Заха Хадид (Zaha Hadid) - архитектор, дизайнер интерьера, промышленный дизайнер, Великобритания. Заха хадид и ее невероятные проекты

«Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне»

© Заха Хадид

Всемирно известный британский архитектор Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) способна поразить воображение любого человека. Её сооружения напоминают космические конструкции. Они не могут не выделяться среди привычных нашему глазу прямоугольных зданий.

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном» , ‒ говорит она.

Свои самые крупные награды и мировое признание архитектор получила после пятидесяти. В 2004 году Заха стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов). Церемония награждения состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад, во время празднования юбилея королевы Великобритании Елизаветы II, Заха получила титул Дамы-Командора ордена Британской империи.

Обратимся к истории. Заха Хадид родилась в Ираке. Её отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Девушка никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

«Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что моё поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность» , - поделилась архитектор.

Начальное образование Заха получила во французской монастырской школе в Багдаде. В 1968 году уехала в Ливан, где изучала математику в Бейрутском Американском университете. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, где стала ученицей Рема Колхаса - известного голландского архитектора и бунтаря. Колхас считал Заху самой талантливой своей ученицей и называл «планетой на собственной орбите». Безусловно, Колхас как «теоретик деконструктивизма» оказал большое влияние на Хадид. В студенчестве Заха увлекалась русским авангардом, особенно творчеством Казимира Малевича. В настоящее время она является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова.

Много лет назад Хадид основывала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Её знаменитый авторский стиль присутствует во всех проектах компании. Работы мастера разнообразны: от частных особняков до оперных театров и футбольных стадионов. Внешний вид сооружений завораживает, но многие критики спорят о практичности таких зданий. Заха воплощает свои проекты по всему миру, развеивая любые сомнения. К примеру, футбольный стадион в Катаре поражает не только внешним видом, но и техническими устройствами. По задумке автора, он будет иметь раздвижную крышу. Благодаря этому, размеры помещения можно регулировать, увеличивая или уменьшая его в два раза.



Центр Гейдара Алиева называют одним из самых смелых инженерных проектов современности. Он стал новым символом Баку и всего Азербайджана. Культурный центр представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.



На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. До середины нулевых годов работы архитектора можно отнести к деконструктивизму, далее ‒ к параметрической архитектуре. Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли.

Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делает инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже пишет картины.

Заха неоднократно бывала в России. В 2005 году архитектор сотрудничала с компанией «Капитал Груп». Работа заключалась в проектировании жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк ‒ одна из самых необычных построек Захи в России. Спустя три года состоялось очередное представление работы архитектора. В районе Дубровки открылся бизнес-центр Dominion Tower, построенный по проекту Zaha Hadid Architects в авангардном стиле. Здание представляет собой семь сдвинутых относительно друг друга этажей.

На протяжении всего творческого пути Заха занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира. Хадид выступала с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Годом позже в рамках выставки «АРХ Москва» Заха провела мастер-класс.



«Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне» , - признаётся Хадид.

Её работы всегда были в центре внимания. Но проекты, побеждающие на конкурсах, так и оставались нереализованными. Долгие годы архитектор работала «в стол», не имея возможности осуществлять задуманное. Закрепилось мнение, что её проекты хороши на бумаге, но не могут быть воплощены в жизнь. Заха смогла доказать обратное. Критики считают её самым популярным и востребованным архитектором современности.

Примечание редакции: цитаты из интервью Захи Хадид журналу SALON 2004г.

Заха Хадид на фоне спроектированного ею музея транспорта в Глазго

Заха Хадид - лауреат Притцкеровской премии (аналога Нобелевской в архитектуре), первая женщина и мусульманка, получившая её, обладательница титула Дамы-Командора ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась 31 марта 2016 года от сердечного приступа, но её работы остаются одними из самых ярких в истории современной архитектуры.
Заха Хадид родилась в Багдаде 31 октября 1950 года в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором. Сначала Заха получила математическое образование в Американском университете в Бейруте. Но в 1972 году отправилась в Великобританию, чтобы поступить в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился.
В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects . Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации (до 1987), продолжая проектировать и участвовать в конкурсах.
Ее проект клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился. В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик под влиянием общественного мнения, после полутора лет конфликтов, отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения. Эти и другие проекты принесли ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остались на бумаге. Во многом, из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.
Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993), Германия.

Vitra Fire Station | Germany RIM Creation

Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США. С этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, 2003 Roland Halbe

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах мира. Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).
Личная жизнь Хадид никогда прилюдно не обсуждалась. Известно лишь, что она жила в историческом районе Лондона Кларкенуэлл неподалеку от офиса, а ее дом представлял собой хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Заха называла себя мусульманкой. Она ушла из жизни 21 марта 2016 года, в госпитале в Майами, где лечилась от бронхита. Но она оставила своё представление о городах будущего.

Вот несколько реализованных проектов Захи Хадид.

Великобритания, Оксфорд, 2015


Корпус Investcorp Центра Ближнего Востока Колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета Luke Hayes

Италия, Салерно, 2016. Морской терминал в Салерно


Морской терминал в Салерно Hélène Binet

Китай, Гуанчжоу, 2016. Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza


Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza Zaha Hadid Architects

Бельгия, Антверпен, 2016. Здание администрации порта Антверпена


Здание администрации порта Антверпена Hélène Binet

В непосредственной близости от Москвы в подмосковном элитном поселке Барвиха тоже есть творение Захи Хадид, принадлежащее Владиславу Доронину. Дом под названием Capital Hill Residence в виде космического корабля построили в экостиле - смеси современных технологий с природными формами. Дом расположен в отдалении от соседних особняков посреди соснового бора. Его площадь 2 650 кв. м. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.


Частный особняк в Барвихе, Россия

Саудовская Аравия, Эр-Рияд, 2017. Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы


Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы Hufton+Crow

Словакия, Братислава, 2017. Комплекс Sky Park


Комплекс Sky Park Penta Investments

Италия, Афрагола, 2017. Вокзал скоростной железной дороги Неаполь - Афрагола


Вокзал скоростной железной дороги Неаполь-Афрагола Jacopo Spilimbergo

Горный музей Месснера - Corones. Италия, 2015


Горный Музей Месснера - Corones Inexhibit

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.


Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Музей транспорта Риверсайд в Глазго изначально планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет.


Музей транспорта Риверсайд в Глазго

В 2015 году в Москве на Шарикоподшипниковской улице, дом 5, было построен офисное здание по проекту Захи Хадид.


Бизнес-центр Dominion Tower Hufton + Crow

Павильоны Бернхема в Чикаго стали данью памяти известному американскому градостроителю Дэниэлю Бернхему. Внутри демонстрировались аудио- и видеоинсталляции, показывающие развитие Чикаго, из прошлого в будущее.


Павильоны Бернхема в Чикаго, США

Проекты Захи Хадид в процессе реализации

Стадион в портовом городе Аль-Вакра, Катар, будет частью грандиозного строительства на площади 585 000 кв. м. Его вместимость 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.


Футбольный стадион 2022, Катар

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.


Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

В Сербии комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города


Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.


Жилой дом в Манхэттене, США

Новый университет в Гонконге призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.


Политехнический университет в Гонконге, Китай

В Бонне студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.


Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Здание в Макао, Китай, состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году.


40-этажный отель в Макао, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша, Китай. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.


Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Высокие небоскребы призваны стать новым бизнес-центром Дубаи. Как и полагается зданиям такого масштаба, здесь будут умещаться офисы, гостиница и торговый центр.


Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ

21-этажное здание в Абу-Даби высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.


Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

Новый олимпийский стадион Токио будет построен на месте прежнего стадиона, известного по Олимпиаде 1964 года, и станет главным олимпийским объектом страны восходящего солнца. Он рассчитан на 80 тыс. человек, а его площадь составит 290 000 кв. м. Завершение строительства запланировано на 2018 год.


Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Источники.

Клуб досуга «Пик» (The Peak Leisure Club), Гонконг. Конкурсный проект, первая премия (1982-1983)

Архитектура обладает очень важным свойством - считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры - Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.

«Бумажный» архитектор

Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас . Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.


Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)

В 1980 году Заха создаст свое архитектурное бюро , но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. Ее проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваются с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не улыбается удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удастся реализовать лишь несколько проектов.


Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид

Начало успеха

Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году - маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.


Пожарная часть компании - производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)

Следующий реализованный проект - жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994-2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.


Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994-2005)

Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов - мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет - с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов.


Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997-2010)

Длина моста - 842 метра, высота - 60 метров, пропускная способность - 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.


Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998-2001)


Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999-2002)

Первая женщина-архитектор в истории

Перед тем как Хадид получила премию Притцкера , у нее был реализован лишь один масштабный проект - Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997-2003)

Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» - так Хадид назовет концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.


Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя

Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира.

От деконструктивизма к параметризму

Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.


«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)

Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.


Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку

Теперь архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.

Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.

Путь наверх - «антигравитационная» архитектура

В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.

Центр водных видов спорта в Лондоне

Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.


Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005-2010)

Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет.


Схема трансформации центра после Олимпийских игр - 2012 в Лондоне

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку


Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007-2012)

Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year - 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.


Проект культурного центра Гейдара Алиева


Фасады, сечения и форма кровли-обертки

В залитых солнцем пространствах культурного центра располагается музей Гейдара Алиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.

Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид

Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.


Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008-2012)

Проект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в Пекине получил награду Королевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.

Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».


Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония


Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу - 2022. Катар (2013 - не достроен)

Точкой кипения для Хадид становится гибель рабочего на строительстве стадиона в Катаре. Архитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. На что Хадид и Шумахер заявили, что архитектор должен хорошо выполнять свою работу и не думать о социальной справедливости. Их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми, и именно здания помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. А за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполняют заказ.

В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса

Помимо самой дорогой и лучшей квартиры, я подыскиваю себе соответствующий офис. Конечно он должен быть высшего класса, светлым, просторным и олицетворять лучшие тенденции в мировой архитектуре.

И тут узнаю, что по проекту Захи Хадид в Москве построен офисный центр класса "А" и он практически готов к въезду арендаторов! Заха Хадид! В Москве! Не веря ушам, еду на осмотр...

Напомню, Заха Хадид - супер-звезда британской архитектуры и дизайна. В

2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией (аналог Нобеля в архитектуре) .

И вот на ул. Шарикоподшипниковой, д.5 (это 10 мин пешком от м. Дубровка) вижу офисное здание в стиле деконструктивизма. Проект называется "Доминион Тауер". Для застройщика " Доминион М" это имиджевый проект. Компания смогла создать громкое событие рынка недвижимости на п лощади земельного участка всего 0,3 га. Общая площадь здания 21 950 кв. м. Общая площадь офисных помещений 10 788 кв м. Прикиним коэффициент выхода полезной площади - получается 0,49. Это мало. Норма для бизнес-центров - 0,6-0,7. Но что не сделаешь для имиджа. К тому же, потери площади компенсируются повышенными арендными ставками.


Стоимость аренды составляет 26 400 руб. кв.м /год (вкл. НДС)
Стоимость эксплуатации 3 600 руб. кв. м/год (вкл. НДС).

Паркинг на 251 машиномест. Стоимость аренды м/м от 11 000 до 13 000 в год.
Для данной локации - это прецедент, но, при этом, вполне конкурентноспособный. Для сравнения: "Уолл-стрит" на Серпуховской сдается за 750 долл./кв. +НДС, а ЛайтХаус на Павелецкой за 870 долл./ кв. м +НДС.

Говоря о девелопменте, хочу обозначить свое бизнес-видение:
1. Считаю, что Москве нужна яркая современная архитектура, ломающая стереотипы. Конкуренции мало, можно действовать. За красоту и выразительность люди и бизнес готовы платить больше.
2. Видится хорошей идеей привлечение зарубежных архитекторов на концепцию проекта. Например здесь, н аценка за бренд «Заха Хадид» составляет порядка 20% (по словам риелтера). После разработки арх концепции звездные архитекторы ведут авторский надзор, контролируя выполнение их идей до конца (что и делает сейчас Заха). К тому же, Москомархитектура, по словам Евгении Муринец, поддерживает развитие уникальных проектов. Примеров масса. Самые яркие у Баркли (Дом Штерна, сотрудничество с Филиппом Старком).
3. К ачественная архитектура может скрасить неудачную локацию, повысить класс объекта. А мы знаем, чем выше класс, тем он более прибыльный.

Именно поэтому в своей работе я постоянно контактирую с западными архитекторами через Facebook и LinkedIn. Это Немцы, Японцы, Шведы, Датчане, Голландцы, Испанцы, Итальянцы. Все они рисуют поистине превосходные архитектурные эскизы и если дополнить их концептуальным маркетингом, привязать картинки к стадиям П и РД, то получится целостный девелоперский продукт. Они готовы и хотят работать с Россией.

Застройщику выгодно сдавать в аренду площади этажами. Так, уже три этажа из семи забронированно Фондом ЖКХ. Более того, арендаторы тчательно подбираются. Предпочтение отдается архитектурным бюро, творческим компаниям (как фонд ЖКХ, например). В здании от Захи Хадид.с татус компании безусловно повышается.

01. Так выглядит рендер проекта. Свежо, легко, выразительно. Прекрасная архитектура! Вокруг бизнес-центра не будет никаких заборов, а благоустраиваемая парковая зона (2 га) станет общественным пространством для всех жителей района. Этот аргумент положительно повлиял на прохождение публичных слушаний.

02. А так он выглядит сейчас. Жаль, что снимал на айфон. Пора переходить на более качественную съемку.

03. Здание прекрасно вписывается в окружающую застройку

04. Так здание выглядит с высоты птичьего полета. Элегантно и просто

05. Здание в разрезе. Оно имеет динамичную сложную форму с консолями, выступающими на значительное расстояние относительно габаритов первого этажа, то нависающими, то отступающими вглубь

06. Фасад облицован композитно-алюминиевыми панелями "Алюкобонд" , окраска которых, как хамелеон, меняет оттенок в зависимости от угла зрения и степени освещенности

07. В большинстве своем, офисные здания - это бесконечное повторение одинаковых этажей. Этот дом - своего рода манифест против обыденности.

08. На проектирование интерьера общественных зон и входных групп л учше приглашать автора всей архитектурной концепции . В этом случае архитектор уже чувствует композицию и проект получается целостным. Здесь интерьеры также разрабатывались Захой.

09. А пока вовсю ведутся работы...

10. Все работы обещают закончить к сентябрю

11. Фибробетон в интерьерах позволяет достичь плавных перетекающих поверхностей

12. Атриум

13. Выбираем офис. Этот блок около 200 кв. м. Для компании "Лаборатория девелопмента им. Зака" в самый раз

14. Виды радуют спокойствием и тишиной

15. Процесс конструирования был долгим. Здание не проходило под расчетно-проектируемое обрушение. Без поддерживающих колонн, нарушающих архитектурный замысел, ничего не выходило. Решение было найдено благодаря Г.С. Вайнштейну ("Моспроект")

16. Оригинальный элемент от Захи - "Сырная стена" в конференц-зале

17. Сырная стена

18. Там где установлено панорамное остекление - внутрипольные конвекторы, где высокие импосты - обычные радиаторы.

19. Остатки фасадного материала

20. Чистовую отделку лестниц берегут к торжественному открытию, которое состоится уже в сентябре

21.

22. Офисное здание соседствует с роддомом и сложившейся жилой застройкой

23. Качество строительных работ превосходное!

24. Напомню, что Заха уже успела построить дом в Подмосковной Барвихе для Владислава Доронина и его подружки Наоми.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Гениальные работы самой известной женщины-архитектора.

Заха Хадид - выдающийся архитектор современности. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов).

Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой.

В память о величайшем архитекторе сайт собрал для вас ее лучшие проекты.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Музей транспорта Риверсайд в Глазго

Музей транспорта Риверсайд в Глазго уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет. Но оно того стоило.

Футбольный стадион 2022, Катар

Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 кв. м. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.

Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города.

Жилой дом в Манхэттене, США

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.

Политехнический университет в Гонконге, Китай

Новый университет призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.

Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.

40-этажный отель в Макао, Китай

Здание состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году, открытие запланировано на начало 2017 года.

Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.