Интернет магазины: все проблемы решаемы. Как перевозить деньги, чтобы их не украли

План вебинара:

1. Доставка товара силами поставщика или покупателя.

2. Доставка товара привлеченным перевозчиком.

3. Доставка товара экспедиторами.

Мы обсудим очень важный для бухгалтера вопрос – правильное оформление документов по доставке товара. Я хочу отметить, что интерес налоговиков к этой теме только растет. Если прежде во время проверки налоговые инспекторы чаще всего во главу угла ставили вопросы должной осмотрительности по отношению к поставщикам, то на настоящий момент налоговые инспекции и суды все больше внимания уделяют реальности хозяйственных операций.

Реальность операции будем рассматривать на примере поставки товара. Необходимо помнить, что инспекторы могут проверить реальность доставки товара как на этапе покупки, так и на этапе продажи. Вследствие этого я взял за правило лишний раз напоминать клиентам, что необходимо внимательно отслеживать документы, подтверждающие транспортную логистику.

Споры по поводу необходимости обязательного оформления ТТН по форме 1-Т наряду с оформлением ТОРГ-12 давно утихли. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом и создана новая форма транспортной накладной. Она служит исключительно для подтверждения заключения договора перевозки. И хотя арбитражная практика по вопросу применения транспортной накладной пока скудна, от бухгалтеров поступает множество вопросов по применению данных правил и новой формы транспортной накладной. В связи с тем, что старая форма накладной не отменена, многие сомневаются, можно ли применять обе формы. На самом деле позиция Минфина не обязывает применять обе формы, но и не ограничивает применением только какой-то одной (письмо Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498. – Примеч. ред. ). Одна форма не исключает другую.

Однако если компания привлекает стороннего перевозчика, то в обязательном порядке должна быть оформлена транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.

Ситуация № 1. Доставка товара силами поставщика или покупателя

Разберемся, как же все-таки подтвердить реальность операции по поставке товара при разных вариантах доставки ТМЦ. Начнем с ситуации, когда доставка товара осуществляется силами поставщика или покупателя.

Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то покупателю фактически не важно, каким образом поставщик доставит товар. Допустим, поставщик доставляет ТМЦ собственным транспортом, то есть без привлечения стороннего перевозчика. Тогда рекомендованный комплект документов, который должен быть на руках у поставщика, будет следующим:

– договор поставки;

– ТОРГ-12 ;

– доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ;

– путевой лист.

Для чего так важно оформлять доверенность? Конечно, для подтверждения выполнения обязанности по доставке товара. В свою очередь, путевой лист обязателен для подтверждения факта, что водитель действительно выезжал на рейс. Кроме того, путевой лист понадобится для списания в расходы по налогу на прибыль ГСМ.

Почему вообще я акцентирую внимание на правильном комплекте документов у поставщика?

Однодневки

Практика показывает, что инспекторы могут оспорить реальность доставки не только со стороны покупателя, но и со стороны поставщика. По их мнению, недобросовестные налогоплательщики такими операциями пользуются для построения налоговых схем: поставщик поставляет по заниженной стоимости товар, а наценка происходит уже на следующих звеньях цепи. Таким образом, товар реализуется по заниженной стоимости, а налоговая нагрузка падает не на поставщика, а на покупателя товара, которым зачастую выступает однодневка. Налоговики склоняются к тому, что в этом случае поставщик становится выгодоприобретателем, который уклоняется от налогов, занижая цену поставки.

Если доставка осуществляется силами поставщика без привлечения перевозчика, то я рекомендую оформить ТТН по форме 1-Т. Ко всему прочему для компании это будет лишним поводом привлечь водителя к ответственности в случае потери груза. Потому что именно в этом документе отражаются перечень товара, который должен быть доставлен, его стоимость, адрес доставки.

Рассмотрим комплект документов, который должен быть на руках у покупателя:

– договор поставки товара;

– ТОРГ-12;

– копия путевого листа на водителя поставщика;

– доверенность на представителя поставщика, передавшего ТМЦ.

Путевой лист

Копия путевого листа необходима в подтверждение того, что водитель – это действительно водитель поставщика. Если товар будет передан водителем третьего лица, то скорее всего в перевозке задействован перевозчик, и необходимо требовать транспортную накладную.

Один из самых распространенных способов доставки товара – транзитная доставка. Этот способ широко применяем трейдерами, которые перепродают товар по пути его следования. Таким образом, грузополучателем товара является третий или четвертый покупатель в цепочке. Поставщик сразу отгружает товар указанному грузополучателю, минуя покупателя. И само собой, у покупателя будет только ТОРГ-12. Рекомендую оформить ТТН, потому что в форме 1-Т покупатель даже в этом случае будет указан как плательщик за товар. Товарно-транспортная накладная подтвердит реальность поставки. Если же в цепочке движения товара более одного перепродавца, то ТТН по форме 1-Т не поможет.

Случай второй – когда обязанность по доставке лежит на покупателе. Здесь схожий комплект документов, подтверждающих доставку. Однако путевой лист будет оформлять уже компания-покупатель. Путевого листа, наличия водителя и транспортного средства достаточно, чтобы подтвердить реальность доставки. Форму 1-Т оформлять необязательно. Однако этот документ – возможность для компании обезопасить ТМЦ от утери водителем. И еще это дополнительный козырь в случае, если придется доказывать реальность доставки в суде. У поставщика должны быть:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

У покупателя должны быть:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– доверенность на представителя поставщика, передавшего товар;

– путевой лист.

Ситуация № 2. Доставка товара привлеченным перевозчиком

Рассмотрим поставку, которая осуществляется с привлечением стороннего перевозчика. Новую форму транспортной накладной должны подписывать перевозчик и заказчик перевозки. Поэтому я рекомендую при оформлении транспортной накладной в договоре о перевозке указывать обязанность перевозчика по заполнению транспортной накладной в полном объеме . Это упрощает документооборот, особенно при нахождении перевозчика в регионе.

Комплект документов у поставщика, который является заказчиком перевозки:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– договор перевозки, при его наличии;

– заказ или заявка на перевозку;

– транспортная накладная (по форме 1-Т до 25 июля 2011 года и по новой форме с 25 июля 2011 года);

– копия доверенности на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ.

Поставщик должен подтвердить, что он заказал перевозку, предъявить транспортную накладную, по которой перевозчик забрал у него груз для передачи на склад покупателя. Необходима копия доверенности на представителя грузополучателя, подтверждающая, что груз был передан именно уполномоченному лицу покупателя или грузополучателя.

Комплект документов покупателя аналогичный. За исключением договора перевозки – его не будет, потому что заказчиком перевозки покупатель не является. У покупателя будет экземпляр транспортной накладной. Напомню, что транспортная накладная должна быть оформлена минимум в трех экземплярах.

Если покупатель не является грузополучателем товара, то транспортной накладной и путевого листа у него не будет. В данном случае я рекомендую обязательно запросить копию транспортной накладной у поставщика. Такой документ подтвердит факт доставки товара грузополучателю.

Не забывайте, что по новым правилам перевозки грузоотправитель вправе от водителя потребовать путевой лист при получении груза . Поэтому водитель должен такой документ иметь на руках всегда. А у представителя покупателя всегда должна быть доверенность.

Если обязанность по доставке лежит на покупателе, то комплект документов покупателя складывается из:

– договора поставки;

– ТОРГ-12;

– договора перевозки, при его наличии;

– заказа или заявки на перевозку;

– транспортной накладной (по форме 1-Т до 25 июля 2011 года и по новой форме с 25 июля 2011 года);

– доверенности на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

Комплект документов поставщика формируется аналогично. За исключением договора перевозки и заявки на перевозку.

Легко запомнить, что во всех случаях, когда привлекается сторонний перевозчик, транспортная накладная должна быть оформлена в обязательном порядке.

Ситуация № 3. Доставка товара экспедиторами

Отдельная история у компаний складывается с договорами транспортной экспедиции. Проблема в том, что экспедиторские услуги находятся на стыке посредничества и возмездного оказания услуг. Закон не предъявляет обязательных требований к наличию акта оказанных услуг, отчета экспедитора, транспортных накладных.

Тем не менее базовыми документами у поставщика, подтверждающими, что экспедитор выполнил свои обязательства, являются:

– договор поставки;

– ТОРГ-12;

– договор транспортной экспедиции;

– поручение экспедитору;

– экспедиторская расписка;

– акт оказанных услуг.

Экспедиторская компания не обязана предоставлять акт или транспортную накладную, подтверждающую, что груз передан покупателю. Если экспедитор своими силами осуществляет перевозку, то наличие транспортной накладной обязательно, так как в данном случае экспедитор выступает перевозчиком, а не посредником.

Если обязанность по доставке лежит на поставщике, то договор транспортной экспедиции он и должен заключать.

Покупатель может вообще не знать, что поставщик для доставки привлекает экспедитора. В любом случае у покупателя, как у грузополучателя, в обязательном порядке должна быть оформлена транспортная накладная.

Если же покупатель является заказчиком перевозки, необходимо проверить наличие:

– договора поставки;

– ТОРГ-12;

– договора транспортной экспедиции;

– поручения экспедитору;

– экспедиторской расписки;

– акта оказанных услуг;

– транспортной накладной (по форме 1-Т до 25 июля 2011 года и по новой форме с 25 июля 2011 года).

Если экспедитор не предоставил транспортную накладную, рекомендую ее все-таки потребовать. Это предотвратит возможный конфликт с налоговой инспекцией.

О вебинаре

Место проведения: г. Москва

Тема: «Налоговые риски и контроль в торговле: актуальные вопросы и судебная практика»

Длительность: 2 часа

Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват

В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП.

Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо - водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром.

Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии.

Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить.

На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить. В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль. Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины - это обычный риск предпринимателя.

Перевозчик не отвечает за повреждения, если груз был плохо запакован

Грузоотправитель передал товар в бракованной упаковке. Из-за этого в пути часть груза испортилась. За такой недостаток товара перевозчик ответственности не несет. Здесь работает правило: компания, которая занимается перевозкой, не должна возмещать убытки за утрату, недостачу или порчу товаров, если отправитель плохо упаковал груз.

Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах. В дороге один автомобиль получил повреждения - в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону перевозчика. Транспортная компания доказала, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения.

По общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если только в договоре стороны не прописали обязанность перевозчика упаковать товар. Отправитель обязан подготовить товар таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза.

Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб

Если ущерб грузу нельзя определить точно, перевозчик все равно обязан его возместить. Конкретную сумму должен указать суд.

Президиум ВС привел пример. Перевозчик не доставил груз, отправитель потребовал возместить убытки. Первая и апелляционная инстанции решили, что стоимость груза установить невозможно. Чтобы доказать цену товаров, отправитель представил договор поставки запчастей с третьим лицом и товарную накладную. Но в перевозочных документах ссылки на них не было. Суды отказали истцу.

Кассация встала на сторону грузоотправителя. Если в транспортных документах не указана стоимость груза, это не освобождает перевозчика от ответственности. Суд обязан определить размер убытков с учетом всех обстоятельств дела.

Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности

Если отправитель груза по железной дороге занизил массу товара, перевозчик вправе взыскать с него неустойку. Перевозчик вправе сделать это в двух случаях - если из-за искажения уменьшилась стоимость перевозки или вагон был перегружен. Отправитель может не платить штраф, если докажет, что масса груза искажена с учетом допустимой погрешности.

Например, перевозчик принял к перевозке вагон с распиленными бревнами. Отправитель определил массу груза по обмеру. На станции отправления перевозчик взвесил вагон на контрольных весах и решил, что груз весит больше. Перевозчик потребовал неустойку.

Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра - допустимая погрешность при взвешивании груза.

Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно. Допустимая погрешность - не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.

Суд вправе снизить размер штрафа за неверно указанную массу груза

Если отправитель занизил массу груза за рамками погрешности, придется платить неустойку. Размер неустойки - пятикратная плата за перевозку. Но суд может уменьшить штраф, если сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Грузоотправитель неправильно указал в транспортной накладной массу груза. В результате была не только искажена реальная масса товара, но и превышена предельная грузоподъемность вагона. За каждое из этих двух нарушений перевозчик решил взыскать санкции с отправителя. Он подал иск о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона и за искажение сведений в транспортной накладной - всего 897 тыс. руб. Ответчик попросил снизить неустойку.

Суды удовлетворили исковые требования частично и снизили неустойку до 538 тыс. руб. Они приняли доводы ответчика о том, что перевозчик не понес убытки из-за перегруза, а излишки товара выгрузили сразу после перевески.

Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит

Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие - если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика.

Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции. Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом. В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании.

Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция.

Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными. На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя. Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.

Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя

С экспедитора нельзя взыскать убытки за утрату, недостачу или порчу груза перевозчиком, если по договору он является лишь агентом отправителя. Из этого правила есть исключения: экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.

Отправитель может приостановить срок исковой давности, если направит претензию

Время на претензионный порядок не засчитывается в срок исковой давности. Президиум Верховного суда привел в качестве примера дело, в котором перевозчик потерял груз. Отправитель предъявил претензию, но она осталась без ответа. Через некоторое время компания обратилась в суд с иском.

Первая инстанция удовлетворила требования истца. Апелляция отменила это решение. Суд заметил, что время предъявления претензии входит в срок исковой давности, не приостанавливает и не продлевает его. Кассация не согласилась с апелляцией и оставила в силе решение первой инстанции.

Суд указал, что стороны пытались урегулировать спор во внесудебном порядке, который предусмотрен законом. Это значит, что срок исковой давности приостанавливается на срок урегулирования спора, который указан в законе, а если такого срока нет - на шесть месяцев со дня начала процедуры.

Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок

Экспедитор обязался доставить груз. Для этого он привлек стороннюю фирму - перевозчика. В результате ДТП часть груза была повреждена. Экспедитор возместил клиенту ущерб, после чего направил перевозчику претензию с требованием возместить реальный ущерб от несохранной перевозки.

Перевозчик отказал, поскольку с момента утраты груза прошло полтора года. По закону срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год. Его надо исчислять со дня признания груза утраченным.

Экспедитор пошел в суд. Первая инстанция встала на его сторону, но апелляция и кассация поддержали перевозчика. Суды исходили из того, что сокращенный срок исковой давности и момент его начала установлены в транспортных уставах и кодексах. Эти сроки не могут произвольно продлеваться в зависимости от действий истца.

Вконтакте

Дата: 17.06.2016

Какой способ оплаты самый безопасный?

Наш магазин предлагает на выбор клиенту множество вариантов оплаты заказа: это и наложенный платеж , и платеж в банке по реквизитам, и оплата пластиком .

У каждого из вариантов оплаты есть как сильные, так и слабые стороны. Например, банковский платеж может поступать на счет получателя не сразу, а только через сутки. Пластиковой карты может не оказаться под рукой. А наложенный платеж принимают не при всех способах доставки.

Однако, каждый из способов оплаты, предложенных нами, обладает самыми важными качествами: надежность и безопасность.

    Оплачивая товар в банке по реквизитам продавца , клиент получает платежный документ, который подтверждает проведенную операцию и может быть использован как официальное доказательство денежного перевода. Этот вариант особенно удобен тем, что гарантом безопасности выступает банк, принимающий деньги. Опасность мошенничества и попадания данных плательщика в руки третьих лиц здесь полностью исключена. Данный вид оплаты - общепризнанно самый надежный и безопасный . При этом платеж можно осуществить не только у операционистов банка, но и в любом банокмате. Учитывая то, что большинство банкоматов оборудованы QR-сканерами, платеж по реквизитам производится очень быстро. Не нужно долго вводить и сверять данные по платежу - достаточно просто считать QR-код с платежного поручения, и данные введутся автоматически.

    Оплата картой на сайте осуществляется с использованием общемировых стандартов безопасности и проверки подлинности личности плательщика. В частности, многие платежные системы сверяют платежи при помощи технологии 3D secure, когда проверка плательщика происходит при помощи кода по смс. При этом данные покупателя нигде не сохраняются, а вся обработка операций происходит на серверах платежной системы. Этот способ оплаты будет удобен тем, кому привычнее оплачивать покупки, не выходя из дома. А время поступления платежа в данном случае - самый быстрый.

    Наложенный платеж чаще всего выбирают клиенты, для которых привычнее расплатиться непосредственно при получении товара. Схема наложенного платежа максимально прозрачна - покупатель отдает наличные и сразу получает заказ лично в руки. Платежная операция официально подтверждается кассовым чеком или товарной накладной.

Почему нельзя просто перечислить деньги по номеру карты?

Нередко наш магазин сталкивается с вопросами от клиентов, почему не принимаются денежные переводы на пластиковую карту. Логика покупателя вполне понятна: перечислить деньги, введя номер карты в банкомате, для многих более привычно, чем денежный перевод по реквизитам или оплата картой в интернете. Но при всем своем удобстве данный способ оплаты обладает рядом значительных изъянов. Наиболее очевидные из них: это незаконно , небезопасно и исключает любые гарантии для покупателя.

Оплата заказа путем перечисления денег на пластиковую карту является незаконной. Формально пластиковая карта всегда привязана к частному лицу. Да, эта карта может принадлежать продавцу. Да, технически продавец получает деньги за товар. Однако, согласно законодательству РФ, при оплате заказа денежные средства должны поступать на расчетный счет магазина. А значит - организации. А значит - юридического лица. Законный платеж должен облагаться налогами, а перевод денег частному лицу уплату налогов не подразумевает. Соответственно, перевод оплаты на карту частного лица - преступление , а проведение такого рода платежей оборачивается судебным разбирательством.

Также, при переводе денег на карту продавца, нельзя рассчитывать на безопасность платежа. Не будет преувеличением сказать, что клиент переводит деньги в никуда. Если после платежа плательщик сталкивается с недобросовестным продавцом, то даже обращение в полицию будет проблемой - номера карты и имени держателя недостаточно для приема заявления. И в случае мошеннических операций даже банк не будет в состоянии помочь - заморозка средств на счету злоумышленника доступна лишь до того момента, пока деньги не обналичены. А мошенник наверняка обналичит их сразу при поступлении платежа. Будьте бдительны! Данный способ оплаты - находка для мошенников !

Еще одна немаловажная деталь - перевод на карту частному лицу не оставляет никаких гарантий плательщику. Формально клиент не получает ни чека, ни иных платежных документов, подтверждающих то, что оплата заказа по факту состоялась, а деньги поступили на счет продавца. Таким образом, сам факт покупки не получает документального подтверждения, а это означает, что продавец свободен от всяких обязательств. В случае, если плательщику потребуется вернуть товар, или произвести гарантийное обслуживание, продавец вправе отказать ему - ведь какие-либо документы, подтверждающие сделку между организацией и клиентом - отсутствуют. В случае перевода средств на карту частному лицу продавец ничего не должен клиенту .

Какой бы удобной не казалась операция оплаты, никогда нельзя забывать о том, что она должна быть надежной и безопасной. Многим встречаются недобросовестные продавцы, которые могут воспользоваться неграмотностью клиента и предоставить некачественный товар, или отказаться от гарантийного обслуживания, а то и вовсе исчезнуть с полученными деньгами. И чтобы обезопасить себя, важно беречь свои персональные данные и проводить платежи исключительно безопасными способами - зная все реквизиты продавца и с привлечением систем безопасности банков или платежных систем.

Оплата пластиковой картой в интернете или банковский платеж дают клиенту гарантии, что в случае некачественного обслуживания он может использовать данные продавца для обращения в суд. В случае же прямого перевода денег на карту продавца можно быть уверенным на девяносто процентов: деньги не вернут.

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

21.09.2015 - 29.09.2015

Считаем «прибыльные» доходы и расходы

Доставка товара покупателю за счет продавца

Надежда:

— Поставщик пользуется услугами сторонних организаций для доставки товара Покупателю. Перевозчик предъявляет счет на оплату Поставщику, который принимает себе в расходы стоимость услуг. Покупателю Поставщик товара выдает товарную накладную, с/ф в которой отдельной строкой прописана Автоперевозка и акт на услугу по доставке товара. Отражает в доходах. Вопрос: Верна ли схема отражения в учете или Поставщик товара Обязан перевыставлять услуги по доставке Покупателю с предоставлением документов от перевозчика.

«Главная книга»:

— Все зависит от того, каковы у вас условия договора с покупателем. Исходя из текста вопроса, вероятно у вас в договоре просто сказано, что покупатель возмещает вам транспортные расходы.
В плане учета по налогу на прибыль у вас проблем нет. Полученная от покупателя сумма в возмещение транспортных расходов - это доход (ст. 248, 249, 271 НК РФ, Письмо УФНС по г. Москве от 31.08.2012 № 16-15/081942@). А предъявленная вам перевозчиком стоимость услуг перевозки - это ваш расход (ст. 252, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Но в этом случае документы у вас составлены неверно. Поскольку вы сами услуги по доставке не оказываете, то вы не можете указывать их отдельной строкой в товарной накладной и в счете-фактуре.
Кроме того, и для вас, и для покупателя это невыгодно в плане НДС. Подробнее об этой проблеме вы можете прочитать в статье «НДС при возмещении транспортных расходов», опубликованной в ГК, 2015, № 14, с. 83.
Наиболее выгодными вариантами являются включение стоимости доставки в цену товара или заключение с покупателем агентского договора, по которому вы как поставщик организуете доставку товара для покупателя и за его счет.

Мы поставляем товар своим клиентам на их торговые точки, некоторые клиенты расчитываются с нами наличными сразу при приёмке товара. Выдавать водителю чек ККМ и квитанцию ПКО, вместе с комплектом первичных документов на отгрузку, мы не может, клиент может не оплатить нам товар, или оплатить его в меньшей сумме. Покупать каждому экспедитору (9 человек) переносные ККМ нет возможности и смысла, так как такие расчеты единичные. Наряд водитель-экспедитор сдаёт утром следующего дня, в связи с тем что когда он возвращается на склад, кассир уже не работает. Можно ли для расчетов с такими клиентами, выдавать нашим водителям-экспедиторам доверенности на получение денежных средств от покупателей, а пробивать чек ККМ выписывать ПКО следующим утром, и передавать эти документы клиентам со следующими поставками? В выходные дни (Сб и Вс) наличку оприходуют операторы, а не кассир. Пробивают чеки на той же ККМ, но оприходуют их в другую кассу организации. А в понедельник перемещаем деньги из "2-й кассы" в основную кассу организации. Подскажите сколько в этом случае вести Журналов-кассира операциониста, 1 или 2? Подскажите как нам правильно организовать наличные расчёты с покупателями.

В данной ситуации при приеме наличных денег от покупателя более правильным будет использовать портативную кассу, так как имеются официальные разъяснения Минфина о том, что выбивать чек заранее недопустимо, а не пробивать чек при приеме наличных запрещено. Следовательно, чтобы избежать возможных споров с налоговыми органами, кассовый чек необходимо выдавать в момент оплаты товаров. Водитель принимает деньги от покупателя и выдает ему чек и товар. Следует учесть, что при таком варианте работы водитель должен сдавать выручку в главную кассу организации в тот же день, когда пробиты чеки. Также обязанность водителя принимать наличные и ответственность за и сохранность нужно отразить в трудовом договоре с сотрудником или установить дополнительным соглашением к трудовому договору. Также следует учесть, что хранение денег вне основной кассы при проведении проверки также приведет к спорам с контролирующими ведомствами. Журналы кассира – операциониста ведутся по количеству операционных касс в организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как документально оформить продажу товаров оптом

Доставка транспортом продавца

Товар может быть доставлен на склад покупателя собственным транспортом продавца за дополнительную плату. В этом случае продавцу нужно выписать следующие документы:

  • счет-фактуру, если продавец является плательщиком НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ);
  • товарную накладную (например, по форме № ТОРГ-12);

В случае доставки груза сторонней транспортной организацией заключите с ней договор перевозки груза, составив транспортную накладную (ч. , ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).*

п. 1 ст. 81 НК РФ).

подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3

строке 041 .

п. 1 ст. 81 НК РФ частью 1 .

пункта 5

(абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

форма

Постановления ФАС , , ).

2.

пункте 3 пункте 24 Минфина России и .

Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769 , ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406 . Свою позицию представители налоговой службы обосновывают постановлением Верховного суда РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4 и техническими требованиями к ККТ. Дело в том, что ККТ, включенная в Государственный реестр, должна иметь встроенные часы, погрешность которых не должна быть больше пяти минут (разд. 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г. № 2/56-2000). Большие расхождения считаются нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. , и Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).*

Следует отметить, что ранее налоговое ведомство придерживалось другой точки зрения. В письмах ФНС России от 6 мая 2013 г. № АС-4-2/8265 и от 1 февраля 2012 г. № АС-4-2/1503 говорилось, что напечатать чек ККТ можно заранее: в день покупки, но до получения оплаты за доставленный товар. Правонарушение, за которое продавца можно было бы привлечь к административной ответственности, в этом случае не возникает. Правомерность прежней позиции налоговой службы подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 2858/05 , ФАС Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. № Ф03-А51/07-2/2821 , ,

, от 9 июня 2009 г. № 03-01-15/6-293 , УФНС России по г. Москве от 24 апреля 2012 г. № 17-26/037701 .

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: В каких случаях нужно применять кассовый аппарат при расчетах наличными

Кто должен применять ККТ

Организации, осуществляющие деятельность по приему платежей от граждан в адрес третьих лиц (платежные агенты, банковские платежные агенты) обязаны применять ККТ в любом случае (п. 4 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Применять ККТ организации обязаны вне зависимости от того, направлена их деятельность на извлечение прибыли или нет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 .

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776 .

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Организация не обязана подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если суммы налога на имущество (транспортного или земельного налогов) были уменьшены при следующих обстоятельствах:

  • организация подала уточненную декларацию на уменьшение налога;
  • налог был начислен в излишнем размере;
  • завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

Следует отметить, что, принимая такое решение, Президиум ВАС РФ отменил решения трех нижестоящих инстанций. По сути постановление от 17 января 2012 г. № 10077/11 является прецедентным. В нем сказано, что ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08 , постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27-14687/2010 , Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31-436/2008-26 , Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26-3723/2007).

Ситуация: нужно ли применять ККТ при дистанционной торговле (продажа товаров через Интернет, телемагазины и т. п.). Товары покупателям доставляют курьеры

При поступлении оплаты за товары наличными деньгами применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки необходимо. При расчетах за товары платежными картами применять ККТ и выдавать кассовый чек организация должна, только если платеж проводится через POS-терминал.*

Закрытый перечень операций, в которых можно принимать наличные деньги без применения ККТ, приведен в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Дистанционная торговля в этот перечень не входит. К разносной мелкорозничной торговле продажа товаров через Интернет, телемагазины и т. п. не относится. Это следует из определения мелкорозничной торговой сети, которое приведено в пункте 24 ГОСТ Р 51303-99. Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации (предприниматели) обязаны применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки. Такой вывод подтверждается в письмах и УФНС России по г. Москве от 24 апреля 2012 г. № 17-26/037701 .

При этом не допускается, чтобы кассовый чек печатался заранее. Расхождение между реальным временем покупки и временем, указанным в кассовом чеке, не должно превышать пять минут. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769 и, Северо-Западного округа от 19 июня 2007 г. № А13-2100/2007 , Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2007 г. № Ф08-136/2007-71А). Тем не менее, чтобы избежать возможных судебных разбирательств, следует иметь в виду, что при дистанционной торговле кассовые чеки нужно пробивать непосредственно в момент передачи товаров покупателям.

При расчетах за товары платежными картами применять ККТ и выдавать кассовый чек нужно, только если платеж проводится через POS-терминал (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Так, не нужно выдавать кассовый чек, если покупатель оформляет заказ в Интернете и оплачивает его через электронную платежную систему:

  • вводит данные своей платежной карты;
  • использует электронный кошелек.

При таком варианте оплаты подтверждением совершения торговой операции будет специальный документ (на бумажном носителе и (или) в электронной форме).

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 28 августа 2009 г. № 03-01-15/9-432 , от 9 июня 2009 г. № 03-01-15/6-293 , УФНС России по г. Москве от 24 апреля 2012 г. № 17-26/037701 .

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

С уважением,

Надежда Полякова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».