Иконы умиление. Икона «Умиление Пресвятой Богородицы»: история и значение образа

В православной вере почитается много икон Пресвятой Богородицы. Чаще можно встретить святыни, где Богоматерь держит на руках младенца.

Но есть светлый образ Девы Марии, изображённый ещё накануне рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения.

Скоро пойдёт она к Елизавете, двоюродной сестре, которая скажет слова, ставшие гимном Богоматери: «Богородица дева, радуйся!». Эту песнь Ей мы поём до сего дня.

Как же выглядит образ Пресвятой Богородицы «Умиление», в чем он помогает, поговорим в данной статье.

Образ Богоматери Умиление

Существует целый иконографический ряд святых образов Богоматери, объединённых под одним названием - «Умиление». Но самая известная из них - это икона «Радость всех Радостей», где дева Мария запечатлена в самый счастливый момент, когда архангел Гавриил принёс благую весть о том, что Ей предстоит родить сына Божьего. Руки Богородицы скрещены в молитвенном жесте, голова чуть наклонена, а глаза полуопущены. Такой лик олицетворяет умиление.

История иконы «Радость всех Радостей»

История иконы Умиление Пресвятой Богородицы насчитывает несколько веков. Первоначальный образ Богородицы «Умиление» был нарисован на холсте, прикреплённом к тонкой доске из кипариса. Эта икона принадлежала Преподобному старцу и чудотворцу Серафиму Саровскому (1759-1833), покровителю и создателю Дивеевской обители. Святой Серафим был прославлен церковью в 1903 году благодаря императору Николаю II и до сих пор является наиболее почитаемым в истории Русской Церкви подвижником православия.

В своей отшельнической жизни Серафим Саровский никогда не разлучался с ликом Богоматери «Умиление», который называл «Радостью всех Радостей» и носил везде с собой в заплечной котомке. Немало чудес принесла та старинная святыня. Даже лампадное масло, находящееся возле лика, обладало целебными свойствами. Преподобный чудотворец смазывал им хворых паломников, что текли к нему рекой за помощью, произносил молитвы к иконе «Умиление», и это помогало выздоровлению.

После своей кончины старец завещал передать любимую святыню Дивеевским сёстрам, где она и находилась более 150 лет. Серафимо-Дивеевская икона считается одним из главных образов, запечатлевших лик Божьей Матери, ведь он свидетельствует о скором рождении сына Бога, Иисуса Христа. Светлый образ пронизан радостью и кротостью, именно такими чувствами, которые испытывала Богоматерь в тот счастливый момент.

История написания и автор оригинала Серафимо-Дивеевского образа неизвестны, а происхождение иконы датируется годами жизни Серафима Саровского, то есть концом XVIII века. После кончины старца, образ хранился в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря. Там построили специальный придел, а под саму икону была вырезана нарядная божница со стеклом (киот). В обители существовала традиция, когда все насельницы во время богослужения вставали за этим киотом с ликом Богородицы. В 1902 году для этой иконы Николай II сделал бесценный дар в виде золочёной ризы и серебряной лампадки.

А в 1991 году подлинная святыня «Умиление» была передана в ведение Московской патриархии и находится в патриаршей резиденции до сих пор. В Дивееском же монастыре вместо оригинала была оставлена точная копия чудотворного образа. Но каждый год в день Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого поста) из Патриаршей церкви подлинник переносится на всеобщее поклонение в Богоявленский (Елоховский) собор. Последние 70 лет именно Богоявленский кафедральный собор является сердцем православной России, центром её духовной жизни.

Увидеть чудесный образ «Умиление», приложиться к любимой иконе Серафима Саровского раз в году могут все желающие.

Другие известные образы Умиление

Со временем с подлинника было сделано большое количество копий, на которых дева Мария изображена по пояс, со сложенными крестообразно руками, чаще всего в голубом покрове. Над головой Девы записаны слова из акафиста - «радуйся невеста неневестная». Изображения говорят о всепрощении и вечной жизни, о смерти во имя любви и спасении всего человечества. Господь уже идёт на землю, чтобы искупить мирские грехи. Известно, что некоторые из этих копий также обладают чудодейственными свойствами, как и оригинал.

Но помимо самой известной «Радости всех Радостей», существует множество образов с изображением Богоматери, под общим названием «Умиление». Есть иконы, где дева Мария изображена не одна, а с младенцем на руках, а её голова с любовью наклонена в его сторону. Маленький Христос тянет к Богородице ручки и приникает щекой к её щеке. Эти святыни пронизаны такой теплотой, какая может быть только между матерью и дитя. Поэтому такие лики тоже относятся к иконографическому образу «Умиление».

В Православной церкви почитаемы несколько видов икон Богородицы. Умиление, от греческого слова «Елеус», означает милосердная, умилившаяся. Иконы из разряда «Елеуса» изображают Богоматерь именно с младенцем на руках. Вот некоторые из них:

Появилась локотская икона совершенно случайно, когда была замечена на календарях, продающихся в обычном магазине, жительницей посёлка Натальей Шишковой. Она сказала продавщице, что негоже так обращаться с фотографиями, на которых есть Богоматерь. На это продавщица ответила, что календари устарели и их всё равно придётся выбросить.

Наталья, истинная верующая христианка, купила два оставшихся календаря с ликом Богородицы, обрезала ненужные даты и развесила эти иконы «Умиление» (фото) в своём доме. Однажды, читая в тишине церковную книгу, женщина почувствовала приятный аромат, но не придала этому значение. А несколько минут спустя, увидела на образе масляное пятно, от него и шло благоухание.

Она посоветовалась со священником местной церкви, который подтвердил частые случаи мироточения образов, находящихся не в храме. Тем временем ароматное мироточение всё увеличивалось, и вскоре мирра потекла с фотографии на стену.

А в праздник великой Пасхи в доме Натальи замироточили все иконы, которых у неё было довольно-таки много. После этого было решено перенести образ в оклад. Сняв его со стены, хозяева с удивлением обнаружили, что мирра покрыла не весь лист, а только лик Божьей Матери. Благоухающее масло пропитало бумагу и с обратной стороны, где проступил образ Всецарицы, а остальная поверхность календаря была сухой. Так появился двойной лик, а икона стала называться двухсторонней.

А ещё по прошествии некоторого времени заметили, что от этого образа происходят исцеления. В дом стали приезжать люди, читать молебны и акафисты. За минувшие годы локотская икона участвовала не раз в крестных ходах. С нею было пройдено по разным городам Руси более 13 тысяч километров и на всём пути шествия мироносный лик Богоматери помогал страждущим справляться с жизненными невзгодами, давал верующим исцеление, а взоры неверующих обращал к Богу.

  • Псково-Печёрский образ «Умиления» , являющийся копией иконы Владимирской Божьей Матери, был написан монахом Арсением Хитрошем в 1521 году. В Псково-Печёрскую обитель икону взял в 1529 году игумен монастыря, преподобный Корнилий. Образ прославился тем, что защищал Псков в 1581 году, когда польский король Стефан обстреливал город огненными ядрами. Один снаряд угодил прямо в икону «Умиление», которую жители крепости вывесили на вершину стены, как единственную Защитницу. Но святыня чудесным образом не пострадала.

Этому же образу присваивается заслуга, когда в 1812 году был отбит у войска Наполеона Бонапарта город Полоцк. Победу русские солдаты и командиры относят именно к помощи чудесной иконы «Умиление».

Известны и другие истории этого образа, связанные с чудодейственными исцелениями от разных недугов, в том числе от слепоты.

На Псково-Печёрском образе Богородица держит маленького Иисуса, прижимающегося к материнской щеке.

Это символизирует бесконечную связь детей и родителей, великую силу сыновней любви.

К такому же типу (Елеус) относятся лики Богородицы:

  • Донской;
  • Владимирской;
  • Ярославской;
  • Гребневской;
  • Почаевской.

Существуют и менее известные разновидности ликов Божьей Матери «Умиление», например «Взыграние Младенца», которая тоже относится к типу «Елеус». Много веков радуют православных своей помощью все эти святыни, неся в образе Богородичной иконы умиление и значение.

Образ Божьей матери Умиление




Помощь святыни

Значение иконы «Умиление» важно для всех. Но в основном образы Божьей Матери принято считать женскими заступницами. Обращаются к святому лику женщины, матери и незамужние девушки . Просят поддержки у Богородицы и мужчины, призывая Её о помощи, вспоминая о своей матери. Икона всем обязательно поможет, надо только верить, и чем сильнее будет вера, тем скорее придёт желаемое .

О чём молятся иконе

Умиление - воплощение самой чистоты, целомудрия и сдержанной радости . Возвышенный образ Богородицы почитается в народе, особенно девицами . Дева Мария может выступать в их искренних молитвах:

  • помощницей в выборе жениха;
  • нравоучительницей целомудрия;
  • наставницей чистых помыслов для неокрепшего девичьего сердца;
  • руководительницей в выборе жизненного пути.

Молятся перед Ней женщины:

  • о крепком браке;
  • желанном зачатии дитя;
  • благополучном родоразрешении.

Чудотворный образ помогает страждущим:

Сегодня многие рукодельницы вышивают своими руками образ «Умиление». Во время этой работы рекомендуется искренне молиться. Известны случаи, когда женщины, которые не могли зачать, после завершения образа узнавали о том, что беременны. А вышитая картина играет ту же роль, что и церковная икона, на которую теперь можно молиться дома.

Основным образом «Умиление» считается Серафимо-Дивеевская икона. Её почитают и устраивают празднование каждый год, 28 июля и 9 декабря . Другие лики Богоматери также почитаются в каждом городе, во всех церквях и храмах:

Кроме этих дней, каждое воскресенье, перед началом службы, все храмы проводят Параклис Божьей Матери (церковные песнопения в Её честь).

Молитвы пред образом Богоматери

Лик Богородицы «Умиление» показывает всем, что любые новости или испытания необходимо встречать со смирением, проявляя кротость и покорность. Отцы и матери обращаются всем сердцем к Богородице с просьбой, чтобы их дети были здоровы и счастливы.

Молитва 1

О, Пресвятая Госпожа, Богородица! Прими мои недостойные молитвы, сохрани от наветов злых и от напрасной смерти, подай радость и в печали место даруй. Избави нас, о Владычица, от всяческого зла, помоги нам, грешным рабам Твоим, защити и встань в своём пришествии за нас пред Сыном Твоим и Христом Богом, и наследниками Их быть нас сподоби, чтоб достичь Царствия Небесного и извечной жизни, со всеми святыми в бесконечные века. Аминь.

Молитва 2

Прими, Пречистая Госпожа, Владычица, сии честные дары, Тебе единственной принесённые от нас, недостойных рабов Твоих. От всех родов избранная, всех тварей земных и небесных высшее явление, будь с нами, Сына Божьего узнавшая и сподобившаяся видеть святое Тело Его и пречистую Кровь Его; тем же свята Ты в родах родов, Богоблаженная, херувимов светлейшая и серафимов честнейшая, сущая Матерь Божья.

И ныне воспетая Пресвятая Богородица, не перестань молиться о нас, недостойных рабах Твоих, избавь нас от всякого совета лукавого и всякого злого обстоятельства, и сохрани нас невреждёнными от ядовитого намерения дьявольского; до конца молитвами своими нас соблюди, яко Твоим заступлением и помощью спасаемся. Слава Тебе, хвала, поклонение и благодарение за всё. Просим у Троицы Единой, Бога и всех Святых, и к Создателю взываем, ныне, присно, и во веки веков. Аминь.

Речь в статье пойдет об иконе Божией Матери Умиление, о чем молятся перед ней верующие и какое уникальное значение для всего мира она имеет. На ней изображена Дева сразу после Благой Вести, когда архангел Гавриил явился к ней и сообщил, что она станет Матерью Бога. Этот момент запечатлел начало Боговоплощения, отсюда начинается исполнение обещания о спасении всего человечества. Господь уже пришел на землю, чтобы явить свою любовь и искупить грехи мира.

«Умиление» – не просто икона, это свидетельство. О вечной жизни, о всепрощении. Образ предвозвещает крестную смерть во имя бесконечной любви.

Описание иконы Умиление: виды

В этой статье вы узнаете о Серафимо-Дивеевской иконе Умиление. Но помимо самой известной «Радости Всех Радостей», существует целый иконографический тип икон под общим названием «Умиление». Познакомимся с ними кратко.

Иконы «Умиление» (Елеуса) – одни из основных типов изображения Божией Матери. Есть множество традиционных икон, основной отличительной чертой которых является письмо Богородицы со Христом на руках, где они прижимаются друг ко другу щеками. Что и есть иконографический тип Умиления в традиционном варианте. Этот символ означает отсутствие расстояния между Богом Сыном и Его Матерью и бесконечную любовь между ними. Прославленные иконы Божией Матери этого типа следующие:

  • Новгородская;

  • Псково-Печерская;

  • Владимирская;

  • Феодоровская;

  • Донская;

  • некоторые другие.

Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также.

Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» — говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.

Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.

Серафимо-Дивеевская икона Божьей Матери Умиление: значение

Серафимово Умиление — одно из самых трогательных изображений Пресвятой Богородицы. Здесь она изображена как бы одна, но памятуя, чему посвящено событие, мы знаем, что это не так. Сын незримо присутствует и отражается в ее лице божественными чертами — кротостью, целомудрием, тихим светом.

Сложно даже догадаться, что в этот момент чувствовала Божия Матерь: на иконе мы видим ее опущенный взор. Крестообразно сложенные руки на груди символизируют невыразимую Тайну, предвозвещают крестную жертву. Глава — в умиленном полунаклоне. Изображение слов вокруг венца: «радуйся, Невеста Неневестная».

Несколько выразительнейших штрихов изобразил неизвестный иконописец на полотне. И штрихи эти прекрасно передали суть: перед нами Божия Матерь в свой самый волнительный момент, сразу после Благовещения. Скоро пойдет она к Елизавете, и двоюродная сестра скажет ей слова, которые станут гимном к Божией Матери: «Богородице дево, радуйся!..». И Дева ответит: «Величит душа моя Господа…», — эту Песнь ей мы поем до сего дня. Кульминация события. Человечество дозрело до принятия Сына Божия, и вот, Он с нами.

Чудотворения Иконы Божьей Матери Умиление

Беря свое начало из рук преп. Серафима этот образ вот уже несколько веков радует нас своей помощью. Чудотворения продолжаются и сегодня. Известна современная икона Божией Матери «Серафимово Умиление», названная Локотской, по месту обретения в п. Локоть, Брянской области. Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. Есть многочисленные свидетельства, что перед образом исцеляются телесные и душевные болезни. Появилась она тоже чудесно. Одна женщина увидела на прилавке в магазине бумажный календарь Богородицы, лежащий в небрежении. Оказалось, что календарь просрочен и продаже не подлежит. Опасаясь за судьбу, которой может подвергнуться святой Лик, женщина взяла образ домой. Со временем он начал мироточить, потом произошли чудеса и исцеления. Следом, в доме женщины замироточили все иконы. На бумажной иконе «Умиление» образовался еще один Лик, с другой стороны. Икону можно найти и сегодня. Ее хранительница, Наталья Шишкова, уже более 10 лет принимает у себя паломников.

По ее словам, молитва перед иконой Божией Матери Умиление помогает исцелять тяжелые болезни и справляться с жизненными трудностями.

Икона Божьей Матери Умиление: в чем помогает и о чем молятся верующие?

Серафимово Умиление – воплощение чистоты и сдержанной радости. Один из наиболее возвышенных образов Богородицы. В народе икона почитается верной помощницей в выборе достойного жениха и учительницей целомудрия для девиц. Считается, что икона Божией Матери Умиление помогает юным девушкам в выборе своего пути, о чем они молятся перед ней, а также о хорошем браке, зачатии, благополучных родах. Можно просить о даровании благородного нрава и чистой жизни для неокрепших девических сердец.

Икона непростая. Первообраз оказался у Серафима Саровского: как, когда, откуда эта икона – мы ничего не знаем. Известно лишь, что преподобный всегда горячо молился перед ней, благословлял ею своих духовных детей, перед этой иконой происходили чудеса и исцеления. И как кульминация, после молитвенного стояния перед ней на камне в течение 300 дней, батюшка Серафим предал свою душу Богу.

Икона Божией Матери Умиление: молитва и тропарь

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся причастия святаго Тела Его и пречистыя Кровей Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Мы видим, что икона Умиление Божией Матери не утратила свое значение до сих пор. И, наверное, вряд ли утратит. О чем молятся перед ней? Кто нам так поможет, кто нас так утешит, как не Царица Небесная? С материнской нежностью до последнего нашего дня будет она заботиться обо всех, кто ее помощь не отвергает. Будем молиться ей о благоразумии, высокой нравственности. Пусть не оставит она нас в испытаниях и пусть не забудем мы о Ней в благоденствии.

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери "Умиление"

Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: "Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему". Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный Серафим Саровский помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник назвал икону "Умиление" -"Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 (15) января 1833 года.

Дивеевским сестрам Батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери "Умиление": "Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной".

После смерти преподобного Серафима Саровского выполняя его завещание настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители.

При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена Государем Николаем II при прославлении Преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными.

В 1903 г. икона "Умиление" приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.

После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери "Умиление" вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.

Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери "Умиление", принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.


Сведения об иконе «Умиление» Серафимо-Дивеевской

Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Из жития прп. Серафима: «С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей,… потом – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висевшему на груди его кресту.» Множество чудес по молитвам преподобного совершалось перед этой иконой. Скончался преподобный Серафим стоя на коленях пред иконой Божией Матери Умиление. Его нашли в своей келье в обычном белом балахончике, пред малым аналоем, стоящим на коленях с крестообразно сложенными руками.

Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря известно, что еще при жизни преподобный Серафим предвидел, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре. «Сестра их дворян Ольга Михайловна Климова рассказала, что имея послушание быть «лошадницею», она возила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей, говоря: «Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас! Надо все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас все было готово. А, когда прибудет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит». На эти деньги был выстоен корпус, который был впоследствии трапезной. Далее Ольга Михайловна прибавила: «И мне все было чудно, какая же Госпожа Великая поселится в нем с нами! Скончался батюшка, и покойный игумен Нифонт призвал к себе отца Павла, келейника батюшки, отдал ему чудотворную икону Царицы Небесной «Умиление», перед которой о. Серафим всегда молился, и приказал отдать ее мельничным. «Она туда им надлежит!» - сказал игумен. Тогда разъяснились слова батюшки, когда принесли в новую приготовленную для Госпожи Высокой келью Владычицу нашу.»

Празднование иконе Божией Матери «Умиление» совершается 28 июля/10 августа и 9/22 декабря – в день основания преподобным Серафимом Девической Мельничной общины.

Пентаграммы на окладе иконы "Умиление"

В фотоальбоме: "Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, в присутствии Их Императорских Величеств, июль 1903 года", приводится фотография чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Умиление", перед которой скончался преп. о. Серафим. На фотографии хорошо виден дореволюционный оклад иконы, на котором изображены звезды Давида (не гексаграммы!), означающие и символизирующие шесть основных устремлений или чувств человека. Главное из них – стремление человека к своему Богу и Создателю. Это стремление выражает верхний конец звезды.

Для справки. В иудаизме звезда Давида была заменена начертанием сатаны – гексаграммой, а вера в единого Бога подменена верой в сатану. Многие простые иудеи по своей духовной слепоте не видят различия между гексаграммой и звездой Давида, которая изображалась только по контуру и была основой его царской печати. Именно в подражание этой печати некоторые русские князья и цари брали за основу своих печатей звезду Давида.

Иерархи совершили кощунство: великую святыню Православия – икону "Умиление", перед которой молился Батюшка Серафим Саровский, – одели в драгоценный оклад с сатанинскими пятиконечными звездами – звездами магов, волхвов, масонов и коммунистов – и выставили для "моления" в резиденции "патриарха".

Пятиконечная звезда – пентаграмма – есть не что иное, как изуродованная звезда Давида, которой отрезали луч, символизирующий связь с Богом и Небом. Вот почему пентаграмма – это излюбленный символ бесов (низверженных с Неба) и сил зла, каббалы, магии и колдовства.

Пентаграмма на низших уровнях символических соответствий означает "раскрепощённого человека" и иногда изображается с вписанной в неё фигурой голого мужчины, растопырившего руки и ноги, так что особенно ясно виден фаллос. Это знак "освобождения" от послушания Божиему нравственному закону, Его заповедям – эмблема "гуманизма", революций, демократии и "прогресса" во всём мipe. На более глубоких уровнях символики она может иметь ещё более страшные значения.

По учению каббалы пентаграмма, обращенная двумя лучами вверх, означает сатану, а обращенная кверху одним лучом – "мессию". Но каждому Православному известно, какого "мессию" ждут каббалисты. Как нечистого ни крути, он останется нечистым. И то, и другое положение пятиконечной звезды означает фактически одно и то же. Острие вниз – это падающий вниз, низвергнутый сатана, острие вверх – это восстающий антихрист – лжемессия.

Символ "рабоче-крестьянской" власти – пятиконечная звезда – ярко раскрывающая сатанинскую сущность большевизма, появилась всюду: на станциях метрополитена, на школьных учебниках, на паровозах и железнодорожных вокзалах, на фасадах официальных учреждений и, конечно, на кремлевских башнях. Но сначала появилась звезда на головных уборах бойцов Красной армии (также, как она горела во лбу известного Бафомета), о чем лично позаботился сам Лев Давидович Троцкий.

Пентаграммы на плечах Пресвятой Владычицы нашей Богородицы выглядят в точности как в советской армии... Приводимая фотография иконы сделана с календаря, под иконой на календаре надпись: "После кончины отца Серафима икона "Умиление" была передана в утешение дивеевским сестрам и с тех пор стала именоваться Серафимо-Дивеевской. В настоящее время эта великая святыня находится в Крестовом храме Патриаршей резиденции."

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России , от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.


Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.


В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.