Современные образовательные технологии как средство управления качеством образования. Медианар «Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования

Современные технологии как инструмент управления качеством образования

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

План проведения деловой игры

  1. 1.Приветствие игры. Сообщение плана работы игры.

Групповая работа .

Сейчас мы с вами будем работать в группах. Для того, чтобы начать работу, послушайте притчу.

Притча (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила .

«Памятка»

Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

  • Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.
  • Откровенность и доброжелательность в общении.
  • « Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.
  • Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
  • Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.

I. Вступительная часть

1. Эпиграф деловой игры.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

I I . Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на 3 группы "воспитатели", "учителя", "эксперты"

Первый вопрос для обсуждения: Укажите, какие темы или направления работы, по Вашему мнению, требуют более детального рассмотрения и общего обсуждения педагогическим коллективом?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники дают ответы и предоставляют группе "экспертов", которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории темы и озвучивают их.

Второй вопрос для обсуждения: Есть ли темы или направления деятельности, в работе над которыми Вы бы хотели принять участие?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода.

Третий вопрос: Есть ли темы, с информацией по которым Вы в течении года можете ознакомить других педагогов?

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, и озвучивают их.

Игра "Проблема на ладошке"

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам игры: "Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?" (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

К основным задачам общероссийской системы оценки качества образования относятся


  1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

  2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).

  3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.
Управление качеством образования - это разработка и осуществление системы мер, позволяющих эффективно предоставлять образовательные услуги такого качества, которое обеспечивает соответствие результата образования требованиям потребителя.

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования - это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Чрезвычайная актуализация проблемы качества образования связана также с развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего качества». В рамках этой философии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, в нашем случае образовательному, то есть в какой степени потребители удовлетворены предоставляемыми образовательными услугами.

В контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

Повысить доступность качественного образования возможно за счет: изменение образовательного процесса за счет использования современных образовательных технологий

Проектная деятельность

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?

Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

Как научить учителей руководить работой учащихся?

Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?

Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?

Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?

Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:

Всё перечисленное в разделе для руководителя школы.

Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?

Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями)?

Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?

Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с учителями)?

Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?

Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)?

Учителю нужно знать:

Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями».

Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?

Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?

Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?

Как разработать учебный проект или исследование?

Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?

Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом - двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные : построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные : слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

ИКТ

Конец 20 – начало 21 века отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность – достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования.

Применение компьютера повышает эффективность урока, способствует повышению познавательной активности. В результате совместной деятельности идёт обмен мнениями, идеями, способами деятельности. Формируются коммуникативные умения и навыки, приучаются работать в команде, развиваются общие учебные умения (анализ, синтез).

С информатизацией образовательного процесса большое значение приобретает развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки информационного потока и его оценки.

(Информация включает в себя три взаимосвязанных процесса:

Медиатизация (от лат. выступающий посредником) – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

Компьютеризация – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

Интеллектуализация – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.)

Для решения такой задачи недостаточно учебника, хрестоматии и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации. Но главное, что необходимо, - это обеспечение условий для накопления опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных.

Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией- одна из целей современного образовательного процесса.

Ориентация на реальный уровень профессионально-педагогической компетентности учителей, на их профессиональные потребности получения практических навыков работы с НИТ.

Знакомство с учебно-образовательными проектами, обучающими программами, мультимедийными учебными и справочными пособиями.

Особое внимание уделить формированию следующих умений:

Отрабатывать пользовательские навыки, приёмы работы с информацией: находить информацию по рассматриваемой проблеме, систематизировать и критически осмысливать, интерпретировать её, понимая адресную направленность, цель информирования, определять личностную позицию по отношению к материалу конкретного информационного источника;

Самостоятельно представлять информацию в соответствии с задачами школьного образования, возрастными особенностями, познавательными способностями учащихся;

Конструировать учебно-воспитательный процесс, оптимально сочетая НИТ с традиционной методикой преподавания предмета.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их ещё называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаю условия, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой

информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.).

ИОСО

ИОСО - психологическая система, направленная на разрешения основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.

Опираясь на психологические закономерности организации обучения, технология ИОСО создаёт условия для развития и формирования позитивной субъективности школьников в контексте учебной деятельности, когда ученик как субъект учебного процесса:

имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует её на решение задач, которые ставит перед ним школа;

осознаёт мотивы свое учебной деятельности;

планирует свою учебную деятельность;

оценивает последствия своей учебной деятельности;

при возникновении трудностей концентрирует свои психические и физические силы на достижении поставленных целей.

Превращение личности школьника в субъект жизнедеятельности (деятельности, общения и познания) происходит при определённых психологических предпосылках, предполагающих соответствующее развитие у него самостоятельности, самосознания, общих и специальных способностей. Развитие и формирование позитивной субъективности школьников в контексте учебной деятельности являются актуальнейшими задачами современного образования.

ИОСО как технология адекватна провозглашённым целям и ценностям, изложенным в Концепции модернизации содержания общего образования, так как разрешает противоречия и реализует задачи, изложенные в ней.

Индивидуально-ориентированная система обучения:

обеспечивает развитие вариативности и доступности образовательных программ, переход от вариативности для учителя к вариативности для учащегося;

усиливает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса за счёт использования вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся путем формирования индивидуальных программ и графиков обучения с учётом особенностей и способностей учащихся;

формирует практические навыки анализа информации, самообучения;

стимулирует самостоятельную работу учащихся;

формирует опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, самоорганизации и становления структур ценностных ориентаций школьников.

Практическое внедрение индивидуально-ориентированной системы обучения убеждает, что в классах и школах, использующих технологию, создаются условия:

для решения проблемы второгодничества;

для отказа от агрессивных по отношению к ученику методик обучения;

для качественного роста уровней обученности школьников;

для постановки школой адекватных образовательных задач, задач развития.

Однако главным и существенным достижением учителей, использующих индивидуально-ориентированной систему обучения, является возвращение в школу ценности урока – обучающего, воспитывающего, развивающего, социализирующего, обеспечивающего целостный образовательный процесс. Ценностью для учителя становится не выявление уровня незнания учащимися каких-то вопросов, а формирование у них многообразного социального опыта управления собой в ходе учебной деятельности. А у учащихся за счёт преодоления ими учебных трудностей, выбора уровня и темпа обучения появляется возможность получить реальный опыт ответственности за собственную жизнедеятельность.

За этими утверждениями стоят результаты, полученные в ходе практической реализации индивидуально-ориентированной системы обучения.

Современные технологии обучения призваны развивать личность каждого ребёнка, в том числе критического мышления. Это не означает, что следует отказаться от традиционных форм проведения уроков, но исходя из конкретной ситуации надо решить, как наиболее рационально использовать методы и технологии так называемого активного обучения. К их числу относятся диалоговые технологии, в том числе популярные сегодня дебаты, а также проектная деятельность учащихся, ролевые и деловые игры и т.д. Насущным требований является использование компьютерных технологий. Поиск информации в Интернете может осуществляться при проектной деятельности, самостоятельной работе, написании рефератов, подготовке к семинарам и т.д. Вместе с тем, руководя учебно-воспитательной деятельностью школьников, следует учитывать, что компьютер не заменяет книги. Учитель должен готовить компьютерную презентацию и использовать её на уроке только тогда, когда это обосновано с дидактической точки зрения. В современных условиях требуется найти оптимальные возможности

для сочетания лучших традиций отечественного исторического образования с международным опытом.

Литература


  • А.Б.Соколов. Историческое образование в школе: современные вызовы и стратегия развития. ПИИОШ №2, 2010

  • А.Ярулов. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения. Красноярск. 2001

  • Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(http://www.obnadzor.gov.ru/files/dokuments/31818A70.doc )

  • Программа развития Московской региональной системы
оценки качества образования (СОКОМ) Московский центр качества образования

Москва, 2006 год


  • Безуглов Ю.И. Методические рекомендации учебным заведениям разработке программ управления качеством образования

  • С.В.Козин.Информационные технологии в преподавании обществознания.ПИИОШ №3 2003

  • Л.А.Тысько. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию.ПИИОШ №4 2006

  • Л.В.Панова, Е.В. Порубова, А.В. Старикова. Тестирование учащихся с использованием современных технических средств. ПИИОШ №6 2009

  • В.Г. Петрович. Метод проектов при изучении истории. ПИИОШ №8 2009

  • А.Б.Соколов. Историческое образование в школе: современные вызовы и стратегия развития. ПИИОШ №2 2010

Семинар-практикум для педагогов "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (
);
– карточки для игры “Последствия” (
);
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (
);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

    1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

    Вступительная часть

    Теоретическая часть

    Практическая часть

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

    Рефлексия

    Итог семинара

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия” ( )

Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

    Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

    Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

    Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если ( ):

    обучение носит деятельностный характер;

    идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);

    создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

    применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);

    происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);

    педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.



«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели. «Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.





Второй вопрос для обсуждения Станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики? Подберите как минимум по 3 довода, которые, по вашему мнению, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.


Требования компетентностного подхода к педагогам поиск новых форм, методов, технологий обучения; ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений; не тратить время на открытие уже известного. Владение системой технологических знаний важнейший компонент и показатель педагогического мастерства современного педагога




«Проблема на ладошке» Два условия успеха игры: Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира. Во-вторых, здесь не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Главное – движение мысли.






Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования

Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Важнейшим критерием педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. То есть педагог ― это мастер, который умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

В основе управления качеством образования лежит переход от методики преподавания к внедрению в учебный процесс образовательных технологий.

Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?

Методика ― это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету. Методы обучения ― способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности. Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приёмов, средств и условий обучения и воспитания.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, какие задачи решить, как организовать обобщение материала и т. д.), то в образовательных технологиях, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии предписывают определённую последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

Существует множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г.К. Селевко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности. К таким критериям относятся концептуальность, системность, управляемость, эффективность о воспроизводимость.

Критерий концептуальности заключается в том, что каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение основывается на бихевиористской теории; развивающее обучение - на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология - на идее укрупнения дидактических единиц и др.

Системность характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.

Управляемость ― это возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет корректировать результаты и сам процесс отбора средств и методов обучения.

Эффективность предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.

Воспроизводимость предполагает возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, где прописывается, в частности, определённая последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся.

Технология же будет содержать:

Диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они овладевают на протяжении определённого отрезка учебного процесса. Эти действия записываются глаголами: узнают, дают определение, называют, приводят примеры, сравнивают, применяют и т.д.; цели могут быть определены также с помощью системы разноуровневых задач;

Наличие определённой технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;

Наличие в основе каждой технологии одной или нескольких педагогических или психологических теорий;

Возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;

Наличие диагностических процедур, которые содержат показатели, инструментарий измерения результатов; эти процедуры представляют собой входной, текущий, итоговый контроль, который необходим для коррекции знаний, умений обучающихся и самого образовательного процесса.

Характеристика современных образовательных технологий,

обеспечивающих качество образования

В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельностью обучаемых, масштаб применения.

Основные современные технологии, направленные на обеспечение качественного образования, характеризуются переходом:

От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

От чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

От ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Современному учителю как технологу учебного процесса необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Наиболее популярными и широко используемыми являются: технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения, проектная деятельность, адаптивная система обучения, развивающее обучение, интеграция, дискуссионные формы обучения, игровые технологии, технология безотметочного обучения, информационные и компьютерные технологии, технология групповой деятельности, игровые технологии, проблемное обучение, технология учебного исследования, технологии различных видов самостоятельной работы учащихся.

Развитию познавательной активности, повышению учебной мотивации школьников и обеспечению качества образования способствуют также нестандартные формы организации учебного занятия (урок-игра, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-путешествие, мультимедиа урок, урок-конференция, деловая игра, урок-викторина, урок-лекция, рыцарский турнир, телемост, урок-спектакль, урок-диспут, урок-КВН, дебаты).

Одной их современных технологий, направленной на повышение качества образования, является интерактивное обучение.

Преимущества интерактивных форм обучения очевидны, поскольку:

Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

Сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы;

Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями поиска, извлечения и обработки информации;

Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности.

Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование более индивидуальным. При этом важно понимать, что использование сетевых ресурсов не должно исключать непосредственного общения учителя с учениками и учеников между собой.

Применение интерактивных форм эффективно там, где это действительно необходимо. Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

В начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

Использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении всей начальной школы, обучение детей само- и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания;

Расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

Построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе – с использованием возможностей информационных технологий;

Использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке.

В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть:

Увеличение проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников;

Использование разных форм модульного или концентрированного обучения;

Усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных;

Введение социальной практики и социального проектирования;

Дифференциация учебной среды: мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал;

Переход на накопительную систему оценивания, например, использование технологии «портфолио».

В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему, либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы. При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

Приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств;

Чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности.

Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Систему образовательных технологий необходимо выстраивать с учетом основных целей каждой ступени образования.

П е­даго­гичес­кие ин­но­вации, влияющие на качество образования

Инновации в образовании – это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р.Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в современной школе.

Первый блок ― блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности нового к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового.

Второй блок ― блок восприятия, освоения и оценки нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового.

Третий блок ― блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового.

Инновации, направленные на обеспечение качества образования, должны быть связаны с внесением изменений:

– в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

– в систему контроля и оценки уровня образования;

– в систему финансирования;

– в учебно-методическое обеспечение;

– в систему воспитательной работы;

– в учебный план и учебные программы;

– в деятельность педагога и обучающегося.

В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:

1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.

2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.

3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.

Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:

1) по видам деятельности :

– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;

– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;

2) по срокам действия :

– кратковременные;

– долговременные;

3) по характеру изменений :

– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;

– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;

– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;

4) по масштабам изменений :

– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;

– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;

– системные – полная реконструкция системы как целого.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:

    Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

    Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.

    Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.

    Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.

    Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.

    Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.

    Расчет практической значимости и эффективности.

    Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

    Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.

    Защита педагогической инновации от копирования творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.

Создание высокоэффективных инновационных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, управлять качеством образования, обеспечивать их творческое развитие.

Инновационная образовательная технология повышает производительность труда педагога. Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабатывать материал два-три раза и более. Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. Для инновационной технологии цель определяется очень точно, поэтому использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля, создание инновационных технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога. Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

Список литературы

    Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов. Стандарты и мониторинг, 2000, № 5

    Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005

    Леонов К.П. Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования.М 2007 г.

    Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием. Инновации в образовании, 2005, № 5

    Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2001