Во сколько состоится пасхальный крестный ход. Во сколько начинается и заканчивается пасхальная служба в храма

Всегда в ночь с субботы на воскресенье. Обычно это действие происходит ближе к полуночи. Потому что, именно после Крестного хода наступает Пасха. Но с окончанием Крестного хода служба не заканчиваются. Начинаются праздничные богослужения, которые продлятся еще несколько часов.

Почему такое название

В православии крестные ходы могут быть продолжительными или короткими. На Пасху, в частности, происходит именно короткий крестный ход. Но бывают случаи, когда он идет из одного города в другой или даже плывет (в истории зафиксированы даже морские крестные ходы).

Такое название это действо получило из-за того, что в самом начале шествия священник несет большой крест. Далее служители храма несут самые главные иконы и хоругви. Когда происходит Крестный ход на Пасху 2015 – всегда ближе к полуночи. Священнослужители и паства три раза обходят храм. А какие будете готовить вы?



Смысл и значение пасхального Крестного хода

Несмотря на то, что пасхальный Крестный ход проходит около полуночи, служба в Великую субботу начинается в 20.00. Лучше всего прийти на службу пораньше и послушать хотя бы часть богослужения. Это предпраздничное богослужение является очень красивым и имеет для каждого верующего важный религиозный смысл.

Крестный ход начинается после того, как раздастся звон колоколов. Трижды священники и верующие обходят вокруг храма, и каждый раз останавливаются у дверей храма. Первые два раза двери закрыты, а в третий раз они открываются, что означает Христос Воскрес и Пасха наступила. Двери храма в данном случае является символом камня, который закрывал вход в пещеру, где был погребен Иисус Христос. Как известно, утром в воскресенье этот неподъемный камень был открыт.

Уже после полуночи и совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белую праздничную одежду и служба продолжается.




Когда нужно разговляться

Что значит разговляться? Это кушать пищу, которую мы освятили в в течение дня Великой субботы. Это еды не должно быть много, обязательно в наборе должен быть кулич и соль, яйца, кусочек мяса. Пасхальным утром нужно будет прочитать молитву и скушать по кусочку от каждого освященного продукта. Рекомендуется именно таким образом начинать свою трапезу в течение всей Цветочной недели.

Многие верующие хотят узнать, во сколь Крестный ход на Пасху 2015, чтобы спланировать праздничную трапезу. Но, согласно церковному уставу, трапезу нужно проводить именно пасхальным утром, а не сразу после богослужения.

Обычно Крестный ход накануне Пасхи проходит в каждой церкви вне зависимости от того, большой это город или маленькая деревня. Узнать точное время начала богослужения можно днем в Великую субботу, когда все верующие идут в храм, чтобы освятить свои пасхальные корзинки. Конечно, каждый человек может сам выбирать, что именно из всего богослужения в Великую субботу является для него главным. Но лучше, конечно, прийти к началу богослужения, затем присоединиться к крестному ходу и, уже по возможности, отстоять следующие несколько часов пасхальной службы.




В Пасху, как и в период Великого поста, крайне важно ходить в церковь. Для этого есть особенно подходящие дни, хотя, службы проводятся, чуть ли не каждый день. Конечно, Пасха для современного человека – это ярких праздник весны, сладких куличей и крашеных яиц. Но, куда более важно обращать внимание на духовную составляющую этого события. Когда-то, много лет назад, Иисус Христос принял мученическую смерть за каждый грех человека. Сегодня в наших силах не допускать греха, уважая жертву Сына Божьего.

В православных храмах всегда проходит крестный ход на Пасху. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа. Оно ежегодно проводится в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Священнослужители и верующие трижды проходят вокруг храма, а затем, стоя у его крыльца и услышав благую весть о Воскрешении Спасителя, входят в отрытые двери церкви, где с этой минуты и начинается пасхальная служба.

Торжественное церковное шествие стали называть «крестным ходом» благодаря тому, что в начале процессии всегда идет священнослужитель, который несет большой крест. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой во время крестных шествий. Такие процессии выглядят очень торжественно. Их возглавляют священнослужители, читающие молитвы и несущие религиозные реликвии: крест, иконы и церковные знамена с изображением библейских сцен (хоругви). А следом за святыми отцами идут верующие.

История крестных ходов берет свое начало с момента зарождения христианства. И если изначально совершался только крестный ход на Пасху, то со временем, после прекращения гонений христиан, данный обычай стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Сейчас торжественным православным шествием сопровождаются практически все значимые события церковной жизни.

Крестные ходы издревле проводились:

  • в честь церковных празднеств;
  • при перенесении мощей святых, а также других религиозных святынь;
  • во время различных природных бедствий, эпидемий и войн, когда люди просили у Бога защиты и спасения от постигших их бед.

Известно, что сама церковная история Руси началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне. Православные на Руси часто совершали шествия не только в честь церковных праздников, но и в случае различных бедствий, в том числе и природных катаклизмов. Например, обходили с иконами поля в периоды засухи, а также села и города во время страшных эпидемий.

В летописях встречается упоминание об одном из первых массовых крестных ходов, произошедшем в середине 14 века, когда на Русь напала моровая язва, от которой больше всего пострадали жители Пскова. Тогда архиепископ Новгородский Василий, неся крест и святые мощи, в сопровождении духовенства и горожан совершил шествие вокруг города. Вместе со священнослужителями в крестном ходе приняли участие практически все местные жители, кто ещё держался на ногах, начиная со стариков и заканчивая младенцами, которых родители несли на руках. Все время пока шел крестный ход, священники и верующие молились, громогласно взывая сотнями голосов: «Господи помилуй!».

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако со временем благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические лётные, или воздушные крестные ходы.

Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После этого столица была спасена от вражеского наступления.

Пасхальное шествие: правила и символическое значение

Изначально крестный ход совершался только в день Светлого Христова Воскресения. Это шествие испокон веков символизировало собой не только церковь, идущую навстречу Спасителю, но и то, что до появления вести о воскрешении Христа все были вынуждены блуждать в потемках, пока Он не указал всем дорогу к Свету. Поэтому пасхальный крестный ход, хоть и является достаточно кратким, обставляется очень торжественно, а участие в нём очень важно для любого христианина.

Церковное богослужение в честь Воскрешения Христова начинается ровно в 00.00 часов в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Незадолго до полуночи во всех церквях совершается торжественное пасхальное шествие.

Несмотря на позднее время, шествие проходит под несмолкаемый колокольный трезвон. Священнослужители и молящиеся трижды проходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь перед его главным входом. Первые два раза двери церкви закрыты перед прихожанами. Момент, когда люди стоят в ночной темноте перед запертыми храмовыми дверями имеет большое символическое значение. Церковь напоминает о том, как современники Христа до его воскрешения так же стояли во тьме перед закрытым входом в пещеру, где покоился Спаситель, словно перед закрытыми райскими вратами.

Около полуночи, когда крестный ход вновь, уже в третий раз, прославляя Святую Троицу и воскресшего сына Божия, подходит к дверям церкви, они торжественно распахиваются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Тем самым церковь словно открывает для людей небесные врата рая и указывает путь к ним. После чего вся процессия входит в храм, что символизирует собой путь жён-мироносиц вошедших в Иерусалим, для того чтобы сообщить апостолам благую весть о Воскрешении Христа. Жёны-мироносицы, не знающие о Воскрешении Христа, именно на третий день пришли к его гробу, дабы натереть тело Спасителя драгоценными маслами. И только придя ко входу в пещеру, где, как они думали, покоился Иисус Христос, женщины узнали о свершившемся чуде, после чего они направились в Иерусалим, дабы рассказать всем о воскрешении Сына Божьего.

То, что двери храма раскрываются перед верующими только на третий раз, имеет глубокий богословский смысл. Иисус Христос воскрес на третий день, поэтому пасхальное шествие и должно обойти храм трижды.

В течение долгого Великого поста, сорок дней плюс еще Страстная седмица, люди готовили себя духовно, ослабляя тела, к празднику Воскресение Христово. Вот уже наступила Великая суббота - это последний день поста, но очень важный и особенный. Важно знать, во сколько сегодня начинается и заканчивается пасхальная служба, чтобы стать частью ежегодного Воскресения и принести радость, благую весть домой о наступлении праздника уже из храма в ночь с субботы на воскресенье.

В течение года пасхальная служба является очень важным событием, в 2018 году она пройдет 7 апреля. Так получилось, что в календаре из-за совпадения дат, читайте в нашем отдельном материалы.

Читайте интересные материалы по теме:

Если вы собираетесь на службу в храм, то ориентируйтесь где-то на полночь с субботы на воскресенье. В это время начинается праздничная полуношница. Начинается богослужение с того, что иерей с диаконом направляются к плащанице, которую возложили в центр храма в Страстную пятницу и тут она пролежит до самого Воскресения Христова.

Плащаница представляет собой символ того савана, которым завернули тело Христа, снявши его с креста в пятницу. На ней в полный рост изображен Спаситель, распятый на кресте. Она как бы символизирует время нахождения Господа в пещере, где его погребли и находится плащаница в центре храма до момента, когда Христос Воскреснет, то есть уже через три часа после начала пасхальной службы ее унесут снова в алтарь на целый год.

Тихие песнопения о воскресении Христа начинают петь около полуночи. Обратите внимание, что в это время внутри храма еще будут закрыты Царские врата алтаря и священники будут выходить из боковых врат. Затем поют стихиру и царские врата открывают, голос священника и хора становится громче и увереннее.

Крестный ход на Пасху

Продолжается пасхальная служба шествием вокруг церкви священников и всей паствы. Это действо называется крестный ход и проводится под трезвон колоколов. В начале процессии несут фонарь, потом запрестольный крест и образ Божией Матери, далее идут дьяконы, которые в руках держат свечи и кадилу. Завершают процессию священник, который несет в руках Евангелие, а второй рядом - икону Воскресения.

Крестный ход трижды обходит вокруг храма, за священниками со всей необходимой атрибутикой идет паства. Все останавливаются каждый раз перед закрытыми вратами с западной стороны входа в храм. Последний раз трезвон колоколов затихает и в этой тишине каждый верующий человек может услышать самые главные слова, которые она так долго ждал: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот (то есть жизнь) даровал».

Сколько длится служба

Итак, пасхальная ночная служба начинается около полуночи в длится в среднем несколько часов, заканчивая около трех утра. Брать ли детей в храм решайте самостоятельно, все таки там будет много людей и отстоять такое время, совершить крестный ход довольно сложно.

На это праздничная служба закончилась и сразу начинается Божественная литургия. Многие уже на нее не остаются - они торопятся домой, чтобы сообщить своей семье и родным радостную весть о том, что Христос Воскрес, что пост и скорбь окончены и наконец-то наступил долгожданный праздник, который продлится не только в воскресенье, но в течение всей праздничной недели (она в народе называется Фомина неделя).

О поведении в храме на пасхальной службе и не только:

  • При входе в церковь в любое время нужно трижды перекреститься и поклониться возле дверей. Православные крестятся тремя пальцами правой руки.
  • Снять перчатки, для мужчин обязательно снять головной убор, а для женщины - надеть платок.
  • При личном обращении к священнику нужно начать со слов «Батюшка, благословите». Ладони при этом человек должен сложить крестообразно и поцеловать руку священнослужителя, которой он благословлял. Далее уже можно задавать свои вопросы.
  • В пасхальную ночь храм является местом, где совершается особое и очень важное таинство. Из-за большого количества народа это может быть сложно, но все таки старайтесь не стоять спиной к алтарю.
  • Если решили взять с собой в храм детей, нужно заранее объяснить им как там себя вести: не шуметь, не бегать и не капризничать, в храме не разрешается громко разговаривать.
    Конечно, нужно будет отключить телефон, лучше всего совсем как минимум - поставить на беззвучный режим.

Пасхальное богослужение начинается в полночь перехода дня из Страстной субботы, то есть 7 апреля в 2018 году на день Воскресения Христова. Служба начинается в 00.00 и продолжается около трех часов. После совершения крестного хода начинается утренняя Божественная литургия.

.

Картина написана в конце ХIX века и по мнению искусствоведов относится к так называемому критическому реализму. Вроде бы она обличает пьянство на Руси и в частности в церковной среде. Но есть ли реализм в этой картине?

Действительно, на картине очень выразительно изображены пьяные люди. Однако, некоторые моменты заставляют задуматься: сам автор хоть немного знаком с христианской жизнью или пишет о том, о чем имеет весьма смутные представления, но при этом дерзает обличать то, в чем не разбирается.

Рассмотрим, какие же несоответствия изображены на картине.

Во-первых пасхальный крестный ход происходит в богослужебное время. Или ночью после вечерни перед литургией или утром после литургии. Перед пасхальным богослужением строгий пост! Так когда же участники крестного хода успели напиться??? Я вполне допускаю, что ПОСЛЕ крестного хода будет трапеза, где кто то напьется, но пьяные люди будут ПОСЛЕ крестного хода, а не ВО ВРЕМЯ!

Во-вторых, по мысли художника крестный ход выходит из дома, где люди праздновали Пасху и идет к церкви. Но если так, то почему священник в облачении? На нем епитрахиль и фелонь! По богослужебному уставу эти элементы облачения могут быть на священники только в богослужебное время, но ни как не на трапезе. И почему несут хоругви, фонарь и крест? Эти богослужебные предметы тоже не носят в трапезную. Бывает, что в монастырях монахи идут из храма в трапезу неким подобием крестного хода, однако у них нет упомянутых облачений и богослужебных предметов.

Сюжет картины – такая же неправда, как если бы люди шли по облакам.

Таким образом, возможны два варианта: или автор картины изобразил заведомую ложь, причем «шитую белыми нитками» или автор настолько нецерковный человек, что не знает, как проходит православное пасхальное богослужение! Мне кажется, что, скорее всего имеет место второй вариант: представители русской интеллигенции почему-то считают себя «самыми умными» и на этом основании присвоили себе право обличать и учить всех.

А теперь рассмотрим, что же видят на картине другие интеллигенты.

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным… (Пелевин Ю.А. «Перов Василий Григорьевич, Сельский крестный ход на пасху»)

То есть критик замечает образы отдельных персонажей, но не замечает упомянутых мной фактических ошибок, которые заметил бы любой воцерковленный человек. Таким образом, критик не более воцерковлен, чем автор картины! О его невоцерковленности так же свидетельствует упоминание о женщине, «поющей молебен». Вообще то молебны не хор поют, а служат священнослужители, а во время движения крестного хода поется канон празднику.

Существенно, что критика нельзя обвинить в невнимательности:

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. (там- же)

То есть про избу критик заметил, а про несоответствие церковной жизни – нет.

А вот высказывания современников художника о картине:

Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».
Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту». (там же)

Опять ни кто не заметил упомянутых фактических неточностей. Значит все упомянутые критики такие же нецерковные люди! Однако присвоили себе право рассуждать о церковной жизни, то есть о том, в чем не разбираются.

А теперь посмотрим на критические высказывания современных атеистов и «бог-в-душевцев» о современных церковных проблемах. Опять же довольно часто невежество как в вероучительных так и в бытовых вопросах.

Так стоит ли подобным интеллигентным людям обижаться, что церковь «игнорирует их»? Может быть, церковь просто следуют совету А.С. Пушкина: «не оспаривай глупца»?

Колян Платков
Ноябрь 2013г

На практике крестный ход пасхальным чином совершается в следующие дни:

Во всю Светлую седмицу;

Воскресные дни (от Антипасхи до Недели о слепом);

Преполовение Пятидесятницы;

Отдание Пасхи;

Если храмовый праздник случится в этот период (впрочем, на храмовый праздник всегда бывает крестный ход).

Крестный ход по Типикону следует совершать после утрени, однако по традиции он почти повсеместно бывает после литургии. При этом точный момент начала крестного хода варьируется: архим. Иоанн (Маслов), свидетельствует, что в практике Троице-Сергиевой Лавры начинается крестный ход после возгласа «Благословение Господне на вас…». Однако в Санкт-Петербургской Духовной Академии выход бывает сразу после заамвонной молитвы (а возглас «Благословение Господне на вас…» произносится уже после крестного хода).

Понятно, что современные варианты совершения крестного хода отличаются от того чина, который излагается в Типиконе (см. «в понедельник Светлыя седмицы на утрени»); более того, нет универсального чина крестного хода, ибо существующие в разных регионах и храмах практики различаются в деталях. Мы подробно изложим чин крестного хода так, как он совершается в Санкт-Петербургской Духовной Академии; при желании можно сравнить его с московской практикой, описанной в пособии архим. Иоанна (Маслова) [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 282-283].

Итак, назначенные люди с фонарем, запрестольным Крестом и хоругвями по окончании причащения мирян становятся в притворе. Во время заамвонной молитвы там собирается хор, и сразу по окончании молитвы хор поет «Христос воскресе из мертвых…» 3 раза, духовенство в это время выходит из алтаря царскими вратами. Возглавляет шествие человек в фонарем, за ним несут запрестольный Крест, следом - хоругви. Сразу за хоругвями идет хор, за хором - диаконы со свечами и кадилами, далее - младшие священники, несущие артос, иконы и Евангелие. Венчает группу священнослужителей настоятель, держащий Крест с трисвечником. Рядом с настоятелем идет пономарь, несущий чашу со святой водой и кропило. После настоятеля – весь народ.

Во время крестного хода совершается 4 остановки соответственно четырем сторонам света. Первая остановка бывает примерно напротив середины южной стены храма, вторая – у алтаря, третья – напротив центра западной стены, последняя – у входа в храм. Во время шествия вплоть до 3-й остановки хор поет ирмосы пасхального канона (начальный ирмос «Воскресения день…» поют сразу при выходе из храма после троекратного «Христос воскресе из мертвых…»); между ирмосами поется припев пасхального канона «Христос воскресе из мертвых». Между 3-й и последней остановками поются стихиры Пасхи. Во время шествия совершается трезвон, на время остановок звон прекращается.

На каждой остановке совершается окропление народа следующим образом: диаконы возглашают: «Господу помолимся, рцем вси», хор поет громко троекратное «Господи, помилуй», затем священник окропляет народ на 4 стороны света (восток – запад – север – юг), каждый раз возглашая «Христос воскресе» (на что следует ответ «воистину воскресе»). После каждого из 4-х христосований хор поет конечное «Христос воскресе из мертвых…» 1 раз.

Во время 2-й остановки (у алтаря) поется прокимен Пасхи «Сей день, егоже сотвори Господь…» и читается воскресное Евангелие (чаще всего выбирают 1-е воскресное Евангелие, Мф. 116). Перед Евангелием диакон говорит «И о сподобитися нам…» и прочие возгласы по чину.

После 4-й остановки все входят в храм при многократном пении пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…». Когда настоятель поднимется на амвон, он поворачивается к народу и благословляет со словами «Благословение Господне на вас…»; и бывает отпуст литургии по чину.

Когда крестный ход совершается в период от Антипасхи до отдания Пасхи , то после окончания крестного хода поется еще «Буди имя Господне…» 3 раза. Есть и другая практика, согласно которой крестный ход «вставляется» между 2-м и 3-м пением «Буди имя Господне…», т.е. хор поет дважды «Буди имя Господне…», затем совершается крестный ход по чину, по окончании которого поется «Буди имя Господне…» 3-й раз и далее возглас «Благословение Господне на вас…».

В заключение разговора о крестном ходе хочется обратить внимание на то, что к организации чинного и поистине торжественного крестного хода настоятель должен подходить со всей ответственностью. Следует стремиться к тому, чтобы ни церковнослужители, ни прихожане не воспринимали крестный ход как «прогулку» вокруг храма, но видели в нем продолжение богослужения, причем в особо торжественной форме. С особым вниманием нужно отнестись к выбору того человека, который будет вести за собой всех других – т.е. того, кто несет фонарь на крестном ходе. Это ответственное дело следует поручать опытным прихожанам или пономарям, так как именно фонарщик, идущий впереди, задает среднюю скорость крестного хода. Кроме того, фонарщик должен четко знать, когда и в каких местах следует остановиться, а когда – продолжить шествие. Так как на остановках первым всегда становится фонарщик, то несущие Крест и хоругви должны ясно представлять, какую позицию относительно фонарщика каждый из них должен занимать во время остановок.