Воительницы дагомеи. Путешествие во времени: бенин



БЕНИН. ИСТОРИЯ ДАГОМЕИ.

(Николай Баландинский, 2008 г.)


Относительно подробную историю Дагомеи можно проследить начиная с XVI века. Мы знаем, что примерно в это время на территорию нынешних государств Бенин и Того с территории йоруба (в Нигерии) проникает группа племен, которые образуют две большие группы: фон и эве. Собственно говоря, именно фон и можно считать дагомейцами. Формирование чёткой государственной структуры завершается к середине XVIII века. Фон создают три небольших государства. В начале XVII века они основывают государство Аллада, а затем – Абомей и Аджаче (переименованное португальцами в Порто-Ново).

Государство Абомей было основано около 1625 года. Абомей сумел одержать верх над йорубами, хотя на протяжении всей истории Абомея йорубы то и дело брали реванш. В абомейском фольклоре йорубы представали в образе исконных врагов абомейцев-дагомейцев. Этими «кровожадными злодеями» пугали маленьких детей… Хотя сами дагомейцы отнюдь не отличались человеколюбием, если не считать, конечно, пристрастия к ритуальному каннибализму в особо торжественных случаях.

В начале XVIII века Абомей «поглощает» Алладу, Уиду и получает новое официальное название «Дагомея». Эта страна управлялась двумя «королями» - один правил днём, другой ночью. Дагомея поглощала всё больше своих слабых соседей на протяжении всего XVIII и XIX века. Впрочем, границы Дагомеи лишь слегка заходили за границы нынешнего Бенина. Поэтому не стоит считать Дагомею какой-то сверхдержавой вроде Империи Мали. Северные рубежи Дагомеи вообще не были четко обозначены. Своим последующим расцветом она обязана работорговле. Португальцы основались на Гвинейском побережье еще в начале XVII века и стали деловыми партнерами причудливой дагомейской монархии, опиравшейся на отряды женщин-амазонок, и отправлявшей мрачные ритуалы, оставлявшие после себя груды человеческих черепов во дворе королевского дворца в Абомее.

Пришедшие на смену португальцам французы заключили серию торговых и политических договоров в 1841, 1858, 1868 и 1878 годах, покуда король Беханзин не осознал наконец, что «исчислил Господь царствие» его. Сопротивление Беханзина было сломлено в 1890 году военной экспедицией Терильона. Ровно на 70 лет Дагомея стала французской колонией.

Дата основания Дагомеи – 1625 год – достаточно спорна. Некоторые историки считают, что возникновение дагомейской государственности следует относить к периоду между 1650 и 1680 годами, во время правления князя Уагбаджи. Именно при нем в обиходе входит название Дан-хоме – Дагомея. Откуда взялось оно? По одной версии, название страны переводится как «Чрево Даха (Дана)» или чрево змеи. По другой, один из военачальников при осаде города Канны дал обет принести в жертву своего короля по имени Дах, что он и сделал, обмакнув в его распоротое брюхо закладной камень города Абомея. Честно говоря, версия со змеей кажется более убедительной, учитывая культ священных питонов в Уиде. Но есть еще один вариант: «дан» - это жизненная энергия в мифологии фон и эве. Скорее всего, именно она имелась в виду. Правда, географ Лев Африканский (1491-1540 гг.) упоминает какое-то государство Даума в этих краях, но нет никаких доказательств того, что он подразумевал Дагомею.

В XVII веке главным городом региона была Аллада. В 1724 году дагомейцы его разрушили и убили всех жителей, что не помешало впоследствии объявить это место священным. Отныне главным городом становится Абомей. В 1725 году дагомейцы предпринимают успешный поход в сторону побережья и подчиняют королевство Айюду со столицей Сави (португальское «Ксавье») главным портом Фидой (Уидой). Название Айюда – португальское. Дагомейцы звали этот город Глеуэ. Уида стала символом скорби: отсюда в Америку ежегодно отправлялись десятки тысяч людей в трюмах кораблей. После обретения Бенином независимости на песчаном берегу, в самом конце «дороги рабов» был поставлен памятник – «Ворота невозвращения». Уида стала некоронованной столицей Невольничьего Берега, а Дагомея – его самым процветающим государством, затмив королевство Ашанти на западе и Эгбу на востоке, на земле йорубов.

Поскольку рабы были основой экспорта Дагомеи, постепенная отмена рабства стала причиной её ослабления уже начиная с начала XIX века. От Дагомеи отделились области Анло и Крепи, причем не без участия французов и немцев, чьи торговые фактории начинали преобразовываться в нечто большее. Порто-Ново стал французским протекторатом, хоть и управлялся формально одним из дагомейских «принцев». На севере область Махис со столицей в Савалу отвоевала полную независимость от Дагомеи. Из нигерийского Лагоса мутили воду англичане…

Что же представляла из себя Дагомея накануне своего падения?

В основе религии народа фон лежал культ предков. Этот культ был по сути государственной религией. Во дворе королевского дворца периодически отправлялся ритуал, целью которого было пополнение «обслуживающего персонала» умерших королей Дагомеи – людей умерщвляли с тем, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с «челядью» на тот свет отправлялся кто-то из знатного рода, чтобы служить «официальным послом умершего короля». Помимо этих повседневных обрядов проводилось массовое заклание жертв в дни похорон королей, которых хоронили тут же, на территории дворца. Жертвы должны были нести в руках связки ракушек каури и калебасы с брагой «тафией» в качестве «платы за переезд» в другой, лучший мир. «Простых людей» было положено хоронить под тем ложем, на котором они скончались. При этом хорошим тоном считалось перерезать горло ребенку и положить эту жертву вместе с усопшим. Впрочем, тела совсем простых и никому не нужных дагомейцев просто выбрасывались в степь или в лес на съедение диким зверям.

На побережье отправлялся другой культ, культ Змея, который персонифицировался в «священного питона». Храм «священного питона» и поныне существует в Уиде, как раз напротив католической церкви. Он не требовал человеческих жертвоприношений. Повседневно и повсеместно дагомейцы приносили менее драматичные жертвы; фетишизм по сию пору процветает в городах и селениях Бенина, и трудно пройти по их улочках, не наткнувшись ненароком на «священное дерево» или глиняный бугорок с глазками из ракушек каури – родовой фетиш живущей в соседнем доме семьи.

Впоследствии сонм дагомейских духов, божков и божеств оформился в культ Вуду (или водун), который более всего популярен и известен в американской обработке, произошедшей на землях Гаити и Бразилии. Вуду и Бенин стали почти синонимами. Действительно, «фестивали» Вуду проводятся каждые две недели в Уиде: собираются жрецы, режут кур, впадают в транс, воскрешают мертвецов (иногда). Культ Вуду практикуется также в Того и в Гане, но Бенин по праву считается его «прародиной».

Главой законодательной, исполнительной и вообще всей власти в Дагомее был «король». Ниже стояли «минган» (премьер-министр), два «мео» (вице-премьеры), а также их заместители. В Уиде короля представляли «наместники» из числа его самых преданных рабов – «йевогхан» и «агор». Подобно римским цезарям, король Дагомеи считался живым божеством, «Абомейским львом», «Братом леопарда» и т.д. Никто не мог лицезреть, как король принимает пищу, а донесения своих подданных он выслушивал как пастор в исповедальне – за отдельным пологом, недоступный взорам простых смертных. Удивительно, как ни у кого не возникало соблазна взять и подменить короля! Тем более, что считалось, будто бы вместе с королем царствует его «астральный двойник», король-дух, который и отдает основные распоряжения.

Несмотря на то, что в Дагомее была одна королева, помимо этой официальной жены король мог содержать сколько угодно жен в своем гареме. При этом принцами крови становились только сыновья «официальной» королевы, а сыновьям неосновных жен доставались роли пажей или мелких дворянчиков, которые при этом должны были тщательно скрывать, кто их отец. В гареме было также своеобразное «разделение труда». Одна из жен поддерживала огонь в очагах, другая была хранительницей и «носительницей» королевской плевательницы. Но в основном жены короля занимались кухней, поэтому не стоит думать, что они целый день проводили в неге.

Но женщин в Дагомее использовали не только в качестве посудомоек, хранительниц плевательниц и наложниц. Подобно женскому батальону, охранявшему Зимний в тот злополучный вечер, дворец королей Дагомеи охраняли несколько сотен элегантно одетых девственниц-амазонок, готовых сложить головы за своего правителя. Эти дагомейские весталки, впрочем, не давали обета оставаться в девстве пожизненно и рубить головы мужикам. Они могли уйти со службы и завести семью. Я думаю, что они были даже завидными невестами, хотя вряд ли видавший виды гренадер в юбке мог бы стать хорошей и доброй женой; малейшая ссора с ней могла бы закончиться однозначно в её пользу.

В XIX веке личная гвардия короля, помимо «женского батальона», состояла примерно из двух тысяч стрелков, вооруженных кремневыми ружьями. В случае войны войско можно было быстро увеличить в шесть-семь раз. Для подчинения маленьких племенных союзов и микро-государств этого было достаточно, но недостаточно для противостояния с европейскими державами.

Для того, чтобы предотвратить их фатальное проникновение в Дагомею, была избрана оригинальная тактика – в стране не прокладывались дороги и не строились каналы, хотя для этого были все предпосылки. Да, европейцы дружили с Дагомеей. Сначала им нужны были рабы, затем – пальмовое масло, и если раньше военные экспедиции дагомейцев снаряжались в основном за «экспортными» рабами, то теперь – за рабами на плантации масличной пальмы. Интересно отметить, что побережье Дагомеи номинально находилось под протекторатом Португалии аж до 1886 года. В 1877 году англичане подтолкнули несколько дагомейских уездов к отделению и «добровольному» присоединению к Лагосу. Но настоящими хозяевами в стране становились французы. Французы появились в Дагомее еще в XVII веке и известно, что еще в 1670 году правитель Аллады отправил посла к Людовику XIV. Однако в следующем веке отношения с Францией пришли в упадок, и только в 1844 году в Уиде был открыт французский торговый дом фирмы «Режи & Фабр» с разрешения короля Гезо, деда последнего дагомейского короля Беханзина. В 1863 году племянник Гезо – принц Дасси – стал королем Порто-Ново под именем Тоффы. Он первым заключил договор с французами о протекторате. В 1868 и 1878 годах король Гле-Гле заключил договора с Францией уже от имени Дагомеи. Французы утвердились в Котону, Годоме и Абомее-Калаве, несмотря на тщетные протесты со стороны Португалии.

На французов точили зуб не только португальцы. Немцы, обосновавшиеся в 1884 году в Того с дипломатической помощью выдающегося немецкого путешественника и специалиста по Африке Густава Нахтигаля, мечтали вытеснить французов из Дагомеи. Когда в 1889 году Гле-Гле решил обложить иностранных коммерсантов в Котону и Уиде дополнительными налогами, Франция возмутилась, но Гле-Гле нашел неожиданных союзников в лице немцев и англичан. Для того, чтобы исправить ситуацию, Париж направил в Абомей своего посланника – лейтенанта Жана Байоля, губернатора Гвинеи (со столицей в Конакри). Прибыв в Котону, лейтенант отправил королю Гле-Гле свой жезл. По всей видимости, Гле-Гле намеревался увидеть не жезл, а шпагу в качестве смиренного подношения. Прием, который был оказан Байолю в Абомее, был не очень любезен. Лейтенанта продержали под стражей 36 дней, заставили подписать договор об отмене французского протектората над Котону (по сути, о возвращении Котону Дагомее), а под конец, для того, видимо, чтобы доставить незадачливому дипломату больше моральных страданий, вынудили присутствовать в качестве «почетного гостя» на церемонии человеческих жертвоприношений. Особенно усердствовал в глумлении над французским послом принц Кондо. Когда же наконец лейтенант Байоль выбрался из Абомея, он узнал, что спустя два дня по его отъезду Глее-Гле скончался. Королем стал принц Кондо под именем Беханзин…

Байоль поведал о своих мучениях своему руководству, и в 1890 году в Дагомею отправились две роты сенегальских стрелков и полурота габонских стрелков под началом Терильона. В общей сложности, «экспедиционный корпус» французов состоял из 320 человек. 20 февраля 1890 года они взяли Котону и провозгласили его французской территорией. 23 февраля, в день Советской Армии и Флота, дагомейская армия понесла еще одно поражение от французов. Однако уже 1 марта атака дагомейских амазонок-мужеистребительниц отбросила французов обратно к Котону. Французские торговцы в Уиде были частью убиты, частью закованы в кандалы и отправлены вглубь страны. Терильон потерял сорок человек убитыми и ранеными, а армия Беханзина насчитывала как минимум две тысячи стрелков. Пусть ружья у них были большей частью кремневые, но пуля – дура, сами понимаете, нас Суворов этому учил. Однако Беханзин повел себя странно. Он объявил, что не намерен отвоевывать Котону, а хочет захватить Порто-Ново и посчитаться со своим братом Тоффой. Французская канонерка «Изумруд» 28 марта пришла на помощь Тоффе. Она прошла вверх по реке Веме и расстреляла несколько дагомейских деревень. Уже в апреле французская эскадра у берегов Дагомеи насчитывает шесть кораблей, а сухопутный контингент – 895 человек. Решающая битва разворачивается у деревни Атиупа 18 апреля. Убиты 1500 дагомейцев и 8 французов. Армия дагомейцев рассредоточивается, собираясь с силами для последующей борьбы, но наступает сезон дождей и лихорадок. Не до войны. Новый командующий французским корпусом полковник Клипфель предлагает снова послать эскадру вверх по Веме и в одну кампанию захватить Абомей. Однако осуществление этого плана решено отложить.

Начинаются переговоры. Король Беханзин пытается задобрить французов. Он отпускает пленников из Абомея, и подобно Александру Ярославичу Невскому посылает с ними «звуковое письмо»: «На вас, бусурман французских, зла не держим. Дворян наших дагомейских из полону отпустите, города наши Котону и Порто-Ново верните, супостата Тоффу отдайте нам на суд». К Беханзину отправляют переговорщиков, но он уже занят войной с йорубами, и явно дает понять, что ему пока не до них. Только третий посланник, священник отец Доржер, добивается успеха, и 3 октября 1890 года в Уиде подписывается договор, по которому Беханзин обязывается уважать права французов на Порто-Ново и Котону. Более того, Франция обязала Беханзина прекратить человеческие жертвоприношения.

Дагомея недолго оставалась свободной. В 28 мая 1893 года во главе французских войск становится полковник Доддс. Именно этому человеку суждено было поставить точку в истории Дагомеи. 19 сентября он бьет дагомейцев у Догбы, 4 октября – у Погессы, 6 октября – у Адегона. 6 ноября взята Канна, и, наконец, 17 ноября – Абомей, столица Дагомеи. Однако, как говаривал Де Голль, «проиграна битва, но не проиграна война». Правда, сказал он это много позже, когда немцы уже маршировали по Парижу в очередной раз… Эта аналогия вполне к месту: Беханзин помогали продолжать сопротивление немецкие добровольцы из соседнего Того. В Абомее им даже поставлен памятник. Однако, всё это уже не имело смысла. В январе 1894 года Доддс берет Беханзина в плен.

… Границы новой колонии Франции были определены франко-германской конвенцией 23 июля 1893 года и англо-французской конвенцией 12 февраля 1898 года. В 1919 году к Французской Дагомее была присоединена восточная часть бывшего Германского Того.

Беханзин вместе с несколькими женами был отправлен в ссылку сначала на Мартинику, потом в Алжир, где и скончался в 1906 году. В Абомее Беханзину поставлен памятник как национальному герою. Такой же памятник поставлен Тоффе в Порто-Ново. Оставляя за скобками вопрос об исторической справедливости, хочу только отметить, что Мартиника – не самое плохое место для почетной ссылки.


К:Появились в 1620 году К:Исчезли в 1900 году

История

Дагомея была основана в XVII веке и просуществовала до XIX века, когда была завоёвана французскими солдатами из Сенегала и присоединена к Французской Западной Африке .

Истоки Дагомеи прослеживаются до племени аджа из прибрежного королевства Аллада , которые переселились на север и осели среди жившего там народа фон . Начиная с 1650 года пришельцы стали господствовать над фон и соседним народом уэгбаджа и провозгласили одного из своих представителей королём. Столица Абомей стала центром централизованного государства с глубоко укоренённым и священным культом короля. При этом предкам королевского рода приносились человеческие жертвы. Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налог на всю сельскохозяйственную продукцию.

Однако больше всего экономика Дагомеи выигрывала от работорговли на побережье. Продавая европейцам рабов для Америки , короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого они проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо , являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань . Несмотря на это, Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно африканского происхождения.

Культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Дагомея"

Литература

  • Robert Cornevin: Histoire du Dahomey . Editions Berger Levrault, Paris 1962
  • Auguste Le Hérissé: L’Ancien Royaume du Dahomey . H. Charles-Lavauzelle, Paris 1911
  • Melville J. Herskovits: Dahomey, an Ancient West African Kingdom . J. J. Augustin, New York 1938

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дагомея

– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.

В течение более двухсот лет тысячи женщин сражались и умирали, расширяя границы своего западно-африканского королевства. Даже французы, завоевавшие их, признавали необыкновенное мужество этих воительниц.

"Если воительница идет воевать, она должна победить или умереть"
- девиз дагомейских амазонок

“Дагомейские амазонки”, или “Мино” (“наши матери” на языке народности Фон) составляли женские полки армии королевства Дагомея (ныне государство Бенин), в которой служили представители народа Фон. Женские отряды существовали до конца 19-го столетия. Название “дагомейские амазонки” было присвоено им европейцами по аналогии с полу-мифическим воинственным племенем амазонок, которые, по легендам, населяли древнюю Анатолию и побережье Черного моря.

Дагомейские амазонки - это единственные в мировой истории официально и исторически документированные армейские подразделения, состоящие из одних женщин. Жестокие, безжалостные и кровожадные женщины, вооруженные мачете и мушкетами, всецело преданные разрушительному делу войны, эти терминаторши в течение 250 лет наводили ужас на жителей Западной Африки - не только своей фанатичной доблестью, но и абсолютным упорством и нежеланием отступать или сдаваться пока король не прикажет им.



Воительницы-амазонки Дагомеи. Рисунок французского полковника Диннаманена-Дора. 1890
Автор фото: Анри Фрей, 1847-1932. Нью-Йоркская Публичная Библиотека
Wikimedia Commons

Считается, что впервые привлек женщин к боевому ремеслу третий король Дагомеи, Хоугбаджа, правивший с 1645 по 1685 год. Он организовал чисто женский корпус, который специализировался в охоте на слонов. Эти женщины, которых называли гбето, заменяли мужчин на охоте, позволяя тем посвятить себя военному делу.

Сын Хоугбаджи, король Агадья (правил с 1708 по 1732) создал отряд женщин-телохранителей, вооруженных мушкетами, что отражено в дневниках европейских купцов. Согласно преданию, Агадья преобразовал отряд телохранительниц в милицию, которая в 1727 году помогла ему победить соседнее королевство Сави. Мужчины-солдаты дагомейской армии стали нахывать женщин-солдатов ‘Мино’.

При короле Гхезо (правил с 1818 по 1858) милитаризация Дагомеи достигла небывалого уровня. Гхезо сделал армию своей важнейшей опорой, значительно увеличил ее бюджет, упорядочил ее структуру, усилил военную подготовку и усложнил церемонии. В то время как европейцы называли дагомейских воительниц амазонками, сами они величали себя Ахоси (жены короля) или Мино (наши матери).

Гхезо набирал в свою армию мужчин и женщин из покоренных и плененных племен, но многих женщин он рекрутировал из свободных дагомеянок, причем некоторых готовили к военной карьере с 8 лет. Согласно другим свидетельствам, некоторых Мино рекрутировали из т.н. ахоси (королевских жен). Некоторые женщины шли в армию добровольно, а некоторых забирали насильно, если их мужья или отцы жаловались королю на их плохое поведение.

Единственной целью воспитания и тренировок воительниц Мино являлись нужды войны. В течение своей службы в армии, они не имели права иметь детей или вести супружескую жизнь (хотя многие были официально женами короля). Многие Мино оставались девственницами до конца службы. Женский полк имел полубожественный статус, связанный с традиционной западно-африканской языческой религией Вуду. Воительницы постоянно интенсивно тренировались. Важнейшей составляющей армейской жизни являлась дисциплина. В то же время, служба в армии позволяла женщинам повысить свой социальный статус и влияние в обществе.

Женщины-солдаты проходили суровую военно-физическую подготовку, носили униформу и были вооружены датскими ружьями (приобретенными в процессе продажи рабов). Согласно сообщениям гостей Дагомеи, к середине 19-го столетия женщины составляли около трети всей дагомейской армии - от 1000 до 6000 человек. По сведениям нескольких независимых источников, боеспособность и мужество женских частей всегда оценивалась выше мужских, несмотря на несколько поражений, которые они потерпели.

Женщины-солдаты обычно составляли единые подразделения, параллельные мужским. Они располагались в центре, около короля, а также на каждом фланге, причем у каждого подразделения была своя командирша. Есть сведения, что у каждого солдата-мужчины была символическая боевая партнерша.

В поздний период, воительницы Мино были вооружены винчестерами, булавами и ножами. Пленным, попавшим в руки Мино, обычно отрубали голову.



Военная тренировка Ахоси (Мино).
Atlanta Black Star

…Полдень влажной субботы осени 1861 года. Миссионер по имени Франческо Борджеро приглашен на парад в Абомее, столице небольшого западноафриканского государства Дагомея. Он сидит на краю огромной квадратной площади в центре города. Королевство Дагомея теперь стала “Черной Спартой”, жестко милитаризированным обществом, нацеленным на завоевания, чьи солдаты наводят ужас на соседние племена, живущие вдоль так называемого Невольничьего Берега. Маневры омрачены сильным ливнем, но король Глеле жаждет показать европейскому гостю лучие свои воинские подразделения.

Пока отец Борджеро обмахивает себя веером, на площадь заходят три тысячи тяжело вооруженных воинов, и начинаются военные маневры, имитирующие штурм вражеской столицы. Дагомейские войска производят устрашающее впечатление: босоногие воины, ощетинившиеся булавами и ножами. Некоторые из воинов, которых называют жнецами, вооружены блестящими двуручными лезвиями длиной два фута (60см), с помощью которых можно запросто разрезать человека пополам.

Воины двигаются в полном молчании, стараясь быть невидимыми противнику. Первое препятствие - огромная куча из веток акации с торчащими из них шипами, представляющая собой баррикаду длиной 440 ярдов (400 метров). Войска яростно бросаются на крепость, не обращая внимания на раны от двухдюймовых (5см) шипов. Взобравшись на баррикаду, воины изображают рукопашный бой с воображаемым противником, падают назад, вновь взбираются на колючее препятствие и штурмуют скопление хижин, откуда тащат группу извивающихся “пленников” к тому месту, где стоит король Глеле, наблюдающий за действиями своей армии. Самые отважные воины награждаются поясами, сделанными из шипов акации. Гордые своим мужеством воины опоясываются колючими поясами, не выказывая никаких признаки боли.

Затем выходит генерал, командовавший штурмом селения, и произносит длинную речь, сравнивая доблесть дагомейских воинов с европейцами. Он заявляет, что такие равные по силе стороны никогда не должны быть врагами. Борджеро слушает, но при этом ощущает некоторое отклонение разума. Он очарован генералом: стройный, но плотный, держится с достоинством, но без всякой наигранности. Не очень высокий и не излишне мускулистый. Да, ведь генерал - женщина, как и все три тысячи ее воинов. Отец Борджеро наблюдал маневры знаменитого “корпуса амазонок”, как современные ему писатели называли воинские формирования, состоящие из одних женщин.

Не совсем ясно, когда, а главное, зачем дагомейцы решили призывать женщин в армию. Стенли Алперн, автор единственного англоязычного исследования дагомейских воительниц, предполагает, что это произошло в 17-м столетии, вскоре после того как Дако в 1625 году основал королевство из представителей народа Фон. Согласно одной из теорий, женские войска возникли из отрядов охотниц на слонов, которых называли “гбето”, а Дагомея с давних времен была знаменита своими женщинами-охотниками. Французский морской врач Репен сообщал в 1850е годы, что группа из двадцати гбето атаковала стадо слонов численностью в 40 голов и убила трех из них. Но при этом нескольких охотниц слоны затоптали, схватив и приподняв своими хоботами. Согласно дагомейским легендам, когда король Гезо (1818-1858) воспевал хвалу мужеству своих гбето, кто-то из охотниц дерзко сказал, что “хорошая охота на людей лучше подошла бы им”. С тех пор король стал призывать их в армию. Но Алперн утверждает, что не существует доказательств того, что такого рода событие имело место. Он склоняется к альтернативной версии о том, что предшественницами дагомейских воительниц были женщины, составлявшие дворцовую стражу в 1720е годы.

Дагомейские женщины имели преимущество перед мужчинами, поскольку по законам гарема мужчинам воспрещалось находиться во дворце в темное время суток, в то время как женам - дозволялось. Согласно Алперну, стража дворца была создана из “третьеклассных” жен короля, которые были недостаточно красивы, чтобы разделять с ним супружеское ложе и, следовательно, не могли иметь детей. Вопреки слухам, ходившим в 19-м веке о том, что они обладают неистовым сексуальным аппетитом, дагомейские воительницы лишь формально считались женами короля и большинство из них сохраняли девственность.



Групповой портрет "Дагомейские амазонки, посетившие Европу". Февраль 1891

Wikimedia Commons

У теории Алперна есть по крайней мере, одно историческое подтверждение. По свидетельству французского работорговца Жана-Пьера Тибо, который посетил дагомейский порт Уида в 1725 году, он видел группы “третьестепенных королевских жен”, вооруженных длинными шестами, которые исполняли роль полицейских. Также существует письменное свидетельство о том, что спустя четыре года дагомейские женщины-воины помогли отвоевать этот самый порт после неожиданной атаки гораздо более многочисленого племени Йоруба, проживавшего восточнее и считавшегося главным врагом Дагомеи.

Дагомейские женские воинские формирования не были уникальными в то время. Есть несколько примеров успешных королев-воительниц, живших примерно в те же времена. Вероятно самой известной из них была Нзинга из Матамбы, жившая в 17м веке, - одна из самых влиятельных правителей Анголы, времен борьбы с португальцами. Она пила кровь людей, приносимых в качестве священных жертв и содержала гарем, состоящий из 60 мужчин, которых она одевала в женские одеяния. Истории известны и женщины-стражницы, напримерм в середине 19-го века король Сиама Монгкут нанял стражу, состоящую из четырехсот женщин. Тем не менее, стража Монгкута исполняла лишь церемониальные функции, и ему не приходило в голову посылать их сражаться на войну. Что сделало дагомейских воительниц уникальными - это их участие в сражениях и их массовая гибель в боях за короля и страну. Даже по самым скромным подсчетам, в течение четырех больших военных походов в конце 19-го века формирования дагомейских воительниц потеряли 6 тысяч убитыми. Возможно, что потери достигали 15 тысяч. В самых последних битвах с гораздо лучше вооруженными французами участвовало около полутора тысяч воительниц, а после окончания кампании их осталось лишь пятьдесят.

Ни один из приведенных выше фактов все-таки не объясняет, почему женские подразделения возникли именно в Дагомее и только там. Историк Робин Ло из Университета Стирлинга, который исследовал этот вопрос, не соглашается с мнением о том, что у народа Фон мужчины и женщины были равными в какой-то области. Считалось, что женщина, натренированная как воин, становится мужчиной, в частности, после того как убьет первого врага и вспорет ему внутренности. Возможно, наиболее убедительным педположением является тот факт, что племя Фон было гораздо малочисленнее окружающих племен, например, десятикратно уступало племени Йоруба. В этом возможная причина, по которой они компенсировали нехватку воинов-мужчин женщинами.

Эту гипотезу подтверждают дневники британского морского офицера Ирдли Билмота, который приплыл в Дагомею в 1862 году и обнаружил, что женская городская популяция значительно певышает мужскую. Это явление он объяснял комбинацией военных потерь и работорговли. Примерно в это же время западные визитеры в Адомей отмечали значительный рост числа женщин-военнослужащих. По оценкам, с 1760х до 1840х годов (время правления короля Гезо) дагомейский женский корпус возрос с 600 до 6000 воительниц.

Не сохранилось никаких свидетельств, объясняющих, почему король Гезо увеличил численность своих амазонок, возможно, это связано с жестоким поражением, которое он потерпел от Йоруба в 1844 году. Согласно устной традиции, обозленные набегами дагомейцев, объединенные племена, называемые Эгба, предприняли неожиданную атаку на короля Гезо и были близки к его пленению, захватив много королевского добра, включая ценный зонтик и священный табурет. Алперн пишет, что “до этого набега у короля было только два подразделения амазонок, а после него он добавил к ним еще шесть”.

На самом деле, призыв в дагомейскую армию женщин не представлял большого труда, несмотря на необходимость преодолевать колючие препятствия и высокий риск быть убитой или лишиться конечности. Большинство западноафриканских женщин были вынуждены выполнять самые тяжелые каторжные работы. По свидетельству сэра Ричарда Буртона, посетившего Дагомею в 1860х годах, женские подразделения короля Гезо располагались в специальных казармах, их снабжали табаком, алкоголем, и они даже владели рабами - до пятидесяти рабов на каждую воительницу. Как отмечает Алперн, "когда амазонки покидали наш дворец, впереди них шла рабыня с колокольчиком. Звук колокольчика означал, что каждый мужчина должен отойти на определенное расстояние и смотреть в другую сторону." Даже дотрагиваться до этих женщин запрещалось под угрозой смерти.

Призыв в армию дагомейских женщин производился несколькими путями. Некоторые женщины добровольно поступали на военную службу - женщины из бедных слоев желали избавиться от тягот повседневной жизни и прославить себя на полях сражений, а некоторые "третьесортные" наложницы короля предпочитали разрезать людей пополам ради короля, чем рожать для него мальчиков. Еще одну категорию женщин, рекрутированных в дагомейское войско, составляли те, кого послали туда отцы или мужья за “плохое поведение”. Для того, чтобы услать жену или дочь в армию, мужчина аппелировал к его величеству с просьбой призвать ее на военную службу. Как только женщина попадала в амазонки, она становилась “неприкасаемой” - ей запрещалась вступать в половые связи (поскольку будучи беременной она не могла бы сражаться), а мужчина, даже пальчиком дотронувшийся до амазонки, подвергался смертной казни.

Пока Гезо готовился к реваншу против племен Эгба, его новобранки проходили интенсивные тренировки. По своей интентивности тренировки амазонок существенно превышали предел, который могли бы выдержать мужчины. Они практиковались друг с другом в борьбе и в рукопашном бое без оружия, выполняли сложнейшие гимнастические упражнения и ежедневно бегали до изнеможения на огромные расстояния. Для воспитания стоического отношения к боли они должны были залезать на тридцатифутовую (10м) стену, покрытую колючками, не подавая вида, что испытывают нестерпимую боль. Рекрутов посылали на девять дней в лес, где они должны были выживать, добывая пропитание с помощью мачете. Они проходили боевую подготовку на живых вражеских пленниках, вооруженных булавами, которые располагались за частоколом. Воительницы должны были пробиться через частокол и убивать всех, кого сумели поймать и одолеть. Это звучит ужасно, но так было: амазонки постоянно соревновались в боевых достижениях с мужскими подразделениями, они знали - для того, чтобы к ним относились серьезно - на полях сражений или дома - они должны были быть в два раза искуснее других в военном деле. И они-таки были лучшими воинами. Они содержали оружие и униформу в чистоте и порядке, умело маршировали. Когда эти босоногие женщины первыми бросались в бой под магическими боевыми знаменами, сделанными из кожи и костей поверженных врагов, остальные воины воодушевлялись и шли за ними.

Но больше всего удивляла европейцев тренировка дагомейских воинов в ”бесчувственности” - созерцание бескровной казни пленников. На ежегодной церемонии, новобранцы обоего пола должны были соорудить платформу высотой 16 футов (5м), поднять туда корзины, в которых находились связанные вражеские пленники с кляпами во рту, и бросить их вниз через парапет, к ногам толпы зрителей, находящихся внизу. Существуют свидетельства того, что в этой казни женщины бывали не только зрителями, но и участниками. Жан Бейол, французский морской офицер, посетивший Абомей в декабре 1889 года, стал свидетелем посвящения в воительницы юной девушки, еще не убившей ни одного врага. Ее подвели к корзине, в которой сидел связанный пленник. “Она бойко подошла к нему и, держа обеими руками меч, трижды взмахнула им, а затем спокойно отрубила ему голову, упавшую в корзину. После этого она слизнула кровь с клинка и проглотола ее”.



"Тренировка бесчувственности": Человеческие жертвоприношения в Королевстве Дагомея.
Девушки-новобранцы наблюдают как дагомейские воины бросают вниз, в толпу, связанных пленников.
Из книги Фредерика Форбса "Дагомея и дагомейцы", 1849-1850.
Pre Colonial Africa

Эта жестокость особо обескураживала европейских наблюдателей и, конечно, вселяла ужас в африканских врагов Дагомеи. Тем не менее, не все соглашались с высокой оценкой боеспособности дагомейской армии; европейские наблюдатели были невысокого мнения об умении женщин обращаться с кремниевыми ружьями - многие из них стреляли от бедра вместо того, чтобы прицелиться, прижав приклад к плечу. Но даже французы соглашались, что в рукопашном бою женщины действуют выше всяких похвал.

Наибольшего успеха укрупненные женские подразделения короля Гезо добивались в неожиданных предрассветных атаках на вражеские селения. И только дважды они потерпели жестокие поражения - в битвах за столицу Эгба Абеокуту. Две яростные осады города, предпринятые дагомейцами в 1851 и 1864 годах провалились - частично из-за излишней самоуверенности дагомейцев, но главным образом потому, что Абеокута представляла собой мощную крепость - огромный город с населением 50 тысяч, окруженный стеной, сложенной из грязевых кирпичей.

К концу 1870х годов Дагомея умерила свои военные амбиции. Большинство иностранных наблюдателей сходятся на том, что к этому времени количество воительниц в дагомейской армии сократилось до 1500, хотя их нападения на племя Йоруба продолжались. Женский корпус еще существовал двадцать лет спустя, когда королевство в последний раз вступило в “борьбу за Африку”, в которой различные европейские державы боролись за просоединения кусков этого континента к своим империям. Дагомея попала в сферу влияния Франции. В 1889 году там уже существовала небольшая колония в Порто-Ново, где при участии женских воинских формирований произошел инцидент, приведший к полномасштабной войне. Согласно устным преданиям, искрой явилась атака дагомейцев на селение, находившееся под контролем французов. Вождь селения пытался успокоить односельчан, уверяя их, что трехцветный флаг их защитит. "Так вы любите этот флаг?" - спросил дагомейский генерал, подошедший к селению. "Ладно, он вам послужит". И, по сигналу генерала, одна из его воительниц тут же обезглавила вождя одним взмахом своего мачете и принесла отрубленную голову, завернутую во французской флаг, своему королю, Беханзину.

Во время Первой Франко-Дагомейской войны, начавшейся в 1890 году, произошли две крупные битвы, одна из которых началась на рассвете во время сильного дождя, около Котону, в бухте Бенин. Армия Беханзина, в которые входили женские отряды, напала на лагерь французов, и две стороны вступили в упорную рукопашную схватку. В один из моментов сражения Жан Байол увидел как командир французских стрелков был обезглавлен дагомейской воительницей, в которой он узнал Наниску, молодую женщину, которая за три месяца до этого у него на глазах обезглавила пленника. И лишь обладание современным огнестрельным оружием в конце концов позволило французам одержать победу в этот день. После битвы Байол обнаружил Наниску мертвой. "К ее левому запястью был привязан боевой топорик с изогнутым лезвием, на котором были нанесены магические символы",- писал он "В правой руке она сжимала ствол карабина, украшенный раковинами каури".

После последующего заключения кабального мира Беханзин приложил огромные усилия, чтобы вооружить свою армию современным оружием, но дагомейцы так и не смогли сравняться по боевой мощи с огромной французской армией, которая завершила завоевание двумя годами позже. Эта вторая семинедельная война была еще более жестокой, чем первая. В течение этой войны произошло 23 битвы, и опять в авангарде войск Беханзина сражались женщины. Женщины сдавались последними, и даже - по крайней мере, по слухам, распространяемом во французской армии - выжившие в боях воительницы жестоко мстили врагам: они незаметно заменяли женщин, находящихся в лагере французов для их ублажения. Безоружные дагомеянки соблазняли французских офицеров, а когда те засыпали, резали им горло с помощью их же собственных штыков



Битва при Догбе между французскими войсками и жженским подразделением армии Дагомеи. Сентябрь 1892
Нью-Йоркская Публичная Библиотека. Автор Александр д"Альбека (1858–1896)
Wikimedia Commons

Последние враги дагомейцев (французы) высоко ценили их мужество. Офицер Иностранного Легиона по имени Берн восхищался ими: "эти воительницы сражаются с отчаянной доблестью и всегда находятся впереди своего войска. В бою они проявляют выдающеся мужество, они превосходно тренированы и образцово дисциплинированы”. Французский десантник, Анри Мориенваль охарактерисовал дагомейских воительниц как "удивительно смелых и свирепых... бросающихся на наши штыки с неописуемым мужеством”.

Большинство специалистов предполагают, что последняя дагомейская воительница умерла в 1940х годах, хотя Стенли Алперн с этим не согласен, считая, что женщине, сражавшаяся с французами в юном возрасте, в 1943 году могло быть 69 лет, так что, вполне вероятно, кто-то из них смог дожить, например, до 1960 года, когда их страна добилась независимости. Уже в 1978 году, один бенинский историк обнаружил в селении Кинта очень пожилую женщину, которая утверждала, что сражалась с французами в 1892 году. Ее имя было Науи, и она скончалась в ноябре 1979 года, когда ей было далеко за сто лет. Вероятно, это была последняя дагомейская воительница.

Как же они выглядели, эти выжившие в жестоких битвах бойцы легендарных женских полков? Некоторые отставные воительницы остались гордыми, но бедными, некоторые вышли замуж, другие сохранили бодрость и решительность - согласно Алперну, "они были способны физически наказать мужчин, оскорбивших их". И, по крайней мере, есть свидетельство об одной пожилой ветеранше, которая так и не смогла преодолеть моральную травму от военной службы (что вообще-то характерно для многих военнослужащих). Один дагомеец, росший в Котону в 1930-х годах, вспоминает как он с дружками регулярно дразнил старуху, которая прошаркивала по дороге, согнувшись вдвое от старости и усталости. Он сообщил французской писательнице Элен Альмейде Топор, что однажды один из его дружков кинул камень, который громко ударился о другой камень, что вызвало неожиданный эффект. "Мы неожиданно увидели, что старуха выпрямилась, а её лицо – преобразилось. И она гордо зашагала вперёд… Дойдя до стены, она легла на живот и стала ползти вокруг стены. Они изображала, что держит в руках ружье, и у нее резко дергалось плечо как при отдаче от выстрела. Она перезаряжала ружье и продолжала стрелять, имитируя звуки выстрела. Затем она резко вскочила и бросилась на воображемого врага, кувыркаясь по земле в рукопашной схватке. Похоже было, что она одолела его, припечатала к земле и несколько раз заколола его. Она сопровождала свои действия воинственными кличами. Она изображала как она отрезает врагу голову и поднялась, потрясая своим военным трофеем.

Она стала пританцовывать и распевать победную песню:

Кровь течёт,
Ты мертв!
Кровь течёт,
Мы победили!
Кровь течёт, течёт, течёт,
Кровь течёт,
Нет больше врага!

Она внезапно прекратила, ошеломленная. Она снова сгорбилась в три погибели и стала выглядеть старше, чем прежде! И она поковыляла прочь нерешительной походкой.

Взрослые объяснили нам, что она - вывшая воительница... Сражения давно закончились, но в её голове они продолжались.”

Свирепые и мужественные дагомейские воительницы прошлого до сих пор вызывают удивление, восхищение и... ужас. Дагомейские амазонки изображены в известном кинофильме 1987 года немецкого режиссера Вернера Херцога “Зеленая кобра“ (Cobra Verde). Амазонки короля Гхезо также описаны в омане Джорджа Макдональда "Бросок к свободе" (Flash for Freedom!)



Армия женщин, возглавляемая их королем, отправляется в поход. 1793
История африканского королевства Дагомея. Нью-Йоркская Публичная Библиотека.
Иллюстрация Арчибада Далзела
К:Появились в 1620 году К:Исчезли в 1900 году

История

Истоки Дагомеи прослеживаются до племени аджа из прибрежного королевства Аллада , которые переселились на север и осели среди жившего там народа фон . Начиная с 1650 года пришельцы стали господствовать над фон и соседним народом уэгбаджа и провозгласили одного из своих представителей королём. Столица Абомей стала центром централизованного государства с глубоко укоренённым и священным культом короля. При этом предкам королевского рода приносились человеческие жертвы. Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налог на всю сельскохозяйственную продукцию.

Однако больше всего экономика Дагомеи выигрывала от работорговли на побережье. Продавая европейцам рабов для Америки , короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого они проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо , являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань . Несмотря на это, Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно африканского происхождения.

Культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Дагомея"

Литература

  • Robert Cornevin: Histoire du Dahomey . Editions Berger Levrault, Paris 1962
  • Auguste Le Hérissé: L’Ancien Royaume du Dahomey . H. Charles-Lavauzelle, Paris 1911
  • Melville J. Herskovits: Dahomey, an Ancient West African Kingdom . J. J. Augustin, New York 1938

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дагомея

– Что будем с делать с ними? – судорожно вздохнув, показала на сбившихся в кучку малышей, Стелла. – Оставлять здесь никак нельзя.
Я не успела ответить, как прозвучал спокойный и очень грустный голос:
– Я с ними останусь, если вы, конечно, мне позволите.
Мы дружно подскочили и обернулись – это говорил спасённый Марией человек... А мы как-то о нём совершенно забыли.
– Как вы себя чувствуете? – как можно приветливее спросила я.
Я честно не желала зла этому несчастному, спасённому такой дорогой ценой незнакомцу. Это была не его вина, и мы со Стеллой прекрасно это понимали. Но страшная горечь потери пока ещё застилала мне гневом глаза, и, хотя я знала, что по отношению к нему это очень и очень несправедливо, я никак не могла собраться и вытолкнуть из себя эту жуткую боль, оставляя её «на потом», когда буду совсем одна, и, закрывшись «в своём углу», смогу дать волю горьким и очень тяжёлым слезам... А ещё я очень боялась, что незнакомец как-то почувствует моё «неприятие», и таким образом его освобождение потеряет ту важность и красоту победы над злом, во имя которой погибли мои друзья... Поэтому я постаралась из последних сил собраться и, как можно искреннее улыбаясь, ждала ответ на свой вопрос.
Мужчина печально осматривался вокруг, видимо не совсем понимая, что же здесь такое произошло, и что вообще происходило всё это время с ним самим...
– Ну и где же я?.. – охрипшим от волнения голосом, тихо спросил он. – Что это за место, такое ужасное? Это не похоже на то, что я помню... Кто вы?
– Мы – друзья. И вы совершенно правы – это не очень приятное место... А чуть дальше места вообще до дикости страшные. Здесь жил наш друг, он погиб...
– Мне жаль, малые. Как погиб ваш друг?
– Вы убили его, – грустно прошептала Стелла.
Я застыла, уставившись на свою подружку... Это говорила не та, хорошо знакомая мне, «солнечная» Стелла, которая «в обязательном порядке» всех жалела, и никогда бы не заставила никого страдать!.. Но, видимо, боль потери, как и у меня, вызвала у неё неосознанное чувство злости «на всех и вся», и малышка пока ещё не в состоянии была это в себе контролировать.
– Я?!.. – воскликнул незнакомец. – Но это не может быть правдой! Я никогда никого не убивал!..
Мы чувствовали, что он говорит чистую правду, и знали, что не имеем права перекладывать на него чужую вину. Поэтому, даже не сговариваясь, мы дружно заулыбались и тут же постарались быстренько объяснить, что же здесь такое по-настоящему произошло.
Человек долгое время находился в состоянии абсолютного шока... Видимо, всё услышанное звучало для него дико, и уж никак не совпадало с тем, каким он по-настоящему был, и как относился к такому жуткому, не помещающемуся в нормальные человеческие рамки, злу...
– Как же я смогу возместить всё это?!.. Ведь никак не смогу? И как же с этим жить?!.. – он схватился за голову... – Скольких я убил, скажите!.. Кто-нибудь может это сказать? А ваши друзья? Почему они пошли на такое? Ну, почему?!!!..
– Чтобы вы смогли жить, как должны... Как хотели... А не так, как хотелось кому-то... Чтобы убить Зло, которое убивало других. Потому, наверное... – грустно сказала Стелла.
– Простите меня, милые... Простите... Если сможете... – человек выглядел совершенно убитым, и меня вдруг «укололо» очень нехорошее предчувствие...
– Ну, уж нет! – возмущённо воскликнула я. – Теперь уж вы должны жить! Вы что, хотите всю их жертву свести на «нет»?! Даже и думать не смейте! Вы теперь вместо них будете делать добро! Так будет правильно. А «уходить» – это самое лёгкое. И у вас теперь нет больше такого права.
Незнакомец ошалело на меня уставился, видимо никак не ожидая такого бурного всплеска «праведного» возмущения. А потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Как же ты любила их!.. Кто ты, девочка?
У меня сильно запершило в горле и какое-то время я не могла выдавить ни слова. Было очень больно из-за такой тяжёлой потери, и, в то же время, было грустно за этого «неприкаянного» человека, которому будет ох как непросто с эдакой ношей существовать...
– Я – Светлана. А это – Стелла. Мы просто гуляем здесь. Навещаем друзей или помогаем кому-то, когда можем. Правда, друзей-то теперь уже не осталось...
– Прости меня, Светлана. Хотя наверняка это ничего не изменит, если я каждый раз буду у вас просить прощения... Случилось то, что случилось, и я не могу ничего изменить. Но я могу изменить то, что будет, правда ведь? – человек впился в меня своими синими, как небо, глазами и, улыбнувшись, горестной улыбкой, произнёс: – И ещё... Ты говоришь, я свободен в своём выборе?.. Но получается – не так уж и свободен, милая... Скорее уж это похоже на искупление вины... С чем я согласен, конечно же. Но это ведь ваш выбор, что я обязан жить за ваших друзей. Из-за того, что они отдали за меня жизнь.... Но я об этом не просил, правда ведь?.. Поэтому – это не мой выбор...

Французская карта 1892 года

Расположение

Видео по теме

История

В XIX веке личная гвардия короля, помимо этих «дагомейских амазонок», состояла примерно из двух тысяч стрелков, вооруженных кремневыми ружьями . В случае войны войско можно было быстро увеличить в шесть-семь раз.

Король продавал европейцам рабов в обмен на оружие. Только лишь в 1750 году король Тегбесу заработал на работорговле около 250 000 фунтов . Европейцев интересовали обычаи местного населения, а также «дагомейские амазонки».

Во дворе королевского дворца периодически совершались человеческие жертвоприношения - людей умерщвляли, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с дворцовыми слугами убивали кого-то из знатного рода, чтобы он был «официальным послом» короля в загробном мире. Помимо этих повседневных обрядов, проводилось массовое человеческое жертвоприношение в дни похорон королей.

Поскольку рабы были основой экспорта Дагомеи, запрет европейцами работорговли стал причиной ослабления государства уже с начала XIX века. От Дагомеи отделились области Анло и Крепи , Порто-Ново стал французским протекторатом, хоть и управлялся формально одним из дагомейских «принцев». На севере область Махис со столицей в Савалу отвоевала полную независимость от Дагомеи.

Чтобы предотвратить проникновение европейцев в Дагомею, в стране не прокладывали дороги и не строили каналы. Экспорт рабов был заменён экспортом пальмового масла , и если раньше военные экспедиции дагомейцев снаряжались в основном за рабами для продажи, то теперь - за рабами для работы на плантациях масличной пальмы .

К концу XIX века армия Дагомеи состояла из 4500 человек регулярных войск, 10000 иррегулярных и корпуса амазонок. Вооружение составляли 8000 магазинных винтовок , 4000 старых ружей и несколько пушек, а также сабли, косы и луки.

Незадолго до смерти своего отца наследник престола Дагомеи Беханзин отказался от встречи с французским посланником Жаном Байолем, сославшись на занятость в связи с проведением обязательных ритуалов и церемоний. Вернувшись в город Котону , оскорбленный Байоль занялся подготовкой военных действий против Дагомеи. Однако Беханзин (к тому времени уже пришедший к власти) решил напасть первым: 21 февраля 1890 г. он атаковал французские войска, сосредоточившиеся неподалеку от дагомейских территорий, но получил отпор ввиду лучшей организованности и подготовленности противника. Этот конфликт, вошедший в историю как Первая франко-дагомейская война , продлился чуть более 8 месяцев. 3 октября 1890 года между Дагомеей и Францией был заключен мирный договор, согласно которому Дагомея признавала Порто-Ново и Котону владением Франции; в дальнейшем Франция обязалась ежегодно выплачивать Дагомее сумму в 20 000 франков . Эта территория стала именоваться Французским Бенином. В 1892 году после заключения французами нескольких договоров с королём Абомея всё королевство Дагомея было провозглашено французским протекторатом.

Мир между Францией и Дагомеей длился два года, на протяжении которых обе стороны продолжали готовиться к очередной войне. На сей раз в 1892 г. первыми атаковали французы, без объявления войны перешедшие границу Дагомеи . К 1894 году страна была полностью захвачена французами, король Дагомеи Беханзин был выслан на