Возраст согласия: как уберечь подростка от сексуального насилия.

Ни для кого не секрет, что подростковый возраст один из самых трудных периодов в жизни наших детей, да и в нашей тоже. Это время для формирования различных вредных зависимостей, время дисгармонии между внутренним мироощущением подростка и требованиями общества. Для наших детей авторитетами становятся прежде всего их друзья. Только вот жизненный пример таких товарищей не всегда положительный.

Тотальный контроль ребенка

Представьте себе, что ваш ребенок-подросток с искаженным восприятием всего мира вдруг попадает под влияние дурной компании. В этой самой кучке так называемых «товарищей» ваше чадо пристрастилось к разного рода вредным привычкам, усвоило совершенно не нужную модель поведения, научилось хамить и ругаться. Конечно же, вы как ответственный родитель начинаете принимать меры. И чаще всего они напоминают сталинские времена. Любая вольная мысль - расстрел или ссылка. Но если великий вождь осуществлял это физически, то родители часто давят морально.

Вдруг, незаметно каждый становится философом, судьей и китайским мудрецом одновременно. Обычно это выражается в долгих, частых и, впрочем, ни к чему не приводящих беседах и нравоучениях. Они, чаще всего, несут в себе негативный оттенок. Подросток на каждое ваше слово находит как минимум десять ответов. Результат: все только хуже. На самом деле, у подростков есть склонность перечить и из принципа делать то, что им запрещают. Причем, чем сильнее вы выражаете свое недовольство, тем большее противодействие оказывает ваше чадо.

Задумайтесь! Стоит ли запрещать все, включая мелочи и слишком сильно ограничивать подростка в общении с товарищами?

Либерально-попустительское отношение к подростку

Однако не все родители ведут себя как тюремные надзиратели. Есть еще одна крайность - пустить все на самотек. У таких родителей складывается нечто наподобие девиза: в жизни нужно непременно все попробовать! Ну, подумаешь, пьет ваш ребенок пиво, курит, ругается матами, слишком вызывающе одевается. Это все непременно пройдет. И проходит… Иногда… Редко. В основном, с взрослением ребенка его привычки тоже «взрослеют». И вот тут, уважаемые родители, вы уже врядли что-то сможете сделать. Пока ваш ребенок растет, вы можете проявить свой авторитет, потом сделать это становится сложнее.

Мы уже говорили, что на подростков очень сильно влияют друзья. Как только вы говорили, что влияние это плохое, ваши дети доказывали вам обратное. В итоге вы сдались, опустили руки. Теперь ваше чадо абсолютно свободно в своих поступках. Вы считаете, что ребенок может поступать как хочет, все равно надоест рано или поздно.

Задумайтесь! А вдруг прозрение наступит слишком поздно? Стоит ли вообще рисковать, позволяя подростку все, что угодно делать и с кем угодно общаться? И неужели вы считаете, что вернете себе уважение ребенка таким способом?

Демократия в отношениях родителей и детей

Итак, тотальный контроль рождает мятежное настроение, попустительское отношение дает возможность вести себя как угодно, быть в какой угодно компании и слушать советы не совсем нужных товарищей. Существует еще одна модель взаимоотношений родителей и подростков - демократическая.

Тут наблюдается некий синтез двух предыдущих. С одной стороны, вы должны контролировать действия своего ребенка, но при этом, постарайтесь предоставить ему возможность выбирать, принимать решения самостоятельно . Подростки начинают позиционировать себя как взрослых людей. Вот и общаться с ними надо по-взрослому. Необходимо проводить доверительные беседы, за чашкой чая, например. Вы ни в коем случае не должны запрещать ребенку видеться с его друзьями. Постарайтесь научить его делать выводы из слов и поступков этих самых товарищей, постарайтесь стать для ребенка другом. Да, обычно, для родителей это очень сложно, но, поверьте, можно. Вам и самим потом понравится, что ваше чадо спрашивает вашего совета и доверяет секреты уже в юношестве.

Ваша задача - не запретить ребенку общаться с теми или иными людьми, а натолкнуть его так, чтобы он сам понял, кто его окружает и что с этим делать . А вот, что делать, кстати, можете подсказать. Но деликатно, без ссор и скандалов. Просто дать дружеский совет.

Если хотите защитить ребенка, помните:

  • поменьше запрещайте;
  • больше разговаривайте с ни, старайтесь выделять важность его решений;
  • не спускайте все полностью на самотек;
  • не старайтесь уберечь чадо от вех переживаний, друзей и привычек.
  • поменьше кричите, ведите диалог.

Наши дети - главное, что есть в нашей жизни. Пусть у них будет своя голова на плечах, которая поможет понять, кто есть кто в этом мире и сделает существование более радостным и теплым!

А вы найдете ту самую заветную середину, которая поможет вам предупреждать ошибки ребенка и стать для него лучшей среди всех.

Специально для L adySpecial.ru - Мари Матвеюк

Вредные привычки, приобретенные в подростковом возрасте, часто приходится искоренять в течение всей взрослой жизни. Какие профилактические меры могут принять родители, которые хотят защитить своих детей от зависимости? И как помочь тем, кто уже поддался искушению?

Практика показывает, что большинство вредных привычек, от которых сложно избавиться долгие годы, мы приобретаем в подростковом возрасте. Редакция Рамблер.Семьи обратилась к экспертам с вопросами: почему подростки начинают употреблять алкоголь и курить сигареты, как уберечь сына или дочь от знакомства с запрещенными веществами и можно ли бороться с уже существующей зависимостью?

Почему они это делают

Подростки - бесстрашные экспериментаторы. Жажда пробовать новое обусловлена юным возрастом, когда все интересно и хочется «дегустировать» окружающий мир, открывая новые горизонты. Сегодня ваш отпрыск с увлечением учится кататься на скутере, завтра записывается на курсы кройки и шитья, а в перерывах между этими хорошими занятиями пробует плохие - выпивает первый бокал мартини или выкуривает сигарету.

«Подростковый возраст - один из наиболее сложных этапов в жизни человека, который, согласно исследованиям психологов, длится приблизительно с 11 лет до 21 года (девочки обычно взрослеют раньше, чем мальчики). Ребенок начинает сепарироваться от родителей, учится принимать собственные решения, которые могут противоречить маминым и папиным, пытается себя чувствовать самостоятельным. В этом возрасте тинейджеры оказываются наиболее подверженными влиянию сверстников и стремятся показать миру свою независимость», - комментирует психолог Клинического госпиталя на Яузе Ольга Кузнецова.

По словам эксперта, курить и употреблять спиртные напитки подростки начинают по разным причинам: одни таким образом пытаются доказать родителям, что они уже взрослые, другие с помощью «взрослых» атрибутов решают проблему неуверенности в себе, а третьи начинают это делать за компанию, чтобы казаться «крутыми» в своем кругу. Однако в любом случае, вредные привычки подростков - это первый сознательный бунт детей против взрослых и против системы, в которой им приходится существовать.

Врач-психотерапевт клиники «К+31» Юлия Плюхина считает, что все подростки в той или иной степени рискуют приобрести вредную привычку.

«В первую очередь этому подвержены дети из неблагополучных семей. Во-вторых, это дети, склонные к лидерству, активные, но с неустойчивой психикой. В-третьих, это дети, которые зависят от чужого мнения. И еще один тип детей, подверженных вредным привычкам, это замкнутые подростки, склонные к философствованию, которые много читают. Они, как правило, пробуют наркотики из любознательности, им интересны новые ощущения», - подчеркивает Юлия Плюхина.

Профилактические меры

Болезнь легче предупредить, чем лечить. Этим принципом руководствуются бдительные родители, которые устраивают за подростком настоящую слежку: собирают сумку в школу, мониторят переписку в социальных сетях, встречают после уроков, звонят на мобильный. Такой контроль не приводит ни к чему хорошему. Зачастую, желая насолить надоевшим взрослым, подросток пытается уколоть их в самое больное место, прыгнуть в терновый куст, от которого мама и папа так настойчиво пытались отвлечь внимание. Как же тогда предотвратить беду?

«На мой взгляд, никаких профилактических мер не существует. Сигареты и алкоголь - это не первопричины, а скорее следствие проблем, с которыми ребенок не может справиться. Я бы посоветовала родителям курящих и пьющих детей подумать о том, что происходит внутри семьи.

Задайте себе вопросы: почему у подростка возникает желание показать родителям, что он независим от них, и вырасти раньше времени; почему он не чувствует себя уверенным и зачем ему «допинг» для принятия себя?» - советует психолог Ольга Кузнецова.

Врач-психотерапевт Юлия Плюхина считает, что уберечь подростка от пагубных соблазнов все же можно. Постарайтесь, чтобы у сына или дочери было как можно меньше свободного времени, которое бы он проводил во дворе или у компьютера.

«У ребенка должен быть занят досуг - спорт, музыка, художественная школа. К примеру, занятия спортом очень хорошо помогают развить мотивацию. Главное, чтобы подростку было интересно. Также нужно выстроить с ребенком доверительные отношения.

Ребенок станет к вам прислушиваться только в том случае, если будет вам верить. Дети любят подслушивать, и взрослым можно пользоваться этим приемом, обсуждая между собой, как наркотики могут разрушить жизнь человека.

Нужно рассказывать, как много достойных известных людей лишились жизни только потому, что употребляли наркотики, - говорит эксперт. – Но не делайте упор на запреты, ведь это может вызвать обратный эффект и у ребенка появится навязчивое желание.

Если же говорить об алкоголизме и курении, то здесь очень важен собственный пример. В семье должна быть культура употребления алкоголя. Можно даже сделать так, чтобы впервые ребенок попробовал алкоголь дома. Для этих целей выберите что-то кислое и невкусное».

Как спасти утопающего

Если уберечь подростка от пробы запретного плода все же не удалось, не отчаивайтесь и ни в коем случае не обвиняйте себя в случившемся. В данном случае важно принимать решение, что называется, с холодной головой. Подросток, видя вашу уверенность, с большей вероятностью прислушается к вашим доводам.

Что в поведении сына или дочери должно насторожить родителей:

  • Периодами подросток сонлив или, наоборот, чрезвычайно активен (такое поведение может свидетельствовать об употреблении наркотиков);
  • Наблюдаются нарушение сна, резкие перепады настроения, раздражительность, вплоть до немотивированной агрессии;
  • Расширенные зрачки;
  • При курении и употреблении алкоголя от подростка исходит характерный запах;
  • Вялость, шаткость походки, рвота (симптомы характерны для алкогольного опьянения).

«Если вы узнали о том, что ваш ребенок начал пить или курить, ни в коем случае не ругайте его, не кричите, не запугивайте и не заставляйте раскаиваться в содеянном, потому что кроме агрессии и страха с его стороны это не вызовет ничего и только усугубит ситуацию. Поговорите с ним и постарайтесь понять причину, которая его подталкивает к покупке очередной пачки сигарет.

Возможно, ребенок таким образом пытается донести до вас важную информацию, но не может ее грамотно сформулировать. Взрослая жизнь одновременно манит и отпугивает подростка, а ваша задача как родителя помочь ему преодолеть этот страх и вырасти сознательным, психологически устойчивым и счастливым человеком», - советует психолог Ольга Кузнецова.

Главное - дать ребенку понять, что вы готовы ему помочь и пройти с ним этот нелегкий путь. Но если ситуация повторится, то вы к этому отнесетесь как к осознанному выбору и больше помогать не сможете, говорит врач-психотерапевт Юлия Плюхина.

«В Англии человека в первый раз лечат от наркомании или алкоголизма, но он понимает, что если начнет употреблять наркотики снова, то близкие второго шанса ему не дадут. Поэтому у них всего три нарколога на всю страну.

У нас же в стране зависимость становится заболеванием всей семьи, близкие часто посвящают борьбе всю свою жизнь, не понимая, что это только усиливает зависимость и мотивирует и дальше употреблять алкоголь и наркотики, так как пациент уверен, что ему помогут близкие, он не испытывает страха за свое здоровье, не задумывается о будущем.

Но нужно понимать, что каждое последующее лечение становится менее эффективным. И чтобы полностью осознать свою проблему, следует остаться с ней один на один, понять, что твоя жизнь зависит только от тебя», - резюмирует Юлия Плюхина.

Прогуляйтесь как-нибудь летом по городским улицам. Вы встретите немало компаний подростков лет 10-14, которые курят, пьют крепкий алкоголь, матерятся и хотят всем показать, какие они взрослые. И это далеко не самый худший вариант дурной компании, в которую может попасть ваш ребенок. Как же уберечь его от таких «приятелей» и нужно ли это делать?

Профилактика лучше лечения

Если вы живете в не самом благополучном спальном районе, славящимся своей «великолепной» криминальной обстановкой и обилием гопников, то заботиться о том, чтобы ваш ребенок не попал в будущем в дурную компанию нужно заранее, еще в дошкольном или младшем школьном возрасте. Помните, что профилактика гораздо лучше и выгоднее лечения, и вместо того, чтобы решать проблемы, лучше их не создавать.

Желательно уже в 6-8 лет, пока ребенок еще слушается родителей, создать все условия, чтобы в подростковом возрасте он попал в благоприятную для развития его индивидуальных способностей среду единомышленников, а не в компанию «плохишей». Сделать это не так сложно.

Серьезное увлечение – лучшее средство от дурной компании

Для этого нужно помочь найти ему серьезное увлечение, предоставив возможность протестировать всевозможные секции, кружки, центры развития и т.д. Именно для этого, а не для пустого времяпрепровождения, мелкого хулиганства и преждевременных алкогольно-никотиновых экспериментов, человеку и дается детско-юношеский возраст – чтобы найти свой талант и свое предназначение в жизни. Потом такой возможности, скорее всего, уже не будет.

Если ребенок начнет серьезно заниматься спортом, музыкой, каким-либо видом искусства или интеллектуальной деятельности и общаться с единомышленниками, то шансы связаться с дурной компанией будут у него минимальными. Естественно, выбрать наиболее привлекательное для себя увлечение он должен сам.

Для мальчиков идеальным вариантом профилактики от дурных компаний и многих проблем подросткового возраста являются занятия спортом. Возможно, он и не станет чемпионом, но, по крайней мере, приобретет крепкое здоровье, массу полезных для жизни навыков, и не будет болтаться по улицам с подростками, которые начинают пить алкоголь, курить и «токсикоманить» в 10-12 лет. Тренировки, соревнования, сборы и другие составляющие спортивной жизни не оставляют времени на сигаретно-алкогольные развлечения и прочие подростковые глупости.

Чем более неблагоприятным является район, в котором вы проживаете, тем быстрее нужно отдавать мальчика в спортивную секцию, когда он достигнет соответствующего возраста, чтобы, он мог, если что, дать хороший отпор местным хулиганам, или, по крайней мере, легко от них убежать.

Наверняка, в вашем районе есть какой-то спортивный комплекс, ФОК, бассейн, стадион, секции футбола, единоборств и т.д. Предложите своему мальчику в 6-7 лет попробовать свои силы в нескольких видах спорта. Пусть он сам выберет из них тот, что ему больше всего понравится (свои спортивные вкусы навязывать не нужно). «Для души» можно записать его в какой-нибудь музыкально-вокальный кружок, на курсы английского языка и т.д. Или, может быть, он захочет самостоятельно или с помощью домашнего учителя научиться играть на гитаре, синтезаторе или другом музыкальном инструменте –поддержите финансово это увлечение.

Если подросток будет активно заниматься спортом, музыкой или еще чем-то достойным, то у него просто не будет времени на дурные компании и общаться он будет с увлеченными, позитивными сверстниками, а не с «плохишами».

Это же касается и девочек. Только, возможно, им нужно найти более женственные увлечения (хотя, есть немало «женских» видов спорта, и девочки могут добиться на спортивном поприще не меньших успехов, чем мальчики).

Как правило, те родители, которые провели свой детско-юношеский возраст, занимаясь во всевозможных секциях и кружках, стараются своевременно куда-то «пристроить» своего ребенка. Они знают, насколько это важно для того, чтобы ребенок избежал дурного влияния «улицы». Родители, не занимавшиеся ничем подобным в школьном возрасте, не всегда торопятся это сделать (хотя, иногда бывает и наоборот) и, когда их ребенок превращается в подростка, очень часто получают соответствующие «плоды».

К чему может привести попадание в дурную компанию

Если все-таки родители не позаботились о поиске подходящего увлечения для своего ребенка, или он сам оказался чересчур инфантильным, чтобы чем-то серьезно заниматься, то с наступлением подросткового возраста, когда ребенок наиболее подвержен влиянию сверстников, надо быть настороже, особенно если вы проживаете в не самом благополучном районе.

В худшем варианте все может закончиться криминалом и отправкой в колонию для несовершеннолетних. В не самом худшем, но тоже очень плохом варианте - ранним приобретением вредных привычек и беспорядочным сексом уже в 13-14 лет. «Лучших» вариантов при попадании подростка в дурную компанию не существует (иначе это будет уже не дурная компания).

Кто-то говорит, что в такой компании подросток может научиться отстаивать свое мнение и не обращать внимания на провокации. Поверьте, что есть масса других, более приемлемых вариантов воспитания таких качеств, и развить их можно не только в компании малолетних идиотов.

Кто больше всего подвержен негативному влиянию «улицы»

Больше всего подвержены негативному влиянию улицы подростки, которые не находят общего языка со своими родителями, и будучи незанятым во всевозможных секциях и кружках, проводят большую часть свободного времени на улице.

Если они не умеют отстаивать свое мнение, не слишком хорошо социализированы, и не отличаются самостоятельностью мышления, то они вряд ли смогут противостоять предложениями сверстников пойти выпить, покурить (и не всегда табак), похулиганить и «покриминалить». Далеко не всегда это заканчивается плачевно, но вероятность заполучить большие неприятности у подростка, попадающего в такую среду, значительно увеличивается.

Когда это становится особенно опасным

Если от подростка, приходящего домой, стало пахнуть спиртным и табаком – это очень плохо, но есть вещи и похуже. Если у него обнаружатся какие-то непонятные, явно не его собственные вещи, электронные устройства и техника, денег на которые у него точно нет, или, если он неожиданно часто стал просить немалые суммы денег, то пора поговорить с ним по душам. Надо выяснить, откуда взялось все это богатство, и на какие цели ему нужны деньги.

Если подросток ничего не говорит, и у вас есть подозрения, что он попал в среду малолетних преступников, и это подтвердилось приводом в полицию, надо принимать какие-то экстренные меры.

В идеальном варианте следует переехать в другой район, в другой город, в другую страну с более благоприятной атмосферой и «нормальными» молодыми людьми. Поверьте, на планете Земля есть немало мест, где живут дружелюбные и миролюбивые люди, и где у вашего ребенка никогда не появятся «опасные» дружки.

Если такой возможности нет, нужно предпринимать какие-то «внутренние» экстренные меры, пытаясь переориентировать ребенка на более позитивный стиль жизни.

Что не следует делать

Полностью изолировать ребенка, попавшего под влияние «плохишей», от внешнего мира, конечно же, не нужно. Желательно, чтобы он сам понял, что такая «дружба» не закончится для него ничем хорошим, и не даст ему никаких позитивных перспектив в будущем, и самостоятельно вышел из порочного круга общения.

Если еще не поздно, имеет смысл пристроить ребенка в какую-нибудь секцию или кружок в соответствии с его интересами (чем-то, все-таки, он в этой жизни интересуется!), где он будет общаться с нормальными детьми, а не с какими-то юными «отморозками». Главное – найти взаимопонимание и контакт с подростком в этот крайне непростой для него и его родителей период.

Нужно помнить о том, что запретный плод сам по себе сладок, а в подростковом возрасте – особенно. Поэтому запретами тут не поможешь. Подросток должен сам все понять, и сделать правильный выбор.

Покажите, что является признаком «взрослости»

Если подросток начал курить и пить алкоголь в 10-12 лет, не следует прибегать к наказаниям и физическому насилию. Так невозможно воспитать полноценную, уверенную в себе личность. Лучше докажите ему, что это совсем не является показателем «взрослости», поскольку и курить, и пробовать алкоголь подростки начинают именно для того, чтобы показать, какие они взрослые.

Объясните, ему, что по-настоящему взрослый человек всегда самостоятельно принимает решения и не подвержен стадному инстинкту, из-за которого, как правило, и начинают курить и «алкоголить» тинейджеры. Не поддаваться давлению окружающих и стереотипам поведения, всегда иметь свое собственное, а не навязанное извне мнение - именно это и есть настоящая смелость и «взрослость», а не приобретение в подростковом возрасте набора типичных вредных привычек, чтобы быть «как все». Конечно, чтобы показать подростку, насколько все это вредно, вы сами не должны курить, не увлекаться алкоголем и активно заниматься физкультурой и спортом.

Чтобы ваши антиалкогольные и антитабачные «лекции» были более наглядными, можно посетить с подростком выставку заспиртованных внутренних органов курильщиков и алкоголиков (такие выставки проводятся во многих городах). Для того, чтобы показать в каком ужасном состоянии находятся легкие курильщика и печень алкоголика на таких выставках их можно сравнить с экспонатами аналогичных внутренних органов здоровых людей. Пусть подросток подумает о том, во что он превращает свой организм каждой затяжкой и каждой рюмкой водки.

Может быть, все не так плохо

Если ваш подросток проводит много времени на улице, и вам не дает покоя мысль о том, как бы он не связался с дурной компанией, вместо того, чтобы что-то ему запрещать, пригласите его друзей в гости, и попробуйте найти в них что-то позитивное.

Может быть, все не так плохо, как кажется. Подростки могут быть несколько грубоватыми, иметь вредные привычки, но, при этом, например, увлекаться или заниматься рок-музыкой, электронной музыкой, компьютерами, созданием сайтов и т.д. У таких друзей можно научиться и чему-то полезному, хотя, конечно, здоровье нужно беречь смолоду и от вредных привычек избавляться как можно быстрее.

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 6 классе « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

Тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б.Лабейн.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения : родительский дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения : статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

За последние десятилетия в России и в том числе в Калмыкии произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе. Об этом и поговорим сегодня.

Статистика по теме собрания.

Анализируя тематику обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Калмыкия необходимо отметить, что по сравнению с 2011г., когда граждан волновали в первую очередь нарушения прав детей на защиту от всех форм насилия и нарушения жилищных прав несовершеннолетних, в 2012 г. на первое место вышли вопросы нарушения прав ребенка на проживание и общение с родителями.

Тема обращений

Нарушение прав ребенка на проживание с родителями, воспитание и заботу с их стороны, а также права на обращение с родителями и другими родственниками.

22,9

Об оказании помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Нарушение прав детей в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, лечебных учреждениях.

Нарушение прав детей от всех форм насилия

Показателем социального неблагополучия общества является наличие преступлений, совершенных в отношении детей. Всего в 2012 г. в Калмыкии зарегистрировано 128 преступлений, совершенных в отношении детей (242 в 2011 г). Как нарушение права на жизнь рассматриваются самоубийства. В 2012 г. уровень их попыток по сравнению с 2011 г. снизился ровно вдвое – 17 против 34 в 2011 г. Завершено две попытки.

Основная причина ухода детей из дома-противоречия с взрослыми. В региональном розыске в 2012 г.находилось 16 детей. Все дети найдены.Несмотря на активные профилактические меры по снижению преступности в отношении детей, криминогенная ситуация в 2012 г. оставалась неблагоприятной. Таким образом, право ребенка на защиту от всех форм насилия, предусмотренное ст.19 Конвенции о правах ребенка, соблюдено не в полной мере.

2. Анализ анкетирования и классного часа по проблеме собрания.

Классный час « Детство без жестокости и насилия» проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются в начале с учащимися, а затем с родителями. Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам. В ходе классного часа ребята обсуждают правила поведения на улице, в подъезде, в семье, где они могут быть подвергнуты опасности, делают рисунки опасных ситуаций, с которыми они уже встречались в жизни. Эти рисунки используются в ходе родительского собрания.

Анкеты для учащихся

1 .Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.

Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.

Позвонишь по телефону соседям или родителям.

2 .Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?

Откроешь дверь.

–Сделаешь вид, что в доме никого нет.

Позвонишь родителям или знакомым людям.

Начнешь кричать и шуметь.

3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?

Будешь ждать того, кто в нее войдет.

Спросишь, кто там.

Сообщишь родителям.

4 .Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?

Вступишь с ним в разговор.

Молча отойдешь в сторону.

Подойдешь туда, где есть люди.

Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

5 . Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?

Примешь их предложение.

Откажешь им.

Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.

Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.

6 .Если ты хочешь войти в подъезд, а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Не пойдешь в подъезд.

Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.

Пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону.

Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.

7 .Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

Немедленно выйдешь из подъезда.

Пойдешь спокойно по лестнице домой.

Позвонишь в любую квартиру.

Начнешь звать на помощь.

Анкетирование родителей

1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?

2 .Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

4. Комментируйте ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием и жестоким обращением к детям?

5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?

6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время?

7. Можете ли вы гарантировать, что подросток не будет подвергаться насилию и жестокого обращения, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

8. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

3.Анализ ситуаций.

Родителям зачитываются ситуации, и они предлагают свои варианты их разрешения.

Ситуации для анализа родителями.

Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Ситуация 1. Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2 .Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное ими повергло родителей в шок. Оказалось девочка подверглась сексуальному насилию со стороны подростков. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочки. Ситуация 3. Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал.Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 4 .Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5 .Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над их подозрительностью и предусмотрительностью…

Обсуждение памяток, предложенных классным руководителем.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»

13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Анализ рисунков учащихся, подготовленных ими к классному часу.

Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.

4.Подведение итогов.

Необходима профилактическая работа с учащимися, их родителями, педагогами на основе Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ от 24.07.1998 г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 г. № 254-IV-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия».

Профилактическая работа призвана обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Профилактическая работа должна осуществляется по направлениям:

Организационная работа,

Диагностическая работа,

Профилактическая работа с обучающимися,

Профилактическая работа с родителями и педагогами.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

  • «Профилактика жестокого обращения в семье»
  • «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего»
  • «Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»
  • «Права и обязанности семьи»
  • «Причина детских суицидов»
  • «Профилактика правонарушений и преступлений (Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ)»
  • «Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»
  • «Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»
  • «Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи» и др.

Список литературы:

1. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М., ВАКО, 2005-2008 с. (Педагогика. Психология. Управление).

2. Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. Добрынина.

3. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002.

4. Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского.

5. Психология старшеклассника. И.С. Кон.

6. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в

образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006.

7. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)

8. Конституция РФ.

9. Семейный кодекс РФ.

10.Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Калмыкия в 2012 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Яшкульская многопрофильная гимназия»

Республиканский конкурс на

Лучшую методическую разработку

Родительского собрания по

Проблемам противодействия насилию

И жестокому обращению с детьми.

Родительское собрание « Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Выполнила: Горяева Баин Бадмаевна

Учитель истории и обществознания,

Классный руководитель 6 класса.

Яшкуль, 2014г