оборудования для проведения экспериментальной работы (лопатки, формочки, воронки для игры с песком; емкости разного объема для экспериментов с водой).

В уголке природы также можно размещать поделки воспитанников из природного материала, рисунки, иллюстрирующие времена года, методические материалы и другие вспомогательные пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Дошкольный период - очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. Живой уголок в детском саду поможет привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширит кругозор и поможет получить новые знания.

Основная цель, которую ставят перед собой воспитатели, организовывая живой уголок - научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за питомцами живого уголка поможет сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Кроме того, многие дети не любят ходить в детский сад, а живой уголок поможет заинтересовать ребёнка, станет своеобразным стимулом и позволит скорее привыкнуть.

Выбирая питомцев в живой уголок, следует прежде всего учитывать безопасность животного и простоту ухода за ним. Понятно, что ни один живой уголок в детском саду не переживёт наличия террариума с ящерицами или «ручных» тарантулов. Дети должны сами научиться ухаживать за обитателями живого уголка, поэтому чем меньше времени и сил занимает уход, чем меньше он требует специальных знаний - тем лучше.

Кроме того, животные, которых Вы поселите в живой уголок, должны иметь яркую окраску. Это будет привлекать и концентрировать внимание детей. Желательно заводить несколько питомцев одного вида, это позволит детям видеть индивидуальные особенности экземпляров.

Лучше всего поставить в живой уголок аквариум с рыбками, которые не требуют серьёзного ухода. С детей будет вполне достаточно того, что они научатся правильно кормить рыб, менять воду и периодически чистить аквариум. Естественно, все эти манипуляции должны проходить под чутким руководством воспитателя.

Лучше всего выбрать небольшой аквариум и поселить в него , данио, меченосцев и . Хорошо будет воспринята детьми живущая в аквариуме маленькая водяная черепашка.

Аквариум должен украшать живой уголок, поэтому стоит продумать дизайн его внутреннего оформления. Детям очень нравится наблюдать за тем, как рыбки заплывают в гротики, шныряют между корягами и резвятся среди водорослей.

Можно поселить в живой уголок каких-то грызунов: крыс или хомяков, но лучше всего подойдут морские свинки, так как эти животные абсолютно безвредны и прекрасно ладят с детьми. Их можно брать на руки и кормить с ладошки, что приносит дошкольникам массу положительных эмоций. Не доставят морская свинка особых хлопот и в процессе чистки клетки.

Живой уголок может стать домом для волнистых попугайчиков. Лучше приобрести самца и самочку, так как детям обязательно захочется научить птичку разговаривать, а, как известно, этим могут похвастаться только представители мужской половины попугайчиков. Кроме того, если у Ваших питомцев появятся птенцы - это станет ценным материалом для наблюдения.

Обязательно вместе с детьми дайте питомцам клички. Сам процесс выбора имени принесёт море позитива, а впоследствии поможет детям по-настоящему подружиться с обитателями уголка природы.

Озеленить живой уголок также лучше простыми, не требующими особого ухода комнатными растениями. Можно использовать хлорофитум, который кроме эстетической привлекательности является ещё и очень хорошим очистителем воздуха, аспарагус, традесканции, монстеру, циперус и китайскую розу. Эти растения просты в уходе, не требуют особенных условий, легко размножаются. Для безопасности детей не следует приносить в живой уголок кактусы, а также растения, которые имеют ядовитый сок. Можно составить график полива, это поможет воспитать в детях чувство ответственности.

Периодически все вместе устраивайте генеральную уборку в своём живом уголке. Чистка аквариума и освобождение растений от пыли - интересное и увлекательное занятие для дошкольников.

Живой уголок в детском саду обязательно понравится воспитанникам, особенно тем, чьи родители не разрешают заводить домашних животных. Общение с природой - ценный опыт для воспитания личности, формирования человеческих ценностей и становления характера.

Введение

В последнее время очень актуальным стало экологическое воспитание детей, фундамент для которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте.

Немалую роль играют в этом детские дошкольные учреждения, в которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии.

Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

В любом правильно организованном детском дошкольном учреждении должен быть зооуголок.

В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию зооуголка дети с малых лет учатся бережному отношению к животному миру и братьям нашим меньшим.

У них появляются чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.

Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности.

Кроме того, постоянное общение с животными раскрывает творческий потенциал ребенка, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Следует правильно отнестись к подбору животных для детского живого уголка, обустройству помещения, чтобы нахождение в нем было безопасным и комфортным как для детей, так и для их питомцев.

К сожалению, в настоящее время существует мало литературы, посвященной организации живого уголка в дошкольных учреждениях.

Эта книга поможет вам грамотно организовать зоологический уголок в любом дошкольном учреждении.

В ней вы найдете сведения о самых распространенных и интересных домашних питомцах, рекомендуемых для содержания в детских садах.

Она поможет вам грамотно разместить животных в зооуголке, правильно подобрать для них рацион, обеспечить соответствующий уход за ними.

Отдельные главы книги посвящены мерам безопасности при уходе за животными, благотворному влиянию общения с животными на детей, что будет полезно знать каждому человеку, работающему в детских коллективах.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями – в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды – меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах), можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве – ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

Особенности организации зооуголка для детей младшей и старшей групп

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание младших детей.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Их побуждают к самостоятельным наблюдениям, новым открытиям в поведении животных.

Обитатели живого уголка и особенности ухода за ними

Аквариумные рыбки

Самыми подходящими для содержания в живом уголке являются живородящие рыбки – меченосцы, гуппи и платипецилии. Эти рыбки очень просты в содержании, неприхотливы и легко размножаются в неволе.

Меченосец

Родина этой рыбки – Гватемала и Южная Мексика. Длина тела – 6,5-10 см. Самцы зеленоватого цвета с голубым отсветом. Плавники желтоватые, хвостовой плавник имеет длинный ярко-желтый мечевидный вырост, его кайма черная. Меч гибкий, самцы пользуются им для привлечения самки. Самка зеленоватая с оливковой спинкой и белым брюшком, хвостовой плавник округлый, без меча.

Меченосцы бывают красными, черными, в крапинку, золотистыми. Меченосцы так же могут быть гибридами самца меченосца и самки пецилии. В этом случае рыбки наследуют от меченосца внешний вид и строение хвостового плавника, а от самки – окраску тела.

Гуппи

Это самая распространенная аквариумная рыбка. Родина вида – Центр и Южная Америка. Длина тела самки – до 4,5 см, а самцов – 2–3 см. Самка невзрачная, зеленовато-серая. Самцы, напротив, окрашены ярко. На спинном плавнике самца находятся изогнутые лучи. У самцов очень много разных вариантов окраски, расположения пятен. На теле и спинном, хвостовом плавниках расположены черные точки, окруженные желтыми, фиолетовыми и красными пятнами.

Особенно красива золотистая разновидность гуппи.

Самка рождает до 50 мальков, причем в год может принести до 6–7 потомств. Половозрелости они достигают на 4-м году жизни.

Пецилия пятнистая

Родина этой рыбы – Мексика и Гватемала. Длина самки – 5–6 см, самца – 3–3,5 см. Самцы и самки окрашены одинаково. Тело короткое, сжатое с боков. Существует много вариантов окраски: серо-желтые с черным пятном у хвоста, черная, красная, золотистая, в крапинку. Очень красивы черные рыбки с голубыми и золотистыми блестками, красные особи с золотистым отблеском.

В год у платипецилии 6–8 пометов, появляется по 50–60 мальков за один раз. Самку можно не отсаживать, потому что она в отличие от других живородящих рыб не поедает своих мальков. Уход за живородящими рыбками не отличается от ухода за другими рыбками.

Они могут жить в аквариумах разного объема, в которых обязательно должно быть достаточное количество зелени, потому что живородки питаются в том числе и растительной пищей.

Температура должна быть в пределах 18–23 °C, без резких колебаний. Мальков надо кормить с первых дней живой пылью.

Барбус-клоун

Очень интересны для детей будут барбусы. Эти рыбки очень активны, ярко окрашены, за ними интересно наблюдать. Привлекает внимание их стайный образ жизни.

Барбус распространен в странах Азии (Сингапуре, Борнео). Длина тела самца – 9 см, самки – 12 см. По сравнению с другими барбусами тело барбуса-клоуна не слишком высокое, слегка сжатое с боков. Общая окраска буровато-розовая. Чешуйки окантованы перламутровой полоской, поэтому тело рыбки похоже на блестящую сеточку.

На теле барбуса-клоуна 4 овальных темных пятна, отливающих металлическим голубым блеском. Глаз пересекает широкая дымчатая полоса. Все плавники ярко-красные. Самцы заметно мельче самок, стройнее, окраска их более яркая.

Барбусы-клоуны – мирные. В аквариумах держатся в нижних слоях воды, часто роются в грунте. Хорошо уживаются с другими мирными подвижными рыбками.

Основным условием содержания может выступать только размер аквариума (не менее 1 м в длину). Вода предпочтительна мягкая, теплая (28–30 °C). Барбус любит густые заросли водной растительности, умеренное освещение.

Кормить барбусов-клоунов желательно со дна кормом (мотылем, трубочником).

Барбус-клоун легко нерестится при обильном кормлении, половозрелости достигает поздно: самки – в 11–12 месяцев, самцы – в 1,5–2 года.

Барбус огненный

Встречается в Азии (Бенгалии, Ассаме, и некоторых северных штатах Индии). Рыбка имеет средние размеры. Обычная длина тела – 8 см, но отдельные самки могут достигать длины 16 см. Туловище высокое, слегка сжато с боков. Самки и самцы сильно отличаются окраской.

Спинна самца желтая с легким зеленоватым отливом, бока яркие, оранжевые или карминные. На хвосте крупное черное пятно. Плавники янтарные, спинной плавник желтовато-дымчатый.

Окраска самок более однообразна. Тело их желтоватое с легким серебристым оттенком. Плавники тоже желтоватые, хвостовой плавник бесцветный, темное пятно слабо выражено, усов нет.

Выведена форма с вуалевыми плавниками.

Половой диморфизм проявляется после 5–6 месяцев, в более раннем возрасте самцы и самки трудноразличимы.

Барбусы – очень мирные рыбки. Среди других рыб они держатся отдельными стайками.

Вид неприхотлив, этим рыбкам подойдет любой аквариум длиной от 60 см. Рыбки нетребовательны к качеству воды, но предпочитают яркое освещение, температура воды предпочтительна 17–22 °C, но хорошо переносят и более низкие температуры. К корму нетребовательны. Можно кормить любым живым или искусственным кормом.

Разводить этот вид проще, чем остальных барбусов. Рыбки готовы к размножению с 9-месячного возраста. Самца и самочку помещают в нерестилище, длина нерестилища – 30–40 см, уровень воды – 10–15 см, температура – на 2–3 °C выше, чем вода в аквариуме. На дно необходимо поместить сеточку, чтобы обезопасить икру.

Создание живого уголка в детском дошкольном учреждении имеет большое значение в воспитании малышей. Чаще всего детей приобщают к природе с помощью комнатных растений, воспитатели прививают подрастающему поколению любовь к «зеленым питомцам» и учат заботиться о них. Несмотря на огромное многообразие в продаже экзотических цветов, выбор комнатных растений в детский сад весьма ограничен. Кроме внешней привлекательности, они должны быть особенно безопасны для детей, а также отвечать ряду других требований.

Общие принципы подбора комнатных растений в ДОУ

При создании для детей уголка живой природы следует ответственно подойти к выбору растений и соблюдать ряд требований.

  • Безопасность. Не допускается размещать в помещении детского сада растения, содержащие ядовитый сок, а также разновидности с колючками или ягодами. В этом возрасте малыши отличаются особой любознательностью, и соблазн попробовать привлекательную ягодку на вкус очень велик. Под запрет попадают: диффенбахия, паслен, некоторые разновидности молочая, лилии, кактусы и другие растения. Также следует обратить внимание на растения с «пушком», на поверхности листьев обычно скапливается много пыли, поэтому, если в группе есть аллергики, то от таких растений лучше отказаться. Ярким примером может служить фиалка.
  • Неприхотливость к уходу и условиям содержания. Учитывая, что заботиться о цветах предстоит рядовым сотрудникам, лучше не осложнять уход за растениями. Подойдут такие виды, которые не потребуют частой обрезки, подкормок или регулярного поддержания повышенной влажности воздуха. Подходящие по этому принципу комнатные растения в ДОУ: алое без острых колючек, нефролепсис, щучий хвост и т.д.
  • Очищение воздуха. Стоит отдать предпочтение тем видам, которые не только безопасны, но и приносят ощутимую пользу для здоровья детей. Многие цветы способны очищать воздух от пыли, поглощать вредные вещества и токсины. Например, хлорофитум поглощает до 86% опасных для человеческого организма формальдегидов, а плющ до 90% бензола.

Подбор комнатных растений в зависимости от возрастной группы

Помимо основных требований комнатные растения в детском саду должны подбираться для каждой возрастной группы индивидуально. Если для малышей больше важна только внешняя привлекательность - крупные и яркие цветы, то для детей постарше следует подбирать такие виды, за которыми они смогли бы ухаживать вместе с воспитателями, приобщаясь к труду.

  • Младшая группа. Для самых маленьких достаточно будет разместить в комнате 8-10 горшков с цветами. Желательно, чтобы они все были цветущие и отличались по высоте, размеру и окрасу цветков. Например, можно разместить несколько видов бегонии, примулу, гибискус.
  • Средняя группа. Для малышей постарше можно увеличить количество цветов до 12 штук. Теперь нужно чтобы у комнатных растений в ДОУ было еще больше отличий, например, по форме и величине листьев, строению стебля. Подойдут такие виды, как традесканция или кливия. Дети смогут уже более детально сравнивать цветы по их внешнему виду.
  • Старшая группа. Ассортимент живого уголка природы еще больше расширяется и каждый ребенок должен иметь к ним доступ. В этом возрасте воспитатели начинают показывать основные правила ухода за «зелеными питомцами», а дети наблюдают и по возможности принимают участие. Рекомендуется выращивать по 2-3 экземпляра одного вида растения, так малыши смогут сформировать более правильное представление о конкретном цветке.
  • Подготовительная группа. В этом возрасте дошкольники не только получают теоретические знания, но и практические. Под руководством воспитателей они могут поливать цветы из маленьких леек, рыхлить почву, опрыскивать и протирать поверхность листьев влажной тканевой салфеткой. По этой причине 2-3 экземпляра комнатных растений в ДОУ обязательно должны быть с крупными листьями, чтобы дети могли без труда удалить с них пыль. Дошкольник уже может самостоятельно определить когда нужно полить и опрыскать цветок, берет «под опеку» наиболее понравившийся экземпляр и таким образом развивает в себе чувство ответственности.

Рекомендации по выбору комнатных растений в ДОУ в зависимости от интерьера

Для развития у детей чувства красоты и хорошего вкуса рекомендуется подбирать цветы так, чтобы они гармонично вписывались в интерьер комнаты. Важно учитывать все, начиная от обивки мебели и цвета стен и заканчивая отдельными декоративными элементами. Не стоит забывать о дизайне цветочных горшков, они могут быть как однотонные, яркого цвета, так и с орнаментом. Малышам обязательно понравятся керамические кашпо с декором.

Не менее важно правильно расположить горшки с растением. Следует избегать неустойчивых цветочных стоек, во время активной игры дети могут уронить их и получить травму. Лучше всего комнатные растения в детском саду ставить на подоконники или на специально оборудованные полки, расположенные вдоль стен.

Для формирования живого уголка подойдет достаточно много цветов, ниже представлены наиболее популярные виды, не требующие особого ухода.

Наименование Особенности содержания
Аспидистра Бальзамин Хлорофитум

Спатифилиум

Гибискус

Традесканция

Требуется яркий свет. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой на 3-4 градуса ниже. Полив в фазу активного роста обильный, зимой умеренный. Желательно опрыскивать цветы несколько раз в неделю.
Бегония Адиантум Освещение слабое, желательно полутень. Температура содержания от +20 °C до +25 °C. Полив осторожный и умеренный, но регулярный. Рекомендуется ежедневное опрыскивание.
Колеус Драцена окаймленная Аспарагус

Лавр благородный

Требуется яркий, но рассеянный через легкий тюль свет. Температура содержания: летом +18–21 °C, зимой на 1-2 градуса ниже. Полив умеренный, вода должна быть слегка теплая и мягкая. Необходимы регулярные опрыскивания.
Примула Узумбарская фиалка Освещение интенсивное и яркое. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой +16–19 °C. Полив регулярный. Влажность воздуха умеренная, листья не переносят опрыскивания, поэтому рекомендуется рядом с цветком поставить широкую емкость с водой.
Щучий хвост Герань Рео Освещение яркое, но рассеянное. Температура содержания: летом +18–25 °C, зимой +14–16 °C. Полив осторожный и умеренный, зимой скудный. Раз в неделю рекомендуется протирать листья влажной мелкопористой губкой или кусочком ваты.

Перечень растений, которые не следует содержать в живом уголке детского сада

Зная принципы подбора комнатных растений в детском саду, можно оформить красивый и познавательный живой уголок. Малыши не только познакомятся с отдельными видами растений, но и научатся ухаживать за ними. Узнают, что для хорошего самочувствия «зеленым питомцам», так же как и людям, нужна забота и внимание.

1.2. Данные Условия распространяются на коллекции животных, используемых в образовательном процессе. Под коллекцией понимается наличие не менее трех животных одного или разных видов.

1.4. При формировании коллекции животных необходимо помнить, что:

в отличие от зоопарков, животные приобретаются Учреждением исключительно для использования их в образовательном процессе, следовательно, они должны быть доступны для детей и не должны представлять опасности для окружающих;

коллекция животных предназначена для расширения круга знаний у обучающихся об окружающем мире, а значит, она должна быть достаточно разнообразной и интересной;

коллекция животных необходима для предоставления возможности обучающимся познакомиться и изучить тех представителей фауны, которых они не могут содержать в домашних условиях.

1.5. При разработке Учреждением образовательных программ рекомендуется условно выделить три уровня использования животных в образовательном процессе:

начальный - наблюдательный (наблюдения за животными, за манипуляциями с животными, которые производит педагог - чистка, кормление и т. д.);

средний - работа с животными под контролем педагога;

высший - самостоятельная работа с животными.

Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающегося, его знаний, длительности обучения по данной образовательной программе и личных качеств.

1.7. Если в Учреждении предполагается создание экспозиции животных, открытой для свободного посещения людьми, то необходимо тщательно продумать систему безопасности посетителей. Клетки и вольеры оборудовать дополнительными ограждениями - барьерами, рвами, решетками, отжимами и др. В данном случае необходимо пользоваться нормативным документом для зоологических парков, указанным в п. 1.1 настоящих Условий.

II. Помещения для содержания животных

2.1. Помещения для содержания животных должны располагаться на расстоянии не менее 100 метров до жилых кварталов города (поселка, села и т. п.). Размещать помещения для содержания животных непосредственно с внешними оградами Учреждения не рекомендуется.

2.2. Запрещается содержание животных в неисправных, аварийных помещениях. Администрации Учреждения необходимо:

а) обеспечить прочность всех помещений, их внутренних и внешних оград;

б) обеспечить все помещения с животными удобными, прочными, легко запирающимися и легко открывающимися замками, задвижками, защелками и другими изолирующими животных приспособлениями, недоступными как для животных, так и для посетителей.

2.3. Зимние и летние, дневные и ночные помещения для содержания животных рекомендуется сделать смежными и соединить между собой дверями, коридорами и другими перегонными устройствами, чем обеспечить безопасное и свободное перемещение животных.

2.4. Все помещения для содержания животных должны быть обеспечены:

а) осветительной и силовой электропроводкой раздельно. Проводка и все ее составные элементы изолируются и не должны быть доступны животным;

б) водоснабжением . Вода должна быть доступна в течение всего года. Расчет потребности воды производится с учетом потребности в ней животных, периодичности смены воды в водоемах , необходимости проточности воды, санитарных и бытовых нужд помещения. Рекомендуется оборудовать помещения для животных водопроводом (желательно с противопожарными кранами). Трубы, краны, вентили и т. п. не должны быть доступны животным;

в) канализацией (при наличии водопровода - обязательно) с учетом количества сбрасываемых нечистот, отработанной воды и бытовых нужд. Все канализационные устройства не должны быть доступны животным;

г) паровым или водяным отоплением от собственных котельных или городских линий теплопередач с расчетом необходимого температурного режима в помещениях. Все отопительные устройства должны быть изолированы от животных. На случай аварии отопительных систем предусматриваются резервные стационарные или переносные отопительные системы с учетом безопасности их эксплуатации. Все местные котельные установки вне зависимости от типа котлов эксплуатируются по общепринятым нормам и правилам эксплуатации бытовых котельных;

д) приточно - вытяжной вентиляцией . Вентиляционные устройства должны быть бесшумными и изолированными от животных;

е) средствами противопожарной безопасности.

2.5. Для отлова и водворения на место животных, случайно вышедших на свободу, каждое помещение должно быть обеспечено аварийным инвентарем - набором сетей, сачков, комплектом веревок, ремней, транспортными клетками, а в исключительных случаях - пиротехническими средствами, шлангами с брандспойтами, едкими порошками (табак, перец и др.). Место нахождения аварийного инвентаря должно быть четко обозначено. Методы и способы отлова животных выбираются в соответствии с реальной обстановкой на месте производства этих работ. Они должны быть безопасны для всех лиц, принимающих в них участие, в том числе и для животного.

2.6. При выборе для постройки зданий, реконструкции, ремонта необходимо учитывать температурный режим, влажность воздуха, физическую силу животных, необходимость периодического применения едких дезинфицирующих средств.

2.7. Осветительные окна и витражи для естественного света в помещениях с животными рекомендуется располагать на высоте, недоступной животным.

2.9. Ширина и высота дверей для входа и выхода должны обеспечивать свободное прохождение транспортных клеток, ящиков с теми видами животных, для которых предназначено данное помещение.

2.11. Технический осмотр зданий, сооружений, клеток, отопительных, осветительных, водопроводных, вентиляционных и других систем для выявления дефектов, определения прочности, необходимости ремонта и т. п. необходимо проводить систематически, при выявлении дефектов принять меры к их ликвидации.

2.12. Все здания и сооружения при их строительстве, реконструкции, текущем и капитальном ремонте рассчитываются на содержание в них взрослых и полноценных животных тех видов, для которых здание предназначено.

2.13. Конструкции клеток, загонов, вольер и других помещений для содержания животных должны обеспечивать полную безопасность для работы обслуживающего персонала. Обслуживающий персонал должен иметь возможность свободно работать около клеток с животными, не быть стесненным оградами, трубопроводами, порогами, каналами, вентиляционными устройствами и т. п. Полы около клеток с животными должны быть твердыми, ровными и не скользкими.

2.14. Все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам, указанным в разделе IV Условий "Нормы площади и кубатуры помещений для содержания животных" (далее - Нормы). Кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света.

2.15. Все эксплуатируемые запоры, задвижки, замки, страховые цепи, автоматические запирающиеся и закрывающиеся устройства на клетках должны содержаться в полной исправности и чистоте, периодически смазываться, подвергаться профилактическому осмотру, вовремя ремонтироваться и быть недосягаемыми для животных.

2.16. В клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, средних и крупных обезьян и некоторых копытных, рекомендуется соорудить дополнительную секцию (размер секции может быть меньше чем у основной клетки или вольера), соединенную с основной клеткой, для перегона животных на время проведения различных мероприятий по обслуживанию животных. Дополнительная секция изготавливается из того же материала, что и основная клетка или вольер.

2.17. Полы в клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, рекомендуется делать на цементном (бетонном) основании, чтобы избежать возможности подкопа. В некоторых случаях можно использовать естественное покрытие (почву), но тогда необходимо на глубине от 20 до 50 см разместить прочное дно из металлической сетки или решетки.

2.18. Перекрытия во всех видах клеток и вольеров, если они необходимы, должны быть прочными и предотвращать возможность как проникновения внутрь клетки, так и выхода животного из нее. В клетках и вольерах для крупных хищников нельзя оставлять открытой решетчатую часть крыши.

III. Условия содержания различных групп животных

3.1. Беспозвоночные животные содержатся в емкостях, изготовленных из стекла - террариумах, флорариумах, аквариумах, оборудованных надежными крышками, препятствующими самопроизвольному выходу животных. Такого рода емкости удобны для ведения образовательного процесса. В случае массового культивирования некоторых видов (например, сверчков) рекомендуется использовать фанерные ящики. Емкости для животных, обладающих в той или иной степени опасностью для обслуживающего персонала - ядовитость, способность жалить, кусать и т. п., должны быть особо прочными и снабженными запорами, исключающими открытие их посторонними лицами.

3.3. Амфибии содержатся в аквариумах и террариумах, изготовленных из стекла или оргстекла и обеспечивающих достаточный уровень влажности.

3.4. Рептилии содержатся в террариумах или акватеррариумах, изготовленных (в зависимости от объема) из стекла, фанеры, пластика и других материалов. Основные требования: теплоизоляция, хорошая вентиляция, необходимая влажность, надежные крышки, запоры и т. п. Все террариумы для содержания ядовитых змей или ящериц должны быть особенно прочными и обеспечены небьющимися стеклами или обычными утолщенными стеклами с защитными сетками, исключающими проникновение животных через их ячейки, а также запорами, недопускающими открытие террариума посторонними лицами. В помещении, где содержатся ядовитые животные, необходимо иметь аптечку с набором препаратов, противодействующих ядам змей или ящериц тех видов, которые содержатся в данном помещении.

3.5. Птицы содержатся в клетках и вольерах, выполненных из различных материалов. Мелких птиц можно содержать в клетках, выполненных из металлической сетки на деревянном или пластиковом каркасе. Средних и крупных попугаев, обладающих мощными острыми клювами, рекомендуется содержать в клетках и вольерах, выполненных из сварной оцинкованной сетки с размером ячеи 25 x 25 мм. Каркас для вольеры лучше изготавливать из металлического уголка. Вольеры для содержания хищных птиц изготавливаются из деревянного бруса (150 x 150 или 75 x 75 мм) и досок, одна сторона вольера затягивается металлической сеткой с ячеей 25 x 25 или 50 x 50 мм. Полы в клетках делаются сетчатыми (под сетку вставляется поддон), а в вольерах - цементными, асфальтированными, дощатыми или с естественным покрытием (почва, грунт и т. п.).

3.6. Мелкие млекопитающие содержатся в клетках из сварной металлической сетки с размером ячеи 5 x 5, 10 x 10, 5 x 25 мм, в стеклянных емкостях (аквариумах), в стандартных клетках заводского изготовления и других клетках, обеспечивающих невозможность самостоятельного выхода содержащихся в них животных. Клетки рекомендуется устанавливать на стеллажах на расстоянии не менее 20 см от пола. Все пространство пола в помещении для содержания мелких млекопитающих должно быть свободно и доступно для визуального осмотра (на случай бегства животного) и уборки. На входе в помещение рекомендуется оборудовать дополнительную самозакрывающуюся дверцу высотой 60 - 70 см от пола, плотно прилегающую к косяку основной двери, для пресечения проникновения животных, выбравшихся из клеток, в другие помещения в момент открытия основной двери.

3.7. Средние грызуны, зайцеобразные, хищные млекопитающие содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 25 мм и диаметром прута не менее 5 мм, обтянутой металлической сеткой рабицей с диаметром ячеи не более 25 мм. Все деревянные части вольеры обиваются жестью или железом.

3.8. Волки, рыси, леопарды, дикобразы, водосвинки, бобры, росомахи, гепарды и др. содержатся в сварных клетках и вольерах из решеток с расстоянием между прутьями не более 50 мм и диаметром прута не менее 10 мм. Решетку рекомендуется затянуть приваренной металлической сеткой с ячеей не более чем 25 x 25 мм. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.9. Крупные хищники (медведи, львы, тигры) содержатся в цельнометаллических клетках или вольерах. Расстояние между прутьями решетки должно быть не более 75 мм при толщине прутьев не менее 15 мм. Все открытые (доступные для посетителей) части решетки рекомендуется затянуть металлической сеткой с ячеей не более 15 x 15 мм, приваренной к основной решетке. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.10. При проектировании клеток и вольер для содержания моржей, морских львов, тюленей, слонов, бегемотов, носорогов, тапиров, бородавочников, кабанов, козлов, баранов, крупных антилоп, зебр, жирафов, муравьедов, ленивцев, броненосцев рекомендуется обращаться за консультациями в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.11. Олени и другие некрупные копытные содержатся в вольерах, затянутых металлической сеткой рабицей с ячеей не более 50 x 50 мм. Высота ограждения зависит от вида животного и составляет в среднем 3,0 м.

3.12. Кенгуру содержатся в клетках и вольерах из металлической сетки с ячеей не более 50 x 50 мм. Обязательно наличие теплой дополнительной секции или укрытия, особенно в холодное время года.

3.13. Все обезьяны содержатся в клетках и вольерах, выполненных из металлической сетки или решетки. В качестве каркаса можно использовать деревянные бруски сечением не меньше чем 50 x 50 мм или стальные уголки, швеллеры, тавры и двутавры. Стенки вольеров можно сооружать из плотно пригнанных досок, толщиной не менее 20 мм или кирпича. В зависимости от характера и личностных особенностей обезьяны все деревянные конструкции рекомендуется обить жестью или железом. Пол в вольерах рекомендуется делать цементный или деревянный с водостойким покрытием (например, линолеумом), но так, чтобы внутри вольеры не оставалось швов или выступающих краев, потянув за которые можно было бы оторвать данное покрытие. При клеточном содержании обезьян рекомендуется на расстоянии 10 - 30 см от дна клеток устанавливать сетку с ячеей 25 x 25 мм, а на дно ставить поддон с опилками. При содержании средних и крупных обезьян, а также любых взрослых, половозрелых особей необходимо соорудить дополнительную (перегонную) секцию (см. п. 2.16), в зависимости от характера и личностных особенностей обезьян. При сооружении уличных вольер необходимо использовать сварные металлические конструкции (решетки, арматуру и др.) или деревянный брус с водостойкой пропиткой и сечением не менее чем 100 x 100 мм; для всех обезьян (в уличных вольерах) рекомендуется сетка с ячеей не более 25 x 25 мм.

Мелкие обезьяны (игрунковые, мелкие лемуры, мелкие виды мартышек и макак) содержатся в клетках или вольерах, выполненных из сварной металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм.

Средние обезьяны (крупные виды мартышек, макаки, павианы, мандрилы, гамадрилы, молодые гиббоны) содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 50 мм и толщиной прутьев 3 - 5 мм. В некоторых случаях можно использовать металлическую сетку с ячеей 50 x 50 мм. Сооружение каждой конкретной клетки или вольера зависит от размеров и личностных особенностей обезьяны. При проектировании вольеров для содержания крупных видов человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, орангутаны) рекомендуется обращаться в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.14. Если в Учреждении происходит постоянный приток новых животных, то рекомендуется выделить для них отдельное помещение для временной передержки и адаптации, а также для исключения занесения различных заболеваний.

3.15. Если в Учреждении содержится (или планируется содержание) относительно большая коллекция животных разных видов, необходимо обеспечить качественное и регулярное ветеринарное обслуживание.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразова­тельных учреждениях" СанПиН 2.4.2.1178-02,

Правила по технике безопасности при изучении биологии в образовательных учреждениях утвержденные 22.12.1980 г.

1. Уголок живой природы следует размещать в специальном помеще­нии.

2. Комнатные растения должны располагаться на специальных подставках. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и т. д.).

3. В уголке живой природы, расположенном в помещении образовательного учреждения, допустимо содержать аквариумных рыб, черепах, ужей, ящериц, птиц. Кроликов хомяков, морских свинок следует содержать в особом помещении, расположенном вне здания образовательного учреждения или в отдельном помещении учебного здания.