Взыскание погибших о чем просят. Чтение молитвы Божьей Матери Взысканье Погибших

Чьи ноги свободно видны из под облачения, а Он прижимается к Её щеке и держится рукой за Её шею.

История

Название иконы связано с восходящей к веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери , к Которой он обращался как к "Взысканию погибших" перед Её иконой. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование "Взыскания погибших".

Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня , по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы "Взыскание погибших", находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: "Возьмите!" Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова.

По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы "Взыскание погибших" для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Наиболее известные из них находятся в Москве - в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке , в Санкт-Петербурге - в Покровском храме в Мариенбурге , в Самаре - в Покровском кафедральном соборе . Известны также чудотворные списки с иконы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа , а также из города Козлова (ныне - Мичуринска). В году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы "Взыскание погибших" ; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви.

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве.

Первая московская святыня

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах , и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Похожий случай произошёл после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь оставшаяся с тремя малолетними детьми жена арестованного священника. Ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной - туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке , где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя сожгло все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны её были Архангелы, а внизу - изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Когда в 1934 году храм закрылся, икону "Взыскание погибших" собирались было отдать в одну из московских церквей, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. эта обитель получила подворье в Москве в Звонарском переулке , икона снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

К чудотворной иконе "Взыскание погибших" обращались невесты, выходя замуж, с молитвой о том, чтобы брак был благодатным; приходили к ней люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях.

Молитвословия

Тропарь, глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Преве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сы́н бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся́ проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы́, припа́дающе, мо́лим Тя́/ и наде́ющиеся на Тя́ да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:// Ты́ бо еси́, Влады́чице, Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4

Взыщи́ на́с погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши на́с,/ но по человеколю́бию ми́луеши:/ изба́ви на́с от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ на́с.

Использованные материалы

  • Шевченко Э. В., Вероника (Горячева), инокиня. "«Взыскание погибших» Икона Божией Матери" / Православная энциклопедия , т. 8, с. 107-110:
    • http://www.pravenc.ru/text/158344.html - материал использован частично

“Взыскание погибших” – почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь – это “не Бог мертвых, но Бог живых”.

Божия Матерь – последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Смерть – не обязательно физическая, но духовная. Когда человек находился во власти греха и не смог вырваться.

Существует предание о том, что в XVII веке в Калужской губернии жил некий крестьянин Федот Обухов, известный своими богобоязненностью и благочестием. На Крещение, в самые морозы, в пути его застала пурга. Лошади устали, впереди был лишь непроходимый овраг, а сам Федот стал засыпать, что, как известно, приводит замерзающего к неминуемой гибели. Из последних сил он взмолился Пресвятой Богородице, дав обет, что в случае спасения – сделает для приходского храма икону “Взыскание погибших”, ведь сам он висел на волосок от гибели. Случилось чудо: другой крестьянин, который пережидал пургу дома, услышал под окном чудесный голос, который сказал ему “возьмите”. Пытаясь узнать, в чем дело, он вышел навстречу непогоде и увидел замерзающего человека.

Им был Федот Обухов, выполнивший впоследствии свой обет. Борская икона “Взыскание погибших” стала чудотворной. Немало исцелений и историй спасения произошло по молитве перед ней. Образ иконы очень интересен – Богородица склоняется к Младенцу Иисусу. Это – пик материнской любви. Она утешает скорбь Младенца. По любви к нам Господь спасает нас тогда, когда кажется, что это уже невозможно.

Достоверных сведений о появлении иконы нет. Многие считают, что на написание образа благословила иконописца Матрона Московская.

Известно одно, образ прославляет Богородицу многочисленными чудесами и исцелениями, совершаемыми по молитве перед ним. Ведь нет родительской любви сильнее, чем любовь нашего Небесного Отца.

Икона Божией Матери “Взыскание погибших”

Списки иконы Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва);
  • В храме Положения Ризы Господней в Москве;
  • В Высоцком мужском монастыре (Серпухов);
  • В Никольском соборе (Серпухов).

Молитвы перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!

К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Перед иконой молятся об исцелении от недугов;
  • О помощи в безнадежных ситуациях;
  • О спасении во время бедствий;
  • О защите от власти греха.

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы "Взыскание погибших".

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме в честь "Воскресения Словущего" в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

Известная чудотворная идея «Взыскание погибших» впервые была посвящена Пресвятой Богородице. Сама композиция образна. Сила, которой обладает творение, не воскрешает усопших. Корни совершенных чудес уходят в XVII век.

По легенде, Феофил, каясь во граде Адане, и именовал икону, на которую возложил надежды, «Взыскание погибших». Это – далеко не единственное спасение безнадежно пострадавших верующих, которые уже встали на скользкий путь отвращения от религии.

История образа и легенды, связанные с ним

Первые чудеса, связанные с иконой, помогли создать и легенды о ней. Люди убедились в ее необыкновенности в VI веке, когда им довелось стать свидетелями невероятного, воплощенного Святым образом.

Оклеветанный инок Феофил был изгнан из дома, где он служил. Он перестал надеяться и испытал ненависть, начав желать врагам зла. Он осмелился отвернуться от Бога и Девы Марии. Он пошел на сделку с нечистым.

Его ждала духовная гибель. Но он понял, что совершил страшные грехи и испугался. Его обращение к Деве Марии было искренним, он просил спасения. Его сопровождал образ Богоматери, который молящийся называл «Взыскание погибших».

Покровительница, поняв. что обращение искренне, приняла раскаяние грешника. Ему было даровано прощение, и дьявол не смог получить его. Затем инок всю оставшуюся жизнь превратил в служение богу.

Село Малижина в 1770 году явило икону, троекратно победившую жестокую холеру. Немного позже, в 1835 году, легенды вдохновили людей создать храм имени иконы «Взыскание погибших». Не лишены внимания и простые люди.

К ней обращаются невесты, которых она приводит к мужьям. Она защищает пропащих алкашей. возвращая их к жизни, если они верят. Ей о спасении молятся нищие столкнувшиеся с жизненными неурядицами и ощущающие силы для продолжения боя.

Образ настолько силен, что его ранят не в каждом месте. Намоленные иконы, ставшие историей, требуют особого отношения, которое они и получают. «Сильные» святыни хранятся только в святых местах, где проводятся службы, и где верующие могут лицезреть чудо.

Значение облика, его помощь

Овеянная легендами икона Взыскание Погибших олицетворяет любящих родителей, неустанно молящихся за детей своих. Их утешением стал вдохновенный светлый лик защитницы. Ее второе название — «Избавление от бед страждущих».

Поддержка Царицы небесной касается в первую очередь верующих обратившихся к ней на том языке, который понимают святые. В мученическом облике возрождены надежды тех, кто уже казался безнадежно погребенным под бедами.

Погибшие – это не мертвые люди. Им называют того, кто больше не видит в своей жизни ничего светлого. Безнадежная темнота, окружающая его, позволяет давать ему этот статус.

Для них икона находит новые силы. Икона Святой Богородицы ведет постоянную битву за верующих. Этот божественный лик имеет для них особенное значение.

Текст молитвы


Можно ли найти облик в Москве

Икона носит особое значение. Ей поклоняются во всех городах. В столице России аналог Борской вариации есть в храме Николы в Кузнецах. Можно помолиться известным ликам, найденным у простого москвича. Его семья оказалась в бедственном положении, и спасением стало чудо. Он хранил избавившую его от бед покровительницу в квартире.

Когда его жена покинула его, он стал пить, оказался нищим, а в его помои нуждались три дочери. Однажды ему стало ясно, что его дела печальны, но о детях позаботиться некому. Он принялся страстно молиться «Взысканию погибших», и вскоре все изменилось. Он перестал зависеть от вредного продукта, устроился на работу. Дочери же успешно нашли супругов.

Москвич испытал глубокую признательность. Ему стало ясно, чудотворный облик не может находиться в простой квартире. Он посетил храм Рождества Христова, где и оставил творение. В 1812 году на святыню напали французы. Остатки иконы – три части – оказались в куче хлама. Но и прошедший такие испытания, светлый образ творил чудеса.

Праздник Взыскание погибших

Во время торжеств Крещения господня Федот Обухов узрел еще одно чудо. Он не смог продолжить путь в самый лютый мороз. Лошади были вынуждены остановиться, лишившись сил.

Ему пришлось остановиться в холодных сенях, где он понял, что вот-вот замерзнет. ему уже было не на что надеяться. Уже засыпая навсегда, он пообещал всем, кто его слышит, что сделает для своего прихода чудотворную икону.

Его обещание услышала защитница людей. Один из крестьян услышал таинственный зов и, сам не зная зачем, проверил нежилой на вид дом. Там его едва дождался уже прощавшийся с жизнью путешественник. Крестьянин спас Обухова и сам уверовал в чудеса.

Обещание было выполнено. Спасенный заказал иконы в Георгиевской церкви города Обухова. Празднование традиционно проводится 18 февраля.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» имеет величайшее значение для православного мира и помогает всем, кто с искренней верой, надеждой и любовью взывает к Царице Небесной. Память иконы совершается ежегодно 18 февраля.

История образа

Этот образ имеет запутанную историю своего происхождения, потому что мировые православные историки так и не обрели единого мнения о том, как и откуда получило распространение чудотворное изображение.

В одном из архиерейских домов прислуживал в должности эконома знатный и благочестивый горожанин Феофил. Но случилось так, что его оклеветали и признали вором. За что он был с позором выпровожен из дома. В нем очень сильно взыграла обида, и мужчина стал сильно роптать на Бога и Его Пресвятую Матерь. Позже он заключил сделку с диаволом и продал ему свою душу.

Вскоре, находясь на грани своей погибели, к нему пришло осознание того, что он содеял. Мужчина опомнился и стал раздумывать о том, как ему исправить тяжелую ситуацию. Он закрылся в святой обители и приказал никого не впускать в ее стены.

Интересно о православии:

  • Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных?

Феофил отчаянно и слезно молился пред иконой Богородицы, называя ее «Взыскание погибших». Его отчаяние было настоящим, искренним и слезным, поэтому Дева Мария вняла раскаянию мужчины и объявила ему о прощении грехов.

После этого события Феофил принял иноческий постриг , а свой земной путь он закончил, прославившись в лике преподобных.

Чудотворная икона «Взыскание погибших»

Прославление лика

Прославление иконы случилось в XVII веке. В селении Бор проживал крестьянин Федот Обухов. Он очень любил Бога и часто жертвовал свои сбережения на благолепное украшение сельской церкви.

Однажды в праздник Крещения Господня он отправился в путь на телеге, запряженной лошадью, но в дороге его настигла лютая буря. Дорога была заметена снегом, зверствовал сильнейший мороз, а скотина совсем выбилась из сил и недвижимая остановилась у края оврага.

Федот предвидел свою скорую смерть от переохлаждения и отсутствия любой помощи со стороны, поэтому он укутался в тулуп, лег в сани и замерзая, стал засыпать. Но перед сном он успел помолиться Богоматери и дал обет написать Ее Лик «Взыскание погибших».

В соседнем селении проживал друг Обухова. В страшных завываниях морозной вьюги ему чудился чей-то голос и слово «Возьмите». Он вышел из дома и обнаружил в санях под окном своего друга Федота. Осталось тайной на века то, каким образом попал Обухов к дому своего приятеля.

Оправившись от болезни, Федот принялся за исполнение своего обета. Он обратился за помощью к художнику Гурову. Тот принялся за написание иконы, но объявил слишком высокую цену. Внезапно художника настигла полная слепота, но тот уяснил причину ее происхождения. Он был согласен написать образ за любые, предложенные ему деньги. И тут же вновь обрел зрение.

Получив икону, Федот привез ее в дом своих родителей, а позже перенес в родную сельскую церковь, после чего лик прославился чудесами, исцелениями и знамениями.

Списки иконы

Позже христианам России стали известны другие образы иконы.

Один из них был написан итальянским иконописцем и принадлежал дворянской семье из Москвы.

Предание гласит, что у владельца иконы скончалась супруга, и он один воспитывал троих дочерей.

Он часто молился Деве Марии об их благополучии в жизни. Вскоре девицы обрели любящих мужей и семейное счастье. Благодарный молитвенник передал икону «Взыскание погибших» в храм Рождества Христова в Палашах. Но во время нападения французов на Москву в 1812 году враги разбили чудотворный Лик, но позже икона была восстановлена художником Мягковым.

Интересно. Считается, что именно перед этой иконой великий Лермонтов сложил свою «Молитву странника».

Икона «Взыскание погибших»

Иконографические особенности

На иконе изображена восседающая Богоматерь. На Ее коленях стоит маленький Богомладенец, Он обнимает Мать за шею и прижимается к Ней левой щечкой. Матушка кольцеобразно обнимает Сына.

На некоторых вариантах икон Матушка изображена с покрытой главой, на других с не покрытой, на третьих Ее окружает сонм святых. Верхнюю часть образа украшает картина Крещения Господня.

Помощь с Небес

К Лику Царицы Небесной православные христиане обращаются:

  • если близкие люди отвернулись от Бога, потеряли веру в Него;
  • во времена военных действий для защиты себя и своих родных;
  • для исцеления от болезней глаз, мигрени, прочих тяжелых заболеваний, в том числе онкологических;
  • ради избавления от никотиновой зависимости, алкоголизма, наркомании;
  • ради помощи в обретении семейного счастья и примирении враждующих между собой супругов;
  • незамужние девушки молят пред Богородицей о помощи во