М.: 1991. - 543 с.
Изложены общие методы и средства
развития физических качеств, обучения новым двигательным действиям,
особенности планирования и контроля физического воспитания и
спортивной тренировки, аспекты профессионально-прикладной физической
подготовки. Учебник написан в соответствии с действующей официальной
программой общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших
учебных заведений физкультурного образования - теории физической
культуры и спорта. В учебнике содержится материал по двум основным
разделам данной дисциплины: первый вводит в интегративную теорию
физической культуры, а второй раскрывает общие концептуальные и
научно-прикладные основы физического воспитания как главного
процесса педагогически направленного функционирования физической
культуры в обществе. Учебник рассчитан на бакалаврский уровень
образования, но может быть использован и для углубления знаний в
соответствии с требованиями следующего уровня высшего образования.
Формат: djvu
Размер: 20 ,4 Мб
Скачать: Rghost
Формат: doc
Размер: 7 ,6 Мб
Скачать: Rghost
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Часть первая
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность,
средства, методы, принципы
Глава I. Целенаправленность физического воспитания 7
1. Педагогический характер и специфическая направленность процесса
физического воспитания
2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной
постановки их 11
2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании
2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании -
2.1.2. Основные задачи: 14
2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе
физического воспитания 21
Глава II. Средства и методы в физическом воспитании 28
1. Специфические средства и методы, -
1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания. -
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения
1.1.2. Техника физических упражнений 33
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий. -
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил"а техничноговыполнения физических упражнений 35
1.1.3. Эффекты упражнения 44
1.1.4. Классификация физических упражнений 48
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения. 50
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений. 58
1.3. Специфические методы физического воспитания 63
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения
1.3.2. Игровой и соревновательный методы 73
2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании
77
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия 78
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения... 79
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности ЯП
2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение 81
2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом
воспитании 83
Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому
воспитанию 85
1. Значение общих принципов в ориентации практики физического
воспитания 85
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании
общеметодических принципов 86
3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения
физического воспитания 96
3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность
чередования в нем нагрузок и отдыха
3.2. Постепенное наращивание развивающетренирующих воздействийи адаптивное сбалансирование их динамики 101
3.3. Циклическое построение системы занятий 105
3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания Ю9
Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического
воспитания
Глава IV. Основы обучения двигательным действиям 114
1. Направленность и структура процесса обучения в физическом
воспитании -
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности
их формирования -
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям.... 123
1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения. 126
2. Особенности этапов обучения: 130
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия) -
2.1.1. Решаемые задачи -
2.1.2. Типичные средства и методы -
2.1.3. Определяющие черты методики 132
2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия) " 139
2.2.1. Решаемые задачи -
2.2.2. Типичные средства и методы 140
2.2.3. Определяющие черты методики 142
2.3. Третий этап (результирующая отработка действия) : 146
2.3.1. Решаемые задачи -
2.3.2. Типичные средства и методы 147
2.3.3. Определяющие черты методики, 148
2.4. Проблема перестройки двигательного навыка 156
Глава V. Воспитание двигательно-координационных способностей 158
1. Объект и задачи -
1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество
координации движений -
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных
и некоторых связанных с ними способностей 163
2. Средства и отличительные черты методики 165
2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных
способностей -
2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с
ними способностей 170
2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие. . -
2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному
расслаблению 173
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать
пространственные параметры движений 177
Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей 181
1. Воспитание силовых способностей -
1.1. Силовые способности и задачи но их воспитанию. -
1.1.1. О показателях и сущности силовых способностей -
1.1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания силовых способностей 185
1.2. Средства и определяющие черты методики 190
1.2.1. Средства и основы методики воспитания собственно-силовыхспособностей -
1.2.1.1. Средства 190
1.2.1.2. Основы методики 196
1.2.2. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых
способностей 206
1.3. К общей характеристике процесса 211
2. Воспитание скоростных способностей 213
2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию -
2.2. Средства и определяющие черты методики. 219
2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как
способности к экстренным двигательным реакциям. ... -
2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей
скоростные характеристики движений. . 223
2.3. К общей характеристике процесса 229
Глава VII. Воспитание выносливости 230
1. Выносливость и задачи по ее воспитанию -
1.1. Сущность, показатели и типы выносливости -
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости.... 236
2. Средства и отличительные черты методики 242
2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости -
2.1.1. Средства -
2.1.2. Методы 246
2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической
выносливости 252
2.2.1. Особенности средств -
2.2.2. Особенности методики 253
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; системазанятий 260
Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического
воспитания на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты)
телосложения. 262
1. Воспитание осанки -
1.1. Объект и задачи -
1.2. Средства и особенности методики 268
2. Направленное воздействие на гибкость тела 273
2.1. Объект и задачи -
2.2. Средства и особенности методики 279
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283
3.1. Задачи и критерии." . -
3.2. Предпочтительные средства и методы 287
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы;
типичные черты методики. . " -
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для
устранения избыточной массы тела 293
Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического
воспитания 298
1. Решающие факторы направленного формирования личности -
1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий -
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого.... 300
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива 302
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического
воспитания 303
2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание... -
2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание 311
2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании. . 315
Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контроль в
физическом воспитании
Глава X. Формы построения занятий 322
1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий -
2. Урочные формы занятий 327
2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направленной
организации занятий 327
2.2. Логика и методика построения урока 329
2.3. Анализ урока 343
3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной
практике. . 347
3.1. Малые формы 348
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и
физкультурно-рекреативного характера 353
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании
356
Глава XI. Планирование и контроль в физическом воспитании 359
1. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения
процесса физического воспитания -
2. Планирование 361
2.1. Предпосылки к планированию
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования 363
2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и
краткосрочного планирования 370
2.3.1. Формы и способы перспективного планирования
2.3.2. Этапное планирование 379
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование 390
3. Контроль 396
3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания... -
3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля 411
Часть вторая
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел I. Спорт, спортивная тренировка
Глава XII. Спорт в системе социальных явлений 425
1. Конкретизация понятий, относящихся к спорту
2. Многообразие видов спорта 427
3. Факторы и тенденции развития спортивных достижений 429
V4. Социальные функции спорта и основные направления спортивного
движения 433
к 4.1. Суть функций спорта, их неоднозначность и зависимость от условий
функционирования -
4.2. Единство и особенности различных направлений (разделов) спортивного
движения 439
Глава XIII. Спортивная тренировка 442
1. Специфическая направленность спортивной тренировки и ее место в
системе физического воспитания -
2. Средства, методы и основные разделы содержания спортивной тренировки
446
2.1. Средства и методы
2.2. Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки 450
3. Специфика закономерностей спортивной тренировки 455
4. Построение спортивной тренировки (структура тренировочного процесса)
464
4.1. Структура малых тренировочных циклов (микроциклов) .... 465
4.2. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов) 469
4.3. Структура многомесячных циклов тренировки 474
4.3.1. Основы периодизации спортивной тренировки
4.3.2. Особенности тренировки в различные периоды макроцикла 477
4.4. Спортивная тренировка как многолетний процесс 487
Раздел II. Профессионально-прикладные формы физической культуры
Глава XIV. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП); 492
1. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки;
решаемые в ней задачи 493
2. Средства и методические основы построения ППФП 501
2.1. Особенности состава средств ППФП -
2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП 504
Глава XV. Физическая культура в системе рациональной организации
труда 509
1. Социальное значение и задачи направленного использования
физической культуры в системе научной организации труда (НОТ) -
2. Место и особенности различных -форм физической культуры в системе НОТ
512
2.1. Физическая культура в рамках трудового процесса 514
2.2. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 520
2.3. Связи производственной и смежных форм физической культуры. . 522
Приложение. . . 524
Предметный указатель 532
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
Председатель _______ Т.В. Легостаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 405
Учитель Рябухина Светлана Васильевна
Программа разработана на основе: авторской программы: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций, 3-е издание, Москва, «Просвещение», 2014. Утверждена на педагогическом совете, протокол № 1 от 31.08.2015г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений А.П. Матвеева «Физическая культура: программа 1 – 4 классы». – М.: Просвещение, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, примерной программы начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №47.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами,а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизациив педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества- идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3ч в неделю (всего 405ч): в 1 классе - 99ч, во 2 классе - 102ч, в 3 классе - 102ч, в 4 классе- 102ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по З часа в неделю).
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро-здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, Обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового общества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкоатлетические упражнения . Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Кроссовая подготовка. Длительный бег в равномерном темпе, бег по пересеченной местности, бег с препятствиями.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общее количество часов на изучение разделов программы распределено следующим образом:
Вид программного материала | Количество часов |
||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
||
1 | Знания о физической культуре | В процессе урока |
|||
2 | Способы физкультурной деятельности | В процессе урока |
|||
3 | Физическое совершенствование | ||||
Легкоатлетические упражнения | |||||
Гимнастика с основами акробатики | |||||
Подвижные игры | |||||
Спортивные игры | |||||
Кроссовая подготовка | |||||
Общеразвивающие упражнения | В процессе урока |
||||
Итого | 99 | 102 | 102 | 102 |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|||
Федеральный государственный стандарт начального общего образования по физической культуре | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
||
Авторская программа: Физическая культура. Рабочие программы предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций, 3-е издание, Москва, «Просвещение», 2014 | |||
Рабочие программы по физической культуре | |||
Физическая культура. 1 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Матвеев А.П.- М.: Просвещение, 2011 Физическая культура. 2 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Матвеев А.П.- М.: Просвещение, 2014 Физическая культура. 3-4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Матвеев А.П.- М.: Просвещение, 2011 | |||
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | В составе библиотечного фонда |
||
Методические издания по физической культуре для учителей | ежемесячно | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
|
Экранно-звуковые пособия |
|||
Аудиозаписи | Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников |
||
Технические средства обучения |
|||
Принтер лазерный | |||
Копировальный аппарат | Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения |
||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|||
Стенка гимнастическая | |||
Бревно гимнастическое напольное | |||
Бревно гимнастическое высокое | |||
Козёл гимнастический | |||
Конь гимнастический | |||
Перекладина гимнастическая | |||
Канат для лазанья с механизмом крепления | |||
Мост гимнастический подкидной | |||
Скамейка гимнастическая жёсткая | |||
Гантели наборные | |||
Маты гимнастические | |||
Мяч набивной (1 кг, 2 кг) | |||
Мяч малый (теннисный) | |||
Скакалка гимнастическая | |||
Обруч гимнастический | |||
Лёгкая атлетика |
|||
Планка для прыжков в высоту | |||
Стойка для прыжков в высоту | |||
Номера нагрудные | |||
Подвижные и спортивные игры |
|||
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | |||
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | |||
Сетка для переноса и хранения мячей | |||
Стойки волейбольные универсальные | |||
Сетка волейбольная | |||
Мячи волейбольные | |||
Табло перекидное | |||
Ворота для мини-футбола | |||
Сетка для ворот мини-футбола | |||
Мячи футбольные | |||
Ворота для ручного мяча | |||
Мячи для ручного мяча | |||
Палатки туристские (трехместные) | |||
Рюкзаки туристские | |||
Комплект туристский бивуачный | |||
Средства первой помощи |
|||
Аптечка медицинская | |||
Дополнительный инвентарь |
|||
Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Доска передвижная |
||
Спортивные залы (кабинеты) |
|||
Спортивный зал игровой | С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек |
||
Зоны рекреации | Для проведения динамических пауз (перемен) |
||
Кабинет учителя | Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды |
||
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя стеллажи, контейнеры |
||
Пришкольный стадион (площадка) |
|||
Легкоатлетическая дорожка | |||
Сектор для прыжков в длину | |||
Сектор для прыжков в высоту | |||
Игровое поле для футбола (мини-футбола) | |||
Гимнастический городок | |||
Полоса препятствий |
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
По окончанию начальной школы учащиеся должны уметь:
Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
Излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизни человека;
Использовать физическую нагрузку как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длинны массы тела) и развития основных физических качеств;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования. Осуществлять их объективное судейство;
Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
Организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
Выполнять технические действия из базовых видов спорта. Применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
СОГЛАСОВАННО СОГЛАСОВАННО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ____________ И.В. Сальникова
С.В. Рябухина
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
Предметная линия
учебников
А.П. Матвеева
1 – 4 классы
Пособие для учителей
общеобразовательных
учреждений
«Просвещение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (А.П.Матвеев, 2001). При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объеме не менее 405 ч, из них в Iклассе – 99 ч, а соIIпоIVклассы – по 102 ч ежегодно.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, и на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Автор А.П. Матвеева 2008 г. и предназначена для муниципального образовательного учреждения для учащихся 1 классов и рассчитан на один учебный год 3 часа в неделю.
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2 стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.
В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью данной программы по физической культуре является формировании у учащихся 1 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Данная программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Структура и содержание учебного предмета задаются в данной программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:«Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Раздела «Физическое совершенствование» (физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно оздоровительная деятельность) ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры»,«Лыжные гонки» и «Плавание». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудованием.
В I классе согласно учебной программе школьника по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями.
При планировании учебного материала для учащихся 1 классов настоящей программы были внесены изменения:
- при отсутствии спортивной площадки заменить тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры».
- При отсутствии реальной возможности для освоения школьниками содержания раздела «Плавание», заменить его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.
Проведение уроков по этой программе позволит значительно повысить воспитательный и оздоровительный эффект.
Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класс; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.
Использовании всего периода обучения программаа является оправданным, поскольку позволяет учителю физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и особенности полового развития каждого ученика.
Учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся).
Программа.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся I класса должны:
иметь представление:
- о возникновении первых соревнований, возникновений физической культуры у древних людей;
- о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
- о правилах проведения закаливающих процедур;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
уметь:
- определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
- вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
- выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
демонстрировать уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
Мальчики | Девочки | |||||
Подтягивание в висе лежа согнувшись, кол-во раз | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 9-10 | 7-8 | 5-6 |
Прыжок в длину с места, см | 118-120 | 115-117 | 105-114 | 116-118 | 113-115 | 95-112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2-5,0 | 6,7-6,3 | 7,2-7,0 | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,0-6,8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач уроков и логики прохождения учебного раздела «Физическое совершенствование».Данная программа обеспечивается следующими учебными изданиями: Матвеев А. П. Физическая культура: Учеб. для 1 кл. - М., 2002; Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. - М., 2002; Матвеев А. П. Физическая культура: Учеб. для 2 кл. - М., 2002; Матвеев А. П. и др. Физическая культура: Учеб. для 3 кл. - М., 2000; Матвеев А. П. и др. Физическая культура: Учеб. для 4 кл. - М., 2001. Игры и игровые задания, названия которых выделены курсивом, включаются в учебный процесс по усмотрению учителя в зависимости от условий, логики планирования основного материала и подготовленности учащихся.
Список литературы.
Программы по физической культуре:
- Федеральный Государственный Образовательный стандарта (II поколение) начального общего образования.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2‑е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978‑5‑09‑022564‑9. Издательство «Просвещение», 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Начальные классы 1-4 классы. Москва. «Просвещение» 2007 г. Программа подготовлена А.П. Матвеевым в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования по физической культуре.
Учебники по физической культуре :
- А.П. Матвеев Физическая культура. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений – М., 2009 г.
Учебные диски:
- «Организация спортивной работы в школе» – (компакт-диск) – издательство Учитель, 2010.
- Физическая культура 1-11 классы – (компакт-диск) – издательство Учитель, 2010.
- «История Спорта» – компакт-диск.
- Уроки-проекты по темам школьной программы, разработанные учителями физической культуры Лицея № 62.
- техника безопасности на уроках по ФК;
- Похитители здоровья.
- Баскетбол
- Волейбол
- Здоровьесберегающие технология на уроках ФК;
- История Олимпийских игр и др.
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «Физическая культура» для учащихся первых классов.
- Стенка гимнастическая – Г
- Бревно (скамейка) гимнастическая – Г
- Козел гимнастический – Г
- Конь гимнастический – Г
- Перекладина (нестандартная) – Г
- Канат для лазания с механизмом крепления – Г
- Скамейка гимнастическая – Г
- Мост гимнастический подкидной – Г
- Коврик гимнастический- Г
- Гимнастические маты – Г
- Мяч малый (теннисный) – Г
- Мяч гимнастический – Г
- Скакалка гимнастическая – Г
- Палка гимнастическая – Г
- Сетка для переноса мячей – Д
- Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой – Д
- Мячи баскетбольные – Г
- Мячи волейбольные – Г
- Сетка волейбольная – Д
- Стойки волейбольные – Д
- Мячи футбольные – Г
- Аптечка медицинская – Д
- Спортивный зал – игровой
- Секундомер – Д
- Измерительная лента – Д
Д – демонстрационный экземпляр; Г – комплект, необходимый для практической работы в группах.