Быть или не быть как все? Значительная личность это Что означает быть личностью.

На вопрос Что такое личность? что значит быть личностью? заданный автором Langflora langflora лучший ответ это Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.
Г. Гегель
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность Личность подобна тому мудрецу, который «не живет, в традиционном значении этого слова, – он исследует жизнь. Поэтому он стремится пережить как можно больше впечатлений, предельно расширить свой индивидуальный опыт» .
Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность. При этом во всякой сколько-нибудь значительной личности всегда есть какой-то отлет от действительности, но такой, который ведет к более глубокому проникновению в нее. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Но личность – это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.
Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределяться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим, его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно-утверждающее.

Ответ от Виктор Буковский [гуру]
Личность - это тот, которому уже не нужно казаться, так как он уже есть.


Ответ от ??СЧАСТЬЕ?? [гуру]
То, что в нас изначально, в людях, так же как и душа. По ходу жизни личность формируется и закаляется, у других деградирует


Ответ от *Fox* [гуру]
совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания.


Ответ от Кошка по имени чебурашка [гуру]
иная брань, конечно, неприличность.. .
и говорим мы часто не в попад.. .
недавно я узнала "суслик - сука личность"...
по мне так этот суслик - сука "гад"...
диапазоны мыслей.. . слов - а неналичность.. .
определяют наши мысли на угад.. .
пусть кто-то скажет гад.. .
для остальных - я буду сука.. . личность...))
(моя своременная экспроментальная ассоциация))

Личность человека – это его суть. Совокупность мыслей, чувств, поступков и взглядов на те или иные события. Каждый человек является личностью, поскольку это именно то, что определяет собственное «Я». Многие философы, ученые и мыслители на протяжении сотен лет размышляли над тем, что же есть человек. Очевидно, что человеком человека делает не тело и не слова, которые он произносит, а что-то, скрытое намного глубже. Именно внутренняя суть, самобытное «Я» и является истинной сущностью человека. Именно это и есть личность.

Также личностью принято называть совокупность взглядов человека, отражающих его понимание тех или иных вопросов и точку зрения на различные социальные и политические явления. Конечно, понятие личности в общественно-политическом и социальном смысле во многом сходится с психологическим термином, но, все же, следует их различать. Ведь в данном случае речь идет не просто об индивидуальных особенностях характера и мировоззрении, но об образе мыслей в конкретном направлении и взглядах на разные вопросы через призму этих мыслей.

Личностью, безусловно, является каждый человек. Но далеко не о каждом можно сказать, что он сильная личность. Здесь речь идет не столько о силе физической, сколько о качествах души, позволяющих человеку сопротивляться внешним обстоятельствам и оставаться верным собственным убеждениям, несмотря ни на что. Разумеется, и сильные личности пересматривают свою точку зрения. Случается, что они меняют взгляды на диаметрально противоположные, но происходит это всегда под действием изменения ценностей и жизненных убеждений, а не вследствие давления извне. Любая сильная личность обладает способностью четко видеть свой жизненный путь и следовать ему, не сбиваясь с курса.

В истории множество примеров личностей, которые овладевали умами сотен и даже тысяч последователей. Великие ученые, мыслители, философы и военные деятели, чьими достижениями и по сей день восхищаются многие. Такие личности способны изменять мировоззрения масс, способны вести за собой других и следовать намеченной цели во что бы то ни стало. Это отнюдь не означает, что чтобы стать сильной личностью, необходимо изобретать что-нибудь, открыть новый материк или завоевать соседнюю страну. Сильной личностью может стать и самый обычный банковский клерк, проявив достаточно выдержки и силы воли под воздействием жизненных обстоятельств.

Личность – основополагающая часть нашей сути, без нее мы не обладаем ничем, кроме способности переваривать пищу и двигать кровь по сосудам тела. Каждый человек неповторим и его отличие от животного именно в том, что он – личность.

Содержание:

Понятие “личности” в психологии - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность.

Для начала, определимся с этими понятиями:

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека .

Индивидуальность - совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик. Она складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Субъект деятельности - это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Большинство отечественных психологов включает в понятие «личности» комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

«Личность» есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.

Личность является специфическим человеческим образованием, которое “производится” общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Также это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Какие понятия личности существуют?

Существует множество понятий личности. Наиболее ясными и точными из них являются следующие:

1) Б. Г. Ананьев: личность - субъект труда, познания и общения.

2) И. С. Кон: личность - это специфическая интеграция социальных ролей.

3) А. Г. Ковалев: личность - это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?

Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие).

Что значит быть личностью?

  • Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
  • Быть ею – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь.
  • Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти.
  • Быть ею — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических на следственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность»как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личности» в психологии - на связь человека с обществом, социальной средой.

Знакомство с подходами

При описании личности представителями различных научных школ и направлений ис­пользуются следующие теоретические подходы:

1) Биологический - личность изучается, прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер.

2) Экспериментальный - изучение личности идет от исследования персептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении в различных ситуациях.

3) Социальный - изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития, общественных отношений.

4) Гуманистический - в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности - ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопос­тавляются с поведенческими, социальными характе­ристиками индивида.

В частности, в психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом:

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” и “личность. Следовательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “человек”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”. Хотя, с другой стороны, личность — это все эти понятия, но лишь с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека, другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.

4. Личностью не рождаются — личностью становятся. Она формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Таким образом, личность - это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Критерии оценки личности

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Наблюдая за развитием человека, используются определенные критерии, которые позволяют оценивать уровень сформированности его личности.

1) Ощущение своего «Я»

Лежит в основе представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начинает ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состояний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного «Я», образа самого себя. Он, по мере накопления жизненного, социального опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К. Роджерса, становится «реальным Я» человека или его «Я-образом» с сопутствующим ему чувством самоуважения у ребенка, возникающим под влиянием того, что он уже может делать что-то самостоятельно.

Наряду с реальным «Я» в сознании человека может присутствовать и его идеальное «Я», т.е. тот образ, в котором он склонен видеть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному «Я» и стремится приблизиться «Я» реальное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаимодействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном «Я» со своим идеальным «Я-образом», с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому «личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я» .

2) Сформированность самооценки

Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей личности.

Заниженная самооценка также оказывает негатив­ное влияние на формирование личности, только в ином направлении, способствуя формированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, необоснованно повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге - появлению комплекса неполноценности .

3) Уровень притязаний

Этот критерий тесно связан с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой - желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я-образа»). Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Часто уровень притязаний устанавливается где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала.

Заключение

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Как жить - этот вопрос стоит только перед Личностями, но никогда - перед большинством, которое автоматически живёт по тем шаблонам, выработанным давным-давно без их участия и, в общем-то одних и тех же, несмотря на меняющиеся исторические формы. В жизни перед человеком всегда стоит дилемма: жить для себя, или жить, чтобы твою жизнь одобрили другие. В первом случае - такую жизнь выбирают все яркие индивидуальности, все индивидуалисты, которые не могут идти тупо за общим стадом. И я уверен, что вот сейчас моё это выражение - "для себя" - поймут неправильно все те, кто выбирает конформизим, тупое согласие с законами большинства.

Что такое "жизнь для себя"? Нет, это не хапанье богатств в ущерб миллионам нищих старушек. Это трудный путь индивида, который с детства не желает подчиняться убогим требованиям системы. Ведь любое общество, как правило, состоящее из сплошных "тёть мань", всегда стремится подавить слишком яркую Личность и вообще ЛИЧНОСТЬ. Она им непонятна и потенциально опасна, потому что не желает плясать под их дудку и соглашаться с тем убогим мироустройством, которое они создали на Земле.

На самом деле Личность не опасна никому, кроме себя. Жизнь её состоит из постоянного внутреннего и внешнего противоборства с серой и косной средой, от которой она получает не только полное непонимание, но и весьма ощутимые каждодневные тычки и шишки. А иногда серая масса просто физически забивает особь, в корне от неё отличающуюся. Таких случаев - миллион, потому что Личности на эту Землю приходят не так уж редко, как нам кажется (но как верна пословица - "Нет пророка в своём Отечестве"!).

По сути дела, она не нужна всем этим огромным массам, живущим совершенно бездуховно и никчёмно, не производящим ничего ценного для Духа, кроме своего вонючего дерьма, как морального, так и мегатонн физического. Видимо, в этом их предназначение в космических масштабах, Космос уготовил человечеству именно такую незавидную роль, а глупое человечество ещё и усугубило это, привнеся в своё существование страшное стремление к уничтожению себе подобных и окружающего мира.

Но вот приходит существо, которому опыт Личности становится нужен, как воздух, потому что оно покамест неопытно и может быть легко уничтожено агрессивными массами или, в лучшем случае, обращено ими в свою мерзкую веру. Ведь человек очень слаб, и далеко не у всех хватает сил сопротивляться тому, что диктует окружающее.

Это только кажется, что вот сидит какой-нить там Бетховен и благостно тренькает себе, и никто не против. Потренькав сколько-то там лет, умирает, а благодарное человечество ставит ему памятники. Чушь! При жизни Личности это "благодарное человечество" старается наставить ей как можно больше палок в колёса и нагадить в душу так, чтобы мало не показалось. А после смерти они, как правило, бывают почти начисто забыты, даже если ничтожное количество людей (сотни, а может даже и десятки - это из всего-то многомиллиардного населения земного шара!) поклоняются им в своей душе...

Впрочем, вопрос "как жить?" - он риторический. Если человек действительно настоящая Личность, а не часть большинства, то он не может жить так убого, как живёт это большинство, даже если будет сильно этого хотеть и пытаться мимикрировать, не выдержав постоянной угрозы уничтожения (впрочем, это бесполезно, потому что "чужака" серость чует даже тогда, когда он никак не проявляется и тихо "лежит на дне" - чует на уровне подсознания, скрываться бесполезно).

Конечно, у Личности есть то, что даёт ей силы выдерживать многое и что не позволяет ей сбежать из-этого убогого и грязного мира: это её внутренний духовный мир, который извлекает из глубин Вселенной такие откровения, которые и не снились биомассе, предназначенной для удобрения верхних слоёв шарика, созданного какими-то весьма жестокими и враждебными по отношению к человеку силами. Но человек оказался зачем-то им нужен и интересен, несмотря на свою незавидную роль подопытного кролика, раз он до сих пор не уничтожен ими.