Артемиево-веркольский мужской монастырь. Веркола на реке Пинеге (Свято-Артемиев Веркольский монастырь)

"И там, в Верколе, на моем родном Пинежье, сейчас занесенный метелями,

февральскими снегами, где-то стоит самый скудный, быть может,

по веркольским масштабам, домишко, но зато на самом прекрасном месте

- это мой дом или, как говорят, дом писателя. И в этом доме, который занесен

напрочь снегами, - моя душа, мое сердце,"- Ф.А. Абрамов

Веркола — деревня в Пинежском районе Архангельской области. Название Веркола в переводе с финно-угорского означает «место (высокий угор) для сушки рыболовных сетей». Название это вполне объяснимо, так как деревня, действительно, расположена на высоком месте (угоре). д. Веркола- родина советского писателя Федора Александровича Абрамова . Во многом благодаря ему Веркола хорошо известна в России. Читатели произведений Федора Александровича хорошо знакомы с его родным селом, писатель любил свою Родину и потому с особым трепетом рисовал нам веркольские пейзажи на страницах своих книг:

«Там, внизу, за огородами — голубые разливы лугов с чернеющими шапками зародов, за лугами серебрится Пинега, а за рекой, на том берегу, высоко-высоко на красной щелье громоздятся белые развалины монастыря».

Фотограф Сергей Олюкаев

« Бревенчатые дома, разделенные широкой улицей, тесно жмутся друг к другу. Только узкие проулки да огородцы с луком и небольшой грядкой картошки — и то не у каждого дома — отделяют одну постройку от другой. Иной год пожар уносил полдеревни; но все равно новые дома, словно ища поддержки друг у друга, опять кучились как прежде».

Село Пекашино, о котором мы читаем у Абрамова, несомненно, навеяно воспоминаниями писателя о родных местах: «Пекашино распознается по лиственнице — громадному зеленому дереву, царственно возвышающемуся на отлогом скате горы. Кто знает, ветер занес сюда летучее семя или уцелела она от тех времен, когда тут шумел еще могучий бор и курились дымные избы староверов? Во всяком случае, по загуменью, на задворках еще и теперь попадаются пни. Полуистлевшие, источенные муравьями, они могли бы многое рассказать о прошлом деревни...»

В 1973 г. в беседе с сотрудниками газеты «Правда Севера» Ф.А. Абрамов сказал: «...словно незримой пуповиной привязан я к родной Пинеге... Я не могу жить, не могу писать, если не вздохну воздуха родного края, не пройду по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми. Вот поэтому снова еду я на родину». В этих словах — ключ к пониманию этого места в судьбе и творчестве писателя. И куда бы ни забрасывала его судьба, он вновь и вновь возвращался сюда, как к живому роднику, щедро дающему не только вдохновение, но жизненную силу. Здесь его родовой корень, увековеченный в названиях полей и тропинок, — Абрамовский косик, Абрамовская (или Палладьина) межа, Абрамовские печища... 1

Здесь, в Верколе, на своей Родине, Федор Александрович и был похоронен, здесь же создан музей, носящий его имя.

Историческая справка

Веркольский приход

О времени образования Веркольского прихода достоверно неизвестно, но несомненно, что в 1577 г он уже существовал. Первые упоминания о Верколе связаны с именем святого Артемия Веркольского - отрока, погибшего от удара молнии, тело его было найдено нетленным спустя 33 года после погребения. На месте, где были обретены мощи прав. Артемия в 1868 сооружена часовня, в 1876 реконструирована в церковь, ныне Церковь Артемия Веркольского на Ежемени. Мощи Св. Артемия были перенесены и размещены на паперти Никольской церкви (первая ли эта церковь со времени открытия при-хода, кем и когда она была построена и освящена, неизвестно). После того как в 1639 г. сгорела веркольская Никольская церковь, над мощами Артемия была построена часовня.

На месте сгоревшей Никольской церкви в 1697 году была построена новая. В 1869 году игумен Веркольского монастыря о.Феодосий, который немало потрудился и для обустройства обители и для духовного просвещения крестьян близлежащих селений, построил в Верколе новую деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и два причтовых дома. Она была освящена 19 февраля 1869 г.

Дальнейшая судьба этой церкви схожа с судьбами многих других церквей на Пинежье. В 30-е годы она была закрыта, в ней разместился клуб, причем сцена находилась прямо в алтаре. Затем ее приспособили под склад. Окончательно церковь была разорена в 1968 году, когда ее по частям развезли по дальним сенокосным угодьям. А в 70-е годы на месте, где находился алтарь, был поставлен памятник веркольцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Веркольский монастырь

Местные жители почитали мощи Св. Артемия, от которых многие получали исцеление. Поводом для основания в Верколе обители в честь Св.Артемия послужило чудесное исцеление сына кеврольского воеводы Афанасия Пашкова от мощей Святого. В благодарность за исцеление рядом с Никольской церковью кеврольский воевода построил церковь Артемия Праведного, а около нее — ограду и кельи. В это же время сюда были присланы двое монахов. В 1649 г. монастырь был утвержден указом царя Алексея Михайловича с вручением грамоты. С этого времени начинается история Веркольского монастыря.

Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела. В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.

С середины XVIII века монастырь был выведен за штат. В середине XIX века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.

Но, к счастью, Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но и расцвел. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство. В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря.

В годы своего наивысшего расцвета (конец XIX вв) обитель выглядела так:

"Каменная церковь внутри ограды теплая, состояла из трех храмов: Главный храм во имя Св. Праведного Артемия (где почивали его мощи) освящен в 1806 году 22 января, и два придельные храма находились в передней части храма, с северной стороны во имя Св. Великомученника Артемия и с южной во имя Свят. и Чудотворца Николая. Церковь эта соединялась с колокольней, на которой помещались башенные часы. Первый деревянный храм, с кельями и трапезной посторен внутри ограды и освящен 17 декабря 1868 года во имя Чудотворной Казанской иконы Божьей Матери.

Кроме названных храмов был еще предел во имя Божьей матери Иверской, находился во 2-м ярусе каменной колокольни, над святыми вратами, освящен 21-го авгута 1877 года.

Первая часовня за оградою монастыря существовала более двух столетий, в этой часовне лежали мощи Св. Правденого Артемияда до перенесения их в обитель в 1649 году… (В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году часовня была востановлена на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии, Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.)

Келий в монастыре для братии имеелось в двух деревянных и трех каменных корпусах..

В 1897 году был построен двухэтажный каменный собор с двумя приделами: в честь Успения Богородицы и в честь Рождества Христова. (на фото ) Верхний храм в честь Успения Божией Матери при необыкновенно большом стечении народа освещал архимандрит Виталий, нижний храм в честь Рождества Христова освещал Иоанн Кронштадтский. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. (До наших дней не удалось сохранить всё великолепие храма, он частично разрушен и требует немедленной реставрации)

Вокруг обители стояла каменная ограда с 6-ю башнями, в Юго-Восточной башне и Северо-западной устроены келии для жительства, в прочие приспособлены были для хранения провизии.

С западной стороны ограды каменная колокольня со святыми вратами, по сторонам которых восемь келий в 2-х этажах. В верхнем ярусе помещались 18 колоколов весом от 2-х до 258 пудов. Колокола, звонившие с высокой колокольни, в эпоху расцвета монастыря были слышны за 50 верст жителям Суры и окрестных деревень.

Все материалы, использованные в кирпичных постройках, были монастырские. При монастыре существовал кирпичный завод. На постройку стены вокруг монастыря и колокольни ушло 1 миллион 200 тысяч единиц кирпича. Для облегчения доставки воды с реки в 1879 году Игумен Феодосий соорудил водопровод из лиственницы, забирающий воду из болотистой местности в 700 метрах от обители. В конце века монастырь был одним из крупнейших на Севере. В1890 г. он стал именоваться первоклассным.

В начале XX века в Артемиево- Веркольском монастыре проживало около 60 монахов и 100 послушников, в монастыре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. монастырь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону св. Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия).

На фотографии начала XX века слева от стен монастыря видны две деревянные церкви, одна из церквей- Ильи Пророка (церковь построенна в 1697, обшита тесом, первоначально бывшая приходским Георгиевским храмом села Верколы. В 1869 передана монастырю, освящена как Ильинская. В 1883 переложена и частично перестроена.) Церковь сохранилась до наших дней.

К северо-востоку от Ильинской стояла Георгиевская церковь построена в 1720. Первоначально приходской Никольский храм села Верколы, переданный монастырю в 1869 и освященный как Георгиевский. В 1883 переложена и частично перестроена. Ныне утрачена.

Артемиево-Веркольский монастырь был закрыт в конце 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд других построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях монастыря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада.

Момент разорения веркольской обители нашел отражение в статье Олега Ларина "ПОМНИТЕ, У АБРАМОВА...":

" Можно сказать, все пинежане от мала до велика знали историю Артемия Праведного. И те, кто верил в исцеляющую силу гробницы, и кто относился к этому чуду с кривой ухмылкой, — когда весть о разорении нетленных мощей разнеслась по Пинеге (было это в разгар Гражданской войны на Севере, в декабре 1918-го), люди словно оцепенели, словно им наплевали в душу. Война — дело жестокое, но и у нее есть свои пределы! Пропагандистский трюк с разоблачением “церковных штучек” не приблизил, как рассчитывали местные руководители, а, наоборот, отшатнул от новой власти большое число сочувствующих среди крестьян, вызвал волнения в партизанских отрядах. Вскрытие гробницы было произведено не по чьей-то прихоти, а “по линии Северодвинской губернской ЧК” и с незатейливым идеологическим прикрытием как “желание всех трудовых граждан Пинежского уезда”. Предварительно оповестили население Верколы и окрестных деревень, и народу собралось много. Поначалу в Артемьевскую церковь, где хранилась серебряная рака, заходить боялись, жались вдоль стен, толпились у двух открытых входов, которые охраняли вооруженные часовые. Местная община старообрядцев — более ста человек — и послушники монастыря забыли свои раздоры: получился летучий митинг. Но председатель уездного ЧК товарищ Щеголихин (кстати говоря, бывший приказчик пинежского лесопромышленника Кыркалова, бывший кронштадтский матрос, участник штурма Зимнего, родом из здешних мест) уже засучил рукава и насупил брови, давая понять, что приступает к делу необычайной важности.

Гробницу, обшитую листовым серебром с тончайшими узорами, поставили на середину церкви. Со всех сторон ее обступили крестьяне. Щеголихин снял верхнюю крышку, не спеша заглянул внутрь — все невольно подались к нему. Но там оказалось что-то вроде детского гробика, покрытого сверху клеенкой с изображением Артемия Праведного, а под клеенкой — слежавшийся ком ваты. Когда чекистский начальник разобрал эту вату, обнаружил маленький ящик из досок, окрашенный бордовой краской. Он был перевязан крест-накрест белым шнуром, концы которого скрепляли сургучи с печатями Веркольского монастыря.

Щеголихин помедлил немного, обвел глазами собравшихся, выдержал паузу, чтобы произвести впечатление перед последней операцией, — и резким движением открыл ящик, показал его содержимое толпе. Все отшатнулись: кто-то испуганно и суетливо крестился, кто-то вытянул руки с растопыренными пальцами, чтобы не смотреть, кто-то дурашливо хохотнул...

Как потом судачили бабы, в ящике лежали обломки кирпича, горелые гвозди, фунта два пепла с пожарища — и никаких признаков детских костей. Почему нетленные мощи отрока-чудотворца превратились в мусор, не мог объяснить ни один веркольский монах. Хотя, впрочем, никто их тогда не расспрашивал: настоятель Веркольской обители отец Павел с приближенными были взяты под стражу и вместе с содержимым бордового ящика, запечатанного сургучом Пинежского уездного исполкома, отправлены в Котлас, в следственную комиссию при политотделе 6-й армии. Кто из них остался в живых — неизвестно. А на Пинеге еще долго ходили слухи, что подлинная гробница святого Артемия была предусмотрительно спрятана от большевиков служителями Веркольского монастыря. А та, что распотрошил комиссар Щеголихин, якобы являлась подделкой, которую в целях борьбы с религией изготовили сами чекисты. Эту версию подтвердили мне в 80-е годы долгожительницы села Ефимья Федоровна Клевакина и Анна Васильевна Абрамова...."

В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Службы начались в Артемиевском храме. В первую очередь восстановили предел во имя святителя Николая Чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм. В 1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу.

В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. В монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон.

ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ В НАШИ ДНИ (http://verkola.ru/about/)

Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). Постоянное число трудников около 20 - 30 человек. Кто-то живет здесь совсем немного, некоторые по несколько месяцев, есть и такие, которые находятся уже не по одному году. идет восстановление обители.

Удивительно благодатная атмосфера царит в Веркольском монастыре. Побывав здесь один раз, люди приезжают снова и снова. Они говорят, что эту обитель и ее небесного покровителя отрока Артемия просто невозможно не любить.

(Материал подготовила

Артемиев Веркольский монастырь, затерянный среди лесов и болот Архангельской области, имеет насыщенную событиями историю. Основан он был на берегу реки Пинеги в начале XVII столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской империи. У каждого, кто побывал в этой обители, отрезанной от «мира» Пинегой, возникает убеждение, что именно таким и должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Быть может, оттого так богат русский север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками. Неподалеку от монастыря, на левом берегу реки, - около 30-40 домов, но люди приезжают туда только на лето, так что в долгие морозные зимы братия монастыря живет в полном уединении. Монахи даже шутят, что они в обители, «как на подводной лодке», потому что весной и осенью на левый берег практически не перебраться. Кого-то это вдохновляет, кого-то отпугивает… В 1990-е годы, годы восстановления, монастырь переживал трудные времена. Тогда даже картошку ели только по праздникам, а молоко пили редко. Но ведь Господь не оставляет детей Своих, если искренне на Него уповают они.

Но вернемся к истории. Покровитель монастыря святой отрок Артемий (1533 - 6 июля 1544) родился в Верколе в благочестивой крестьянской семье. С юных лет славился он кротостью нрава, смирением и прочими добродетелями, не свойственными детям. Он любил молитву и уединение. Однажды, когда святой отрок трудился в поле, помогая отцу, разразилась гроза, и он был принят Господом (6 июля, в день памяти Артемия, каждый год небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце. В прошлом году сам был свидетелем этого неописуемого чуда!) Поселяне не решились предать тело земле, подумав, что так отрок был наказан за тайные грехи. Но через 33 года его мощи нашли в лесу нетленными, и от них исходил яркий свет.

После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье. Многие люди были тогда спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь.

Лучшим временем для монастыря стал конец XIX века. По описаниям современников, обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». Численность братии тогда была около 300 человек.

Но пришли смутные года. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, а стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.


Но Бог не мог оставить это дивное место на погибель, и в 1990-е годы началось восстановление монастыря. Немало трудов было положено, чтобы привести монастырь в былое благолепие и наладить духовную жизнь. Трудились все. Много помогала (и помогает по сей день) монастырю Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, жена писателя Федора Абрамова, который еще в 1970-е годы с болью смотрел на разрушающуюся обитель и говорил, что этот великий памятник нужно обязательно возродить. В 1990 год по благословлению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василикив. Спустя два года он принял постриг с именем Иоасаф. В последние 15 лет монастырь переживал разные периоды, братия то прибывала, то убывала. Иеромонах Рафаил вспоминает: «Когда я прибыл в обитель в 1993 году, там жили отец Иоасаф и человек десять трудников. Ожидал я увидеть совсем другое: в книгах о дореволюционном монастыре рассказывалось о большом количестве братии, о величественных храмах, а тут никаких монахов не видно, постройки в полуразвалившемся состоянии. Но монастырь мне понравился, место хорошее. Промысл Божий меня сюда привел». Иеромонах Венедикт, впервые посетивший обитель в 1996 году, тоже говорит о запустении: «Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Зашел в Артемиевский храм. Баскетбольная разметка привела меня в шок. Я в Архангельске ходил в Ильинский собор и лавру, там свечки, иконы, красиво. А тут фанерный иконостас, все просто, скудно… Нет никакой логики в том, что я здесь остался: разруха, полное безначалие, неустройство, беспорядок. Очень много народу прошло через монастырь. И монахи приезжали из разных уголков России, пробовали себя, но не выдерживали, уезжали. Для многих людей здесь слишком сурово: с одной стороны - лес, с другой - река». В лучшие времена в последние годы братия насчитывала до 30 человек вместе с трудниками.

Впереди у братии еще большая работа, которую необходимо провести для восстановления монастыря, но и сделано уже немало. Из последних приятных новостей: практически полностью перестроена часовня на Ежемени (месте, где отрока поразила молния). Часовня находится в 2-2,5 километрах от монастыря. Сначала идешь живописной дорожкой через лес (в прошлом году в окрестных лесах ураган повалил огромное количество деревьев, факт весьма печальный, но это придало лесу какой-то такой магический и таинственный вид, так что можно ходить по его тропинкам часами), потом вдруг лес кончается и ты выходишь в чистое поле, где виднеется вдали деревянная часовня. Служат там, правда, только по праздникам, потому что часовня расположена слишком далеко и от жилых домов, и от основных монастырских построек, а в остальное время она закрыта. Но мы попросили отца Иосифа открыть часовню. Он взял ключ и вместе с нами на телеге отправился к часовне. В часовне прочитали акафист святому отроку Артемию, который, кстати, написал Иоанн Кронштадтский. Святой батюшка всю жизнь особо чтил отрока Артемия. Родным селом батюшки является Сура, что находится в 50 километрах от Верколы. Батюшка часто ходил в Артемиевский монастырь пешком. На его же деньги и был воздвигнут Успенский собор, который поражает своей величественностью. А некогда поражал и красотой, но, увы, сегодня Успенский собор закрыт. Он медленно разрушается. Смотреть на этот великий памятник во славу Божию с высоким обваливающимся сводом и пустым алтарем горько. В советские годы, когда в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии, один из «учителей» заставлял учеников соскребать краску с иконостаса, думая, что он покрыт золотом. Грустно слушать такие истории варварского разграбления святынь и длительного заблуждения великого русского народа, народа, которым должен был держаться весь православный мир.

В последние годы собор несколько раз пытались восстановить, но чтобы сделать это полностью, обстоятельно, нужны огромные деньги. Таких не даст государство (хорошо, что от властей обитель получала хоть какие-то крохи, правда, в последнее время и этого уже нет), и благодетелей столько не найти. Ведь обитель не в столице, а в далекой глуши, о которой мало кто знает, и помогают монастырю в основном либо люди, связанные с этим местом корнями, либо влюбившиеся в него раз и навсегда. И тех, и других не много. Стоя под сводом из зеленого кирпича и ощущая невероятную энергию и благодать этого места, я думал: «Всего-навсего не снять один голливудский боевик - и собор будет в былом величии. Как это печально. Мир устремлен совсем не туда». К глазам подступали слезы. Но я верю, что однажды это свершится: Успенский храм вновь, как когда-то, заполнится сотнями молящихся, а в престольные праздники их соберутся тысячи. Я буду об этом молиться.

Восстановление Казанского храма, который находится в братском корпусе, уже идет. Всем очень тяжело, братия завалена послушаниями. К сожалению, сейчас братские ряды опять стали редеть. Осталось всего человек десять монахов с послушниками и немного трудников. Причем рукоположенных батюшек всего трое. В обители вновь та же проблема, что и в 1990 году: некому служить. А думалось, что такое больше не повторится. Наместнику отцу Иосифу трудно справиться со всем: и руководить ремонтом Казанского, и организовывать жизнь монастыря, а еще он служит по три-четыре раза в неделю. Настоятель, как мне кажется, должен служить по воскресным дням и праздникам. Иначе когда же заниматься монастырскими делами? А ведь настоятели тоже люди, со своими проблемами, со своими страстями, им тоже нужно время для уединения и молитвы, для духовной работы. Но, дай Бог, все наладится.

Есть изменения, по сравнению с прошлым годом, и в том, как теперь служатся в монастыре литургии. С переходом в другой монастырь иеромонаха Прохора в службе не стало потрясающего знаменного распева - этой прекрасной возрожденной традиции. Помню, как я, бывало, заслушивался его бархатного гласа и погружался в чистоту звуковых вибраций. Службы стали менее насыщенными. Но нет худа без добра, ведь когда я, как музыкант, следил за каждой следующей нотой отца Прохора, когда я пытался предугадать его следующий звук, я совсем забывался и уходил от молитвы. Благоговел перед звуком, а не перед Богом. Монастырская служба - она особая. В монастырях молишься совсем не так, как в петербургских храмах даже в самое безлюдное время. Не отвлекаешься на людей, не отвлекаешься на суету за окном, на шум и тревоги, коими полон любой большой город. В последней поездке однажды был на литургии один. Что пережил, не описать.

В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиево-Веркольский мужской монастырь. Он был создан примерно в 1635 г. на месте обретения мощей святого Артемия . Воевода Афанасий Пашков основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей святого Артемия.

Новый монастырь стал настоящей крестьянской обителью, удаленной от "суетного мира". В 1764 г., однако, монастырь был "оставлен за штатом", то есть стал заштатным монастырьком, не получившим от казны каких-либо средств. Монашествующие были вынуждены жить от плодов своего труда, а также на средства пожертвователей.

После нового пожара (1782) иноки с помощью правительства выстроили каменный храм, однако денежные дела настолько ухудшились, что в 1848 г. встал вопрос о закрытии обители...От закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в 5 тысяч рублей. В 1890 г.

Священный Синод ввел монастырь в разряд первоклассных. В 1909 г. в нем находилось уже шесть храмов, из них три каменных. Монашествующие построили водопровод, кирпичный завод и водяную мельницу. Немалую поддержку обители оказал пинежский уроженец Преподобный Иоанн Кронштадтский. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал святого отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский собор - венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать со многими великими храмами России.

К началу ХХ века монастырь стал одним из духовных центров Пинежья. С 1885 г. к Веркольской обители был приписан отшельнический Святоезерский Николаевский скит вблизи Беломорья. Наивысшим признанием влияния веркольских иноков на жизнь пинежан явилось введение сана викарного епископа Пинежского, резиденция которого расположилась в Артемиево-Веркольском монастыре.

В совеское время обитель пережила общую трагическую судьбу российских монастырей. Еще до прихода на Пинегу интервентов и белых войск советскими властями было объявлено о закрытии монастыря, летом 1918г. была проведена конфискация монастырского имущества и вскрыты мощи Праведного Артемия Веркольского. В последующие десятилетия монастырские строения либо были разрушены, либо использовались не по назначению.

В 1919 г., непосредственно перед закрытием монастыря, иноки спрятали в тайном месте святыни и мощи праведника Артемия . До сих пор их так и не удалось найти. В 1930 - 1950-е гг. здания и стены монастыря были почти полностью разрушены. Восстановление монастыря началось с образования 23 марта 1990 г. православной общины в деревне Верколе во главе со священником Иоанном (Василикивым). 21 февраля 1991 г. общине были переданы ветхие монастырские храмы и полуразрушенные постройки.

Священный Синод своим решением от 21 декабря 1991 г. открыл Артемиево-Веркольский мужской монастырь. В 1990х гг. был восстановлен братский корпус, установлены купола на Успенском соборе, отремонтированы кровли на зданиях, восстановлены куранты и крест на колокольне, отреставрированы храмы Пророка Ильи и Рождества Христова.

Святыни монастыря.

Сейчас в Артемиевском храме находится несколько старинных икон: Пресвятой Богородицы"Грузинская", апостолов Петра и Павла, апостолов Иакова и Матфея, пророка Божия Осии.

В декабре 2000г. благотворители из Москвы подарили Веркольскому монастырю список чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша". Написали его в Высоцком монастыре, который находится в Серпухове. Потом икону приложили к подлиннику, освятили и вставили в киот. На обратной стороне есть надпись:"Артемиево-Веркольскому монастырю от настоятелей, братии и благотворителей Высоцкого монастыря и Давидовой пустыни. Сия икона списана в точную меру и подобие с чудотворного образа Божией Матери"Неупиваемая чаша"".

Перед этим образом молятся об исцелении от недугов пьянства и наркомании. По благословению владыки Тихона братия обители еженедельно служит перед ней водосвятные молебны с чтением акафиста, поминая всех страдающих такими тяжкими недугами. Люди посылают письма из разных мест России, обращаются с просьбой помолиться о тех, кто страдает пьянством и наркоманией.

В Артемиевском храме есть еще одна чудотворная икона Божией Матери - "Державная" . Образ довольно-таки больших размеров: 1.6 м в высоту и 90 см в ширину. Его приложили к мироточившей иконе царя-мученика Николая II, впоследствии чего икона Богородицы замироточила. На раке стоит икона отрока Артемия с частицей его мощей.

Так же в монастыре есть Икона преподобного Максима Грека с частицей его мощей. В Артемиевском храме находится мощевик с частицами мощей святых угодников Божиих: святителей Филарета Московского(Дроздова), Иннокентия Московского, Гавриила Рязанского; преподобных Романа Киржачского, Амвросия Оптинского, Исаака Iго и множество других святынь.

В нашей мастерской Вы можете Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Когда-то над Пинегой высилась стена монастыря во имя праведного отрока Артемия. Теперь она осталась только на фотографиях да на иконах святого отрока, где его по-прежнему изображают на фоне обители, какой она была до советского разрушения.

На краю земли

Добраться до монастыря не так уж просто, поэтому здесь не очень много паломников (в отличие от Соловецкого монастыря, например), практически вовсе нет туристов, да и местных жителей, не имеющих отношения к монастырю, тоже, по сути, нет.

На поезде, и то с пересадкой в Архангельске, можно доехать только до города Карпогоры, а оттуда нужно будет ехать на маршрутке или такси. Чтобы переправиться через Пинегу, нужно заранее договориться с монастырем - оттуда пришлют перевозчика.

Поезд приходит в Карпогоры в начале одиннадцатого, до Пинеги вы доберетесь в начале двенадцатого, глотая по пути пыль, непроницаемым высоким шлейфом встающую на грунтовке за каждой машиной. (Трудно любить тех, кто тебя обгоняет и заставляет часто моргать и кашлять от набившейся в глаза и рот пыли, но можно их понять: до обгона они пробирались сквозь пыль от твоей машины). Зато добравшись…

Тонкое зудение полчищ комаров перекрывается восхищенными охами и ахами. Ешьте нас, пейте кровушку, но мы будем изо всех сил фотографировать, благословляя художника - Творца неба и земли.

Зимой по льду, а летом на лодке (иногда шальная волна может ее захлестнуть даже при самой тихой погоде, так что сумку с документами и гаджетами на дно лучше не класть) можно добраться до обители, а осенью и весной - то ледостав, то ледоход - связь с миром обрывается. Пока не было мобильной связи и интернета - было полное ощущение древнего отшельничества. Сейчас изоляция уже не полная, но тихое время без неожиданных (да и ожиданных) гостей братья любят больше всего.

Мы не загружены паломниками и туристами. Рады всем, кто приезжает, и рады, когда никто не приезжает, ведь Христос - «тишины Начальник», а внешняя тишина помогает обрести и внутреннюю, - говорит духовник монастыря иеромонах Венедикт (Меньшиков).

Паломников ждет горячий монастырский конь Иртыш – можно положить вещи в повозку и идти к обители налегке

С флота на кухню

Геннадий живет в Веркольском монастыре с 2003 года: приехал на три дня посмотреть и остался - сначала на три недели на сенокос, потом и насовсем. То на лодку было некого поставить, а он на флоте раньше был; то на кухню отправили. Недели на три в году выезжает к семье и к врачу.

У меня христианская семья, всё в порядке: сын повзрослел, они понимают, что главное - спасение души. И послушание интересное: я и сам не знал, что я повар, в шоке был. На флоте ходил-ходил, а тут только выяснилось, что мог поваром работать.

Поваром - между жаркими печами и разделочным столом - Геннадий стоит уже восемь лет. На столе у братии - супы и каши, рыба, домашний творог и молоко. В 1990-е годы были голодные времена, приходилось делить банку консервов на несколько человек. Сейчас отцы признаются: осталась «норма» по хлебу собственной выпечки (два кусочка на завтрак и три на обед), но первого и второго можно взять сколько угодно.

За время, что отец Иосиф здесь игумен, в монастыре сложились свои неписаные традиции, и новые, кто приезжает, начинают следовать им. Основа всего - христианство и устав монастыря. Все проходят послушания, все пришли ради Христа. Убери послушание - любая мужская община развалится. Всем приходится делать не то, что хочется. Послушание мыть посуду, например, никого не радует, а все моют. Конечно, в чем-то все монастыри похожи: куда ни приедешь, там свой отец Венедикт, свой отец Лазарь. Но в чем-то и люди другие, и традиции: мы и Сийский монастырь - совсем разные. Здесь мы живем годами и не замечаем, как меняемся, а поедешь в город - и всё чужое.

Преображение человека

За время, что Геннадий живет в монастыре, приняли постриг уже несколько монахов. Сам он продолжает носить обручальное кольцо и о сане не помышляет:

Монах - это серьезно. Со стороны нельзя это ни на себя примерить, ни рассуждать об этом, ни понять это. Я на двух постригах был, это именно преображение, без всякого пафоса говорю. Первые три года я что-то такое думал, а потом на себя посмотрел - не монах, - рассказывает Геннадий. - Один у нас семь лет послушником жил, не постригли - теперь жена, дети. Бывает, что человек сломался в миру и ищет покоя, приезжает сюда и думает, что он обрел покой. Потом уезжает в мир, там ничего не получается, он возвращается… В миру такой же крест, как в монастыре, не меньше.

Искушения, в том числе бесовские, - в монастыре реальность, от которой не отмахнешься. После братского молебна (начинается в 5-30 утра) перед завтраком многие ложатся еще немного поспать («может, редкие избранники читают Святых отцов или молятся», - говорят в монастыре), и в это время, как говорит духовник монастыря отец Венедикт (Меньшиков), присниться может все что угодно. Бесы очень любят именно это время. Да и вообще за тихой внешностью монастырской жизни скрываются бури и брани, преодолев которые, человек приносит духовные плоды.

Святыня под спудом

Мощи праведного отрока Артемия были укрыты монахами в 1918 году, чтобы над ними не надругался направленный в монастырь специально для этого отряд ВЧК. В 1941-1942 годах особый отряд НКВД занимался поиском мощей в Веркольских окрестностях, но так их и не нашел.

Не нашли их и позднее.

Думаю, рака праведного Артемия хранится у реки Кумбалы по левой стороне, там стоит береза с крестообразными ветками, как на Анзере на Соловках. Сколько жил - не видал такой бересты, чистая-чистая! Как знак Божий, - говорит местный художник Дмитрий Клопов, участвовавший в восстановлении монастыря в 1990-е годы. - Я в прошлом году ходил с топором за чагой, там когда-то была мельница, а теперь, если раку найдем, надо там поставить часовенку.

Иеромонах Венедикт (Меньшиков), впрочем, говорит, что когда монахи по Кумбале ходили, ничего похожего на описание Дмитрия Клопова они не видели.

Мы пытались искать мощи, даже ступеньки разбили в Казанском храме, зеркала туда пихали какие-то, искали замурованные комнаты… Приходили письма, что якобы кто-то видел, что мощи на территории монастыря. Наш архивариус Георгий тоже «бредил» этой затеей, у него своя теория, он искал и в Успенском храме. Кто-то искал подземные ходы из монастыря к Пинеге - якобы мощи там, - вспоминает иеромонах Венедикт, благочинный монастыря и духовник братии. - А потом всё это оставили. Когда Господь благоволит - явит мощи. Раньше мы каждое утро в конце молебна читали особую молитву об обретении мощей. Теперь перестали: надо просить о спасении души, об исправлении жизни, Царствия Небесного просить, а нам мощи хочется. Вот и успокоились мы.

Насельники монастыря вместе с наместником не уверены, что готовы к обретению мощей - вернее, к увеличению числа паломников, к которому поведет явление святыни. Хотя мощей в России сейчас много, они перестали быть «невидалью», а дорога к Верколе трудна, людей в монастыре станет больше.

Как мы можем быть уверены, что понесем это? Преодолеем ли свои страсти, не соблазним ли людей? Надо самим быть святыми, чтобы жить у святыни. А в вопросе о том, где мощи, нет духовного смысла, - говорит отец Венедикт.

Детский монастырь

Устав обители, как и в прежние времена, строг: «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…» Но это не значит, что монахи ходят угрюмыми и чуждаются шутки.

Однажды к нам приехал паломник - старцев искал. Еще и обижался на нас, не верил, что в северных лесах - и старцев нет! - вспоминают они юмористические случаи из жизни обители, оговорки из чтений за трапезой (вроде «архирасстриг» вместо Архистратиг Михаил). Дело не в том, что в братии - простецы: наоборот, как говорят в монастыре, человеку с двумя высшими образованиями бывает труднее и читать на клиросе, и даже запомнить последовательность действий в алтаре. Может, голова слишком плотно набита знаниями, и новые не помещаются?

Алексей – сын священника из Архангельска – летом приезжает помогать в монастыре

Может, монахи и должны быть серьезнее, но я списываю на то, что у нас детский монастырь, нам можно, - шутит духовник братии отец Венедикт.

В конце концов, есть и Евангельская заповедь «быть как дети», чтобы войти в Царство Небесное.

Восстановление из руин

То, как монастырь выглядит сейчас - грановитая палата по сравнению с тем, какие завалы и разруха были лет пятнадцать назад, - вспоминает отец Венедикт. - Два года назад только появился теплый туалет, а то были все прелести жизни, особенно в 56 градусов мороза.

Когда отец Венедикт приехал в монастырь, в Артемиевском храме еще светилась сквозь слой краски на полу баскетбольная разметка, оставшаяся в наследство от школы для умственно отсталых детей. Оргалитовые иконостасы, падающие со стен кирпичи. Зимой служили в варежках и пимах (высокие ненецкие сапоги из оленьих шкур).

До пострига отец Венедикт прожил в монастыре год - в те годы традиции трехлетнего искуса еще не было. Ему был 21 год, он хотел пожить немножко и поступить в семинарию. Пожил - и в семинарию расхотелось, остался.

Мы застали время, когда в Русской Церкви была «включена парикмахерская»: с помощью множества постригов хотели заполнить монастыри. Но восполнить невосполнимый пробел за один раз невозможно, нужна передача опыта, в том числе опыта покаяния и послушания, не только из книг. А то и бывает, что молодой человек прельстится одеяниями и внешней стороной жизни в монастыре, - говорит отец Венедикт.

Времена «парикмахерской» прошли, как и времена, когда не хватало элементарного. Но годы «голода» вспоминают как добрые:

Легко не есть, когда нечего есть. Может быть, трудно при этом не роптать и не раздражаться, но не есть - легко. А ты попробуй воздерживаться, когда на столе и то, и другое, и третье, - а вот что по-настоящему ценно, - говорит иеромонах Венедикт.

Восстановление происходит плавно, комфорт стал прибавляться только в последние пару лет. Паломники приезжают одни и те же из года в год - из Петербурга, Москвы, Северодвинска, Кронштадта. Говорят, что редко кто, приехав раз, не возвращается.

Паломники трудятся в монастыре

При монастыре есть пасека – и каждая цветущая рябина в округе гудит так, что подойти страшно

Лесную тропу к святому источнику над Пинегой называют “архиерейской”

Сушат пинежскую рыбу

В Никольской часовне когда-то хранились мощи святого отрока Артемия, а Ильинский деревянный храм открывают для богослужения раз в год – на день Илии Пророка