Батюшка даниил сысоев. Священник Даниил Сысоев: биография, личная жизнь, фото

Отец Даниил Сысоев, смерть и кощунство

Правая.ру продолжает кощунствовать

протоиерей Владимир Переслегин

Воистину, смерть обнажает все. Смерть священника Даниила Сысоева обнажила тот факт, что грозившие ему убийством шахиды лжепророка Магомета не бросались словами.

Они ничего не знали ни об «уранополитизме» иерея Даниила, ни о его связях с дьяконом А. Кураевым. Они знали только одно: Сысоев говорит и пишет, что Аллах – не Бог. «Если не перестанешь говорить так об исламе, убьем». Отец Даниил продолжал, настаивая на обязательности для нас определений Константинопольского Собора 1180 года, изрекшего, что Бог Священного Писания – не бог Махоммета.

Эта его миссия была прежде всего внутренняя, обращенная внутрь Церкви. Он свидетельствовал свое истинное Христианство тем, что, опираясь на Откровение Божие – источник нашей веры – и на обязательные для нас постановления Святых Соборов, опровергал вздорные мнения массового сознания, проникшие в Церковь и угрожающие чистоте единой спасительной Веры.

Он успешно разрушал незыблемые штампы массового сознания: «Бог у всех один. Бог всех любит. Бог никого не наказывает. Я понимаю Библию по-своему. У меня своя вера. У каждого своя вера. Все веры хорошие. Вера не может разделять».

Его миссия равно обращена против ложных мнений и отступнических позиций и , учившего: Бог – неконфессионален. Он не принадлежит определенной религии, и рядового московского батюшки, заявляющего на «Русской линии»: Я ничего против ислама не имею и с уважением к нему отношусь.

Что касается Рамакришны, Вивекананды и вообще нехристианской мистики, очень трудно обобщать. Но кому бы человек не молился, на самом деле он молится Тому единственному Богу, Который существует. Вы можете поставить перед собою идола, но если вы молитесь Богу, за пределом идола вас слышит Тот, Который есть, а не тот, которого нет. Бог – неконфессионален (Митрополит Антоний Сурожский. Беседа о Созерцании. Москва, 1971 год).

Эти заразные вирусы безразличия ко Христу и наплевательства на Истину – своеобразные догматы новой религии. Эта «нулевая религия» новых русских агрессивно разъедает догматическую веру, становится в наше время «общим местом». Настолько «очевидным» для модернистов, что опровержение ее выглядит в их глазах чем-то неприличным, провокационным, преступным.

Отец Даниил был главным инициатором провокационных диспутов с мусульманами, цель которых он усматривал в том, чтобы публично богословски доказать тот факт, что Коран не является боговдохновенным писанием (Яна Бражникова, Илья Хаськович, Илья Бражников. РПЦ эпохи потребления. Правая. Ру).

Диспуты с мусульманами проводились еще Святыми Кириллом и Мефодием! Цель их была абсолютно та же, что у отца Даниила. Изменилось лишь время – теперь «правые», потеряв Правую Веру, считают свидетельство Истины провокацией.

Разве Кирилл и Мефодий не боялись джихада? Ислам с тех пор не изменился. Но они преодолевали страх любовью к Богу.

Удивительно, как в этом, с позволения сказать, общем современном «бренде» (или – «тренде»?) агрессивного равнодушия к Спасению, Вечному Животу и Небесному Царству, соединяются Карпец, Максим Шевченко, Гейдар Джемаль. Ничто не препятствует дополнить список Пугачевой, Кобзоном, Калмановичем…

Но хуже всего то, что этот их безответственный, примитивный и одновременно абсурдный «бренд» (или «тренд»?) безразличия как нельзя лучше обслуживает страшную в своей сути экспансию земной веры, той горькой звезды Полынь, падшей на источники вод, которую толкователи Апокалипсиса отождествляют с исламом.

А теперь послушаем нового Священномученика.

В чем отличие между Христианством и исламом.

Многие современные люди не видят разницы между исламом и христианством. Они говорят: «Мы верим в единого Бога. Мусульмане также почитают Иисуса, Марию, пророков, а разница только в обряде. Это два пути к одному Богу».

Один такой деятель даже договорился до того, что заявил, будто о том, кто прав в споре христиан и мусульман, чья вера истинная, мы узнаем только за гробом. Но давайте посмотрим, так ли это? Ведь уже выше мы говорили, что мусульмане после смерти пойдут в ад. С чем же связан столь тяжкий приговор слова Божия, обращённый к последователям Магомета? Давайте обратимся к первоисточникам этих двух религий – Библии и Корану, – чтобы узнать, одному ли Богу служат христиане и мусульмане.

По Корану, христиане, которые сказали «Христос – Сын Божий», достойны отвращения: «Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены! … Они желают затушить свет Аллаха своими устами, но Аллах не допускает иного, как только завершить свой свет, хотя бы ненавидели это многобожники» (Коран. 9; 30, 32).

Согласно Библии, «всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2:23). Таким образом, для Библии (которую требует слушать Мухаммед – см. Коран. 2, 79 (85); 3, 2 (3)) мусульмане – это фактические безбожники. На них пребывает гнев Божий (Ин. 3:36). Они ещё до Суда осуждены, ибо не уверовали во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18) и не чтят Отца, Пославшего Его (Ин. 5:23).

Христиане почитают как величайших святых – мучеников, которые за имя Христа воскресшего шли на смерть, показывая этим силу Господа. Они – свидетели победы Сына Божия над смертью.

Мусульмане почитают как мучеников «шахидов», убивающих на священной войне, – тех, кто неверен, на их взгляд, Аллаху.

Христиане почитают святой Крест как жертвенник, на котором совершилось наше спасение. Крест – это меч, рассекающий сети дьявола, слава ангелов и победа над грехом. Мы освящаем крестным знамением все, и так избегаем демонических козней.

Мусульмане отвергают животворящее Древо и считают его идолом. На завоёванных ими землях они часто заставляли христиан снимать Кресты с храмов. А вместо этого знака победы над сатаной они почитают черный камень в Мекке, считая его (по одной из версий их мифологии) окаменевшим ангелом.

Православные ждут небесного Царства, где праведники будут сиять как солнце. Они будут наслаждаться созерцанием Самого Творца, Который будет для них Отцом, а они – его детьми. Главное наша радость – в созерцании Бога и в соединении с Ним.

Мусульмане ждут грубо-материального рая, где их ожидают плотские наслаждения (в т.ч. эстетического, «гастрономического» и «сексуального» свойства). Всякая возможность соединения с Творцом яростно отвергается мусульманами, кроме суфиев. Но и они считают, что человек, встретившись с Богом, сам исчезает и растворяется в Нем.

Разве столь противоположные религии быть «двумя путями к одной вершине», как говорят многие? Нет, тут необходимо сделать выбор между Откровением Самого Бога, ставшего Человеком и спасшего нас Свой Кровью и откровением некоего духа, ничего не давшего своим адептам, кроме возвращения под гнёт внешнего Закона.

Пострадавший стал жертвой продвижения определенного тренда , – пишут «Правые», — процесса, в котором Русская Православная Церковь – лишь одно из звеньев, и отнюдь не самое влиятельное.

Тренда на святость, на счастье, на успешность .

Да, Бражниковы и Хаськович. Вы правы.

Отец Даниил Сысоев свят, блажен и успешен. И счастлив.

Только в одном ошиблись: не он, а вы – несчастные жертвы вашего «тренда».

Он же – добровольная жертва любви ко Господу Иисусу, жертва за ненавидящих и любящих его, жертва благоугодная Богу, ненавидящему неправду и взыскующему истину.

Мне жаль вас. У отца Даниила за гробом есть Родина. Он в объятиях духовно близких ему Сергия Радонежского, Бориса и Глеба, Николы Угодника. Это и есть настоящая Россия.

А у вас — нет ее тут, и не будет там, если не покаетесь, не покончите с брендословием.

Иерей Даниил Сысоев
Имя при рождении: Даниил Алексеевич Сысоев
Род деятельности: Священнослужитель Русской Православной Церкви
Дата рождения: 12 января 1974
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 20 ноября 2009
Место смерти: Москва, Россия
Отец: Протоиерей Алексий Николаевич Сысоев
Мать: Анна Мидхатовна (Амирова) Сысоева
Супруга: Юлия Михайловна Сысоева
Дети: Иустина, Дорофея, Ангелина


Даниил Алексеевич Сысоев (12 января 1974, Москва - 20 ноября 2009, Москва) - священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, основатель Школы Православного Миссионера.
Активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме при исполнении священнослужебных обязанностей. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством и ожидают его канонизации в будущем.

По собственным словам, «наполовину русский, наполовину татарин». Вырос в семье советских диссидентов. Отец - священник Алексей Николаевич Сысоев , настоятель храма апостола Иоанна Богослова при Православной классической гимназии «Ясенево» и клирик храма Петра и Павла в Ясеневе . Мать - Анна Мидхатовна Амирова; преподает в той же гимназии «Закон Божий». Прадед по материнской линии был муллой.
Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым) (18 апреля 1993 года убитым вместе с иноками Оптиной Пустыни Трофимом и Ферапонтом).
В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией выданной священником Артемием Владимировым (которому во многом старался подражать). В Семинарии нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.
Еще в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы.

В 1994 году епископом Магаданским Ростиславом (Девятовым) посвящён в чтеца. В том же году женился на Юлии Михайловне Брыкиной, дочери известного бизнесмена Михаила Брыкина. В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположён в священный сан диакона. В том же году поступил в Московскую духовную академию, продолжив образование на заочном секторе обучения.
Диаконское служение проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Не терпя никаких компромиссов в соблюдении устава, был в конфликтных отношениях с настоятелем храма архимандритом Борисом (Добревым) (ныне епископ Агатоникийский Болгарской Православной Церкви).
В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия. Тема защищенной диссертации: «Антропология Адвентистов 7 дня и Общества Сторожевой Башни и её анализ». В январе 2001 года рукоположён в священный сан иерея Святейшим Патриархом Алексием II, и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе, при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине).

В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы. В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы.
При храме апостола Фомы, где он настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

Семья Даниила Сысоева
Был женат на Юлии Сысоевой (в девичестве Брыкиной). В браке родились три дочери: Иустина, Дорофея и Ангелина.

Преподавательская деятельность Даниила Сысоева
С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево».
Примерно с 2000 по 2004 годы преподавал литургику на вечерних Богословских курсах при храме апп. Петра и Павла в Ясеневе (подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве).

C 2004 по 2009 год преподавал сначала литургику, а потом миссиологию в Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре.

Миссионерская деятельность Даниила Сысоева
Под миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом Богослужении обязательно произносил проповедь. На Литургии - произносил слово, посвященное теме Евангельского чтения, на Всенощном бдении - проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, так же говорил слово и на молебене и на панихиде и вообще при всяком случае.

С 1997 года проводил регулярные, по четвергам, вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием), сначала на Крутицком подворье, а с 2006 года в Храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования свт. Иоанна Златоуста и других святых отцов. Потом прочитывалась глава или хотя бы часть главы из Нового Завета (в основном Деяний или Посланий или Апокалипсиса) и давал так же по стихам толкование на читаемое место.

В 2007 году возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана.

В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в Республику Киргизия. В которой о. Даниил принял активное участие: провел несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион - в районе города Ош.

В 2009 году новая поездка миссионерской группы в город Заинск - административный центр Заинского района Татарстана.

Так же было множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам - например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию.

Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами:

Библия или Коран являются откровением Бога?
Представление о Боге.

И трех диспутов со старообрядцами (с представителями РПСЦ):

Обряд и вера.
Символ веры.
Старые и новые обряды.

Регулярно участвовал в различных телевизионных и радиопередачах.

Убийство

19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийца ("нерусский", как отмечено очевидцами по "характерному акценту"), бывший в медицинской маске, также 2 раза выстрелил во встретившегося ему на выходе регента хора и скрылся. Даниил Сысоев скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября того же года.

Отпевание о. Даниила Сысоева 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов); по окончании отпевания Патриарх Кирилл cовершил у гроба почившего заупокойную литию. В своём слове Патриарх Кирилл, в частности, сказал:
« Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, - это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой. »

На отпевании о. Даниила присутствовали 237 священников и около тысячи мирян.

Отец Даниил похоронен на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Кунцевском кладбище в Москве.

40 дней со дня смерти иерея Даниила Сысоева пришлись на его именины - день памяти пророка Даниила.
Расследование убийства. Версии и мнения
Предшествовшие конфликты

О неоднократных угрозах убийством за его высказывания об исламе говорил сам Даниил Сысоев осенью 2009 года.
Мнения

20 ноября 2009 года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, лично знавший убитого, сказал о нём: «Отец Даниил был яркой фигурой в московском священстве - человек творческий, активный, истинный проповедник и миссионер. Думаю, он пострадал именно из-за своей активной позиции». В тот же день профессор МДА протодиакон Андрей Кураев так высказался о случившемся:

Я убежден, что это был выстрел религиозно мотивированный. Если это так, то, конечно, отец Даниил пополняет число российских новомучеников.

23 ноября 2009 года политолог С. А. Белковский высказал мнение, что «у о. Даниила был конфликт с одной крупной компанией», которая «хотела забрать себе земельный участок, на котором стоял храм св. апостола Фомы»; также отмечалось, что убийство было совершено в канун дня рождения Патриарха Кирилла.

Иеромонах Димитрий (Першин), лично знавший о. Даниила, так отозвался о произошедшем:

Убиенный отец Даниил - священномученик. Сегодня день его рождения в Вечность. Ключевые слова Евангелия этого дня - это слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело…».

Версия следствия

По основной первоначальной версии уголовного следствия, убийство было совершено на религиозной почве: ранее погибшему неоднократно угрожали представители некой экстремистской группировки Ответственность за убийство взял на себя никогда не бывавший на Кавказе сторонник амира мусульман Доку Умарова, имя которого не раскрывается.

За помощь в поимке убийцы Инвестиционный холдинг «Вашъ Финансовый Попечитель» объявил награду в размере 1 миллион рублей. Позже некоторую информацию об убийце предоставили боевики Кавказского сопротивления, но обещанное вознаграждение так и не было выплачено.
Инциденты после убийства Даниила Сысоева

5 декабря 2009 года, около 4 часов вечера, клирик храма апостола Фомы священник Виталий Зубков был избит тремя неизвестными на Кантемировской улице, по дороге к храму, - согласно сведениям, полученным от самого Зубкова. Нападение отец Виталий связывает с убийством настоятеля.

На 40-ой день после смерти иерея Даниила Сысоева, 30 декабря 2009 года, ДПНИ решило провести пикет, посвященный его памяти. На сайте Миссионерского центра пророка Даниила появилось обращение с просьбой не участвовать в данной акции и «не поддаваться возможным провокациям на межнациональной почве».
Заявления о раскрытии убийства Даниила Сысоева

16 марта 2010 года представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооруженное сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого, согласно заявлению СКП, в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительного того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила». На следующий день сообщалось, со ссылкой на слова матери господина Карыбекова, мнение журналистов Киргизии, что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог не быть Бексултаном Карыбековым; глава компании «Вашъ финансовый попечитель» Василий Бойко, ранее объявивший о вознаграждении за раскрытие убийства, по состоянию на 17 марта 2010 года воздерживался от выплаты премии - ввиду того, что, по словам представителя компании, «на данный момент нет никаких доказательств - ни документальных, ни каких-либо ещё - о том, что найден убийца Сысоева».
Община храма пророка Даниила
Основная статья: Храм пророка Даниила на Кантемировской

В 2005 году правительство Москвы выделило общине храма пророка Даниила на Кантемировской, возглавляемой Даниилом Сысоевым, 0,5 гектара земли в Москворечье-Сабурове (Пролетарский проспект, 62/16), недалеко от станции метро Кантемировская, для строительства каменного храма в честь пророка Даниила. Пока построен (в ноябре 2006 г.) лишь временный деревянный храм в честь апостола Фомы.

В августе 2009 года Департамент природопользования Москвы, указав на нарушение природоохранного законодательства деятельностью общины, заявил о намерении снести храм. 11 августа 2009 года заместитель префекта ЮАО заявил, что принято принципиальное решение разрешить строительство храма в этом месте, а жители, во время общественных слушаний по новому Генеральному плану Москвы, потребовали внести храм в проект Генплана..

При храме действуют миссионерские курсы, певческая школа, иконописная школа, отряд скаутов.
Позиция и деятельность

Был известен своей активной миссионерской работой в среде мусульман-мигрантов (в Москве), обращением в православие татар, чеченцев, дискуссиями о креационизме, диспутами с мусульманами, многостраничной полемикой и статьями о патриотизме и «уранополитизме». Некоторые СМИ квалифицировали его оценки ислама и мусульман как «радикальные». За свои резкие высказывания об исламе критиковался и со стороны православных священнослужителей. В связи с этим Сысоев неоднократно получал угрозы в свой адрес.

Высказывался на темы проповеди православия и миссионерства среди различных групп, включая скинхедов, старообрядцев, мусульман. С августа 1996 года вёл беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов. Занимал консервативную позицию по отношению к занятиям йогой, карате, латиноамериканскими танцами и танцем живота, призывая христиан не посещать данные занятия. Отвергал теорию эволюции, был редактором сборника «Шестоднев против эволюции».

Придерживался взглядов «уранополитизма», который главным родством признает родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Отец Даниил говорил, что во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея», а пропаганда национализма - отход от подлинного христианства. Здесь он имел в виду национализм как чувство превосходства своей национальности над другими, а не как отстаивание интересов одного народа и культуры. Относительно второго считал, что только христианство может обеспечить настоящую национальную идентичность, говоря:

Так какая же из религий обеспечивает настоящую национальную самоидентичность? Очевидно, что только христианство, которое не уничтожает народы, но указывает свое место любви к нации в общем хоре истинно вселенской Веры.

Отрицательно относился к коммунизму, считая его заразой, корнем зла которого являлось чувство зависти.

Считал, что образование должно быть только церковным, а нехристианское образование заведомо разрушительно
Критика позиции

В 2007 году сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов собирался подать в суд на Даниила Сысоева за книгу «Брак с мусульманином», которая, по его словам, содержит оскорбительные для мусульман выражения; Нафигулла Аширов назвал православного священника «русским Салманом Рушди».

Журналист Халида Хамидулина обвинила Даниила Сысоева в разжигании ненависти к исламу в его публикациях и подала иск в суд.

Высказывали недовольство в отношении Даниила Сысоева некоторые ультраправые околоправославные издания за его антимонархическую, по мнению данных изданий, позицию.

Представители старообрядцев давали негативные оценки мнениям о. Даниила Сысоева за его высказывания в адрес истории раскола, в адрес старообрядцев. Особенно после выхода статьи о. Даниила под названием «Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине» старообрядцы обвиняли Сысоева в низком уровне аргументации высказываемых им суждений, в клевете, лжи и искажении исторических фактов. Именно по этой причине состоялись три диспута со старообрядцами (смотрите выше в статье).

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев выразил «пожелание.. чтобы методы его миссии не были канонизированы вместе с отцом Даниилом». По его мнению, «вина» в том, что на многих мусульманских сайтах радостно реагировали на убийство священника, лежит и на нём самом.

Не обошли своим вниманием Даниила Сысоева и протестанты, резко полемизирующие с его публикациями, содержащими критику в их адрес с православных позиций.
Память

14 октября 2010 года его вдовою был представлен фонд его памяти. По словам Юлии Сысоевой, «идея фонда заключается в максимально полной реализации всех проектов и идей отца Даниила по миссии, благотворительности и издательству».
Сочинения
Книги

В защиту учения о Божественном сотворении мира

Летопись начала. - Изд-во Сретенского монастыря, 1999. 2-е изд.: Изд-во «Аксиос», 2003
«Кто, как Бог?» или сколько длился день творения. - Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2003.

Об основах Православного христианства

Почему ты еще не крещен? - Даниловский благовестник, 2004. - 2-е изд: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. ISBN 978-5-98988-014-0.
Зачем ходить в храм каждое воскресенье? - М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2007, 2008.
Замуж за неверующего? - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007.
Беседы на книгу «Песнь Песней». - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008.
Как часто надо причащаться? - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2009.
Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы все-таки умерли… - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2009.
Толкование на Апокалипсис. - М.: Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева, 2011.
Спасутся ли некрещеные (Могут ли спастись некрещеные?). - Благотворительный фонд "Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева", 2010.

Книги, посвящённые полемике с иноверцами

Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. - М.: Русскій Хронографъ, Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2002.
Прогулка протестанта по православному храму. - М.: Изд-во Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2003. - 10 000 экз.
Брак с мусульманином. - М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской, 2006. - 3 000 экз.
Ислам. Православный взгляд. - СПб.: Автономная некоммерческая организация «Духовное наследие», 2011.
Брак с мусульманином. - М.: Автономная некоммерческая организация «Духовное наследие», 2012. - 240 с. - (Церковь. Каноны. Общество). - 5 000 экз. - ISBN 978-5-7868-0033-4 (обл.)

На латышском

Daniels Sisojevs, priesteris. Instrukcija nemirstīgajiem jeb ko darīt, ja Jūs tomēr esat miris… («Инструкция для бессмертных») Riga. - 2010. - 102.

В сборниках

«Шестоднев против эволюции». В защиту святоотеческого учения о творении (Сборник статей). Под редакцией диакона Даниила Сысоева. - Изд-во «Паломникъ», 2000. ISBN 5-87468-045-4.
Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 1. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. - Изд-во «Паломникъ», 2001. ISBN 5-87468-126-4.
Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 2. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. - Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005. ISBN 5-98988-001-4.
«Православный ответ исламу» (на примере одного отступничества). Редактор и составитель сборника: Ю. В. Максимов. - Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, Православное миссионерское братство святого Амира Иерусалимского, 2007. ISBN 978-5-98988-004-1.

В журналах

Диакон Даниил Сысоев. Парижское богословие и неообновленчество. Журнал «Благодатный Огонь».
Диакон Даниил Сысоев. Богословские соблазны монархического движения. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Теологумены в современном богословии. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Доктор Иосиф Овербек и западное Православие. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Понятие «традиционные религии» как главное препятствие делу православной миссии. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Новая исповедь: декларация царебожия вместо раскаяния. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Об ошибках нашей миссии среди мусульман. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища. Журнал «Благодатный Огонь».
Свящ. Даниил Сысоев. Чудо и честность. Журнал «Благодатный Огонь». № 18/2008.
Иерей Даниил Сысоев. Современные течения ислама - православная оценка. Журнал: «Имперское возрождение». Выпуск 1/2006.
Иерей Даниил Сысоев. Брак с мусульманином. Журнал: «Имперское возрождение». Выпуск 3/2006.

В 23:10 пятницы, 19 ноября, в церкви святого апостола Фомы был убит настоятель храма - священник отец Даниил (Дмитрий Сысоев) и ранен его помощник Владимир Стрельбицкий . Прибывший на место преступления руководитель следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет рассказал журналистам, что по основной версии следствия убийство священника Даниила Сысоева совершено на религиозной почве. "Преступник зашёл в храм, где также были прихожане, и громко спросил его по фамилии. – Цитируют СМИ Анатолия Багмета. - Когда священник вышел, преступник выстрелил в него, а после ранил и регента".

Анатолий Багмет также сообщил, что по факту преступления возбуждено уголовное дело по статьям 105 (убийство) и 30.105 (покушение на убийство) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ. "На месте преступления работают эксперты, проводятся необходимые следственные действия", - сказал Анатолий Багмет.

Картина произошедшей трагедии примерно следующая: примерно в 23:10 в церковь святого апостола Фомы, что расположена на юге Москвы по адресу: улица Москворечье, дом 4 вошёл неизвестный молодой человек среднего роста, худощавого телосложения, предположительно, кавказец, одетый в чёрную куртку и синие джинсы. Как сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на старосту храма Апостола Фомы Виктора Куприянчука, преступник был в маске. Как рассказал Анатолий Багмет, преступник зашёл в храм, где также были прихожане, и громко спросил отца Даниила (Дмитрия Сысоева) по фамилии, а когда тот вышел, преступник выстрелил в него, а затем ранил и регента священника - Владимира Стрельбицкого. После этого нападавший вместе с оружием, по некоторым данным - пистолетом Макарова, вышел из церкви и, по словам очевидцев, скрылся с места преступления пешком.

По информации "Интерфакса", убийца перед трагедией позвонил на мобильный телефон Сысоева и спросил, будет ли тот в храме, на что священник ответил утвердительно и после этого убийца подъехал к храму и расстрелял отца Даниила.

35-летний иерей Даниил Сысоев от полученных ранений в голову и грудь, по одним данным, скончался на месте, по другим - в 0.15 мск на операционном столе в одной из московских больниц, куда его и Владимира Стрельбицкого отвезли прихожане на своих машинах. По последним данным, состояние 41-летнего Владимира Стрельбицкого, получившего огнестрельное ранение в грудь – крайне тяжёлое. Однако, по мнению врачей, угрозы жизни регента в данное время нет. Сообщается, что выживший в результате бандитского нападения священник находится под охраной сотрудников правоохранительных органов.

Известный своей активной миссионерской работой Даниил Сысоев, по словам прихожан, не раз получал угрозы в свой адрес. По некоторым данным, только от приверженцев ислама Даниил Сысоев получил не менее четырнадцати угроз, в том числе и по электронной почте. В частности, люди, представлявшиеся мусульманами, обещали ему "отрезать голову" и "выпустить кишки наружу", а в одном из писем сообщили, что приговорили иерея Даниила Сысоева к смертной казни. Тогда Сысоеву пришлось даже обращаться за помощью в ФСБ, после чего угрозы в его адрес, якобы, прекратились, но через полгода снова возобновились. Как рассказывал сам священник, угрозы в его адрес начали поступать четыре года назад, после того как он провёл с бывшим православным священником, который перешёл в ислам - Вячеславом Полосиным два публичных диспута.

Рассказывают также, что к настоятелю каждую неделю на исповеди приходила некая женщина, которая, якобы, ему угрожала. А последняя из угроз поступила в середине октября этого года, когда неизвестный "защитник мусульманства" обещал убить отца Даниила. " 9 октября, по телефону издательства нашего храма позвонил мусульманин и сказал, что если я ещё хоть раз выскажусь о мусульманстве так же, как раньше, меня убьют. Когда сотрудница издательства попыталась выяснить суть претензий ко мне, мужчина бросил трубку", - рассказал тогда Сысоев в интервью АНН.

Как сообщает "Интерфакс", в правоохранительных органах подтверждают факт получения Сысоевым угроз. "При жизни в последнее время поступали постоянные угрозы о физической расправе от некой экстремистской организации. По данному факту Даниил Сысоев несколько раз обращался в Федеральную службу безопасности", - цитирует агентство свой источник.

Глава синодального Информационного отдела Русской православной церкви (РПЦ) Владимир Легойда заявил, что убийство настоятеля храма Апостола Фомы в Москве отца Даниила Сысоева – ужасная трагедия. "Прежде всего хотелось бы выразить соболезнования родным и близким отца Даниила, его супруге и трём дочерям, - цитируют СМИ Владимира Легойду. - Это ужасная трагедия и, как любое убийство, это нарушение заповедей и очень большой грех".

Активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме, при исполнении священнослужебных обязанностей. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством.

Биография

По собственным словам, «наполовину русский, наполовину татарин». Вырос в семье советских диссидентов. Отец - священник Алексей Николаевич Сысоев, настоятель храма апостола Иоанна Богослова при Православной классической гимназии «Ясенево» и клирик храма Петра и Павла в Ясеневе. Мать - Анна Мидхатовна Амирова; преподает в той же гимназии «Закон Божий»

Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни, где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым) (18 апреля 1993 года убитым вместе с иноками Оптиной Пустыни Трофимом и Ферапонтом). В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией выданной священником Артемием Владимировым (которому во многом старался подражать). В Семинарии нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.

Еще в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы. Людям, не чуждым равнодушия к успехам своей религии, это казалось странным, кто-то даже соблазнялся.

В 1994 году епископом Магаданским Ростиславом (Девятовым) посвящён в чтеца.

В этом же году женился на Юлии Михайловне Брыкиной, дочери известного бизнесмена Михаила Брыкина.

В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1995 году рукоположён в священный сан диакона.

В этом же году поступил в Московскую духовную академию, продолжив образование на заочном секторе обучения.

Диаконское служение проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Не терпя никаких компромиссов в соблюдении устава и никакой церковной икономии, к сожалению, был в конфликтных отношениях с настоятелем храма архимандритом Борисом (Добревым) (ныне епископ Агатонийский, Болгарской Православной Церкви).

В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени Кандидат богословия. Тема защищенной диссертации: «Антропология Адвентистов 7 дня и Общества Сторожевой Башни и ее анализ».

В январе 2001 года рукоположён в священный сан иерея, и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе, при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине).

В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе м. Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы. В ноябре 2006 года был возведен временный деревянный храм, престол которого освящен в честь апостола Фомы.

При храме апостола Фомы, где настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийце, бывшему в маске, удалось скрыться. Скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября того же года.

Отпевание о. Даниила Сысоева 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов); по окончании отпевания Патриарх Кирилл cовершил у гроба почившего заупокойную литию. В своём слове Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды <…> Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, - это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой.»

Отец Даниил похоронен на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Кунцевском кладбище в Москве.

40 дней со дня смерти иерея Даниила Сысоева пришлись на его именины - день памяти пророка Даниила.

Семья

Был женат на Юлии Михайловне Сысоевой (в девичестве Брыкиной).

В браке родились три дочери: - Иустина Данииловна Сысоева, Дорофея Данииловна Сысоева, Ангелина Данииловна Сысоева.

Преподавательская деятельность

С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево».

Примерно с 2000 по 2004 годы преподавал литургику на вечерних Богословских курсах при храме апп. Петра и Павла в Ясенево на подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве.

C 2004 по 2009 год преподавал сначала литургику, а потом миссиологию в Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре.

Миссионерская деятельность

Под миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом Богослужении обязательно произносил проповедь. На Литургии - произносил слово, посвященное теме Евангельского чтения, на Всенощном бдении - проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, так же говорил слово и на молебене и на панихиде и вообще при всяком случае.

С 1997 года проводил регулярные, по четвергам, вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием), сначала на Крутицком подворье, а с 2006 года в Храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования свт. Иоанна Златоуста и других святых отцов. Потом прочитывалась глава или хотя бы часть главы из Нового Завета (в основном Деяний или Посланий или Апокалипсиса) и давал так же по стихам толкование на читаемое место.

В 2007 году возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана.

В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в Республику Киргизия. В которой о. Даниил принял активное участие: провел несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион - в районе города Ош.

В 2009 году новая поездка миссионерской группы в город Заинск - административный центр Заинского района Татарстана.

Так же было множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам - например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию.

Отец Даниил был одним из основных организаторов двух открытых диспутов с мусульманами:

  1. Библия или Коран являются откровением Бога?
  2. Представление о Боге.

И трех диспутов со старообрядцами:

  1. Обряд и вера.
  2. Символ веры.
  3. Старые и новые обряды.

Регулярно участвовал в различных телевизионных и радиопередачах.

Расследование убийства. Версии и мнения

Предшествовшие конфликты

О неоднократных угрозах убийством за его высказывания об исламе говорил сам Даниил Сысоев осенью 2009 года.

Мнения

20 ноября 2009 года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, лично знавший убитого, сказал о нём: «Отец Даниил был яркой фигурой в московском священстве - человек творческий, активный, истинный проповедник и миссионер. Думаю, он пострадал именно из-за своей активной позиции». Аналогичное мнение высказал в тот же день профессор МДА протодиакон Андрей Кураев

23 ноября 2009 года политолог С. А. Белковский высказал мнение, что «у о. Даниила был конфликт с одной крупной компанией, чувствительно близкой к правительству Москвы»; также отмечалось, что убийство было совершено в канун дня рождения Патриарха Кирилла.

Версия следствия

По основной первоначальной версии уголовного следствия, убийство было совершено на религиозной почве: ранее погибшему неоднократно угрожали представители некой экстремистской группировки Ответственность за убийство взял на себя никогда не бывавший на Кавказе сторонник амира мусульман Абу Усмана, имя которого не раскрывается.

За помощь в поимке убийцы Инвестиционный холдинг «Вашъ Финансовый Попечитель» объявил награду в размере 1 миллион рублей. Позже некоторую информацию об убийце предоставили боевики Кавказского сопротивления, но обещанное вознаграждение так и не было выплачено.

Инциденты после убийства Даниила Сысоева

5 декабря 2009 года, около 4 часов вечера, клирик храма апостола Фомы священник Виталий Зубков был избит тремя неизвестными на Кантемировской улице, по дороге к храму, - согласно сведениям, полученным от самого Зубкова. Нападение отец Виталий связывает с убийством настоятеля.

На 40-ой день после смерти иерея Даниила Сысоева, 30 декабря 2009 года, ДПНИ решило провести пикет, посвященный его памяти. На сайте Миссионерского центра пророка Даниила появилось обращение с просьбой не участвовать в данной акции и «не поддаваться возможным провокациям на межнациональной почве».

Заявления о раскрытии убийства Даниила Сысоева

16 марта 2010 года представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооруженное сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого, согласно заявлению СКП, в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительного того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила.» На следующий день сообщалось, со ссылкой на слова матери господина Карыбекова, мнение журналистов Киргизии, что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог не быть Бексултаном Карыбековым; глава компании «Вашъ финансовый попечитель» Василий Бойко, ранее объявивший о вознаграждении за раскрытие убийства, пока воздерживался от выплаты премии - ввиду того, по словам представителя компании, что «на данный момент нет никаких доказательств - ни документальных, ни каких-либо ещё - о том, что найден убийца Сысоева».

Община храма пророка Даниила

В 2005 году правительство Москвы выделило общине храма пророка Даниила на Кантемировской (храм не существует), возглавляемой Даниилом Сысоевым, 0,5 гектара земли в Москворечье-Сабурове (Пролетарский проспект, 62/16), недалеко от станции метро Кантемировская, для строительства каменного храма в честь пророка Даниила. К ноябрю 2006 года был возведён временный деревянный храм в честь апостола Фомы.

В августе 2009 года Департамент природопользования Москвы, указав на нарушение природоохранного законодательства деятельностью общины, заявил о намерении снести храм. 11 августа 2009 года заместитель префекта ЮАО заявил, что принято принципиальное решение разрешить строительство храма в этом месте, а жители, во время общественных слушаний по новому Генеральному плану Москвы, потребовали внести храм в проект Генплана..

При храме действуют миссионерские курсы, певческая школа, иконописная школа, отряд скаутов.

Позиция и деятельность

Был известен своей активной миссионерской работой в среде мусульман-мигрантов (в Москве), обращением в православие татар, чеченцев, дискуссиями о креационизме, диспутами с мусульманами, многостраничной полемикой и статьями о патриотизме и «уранополитизме». Некоторые СМИ квалифицировали его оценки ислама и мусульман как «радикальные». За свои резкие высказывания об исламе критиковался и со стороны православных священнослужителей. В связи с этим Сысоев неоднократно получал угрозы в свой адрес.

Высказывался на темы проповеди православия и миссионерства среди различных неправославных групп, включая скинхедов, старообрядцев, мусульман. С августа 1996 года вёл беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов. Занимал консервативную позицию по отношению к занятиям йогой, карате, латиноамериканскими танцами и танцем живота, призывая христиан не посещать данные занятия. Отвергал теорию эволюции, был редактором сборника «Шестоднев против эволюции».

Придерживался взглядов «уранополитизма», который главным родством признает родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Отец Даниил говорил, что во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея», а пропаганда национализма - отход от подлинного христианства. Здесь он имел в виду национализм, как чувство превосходства своей национальности над другими, а не как отстаивание интересов одного народа и культуры. Относительно второго считал, что только христианство может обеспечить настоящую национальную идентичность, говоря:

Сысоев считал коммунизм заразой, корнем зла которого являлось чувство зависти.

Считал, что образование должно быть только церковным, а нехристианское образование заведомо разрушительно

Критика позиции

В 2007 году сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов собирался подать в суд на Даниила Сысоева за книгу «Брак с мусульманином», которая, по его словам, содержит оскорбительные для мусульман выражения; Нафигулла Аширов назвал православного священника «русским Салманом Рушди».

Журналист Халида Хамидулина обвинила Даниила Сысоева в разжигании ненависти к исламу в его публикациях и подала иск в суд.

Высказывали недовольство в отношении Даниила Сысоева некоторые ультраправые православные издания за его антимонархическую позицию.

Представители старообрядцев давали негативные оценки высказываниям Даниила Сысоева относительно некоторых аспектов их вероучения, обвиняя в низком уровне аргументации высказываемых суждений и искажении исторических фактов.

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев заявил, что надеется на то, что миссионерские методы Сысоева не будут канонизированы вместе с ним. По его мнению, вина в том, что на многих мусульманских сайтах радостно реагировали на убийство священника, лежит и на нём самом.

Не обошли своим вниманием Даниила Сысоева и протестанты, резко полемизирующие с его публикациями, содержащими критику в их адрес с православных позиций.

Память

14 октября 2010 года его вдовою был представлен фонд его памяти. По словам Юлии Сысоевой, «Идея фонда заключается в максимально полной реализации всех проектов и идей отца Даниила по миссии, благотворительности и издательству».

Сочинения

Книги

  • 2-е изд.: Изд-во «Аксиос», 2003
  • - 2-е изд: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. ISBN 978-5-98988-014-0.
  • Замуж за неверующего?. - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007.
  • Беседы на книгу «Песнь Песней». - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008.
  • Как часто надо причащаться?. - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2009.
  • Daniels Sisojevs, priesteris. Instrukcija nemirst?gajiem jeb ko dar?t, ja J?s tom?r esat miris… («Инструкция для бессмертных») Riga. - 2010. - 102.

Статьи в сборниках

  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 2. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. - Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005. ISBN 5-98988-001-4.
  • «Православный ответ исламу» (на примере одного отступничества). Редактор и составитель сборника: Ю. В. Максимов. - Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, Православное миссионерское братство святого Амира Иерусалимского, 2007. ISBN 978-5-98988-004-1.

Священник Даниил Сысоев — известный проповедник, миссионер, писатель, богослов.

Родился в Москве, 12 января 1974 года, в интеллигентной семье. Отец Данила, А. Н. Сысоев, и мать, А. М. Амирова, были учителями, художниками.

В 1977 году Даниил принял Крещение. Этот решение со стороны его родителей было ответственным, взвешенным и обдуманным. Отныне они более или менее регулярно участвовали в храмовом богослужении. Главным образом, семья посещала церковь святителя Николая Чудотворца, располагавшуюся в Кузнецкой слободе.

В период, когда отец Даниила, А. Н. Сысоев, трудился алтарником в храме села Афинеево, он часто брал сына с собой. Даниил с интересом следил за ходом развития служб, всматривался в действия священнослужителей, вслушивался в песнопения, чтения, молитвы, иногда сам пел на клиросе, иногда помогал отцу в алтаре. Так он приобщился к вере Христовой.

В 1988 году он принимал живое, деятельное участие в работе по восстановлению Оптиной Пустыни, возрождению храма бывшей Новоалексеевской обители. Кроме того там он пел на клиросе. Тогда священник Артемий Владимиров, видя в нем искру Божию и ревность о Господе, благословил его поступать в Московскую духовную семинарию.

В семинарию он попал сразу по окончании средней школы. Шёл 1991 год. Учился Даниил увлеченно, много читал. Помимо учебы, исполнял послушание уставщика хора Регентской школы и певца, и, как отмечают, делал это с радостью. В 1994 году был посвящен в звание чтеца.

22 января 1995 года, взяв надлежащее пастырское благословение, соединился узами христианского брака с Юлией Брыкиной. В том же году в молодой семье родилась дочь. По взаимному согласию супругов её назвали Иустиной.

Весной 1995 года, незадолго до завершения обучения в семинарии, Д. Сысоев был возведен епископом Верейским Евгением в сан диакона. Успешное окончание семинарии дало возможность продолжить образование в Московской духовной академии, что он и сделал, поступив на Заочное отделение.

В тот период он служил в качестве штатного клирика церкви Успения Пресвятой Богородицы, располагавшейся в Гончарах; это служение он совмещал с преподавательской деятельностью: обучал старшеклассников гимназии «Ясенево» Закону Божьему.

С 1996 года трудился при Крутицком Патриаршем Подворье, оказывая помощь людям, пострадавшим от рук представителей оккультизма и деструктивных сект. Со времени начала функционирования Душепопечительного центра, возглавлявшегося иеромонахом Анатолием (Берестовым), входил в состав его коллектива.

В период с 1998 по 2007 год состоял членом редакционной коллегии издания «Благодатный огонь». Журнал изначально позиционировался как православный. Отец Даниил опубликовал на его страницах множество богословских, миссионерских, просветительских статей.

В 2000 году закончил МДА со степенью кандидата богословия. Тема его диссертационного исследования была очень важна и актуальна. Она касалась учения и деятельности Общества Сторожевой Башни, Адвентистов седьмого дня. С распадом СССР и крушением марксистско-ленинской идеологии роль всевозможных сектантских течений в нашей стране, в том числе упомянутых в диссертации, росла с каждым днём.

Пастырство

В январе 2001 года отец Даниил был возведен в иерейское достоинство. Примечательно, что его рукоположил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Местом священнического служения отца Даниила стал храм в Ясенево, освященный во имя апостолов Петра и Павла.

В том же году в семье отца Даниила родилась ещё одна дочь: Дорофея.

В последний период своей земной жизни отец Даниил Сысоев вел активную миссионерскую, просветительскую и антисектантскую деятельность, был в числе ведущих сотрудников нескольких учреждений: «Центра... имени святого праведного », «Шестоднева», основанной им же «Школы уличных проповедников». Кроме того, он содействовал организации и развитию миссионерских школ в других городах Российской Федерации: в Ульяновске, Мурманске, Саратове.

Покушение на убийство, смерть и прощание

В связи с довольно жесткой полемикой с мусульманами отец Даниил не раз подвергался как критике с их стороны, так и угрозам. Угрозы были неоднократными. Но это не заставило его замолчать, сойти с им же выбранного крестного пути. По его собственному признанию, он даже смог привыкнуть к угрозам.

19 ноября 2009 года, вечером, в храме апостола Фомы, где тогда пребывал отец Даниил, разыгралась кровавая трагедия. В храм ворвался вооруженный убийца. Его лицо было скрыто под медицинской маской. Выстрелы из пистолета, один в область груди, а другой в голову Даниила Сысоева оказались смертельными: он умер около полуночи. Вместе с ним пострадал регент В. Стрельбицкий. Пуля попала ему в грудь. Убийца скрылся.

Отпевание и прощание с отцом Даниилом состоялось 23 ноября, в Ясенево, в церкви апостолов Петра и Павла. На отпевании присутствовало множество представителей духовенства и мирян. Святейший Патриарх Кирилл, прибывший в храм после отпевания, произнес архиерейское слово, а затем совершил возле гроба усопшего заупокойную литию. Тело отца Даниила было погребено на территории московского Кузнецовского кладбища.