Время пасхальной службы в церкви. Как проходит пасхальная служба в церкви

9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

9.4. Что означают православные богослужения по названиям?

(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.

Повечерие – служба после вечери (ужина).

Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь.

Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.

Службы часов воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней

9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?

– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:

Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.

Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.

9.6. Что изображается в Литургии?

– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.

9.7. Что называется обедней?

– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.

9.8. Что называется обедницей?

– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.

9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?

– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.

9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?

– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

9.11. Для чего бывает каждение в храме?

– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .

В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.

9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.

9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?

– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.

9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?

– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.

9.18. С какого числа начинается масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.

9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

9.20. Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.

9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).

9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Близится светлый праздник – день Воскресения Христова. Многие наверняка соберутся в церковь посетить службу на Пасху – вместе с детьми, родными и близкими… Но многие ли из нас знают, как именно проходит пасхальная служба? Мы расскажем, что и как нужно делать, находясь в храме или церкви...

Вот и наступила Страстная неделя, до Светлого Воскресения Христова – остались считанные дни… По традиции, с утра в Страстной четверг верующие пекут куличи и красят яйца, вечером готовят пасху, а в субботу несут их в церковь – освящать. А в ночь с субботы на воскресенье – начинается светлый праздник Пасха…

Итак, оригинальные, яркие, причудливые , и в ночь с субботы на воскресенье многие верующие идут на Крестный ход – службу, знаменующую собой начало Пасхи и праздник Воскрешения Христа. Но не многие знакомы со всеми церковными правилами. Мы поможем вам разобраться, как правильно вести себя в церкви во время пасхальной службы и что нужно делать.

Пасха – главный христианский праздник, который знаменует победу добра над злом, жизни над смертью. Праздник Пасхи предваряет – время освобождения от грехов, страстей, пагубных привычек. Для этого предписывается воздержания в пище, в развлечениях, в эмоциях. Но даже если вы не постились, смело идите в храм и празднуйте Светлое Воскресение Христово. По традиции, в Великую субботу верующие несут в церковь куличи, крашеные яйца и другие продукты для пасхального стола, чтобы освятить их.

А в ночь с субботы на воскресенье в храмах совершается праздничное ночное богослужение, которое обычно начинается около одиннадцати вечера и длится до трех-четырех часов ночи:

  • 1 С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, который следует против солнца (против часовой стрелки), что символизирует следование навстречу воскресшему Спасителю. При пении второй половины тропаря Пасхи «И сущим во гробех живот даровав» церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
  • 2 В конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга обнимем, братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие говорят друг другу «Христос воскресе!» - отвечают «Воистину воскресе!». Троекратно целоваться и дарить друг другу пасхальные яйца лучше не в храме, а после службы, чтобы не отвлекаться от молитв и не провоцировать толчею.
  • 3 Затем утреня переходит в Божественную литургию, верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы хотите причаститься, то надо заранее исповедаться и получить благословение священника.

Посещение храма или церкви в день Воскресения Христова, особенно во время пасхальной службы - обязательный "пункт" праздника для каждого верующего...

Теперь немного об общих правилах поведения в храме, которых стоит придерживаться, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не смущать других (более сведущих в церковных делах) верующих в храме:

  • одежда должна быть чистой и опрятной. Женщинам следует надеть юбку или платье, при этом рукава должны быть хотя бы до локтя, а полы юбки – до колена или ниже. В России принято, что все девушки и женщины покрывают голову – причем не важно, платком, шляпой, шапочкой или беретом. Воздержитесь от глубоких вырезов и прозрачных тканей. Использование косметики не возбраняется в разумных пределах, но губы лучше не красить, чтобы при целовании икон и креста во время пасхальной службы не оставлять следов.
  • есть такой миф, что особам женского пола в критические дни нельзя посещать церковь , но это не так. В эти дни можно ходить в храм, можно ставить свечки и подавать записки, можно целовать иконы, но от участия в таинствах (причастие, крещение, венчание и т.д.) лучше воздержаться, однако и это не является строгим правилом. В случае, если пикантный физиологический момент вклинился в ваши планы, просто посоветуйтесь со священником – дело житейское, ничего страшного в этом нет. И уж точно – женщина может присутствовать на пасхальной службе,
  • входя в церковь, надо трижды перекреститься с поясными поклонами (троеперстием и только правой рукой, даже если вы левша). Креститься надо, сняв перчатки или рукавицы. Мужчинам при входе в православный храм следует снять головной убор.
  • во время службы на Пасху (как и во время любой другой церковной службы) нельзя громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном и расталкивать молящихся у икон – когда служба закончится, вы можете помолиться и поставить свечки у образов, а также подать записки о здравии и об упокоении. Из благоговения не принято целовать лики святых, изображенных на иконах.
  • во время богослужения нельзя стоять спиной к алтарю . Всем женщинам и не получившим благословения мужчинам в алтарь заходить запрещено.
  • если вы берете с собой на службу детей, объясните им, что в церкви нельзя бегать, шалить и смеяться . Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, чтобы не нарушать общей молитвы во время пасхальной службы, или ненадолго покиньте храм, пока малыш не успокоится.
  • ставить свечи за упокой и за здравие вам нужно в разных местах: о здравии живущих – перед иконами святых, за упокой умерших – на панихидный столик (квадратный подсвечник с распятием), который называют «канун». Записки о здравии и об упокоении отдают служкам на свечном ящике, после чего они передаются священнику в алтарь. В эти поминания не записывают имена людей другой веры, самоубийц и некрещеных.
  • когда священник во время службы на Пасху осеняет вас крестом , Евангелием и образом, надо кланяться. Креститься надо при словах «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и других возгласах.
  • если вы что-нибудь захотите спросить , сначала обратитесь к священнику со словами «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.
  • уходя из храма по окончании пасхальной службы, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Надеемся, что эти элементарные, но очень важные правила помогут вам чувствовать себя более уверенно в православном храме в любой день, и во время службы на Пасху - в частности.

Благодарим отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за помощь в написании статьи.



Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, а также другие важные аспекты богослужения в этот праздничный день, рассмотрим в этом материале. Пасха является важнейшим праздничком православной церкви, и подготовка к ней начинается заранее, еще во время Великого поста.

Обряды до наступления Пасхи

Если говорить о правильных обрядах и традициях, то нужно отметить, что в храмах праздничные службы наступают еще за неделю до самого праздника. В эти дни Страстной недели люди активно ходят в церковь, а священники все чаще появляются в праздничных одеждах. За несколько дней до Пасхи двери храма перестают закрываться, чтобы каждый человек в любое время мог прийти в церковь.

Конечно, самым важным днем Страстной недели является Великая суббота. Именно в ночь с субботы на воскресенье Великий пост заканчивается, а значит, наступает Пасха. Именно в субботу в храмах, не только ночью, но даже с самого утра, проводится обряд освящения еды. Верующие приходят в храм с куличами и крашеными яйцами, чтобы окропить еду святой водой. В это время в храмах можно ставить свечи за упокой.

О начале пасхальной службы

Итак, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, рассматриваем далее. Тут нужно отметить, что православная Пасха в текущем году выпадает на первый майский день. Так что, пасхальная служба начинается ровно в полночь с Великой субботы 30 апреля на Пасху 1 мая.




Самая масштабная и многочисленная по количеству прихожан служба в честь Пасхи проходит, конечно, в Москве в Храме Христа Спасителя. Патриарх выходит к прихожанам, надев свои лучшие одежды, и он проводит всю службу: от начала и до самого конца. Отличные способы, .

В эту ночь в храмах, а, особенно, в Храме Христа Спасителя, людей очень много. Проводятся также телетрансляции службы, чтобы каждый желающий смог хоть как-то принять участие в богослужении. Пасхальная служба проводится, согласно православным традициям, до наступления рассвета самого дня Воскресения Христова.

Важные этапы пасхальной службы:
От 23.00 до полуночи в Великую субботу проводится вынос плащаницы.
Затем идет пение стихиры в алтаре.
Потом вокруг храма совершается крестный ход.
Далее начинается светлая утреня, когда используется кадила и специальный крест.
После этого проводится заутреня, выносится специально заготовленный праздничный хлеб.
Колокольный звон, традиционно, завершает пасхальную службу. Люди уже могут обмениваться праздничными приветствиями: «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес».

Следует понимать, чтобы каждый этап праздничной службы является крайне важным и его не игнорируют. Потому что, все пения и сам крестный ход имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, о которой каждый верующий человек и вспоминает в день светлой Пасхи. История эта и традиции того, как именно ее чтить, формировалась годами.




Во всех православных храмах и даже небольших церквях обязательно проводится пасхальная служба. Даже несмотря на то, что дата Пасхи каждый год разная и специально вычисляется, согласно лунному и солнечному календарю, а во внимание обязательно берется также еврейская Пасха (православная Пасха не должна быть в течение конкретного года раньше, чем Пасха еврейская).

Важно! Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается. Начинается пасхальная служба, как правило, в полночь. Но в храм рекомендуется приходить где-то за час, чтобы занять там себе место и точно попасть на службу.

Что касается освящения праздничной еды, то оно проводится, конечно, после пасхальной службы. Но лучше позаботиться об этом заранее, в храмах еду начинают освящать еще утром в Великую субботу. Потому что, долгую пасхальную службу сложно отстоять с корзинкой в руках, плюс к этому, не всегда из-за большого количества людей получается сразу после службы быстро освятить еду и вернуться домой.

Первые этапы пасхальной службы

Конечно, каждый человек, который внимательно читал этот материал до настоящего момента, уже понял, насколько пасхальная служба является важной. Также это важное мероприятие для каждого священнослужителя: они даже надевают специальные нарядные одежды, чтобы подчеркнуть особенность праздника.

За полчаса до наступления полуночи, то есть, до наступления Воскресения Христова, из царских врат выносится плащаница. После этого мероприятия торжественное пасхальное богослужение является официально открытым: верующие, которые пришли в храм, могут зажигать свечи, в храме создается в этот момент волшебная и чарующая обстановка.




В течение службы можно услышать звон колоколов, которые возвещают о том, что наступила Пасха. Также проводится пение стихир три раза, с каждым разом священник должен повышать голос на один тон. Во время пения третьей стихиры священник перемещается в центр храма, отходя от алтаря. Прихожане могут петь вместе со священником. Далее идет крестный ход, когда под звонкое пение священнослужителей все движутся вокруг храма за праздничной колонной. Можно ли в Пасху .

В нашем материале на тему, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, остается осветить только последний пункт. Когда же служба в храме заканчивается. Как правило, это происходит утром в 2-3 часа ночи. После этого пост уже считается оконченным и дома можно сразу после прихода из храма разговляться освященной едой. Уже можно кушать мясо, молочные продукты, яйца. Но сам пасхальный день начинается, конечно, утром, когда взойдет солнце.

Настоятель с диаконом кадит образа, предстоящих и диакона затем диакон кадит самого настоятеля. После этого настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени (без предварительного возглашения диакона «Благослови, Владыко»): «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе». Хор трижды повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог», хор после каждого стиха тропарь – «Христос воскресе». После «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря «Христос воскресе», хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери, и крестный ход при пении тропаря «Христос воскресе» входит в храм. Все входят в храм, ликуя и радуясь, «узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха происходяща» .

Настоятель и сослужащие ему входят в алтарь, диакон на солее произносит великую ектению. После великой ектений поется пасхальный канон, исполненный неземной радости – творение великого и боговдохновенного песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.) . Начальные слова ирмосов каждой песни запеваются в алтаре, хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. После каждого тропаря песни – припев «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением тропаря «Христос воскресе».

По Уставу канон следует петь на 16, ирмосы на 4 и тропари на 12.

Во время каждой песни канона священник с диаконом совершают каждение алтаря, иконостаса и предстоящих (полагается каждение и всего храма). Совершая каждение народа, священник приветствует молящихся словами «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8 песни каждение совершает диакон со свечой в левой руке. Он также приветствует народ словами «Христос воскресе».

После каждой песни и заключительного пения тропаря «Христос воскресе» диакон произносит малую ектению, заключающуюся особым возгласом. Эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в особой книге «Последование во святую и великую Неделю Пасхи и во всю Пасхальную седмицу». После 3 песни и ектений – ипакои: «Предварившия утро яже о Марии (спутницы Марии), и обретшия камень отвален от гроба» (Прибывшие до рассвета с Марией жены-мироносицы и нашедшие камень отваленным от гроба). После 6 песни и ектений – кондак «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне» и икос «Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб» На 8 песни перед троичным «Отче Вседержителю» поется припев «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни припев «Христос воскресе из мертвых» не поется, но поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев к ирмосу «Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца». По 9 песни – ексапостиларий «Плотию уснув, яко мертв» (трижды) – в алтаре и на клиросах.

На хвалитех: «Всякое дыхание» (гл. 1) и стихиры воскресны на 4, после которых поются стихиры Пасхи со стихами «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам Днесь показася». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно откладывается до конца службы.

После стихир читается «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста», начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив». В этом слове на основании притчи о работавших в винограднике () все призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Господа нашего. После этого пасхального слова поется тропарь святителю Иоанну Златоусту – единственное песнопение святому в службе Пасхи.

Затем произносятся две ектений: «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». После возгласа «Твое бо есть, еже миловати» диакон возглашает: «Премудрость». Хор: «Благослови». Настоятель: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь. Утверди Боже». Настоятель с крестом в руке запевает: «Христос воскресе из мертвых» (вместо: «Слава Тебе, Христе Боже»). Хор допевает: «и сущим во гробех живот даровав». Настоятель с крестом совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш». Такой отпуст творится на всех пасхальных службах.

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе», и народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды). «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению». Затем хор возглашает многолетие Святейшему Патриарху.

ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Пасхальные часы поются на Пасху и на Светлой седмице. На Пасхальной (Светлой) седмице 1 час поется после утрени, 3 и 6 часы – перед Литургией и 9 час – перед вечерней.

1 час. После возгласа: «Благословен наш» хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды); «Воскресение Христово видевше» (трижды); ипакои: «Предварившия утро яже о Марии»; кондак: «Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне»; тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог»; «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший»; «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся»; «Господи, помилуй» (40); «Слава, и ныне»: «Честнейшую Херувим»; «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших». Хор: «Аминь. Христос воскресе» (трижды); «Слава, и ныне»; «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

Иерей с крестом в руке творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию поправый» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу).

3, 6 и 9 часы. Поются так же, как и 1 час. В суточном круге богослужения они занимают место повечерия и полунощницы. 3 и 6 час обычно поются вместе (без отпуста после 3 часа).

3 и 9 часы, как и 1 час, начинаются возгласом священника: «Благословен наш». 6 и 9 часы также оканчиваются отпустом.

Во время пения часов на Пасху совершается проскомидия и обычное каждение. Тотчас вслед за часами совершается Литургия святого Иоанна Златоуста .

ЛИТУРГИЯ

Литургия на Пасху бывает «порану», труда ради бденного, бывшего в продолжение всей пасхальной ночи.

Сам чин освящения артоса состоит в следующем. На солее, на приготовленном столе, полагается артос (их может быть несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся». Священник читает молитву из Требника (часть 2) на освящение артоса: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю». Хор: «Аминь». Священник окропляет артос святой водой, произнося: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь"(3). Хор вместо: «Буди Имя Господне» поет: «Христос воскресе» (3). Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст Литургии, как и на утрене.

В день Пасхи совершается также освящение куличей (домашних артосов), пасох, а также яиц и «брашна мяс» как начатков пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать мирянам. Освящение «брашна мяс» бывает вне храма, поскольку мясо не положено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во Святую и Великую Неделю Пасхи».

Во время окропления брашен святой водой поется пасхальный канон и другие пасхальные песнопения.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу до Светлой заутрени, то пасхальных песнопений при этом освящении петь не положено – следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный».

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ

Особенности великой вечерни в день Пасхи следующие:

Вечерня начинается 9 часом, который поется по пасхальному чину. Во время 9 часа священник облачается во все священнические одежды.

Начальный возглас вечерни «Благословен наш» священник произносит, начертавая кадилом крест. Затем такое же начало, как на утрене и на Литургии.

Вход с Евангелием.

Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9 часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается.

Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день – разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони.

Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия – 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1 антифон 4 гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Великого славословия не бывает. На Литургии – Апостол, Евангелие и причастен дню и святому.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный («Живоприемный») Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене – канон святителя Никифора Каллиста (XIV в.).

На Литургии – прокимен, Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды.

ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) – Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. – «вместо Пасхи»).

С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил «обновить» радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название «Недели Фоминой»).

Наименование воскресенья о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: «Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам». «Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати» .

За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас «новою тварью». Наступила весна обновления наших душ. «Днесь весна душам, зане Христос мрачную бурю греха нашего отгна» . «Царица времен (весна) веселит избранныя люди церковныя» . «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» .

Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: «Господь мой и мой!»

И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, «осязают Его, испытуя» Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: «Господь мой и мой!»

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона.

Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы.

Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение «Блажен муж», кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей).

В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых»; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

На утрене по полиелее тропари: «Ангельский собор» не поются. Перед иконой «Сошествия во ад» (Воскресения Христова) или перед Евангелием после полиелея поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Степенны не текущего 1 гласа, а первый антифон 4 гласа – «От юности моея».

Канон – «праздника», но не Пасхи: «Поим вси людие». Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день». Припев к тропарям канона «праздника» по Триоди: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется; диакон совершает обычное каждение и перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе, светлую свещу». Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем».

На Литургии: изобразительны, задостойник: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися». В конце Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» – «Христос воскресе» – трижды. И отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный наш» (такой же отпуст и на утрене).

Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы; в субботу – отдание. В течение всей седмицы Фоминой – тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника.

В Неделю Антипасхи вечером совершается великая вечерня. После начального возгласа чтец читает трижды тропарь: «Христос воскресе», затем: «Приидите, поклонимся» и псалом 103. Кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса». Затем обычное последование великой вечерни. По Трисвятом и «Отче наш» – тропарь святого Минеи; «Слава, и ныне» – тропарь праздника.

После Фоминой Недели вечерни по воскресеньям до Пятидесятницы бывают без входа и великого прокимна – как вседневные .

В понедельник или вторник после Фомина воскресенья – день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню. Обычно после вечернего или утреннего богослужения (Литургии) совершается полная панихида, на которой поются пасхальные песнопения. Поминовение усопших (панихида) также совершается в этот день на кладбищах, на могилах, куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также начинает совершаться таинство брака.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВОСКРЕСНЫХ И СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ОТ ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ

(ФОМИНА ВОСКРЕСЕНЬЯ) ДО ОТДАНИЯ ПАСХИ

В состав Недельных богослужений от Пасхи (от Недели Фоминой) до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения собраны и последовательно изложены в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом «Пасха» (например, «канон Пасхи»). Песнопения воскресные обозначаются словом «воскресны» (например, «стихиры воскресны»). Песнопения Триоди обозначаются словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящия Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого; или словом – «дне» (например, «седален дне»).

В течение семи дней после дня Преполовения, то есть в дни попразднства Преполовения, слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, но не на песнопения Недели о расслабленном или Недели о самаряныни.

Во все Недели Цветной Триоди Минея не поется, за исключением служб святого великомученика Георгия Победоносца, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая Чудотворца и храмового праздника: службы святым Минеи поются на повечериях.

В седмичные дни, от Недели Фоминой до Отдания Пасхи, службы Цветной Триоди соединяются со службами Минеи, при этом песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду следуют впереди Минеи .

ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТРОПАРЯ: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ».

От Фоминой Недели до Отдания Пасхи все службы начинаются после возгласа священника троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ»

Тропарь «Христос воскресе» поют священнослужители в начале всенощного бдения и певцы на клиросе перед шестопсалмием после возгласа: «Благословение Господне на вас».

На Литургии после возгласа «Благословено Царство» священнослужители в алтаре поют два раза тропарь «Христос воскресе», а третий раз – только его начало; хор заканчивает: «и сущим во гробех живот даровав» (царские врата на пение «Христос воскресе» открываются). На Литургии вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (единожды), прочее последование Литургии – как обычно. Так, после возгласа: «Со страхом Божиим» хор поет: «Благословен грядый во имя Господне» (но не «Христос воскресе», как на Пасху). После возгласа: «Всегда, ныне и присно» – поется песнопение «Да исполнятся уста наша». В конце Литургии перед отпустом по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже» поется «Христос воскресе» трижды (поскору). В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и иных) перед отпустом после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже» – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь «Христос воскресе» в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе.

Тропарь: «Христос воскресе» поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб.

Читается тропарь «Христос воскресе» в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением «Приидите, поклонимся».

Молитва «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается).

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на «Слава» поется стихира праздника. В конце стихир «Христос воскресе» поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются.

На воскресных всенощных бдениях «Воскресение Христово видевше» поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные днина утрене «Воскресение Христово видевше» поется (после кафизм) единожды.

Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе» (3) в конце каждой песни не поется.

На 9 песни пасхальные припевы не поются, 9 песнь поем сразу после 8 следующим образом. Ирмос: «Светися, светися», припев: «Христос воскресе из мертвых» и тропарь: «О Божественнаго, о любезнаго», затем припев и тропарь: «О, Пасха велия», богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас», после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После канона – ексапостиларий Пасхи.

В седмичные дни канон Пасхи не поется. В некоторые праздники положено петь на катавасии ирмосы Пасхи (но не весь канон). Указание Устава о пении в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни из Цветной Триоди поется канон предыдущей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.), или Преполовения (от праздника Преполовения до его отдания).

Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели жен-мироносиц, о расслабленном; о самаряныне и о слепом, а также на отдание Пасхи.

Во все Недели до отдания Пасхи «Честнейшую Херувим» не поем. («Честнейшую Херувим» не поется в тех случаях, когда поется канон Пасхи). Но на вседневных службах «Честнейшую Херувим» поется.

Ексапостиларий «Плотию уснув» поем в те же Недели, когда поется и канон Пасхи. При пении канона и ексапостилария царские врата открываются.

На первом часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе» кондак «Аще и во гроб снизшел еси».

В седмичные и в воскресные дни (если не случится двунадесятый праздник) в период пения Цветной Триоди на Литургии всегда поются Изобразительны (но не вседневные антифоны).

На Литургии после малого входа, после воскресного тропаря и кондака Триоди, поется кондак Пасхи.

На Литургии вместо «Достойно» поется: «Ангел вопияше Благодатней» и «Светися, светися».

Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с его попразднством.

В дни воскресные и седмичные от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст произносится воскресный: «Воскресый из мертвых Христос, истинный наш», но не пасхальный (он произносится после Пасхальной седмицы только однажды – после Литургии в день отдания Пасхи).

Земные поклоны за общественным богослужением до дня Святой Пятидесятницы Устав отменяет.

К этому времени те, кто несет запрестольный Крест, хоругви, фонарь и образ Воскресения должны встать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи; сюда же встают и певчие (обычно тот, кто несет фонарь встает заранее, в конце полунощницы, далеко от солеи (почти на середину храма); пред ним, ближе к солее, встает несущий Крест, еще ближе к солее – те, кто несет хоругви и свещеносцы с большими свечами; еще ближе – певчие в рядах; около же самой солеи – несущие образ Воскресения, храмовый и чтимый образ). Все встают сначала лицом к востоку, а когда начинается шествие, то сразу все обращаются на Запад и спокойно, не стесняя друг друга, открывают шествие. За певчими и иконой Воскресения идут попарно: диаконы с кадилами и священники (младшие). За священниками, в середине, идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой. За ним справа – старший диакон со свечой.

У закрытых западных дверей участники крестного хода останавливаются в таком порядке: у самых дверей храма, лицом на запад, встает несущий Крест, а по сторонам его – несущие хоругви. Пред Крестом, дальше от дверей, также лицом на запад, встает несущий образ Воскресения, а за ним – свещеносцы с большими свечами и несущий фонарь. Те, кто нес другие святыни, располагаются по сторонам от держащего в своих руках образ Воскресения – тоже лицом на запад (иногда икону Воскресения и Евангелие несут младшие священники). Священник (настоятель) встает против образа Воскресения лицом на восток.

В древнейших Уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или же священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в XV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в XVII в., по обычаю Церкви Иерусалимской, в которой совершается крестный ход в кувуклию пред началом пасхальной утрени. В остальных восточных Православных Церквях начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным в Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах.

Объяснение пасхального канона см: Скабалланович М. // Журнал «Проповеднический листок». 1913. N 1.

Священник, который служит в день Пасхи Литургию вместе с утреней, должен совершить входные молитвы пред полунощницей или непосредственно после Пасхальной полунощницы, а затем облачиться (читая положенные молитвы) в полное облачение. Что касается содержания молитв входных, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни Святой Пасхи по обычаю большинства монастырей совершать входные молитвы по следующему чину: после начального возгласа и троекратного «Христос Воскресе» читать из последования часов: «Предварившия утро», «Аще и во гроб снизшел еси», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное селение», а затем из обычных входных молитв обязательно читать: «Пречистому Твоему образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, низпосли руку Твою». И так во всю Светлую седмицу пред Литургией (см.: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Вып. 1. Киев, 1903. С. 177–178, 181–182).

По Уставу в Пасхальную седмицу не служатся седмичные службы, посвященные святым и священным воспоминаниям в каждый день седмицы, и священнику и диакону, готовящимся к служению Литургии на Пасхальной седмице нет оснований читать обычные каноны бесплотным Силам, Иоанну Предтече и др., назначаемые Церковным Уставом вычитывать соответственно дню. Обычно в Пасхальную седмицу с вечера священник и диакон вычитывают пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Святому Причащению и пасхальный 1-й час (вместо вечерних молитв) или же вечерние молитвы. А утром – пасхальный 1-й час или утренние молитвы и молитвы ко причащению.

Чин раздробления артоса указан в «Дополнительном Требнике» и в «Требнике в 2 частях», (Ч. 1). См. также «Протоиерей С. В. Булгаков» . Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.

Подробнее о соединении Цветной Триоди с Минеей на седмичных днях от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы, пении тропарей и пр. – см. «Богослужебные указания» на 1950 г. и 1951 г. Ч. 2.


Богослужение на Пасху начинается в субботу поздно вечером. Примерно в 11 часов вечера начинается служба субботней полунощницы, на которой священником в центре храма перед святой плащаницей. В конце чтения канона священник заносит святую плащаницу в алтарь, а сама полунощница вскоре заканчивается. Канон называется плачем Богородицы. В нем описываются переживания Божией Матери, видевшей распятие Своего Сына.


Непосредственно пасхальная служба начинается в 12 часов ночи с наступлением воскресенья. Совершается богослужение пасхальной заутрени, начинающееся ходом вокруг храма. Хор поет стихиру о воскресении Христа, возвещая людям о том, что это событие воспевают ангелы на небесах. Перед тем как зайти после крестного хода в храм, священник дает возглас, после которого начинается пение пасхального тропаря Христос Воскресе. С этим пением духовенство, хор проходят в храм, где продолжается пасхальная утреня, состоящая из пения определенного пасхального канона Иоанна Дамаскина, светильна Пасхи, стихир Пасхи. В конце утрени на аналое священник читает поздравительное слово на день святой Пасхи, написанное святителем Иоанном Златоустом. В проводится мысль о том, что в день святой Пасхи каждый человек должен насладиться торжеством православной веры.


После пасхальной утрени хор поет несколько пасхальных часов ( богослужение, состоящее из пения некоторых пасхальных молитвословий, прославляющих воскресение Христа).


По окончании часов совершается праздничная литургия Иоанна Златоуста. Особенностью этого богослужения можно назвать чтение евангелия на различных языках. В зависимости от филологических навыков священника или архиерея, евангелие может читаться , древнегреческом, испанском, французском, немецком и других языках.


Также, по окончании чтения евангелия, священнослужитель возвещает прихожанам поздравительные слова патриарха Московского и всея Руси, написанные на этот день. В конце литургии читается уже поздравительное слово от правящего архиерея епархии.


После окончания пасхальной литургии народ не расходится, так как совершается освящение пасхальной снеди (яиц, куличей, пасок). Читаются определенные молитвы священником на разрешение вкушать мясо, ведь христианам было запрещено вкушать продукты животного происхождения до пасхального дня, так как устав православной Церкви предписывает определенное воздержание Великим .


После освящения пасхальной снеди народ расходится по домам. Обычно всё пасхальное богослужение заканчивается к трем часам ночи, однако точное время окончания богослужения назвать невозможно. В каждом православном храме пасхальная служба совершается с различной скоростью. Необходимо только отметить, что характерными особенностями пасхального богослужения является торжественное пение, которое разносится под сводами храма в течение всей божественной службы.