Правило
После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы , а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе - в именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв.
Исключениями считаются слова жю ри, брошю ра, парашю т, пшю т, фишю . Но формулировке правила эти слова не противоречат. См. чуть выше.
Примеры
Чу до
Щу ка
Уча ща ется
Жи вотное
Ши рокий
История правила
Ноги у правила ЖИ-ШИ растут из прошлых веков, в кои существовали в русском языке мягкие [Ш] и [Ж]. Буква И и показывала эту мягкость. Сейчас Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш - только твёрдые, соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук. А раз при произнесении ЖЫ и ЖИ, ШЫ и ШИ, ЧЯ и ЧА, ЩЯ и ЩА, ЧЮ и ЧУ, ЩЮ и ЩУ звучали бы одинаково, логично было выбрать какое-то одно написание каждого слога, что и было сделано. В первых учебниках по грамматике для гимназий мы находим почти не изменившуюся по сей день формулировку этого правила. Хорошо бы тогда сразу привели к единообразию и написание О и Ё после шипящих , а то все гласные второго ряда учли в каких-то правилах, а с О и Ё мы так и мучаемся. Но это отдельный разговор. Так вот, необходимость единообразного написания указанных слогов очевидна.
Споры вызывают 2 момента:
1. Выбор буквы после твёрдых Ж и Ш. Многие исследователи полагают, что согласно звучанию писать следует ЖЫ и ШЫ - твёрдо!
Цели:
- практическая : формировать навык правописания буквосочетаний жи-ши, же-ше в словах
- образовательная : расширение кругозора учащихся, создание на уроке ситуации успеха, развитие умений оценивать свою работу
- воспитательная : воспитание умения слушать и слышать, воспитание аккуратности, прилежности
- развивающая : развитие орфографической зоркости, тренировка слуховой памяти, развитие умений производить звуко-буквенный анализ слов
Задача: сопутствующая : совершенствование каллиграфических навыков, умений делить слово на слоги
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация, плоскостные наглядные пособия, бэджи с буквами ж, ш
Ход урока
Этап 1: Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Учитель: Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие. (слайд 1 , см. Приложение 1 ) Давайте проверим, все ли мы взяли с собой: учебник – это наш компас, по нему мы будет сверять путь, ручка и карандаши – наши волшебные палочки, тетрадка – наша карта путешествия.
Этап 2: Постановка темы и целей урока
Учитель: Тема нашего урока – “Путешествие в страну Буквосочетаний” (слайд 2). Нам предстоит узнать (слайд 3 ) , какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем – нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы. А для этого нам нужно быть
- внимательным,
- старательным,
- аккуратным,
- писать в тетрадках опрятно.
Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия. Посмотрите, к кому мы сегодня идем в гости (слайд 4 . Правильно, к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Чтобы не забыть, как их зовут, давайте запишем имена этих буквосочетаний в свои тетрадки.
Минутка чистописания
жИ шИ жЕ шЕ жИшИ жЕшЕ
– Прочитайте предложение:
В лесу ежик жил, зверям одежду шил.
– Почему именно ёжик шил зверям одежду? (У него иголки).
– Найдите в предложении слова, которые отличаются друг от друга только одной буквой.
– Запишите эти слова в тетрадь, обращая внимание на правильное соединения букв в словах. Выделите кружочком сочетания жи-ши .
Этап 3: Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Учитель: Мы научились с вами правильно писать буквосочетания жи-ши, же-ше, и они приглашают нас к себе в гости. Буквосочетания живут в замке (слайд 5 ) . Замок стоит на высокой горе. Чтобы в него попасть, нам нужно будет преодолеть много препятствий. Вы готовы, ребята?
Мы сейчас узнаем, какой рюкзачок знаний вы дома собрали в дорогу. Я буду вам показывать ряд картинок. Ваша задача: найти лишнюю в ряду картинку и объяснить, почему она лишняя (слайд 6, 8, 10 )
Лексическая работа со словами камыш (слайд 7 ), ежевика (слайд 9 ).
Дома вы работали еще и над упражнением 109 на стр. 74 учебника. Поменяйтесь сейчас тетрадями. Проверьте, правильно ли ваш сосед сделал домашнее задание. (Проводится взаимопроверка)
Этап 4: Работа над новым материалом.
Учитель: Вы отлично справились с заданием. Мы начинаем наше восхождение к замку. Ребята, вы готовы узнать секреты букв Ж, Ш и вывести правило? Знание правила поможет нам открыть двери замка буквосочетаний. Я задам вам сейчас 3 вопроса:
- Ребята, скажите буквы Ж и Ш – твердые или мягкие? (Это твердые согласные)
- Какие гласные пишутся после твердых согласных? (А, О, У, Э, Ы).
- А что делают гласные Е, Ё, И, Е, Ю?
Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я открою вам секрет. Когда-то наши буквы Ж и Ш были мягкими. И в соответствии с произношением после них писали гласные И и Е. Но это было не очень удобно. Попробуйте сами произнести слова жир, железо мягко. Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседкам И и Е, что не захотели с ними расставаться (слайд 11). И тогда Царь русского языка издал указ(слайд 12): “Повелеваю писать после Ж,Ш гласные И и Е”.
А теперь, ребята, подумайте: пишем мы жи-ши, же-ше с И и Е, а какие же гласные звуки мы слышим? (Звуко-буквенный анализ слов. Слова выставляются на наборное полотно).
Лексическая работа со словом жесть (слайд 13 )
Учитель: Теперь мы готовы вывести правило: Твердо …, мягко …. (слайд 14 )
У нас получилось:
Сверим по нашему компасу, по учебнику, на верном ли мы пути (слайд 15). Читаем правило на стр. 75. Закрепим новый материал. Нам поможет упражнение 111. Читаем, что нужно сделать в упражнении: “Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запишите эти слова в тетрадь”.
Слова для записи: морж, стриж, чиж, ёж, ёрш, мышь, уж.
Образец: Моржи, …. .
Физкультминутка
(слайд 16 )
Я вижу, что путешественники устали. Давайте сделаем небольшой привал. (Физкультминутка выполняется под музыку).
А я не знал, что я расту | (поднимаем руки вверх) |
Все время, каждый час. | (наклоны головы) |
Я сел на стул – расту, | (приседания) |
Расту, шагая в класс. | (шаг на месте) |
Расту, когда гляжу в окно, | (повороты туловища) |
Расту, когда сижу в кино, | |
Когда светло, когда темно, | (наклоны) |
Расту я все равно. | |
Идет борьба за чистоту, | (бег на месте) |
Я подметаю и расту. | (наклоны, взмахи руками) |
Сажусь я с книжкой на тахту, | (повороты туловища) |
Читаю книжку и расту. | |
Расту я в дождик и в мороз, | (подняться на цыпочки, руки вверх) |
Я даже маму перерос! | (прыжки) |
Гимнастика для глаз
(слайд 17 )
Этап 5: Усвоение нового материала. Выполнение тренировочных упражнений
Учитель: Мы с вами все ближе и ближе подходим к замку буквосочетаний. Но нам нужно пройти через заколдованный лес (слайд 18) . А там на каждом углу подстерегают опасные Ошибки. Чтобы их избежать, нужно быть очень внимательными и правильно выполнить все задания.
- “Найди слово, которое заблудилось” (слайд 19 ), выпиши его в тетрадь, выдели орфограмму. (мыши , лужи , же лезо, ше лест).
- Буквоешка съел буквы (слайд 20–21 ). Помоги братьям Ж и Ш “починить” слова.
Те из вас, у кого на бэдже буква Ж, помогают брату Ж, у кого Ш – брату Ш.
Физкультминутка
(слайд 22 )
(Дети показывают то, о чем говорится в стихотворении)
И вот пришел теперь черед
Сыграть в игру “наоборот”.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь – …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – …
Скажу я слово лучше
А ты ответишь – …
Скажу я слово шире,
А ты ответишь – …
Скажу я слово тоньше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово меньше
А ты ответишь – …
Скажу я слово громче,
А ты ответишь – …
Скажу я слово дальше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Тогда скажу я слово трус
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец!
Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден. Но путь нам преградила река. Нужно построить мост из слогов (слайд 23 ). Разделим слово на слоги и тогда мы переправимся на тот берег. (Слова выставляются на наборном полотне: ворона, погода, корова, щенок, язык, молодец ).
Этап 6: Подведение итогов, рефлексия, оценивание работы учеников
Мы молодцы, ребята! (слайд 24 ) Теперь мы Знайки!! Двери замка буквосочетаний для нас открыты и ни одна ошибка нам не страшна!
Оглянемся назад. Еще раз вспомним, какие буквы живут в замке? С кем они дружат? Узнали ли мы секрет буквосочетание жи-ши, же-ше?
Спасибо за урок. Особо хочу отметить работу…
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из буквосочетаний жи, ши, же или ше , придумать слова, где оно встречается, записать их в тетрадку. Вы можете также нарисовать рисунок о том, как мы сегодня путешествовали.
Наше путешествие сегодня не заканчивается. На следующих уроках мы будем с вами раскрывать секреты других буквосочетаний, выполнять интересные задания, будет помогать буквам и звукам бороться с опасными Ошибками. Нас ждут удивительные приключения!
До новых встреч, друзья! (слайд 25 )
Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ж], [ш]. Согласные буквы Ж, Ш. Сочетания Жи, ши, же, ше»
Цели занятия : закрепить имеющиеся знания детей о бук-
сать сочетания ЖИ , ШИ, ЖЕ, ШБ; форми-
ровать навыки орфоэпически правильного,
выразительного и осознанного чтения; раз-
вивать фонематический слух, умение вы-
бирать нужную букву , проводить звуковой
анализ слова.
Оборудование : альбом, простые, красные, синие и зеленые
карандаши (на каждого ребенка) .
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Объяснение правила правописания сочетаний
ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ (упражнение 1, с. 59) .
Педагог : Рассмотрите картинку. Звуковички Гж] и [ш]
пруж(^) на Ж(^) ня ш(^) шка дж(~) м
выбрали себе подружек. С кем они подружились, а кого в
друзья не взяли? (Подружились с буквами И , Е. Не подру-
жились с буквами Ы , Э.)
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 89
Звуковички [ж] й [ш] очень хотели, чтобы их тоже назы-
вали ласково, даже дружить решили с теми гласными, ко-
торые всегда помогали согласным стать мягкими . Но у них
ничего не получилось! Звуковички [ж] и [ш] очень огорчи-
лись, но остальные звуки их успокоили :
Не расстраиваетесь, друзья! Все равно ваши имена
очень красивые и нужные.
вами Ж, Ш надо очень внимательно, чтобы их не обидеть.
Не забывайте, что звуки [ж] , [ш] всегда твердые и дружат с
буквами И , Е.
2. Чтение слогов и слов (упражнение 2, с. 59) .
Педагог : Прочитайте слоги и слова.
ЖИ же ЖИ ШИ
ШИ ше Ж6 ше
ЖЕ1 жо жу Ж6 ЖИ
ша шо шу ше ШИ
нож - ножи лужа - лужи груша - груши
ёж - ежи лыжа - лыжи крыша - крыши
уж - ужи кожа - кожи каша - каши
шея шелест джем Джек
шина шило пружина Джим
Педагогу очень важно добиться, чтобы дети сразу научились
3. Закрепление знаний о правописании букв Ж и Ш
с гласными И, Е (упражнение 3, с. 59) .
Педагог : Вставьте в слова пропущенные буквы Ы или И ,
Дети могут смотреть на картинку. Педагог проговаривает прави-
ло : «Шина - сочетание ШИ пиши с буквой И » .
90 До школы шесть месяцев : срочно учимся читать
II. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом (упражнение 4, с. 60) .
Педагог : Прочитайте текст. Найдите и подчеркните соче-
тания ЖИ, ШИ.
Жи-ли - бы-ли дед и ба ба. Жи-ли не ту-жи-ли. О-деж-ду
ши-ли, де-тям да-ри-ли. Ко-му жи-ле-ты и рем-ни. Ко-му ру-
ба-хи и шта-ны.
Гласные И, Е лучше подчеркивать красным, согласные Ж , 111 -
2. Работа с текстом. Закрепление навыка звукового ана-
лиза (упражнение 5, с. 60) .
Педагог : Прочитайте и отгадайте загадку. Выполните
звуковой анализ слова пушинки.
Ка-ки-е пу-шин-ки
Из об-ла-ка - пе-рин-ки
Зем-лю ус-ти-ла-ют
А в ла-дош-ке та-ют?
3. Работа по различению звуков и букв Ш-Ж в словах (уп-
ражнение 6, с. 60).
Педагог : Рассмотрите картинки. (Шапка, жук, шмель,
жираф, шлем, жилет.) Соедините картинки на звук [ш] с
буквой Ш , а картинки на звук [ж] - с буквой Ж .
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 60) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-
Публикации по теме:
Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з]-[з’], [с]-[с’]. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа) Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.
Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки [С], [С’]. Буква С» Цели занятия: научить детей различать на слух твердые и мягкие согласны© звуки; познакомить с бук- вой С; научить определять место звуков.
Конспект занятия по подготовке детей с задержкой психического развития к обучению грамоте «Звуки [Г]-[К] и буквы Г-К» Цель занятия: Дифференциация звуков "Г- - К" и закрепление зрительных образов букв. Задачи: 1. Образовательные: Закрепление.
Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н» Тема: Согласные звуки (н, н, буквы Н,н. Цель: познакомить со звуками (н,н) и буквами Н,н; дать представление о том, что одна буква может.
Жи - ши, ча - ща, чу - щу.. . А есть ли исключения из этих правил? и получил лучший ответ
Ответ от Ўрата Противоречивая[гуру]
Так уж сложилось, что в именах собственных прибалтийского происхождения после буквы ч следует ю, а не у, я, а не а. Слов таких очень мало, но они есть (например, Чяпкяляй – заповедник в Литве).
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Жи - ши, ча - ща, чу - щу.. . А есть ли исключения из этих правил?
Ответ от Борис Шерстов
[новичек]
"Шышь".
Шышь с маслом.
Ответ от Аврора -.- Новак
[новичек]
Есть, ищю
Ответ от Ёветлана
[новичек]
0%
Ответ от Кристина кира
[новичек]
2% слов фамилии имсна собственные не относятся к этому правилу например чярыненский - фамилия человека сличянский
Ответ от Александра Волк
[новичек]
К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ И ИСКЛЮЧЕНИЯХ
Еще не удалось придумать такое правило, из которого не было бы или не могло бы быть исключения.
В первом классе в прописях мы старательно выводили: «Жи – ши пиши с буквой и, ча – ща пиши с буквой а, чу – щу пиши с буквой у». То же самое читали и в букваре.
Ни одно правило не казалось столь незыблемым.
Жи – ши с буквой ы пока не удалось встретить. Но это не значит, что исключений вообще не может появиться. Может, некоторые иноязычные слова будут точнее звучать, если для них сделать исключения?
С ча – ща, чу – щу, похоже, произошло нечто подобное.
Встречали фамилию – Чюрленис? Ничего странного в написании не замечаете?
Так уж сложилось, что в именах собственных прибалтийского происхождения после буквы ч следует ю, а не у, я, а не а. Слов таких очень мало, но они есть (например, Чяпкяляй – заповедник в Литве).
Ответ от Polina
[гуру]
Желаю
Ответ от Максимльян Эрдманис
[новичек]
нет
Ответ от МАКСИК ПРО
[эксперт]
Парашют, жюри, брошюра... Это во 2 классе учили.
Урок русского языка. УМК ПНШ.
Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це».
Цели деятельности педагога : создать условия для формированиязнаний об особенностях звуков[ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.
Планируемые результаты образования :
предметные: научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
Регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; -коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;
-личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Сценарий урока
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие. Слайд 1.
Звучит музыка: Э.Грига «Утро»
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II . Целеполагание
- Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?
Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)
–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.(слайд 3)
Для меня сегодняшний урок….. (повторения)
Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)
– Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.
III . Чистописание :
Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.
Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости – глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)
Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц
Пишем буквы . (слайд 5)
Повторение правил письма.
IV . Актуализация опорных знаний.
– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)
Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)
Незнайка. Зачем мне правило учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с отметкой «пять»!
– «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.
V . Работа по теме урока.
1. Словарный диктант.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин) .
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина) .
Ведет медведя в балаган
На веревочке … (цыган) .
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф) .
Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: Кувшын, машына, цеган . жераф.
– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.
– В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)
– Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2. Чтение учебника (с. 62–63).
– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)
VI . Физкультминутка «Цирк»
VII . Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упражнение 29, с. 63.
Прочитаем задание.
Прочитаем текст упражнения
Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных.
– Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет . Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)
Физкультминутка(для глаз «Облака»)
2.Работа в парах над текстом.
– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 1 1 .
Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик
Спишите предложения, расставив знаки препинания.
Выделите знакомые орфограммы.
Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Взаимопроверка Слайд 1 2 .
Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.
Ежик – 4 б., 5 зв.
VIII . Итог урока.
– Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
(узнать что-то новое)
– мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)
– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)
Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)
Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д)
Было трудно…
Меня удивило…(пение птиц на уроке…)
Было интересно…
Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)
– С каким настроением вы заканчиваете наш урок?
У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)
Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.
А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.
Давайте посмотрим!
– Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …