Церковь иконы богоматери отрада или утешение. Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и молитва к ней

Радость - вот чувство, которое хочет испытать каждый верующий. Она приходит от уверенности в том, что Господь любит и прощает всех, в том числе - тебя лично. «Радость и утешение» - название иконы, которая чудесно прославилась в одной из Афонских обителей. С тех пор многие поколения православных приносят перед ней свои молитвы.


Необычная композиция

Данный образ очень легко узнать:

  • Отрок Христос восседает на левой руке Матери, в руке его - свиток;
  • Правая рука Спасителя находится возле уст Богородицы, она поддерживает ее своей десницей;
  • Гимарий (плащ) Христа - зеленого цвета, рубашка - белого.

Зеленый цвет ризы символизирует присутствие на Отроке Святого Духа. Утешитель - так называет Его Евангелие. Итак, через воплощение Христа люди получили радость, через Духа - утешение.

Композиция восходит к Одигитрии, но богословское значение тут имеет несколько расширенный смысл. «Отрада и утешение» намекает на Литургическую жертву. Это проявляется в жесте Богородицы, которая устами прикасается к руке Отрока. Аналогичный евхаристический образ имеется на иконах о положении во гроб.

Отличие иконы «Отрада и утешение» в том, что лик Христа - строг. Таким Он предстает перед лицом искушения, гневно отвергая его. Ибо и Ему доводилось слышать голос лукавого, но Иисус показал, как поступать в подобных случаях - молиться и верить Богу. Только так можно победить последнего своего врага - смерть. Для чего и подается христианам в Литургии тело и кровь Христа. Так обожается (становится подобным Богу) каждый верующий.


В каких случаях молиться иконе

Чудотворная икона «Отрада и утешение» помогла афонским монахам предотвратить разграбление обители. От образа раздался женский голос, который сказал, что не надо отворять двери монастыря. Было и еще одно необычное происшествие - изменились позы на иконе - Христос рукой пытался заградить уста Матери, поскольку хотел, чтобы монахи понесли наказание за то, что стали неусердны в своих обязанностях.

С тех пор образ стал известен во всем христианском мире. Поскольку икона «Отрада и утешение» пребывает на Афоне, возможно, что молитвы ей написаны иноками - подвижниками веры и благочестия. В России существует несколько чтимых списков:

  • один из них находится в Воскресенском монастыре (Санкт-Петербург);
  • в Афонской церкви Новодевичьего монастыря (Москва) - написан на святой горе.

Очень красивый Храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение» был построен в начале прошлого века на Ходынском поле. Здесь раньше располагались казармы. Большевики закрыли церковь в 20-е годы, частично повредили его. Восстановление началось после передачи здания Церкви, в начале 90-х. К счастью, уникальный архитектурный облик храма удалось воссоздать. Это поистине прекрасное творение архитектуры.

Но молиться перед иконой Божией Матери «Отрада и утешение» можно и дома. Для этого приобретается копия в церковной лавке. Текст нужной молитвы найдете на нашем сайте (как и многих других). Желательно его придерживаться, только в конце можно добавить что-то своими словами. Во время беседы с Богом и Царицей Небесной следует помнить как о своих грехах, так и о милости Божией. Уже в самом названии образа заложена надежда на прощение.

Многие почему-то считают, что для каждой проблемы существует строго определенный образ, святой или молитва. На самом деле Господь не раздает благодать тем, кто больше ее заслужил, ведь любой человек - грешник. Бог не имеет часов приема, не делит проблемы на «большие» и «маленькие», с которыми Его нельзя беспокоить. Поэтому благочестивую традицию не следует превращать в языческие верования.

В евангельских сюжетах нам наглядно показано, как Христос даровал милость и прощение тем, кто их не заслуживал, но неотступно молился. Надо верить, продолжать просить - и дано будет вам! Господь в помощь!


Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение»

Молитва первая

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.

Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Икона Отрада и Утешение - в чем помогает, как молиться was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Икона Парамифия - фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря , но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).

В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.

Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Не открывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…»

По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.

Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.

В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии».

Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.

С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного , который был «просмонарием» этого чудотворного образа.

Однажды Неофит по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Но там он тяжко заболел и чувствуя приближение кончины, стал слёзно молить Пречистую, чтобы Она сподобила его умереть в родной обители. Тотчас он услышал голос Божией Матери: «Неофит, ступай в свой монастырь и через год будь готов».

Неофит вернулся в обитель, и через год, причастившись как-то раз Пречистых Тайн и поднимаясь по лестнице перед параклисом Божией Матери Парамифия, он услышал Её голос: «Неофит, время твоего отшествия настало». Придя в свою келью, преподобный почувствовал недомогание и, получив прощение от всей братии, отошёл ко Господу.

Хор братии Ватопедского монастыря.
Молебный канон иконе Божией Матери Парамифия («Отрада», или «Утешение»)

Достойно есть

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:09 мин. Размер 11 Mb)

Тропарь

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 1:15 мин. Размер 4 Mb)

Икона Образ Божьей Матери “Отрада” или “Утешение”

Пресвятой Богородице молятся об исцелении от недугов.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Отрада» или «Утешение»

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва иная к Пресвятой Богородице

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Тропарь Божьей Матери ради иконы Ее Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение».

Тропарь, глас 4:
О, Покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице, низпосли отраду и утешение, на Тя упование возлагаем грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.

Ин тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь. У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

В молитве иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» есть прошение укрепить нас в святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение».

Слово Патриарха Кирилла в день празднования иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»

Священный великий монастырь Ватопед

В иерархии монастырей Святой Афонской горы Ватопед - второй после Лавры преподобного Афанасия. Расположен он на восточном побережье полуострова между монастырями Эсфигмен и Пантократор, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Как полагают некоторые исследователи, монастырь возник на месте церкви, построенной в начале IV века императором Константином Великим и разрушенной Юлианом Отступником. Раскопки в 2000 году позволили обнаружить древнехристианскую базилику, на руинах которой в X веке и вырос соборный храм в его современном виде.

Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием Великим. У правителя было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, Феодосий отправил молодую чету, а также двоих своих сыновей в Рим. На обратном пути по морю в Константинополь возле местечка Имброс юного Аркадия во время шторма волной выбросило за борт корабля, и он исчез в пучине. Сам корабль нашел прибежище от бури неподалеку от места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И именно там погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Юноша рассказал, что его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь. В благодарность за спасение сына император Феодосий на этом месте воздвиг монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого - «куст отрока»).

Вид монастыря Ватопед на Святой горе Афон с высоты птичьего полёта

На фото в центре видны купола соборного ватопедского храма

Духовный расцвет монастыря связывают с именами преподобных Афанасия, Николая и Антония, учеников преподобного Афанасия Афонского. По его благословению во второй половине Х века они отправились жить в эти места, где тогда находились кельи отшельников более ранних времён.

Уже спустя столетие монастырь процветал. Щедро поддерживаемый византийскими императорами, Ватопед был не просто богатым и привилегированным, но и управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых до наших дней не сохранились.

В последующие века Ватопед, как и Афон в целом, ожидала драматическая история: ужасающие по своей жестокости набеги крестоносцев и разбойников, турецкое иго - всё это несло мученическую смерть братии, пожары и разрушения.

Главное нынешнее сокровище Ватопеда - это сонм просиявших в нём святых. Шестьдесят шесть подвижников, живших в обители, канонизированы и прославлены Церковью. Среди них - преподобный Максим Грек, первостроители обители, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов.

Вследствие войн ХХ века и политических событий в новейшей истории Греции обитель пришла в упадок, но в 1990 году с приходом в Ватопед братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) монашеская жизнь возродилась с новой силой, и сегодня древняя обитель предстаёт в своём расцвете.

Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижничеством древних и современных насельников, но и святынями, среди которых - чудотворные иконы Божией Матери.

Отрада наша и Утешение

О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.

«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их открыл.

Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И “смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. И в третий раз повторила: “Сегодня не открывайте врата обители…” По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но, как Судия, имеет строгий вид.

Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо
В этой нише до перенесения в специально построенный придел находилась чудотворная икона

Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.

После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она пребывает доныне. Никогда не угасает затепленная перед ней лампада. Каждый день в параклисе служится молебен, а каждую пятницу совершается Божественная литургия. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.

Чудотворная икона, украшенная чеканным серебряным окладом. На образе виден суровый лик Спасителя

В этом чуде даётся ещё одно подтверждение древнему убеждению Православной Церкви о силе материнского дерзновения Богородицы ходатайствовать о грехах человеческих к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий».

Чудотворная Ватопедская икона на Руси

Икона Божьей Матери «Отрада и Утешение» относится к редким иконографическим сюжетам: даже в крупнейших иконных собраниях России и Украины подобных зачастую нет.

Появление изображения Афонской святыни в русском искусстве относится к началу XVI века. Чуть раньше, с XV века, встречается интерес к святогорским обителям в литературных памятниках, в частности, к Ватопеду. Самое первое известное описание Афона датируется 1420 годом и принадлежит новгородскому иеродиакону Зосиме. Приблизительно в это время уже была известна и «Повесть о Ватопедском монастыре». В 60-е годы XVI века в Москве в течение двух лет пребывали три игумена со старцами из Афонских монастырей. По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».

Помимо этого в летописях сохранились неоднократные упоминания о приездах греков в Москву за пожертвованиями, которыми великие князья щедро наделяли святогорцев. Так, в 1515 году с возвращающимися из Москвы старцами на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню, и прошения молитв была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, в которой Великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком - будущим преподобным Максимом Греком .

Икона преподобного Максима Грека

В конце XV века преподобный Максим, на то время монах доминиканского монастыря во Флоренции, находился в центре богословской жизни Италии. В 1505 году он навсегда покинул Запад, оставил католичество и направился на Афон, духовный центр восточного Православия, где принял монашество в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее в одном из посланий к Ивану Грозному преподобный Максим вспоминал о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни.

В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими познаниями сразу же привлек внимание современников. Его произведения об обителях на Святой горе Афон пользовались большой популярностью, а в его келье собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Именно с Максимом Греком и его пребыванием в русской столице связан особенный подъём интереса к Афону, а также история появления на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Промыслительно, что празднование этой иконы и память преподобного Максима приходятся на один день - 21 января (3 февраля по новому стилю).

Святитель Димитрий Ростовский и его келейная икона

Самая ранняя известная русская «Богоматерь Ватопедская» - келейный образ, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому и часто изображавшийся на его иконах.

Икона святителя Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров на Киевщине в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. После переезда родителей в Киев Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латынь, а также ряд классических наук.

В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий - в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец, там началась его литературная и проповедническая деятельность. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Беларуси, а в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.

С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Как свидетельствовал он сам, душа его наполнилась образами святых, укреплявшими его дух и тело, вселявшими веру в благополучное завершение его благородного труда.

Одновременно с этим архимандрит Димитрий был поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника оценил патриарх Адриан, и в 1701 году указом Петра Первого отец Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Через некоторое время из-за важности научного труда и ввиду слабости здоровья святитель получил новое назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года как митрополит Ростовский.

Образ Божией Матери, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому (на фото видно, что это зеркальное изображение иконы «Отрада и Утешение»)

Согласно известным письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» была привезена святителем Димитрием в Ростов как келейная (то есть та, перед которой монах в келье совершает молитвенное правило, обычно самая им чтимая). Перед ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда подходила к концу его земная жизнь. После его смерти икона около месяца находилась рядом с гробом митрополита в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого и после погребения была оставлена при могиле в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора.

Через 42 года после смерти святителя открылось нетление его святых мощей: прогнившие бревна пола над склепом митрополита Димитрия провалились, упали на гроб, и под рассыпавшейся крышкой тело его было обретено нетленным. Как от благодатного источника, от мощей стали происходить чудесные исцеления.

Все эти годы память о святителе жила в народе, и все, обращающиеся к нему в молитве, возносили свои прошения перед его келейным образом - иконой Богородицы «Отрада и Утешение». Здесь совершались молебные пения и панихиды по святителю после обретения его мощей, до появления первых икон с его изображением. При описании многочисленных чудес у мощей митрополита Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице также возносились горячие молитвы паломников. В связи с этим в Ростове списки с этой иконы получили широкое распространение.

Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта святыня? Считается, что Ватопедский образ Божией Матери был тем самым, которым родители благословили его на монашество.

Есть и другое мнение: 13 сентября 1689 года во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы) находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил его образом Божией Матери за труд составления житий святых, о чём святитель сделал запись в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона - список с Афонской святыни - хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, соответственно, за писательский труд наградил патриарх и святителя Димитрия. Образ был украшен окладом и едва виднелся под потемневшей олифой, поэтому святитель в своих дневниковых записях назвал его просто - образ Божией Матери.

В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В его дневнике содержится описание такого события: в 1700 году, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».

Святитель Петр (Могила)

Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел окончить при жизни, и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная ему царём Алексеем Михайловичем, осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. По этой причине в своем дневнике святитель Димитрий назвал икону московской - по её происхождению от царского двора, поскольку непосредственно «Московской» иконы не существует. Исследователи предполагают, что это и был образ Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Икона «Отрада и Утешение» в Киеве

В начале 2010 года в Ватопеде была написана точная копия чудотворной иконы - в благословение женскому монастырю в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение» на Киевщине.

Множество людей обращаются к Божией Матери перед этим списком с Её иконы, и уже известны случаи явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы. Киот иконы являет собой точную копию киота Ватопедского чудотворного образа.

Также в нашем монастыре находится абсолютная копия келейной иконы святителя Димитрия Ростовского «Отрада и Утешение», написанная в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре города Ростова.

Чудо Царицы Небесной, прославившее эту икону, имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. И в наши непростые времена оно укрепляет верующих в уповании на заступничество Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.

Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая!

Ольшанский женский монастырь. Точная копия с Ватопедской иконы Божией Матери «Парамифия» (это название не имеет точного русского перевода и обозначает понятие «отрада» или «утешение»)

«Отрада и Утешение» - одна из величайших икон Божией Матери. Она приходит на помощь каждому верующему, помогая в самые тяжкие минуты жизни.

Православная святыня «Отрада и Утешение» имеет особое почтение в христианстве уже многие столетия. Она таит в себе благодать и истинную веру, весть о помощи и нетленную надежду. Она является вечным талисманом и защитником для всего православного народа, даруя спасение своими чудотворными божественными свойствами.

История иконы «Отрада и Утешение»

Появление иконы Богоматери «Отрада и Утешение» берет свое начало в далеком прошлом. Её чудодейственные способности открылись несколько веков назад, поразив христиан, которые стали почитать и уважать святыню.

В данном образе собрана огромная сила и величие. В IV веке икона была написана в честь чудеснейшего возвращения царя Аркадия домой, который был обязан спасением Богородице. С самого первого дня икона начала творить поистине великие чудеса, тем самым заслужив полное доверие людей.

Где находится чудотворный образ

В наши дни икона, как и ранее, хранится в Ватопедском монастыре на горе Афон. Её не менее почитаемые и чудотворные списки украшают иконостасы следующих священных обителей России:

  • храм Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове;
  • церковь на Ходынском поле в Москве;
  • Казанский собор Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, а также храм иконы «Отрада и Утешение» на улице Дыбенко.

Описание иконы «Отрада и Утешение»

На святой иконе изображена Дева Мария. На руках у Нее Богомладенец, Она прижимает Его правую руку к Своей щеке, а в другой руке у Младенца изображен свиток.

Святыня написана очень искусно и красиво. Полностью данный лик Божией Матери видело небольшое количество людей, но Её глаза, которые всегда отлично видны верующим, завораживают своей проницательностью, непорочностью и добротой. У православных людей, которые смотрят в глаза Богородице, возникает чувство, будто Её взгляд проникает в самую душу, согревая изнутри.

О чем молятся перед чудотворной иконой

Чудесная икона является для многих христиан символом спасения и защиты. К ней обращаются за помощью с просьбами:

  • избавить от болезней телесных и душевных;
  • уберечь от горя, страданий, бед, которые связаны с ураганами, наводнениями, бурями и войнами;
  • не дать сбиться с пути, отыскать свое истинное предназначение;
  • обрести силу воли;
  • избавить от грехов , от поступков злых и греховных помыслов;
  • обрести надежду.

Помимо этого, святыня способна уберечь и помочь справиться с любыми трудностями и неприятностями, которые возникают в жизни верующих. Она дарует силы жить дальше и побороть беды.

День празднования иконы «Отрада и Утешение»

Официальным днем, когда люди отдают свое почтение и уважение святой иконе, считается 3 февраля . В этот день многие христиане со всего мира посещают службы в храме, возносят молитвы перед чудодейственной иконой Богоматери «Отрада и Утешение».

Молитва перед иконой

«О единственная наша Надежда и Утешение! Наша Спасительница от бед всех! Перед Тобой стою на коленях, Тебе молитвы свои читаю. Молю Тебя, Великая Богородица, защити от всех неприятностей, укрой от зла и врагов. Не дай сбиться с пути истинного, направь на верную дорогу, придай сил и уверенности. Не оставляй нас в одиночестве. Исцели от болезней и прости все грехи наши. Лишь в Тебе наше спасение. Непрестанно буду возносить я молитвы свои к Тебе и почитать Тебя не перестану. Да будет на все воля Божия. Аминь. Аминь. Аминь».

Святой образ Богородицы «Отрада и Утешение» — это величайшая и поистине чудотворная икона. Она приходит на помощь каждому верующему, чьи молитвы наполнены добротой, искренностью и верой. Мы желаем вам мира в душе, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

03.02.2018 05:13

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...