Добродетели: что это такое? Список добродетелей. О смысле добродетелей

В христианстве выделяют семь добродетелей человека. Любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение.

Рассмотрим каждую из них в отдельности и дадим описание.

Любовь

Любовь — это царица добродетелей. Это самая высшая добродетель. Христианская любовь - дар Духа Святого, по своей сущности – обожение человека, по форме - жертвенное служение. Заповедь Господа - любовь к Богу и ближним.

Игнатий Брянчанинов

Вот как описывает эту добродетель свт. Игнатий Брянчанинов:

«Изменение во время молитвы страха Божия в любовь. Верность Господу…Мир Христов. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем ровная…»

Любовь - это царица добродетелей

Кротость

Кротость (от слова укрощение) — это незлобивый и отходчивый нрав человека.

Господь Иисус Христос сказал:

«Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» и «Блаженны кроткие ибо они наследуют землю».

Последнее высказывание действительно сбывается. Потому как кроткие христиане наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Хотя могли бы быть истреблены яростью язычников. Значение этих слов Господа можно также истолковать как наследие вечных благ в Царствии Небесном, на земле живых.

Такой человек ничем не возмущается, не гневается, не мстит, но терпеливо переносит обиды, укоризны и снисходительно относится к недостаткам ближних. Это поистине Божественное качество. Укрощение человека самого себя — одна из задач, которая стоит перед каждым крещеным.

Кроткие наследуют землю

Нестяжание

Эта добродетель входит в один из трех монашеских обетов. Можно сказать что нестяжание это бескорыстие, отсутствие жадности, страсти к накоплению и богатству, а также отсутствие пристрастия к каким-либо вещам, ненависть к роскоши, любление нищеты евангельской.

Нестяжательный человек всю надежду возлагает на Бога, и не заботится что есть и пить и во что одеться. Потому то и Господь заботится о нем. Свои деньги он раздает нищим, довольствуясь лишь самым необходимым. Его главное сокровище это стяжание Царствия Небесного.

Богатый человек становится многопопечительным, вовлекается в круговорот суеты. Все его мысли заняты о том, как приумножить, сохранить или потратить земные средства. Его ум уже не занят Богом и вечной жизнью. Чем больше готов человек отдать своего имущества, тем меньше он от него зависит.

Говорит ему Иисус:

(Матф. XIX. 21)

аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене.

Христианин всегда богатеет в Бога, раздавая, он больше получает, попирая страсть к богатству. Привязанность к вещам не дает всецело доверится Богу и привязаться к Нему. Эта добродетель также дает человеку небывалую свободу. Она освобождает от страха потерь и ненужных забот, давая человеку много времени для духовного занятия.

Главное сокровище - стяжание Царствия Небесного

Целомудрие

«Всякий любящий чистоту и целомудрие становится храмом Божиим.»

(апостол Павел)

Целомудрие — цельное мудрование, цельность души, уклонение от блуда, развратных мыслей и цельный, незамутненный взгляд на лиц противоположного пола, чистота души и тела. Целомудрие это когда все силы души соединены воедино Духом Божиим.

Эта добродетель не только у монахов. Живущие в браке также могут иметь чистые целомудренные отношения. В церковном браке происходит соединение двух личностей – супругов, на всех уровнях: духовном, душевном и телесном.

Святость брака затрагивает и интимную сторону отношений, которые должны быть воздержанными, то есть плотская сторона не преобладает, а лишь дополняет союз. Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями.

Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин говорил о целомудрии:

Прекрасен брак для тех, у кого нет воздержания, но лучше – девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод – молитву.

Кто достиг этой добродетели, тот имеет чистоту помыслов, чувств.

Воздержание

Эта добродетель завершает список плодов Духа у апостола Павла. Это способность управлять своими страстями и держать их в узде, удержание от излишнего употребления пищи, хранение постов. Воздержание это начало духовной жизни. Оно может быть душевным и телесным.

Посты соблюдаются православными христианами 4 раза в год. Как влияет на духовную жизнь употребление пищи?

Человек, имеющий пресыщение легкосклоняется ко греху. Но помимо телесной составляющей поста должно быть и душевное воздержание от грехов и страстей. Сей род изгоняется только молитвой и постом сказал Господь.

Поэтому так важна добродетель воздержания. Она дает исцеление душе. Грехопадение началось именно из-за нарушения заповеди воздержания.

Воздержание - исцеление души

Смирение

Смирение — это одеяние Божества.

Иоанн Лествичник

Святой Иоанн Лествичник называет смирение сокровищем, хранящимся в бренных сосудах, и говорит, что никакое слово не может вполне изъяснить свойств этого духовного сокровища. Смирение — это трезвое видение самого себя. Оно может проявляться по отношению к Богу как видение своих грехов, стремление подчинить свою волю воле Божией.

Смиренным Бог дает благодать.

По отношении к человеку эта добродетель проявляется как отсутствие гнева, видение других превосходнее себя во всем, простота и прямота.

Эта добродетель заключается в познании таинства, сокровенного в Кресте Христовом.

Смиренным Бог дает благодать

Трезвение

Трезвение - причина чистоты сердца, а поэтому и причина Боговидения.

Трезвение – сокровенное познание Божественных Таин, исполнение всякой заповеди. Это постоянное бодрствование, хранение себя от многоспания, праздности, любовь к нощным бдениям, поклонам, подвигам.

Трезвение заключается во внимательной, нерассеянной духовной жизни, стремлении очиститься от греховных мыслей и чувств. Трезвение есть и лествица к созерцанию. Для успешного прохождения духовной жизни эта добродетель очень нужна. Она помогает видеть и отсекать вражии прилоги и чисто молиться.

Трезвение - причина Боговидения.

7 грехов и их толкование

Мы рассмотрели семь благодетелей, теперь перечислим рассмотрим

7 основных смертных грехов. Грехи и добродетели связаны друг с другом. Определенная добродетель побеждает определенный грех. Далее в таблице показано как греху противостоит добродетель.

Таблица грехов и добродетелей

Гордость

Эта страсть называется матерью всех грехов. Гордость — наиглавнейшая страсть, которая выражается в отвержении Бога и презрении ближних.

Является наиболее опасной, поскольку сразу не видима как радиация. Это болезнь духа, и она не находится в чувственно-воспринимаемом мире.

Оттенки или подвиды этой страсти таковы: надменность, самолюбие, высокомерие, нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей.

Гордость тянет человека к наслаждению своим падшим я.

Тщеславие

Тщеславие — это высокомерное стремление к тщетной славе, почитанию. Тщетная, потому что земная. Такая слава преходяща и заканчивается. Она ничто в сравнении с той которую Господь уготовал любящим Его.

Эту тонкую страсть называют дочерью гордости.

Уныние

Уныние — беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа.

Этой страсти особенно подвергаются монахи. Проявляется как безучастность к молитве, богослужению, нерадение, охлаждение к подвигу, угашении ревности к вере.

Гнев

Гневающийся убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве.

Эта страсть имеет много оттенков: раздражительность, вспыльчивость, ярость, злопамятство, желание мести, непрощение обид, страстные споры, ненависть, презрение, неприязнь, возмущение. В своем развитии этот грех приводит к крику, колким словам, ударам, толканиям и убийству.

Сребролюбие

Сребролюбие есть нарушение второй заповеди, поклонение богатству.

Этот грех заключается в любви к деньгам, страсти к накопительству, ненасытном увеличении земных благ.

Есть множество его подвидов: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие.

Любодеяние

Любодеяние — принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медленнее в них, блудные мечтания и пленения. К этой страсти также относиться супружеское невоздержание и измены.

Чревообъядение

Разновидности данной страсти таковы: объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания.

Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя.

→ Какие добродетели Вы цените больше всего?

На протяжении всей жизни каждый человек должен стремиться к тому, чтобы совершенствовать себя физически, интеллектуально и духовно. Что требуется для достижения этой непростой цели? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

А может быть все очень просто, и за нас на этот вопрос ответили давным-давно? В христианстве существует список семи смертных грехов и, в противовес ему, семь добродетелей. Что же это за список и как его понимать в современном мире прогрессивному человеку?

1. Умеренность. Не зря я ставлю именно эту добродетель на первое место, потому что в моей жизни именно она занимает лидирующую позицию. Именно умеренность позволяет не перейти ту черту, за которой всегда будет всего "слишком". И, как я считаю, в жизни современного человека прежде всего важен баланс.

2. Усердие. Разве можно добиться чего-то, не прилагая усердия? Состояться как профессионал, личность, реализовать задуманное и совершенствоваться, не отступая перед трудностями, можно лишь аккумулируя в себе эту добродетель.

3. Любовь. С самого детства мы не можем без нее обойтись. Сначала мы нуждаемся в любви и заботе родителей, взрослея, мы готовы подарить свою любовь в отношениях, затем окружаем ею семейный очаг. Любовь окружает нас повсюду. Она сопутствует нам на нашем жизненном пути. Любовь к людям, животным, занятиям, предметам. Любовь повсюду. Любовь движет нами и во имя ее мы готовы идти.

4. Терпение. Только терпеливый человек может проявить умеренность в своих желаниях и потребностях, усердие в достижении поставленных целей и познать любовь до всех ее глубин. Терпение дает нам веру в то, что даже если сейчас плохо, то все равно в наших силах сделать что-то лучше. Ведь терпение - это та человеческая сила, которая живет в каждом из нас и которая каждому из нас подвластна.

5. Целомудрие. Понятие целомудрия каждый может расценивать для себя по-разному, особенно учитывая то, что в современном мире целомудрие в традиционном понимании давно утратило свою ценность. Я скажу о том значении, в котором я принимаю данную добродетель. Для меня это верность. Верность тому единственному партнеру, который идет со мной по жизни, которого выбрала я и который ответил мне взаимностью.

6. Кротость. Умение прощать людям их ошибки, вспоминать с улыбкой собственные, делать правильные выводы и не зацикливаться на прошлом. Не утратить веру в людей вопреки обманам. Не утратить веру в себя и не хранить внутри себя злобу. Отпустить. В конце концов наша жизнь настолько коротка, а вокруг нас столько интересного, важного, значимого, что тратить ее на обиду, злость, месть - самое настоящее преступление по отношению к самому себе.

7. Смирение. Смиренный человек приятен и открыт для общения, ему чужды гордыня и высокомерие. Такой человек идет по жизни с улыбкой, не заглядывая в чужие судьбы, довольствуясь своей собственной.

Я рассказала вам о моем понимании семи существующих христианских добродетелей. На мой взгляд, каждая из них дает возможность взглянуть другими глазами вглубь себя и на окружающий нас мир. На пути к познанию они открывают прямой путь, ведущий вверх.

Добродетели – это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду “по умолчанию”. Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к “новому” миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Итак, добродетели отличаются от стандартных “добрых дел”. Добродетели – это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель – то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели – поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Добродетели: список

Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

  • Благоразумие (лат. Prudentia )
  • (лат. Fortitudo )
  • Справедливость (лат. Justitia )
  • Вера (лат. Fides )
  • Надежда (лат. Spes )
  • Любовь (лат. Caritas )

Второй же исходит из противопоставления грехам:

  • Целомудрие (лат. Castitas )
  • Умеренность (лат. Temperantia )
  • Любовь (лат. Caritas )
  • Усердие (лат. Industria )
  • Терпение (лат. Patientia )
  • Доброта (лат. Humanitas )
  • (лат. Humilitas )

На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

Главное, что мы знаем о добродетелях – Господь ничего не “придумывает” для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.

Добродетели

Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь – это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.

Если же говорить о вере , то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.

Как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие – это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.

Смирение – это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.

Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием “присвоить” человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово “ревность” именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность – это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.

Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность ? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.

Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.

Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.

Высказывания о христианских добродетелях

«Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).

«Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)

«Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович)

«Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15 ); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)

«Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23 ). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте (Кол.3:12-15 )». (свт. Феофан Затворник).

«Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)

Человеческая жизнь это время приготовления к будущей вечной жизни. В уподобление своему Творцу – состоит высшая цель жизни человека на земле. И на это нас благословил Сам Господь Иисус Христос говоря своим ученикам: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" .

Образ Божий в человеке проявляется в свойствах его бессмертной души. Свободная воля, творческий разум, способность любить других и жертвовать собою – все это нам дано для того, чтобы мы в своей жизни осуществили замысел Творца - подобие Божие.

Христианская вера учит нас тому, что жизнь человека должна быть временем подвига, постоянного стремления к добру и совершенству и по закону духовной жизни остановки на этом пути быть не может. Если человек перестает стремиться к добру, он непременно станет на путь противоположный – путь порока и страстей.

Человек должен испытывать, проверять свою совесть: стремится ли он к истине и добру и идет по пути добродетели или идет по пути греха, который удаляет его от Бога. Путь преображения души и развития добродетелей - путь нелегкий. На нем человеку встречается множество опасностей и затруднений, увлечений мирскими интересами, склонность к греху, маловерие и невежество в духовных вопросах мешает человеку идти узким и тесным путем к царствию небесному.

Стремление к добродетели есть в каждом человеке - как остаток того естественного добра, которое было вложено в природу человека его Творцом. Но если это семя добра не взращивать постоянным трудом, вниманием к своему душевному состоянию, способности человека к доброделанью умоляются. Как веру, так и всякую добродетель христианскую надо оберегать, взращивать как цветок, совершенствовать как всякий талант, следить за тем, чтобы она была в наилучших условиях для развития. Такими условиями должны быть изучение Священного Писания, участие в Таинствах Церкви – в Таинстве исповеди и причащения святых Христовых Тайн, внимание к своей внутренней духовной жизни.

В православном сознании существуют семь основных добродетелей - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание.

Святой апостол Павел пишет о том, что из всех добродетелей главные – вера, надежда и любовь, но именно любовь является совершенным исполнением всех добродетелей.

«Бог есть любовь», – говорит нам Евангелие. Значит, кто приобрел любовь, становится подобным Богу! Чем больше в нас возрастает любовь ко Христу, тем больше возрастает доверие Богу и подчинение нашей воли Его воле. Любовь и дела любви питают веру, а надежда происходит от веры, как растение из семени и ручей из источника.

Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, дано будет, по словам Христа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». Если душа стремится к совершенствованию в Боге, все добродетели существуют в ней неразрывно как звенья одной цепи, и каждая зависит одна от другой.

Желая приобрести хотя бы одну добродетель, человек постепенно приобретает и все остальные. Но ни одной из них человек не может приобрести без участия Божией благодати. Человеку не по силам самому бороться со страстями по слабости воли и разума, поврежденного грехом. Только при содействии благодати Божией и добровольном стремлении человеческой души к истине и добру возможно достижение добродетели.

"Кто не собирает со Мною, тот расточает", - говорит Господь. Ничего нельзя назвать прочным и ценным, что не приобретается с помощью Божией, ибо истина и добро бывает только от Господа. Бог и Человек являются соработниками в деле спасения души и наследия Царства Небесного. Божественная благодать такова, что может в одно мгновение очистить человека и сделать его совершенным. Но она посещает душу постепенно, испытывая, насколько она сохраняет любовь к Богу, живет ли согласно с Его святой волей…

Поначалу душе бывает трудно следовать воле Божией и проявлять добродетель. И святые учат нас подражать ее внешним признакам: если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

«Возьмите иго Мое на себя, - говорит нам Христос, - и найдете покой душам вашим…». Эти слова Господа указывают, что приобретение добродетелей хоть и нелегкий но, радостный и благодарный труд. Он дает уже здесь, в земной жизни плоды благодати для христианина, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова): добродетель требует кратковременного труда, а доставляет вечную радость.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.

1. Гордость
, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.

2. Сребролюбие
. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд.
(то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".

4. Зависть
, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие
или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился "на вся дни светло" (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Грехи вопиющие к небу:

Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.
Грехи хулы на Духа Святаго:
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.


О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

1. Любовь . Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание
. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие
. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

4. Смирение . Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание
. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение
. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

По книгам:
"В помощь кающимся", из творений святителя Игнатия Бранчанинова.