Древний рим изобретения этой цивилизации. Изобретения римлян

Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов.

Ниже представлены одни из самых значительных достижений древних римлян.

Купол

Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Оружие

Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист , по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные "дикими ослами" из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

Бетон

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

В Древнем Риме не было слова «бетон». При обозначении таких слов, как раствор, для возведения стен, сводов,- фундаментов, молов и тому подобных конструкций в римском лексиконе употреблялось словосочетание «опус цементуй» (opus caementitium), которым и стали называть римский бетон.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

Дороги

Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия.
Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

Канализация

Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами.

Клоака Максима (лат. Cloaca Maxima от лат. cluere - чистить) - система канализации в Древнем Риме. Была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Большая клоака сохранилась и функционирует как ливневая канализация до настоящего времени. Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

Полы с подогревом

Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.
Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй.
Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген, его длина составляла 141 километр.

Понтонные мосты

Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда, и были детищем Юлия Цезаря. Понтонный мост (наплавной) состоящий из плавучих опор и перекрытий.
В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

Гидроэнергия

Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор

Древний Рим является одной из основных цивилизаций в древнем мире.

Наряду с Древней Грецией, римская цивилизация попадает в эпоху классической древности. Древний Рим находится под сильным влиянием греческой культуры во многих отношениях. Римское общество переживает сильное развитие в области права, военной промышленности, искусства, литературы, архитектуры, технологии языка, это само по себе знаменует огромный вклад в культуру всего западного мира.

Древний Рим обладал высокоразвитой для своего времени технологией. Было сделано большое количество достижений, которые теряются в средние века и были вновь открыты лишь в $19$-$20$ века.

Пример 1

Примером этого является стеклопакет, который был снова изобретен только в $1930$ - х годах.

Римляне незаконно присваивали греческие изобретения или умело копировали их.

Мифы

Римляне слышали мифы греков. Они настолько сильно любили эти истории, что взяли эти истории и заменили в них имена греческих богов. У римлян были свои религиозные убеждения. Они просто добавили греческих богов к ним. Но они не полностью копировали греческих богов. Они добавили римские личности к греческим богам, и настояли, что они всегда были римскими богами. Римляне, никогда не давали какой - либо другой цивилизации деньги на изобретения. По мнению древних римлян, все было изобретено в Риме.

Римляне были очень хороши в копировании идей других народов. Но, они сами придумывали некоторые вещи.

Архитектура

Римляне были особенно известны своей архитектурой, которая входит в категорию классической архитектуры. В эпоху республики строительство было почти идентично греческим зданиям. За исключением двух новых стилей расположения колонн. К концу этой эпохи не было внесено существенных новшеств. К $1$ веку до н.э. римляне начали широко использовать бетон (основан в $3$ - м веке до нашей эры). Вскоре он вытеснил мрамор, как наиболее часто используемого строительного материала.

Римляне впервые стали строить с помощью бетона более $2100 $лет назад и использовали его на протяжении всего средиземноморского бассейна во всем, от акведуков и зданий до мостов и памятников. Римский бетон был значительно слабее, чем его современный аналог, но он оказался удивительно долговечным благодаря своему уникальному рецепту, в котором использовали гашеную известь и вулканический пепел, для создания липкой пасты.

Дороги

Бетон допускался при создании прочных дорог с твердым покрытием, которые использовались даже после падения Рима. Создание обширной и эффективной дорожной сети значительно увеличило силу и влияние империи. Дороги были построены для быстрого перемещения римских легионов. Вскоре они стали иметь экономическое значение. Их использовали как торговые пути, и Рим стал центром мировой торговли.

Водопроводы

Римляне построили большое количество акведуков для снабжения водой городов и промышленных центров, а также для сельского хозяйства. Водоснабжение Рима обеспечивали $11$ акведуков общей протяженностью $350$ км ($220$ миль).

Газеты

Римляне были известны тем, что содействовали общественной дискуссии посредством использования официальных текстов, детализирующих военные, правовые и гражданские вопросы. "Ежедневные акты" эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем размещены в густонаселенных местах, например, в таких торговых областях, как Римский форум. В них включались сведения о римских военных победах, списках игр и гладиаторских поединках, рождениях и смертях.

Благосостояние

Древний Рим был родником для многих современных государственных программ, в том числе мер, которые определяют субсидии для продуктов питания, образования и других расходов нуждающимся. Эту раннюю форму благосостояния продолжили при Траяне, который реализовал программу, известную как "Алименты", для помощи детям из бедных семей и детям-сиротам. Эта программа помогала обувать, кормить и учить таких детей.

Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби, которые считали, что история Рима - это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной)цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян - в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.

Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. Те черты культуры, которые О. Шпенглер и А. Тойнби приписывали "вырождению", оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.

    В истории Рима выделяют следующие периоды:
  • Царский период - с 753 г. до н. э. (появление города Рима) по 509 г. до н. э. (изгнание последнего римского царя Тарквиния)
  • Период республики - с 509 г. до н. .э. по 82 г. до н. .э. (начало правления Луция Суллы, объявившего себя диктатором)
  • Период Империи - с 82 г. до н. э. по 476 г. н. э. (захват Рима варварами под предводительством Одоакра и изъятие у последнего императора символов императорского достоинства).

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока - Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой. Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье Тибра.

Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.

Древнее население Италии.

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

В VIII-VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы - крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство - все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.

Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген - в будущем главный враг Рима - был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген - важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII-VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось.

И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом.

Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов - с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти - пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V-IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

Римская религия.

Самым важным народом Италии сделались латины , в земле которых был основан Рим. Древнейшая культура латинов нам менее известна, чем греческая, да и мифологические верования и предания этого народа были гораздо беднее греческих. В общем, римская религия, на которую, очевидно, была похожа религия и других италиков, напоминает греческую. Когда оба народа познакомились друг с другом, они легко узнавали в чужих богах своих собственных. Римский Юпитер соответствовал греческому Зевсу, Юнона - Гере, Нептун - Посейдону, Минерва - Афине, Марс, особо чтившийся римлянами, - Аресу и т. д. Однако римские представления о богах не отличались такою живостью представления и такою образностью, как греческие, а скорее стояли в родстве с разными отвлеченными понятиями. Боги и богини римлян не были, подобно греческим, существами с людскими потребностями, интересами и слабостями, но главным образом покровителями разных занятий и отношений. Поэтому у них были даже чисто отвлеченные боги вроде Януса, бога всякого начала, Термина, охранителя границ, и т.п. У римлян и, как у греков был развит культ предков, связаный с почитанием домашнего очага; богиня очага у римлян называлась Веста (греч. Гестия), и в честь ее существовал храм, на алтаре которого особые жрицы (весталки) постоянно поддерживали огонь. Домашние боги назывались пенатами. Далее, в отличие от греческой религии, в которой господствовала свобода поэтического творчества, в римской религии царил формализм. Римлянин представлял себе взаимные отношения богов и людей, как основанные на договоре, т.е. на взаимных обязательствах. Договор должен был соблюдаться точно, почему в обрядах и в молитвах все было заранее определено до последних мелочей. Наконец, подобно грекам, римляне "населяли" окружавшую их природу разными духами.

Древнейшее устройство римского государства.

В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих главарей ("отцы", курионы, трибуны), бывших вождями на войне и представителями перед богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловною властью своих отцов. Домовладыка имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, хотя бы они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья его делались сами такими же домовладыками и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были, как бы обречены на вечное несовершеннолетие. Домашний культ был тоже в руках домовладык. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями.

Первые два с половиной века римской истории (753 - 510) приходятся на так называемый царский период . Во главе государства стоял царь (гех), бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьею. Власть царя была пожизненною, и новый царь выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом.

Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или "отцов"), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких "отцов" было триста. Это собрание созывалось лишь царем, и его решения не были обязательны для царей, но обыкновенно последние правили всегда в согласии с отцами-родовладыками. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Войско римское набиралось из одинакового числа всадников и пеших воинов от каждой трибы (по ста и по тысяче), над которыми начальствовали трибуны. Наконец, общий строй Рима отличался большим развитием дисциплины.

Первоначально римский народ, т.е. полноправное гражданство Рима, составляли одни потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые на первых порах должны были становиться под защиту и покровительство какого-либо рода, делаясь при этом как бы его частью и даже принимая его общее имя. Это были клиенты ("послушные"), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном. Когда число пришельцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев) и свободный, но бесправный люд (плебеев). Это разделение имеет такое же значение, какое в Греции принадлежало делению на эвпатридов и демос. Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя, но в состав плебса вошли, вероятно, и клиенты патрицианских родов. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; от них только одних и могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Между тем плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати.

В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная нам попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима (всего царей было 7; первым считался основатель Рима Ромул). Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в ее основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление больших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с имуществом в 100 тыс., 75 тыс., 50 тыс., 25 тыс. и 12 тыс. ассов). И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях. Это название произошло из того, что весь народ был разделен на 193 центурии (сотни), из которых 98, (причем 18 было конных, 80 пеших), приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), освобожденных совсем от службы и налогов. Каждый подавал свой голос, положительный или отрицательный, на вопросы царя и сената в своей центурии, и большинство голосов в каждой центурии считалось, за общий ее голос. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. Богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, обедневшие патриции - спуститься до одного из низших.

Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. После реформы лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве. Наконец, лишь одним этим родам принадлежало по-прежнему право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.

Вскоре после включения плебса в государственную общину Рима в ней была отменена царская власть, так что и в этом отношении римская история напоминает греческую. Последним царем в Риме был Тарквиний Гордый, зять Сервия Туллия, по преданию, убитого патрициями, во главе которых и был Тарквиний. Легенда изображала этого царя тираном самого худшего свойства, произвольным и жестоким, и сообщала подробности о том, как жена одного знатного римлянина, оскорбленная царским сыном, лишила себя жизни и как ее муж произнес у ее трупа горячую речь, имевшую своим результатом изгнание Тарквиния и всего его рода из Рима. Это событие относят к 510 г. Вместо царя, римляне поставили над собою двух консулов .

Рим периода республики.

Отмена царской власти в Риме в 510 г. напоминает перемены, происходившие в греческих городах. Устройство государства и права граждан остались прежними, но только царская власть была разделена между сановниками. Во главе республики царя заменили два претора, т.е. полководца, которые скоро стали называться консулами. Их власть отличалась от царской тем, что консулов было два, выбирались они только на один год и по истечении срока подлежали ответственности. Кроме того, от их должности было отделено исполнение религиозных обязанностей и (опять как в Греции) поручено особому царю священных дел, дабы боги и люди не были лишены своего прежнего посредника, но этот "царь" был поставлен ниже главного понтифика, который и сделался настоящим верховным жрецом Рима. Впрочем, царскою властью во всем ее объеме (т.е. империем) консулы могли пользоваться лишь в походе, в самом же Риме и в ближайшей местности (на расстоянии тысячи шагов) они не могли ни казнить, ни подвергать телесным наказаниям.

Консулы были равны по своим правам, и один всегда мог помешать действовать другому, это называлось правом интерцессии. Выбирались консулы в центуриатных собраниях, но власть им передавалась комициями куриатными, и выбираться могли лишь одни патриции. (Выборные сановники стали называться магистратами). Лишь в случае большой опасности для государства, да и то на самый короткий срок (не более 6 месяцев), по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей, а диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы.

Сенат, конечно, получил особенно большое значение благодаря отмене царской власти. В число его членов стали вступать отслужившие свой срок магистраты (как афинские архонты в ареопаге) и звание свое сохраняли уже пожизненно. Что касается комиции, то им кроме права выборов, принадлежало лишь право принятия или непринятия делавшихся народу предложений без всякого их обсуждения, остававшегося привилегией одного сената. Значение, которого достиг сенат в государственной жизни Рима, особенно обнаруживалось во внешней политике государства, сделавшейся предметом деятельности главным образом этого учреждения, потому что ему принадлежало право представлять собою Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие договоры.

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. до н. э. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, которые пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и себя: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и даже подвергать наказаниям. Плебеи стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. В Риме повторялась в новой форме такая же борьба аристократии и демократии, какая была в Греции. Но у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

В 494 г. до н. э., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору (недалеко от Рима) с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны, которых было сначала два (позже их число достигло десяти), могли выбираться только из плебеев и лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, плебисциты, которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли, ради чего трибун не мог проводить ночи вне города и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом "veto" (т.е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие-либо права отдельных лиц из плебса. Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными, и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их "veto". В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины - патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

Плебеи были недовольны тем, что во всех обыкновенных гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне, как хранили в тайне и свои религиозные обряды. Плебс поэтому стал добиваться, чтобы составлены были писаные законы, подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII в. до н. э. В Патриции вынуждены были уступить. Для написания законов в 451 г. до н. э. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей, которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть; даже должность трибунов временно была отменена. В 450 г. до н. э. полномочия комиссии были продолжены, и в состав ее вошло несколько плебеев. Когда законы были, наконец, готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях.

Составленные децемвирами законы XII досок, или таблиц легли в основу всего дальнейшего развития римского права. Их содержанием были законы гражданские и уголовные, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то разрешалось и днем его убить, долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина роста была определена. Равным образом браки между патрициями и плебеями были по-прежнему запрещены. Консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Медные доски с законами были выставлены на форуме, дабы все могли их знать, и сам суд производился на форуме тоже гласно.

Главным препятствием к допущению плебеев избираться в консулы и к дозволению браков между плебеями и патрициями была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445 г. трибуну Канулею удалось добиться закона, устанавливавшего право плебеев вступать в законный брак с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран в эту должность. Предвидя, однако, что рано или поздно это все-таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ, но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Должность цензоров получила огромное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления от добрых нравов. Это право цензоров распространялось и на "отцов", заседавших в сенате, назначение членов которого стало зависеть от усмотрения цензоров. Допущение новых граждан и исключение из гражданства тоже зависело от цензоров. Патриции особенно охраняли цензуру, как достояние своего сословия.

По мере того как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разною степенью их участия в центуриатаых комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатаых комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т.п. Вот почему все должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей, т.е. именитых людей, иначе нобилитет. Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей.

Путь к мировому господству

В IV в. до н. э. римляне завладели всей территорией Средней Италии.

Большинство завоеванных италийских племен римляне объявили своими союзниками. Это означало, что они должны были платить Риму военный налог, выставлять отряды в помощь римскому войску. Во внутренние дела союзников Рим не вмешивался, но не разрешал им заключать договоры между собой. На территории всей Италии стали появляться римские колонии. Благодаря им решались две задачи: неимущие римляне получали землю, и с помощью колоний местное население удерживалось от выступлений против Рима.

Покорив огромные территории, Рим оставался относительно замкнутым городом-государством: римское гражданство имела лишь очень небольшая часть населения Италии.

В III в. до н. э. пришла очередь Южной Италии, где находились богатые греческие колонии, а затем - Сицилии. Из-за этого плодородного острова римлянам пришлось не одно десятилетие вести жестокие войны с Карфагеном. Пунические войны (римляне называли карфагенян пуннами), начавшиеся в середине III в. до н. э., продолжались с перерывами вплоть до середины II в. до н. э.; только в 146 г. город Карфаген был захвачен и в буквальном смысле стерт с лица земли - сожжен дотла.

II век до н. э. ознаменовался победой над Грецией. Сокрушив двух, самых серьезных противников и соперников, Рим во II-I вв. до н. э. стал мировой державой, охватывающей все Средиземноморье, и в дальнейшем продолжал расширять границы.

Императорский Рим.

Расцвет торговли и прямое ограбление новых владений дали важный результат - в Риме стали активно развиваться товарно-денежные отношения.

Товарно-денежные отношения и резкое увеличение числа рабов многое изменили в жизни римского крестьянства. До II в. до н. э. в Италии была масса мелких и средних крестьянских хозяйств, в которых трудились в основном члены семьи (фамилии), обеспечивая самих себя. Во II-I вв. до н. э. такие натуральные хозяйства стали погибать и вытесняться другими, более крупными, в которых использовался труд рабов, а продукция частично шла на рынок. Новые хозяйства назывались виллами.

Последние десятилетия существования республики были полны потрясений: Рим пережил Союзническую войну, волнения в провинциях, грандиозное по масштабам восстание рабов под предводительством Спартака, в сражениях с которыми римские легионы долго терпели поражения, наконец, борьбу политических группировок за власть, которая вылилась в гражданские войны.

В эти неспокойные годы стала зарождаться новая форма правления, разрушавшая принципы республиканского строя, - единоличная власть диктатора или императора. Такие титулы существовали в Риме и раньше, но они использовались лишь в экстраординарных обстоятельствах и непродолжительное время (обычно в случае войны). В I в. до н. э. дважды повторилась ситуация, когда они давались пожизненно, без ограничения срока.

Первым диктаторской власти добился талантливый полководец Сулла, который в 82 г. до н. э. установил свою единоличную власть и впервые провозгласил себя диктатором на неограниченный срок. Его диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н. э. он признал, что не достиг своей цели и сложил с себя полномочия.

Основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н. э. консулом. Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое большее жалование, чем другие военачальники; щедро раздавал права римского гражданства союзникам Рима. В 45 г. до н. э., объявленный пожизненным диктатором, он провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам.

Окончательно императорская единоличная власть установилась в 27 г. до н. э., когда Октавиан, родственник Цезаря, получил от сената звание пожизненного императора, а также титулы Августа, т. е. "возвеличенного божество", и "сына бога", как это было и в восточных деспотиях.

В середине I в. до н. э республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме.

"Золотой век" империи

Начало имперской эпохи было блестящим, особенно по сравнению с предшествующим неспокойным, смутным временем внутренних конфликтов. Во многом это было связано с личностью Октавиана Августа, который по праву считается одним из самых ярких политических деятелей Рима.

Август получил всю полноту власти: он распоряжался казной, вел переговоры с другими государствами, решал вопросы войны и мира, выдвигал кандидатов на высшие государственные должности. Однако сам Август, ставший первым человеком в государстве и имевший огромные полномочия, очень мудро пользовался ими. Он называл себя принцепсом, т. е. первым лицом в списке сенаторов, подчеркивая этим свое уважение к сенату и традициям республиканского Рима (поэтому эпоха правления Августа и его преемников называется "принципат"). Более того, Август и его сторонники утверждали, что восстановили республику. В сознании римлян республика не исключала единоличного правления, если это не противоречило принципу "общей пользы".

В определенной степени этот принцип и лежал в основе деятельности Октавиана Августа, который пытался стабилизировать отношения между различными слоями общества. Укрепляя централизованную власть, он вместе с тем делал уступки, от которых выигрывали в той или иной мере все, кроме рабов.

Сенаторы оставались привилегированным слоем, хотя были послушны воле Августа. Одновременно Ок-тавиан привлекал на свою сторону новую торгово-де-нежную знать, всадников, назначая их на высокие должности. Сохранились и народные собрания, несмотря на то что они стали терять свое значение еще до правления Августа. Неимущие граждане ежемесячно бесплатно получали зерно.

Август хотел воскресить древнюю чистоту нравов и ввел законы об ограничении роскоши; суровые наказания ждали всех, кто был виновен в супружеской неверности. Император лично подавал пример мягкого, гуманного обращения с рабами.

Уважая интересы общества, Август не забывал и об укреплении имперской власти: он расширял административный аппарат, под его началом были специальные войска, которые поддерживали порядок в Риме и на границах.

В эту эпоху римская цивилизация переживала взлет: в обществе была достигнута определенная стабильность, необычайно высокого расцвета достигла римская литература, в которой появилась целая плеяда талантливых оригинальных поэтов, сочетавших и греческие, и исконно римские традиции (Овидий, Вергилий, Гораций). Август был покровителем искусства и науки, при нем в Риме был проложен водопровод, развернуто строительство великолепных храмов, украшавших город. Современники воспринимали эту эпоху как "золотой век".

Империя после Августа

Однако после смерти Августа (14 г. н. э.) довольно быстро стало очевидно, что созданная им система правления не столь уж совершенна. Единоличная власть открывала возможности для проявлений деспотизма и произвола и время от времени оборачивалась тиранией, против которой мало кто осмеливался протестовать. Яркий пример попрания старых республиканских традиций и законности - это отношение сената к императору Нерону (54 - 68 г.), виновному в убийстве жены и матери. Сам Нерон был удивлен, когда сенат, несмотря на совершенные императором злодеяния, приветствовал его; по преданию, Нерон воскликнул: "До сих пор еще ни один принцепс не знал, как далеко он может зайти!"

Разумеется, не все императоры шли по стопам Нерона; и в имперском Риме основой власти считалась законность. Многие правители прославились своей мудростью и гуманизмом (например, императоры династии Антонинов, Марк Аврелий - "философ на троне"), и их деятельность вновь воскрешала мечты о "золотом веке". В эпоху империи несколько смягчилось положение рабов, больших прав добились римские провинции: местная знать получала доступ в сенат. Совершенствовалось римское законодательство; оно отличалось такой тщательной и точной разработкой всех юридических понятий, что его взяли за основу многие современные правовые системы. Рим оставался сильным и в военном отношении. На рубеже I-II вв. н. э. империя охватывала огромную территорию.

Но уже начинались процессы, подрывавшие основы ее существования. Италия теряла свою роль центра империи, многие провинции обгоняли ее в экономическом развитии. Трудно было удерживать власть над покоренными народами, которые все чаще проявляли склонность к мятежам. И, наконец, возрастала экономическая несостоятельность рабства.

Еще в I в. многие римляне стали понимать, что труд рабов невыгоден. Число больших поместий постоянно росло, там требовался труд квалифицированных и заинтересованных людей. Но, по мнению многих, именно квалифицированные рабы были более всего ненадежны, поэтому один из теоретиков управления поместьем, Колумелла (I в.), советовал выгонять их на работу в колодках. Хозяевам приходилось держать огромный штат надсмотрщиков, что было весьма разорительно.

Римские философы стали предлагать перестроить отношения между рабами и их владельцами на более разумной основе взаимной заинтересованности, в рабах уже начинали видеть людей. А на практике рабов отпускали на волю или сажали на землю, отдавая небольшие участки земли и орудия труда.

Внешне Римская империя была по-прежнему могущественной, развитие цивилизации не остановилось. Симптомы грядущего упадка были еще не слишком заметны.

Римляне создали мировую империю, которая просуществовала несколько веков и оставила потомкам имперскую идею, идею особой миссии Рима, которая прошла через многие последующие цивилизации. Греки заложили основы права римляне создали систему права, которая до сих пор является стержнем правовых систем многих стран. Греки дали миру идеал гармонически развитой личности, римляне идеал гражданина и систему гражданских ценностей: virtus, ius, libertas (мужество, справедливость, свобода). Греки создали величественный мир богов. Римляне, не отказываясь от своих богов (Веста, Янус), терпимо относясь к богам Египта и других стран, приняли греческих богов без поклонения, но с почтением к ним, как к силе, способной действовать на благо Рима и римлянина. Но и здесь они пошли дальше греков, ибо одним из итогов развития Древнеримской цивилизации стало принятие и распространение христианства, новой монотеистической религии спасения, оказавшей в последующие тысячелетия столь мощное влияние на весь ход цивилизационного развития. Греки создали язык, оказавший значительное влияние на развитие национальных языков и культур многих народов. Римляне создали язык, на котором в Средние века говорила вся образованная Европа, и который лег в основу целой группы европейских языков.

Римляне, в отличие от греков, не создали новых философских школ или космогонических теорий. Они были рациональными и практичными людьми. Но именно в древнем Риме получили свое развитие те науки (астрономия, математика, агрономия и др.), которые были обращены к решению земных практических проблем будь то война, постройка храмов и дорог, возделывание полей или лечение ран и болезней. И римский Колизей поражает нас не менее, чем греческий Пантеон, а римская базилика стала архитектурной основой многих храмов последующих веков.

У римлян не было своего Фидия и Поликлета. Их более интересовал не образ бога или мифического героя (хотя они с удовольствием копировали греческие статуи), а конкретный человек. Не потому ли римляне оставили нам столько великолепных скульптурных портретов, удивляющих своей психологической глубиной и реальностью. А настенная живопись римлян и их мозаики не уступали греческим. Обращение к земному человеку, его мыслям, чувствам и поступкам было характерно и для римской литературы. Вергилий пишет Энеиду в подражание Илиаде Гомера, но она посвящена, по сути, не богам и героям древности, но дает мифическую историю Рима, возводя род вполне земного императора Августа к Энею сыну Афродиты, т.е. к олимпийским богам. И он же пишет Георгики поэму о земледелии. Гораций и Овидий создают прекрасные стихи, далекие от возвышенных страстей и деяний богов, но исполненные тонким лиризмом. И, наверное, только римлянин мог, подобно Овидию, написать изящные и насмешливые Науку любви и Лекарство от любви. А его Метаморфозы, вместе с Золотым ослом Апулея, Дафнисом и Хлоей и рядом других прозаических произведений, стали прообразом нового литературного жанра романа, который получил свое блестящее развитие века спустя.

Древнеримский цивилизации был отмерян ее исторический срок. Но, подобно грекам, римляне доказали возможность исторического бессмертия своей цивилизации. Древнеримская цивилизация жива и сегодня в конституциях и законах государств, в менталитете многих народов, в мировой культуре, и даже образы древнеримских воинов на экране телевизора для нас нередко более привлекательны, чем современные супермены. И, наверное, стоит поучиться у прагматичных римлян, для которых историческая наука была достойным занятием, а исторические труды привлекали не меньшее внимание, чем речи Цицерона. Они понимали: нет человека без его предков, как нет державы без ее истории. Мы можем добавить нет современной цивилизации вне истории всего человечества, и в этой истории Древнеримская цивилизация занимает великое место.

В последнее время прогресс идет настолько стремительно, что невольно закрадывается мысль о том, что максимального развития человеческая цивилизация достигла лишь в последнее время. В то же время, многочисленные палеонтологические и археологические находки свидетельствуют о том, что человек с высоким уровнем развития существовал на планете несколько десятков тысяч лет назад. И никаких оснований говорить о том, что древний человек был в чем-то глупее человека современного, нет.

В настоящее время распространен стереотип о древнем человеке, как о полуголом, косматом дикаре, вооруженном дубиной. Но в действительности наши предки уже 15 тысяч лет назад умели не только делать, но и использовать качественные специализированные инструменты – от игл из кости до стрел и наконечников копий. Они действительно жили в пещерах, но не в мрачных и темных, а украшенных росписью, резьбой. Их кожаная одежда была практичной, удобной и не лишенной красоты. В древности люди умели строить дома из кирпича, правильной формы, с четкой планировкой дворов, улиц и площадей. Они обрабатывали металл, дерево, глину и драгоценные камни, разводили скот, обрабатывали землю. И все это примерно за 7 тысяч лет до н.э.

Верхом развития древней цивилизации можно считать Александрию. Это был крупный город (даже по современным меркам) с почти полумиллионным населением. Здесь можно было увидеть храмы с автоматическими дверями, многопалубные корабли, театры с движущимися фигурами и механическими декорациями.

Немало было сделано открытий и в Древнем Египте. Из документов, обнаруженных во время раскопок, доподлинно известно, что египтянам принадлежит немало открытий, которыми с успехом пользуется современный человек. Для своего исторического периода у египтян была довольно хорошо развита культура.

Современный человек в основном связывает Древний Египет с пирамидами и мумиями, но на самом деле египтяне придумали не только мумификацию. Так, в частности, мир обязан изобретением папируса именно египтянам. В 3000 году до н.э. они разработали технологию получения бумаги из растения папирус, росшего на берегах Нила. Для изготовления бумаги вырезали сердцевину растения и разрезали на длинные полоски. Затем их размещали по диагонали друг над другом и помещали под пресс на несколько дней. Качество папируса было отменным, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней письмена. Необходимо отметить что египтяне держали в секрете технологию изготовления папируса, поскольку он был одним из основных товаров для экспорта. Именно это позволило древним жителям Египта сохранить монополию на рынке.

После изобретения папируса египтяне задумались над тем, как на нем писать. Лист папируса был жестким и твердым. Поэтому и инструмент для писания также должен быть прочным. Так появились первые прототипы перьевых ручек. Их удалось обнаружить во время некоторых раскопок. Очевидно, что использовали их достаточно широко.

Кроме того, египтяне делали тростниковые ручки, которыми также можно было писать на папирусе.

К удивительным изобретениям древних египтян необходимо отнести и черные чернила. Для их изготовления смешивалась сажа с пчелиным воском и растительными маслами. Для получения чернил других цветов использовали органические красители, к примеру, охру. Все смеси было довольно мощными и эффективными. Поэтому египетские рукописи сохранились до нашего времени в полном или частично читаемом состоянии.

Египтяне являются изобретателями и иероглифов. Первые записи делались в виде картинок. Эта система называлась пиктограммой. Со временем добавлялись новые символы и изображения для передачи звуков и слов, еще позже – появились иероглифы для обозначения абстрактных идей и имен. При помощи иероглифов писали о политике, войне и культуре.

Для определения времени египтяне придумали водяные и солнечные часы. Солнечнее часы представляли собой обелиски, которые отбрасывали тени, по которым и определялись утро, день и вечер. Водяные часы представляли собой каменную емкость с наклонными стенками и небольшим отверстием в нижней части. Через это отверстие с постоянной скоростью капала вода. Емкость делилась на 12 колонок, а изменение уровня воды по этим меткам означало прохождение каждого часа.

Нельзя не упомянуть и о пирамидах, ставших символами гробниц фараонов. Первой была пирамида Джосера, которую построили в 2750 году до н.э. До этого фараонов хоронили в прямоугольных кирпичных могилах. Пирамиды имели духовное значение, каждая сторона представляла Бога как хранителя, творца и трансформатора.

Такое модное в наше время украшение, как парик, также происходит из Древнего Египта. Самые древние парики удалось обнаружить в древних египетских артефактах. В египетской культуре облысение не считалось эстетичным, поэтому париками пользовались и женщины, и мужчины. Помимо желания закрыть плешь, парики использовали и для защиты от Солнца. Парики изготавливали с учетом всех модных тенденций того времени, а также в соответствии с желаниями и стилем владельца. Для париков использовали человеческий волос, овечью шерсть и растительные волокна и покрывали пчелиным воском.

Примерно за 4 тысячи лет до н.э. египтяне использовали тушь для глаз. Делали ее из сажи с добавлением минерала галенита. На некоторых древних египетских картинах можно увидеть людей с зеленым макияжем глаз. Тушь такого оттенка делали из минеральных веществ, к примеру, смешивая галенит и малахит. Макияж использовали также и мужчины, и женщины. Более того, количество используемой косметики зависело от социального слоя. А еще было принято считать, что макияж защищает человека от врагов и дурного глаза.

Еще одно интересное изобретение древних египтян которое появилось примерно 3,5 тысячи лет назад – высокие каблуки. Обувь на высоких каблуках носили представители высшего класса, причем, как женщины, так и мужчины. Представители низших классов такую обувь себе позволить не могли, поэтому она приравнивалась к произведениям искусства. На каблуках вынуждены были ходить мясные торговцы и палачи, чтобы было удобно ходить по крови во время работы.

Кроме этого, древние египтяне изобрели плуг, первые презервативы, боулинг, замок для двери, а также зубную пасту. Вообще, египтян можно назвать предками технологий, поскольку они были очень изобретательными. Не отставали от них и древние римляне, которые оставили после себя мосты, дороги, памятники архитектуры, законы и обычаи.

В Древнем Риме очень ценили воду. По акведукам вода поступала по многочисленным фонтанам. В те времена, необходимо отметить, фонтаны не были украшением, а выполняли роль источников, из которых люди брали воду. В древних фонтанах вода стекала, а не била струями верх. К слову сказать, в Древнем Риме практически не было желудочных заболеваний, потому как вода проходила тройную очистку – через песчаные, угольные и травяные фильтры.

Римляне были первыми, кто начали строить дороги и мосты. Ни одна цивилизация не обходилась без дорог, но именно древние римляне начали строить дороги с твердым покрытием из камня. Первую такую дорогу построили в 312-308 году до н.э. между Римом и Капуей. Ее используют и сейчас. Более того, в некоторых местах до сих пор сохранились участки с исконным покрытием и следами колесниц. Мильные столбы помогали путникам и воинам ориентироваться в пути.

Древние римляне были первыми, кто всерьез взялся на регулирование дорожного движения. Так, Юлий Цезарь ввел строгие правила поведения на дороге. Тогда же были введены улицы с односторонним движением, чтобы избежать столкновений. Частные повозки, экипажи и колесницы не имели права перемещаться днем. Иногородние владельцы транспортных средств не имели права въезжать в город, они оставляли свой транспорт за чертой городских стен.

В Древнем Риме существовал платный общественный транспорт. Когда повозка проезжала 5 тысяч шагов, из одного в другой ящик перебрасывалось по одному камешку. По окончании поездки количество камешков подсчитывалось, после чего производился денежный расчет.

Среди изобретений римлян были и освещаемые туннели, которые прорубали в горах, чтобы сократить путь. Некоторые из них были довольно длинными – до 1,5 км. Из казны оплачивались люд, которые заправляли маслом лампы и следили за тем, чтобы в туннелях постоянно горел свет.

В Древнем Риме появились и первые средства массовой информации, прообразом которых можно считать рукописные сводки новостей. Они появились примерно в 168 году до н.э. Это была деревянная доска, на которой мелом писали о главных событиях, после чего оставляли на наиболее оживленных площадях.

Постепенно эта газета стала официальным органом, в котором сообщалось о решениях властей и народных собраний. Копии распространяли за пределами города. Более того, копии газет не уничтожались, а сдавались в архив.

Древние римляне также были основателями правовой системы, которая сохранилась и после распада этой древней цивилизации. В ней тщательно и всесторонне были разработаны идеалы правосудия и справедливости. К слову сказать, на этой системе основаны некоторые законодательства современности, в частности, французское и американское.

Кроме того, у римлян в крови была любовь к праздникам. Этому занятию древние римляне отдавались самозабвенно. Большая часть праздников имела религиозное или общественное значение, хотя игры и развлечения устраивались и в честь императора или великих побед. К примеру, в годы правления Августа в году было 115 выходных и праздничных дней. Позже это количество было увеличено до 200 празднований в год.

Все вышеперечисленные примеры лишь в небольшой степени раскрывают то огромное влияние, которое оказали египтяне и римляне на последующие исторические эпохи. Сделанные этими цивилизациями открытия находят применение и в современном мире. Так, открытия в области архитектуры применяются в современном зодчестве, принципы государственного управления стали идеалом государственного устройства в европейском обществе, а уж о косметике, высоких каблуках и париках и говорить не приходится.

Вконтакте