Что, кроме свежего дыхания, облегчает понимание. Как понимать людей лучше: три психологических теории

Понимающая психология зародилась в конце XIX столетия. Объяснение душевной жизни человека стало главной задачей психологического исследования данного раздела науки. Эту разработку предложил немецкий философ Дильтей, он утверждал, что природу мы можем объяснить, а душевную жизнь должны понять.

Как понять мужчину

Очень отличается от женской. Это и понятно. С самого рождения мальчиков и девочек воспитывают по разным программам. Девочки - будущие жены и мамы, хранительницы домашнего очага. Мальчики - будущие мужчины, добытчики семьи. Поэтому когда девочки играют в куклы и шьют им одежду, мальчики помогают папе в ремонте машины, играют в футбол или ходят на рыбалку.

Через некоторое время противоположный пол начинает тянуть друг к другу, и выясняется, что она не любит рыбалку и футбол, а он ненавидит ходить по магазинам. В итоге все чаще девушки задаются вопросом: как понять парня? Психология может дать много советов, девушкам же остается только правильно ими воспользоваться.

Многие прелестницы пытаются встать на место парня, стараются думать, как он. Сразу можно сказать: это неверно. Девушка никогда не сможет думать, как мужчина, потому что она девушка. Да и вряд ли парню будет приятно видеть рядом с собой прекрасную половинку с мальчишечьими повадками.

Изучаем мужчин на первом свидании

Итак, изучение мужской сущности можно начинать уже на первом свидании. К сожалению, они совсем не понимают намеков. И если вы во время разговора облизываете губы, он будет надеяться на продолжение разговора. Если во время общения он протягивает руку ладонью вверх, то это означает его симпатию и желание к общению. Ну, а если при разговоре у мужчины скрещены ноги, руки находятся в карманах - это значит, что он не настроен на дальнейшее общение. Большое количество комплиментов должно вас насторожить, скорее всего, он относится к вам несерьезно. Также намерение парня можно прочитать по глазам. К примеру, если молодой человек пристально смотрит вам в глаза или часто поднимает брови вверх - это будет значить, что вы ему нравитесь. Ну, а постоянно нахмуренный мужчина означает сниженный интерес к вашей персоне. Если парень прищуривается и улыбается, смотря на вас, вероятно, он просто флиртует. Такой взгляд приглашает вас к без продолжения.

Почему мужчины не любят болтать?

Если прошло успешно, и на нем девушке удалось понять намерения парня, появляются другие проблемы. К примеру, многие дамы жалуются на то, что мужчины не рассказывают им, как прошел их день, и не спрашивают об этом своих любимых. Женщины ошибаются, когда думают, что мужчинам все равно. Просто они привыкли получать сжатую информацию о проблеме и искать ее решение. Мужчине вряд ли будет интересно услышать, какого цвета сумка у вашей коллеги или сколько сантиметров в высоту ее каблуки. Для таких тем лучше найти свободные уши подруги.

Еще одной причиной разногласий является непонимание женских намеков. Да, мужчинам нужно все говорить напрямую. Намеков они не понимают!

Если вы не понимаете, зачем мужчине ездить на рыбалку или ходить с друзьями в бар, то подумайте, а сможете ли вы сидеть на работе и не обсуждать новую прическу или стрижку вашей начальницы со своими сослуживцами? Мужчины разговаривают на другие темы, и эти разговоры нужны им так же, как и вам. Поэтому не нужно устраивать истерик и сцен ревности, ведь тогда парень уедет назло и будет делать так часто. Лучше пожелать ему удачи перед рыбалкой и дать теплые вещи, чтобы не замерз ночью. Ему будет приятно ваше доверие. Между тем используйте этот вечер с пользой. Сходите в СПА-салон, навестите подругу или почитайте книгу.

На женские плечи ложится огромная ответственность за создание уюта в доме, добрых отношений, любви, спокойного быта. К сожалению, не каждая может с этим справиться, но вы должны помнить, что испокон веков именно женщина считалась хранительницей очага.

Как понять себя

Психология давно задалась этим вопросом. Многие психологи написали научные трактаты по этой теме. Но никакие работы и советы не помогут, если человек сам этого не хочет. Итак, если вы решили понять себя, то начинать нужно с малого. Постарайтесь ежедневно уделять себе 5 минут. Ведь это совсем немного. Вероятно, лучше всего размышлять перед сном. Каждый день задавайте себе вопросы: для чего я родился, что я люблю, о чем я мечтаю, что я оставлю после себя? Эти вопросы помогут разобраться в вашей сущности, и вы сделаете один шаг навстречу к своему познанию.

Следующий шаг - того, нравится ли вам то, чем вы занимаетесь. Если работа вас не устраивает, ее нужно менять. Пускай вам придется сменить 10 мест работы, но в итоге вы найдете то, что подходит именно вам! Работа должна приносить удовольствие, а не кучу негативных эмоций!

Не страшно совершить ошибку - страшно не сделать из нее выводов!

Не бойтесь совершать ошибок. Многие люди, совершив неверный шаг, "забиваются в угол", закрываются в себе. Они считают, что лучше сидеть тихо, и тогда ошибок не будет. Есть известное выражение: если хочешь избежать критики - ничего не говори, ничего не делай и будь никем. Из этой фразы можно понять, что бороться нужно. Проходить все пути и учиться на своих ошибках необходимо!

Многие методы в психологии учат нас познавать себя. Один из таких - это пробовать в своей жизни что-то новое. Вы никогда не Вы не умеете играть в бильярд? Научитесь!

И помните, До сих пор в это мало кто верит, хотя учеными давно доказана правота этого высказывания. Станьте писателем вашей книги жизни. Описывайте свои мечты и свое видение жизни каждый день, и поверьте, вы сами не заметите, когда книга станет реальностью.

Общение с людьми: как понять их намерения

Еще один вопрос, который изучает психология: как понять человека по жестам и мимике. Мимика - это движение лицевых мышц, с помощью которых можно определить настроение человека.

Злость проявляется крепко сжатыми зубами и губами, морщинами на лбу и опущенным вниз взглядом.

Страх можно определить по приподнятым и сведенным к переносице бровям.

При чувстве отвращения у человека сморщен нос, выдвинута нижняя губа и опущены брови.

Во время печали уголки губ опускаются вниз, человек не поднимает глаз с пола, а зрачки двигаются очень медленно, брови сдвинуты на переносице.

Радость проявляется улыбкой и слегка Если во время улыбки человек не прищуривается, это означает, что она фальшива.

Положение тела при общении: на что обращать внимание?

Понимающая психология позволяет понять намерения человека, глядя на положение его головы. Так, поднятая голова говорит об уверенности в себе и открытости к окружающим людям. А если она наклонена вбок - это означает, что человек готов идти на компромисс. Опущенная вниз голова выдает слабого и безвольного человека.

Руки могут сказать о многом

Кроме головы, большое значение придается и рукам. Ведь их движения практически не регулируются нашим подсознанием. Так, руки, поднятые ладошками вверх, - это хороший знак. Человек хочет с вами общаться. Если человек ходит с заложенными за спину руками - это знак застенчивости и робости. Человек, который прячет свои руки в карманы, пытается скрыть свою неуверенность. Потирание рук означает удовлетворенность и наличие положительных эмоций. Ну, а если во время разговора человек дотрагивается руками до лица, он пытается скрыть от вас правду. Другими словами, он просто врет.

Понимающая психология - это огромная наука, которая занимается человеком. При помощи нее люди могут познавать себя, понимать своих собеседников и любимых. Понимающая психология поможет любому найти силы в себе для создания собственного счастья в работе и дома, среди коллег и родных людей. Не бойтесь ошибиться! Бойтесь остаться никем!

После появления сериала "Теория лжи" ("Обмани меня"), где главный герой, как живой "детектор лжи", вычисляет преступника по малейшим изменениям мимики или положения тела, многие мечтали так же научиться распознавать эмоции людей с первого взгляда. Пора взяться за уроки!

"Внешний вид человека даст вам намного больше подсказок, чем вы могли бы предположить, при условии, конечно, что вы будете достаточно внимательны", — говорит французский адвокат, автор книги "Как понять и противостоять техникам обмана и манипуляций" Джон Б. Домон.

Осторожное наблюдение можно выполнить, например, в рамках разговора, не возбуждая у собеседника подозрений. Явный осмотр от ног до головы ощущается как завуалированное презрение. И не забывайте, что при физическом анализе то, чего нет, порой так же важно, как и то, что вы увидите.

Источники визуальной информации

Походка и общий вид

"Когда вы планируете идти на встречу, стоит следовать золотому правилу: приходите минут за пятнадцать до намеченного времени и расположитесь в месте, откуда объект не может вас увидеть. Это позволит вам внимательно понаблюдать за ним без его ведома. Возьмем политика, например Саркози. Забавно видеть разницу в языке его тела до и во время интервью — сначала у него нервный тик, и когда начинается интервью, Саркози изо всех сил старается это скрыть. У господина X то же самое. Глядя на то, как он идет на встречу с вами, вы получите столько же информации, сколько во время беседы. Просто два набора полученных данных будут сильно отличаться. В первом случае господин Х ведет себя почти естественно, а во втором он старается произвести на вас впечатление".

"Когда мы изучаем обстановку во время демонстрации, мы знаем очень многое еще до того, как начнется собственно манифестация. Это позволяет нам выявить лидеров, сфотографировать их, оценить их потенциал влияния на своих сторонников, значимость внутренних проблем, если таковые имеются, дефекты их организации" (из разговора автора с бывшим сотрудником службы общей информации полиции).

Мне кажется, что после того как вы прочитаете эти высказывания, больше ничего говорить будет не нужно. Так действуют профессионалы, так что хороший манипулятор начнет свой анализ еще до того, как объект его интереса поймет это. Он начнет свое наблюдение с походки.

Некоторые примеры походки

Свободная, властная походка

Это человек, который не позволяет окружающему отвлекать себя от намеченной цели, который назначил встречу и решительно идет на нее. У него есть конкретная цель: прийти вовремя. Гипотеза: это человек, который способен брать на себя ответственность в довольно многих делах.

Походка равномерная, но человек постоянно поворачивается

Это походка людей, которые глазеют на свою тень, давайте "оправдаем подсудимого за недостатком улик". Гипотеза: либо это немного рассеянный человек, либо у него довольно высокое либидо и он всегда готов к различным любовным приключениям.

Беспечная, несколько медленная походка, человек идет, опустив голову

Гипотеза: объект задумался о чем-то своем, он взволнован, пассивен или плохо себя чувствует.

Нервная походка, бесполезные движения, человек подпрыгивает от малейшего шума

Объект все время пытается встретиться взглядом с другими людьми. Гипотеза: этот человек испытывает стресс или очень напряжен и тревожен.

Когда человек пришел на место встречи, вам надо поприветствовать друг друга. Рукопожатие также предоставляет довольно много информации.

Установление контакта, рукопожатие

Довольно вялое рукопожатие

Гипотеза: усталый, пассивный человек, или, если на встречу пришло несколько людей и вы — единственный, с кем так поздоровались, значит, вы на этой встрече не представляете для объекта никакого интереса.

Рукопожатие, когда человек впивается в вашу руку, как орел в добычу

Гипотеза: он решил сломать вам пальцы, умышленная тактика, социальное проявление конфронтации. Недоверие.

Взяв вас за одну руку, вторую руку человек кладет вам на плечо

Гипотеза: либо объект вас оценивает, либо перед вами другой манипулятор. В обоих случаях впереди вас ждет большое удовольствие от общения с ним.

Человек берет вас за руку двумя руками

Гипотеза: он намерен вас о чем-то попросить, что-то сообщить.

Эти наблюдения, сделанные в самом начале встречи (к тому же вы использовали многие методы из представленных выше, чтобы "просканировать" вашего собеседника), позволят вам понять, соответствует ли поведение, которое вы проанализировали без его ведома, тому, что он демонстрирует вам в дальнейшем.

Если поведение до и после встречи одинаковое, вы должны проверить свои первые наблюдения и можете продолжить анализ. В противном случае становится ясно, что этот человек в достаточной степени вас уважает (как союзника или как противника), чтобы скрывать от вас свое естественное поведение.

"Точно так же, когда вы попрощаетесь, не следует сразу же уходить, но стоит перейти на свой наблюдательный пункт и посмотреть, как будет вести себя этот человек, расставшись с вами. Изменилось ли его поведение? Если да, то как это связано с вашим разговором? Возвратился ли объект к своему привычному поведению? Все это — хлеб насущный для разведчика, менталиста или иллюзиониста — все они собирают информацию без ведома другого человека.

Если вы идете в сопровождении объекта вашего интереса, способ тот же.

Наблюдения за походкой

Человек идет рядом с вами, опустив голову

Гипотеза: его поведение показывает, что он слабый человек или что-то скрывает.

Человек идет в том же ритме, что и вы, глядя вперед прямо перед собой, ничто вокруг его не интересует

Гипотеза: объект взволнован, но не желает это показать. Думает о чем-то своем или концентрируется только на разговоре, возможно, у него доминирует слуховая память.


Человек идет, сунув руки в карманы

Гипотеза: вопреки общепринятому представлению руки, засунутые в карманы, не свидетельствуют об отсутствии уверенности в себе, скорее наоборот. Этот человек расслаблен и принимает наиболее удобную для себя позу.

Человек идет, пытаясь навязать вам свой ритм

Гипотеза: это человек, привыкший доминировать, его интересует только то, что он может от вас получить.

Наблюдение за глазами

Круги под глазами сразу же скажут вам о том, что человек не выспался. Между тем мешки под глазами сообщат намного больше. У некоторых людей синяки под глазами совершенно не связаны с бессонницей, тогда как мешки под глазами заложат своего хозяина с потрохами. Если они "тяжелые" и вдобавок лицо объекта отекшее, чтобы не сказать раздутое, то скорее всего это свидетельствует о приеме одного из двух веществ: алкоголя или марихуаны.

Алкоголизм подтверждается такими узнаваемыми признаками, как запах изо рта, характерный цвет лица и преждевременное старение.

Конечно, покрасневшие глаза могут просто указывать на то, что человек недавно плакал — "это же очевидно, Ватсон".

В любом случае состояние глаз человека сразу же показывает, находится ли он в состоянии стресса, а также принимает он токсичные препараты или нет.

Если человек носит очки, вам обязательно надо обратить на них внимание. Прежде многие люди отказывались носить контактные линзы, считая, что у них для этого слишком чувствительные глаза. То же можно сказать про эпиляцию волос на теле или об инъекциях ботокса.

Наблюдение за зубами

Вследствие дороговизны стоматологических услуг люди, имеющие красивые зубы, происходят из достаточно состоятельной среды, представители которой могут себе это позволить. И напротив, человек с приятной внешностью, у которого нет зуба и который вынужден улыбаться так, чтобы скрыть этот недостаток, явно не имеет денег, чтобы обратиться к стоматологу.

Другое важное указание: какого зуба не хватает? Все зависит от возраста. Давайте возьмем в качестве примера человека лет примерно сорока: естественная эволюция предполагает, что первыми будут выпадать дальние зубы, поскольку они сильнее подвержены риску кариеса или инфекции. Если недостающий или вставленный зуб расположен спереди, вы можете почти наверняка утверждать, что он был потерян в результате несчастного случая, падения или ссоры.

Удивительно ровные зубы указывают, что человек, без сомнения, пользовался в прошлом услугами ортодонта. Это относительно дорогостоящее вмешательство чаще всего выполняется в юности и говорит о финансовых возможностях его родителей. Естественно, черные пятна на зубах свидетельствуют о том, что ваш собеседник — курильщик или был им.

Наблюдение за руками

Местоположение наручных часов очень важно и может дать вам некие знаки, которые, правда, способны навести вас на ложный след, так что не спешите делать преждевременных выводов. Например, классический постулат: человек, который носит часы на правой руке, — левша. Но если вы столкнетесь с аккордеонистом (я знаю, такое случается редко), то знайте, что часы на правой руке будут мешать ему играть. То же самое верно в отношении некоторых других музыкальных инструментов, например, скрипки.

Естественно, чистота ногтей — важная деталь, которую никак нельзя упустить. У человека с маникюром есть средства, чтобы заботиться о нем. Иногда, правда, внешний вид обманчив. Например, певец Серж Гинсбург одевался довольно небрежно, грязно. Но если вы посмотрите снимки, где видны его руки, то убедитесь, что у него есть маникюр. Гинсбург придумал для себя роль — это ни для кого не секрет, но подобные мелкие детали позволяют понять, до какой степени этот человек отличался от того, каким представал перед публикой.

Белые ногти часто являются признаком анемии. Желтые ногти, особенно на указательном и большом пальцах, говорят о том, что человек много курит. Фиолетовый отлив указательного пальца свидетельствует о проблемах с кровообращением. Равно как необычная краснота и холодность рук. Подобные проблемы часто встречаются у женщин. Ногти, усеянные точками, могут свидетельствовать о какой-то форме экземы или псориаза.

Наблюдение за волосами

Естественно, приглядеться к волосам можно только в том случае, если они видны. Все меньше людей в наши дни носят шляпы, так что закрытые волосы могут говорить о желании спрятать плешивость или, конечно, — это стало актуально в последнее время — свидетельствуют о религиозных убеждениях женщины.

Женщины редко прячут свои волосы, если, конечно, от них этого не требует религия. Таким образом, если человек постоянно носит головной убор, это, скорее всего, является признаком плешивости, вызванной болезнью или принимаемыми медикаментами.

Определить, окрашены ли волосы у человека, не важно, мужчины или женщины, можно, сравнив цвет волос с цветом бровей.

Наблюдение за обувью

Многие люди, которые внимательно следят за своим внешним видом, как ни парадоксально, пренебрегают обувью. Главным образом мужчины. Поэтому, если вы видите хорошо одетого мужчину с тщательно подобранной и ухоженной обувью, знайте, что он посвящает довольно значительную часть своего времени созданию безукоризненного образа. Особенно если задняя часть каблуков не стоптана. О них среднестатистические мужчины забывают чаще всего.

Состояние каблуков женщины сразу же даст вам ценную информацию о ее финансовом положении, потому что каблуки быстрее всего снашиваются при носке, кожа на них портится от любой, даже самой мелкой царапины. Женщинам намного труднее содержать обувь в порядке и значительно дороже.

В наши дни все больше женщин носят обувь на низком каблуке, чтобы разгрузить ноги, но мода на высокий каблук быстро возвращается, поэтому не лишайте себя материала для анализа.

Продолжение следует...

Мысли и чувства собеседника невозможно узнать, не спросив о них, но некоторым людям это все-таки удается. Есть то, что помогает разгадать внутренний мир другого человека – его поведение. Как понять человека по его поведению?

Поведение – это целенаправленная система последовательных действий. Действие – это психофизиологический акт, то есть результат сложного сочетания физиологических процессов, происходящих в организме, и проявления особенностей личности человека.

Помимо физиологии и психологии, есть еще третья сила, определяющая поведение личности – ситуация . В различных ситуациях можно заметить разные стороны личности, при том, что в общем и целом, она остается устойчивой системой социально значимых черт, вне зависимости от обстоятельств.

Один и тот же человек в одной ситуации выглядит как боязливый и нерешительный, а в другой как настоящий герой. Почему? Просто ситуация как прожектор может осветить лишь одну грань личности, оставив остальные в тени. Причем трудно бывает понять: то, что проявилось в этом случае, является свойственной или несвойственной человеку чертой?

Не нужно спешить делать выводы, основываясь на одном единственном поведенческом акте личности. Чтобы узнать человека по-настоящему, потребуется время и не одна ситуация (как привычная, так и непривычная).

Народная мудрость гласит «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд соли примерно равен шестнадцати килограммам. Чтобы съесть столько, должно пройти примерно два года.

Но составить общее и довольно точное представление о личности, можно и не дожидаясь, когда пройдут годы. На помощь придет наука психология.

Каждый человек, задавшийся целью понять другого по его поведению, становится исследователем . В деле изучения поведения всегда используется старый как мир, но до сих пор широко применяемый научный метод – наблюдение .

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие и фиксация психических явлений субъекта. При наблюдении за индивидом, замечаются и записываются особенности его поведения. При этом нужно постараться быть как можно более объективным наблюдателем.

Итак, чтобы понять человека по его поведению, нужно за ним наблюдать когда он находится в поле зрения или во время общения с ним. Достаточным сроком для того, чтобы на основании результатов наблюдения сделать правдивые обобщающие выводы не только о том, что думает и чувствует человек в конкретной ситуации, но и в принципе о его личности, нужно как минимум две недели .

Но что же именно нужно наблюдать в человеке? Какие составляющие его поведения будут самыми показательными и «говорящими»? И, самое главное, как узнать, что означает та или иная поведенческая особенность личности?

Пособиями для людей, желающих научиться читать человека как открытую книгу, в основном служат труды:

  • австралийского писателя Аллана Пиза «Новый язык телодвижений», «Язык взаимоотношений», «Почему мужчины врут, а женщины ревут» и другие;
  • американского психолога Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», «Узнай лжеца по выражению лица», прочие;
  • других авторов, например: В. Биркенберг «Язык интонации, мимики, жестов», Л. Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», Н.Н. Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика».

Как читать человека, словно открытую книгу?

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой. Организм должен уметь воспринимать, сохранять и преобразовывать поступающую извне и изнутри себя же самого информацию для самосохранения и адаптация во внешнем мире.

Поведением называют как действие, так и бездействие. В молчании бывает больше смыла, нежели в словах. Поведение является совокупностью как вербальных (речь), так и невербальных (поза, мимика, жесты) актов.

Речь, то есть вербальная составляющая поведения, контролируются сознанием. Невербальные компоненты поведения трудно контролировать. Жесты, мимика, позы – это в большинстве своем рефлекторные, бессознательные сигналы. Зачастую в них больше правды, нежели в словах.

Именно поэтому так важно уметь понимать язык тела собеседника. Ведь так шансы быть обманутым и разочарованным уменьшаются в разы, а возможность не упустить подходящего и желанного спутника жизни увеличивается.

Все ученые, занимающиеся изучением поведения, сходятся во мнении что, наблюдая за человеком с целью понять его, важно обращать внимание на такие элементы поведения :

  1. Речь. Наблюдая речь, обращают внимание не столько на слова, сколько на соответствие и совпадение слов с выражением лица. К примеру, если на словах человек выражает сожаление, а на лице у него «написана» плохо скрываемая радость, его истинная эмоция именно радость. Если такое несоответствие наблюдается постоянно, можно предположить что человек часто лжет.

Также при анализе речи учитывается:

  • интонация,
  • темп речи,
  • запинки,
  • оговорки,
  • смысл слов.

Наблюдая за тем, как и о чем чаще всего говорит человек, делается вывод о его увлечениях, интересах, симпатиях и антипатиях, уровне интеллекта, в том числе и эмоционального.

  • приоткрытый рот, широко раскрытые глаза, приподнятые брови – это удивление;
  • приподнятые уголки рта, улыбка, приподнятые скулы, суженые глаза и морщинки возле них – радость и счастье;
  • сморщенный нос, приподнятая верхняя губа или один край губ – отвращение, презрение;
  • сжатые губы, напряженная челюсть, сведенные и опущенные брови, блеск в глазах – злоба, ненависть, агрессивность;
  • поднятые и сведенные вместе брови, поднятые верхние веки и напряженные нижние, расширенные зрачки, приоткрытый рот и растянутые горизонтально губы – паника, страх, тревога;
  • опущенные вниз верхние веки, взгляд, уголки губ – печаль.

В зависимости от такого, какие эмоции чаще всего наблюдаются на лице человека, делается вывод о его эмоционально-волевой сфере, доминирующих эмоциях и чувствах, преобладающем настроении, отношении к жизни, о характере и темпераменте.

  1. Походка. Целеустремленные люди ходят быстро, уверенные в себе держатся ровно и смотрят вперед, а неуверенные опускают взгляд в землю и часто шаркают ногами. Если человек даже в жаркую погоду держит руки в карманах, он скрытный и властный. Если во время ходьбы человек все время оглядывается, он тревожится или боится чего-то конкретного. Если человек ходит медленно, он пассивен или пессимистичен.

Отдельно нужно понаблюдать как человек ходит рядом с кем-то . Если пытается навязать спутнику свой темп и ритм ходьбы, он привык занимать подавляющую позицию, быть лидером. Если идет рядом в том же темпе, но при этом смотрит вперед, а не на другого человека, сосредоточен на чем-то постороннем или скрывает волнение. О скрытности говорит также опущенная голова во время ходьбы. Руки в карманах говорят о том, что человеку комфортно и спокойно рядом со спутником.


Избегают контакта глаза-в-глаза люди, испытывающие негативные эмоции по отношению к собеседнику, что-то от него скрывающие, а также застенчивые личности. О явной лжи рассказывает бегающий взгляд, частое моргание – признак замешательства или тревожности. А вот если индивид слишком пристально сморит в глаза, он либо настроен агрессивно, либо очень заинтересован в общении с собеседником.

  1. Позы и жесты . Чем ближе человек стремиться оказаться к собеседнику, тем приятнее он ему. Наклон корпуса и головы вперед в сочетании с поворотом носков обуви в сторону собеседника, открытыми жестами, улыбкой и прямым взглядом свидетельствуют о явном расположении и интересе. Еще более показательно, когда человек бессознательно копирует позу и жесты собеседника. Зеркальное отражение собеседниками друг друга – самый явный признак симпатии.

Если же человек отстраняется, напрягается, делает указательные жесты, скрещивает руки перед собой или за спиной, а также перекрещивает ноги – это свидетельство нежелания общаться и раскрываться перед собеседником или признак негативной оценки происходящего.

Внимание следует обращать и на другие детали. Например, волосы, обувь, одежда расскажут о том, насколько человек аккуратен, чистоплотен, серьезен, а также о его материальном благополучии.

Отдельно выделяют так называемые – невербальные сигналы тела, свидетельствующие о заинтересованности в общении с лицом противоположного пола.

Интуитивное понимание

Ни один элемент поведения нельзя рассматривать отдельно от остальных. Именно в их сочетании проявляется индивидуальный стиль поведения личности. Именно так, в совокупности всех наблюдаемых признаков, рассматривают и интерпретируют поведение.

Наблюдая за человеком с целью понять его, замечают не только то, что есть, но и то чего нет в его действиях. Например, отсутствие «гусиных лапок» в уголках глаз, естественного прищура при наличии улыбки, говорит о наигранности положительных эмоций.

Важно учитывать тот факт, что наблюдатель, проводящий наблюдение за человеком во время общения с ним, скорее заметит личное отношение, чувства, намерения по отношению к самому себе, нежели общие закономерности поведения личности. Поэтому более показательными бывают случаи, когда человек не понимает, что его поведение наблюдается и оценивается, а также когда он не контактирует с наблюдателем.

Всего выделяют около трех тысяч (!) вербальных и невербальных элементов поведения. Умение читать человека как открытую книгу, отталкиваясь от его поведения – целая наука.

Конечно, можно досконально изучить всевозможные элементы поведения и запомнить их значение, но не нужно забывать о том, что существует хоть и не научный, но часто очень точный дополнительный инструмент познания – интуиция .

Помимо сознательной оценки другого человека, всегда работает и бессознательная. Мозг считывает всю поступающую извне информацию и та ее часть, которая осталась неосознанной, все равно проходит обработку.

Вывод, который делает мозг человека без ведома сознания, часто выражается в интуитивном знании. Так, уже при первом взгляде на нового знакомого, можно сказать нравится он или нет, хотя еще ничего о нем не известно и не всегда понятно почему именно человек понравился или не понравился.

Совместив объективное наблюдение с интуицией, можно научиться понимать внутренний мир людей по их поведению.

Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни.

В. Дилыпей

Во второй половине XIX века актуализируется проблематика психичес­кой (псюхе - душа) реальности как медиатора между двумя мирами; жи­вым и искусственным (культурным). При этом перетекание психических (духовных) явлений - сознания, эмоций, воли и т, п. - в человеческие отношения и рукотворные предметы инициирует представления о соци­альном мире как психокультурном комплексе.

    предметы (искусственная сфера)

    знаки (репрезентанты)

Внимание привлекают вопросы о роли «психического» в жизнедеятель­ности общества: субъективной свободы, значения выбора и воли в жизни человека, знакового общения, ценностного познания и др. Духовная жизнь как сфера культуры и творчества выступает теперь в качестве социально-исторической действительности (реальности). Новое понятие - «жизнь» - предстает как мир, в котором действует тотальность духовной взаимосвязи жизненных единиц - индивидуумов, продолжающих себя в сообществах.

" В Балснской школе неокантианства проблема плюрализма разрабатывается в учении о ценностях- «аксиологический плюрализм». В нем выделяются два аспек­та. Во-первых, утверждение, что любые ценностные концепции, системы равно­правны и принципу монизма в познании нет места. Во-вторых, что ни одна из ценностей в рамках данной концепции не принадлежит к числу ведущих и прин­ципу партийности в познании нет места. Из аксеологического плюрализма выте­кает правило, что «все правы вместе, но никто в отдельности». Все самые необхо­димые и возвышенные ценности противоречат друг другу. Кроме того, и у людей, желающих одного и того же, всегда находятся взаимоисключающие аргументы. Поэтому невозможно служить лишь одной ценности, не попирая в той или иной степени остальные. При этом целесообразность решения не может быть доказана рационально, а борьба - это победа одной правды, если ты кругом прав, значит кругом неправ твой оппонент. Поэтому нельзя никаким направлениям, течениям отдавать предпочтение, а надо лишь проявлять эклектизм.

При этом духовные факторы рассматриваются как животворящая сила всего социокультурного процесса. Причастность всех людей (историческое суще­ство) к жизни духа и их одинаковость обусловливают общезначимость по­ложений наук о духе. Общие понятия, обеспечивающие всеобщность суж­дений и теорий, которыми они пользуются, являются результатом пере­живаний и пониманий. Среди наук о духе психология, занимающаяся не­посредственно психической реальностью, становится основой и эталоном передового изучения человека (сообщества) и фундаментом для всех зна­ний о нем.

Вместе с тем, Дильтей подразделяет психологию на объяснительную и описательную (понимающую).

Объяснительная психология. Во второй половине XIX века достижения экспериментальной психологии и физиологии открыли перспективу поста­новки исследования духовных процессов на твердую почву функциональ­ной зависимости психических явлений от физиологических, то есть прове­ряемых количественных характеристик. Под воздействием объективных методов и контролируемого эксперимента психология обретает статус са­мостоятельной научной дисциплины. В силу того, что эта методика заим­ствовалась из более развитой в то время физиологии высшей нервной дея­тельности, формирование концептуально-объяснительно го аппарата пси­хологии приняло физиологическую окраску. В ее основе лежит физиологи­ ческий редукционизм как стремление свести психику к мозговым процес­сам: для каждой психологической функции пытались отыскать непосред­ственную физиологическую основу в мозговых процессах. Эта коррелятив­ная связь имеет характер соответствия, когда с изменением одного ряда процессов имеет место изменения другого и наоборот 1 .

Эксперименты в области психики человека убедительно раскрыли зави­симость психической деятельности от процессов, которые происходят в нервной системе и человеческом организме в целом. Лабораторные опыты (Г. Фихнер) открыли характер психической реальности как взаимодействие физических стимулов и сенсорных реакций. Органы ощущений при этом воспринимают прежде всего самих себя (И. Мюллер) - свои имманентно энергию и состояние. Психическая жизнь - ощущения - предстала как физиологические процессы, которые можно измерять (стимул - реакция)

1 В естествознании подобные связи раскрываются простым наблюдением вне­шних по отношению к субъекту явлений, предполагающим его проверку (вери­фикацию). Последняя заключается в объективном (опытном) подтверждении по­лученных данных с помощью средств, которые позволяют корректировать иллю­зии восприятия. В психологии линия физиологического редукционизма получила развитие в бихевиоризме (альтернативе гештальтпсихологии), определившем об­лик американской психологии (психологизации социологии). Его кредо выражает формула «стимул - реакция», согласно которой предметом психологии является поведение как наблюдаемая совокупность реакций на набор фиксируемых стиму­лов. Такой подход объявлял собственно психологические понятия (сознание, эмо­ции, воля и т. п.) лишенными всякого научного содержания. При данном стимуле (ситуации) мы может наперед сказать, какая будет реакция (поведение) и наобо­рот. (См. об этом: Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон. Бихевиоризм. - М.. 1998).

экспериментальными методами. Психолога интересуют измеряемые пара­метры психической деятельности человека при решении задач, определя­емых алгоритмом жизни, труда и т. п. Такое познание способствует осно­ванному на физиологической активности центральной нервной системы приспособлению обладающего психическими функциями организма к ок­ружающей среде. Данный теоретико-прикладной характер эксперименталь­ной психологии обусловливал ее актуальность, привлекательность и вос­требованность.

Однако Дильтей рассматривает объяснительную психологию как экспе­риментально-естественнонаучную дисциплину, основанную на детерми­низме. Она продолжает традиции наук о природе: стремится вскрыть при­чинную связь психических феноменов (стимул - реакция) и подвести их под законы. Разум устанавливает, а опыт проверяет. Дильтей рассматривае­те установку о связи психических явлений с нервными процессами как неправомерное утверждение о том, что духовные (психические) явления суть лишь побочные явления физических процессов (4, 7). В ней он усмат­ривает скрытый материализм. Последний (как и идеализм) для него высту­пает как разлагающий фактор для науки.

Описательная (понимающая) психология. Описательная психология - это дисциплина, изучающая переживаемые (а не выводимые) человеком ду­шевные состояния: она описывает и анализирует связи, которые даны нам изначально и всегда в виде самой жизни, растворенной в психических со­стояниях - актах сознания и воли (4, 17; 18). Через переживание (вчувство-вание) этих состояний мы можем достигнуть полного их понимания и по­стижения 1 .

Концептуально, по Дильтею, в основе «наук о духе» (история, обще­ство) лежат связи душевной жизни как первоначальное данное (4, 8): ду­ шевная жизнь - некоторый композиту*! (4, 89) - есть связь чувств, воли,

1 Такой подход был направлен против физиоло газации психики: вместо поис­ков объяснения психического «внизу» - к физиологической основе, совершатся антиредукционистское движение «сверху» - с позиции целостности и самостоя­тельности психической жизни.

На этой основе формируется концепция гештальтпсихологаи в немецкоязычной школе психологии, развивающая в 20-30 годы идею понимания на базе экспери­ментально-теоретического изучения восприятия и мышления. Ее представители (В. Кё"лер, М. Вертгаймер, К. Коффка, Хр. фон Эренфедьсон и др.) исходят из установки, что в психических процессах важную роль играют структурированные целые - гештальты (структура, конфигурация), то есть целое как результат взаи­модействия частей (отдельных членов группы). В результате целостность предстает как относительная самостоятельность явлений. Основной тезис гештальтпсихоло-гии заключается в том, что явления психики не строятся путем синтеза свойств элементов, существующих до этого независимо. С самого начала явление пред­ставляет собой структурировано-организованную целостность (свойство аккорда в музыке) - гештальт. С его помошью в гештальтпсихологии объясняют функцио­нирование психики как движение по некоторой последовательности структур: це­лостность должна не только объединять исследуемый объект, но и задавать схему его расчленения, которая при сохранении целого обеспечивает возможность его анализа (используя понятия «поле», «схватывание», «озарение», «инсайт»).

свободы, мотивов, представлений, зависимости (4, 12). Данный психичес­кий (переживаемый) комплекс является первичным и различие его чле­нов - дело уже последующего. Душевные связи в виде самой жизни даны изначально, а не выводятся посредством гипотез, умозаключений и фило­софских конструкций. Связи эти составляют подпочвенный слой процесса познания: непосредственное их переживание «лежит в основе всякого по­стижения фактов духовного, исторического и общественного порядка» (4, 17). Познание связей происходит с помощью внутреннего восприятия (ин­троспекции), опыта в нас самих (а не чувственного раздражения) - инту­итивного понимания (4, 19). Психическое мышление (анализ) расчленяет и различает структуру душевной жизни (чувствования, веления и пред­ставления), которая нам дается в отношениях как связь живая, истори­ческая (4, 67). «Всякая связь, видимая нашим восприятием и устанавлива­емая нашим мышлением, вытекает из собственной внутренней жизнен­ности» (4, 73). Целесообразность, господствующая в душевной жизни, есть присущее последней свойство связи ее составных частей (4, 93). Пережитые же в чувстве жизненные отношения составляют ценности жизни (4, 94).

В процессе понимания и постижения душевной жизни участвует не только интеллектуальная деятельность, но и вся тотальность нашей духовной жизни. В ней общественная жизнь развертывается как жизнь духа и лишь проецируется во внедуховную жизнь индивидов - субъектов историческо­го процесса. Индивидуальность есть образ самого мира, поэтому законо­мерности отдельной души принимают форму закономерностей социаль­ной жизни. Таким образом, структура общества определяется психической структурой индивидуума, а не наоборот. Отсюда вытекает, что индивиду­ альная психическая (духовная) жизнь, продолжающая себя в сообществах, выступает как единица измерения социальной (исторической) реальности. Из «человеческой жизни» вытекают все общественные процессы, поэтому психические явления не даны «извне», и мы непосредственно их не усмат­риваем. Они вытекают «изнутри» - мы сами переживаем и понимаем пси­хическое состояние (экзистенциальная интуиция). Данные феномены и выступают основой социальной жизни.

Обращение к переживанию и пониманию означает поворот к внутрен­нему самоуглублению и субъективному видению человеком социального мира: он является потоком психических переживаний. Психическая жизнь (инстинкты, желания, интересы, эмоции, воля и т. п.) человека как субъекта истории, вызывает изменения в природном (экономическом) мире через физические действия, которые наполнены мотивами, смыслами и целями^. Тем самым психическая жизнь предстает как психический феномен в своих внутренних связях, что и составляет предмет наук о духе (исторических). Субъективность, непредсказуемость, иррациональность человеческих (ду­шевных) состояний обусловливает потребность в иной (нетрадиционной) методологии и методике, которые позволили бы получать общезначимое знание исторической жизненной связи.

1 Данное положение "понимающей психологии» Дильтея, станет лейтмотивом веберовской «понимающей социологии».

Дильтей разрабатывает концепцию описательной (понимающей) пси­хологии, которая являлась своеобразным поиском «третьего пути» между индуктивно-гипотетической (естествознание) и дедуктивно-абстракт ной (метафизика) методологиями. Он ориентировался на «расколдовывание» содержательных смыслов «другого» (человека, обществ, культуры). В силу этого «понимающая» психология выступала как идеографическая (идеали­зирующая) наука, устанавливающая смысл единичного (конкретного), особенного в исторической реальности 1 .

Изучение природы человека как носителя психики необходимо начи­нать с познания экзистенциально-феноменологических основ, требующих по­гружения в них, вчувствования (впитывания) непосредственного опыта до достижения момента, когда какие-то «вещи» приходят в голову (интуи­тивно).После этого требуется еще дополнительная работа по доводке идей до уровня, на котором они могут быть проверены экспериментальным путем. Однако прямая экспериментальная проверка (в естественнонауч­ном понимании) психологических феноменов трудно осуществима. По­этому исследования в области психологии не могут избежать субъективно­ сти исследователя. Следовательно, надо прекратить войну с ней: уникаль­ные возможности субъективности должны стать специфическим инстру­ментом исследования в виде вынесения экспертных заключений. Исследо­ватель передает свои суждения (отстранение) на рассмотрение другим ис­следователям (экспертам) в лице квалифицированных ученых 2 ,

В силу того, что психические структуры у людей сходны, на основе иден­тификации открывается возможность понимания внутреннего мира людей с помощью со-чувствия, со-переживания индивидуальных и коллективных жизненных связей. Решение проблемы общезначимости при субъективном характере переживаний обусловливало обращение к вопросам взаимодей­ствия (интеграции), языкового общения (коммуникации), исторического и логического аспектов понимания, выходящих за пределы психического познания.

Понять автора - значит понять другое (чужое) сознание и его мир, в актах которого растворены исторические события. Аналогия психической жизни индивидуума (отдельной личности) с историческим процессом оз­начает, что этот процесс в определенном аспекте совпадет с биографией. Через повторное переживание состояний индивидуальности и своеобразия внутреннего опыта «другого» (изучаемого исторического события) мы может достигнуть их полного понимания и постижения (3, 22). При этом неопределенность границ способствует вечной актуальности книжно-пись­менной интерпретации.

Таким образом, перенос акцента с объяснения (науки о природе) па понимание (науки о духе) способствовал развитию и обогащению методов познания социальной жизни: текстологии (контент-анализ), автобиогра-

" Она претендовала на альтернативную роль по отношению к номотетической науке, отыскивающей обшие законы, допускающие формализацию и с помошью генерализирующих методов подводящие единичное под общую закономерность.

5 Данная логика получения общезначимого - истинного значения - будет раз­вита в учении «идеального типа» М. Вебера.

фии (биографический), тестирования (опрос). В результате генерализирую­щие опытно-экспериментальные, статистические, историко-сравпитель-пые методы дополняются потенциалом косвенного познания общего че­рез исследования единичного.

Психологизация истории

Закономерности отдельной души принима­ ют форму закономерностей социальной жиз­ ни.

В. Дилътей

Дильтеи развивает идею о связи между понятиями «жизнь» и «история»,

которая ориентирует на то, что на место всеобщего гегелевского разума приходит историческая жизненная взаимосвязь и мощь иррационального в ней. Жизненные стремления, побудительные мотивы исторической дея­тельности людей, одаренных индивидуальностью и обладающих страстя­ми, придают конкретную форму историческому процессу. Поэтому соци­альная жизнь и ее развитие вторичны и производим от психических факто­ров (внеэкономических). В силу того, что психические структуры у людей сходны, открывается возможность познать и реконструировать духовный мир «другого» (чужого) по аналогии. Таким образом, жизнь перестала быть специфической прерогативой исключительно философского рассмотрения. Происходит смещение к гуманитарной (антипозитивистской) установке в познании «социального» и в приоритетном обращении к «наукам о духе» (историческим) - человековедению (обществоведению). Их специфика заключается в том, что эти науки не требуют естественнонаучных проце­дур, так как постоянное взаимодействие переживания и понимания подда­ется «расшифровке» только гуманитарно-научным методам (3, 13).

В исторической науке мир строится на основе полноты собственных переживаний и пониманий историка, которые объективируются (опред­мечиваются) в смысловых образованиях культуры: документах, произве­дениях, зафиксированных поступках, жизненных откровениях, памятни­ках культуры и т. п. В них происходит смысловое кодирование жизни. При этом переживания составляют психическое содержание социальной жизни. Оно фиксируется в культурно-историческом процессе, и понимание этого содержания требует личного «вживания» («сопереживания») исследовате­ля в события прошлого (чужого внутреннего мира), которое делает их вновь «живыми», настоящими (непосредственными).

Историк должен не просто воспроизвести истинную картину истори­ческого события, а «пережить» его заново, «истолковать» и воспроизвести как живое: не только происходящее в материальных условиях жизни людей (производство, быт и т. п.), но и побудительные мотивы, жизненные стрем­ления исторической деятельности людей. Поэтому познание смысла -субъективной (психологической) стороны исторических событий душой и интуицией исследователя требует иного (по отношению к естественнона­учному) изучения.

Историческое знание (науки о духе) и естественнонаучное знание (на­уки о природе) неоднородны. В обществе нет единого и неизменного по-

рядка вещей, то есть естествен ноисторичес ко го хода событий. Следователь­но, и не существует всеобщих законов исторического развития. Метафизи­ческие теории, занимающиеся утверждением подобных законов, хотя и имеют определенную ценность, не способны, однако, разрешить вопро­сы, которые касаются дел человеческих. Рациональному мышлению нет дела до чувств и эмоций человека, до всего, что для него является самым важным. Оно насильственно обращается с историческими фактами в угоду предвзятым теоретическим конструкциям (Гегель, Копт, Маркс и др.). Ис­тория для них самостоятельного значения не имела: исторические факты использовались лишь как «сырье» для философских обобщений.

В частности, на основе метафизических теорий создаются схемы с пред­посылкой финализма: схемы объяснения, предполагающие осуществление конечных целей, генетически связанные с христианской эсхатологией «кон­ца истории», когда воцарится, наконец, «земной рай», а в «человецах бла­говоление». К ним можно отнести учения о «трех стадиях» (Конт), формациях (Маркс), имеющих характер философских постулатов традици­онной метафизической философии, проверке которых внимание почти не уделялось. Однако живая жизнь шла своим чередом и не укладывалась в рамки абстрактного мышления и категорий (схем), предлагаемых данны­ми социальными пророками.

Отсюда вытекала основная теоретическая задача - произвести крити­ческий анализ всего «исторического знания» («исторического разума») и дать новую трактовку исторического метода, способного создать науку о человеческой истории (науку о духе). В этом плане ДильтеЙ выступает как «Кант исторического знания», радикально противопоставивший истори­ческие (гуманитарные) науки естествознанию. Единой методологией, спо­собной охватить всю историю духа и воссоздать исторический духовный мир, стала психология, непосредственно занимающаяся психической ре­альностью. Она становится эталоном передового изучения человека (сооб­ществ) и фундаментом для всех знаний о нем. В этом заключается смысл психологизации истории.

Исходной установкой психологизации истории является представление культурно-исторического процесса как сцепления сознательных, эмоцио­нальных и волевых активностей, то есть его содержание составляет психо­логия (а не логика) 1 . Данный факт роднит психологическое мышление с художественными формами освоения исторической действительности. Ис­тория как научное формирование образа - есть своеобразный переход между пережитым и поэзией 2 .

1 Дильтей не выступает против логики как таковой. Но дело в том, что рацио­ нальным методам духовный аспект исторической реальности недоступен. Поэтому он изучается новым типом «наук о духе», в которых логика - логические опера­ ции и общие формы мышления играют второстепенную, дополнительную роль по отношению к психологическому мышлению (внутреннему восприятию).

2 Как отмечает Дильтей, одна и та же мировая загадка стоит перед поэзией и наукой (3, 35). Поэт - это зеркало человечества, и его сознание приводит то, что человечество чувствует и делает (Шопенгауэр). Поэт изливает в стихах собствен­ ную душу, но она отражает существенное бытие человечества. Поэтому в поэзии подлинной правды больше, чем в истории.

Представители философии жизни считают, что в исторической действи­тельности имеет место лишь «индивидуальный закон», выводимый на ос­нове интуитивного постижения «жизненного чувства индивидов» («сцеп­ление их судеб»). При изучении исторического события невозможно пред­ставить весь комплекс составляющих его частей. Для исторического позна­ния характерно различное осознание ценности воспринимаемых душевных фактов. Именно ценность обусловливает отделение существенного от не­существенного для наших жизненных связей. Историк изучает историчес­кую жизнь через индивидуальность, которая «является образом самого мира» (3, 112). Он должен вчувствоваться (внутреннее восприятие) в историчес­кое событие и понять мысли, настроения и мотивы участников данного события и тем самым пережить его во всей индивидуальности и своеобра­зии. Этим и будет достигнуто все, что может дать наука. Таким образом, основой для переживания, понимания и интерпретации исторических со­бытий выступает личность и происходящие в ее душе процессы. Однако интерпретация не может быть завершенной. Поэтому занятия разыскани­ем «исторических законов» (всеобщих) несостоятельны.

В целом, познавательная активность нового психологического подхода заключалась в стремлении «расшифровать» включенность человека в жиз­ненный мир, акцентируя его субъективную сторону - жизненные стрем­ления, мотивы, смыслы. Его представители проникали в духовные глуби­ны своего времени и истолковывали их как основу жизнедеятельности ци­вилизации, социальной жизни, состоящей из запаса культуры - идей, зна­ний, ценностей. Психологизм становится определяющим фактором разви­тия, гуманизации социальных наук последней трети XIX века. Его проник­новение в социологию привело к формированию направления «социологи­ческого психологизма», определяющей чертой которого стало смешение предметов социологии и психологии.