Алтарник – ангельская работа. Действия алтарника на литургии

Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.

Алтарник

Низший среди равных

Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.

Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.

Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.

Горящее сердце

Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.

Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.

Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.

Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.

Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.

Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма

Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)

Алтарник (пономарь) - помощник священнослужителей в алтаре и храме. О том, кто может стать алтарником, каковы его обязанности и что главное в этом служении, мы беседуем с Валерием Александровичем Тепловым, алтарником Скорбященского храма г. Клина.

- Валерий Александрович, кто и с какого возраста может стать алтарником? Что для этого нужно?

Алтарник - мирянин, т.е. в алтарники не посвящают, это послушание. С какого возраста и кому можно войти в алтарь - решает настоятель храма, он же благословляет человека на это служение. Один из батюшек, которому я сослужил, вводил в алтарь мальчиков-прихожан c 5-6-летнего возраста, они тоже прислуживали за богослужением. Но многие священники считают, что это служение требует определенной духовной зрелости - всё очень индивидуально.

- А что входит в обязанности алтарника?

Алтарник помогает священнослужителям. Он должен подготовить место служения, облачения священников и диаконов, кадило, просфоры, воду и вино, следить за своевременным возжением свечей, лампад, светильников. В его обязанности входят помощь при совершении таинств, уборка в алтаре, при необходимости - чтение Часов, а иногда, если священник благословит - и Апостола.

Т.е. получается, что помимо молитв и богослужения нужно знать и церковно-славянский язык. Сколько же времени требуется, чтобы все это освоить?

Повторюсь, все очень индивидуально. Если у человека есть вера и он воспринимает эту деятельность как служение - это главное. Порой достаточно знания основных молитв, а остальное приходит со временем.

- Исходя из ваших слов, обычно люди учатся на практике и занимаются самообразованием?

Да, но помимо этого сейчас есть много возможностей получить знания: в воскресных и церковно-приходских школах при храмах, на богословских курсах, в высших учебных заведениях (ПСТГУ, МПИ им. Иоанна Богослова и др.).

- Валерий Александрович, вы тоже учились на практике? Как и когда началось ваше служение?

Я к вере пришел поздно, в 90-е годы. Тогда вся страна просыпалась от безбожного сна, ну и я тоже… Сначала в церковь долго ходил, потом помогал в открытии нескольких храмов. А в алтарь впервые вошел в храме Георгия Победоносца на Варварке. Поначалу боялся что-то сделать неправильно, многого не знал, порой пытался «проскочить» между царскими вратами и престолом, и меня деликатно поправляли…

- Значит, существуют определенные запреты, ограничения?

Алтарник не должен касаться престола и предметов на нем, жертвенника, если коротко - всего того, на что призывается Дух Святой при совершении богослужения. Нельзя переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и царскими вратами…

- А женщины могут прислуживать в алтаре?

Могут, по усмотрению настоятеля и по благословению священноначалия. Существуют при этом определенные правила: возраст не менее 60-ти лет, безбрачие, т.е. женщина должна быть вдовой или девицей, ну и, конечно, она должна быть устоявшейся в вере, не новообращенной. В деревнях, где мужчин не хватает и в монастырях это особенно распространено. А в прошлом веке, во времена гонений на Церковь, алтарницами были именно женщины. В церкви тогда, можно сказать, вообще были одни «белые платочки», поэтому вера сохранилась во многом благодаря самоотверженности этих женщин.

Беседовала Юлия Павлюк

Интервью со звонарем Скорбященского храма г. Клина Н. В. Глухойкиной
Автор: Ю. Павлюк
Раньше церквей было много, в любой части города или села был слышен колокольный звон. Знаете, в России до революции было более 1 миллиона колоколов! Даже если человек был занят работой, он по звуку колокола понимал, что происходит в храме и эта живая связь не прерывалась

Образование для христианина - это миссия
Автор: Наталия Гусева
Как-то, возвращаясь из Москвы, я оказалась в одном купе с молодым мусульманином. Вечером я тихонько вытащила молитвослов, а он - правило для намаза. Мы взглянули, улыбнулись и... всю ночь провели за беседой «а как у вас?». Хороший парень, правильный. Кстати, мы с ним пришли к такому выводу, что толкование духовных книг «от себя» не очень хорошо…

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение - открыть завесу. (Закроет её после Великого входа св-к). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем..." перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: "Благослови владыко святый Апостол прочести" и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее - зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» - подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: "Тебе поем…" (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
21) Зажечь свечу на жертвеннике.
22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: "Всегда, ныне и присно…" перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола.
Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.).
Прокимен целиком. Хор: прокимен.
Стих. Хор – прокимен.
Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”- трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: - 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание - первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.
Как подавать св-ку кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й - Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
1) Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
1) Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
2) В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
3) Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
4) Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Роль и обязанности алтарника в литургии, возможно, восходят к третьему столетию: Папа говорил о Святом Тарчизиуме как о «предположительно помощнике, то есть алтарнике». Хотя эта функция обычно связана с детьми, она может выполняться людьми любого возраста или происхождения. Многие не понимают, кто такой алтарник, функции его остаются неясными, а происхождение этого сана и вовсе овеяно мраком истории.

В католичестве

Практика, подтвержденная Папой Бенедиктом XIV в 1775 году об исключении женщин из служения священнику на праздновании мессы, в настоящее время не соблюдается. В 1994 году Конгрегация божественного поклонения и Дисциплина таинств разъяснила, что в соответствии с пересмотром Кодекса канонического права 1983 года служение на алтаре должно считаться одной из литургических функций (лектора и кантора), которая, согласно канону 230 § 2 Кодекса канонического права 1983 года, может выполняться людьми обоих полов.

В то же время Конгрегация указала, что этот канон Кодекса Канонического права является только разрешительным и не обязывает допускать женщин-алтарниц, должностные обязанности которых, в сущности, ничем не отличаются от функций мальчиков-алтарников. В 2006 году единственная американская епархия, которая исключала женщин из службы на алтаре, была в Линкольне, штат Небраска. Даже там, где епископ не ограничивает разрешение, предоставляемое общим каноническим правом, священник, ответственный за церковь, не обязан его соблюдать. Традиционалистские католические группы, такие как ФССП и Институт Христа Царя и некоторые отдельные священники, например, этого не делают.

Суть такова

Термин «алтарник» иногда применяется к алтарным служителям, но в более точном смысле он означает «установленный помощник». В «Общей инструкции римского миссала» термин «алтарник» трактуется как отличный от термина «служитель», обязанности алтарники при этом тоже отличаются.

Если священник проводит мессу, в которой конгрегация ему не помогает, он не должен делать этого без алтарника, за исключением крайней необходимости.

В отсутствие установленных помощников некоторые из их функций на мессе могут выполняться алтарными служителями.

В обязанности алтарника входит хранение литургических книг для священника, когда он не находится у алтаря и читает главные молитвы. Они приносят и хранят такие вещи, как книги, сосуды, воду и полотенца-лавабы, сосуды для хранения освященного хлеба и микрофоны.

Обязанности во время процессий

Входная процессия ведется с помощью турифера с горящими фимиамами (если ладан используется на мессе) и крестоносителем с крестом, который с обеих сторон окружен другими служителями с зажженными свечами. Все это входит в обязанности алтарника на литургии.

Чтение Евангелия

Когда распыляются благовония, алтарник подпевает священнику во время песнопения. Алтарники, несущие зажженные свечи, сопровождают амвона, диакона или священника, который читает Евангелие.

Подготовка даров

Один или несколько алтарников, обязанности которых включают любую работу в церкви, способствующую помощи в организации алтаря священника (в служении мессы без участия дьякона священник выполняет функции, назначенные диакону). Если, насколько это уместно, хлеб и вино для мессы представлены верующими, алтарники помогают священнику или диакону, который получает эти и, возможно, другие дары, нести их и раскладывать в нужные места, например в жертвенник. Они подают кружки вина и воды священнику или дьякону, чтобы тот вливал их в чашу.

Если используются благовония, алтарник подает их священнику, который освящает дары, крест и жертвенник, после чего дьякон или алтарник благословляют священника и людей. Когда священник моет руки после этой процессии, стоя сбоку от алтаря, алтарник наливает ему воду.

Освящение

Алтарник звонит в колокол незадолго до освящения, как правило, в эпиклесисе (когда священник протягивает руки над подарками). В соответствии с местным обычаем, он также звонит в колокол, когда после освящения хлеба и вина священник показывает плоть Христа, а затем чашу с вином.

Знак мира

Помимо обязанностей алтарника на всенощном бдении, в его обязанности также входит хранение специального "знака мира". Священник или дьякон могут дать знак мира алтарникам, оставаясь в святилище.

Распространение Священного Причастия

В некоторых церквях алтарники помогают в распространении Священного Причастия. Они угощают собравшихся в церкви людей хлебом и вином, символизирующими плоть и кровь Христа соответственно.

Обязанности алтарника в православной церкви

Алтарники сопровождают священника или любого другого представителя духовенства на входной процессии, за исключением того алтарника, который работает в качестве террифере у входа, а при этой процессии следует за крестоносцем. Если православный епископ торжественно проводит мессу, два алтарника, одетых в вымпы, держат митру и крестовину и подают их в подходящее время.

Облачение

Кроме обязанностей алтарника в православной церкви им также причитается специальное облачение. Это правило действует и во всех остальных церквях. Облачение, общее для всех рукоположенных и назначенных министров любого ранга, представляет из себя мантию, которая должна быть привязана к талии с помощью пояса, если только она не сделана таким образом, чтобы обходиться без него. Алтарники, чтецы, пономари и другие низшие церковные саны могут носить либо альб, либо другую подходящую одежду, определенную местной епископской конференцией.

Алтарники часто носят рясу, причем черные и красные являются наиболее распространенными цветами.

Византийское православие

В византийском (греческом) обряде алтарники помогают высшему духовенству во время службы. Они могут носить крест, свечи или литургические атрибуты в процессии и во время выхода к алтарю, поддерживать кадило, чтобы в нем было достаточно живого древесного угля, заправлять его ладаном и передавать священнику или диакону, когда это требуется. Также они занимаются приготовлением горячей воды (зеона) для ее добавления в чашу при Божественной литургии, подготовкой антидорона для людей, которые будут получать его после Святого Причастия. Они выполняют любые другие необходимые задачи, способствующие тому, чтобы священник мог не отвлекаться во время службы.

Кроме того, обязанности алтарника на всенощном бдении включают поддержание порядка в церкви и зажжение свечей, а также регулярные молитвы.

Раннее христианство

В ранней Церкви, прежде чем кто-то мог стать алтарником, его нужно было постричь. В настоящее время во многих местах нет необходимости быть постриженными до того, как кому-либо разрешат служить, так как постриг должен выполняться епископом или священником более высокого ранга. Алтарник и его функции, описанные выше, на самом деле практически не изменились за 2000 лет существования христианства и слабо различаются в различных церквях. В некоторых традициях, таких как греческое православие или мельникский католицизм, обычаи допускают, чтобы постриженные алтарники также жили в арарионе, носили символы в виде креста на спине, как у подпольякона, но с концами, висящими параллельно спереди. В русском православии, однако, орарион обычно не носят алтарники, а только должным образом рукоположенные иподиаконы и дьяконы.

Канонические тонкости

Перед тем как приступить к своим обязанностям, алтарник должен сложить свой стихарион и принести его священнику, чтобы он его благословил. Священник благословляет и кладет руку на сложенный стихарион. Алтарник целует руку священника и крест на облачении. Любой алтарник, который не был пострижен, должен убрать стихарион, когда он получает Святое Причастие, потому что все священнослужители, независимо от сана, получают Причастие в соответствии с их порядком в Церкви. Перед своим уходом со службы он должен получить благословение священника, ведь следование всем формальностям тоже входит в обязанности алтарника.

Возраст алтарника

Минимальный возраст зависит от местных обстоятельств, но мальчики должны быть достаточно зрелыми, чтобы выполнять свои обязанности, не нарушая святости алтаря. Хотя в Северной Америке для мальчиков принято выступать в качестве алтарников в церкви, в некоторых местах эта практика практически неизвестна, и эти обязанности выполняются взрослыми мужчинами. В других обителях, где алтарники традиционно являются мальчиками, взрослые мужчины не допускаются к этой роли.

Некоторые же святыни предусматривают тот факт, что мальчикам не разрешено служить на алтаре по достижении подросткового возраста на том основании, что молодой человек уже недостаточно молод, чтобы служить на алтаре.

Субординация и запреты

Алтарники, независимо от возраста и пола, подчиняются всем нормальным ограничениям, накладываемым на священнослужителей низкого сана. Любой, кто кровоточит или имеет открытую рану, не может подойти к алтарю. Они не могут прикоснуться к алтарному столу или чему-либо на нем ни при каких обстоятельствах без благословения. Они не могут трогать священные сосуды, чашу и все остальное. Они не могут стоять прямо перед алтарным столом или проходить между ним и иконостасом, но должны пересекать алтарь, если им нужно переместиться на противоположную сторону. Контроль за дисциплиной среди "алтарных мальчиков" входит в обязанности старшего алтарника.

Женский вопрос

В общем и целом, женщины не служат на алтаре, кроме женских монастырей. В этом случае они не получают клерикального пострига (хотя они должны быть постриженными монахинями) и не облачаются в стихарион, но продолжают посещать службы и служат на некотором расстоянии от фактического стола алтаря. Обычно в алтаре могут служить только старшие монахини.

Реформы 70-х в Католической церкви

До 1972 года алтарники считались обладателями самого высокого из четырех младших санов. Постановлением Папы Павла VI Automation quaedam от 15 августа 1972 года термин «младшие саны» был заменен термином «министерства». Два эти «министерства», такие как чтецы и алтарники, должны присутствовать во всей Латинской Церкви по всему миру. Предписанный интервал, как было решено Святейшим Престолом и национальной епископской конференцией, должен соблюдаться между получением людьми этих санов. Кандидаты на диаконат и священство должны для начала отслужить в этих министерствах и выполнять все обязанности алтарника, прежде чем получить право на принятие более высокого сана. Эти два министерства не зарезервированы исключительно для кандидатов на звания священнослужителей, но могут быть неплохим началом для карьеры в церкви. В православной церкви ситуация не слишком отличается от католической. Министерства назначаются либо епископом, либо в случае религиозных институтов главой церкви.

Обязанности алтарника в католической церкви описаны в указе motu proprio и указаны также в Общей инструкции Римского Миссала № 98, в которой говорится: «Алтарник нужен, чтобы служить на алтаре и помогать священнику и диакону. В частности, он несет ответственность за подготовку жертвенника и священных сосудов и, если это необходимо, может помогать верующим прихожанам совершать Евхаристию. В обслуживании жертвенника у алтарника есть свои функции, которые он должен выполнять лично».

В англиканстве

В таких как Англиканская церковь Великобритании, Епископальная церковь Соединенных Штатов, Церковь Уэльса, шотландская епископальная церковь, алтарники часто называются помощниками и могут быть как любого пола, так и любого возраста (хотя обычно не моложе десяти лет).

Алтарник, его обязанности, форма и статус различаются в разных церквях. Тем не менее у англикан (как у католиков и православных) он может помогать в богослужении, неся крест во время процессии, зажигая свечи, держа книгу Евангелия, держа свечи или «факелы», помогая диакону или священнику, размахивая кадилом или распыляя ладан, вручая тарелки для приема причастия и выполняя многие другие задачи, которые, по мнению священника или помощника, нужно выполнять.

В англо-католических церквях помощники обычно носят рясу и коту. Пояс может представлять собой скрученную веревку с узлами на концах, закрепленную вокруг талии. Пояс может быть белого или черного цвета. Ношение крестов или других специальных штифтов или символов является прерогативой каждой отдельной церкви.

В некоторых более «традиционных» приходах алтарники оцениваются по мере того, как они развивают свои способности служить: стажеры, младшие помощники, старшие помощники и заслуженные помощники. В других случаях функции помощников выполняются без облачений лицами из прихода, не имеющими формального образования, опыта и подготовки.

Аколиты

В некоторых церквях алтарники называются аколитами. В методистских и лютеранских традициях аколиты участвуют в богослужении, неся кресты или распятия (эти алтарники и аколиты называются крестоносцами), освещают и гасят алтарные свечи и звонят в церковный колокол, чтобы призвать конгрегацию к поклонению. В этих традициях освещение алтарных свечей в богослужении является символом прихода Иисуса в присутствии поклоняющегося ему сообщества верующих.

Перед тем как зажечь свечи, аколит может поклониться алтарю в знак уважения. Перед тем, как погасить последние алтарные свечи, помощники зажгут свою «свечную зажигалку», а затем перейдут в нартхекс. Это символизирует присутствие Иисуса Христоса для всех людей и во всех частях света. Это также знаменует свет Иисуса Христа, выходящего в мир, в котором верующие призваны служить.

По англиканской традиции в ассирийских церквях носят одежды, называемые альбами, иногда с различными оттенками. У методистских аколитов также принято носить традиционную сутану, но должностные обязанности алтарников при этом везде одинаковы, несмотря на различия в форме.

«Мне можно», - сказал Паша и надвинул митру на глаза. «По-моему, идет шапочка», - улыбнулся он, глядя свысока на онемевших алтарников и диакона. Смотрел Паша действительно свысока - росту в нем было под два метра. Благочестия, видимо, тоже: просто так архиерейскую митру на головушку не напялишь. Тут смирение нужно. Повышенное. И оно, разумеется, было, как пояснил потом бледным от возмущения алтарникам настоятель: «Ребята, не трогайте его. Он - племянник Самого Главного Человека. Значит, хороший. И ведет себя всегда хорошо. Ну, или почти всегда. Короче, не нарывайтесь: стукнуть может. Или настучать».

Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников - как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» - вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял - сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.

Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» - видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе - в кошмарном сне привиделось.

Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.

Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма - алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.

- Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело - те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…

Вообще-то такой опасности - привыканию к святыне - подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного - начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен - да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр - главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…

Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника - молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен - иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред - собственной душе в первую очередь.

Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…

Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в ). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».

Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе - и к молитве в алтаре в частности - заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя - это профанация христианства.

Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?

Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо - я хочу обратить на это внимание - и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию - в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.

Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.

А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это - как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.

- А есть примеры алтарников, которые вас радуют?

Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие - и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!

- Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?

Не я, а дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» - «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).