Ян Гус: краткая биография, учения, память. Ян гус, его взгляды и проповедническая деятельность

Вацлав Брожик (1851 - 1901) - один из самых известных чешских художников. Он жил во второй половине XIX века то в Праге, то в Париже и был похоронен на Монмартре. Брожик придерживался академического стиля в живописи, писал жанровые сцены, портреты, пейзажи и часто обращался к историческим сюжетам.

Конечно же, чешский художник не мог пройти мимо такой масштабной фигуры как ЯН ГУС - идеолог чешской Реформации, национальный герой чешского народа, великий проповедник и мыслитель, создатель чешской орфоргафии.

В 1883 году Вацлав Брожик написал одну из самых знаменитых своих картин на исторический сюжет - "Ян Гус на Констанцском соборе".

Эта картина изображает Яна Гуса в самый трагический момент его жизни - на XVI Вселенском соборе в немецком городе Констанце , продолжавшемся более трех лет (1414 - 1418 гг.) и призванном прекратить церковную схизму, то есть раскол католической церкви.

Король Венгрии и Хорватии (с 1387 года), король Германии (с 1410 года), а позже (с 1419 года) - король Чехии, и с 1433 года - император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембург созвал Констанцский собор , чтобы преодолеть Великий западный раскол церкви и выбрать единого папу (что в итоге удалось, новым папой был избран Мартин V , а его конкуренты были объявлены антипапами).

Сигизмунд I Люксембург на портрете Альбрехта Дюрера (1512 г.):

На картине Вацлава Брожика короля Сигизмунда можно видеть в самом центре, естественно, на троне.

Сигизмунд I Люксембург известен не только тем, что прекратил церковную схизму, но и тем, что стал героем исторического анекдота , очень похожего на правду.
Желая показать свою образованность, король на церковном соборе говорил, разумеется, на латыни. Но поскольку в ней он был не особенно силен, то допустил ошибку, употребив слово "schisma" в женском роде. Кто-то осмелился указать ему на эту ошибку в латыни, на что Сигизмунд ответил: "Ego sum rex Romanus et supra grammaticos" ("Я - римский император и выше грамматиков").
Нужно отметить, что Сигизмунд в это время императором еще не был, но его ответ очень хорошо характеризует этого человека.

Впрочем, больше всего в истории Сигизмунд I Люксембург известен не как герой анекдота, и не как инициатор церковного собора, временно закончившего раскол католической церкви, а как тот, кто вынес смертельный приговор Яну Гусу , что привело к многолетним Гуситским войнам, много лет сотрясавшим Центральную Европу.

Вызванному на собор Яну Гусу Сигизмунд обещал личную безопасность, однако своего обещания не сдержал. После того как в ноябре 1414 года Ян Гус прибыл на Констанцский собор, он был арестован и выступал на соборе в качестве обвиняемого в ереси.

Моравские дворяне, а потом и сейм Чехии и Моравии обратились к императору с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе (На картине Вацлава Брожика группа представителей чешско-моравского дворянства изображена в правом нижнем углу; выражение их лиц, особенно самого крайнего - в красном кафтане, красноречиво говорит о том, что ничего хорошего для Гуса от этого заседания собора они не ожидали).

Слово Яну Гусу дали.
Великий чешский проповедник надеялся объяснить собору свою позицию. Он требовал упрощения церковной обрядности, утверждал, что нельзя слепо подчиняться церкви, которая своей деятельностью дискредитирует саму суть веры: "Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана" , ему представлялось недопустимым, когда церковные иерархи призывают поднимать оружие на своих противников - деятельность инквизиции (разве этому учил Христос?). Особенное вомущение Гуса вызывала практика продажи индульгенций. И он справедливо считал, что Слово Божие должно быть понятным для всех прихожан. Именно поэтому свои проповеди Ян Гус читал на чешском языке.

Фрагмент картины:

После допросов и трех слушаний Констанцский собор признал Яна Гуса неисправимым еретиком . Ему было выдвинуто сорок два тезиса обвинений и вынесен смертельный приговор - казнь через сожжение на костре.

"Ян Гус отказывается подписать отречение
накануне казни 5 июля" (Камил Владислав Муттих):

После вынесения приговора Сигизмунд I и архиепископы убеждали Гуса повиниться и тем самым спасти себе жизнь (обвинители на картине изображены слева). Однако он заявил: "Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых не произносил".

Приготовление Яна Гуса к казни
(гравюра 1904 г.):

6 июля 1415 года Ян Гус был казнен как еретик . Он был сожжен прямо в Констанце, пепел после казни смешали с землей и бросили в воды Рейна.

Сожжение Яна Гуса
(рисунок из хроники Шпицера, 1485 г.):

По легенде, к костру, на котором сжигали Яна Гуса, подошла благочествивая старушка, чтобы подбросить вязанку хвороста. И именно о ней в последние минуты своей жизни будто бы сказал великий реформатор: "O, sancta simplicitas!" ("О, святая простота!").
Думаю, впрочем, что это не более чем легенда. Во-первых, потому, что вряд ли стоящий на костре Гус, смотрел на то, что происходит у подножия его эшафота; как истинно верующий человек, он должен был сметреть вверх, на небеса. А во-вторых, странно, что призывавший к проповедям на национальном языке свою последнюю фразу произнес на латыни, а не по-чешски. Однако, его ведь сожгли не в его родной Чехии, а в немецком Констанце...

В 1862 году в Констанце был установлен
памятный знак на месте сожжения Яна Гуса:

Приписывается Яну Гусу и еще одна предсмертная фраза: "Я-то Гусь, а за мной придет Лебедь!" . Будто бы эти он предрекал появление нового реформатора, идеи которого произведут переворот в западном христианстве. Таким реформатором через сто лет после казни Яна Гуса стал Мартин Лютер .

"На сём я стою" (Мартин Лютер в Вормсе 18 апреля 1522 года),
художник Антон фон Вернер (1877 г.):


Скорее всего, это тоже только легенда, придуманная уже после того, как в 1517 году Мартин Лютер выдвинул свои "95 тезисов", вызвавших такой раскол в католической церкви, который она не преодолела до сих пор и видимо, никогда уже преодолеть не сможет. Да и последстия Реформации, начатой Лютером для Западной Европы были намного более катастрофическими, чем региональные Гуситские войны (одна только Тридцатилетняя война чего стоила!).

Впрочем, вернемся к Яну Гусу.

В 1915 году, к 500-летию казни Яна Гуса на Староместской площади Праги был сооружен памятник, автором котрого был чешский скульптор Ладислав Шалоун :

Кстати, картину Вацлава Брожика "Ян Гус на Констанцском соборе" можно увидеть в одном из залов городской ратуши Праги , которая расположена на той же Староместской площади.


А Прага - один из моих самых любимых городов, в котором никогда не бывает скучно! Если кто-то в ней еще не был, то настоятельно рекомендую исправить эту ошибку!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев
- .

Дата публикации: 2012-09-08

(чеш. Jan Hus, годы жизни: 1369–1415) - священник, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Почитается как национальный герой чешского народа. Ян Гус высказывался против деятельности Церкви как организации, но искренне верил в существование Бога. В 1415 году церковный собор обвинил его в ереси и приговорил к сожжению на костре. Казнь чешского проповедника вызвала Гуситские войны . Идеи и взгляды Яна Гуса во многом предопределили исторический путь чешского народа.

содержание:

Жизнь, взгляды и проповедническая деятельность

Ян Гус родился в 1369 году в небогатой семье в деревне Гусинец (южная Чехия). В 1396 году он закончил обучение в Пражском университете , получил степень магистра философии и стал читать лекции. В 1400 году принял сан священника и начал проповедническую деятельность. Вскоре Гус стал деканом философского факультета, а потом и ректором университета.

С 1402 года свои идеи и взгляды Ян Гус высказывал с кафедры частной Вифлеемской капеллы , одновременно вмещавшей до трёх тысяч прихожан, в которой был настоятелем.

Проповеди Яна Гуса появились в трудное время, когда католическая Церковь находилась в глубоком упадке (погрязла в коррупции и прогнила как организация, священнослужители наслаждались роскошью и поддавались разврату). При этом Церковь полностью контролировала все стороны жизни общества и «поучала» как следует жить правильно. Церковные распри дошли до того, что одновременно было три Папы Римских (Великий западный раскол). Каждый из трёх Пап не признавал двух других, называя их авантюристами. Напомним, в эпоху Средневековья авторитет Папы был не обсуждаемым, а безошибочность Папы считалась даром Святого Духа. Церковь вела активную коммерческую деятельность: взимала плату за таинства, открыто продавала церковные должности и прощала грехи при покупке индульгенций. Простые люди постоянно видели, что «слуги Божьи» не живут по тем жизненным принципам, которые требуют от своей паствы.

В такой ситуации нужен был только лидер, способный повести за собой. В Чехии им стал красноречивый Ян Гус, в проповедях которого народ слышал про честность, равноправность и справедливость. Также он высказывал мысли о необходимости переустройства и реформации Церкви на христианских началах, от которых она давно отошла. При этом, Ян Гус был глубоко верующим человеком и никогда не выступал против Бога. Его взгляды и проповеди касались только людей, которые «исполняют» его волю, здесь, на «грешной земле».

Кроме церковной темы, Ян Гус широко выступал за поднятие чешского национального самосознания. Он провёл реформу чешского правописания , которая сделала книги более понятными для простого народа (письменный и разговорный языки сильно отличались). Именно он реализовал передачу каждого звука речи отдельной буквой, разработав диакритические знаки (те, что пишут над буквами).

Гонения и интердикт

В 1409 году Папа Римский издал буллу против Яна Гуса, позволившую архиепископу пражскому предпринять против него карательные действия. Проповеди были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако светская власть поддержала Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных церквях, одной из которых была Вифлеемская капелла. Гус отказался выполнить приказ.

В 1411 году пражский архиепископ прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV , который оказывал поддержку проповеднику. Вацлав IV назвал заявление архиепископа клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Пражский архиепископ бежал в Венгрию.

Ян Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов Церкви поднимать меч на их врагов. В 1412 году Папа наложил на Гуса интердикт (временное запрещение всех церковных действий). Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям Папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть. Его проповеди находили всё новых и новых последователей.

Констанцский собор и казнь

В 1414 году Яна Гуса с целью лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» со своим учением и взглядами пригласили на церковный собор в городе Констанц (Германия), собравшийся по инициативе императора Сигизмунда I для преодоления Великого раскола. Гарантировать безопасность Яна Гуса в дороге и на самом соборе должна была специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом I.

Отрывок из охранной грамоты: «Достопочтенного магистра Яна Гуса, полного бакалавра святой теологии и магистра свободных искусств, предъявителя сей грамоты, который в ближайшее время прибудет из королевства Чешского на Всеобщий церковный собор и которого мы взяли под нашу и Святой империи охрану и защиту, всем вам и каждому особо со всяческой благосклонностью рекомендую и требую, чтобы его, как он к вам приедет, изволили с чувством долга и любезно принять, обходительно с ним обращаться…»

Однако слово императора Священной Римской империи оказалось пустым. На Констанцском соборе Гуса обвинили в ереси и приговорили к сожжению на костре. После вынесения смертного приговора, Сигизмунд I и архиепископы несколько раз приходили к проповеднику с требованием отречься от своих взглядов, обещая взамен прощение грехов и полную свободу, однако Ян Гус не поступился.


Приговор привели в исполнение 6 июля 1415 года . По легенде, перед смертью Гус предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!». На следующий год на костре был сожжён Иероним Пражский, один из сподвижников Гуса, который добровольно прибыл для его защиты. Кроме того, на соборе было принято решение выкопать останки Джона Уиклифа, умершего в 1384 году и также сжечь их.

Последствия казни

В наше время Ян Гус в Чехии воспринимается не просто как одна из важных исторических фигур, а считается национальным героем. Его жестокая смерть навсегда останется позорной страницей католической Церкви. 6 июля - День памяти Яна Гуса - является государственным праздником в Чехии.

Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году (по иным сведениям в 1371 г.) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.

В 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В проповедях он выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить её светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы Церкви, осуждал симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии, в частности в Пражском университете. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Яна Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившейся к «дешевой» Церкви.

В конфликте с немецкими магистратами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV встал на его сторону и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университета перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

1409-1412 года – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформаторского учения. Гус поставил авторитет Священного Писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное Писание. К 1410-1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

В 1412 году Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшемся далее поддерживать опасного еретика, так что это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от Церкви и интердиктом (запрещением исполнять церковные обряды) на Прагу и другие чешские города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть Прагу и в течении 2 лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповедническую деятельность в Южной и Западной Чехии.

В изгнании Ян Гус написал свою главную работу – большое сочинение «О Церкви», в котором критиковал всю организацию католической церкви и церковные порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что следует лишать священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования.

В учении Яна Гуса Церковь увидела опасную ересь, и в 1414 году он был вызван в немецкий город Констанц на церковный собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в Церкви и осудить ереси. Ян Гус, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I , решил поехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключён в тюрьму, в которой провёл 7 месяцев.

Затем Гусу предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 года Яна Гуса привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае, если он не отречётся от своих взглядов, его отправят на костёр. Ян Гус произнес:

Не отрекусь!

Он сразу же был лишен сана священника и казнён. Рассказывают, что когда Ян Гус уже стоял на разгоравшемся костре, одна старушка подбросила в огонь вязанку хвороста. Она искренне верила, что сожжение человека угодно Богу и что костёр очистит его душу.

О, святая простота! – воскликнул Гус.

Эта фраза стала крылатой.

Прах Яна Гуса был выброшен в воды Рейна.

Казнь Яна Гуса всколыхнуло чешское общество и вызвало взрыв возмущения, вылившийся в гуситское движение. Ян Гус был объявлен чешским святым.

В первой половине XV века (1419 - 1434 гг.) центральную Европу потрясла кровавая ожесточенная гражданская война между силами немецкой аристократии (Священной Римской империи германской нации), поддерживаемой католическим духовенством, и восставшим чешским Эти события вошли в историю как «Гуситские войны».

Причиной, спровоцировавшей народное восстание чехов, стала казнь профессора Пражского университета, проповедника, философа и религиозного реформатора - Яна Гуса. Эти события навсегда вошли в историю. Имя Яна Гуса и "Гуситские войны" стали не только знаменем военных событий тех лет, но и символом национальной освободительной борьбы чешского народа. Сам проповедник был признан одним из главных народных героев Чехии. Краткая биография Яна Гуса будет поведана читателю в статье.

Биография

Как свидетельствует краткая биография, Ян Гус родился предположительно в 1369 году на Юге Чехии, в местечке Гусинец (откуда и получил свою фамилию) в бедной крестьянской семье. Родители Гуса хотели обеспечить своим детям достойное существование, а в те времена крестьянам такую возможность давала только карьера в духовенстве. Маленького Яна отдали в школу в городе Прохатицы, в часе ходьбы от Гусинец, где он изучал грамматику, риторику, диалектику и некоторые естественные науки. В 18 лет Ян отправляется с матерью в Прагу и поступает в Пражский университет на факультет свободных искусств (факультет богословия был значительно дороже).

В 1396 году Гус получает степень магистра и остается на должности преподавателя. Главной темой своей преподавательской деятельности он избирает труды Джона Уиклифа - английского богослова и праотца движения лоллардов и протестантизма, обвиняемого Римской церковью в ереси. В учении Яна Гуса содержится критика богатства церкви и абсолютной власти Папы. Творчество Уиклифа, дискуссии о котором разворачивались на семинарах, оказало ключевое влияние на ум Гуса, переориентировав его взгляд в сторону реформаторства и критики пороков церковного руководства и клириков. В 1402 году Гус становится ректором Пражского университета и деканом факультета искусств при короле Вацлаве IV.

Начало проповедования

Как рассказывает краткая биография, Ян Гус в 1401 году получил возможность проповедовать в известной капелле - Вифлеемской часовне в Праге, вмещавшей до трех тысяч человек. Там он начал вести свои довольно резкие проповеди с критикой церкви, привлекшие внимание как толп сочувствующих прихожан, так и лидеров церковных учреждений, видевших в нем все более и более опасного оппонента.

Ян Гус, будучи человеком глубоко верующим, никогда не отрекался от лона католической церкви, считал себя ее членом и преданным служителем, но также считал своим долгом и критиковать духовенство за отход от истинного учения Христа - за ложь, разврат, привилегированность, великолепие и дистанцированность от простого народа, называя единственным источником истины только Святое Писание, ставя, таким образом, разделение между Богом и институтом церкви, незащищенной от пороков ее служителей. Он обличал прелюбодеяние, творившееся в высших архиерейских кругах, ставил под вопрос подлинность реликвий, являвшихся опорой влияния церкви. Так, он сделал смелое заявление, что «если собрать все берцовые кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой». Следуя примеру Уиклифа, Гус критиковал идею транссубстанцинации - обряда причастия, при котором хлеб и вино, употребляемые прихожанами, превращались в плоть и кровь Христа.

Идеи Гуса

Ян Гус (Jan Hus) был ярким и харизматичным проповедником, умевшим заполнять слушателями всю Вифлеемскую капеллу и проникать в сознание каждого человека до такой степени, что некоторые сбрасывали с себя украшения от стыда богатства. Индульгенции - продаваемые церковью документы об отпущении грехов, он считал пороком симонии и явным свидетельством алчности клириков (хотя сам, в студенческие годы, приобрел на последние деньги индульгенцию, что свидетельствует о глубокой последующей трансформации убеждений).

Также Ян Гус (краткая биография тому подтверждение) боролся против засилья немецкого языка, науки и богословия, выступая за превалирование чешской культуры и ведение проповедей на чешском языке, тем самым поддерживая национальное самосознание чехов и предвосхищая идею независимости от немецкой аристократии.

Трагический исход деятельности Гуса

Таким образом, идеи Гуса об отсутствии у церкви роли единоличного представителя воли Бога на земле, о развращенности и алчности духовенства, погрязшего в роскоши и не подпускающего к себе народ, в том числе и посредством непонятного для людей языка и таинства мистерий, о порочности и ложности ряда духовных практик и реликвий и культурном угнетении чешского народа сделали его одним из главных врагов Ватикана за всю историю существования Римской Католической церкви и, несмотря на лояльное к нему отношение со стороны короля Вацлава, привели к трагическому исходу.

Преследование

Начиная с 1408 года, против Гуса применяется ряд карательных мер со стороны пражского архиепископа, поддерживаемого Папой Александром V: несколько друзей Гуса были арестованы за ересь, его проповеди были запрещены, книги сжигались (в том числе был издан указ о сожжении книг Джона Уиклифа). Однако за Гуса заступились простые люди, просившие снова разрешить его проповеди, и даже часть аристократии Богемии (Южной Чехии), направлявшая в адрес Папы просьбы позволить ему и дальше оставаться проповедником. Однако эти попытки не увенчались успехом. Два года ему пришлось странствовать по Чехии, где он продолжал отстаивать идеи реформации церкви и написал свой знаменитый труд «О Церкви», в котором критиковал абсолютную власть Папы и склонность Церкви к накоплению богатств.

Суд над Яном Гусом

Трактат стал последней каплей в чаше терпения клириков, и он был вызван на церковный суд в немецкий город Констанц. Но, даже имея он не смог добраться до суда и был заточен в темницу Готлибен, откуда его вызволили только через два с половиной месяца. В конце 1414 года Ян Гус предстал перед судом, где не стал отрекаться от своих слов, даже не смотря на просьбы императора Сигизмунда I и угрозу смертной казни.

Казнь героя

6 июля 1415 года приговор был приведен в исполнение. Ян Гус был сожжен как еретик на костре на Констанцской площади вместе с Библией, которую он перевел на чешский язык. Перед собравшейся на площади толпой он запел «Иисус, сын Давидов, помилуй меня», а на попытки стражников его остановить ответил: «Я - Гусь, а после меня придет Лебедь» (предрекая тем самым приход Мартина Лютера). Позже были сожжены и вынутые мощи Джона Уиклифа.

Последствия

Смерть национального героя вызвала многочисленные акции протестов против католической церкви по всей Чехии. Люди собирались на проповеди последователей Гуса и число их сторонников повсеместно росло. В 1419 году в Праге вспыхнуло восстание гуситов: они громили монастыри и убивали священников и город оказался в их власти. Восстания вспыхнули во всех городах Чехии, что послужило началом гуситских войн. Центром восставших стал город Табор, заложенный у одноименной горы, где гуситы проводили свои проповеди.

Против еретиков-гуситов Церковь объявила крестовый поход. В 1420 году первый крестовый поход на Прагу был разгромлен армией таборитов, возглавляемой опытным воином и полководцем, национальным героем чешского народа - Яном Жижкой и вся Чехия оказалась во власти гуситов. Однако среди них начался раскол на несколько партий - таборитов, не признававших церковь вообще; сирот (последователей Жижки), признававших церковь, но отрицавших всякие компромиссы с немцами, и чашников, боровшихся за православие.

Всего против гуситов было направлено пять крестовых походов, не увенчавшихся успехом. Однако бесчисленные войны против сил всей Европы (за исключением Англии и Франции) и «межпартийные» столкновения истощили Чехию, и в 1436 году она приняла мирное соглашение на условиях императора Сигизмунда. Гуситские войны закончились.

Память и наследие

Ян Гус остался в истории как человек, под знаменами которого маленькая незаметная Чехия вошла в центральную Европу, противостоя всем силам католического истеблишмента, а сам Гус стал одной из ключевых, предшествующих церковной реформации фигур.

По сей день в Чехии его чтят как одного из главных национальных героев, способствовавших борьбе за права и идентичность чешского народа против немецкого гнета. В его честь называют музеи и улицы. А 6 июля 1915 года, на Староместской площади Праги, ему был установлен памятник, приуроченный к 500-летию со дня казни. Кроме того, с 1918 года в Чехии действует «Чехословацкая гуситская церковь», насчитывающая на сегодняшний день около 100 000 приверженцев. День сожжения Яна Гуса объявлен государственным праздником Чехии как день памяти магистра.

В 1999 году Папа Иоан Павел II выразил глубокие сожаления в связи с казнью Гуса, однако отказался канонизировать его, так как тот придерживался взглядов еретика Уиклифа.

Помимо политического, религиозного и идеологического наследия его имя почетно в филологических кругах за вклад в развитие чешского национального литературного языка, в частности, за авторство труда «Чешская орфография».

История жизни
Знаменитый деятель эпохи Реформации Ян Гус был простого происхождения и рано остался сиротой. После окончания Пражского университета он стал священником и быстро достиг высокого положения. Через несколько лет скромный студент стал гордостью страны, и его имя стало известно по всей Европе. Ян Гус нещадно обличал пороки, царящие в обществе, чтобы утвердить принципы истины и чистоты, которые он прививал людям. Он считал, что причина безнравственности заключается в том, что народ не знает Библии, и потому защищал, как дело величайшей важности, проповедь Священного Писания на языке народа.
Житель Праги Иероним, который стал близким соратником Гуса, привез с собой из Англии произведения Виклифа. Гус с интересом прочел эти произведения, он верил, что их автор был искренним христианином, и благосклонно отнесся к предложенным реформам.
В это время в Прагу из Англии прибыли двое проповедников, выступавших против неограниченного господства папы Римского. Вскоре они были вынуждены прекратить свои выступления из-за давления властей. Но, не желая отказываться от своей цели, они нарисовали две картины и выставили их на всеобщее обозрение. На одной был изображен въезд в Иерусалим Христа, «кроткого и сидящего на осле» (Матфея 21:5). За ним следовали ученики в потертых одеждах и с босыми ногами. На другой картине была изображена папская процессия – папа был облачен в богатые одежды, восседал на величественно украшенной лошади и имел на голове корону. Перед ним шли трубачи, а за ними следовали кардиналы и прелаты в блистательных одеждах. Какой контраст между кротостью и смирением Христа Господа и гордостью и высокомерием папы, Его слуги! Картины произвели глубокое впечатление на разум Гуса и побудили ревностно изучать Библию и произведения Виклифа. Он стал яснее понимать истинный характер папства и с большим дерзновением обличал гордость, тщеславие и испорченность Церковной иерархии. Из Богемии свет проник в Германию. Многие немецкие студенты, приняв от Гуса библейское учение, вернулись на Родину и начали проповедовать Евангелие.
Вскоре вести об этом дошли до Рима. Гуса призвали на аудиенцию к папе, что означало смертный приговор. Король и королева Богемии, университет, представители знати, чиновники обратились с просьбой к главе Римской церкви, чтобы Гус остался в Праге, на что папа объявил город Прагу отлученным от церкви. В то время такой приговор возбуждал всеобщее беспокойство, он был рассчитан на то, чтобы навести страх и ужас на людей, возносивших папу, как представителя Самого Бога и обладающего властью совершать светский и духовный суд. Считалось, что врата неба закрываются для региона, отлученного от церкви, и пока папа не снимет проклятие с города, мертвые будут изгнаны из обителей блаженства. В связи с этим страшным бедствием были приостановлены все богослужения. Церкви закрывались. Брак освящался на церковном дворе. Мертвых, которых отказывались хоронить на освященной земле, закапывали в канавах или на поле без погребальных обрядов.
Таким образом, посредством мер, поражавших воображение обывателей, Рим пытался управлять умами людей.
Прага была в смятении, многие во всем обвиняли Гуса. Реформатор удалился в деревню и оставил письмо друзьям, где написал, что он последовал примеру Христа. «Я удалился также из опасения, что нечестивые священники будут запрещать проповедовать Слово Божье. Но я не хочу, чтобы отвергли Божественную истину, за которую с Божьей помощью я готов умереть».
Гус боролся против злоупотребления властью. Священники стали такими же, как во дни Христа: нечестивыми и использовали свою власть для незаконных целей. Это заставило его принять для своего руководства и проповедовать другим принцип, согласно которому непогрешимым руководством является Бог, говорящий через Библию, а не церковь, говорящая через священников.
Для залечивания язв, раздиравших Европу, в Констанце был созван общий собор. На соборе было доказано, что сам папа Иоанн виновен в тягчайших преступлениях, помимо убийства и прелюбодеяния – в грехах, которых неприлично называть вслух. Поэтому собор лишил его тиары, и был выбран новый папа. Но тот же самый собор, который низложил папу, намерен был уничтожить и реформатора. По приезду в Констанцу Гус был арестован и заключен в тюрьму. Во время продолжительного суда он твердо стоял за веру и истину. Когда ему предложили отречься от своих учений или умереть, он избрал участь мученика.
После объявления приговора началась церемония разжалования. Когда епископы одели его в священные одежды, Гус сказал: «Наш Господь Иисус Христос был облачен в багряницу для насмешки над Ним, когда Ирод отправил Его к Пилату». Когда ему вновь предложили отречься, он ответил: «С каким же лицом я тогда предстану перед Богом?» Когда на голову ему надели бумажную митру, на которой было написано «Отъявленный еретик», Гус сказал: «Я с радостью буду носить этот позорный венец ради Тебя, мой Иисус, ведь за меня на Тебя одели терновый венец». Когда он был облачен в эту позорную одежду, сказали: «Теперь мы предаем твою душу дьяволу». «А я, – сказал Гус, поднимая глаза к небу, – передаю свой дух в Твои руки, Господи Иисусе, ибо Ты искупил меня».
Когда его привязали к столбу, и все было готово для того, чтобы зажечь костер, ему еще раз было предложено отречься от своих заблуждений и спасти свою жизнь. «От каких заблуждений я должен отречься? – спросил Гус. – Я не считаю себя виновным в заблуждениях. Призываю Бога во свидетели, что все, о чем я писал и проповедовал, преследовало цель спасти души от греха и погибели, и поэтому я с радостью своей кровью защищу истину, которую проповедовал». Когда вокруг него загорелось пламя, он начал петь: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня», – и продолжал до тех пор, пока его голос не умолк навсегда.
Даже враги реформатора были потрясены его геройским поведением. Когда тело Гуса сгорело, его прах вместе с землей, где он лежал, был собран и брошен в Рейн. Его гонители были уверены, что они искоренили истину, они даже и не подозревали, что прах, отнесенный в океан, будет подобен семени, рассеянному по всем странам, что оно принесет плод в виде свидетелей об истине в новых местах.
Казнь Яна Гуса продемонстрировала всему миру вероломную жестокость Рима. Враги истины, сами не осознавая этого, продвигали вперед то дело, которое они тщетно пытались уничтожить.
Подготовил В. Мельников