Виленская икона божией матери.

Виленская-Остробрамская икона Божией Матери

ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


@1465@

Описание

Икона написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева явлена в момент Благовещения, со сложенными крестообразно на груди руками. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

История

Православная святыня

О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда - святые Антоний, Иоанн и Евстафий.

Другие два придания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля - день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи (с южной стороны), ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан.

Виленская Остробрамская икона Божией Матери
@1464@
Во владении римо-католиков
Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона одинаково почитается и православными и римо-католиками. По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы. Вокруг часовни всегда можено было видеть людей, среди которого многие стояли тут же, на улице, на коленях.

ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

(Празднование — 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля в день памяти трех литовских мучеников)

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками, — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери , в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской (это связано с тем, что икона является частью композиции Благовещения, и с легендой о древнем происхождении из Корсуни - древнерусское название Херсонеса). Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе «Острыми воротами» или «Острой Брамой» (от польск. «Брама» — ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы.

Остробрамские ворота с часовней над ними чудотворной Остробрамской иконой Божией Матери в Вильнюсе

С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Происхождение

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на предании о том, что икона чудесным образом появилась в Вильне — столице княжества Литовского, на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341—1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги «Древняя история литовского народа» имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена». Свидетельство каноника Лодзяты - наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Католики видят в Остробрамской иконе образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

Польская версия поддерживает гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз — Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными - Матерь Божия.

История

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Ольгерда тверской княжны Иулиании Александровны, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744г. снова помещена над воротами.

В 1812г. она пострадала при нашествии французов, а в 1829г. отреставри-ро-ва-на. По-сле за-кры-тия в 1832г. кар-ме-лит-ско-го мо-на-сты-ря, Те-ре-зин-ский ко-стел был пе-ре-име-но-ван в Остробрам-ский и остал-ся в ве-де-нии рим-ско-ка-то-ли-че-ско-го ду-хо-вен-ства.

Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий.

Иконография

Остробрамская икона Божией Матери относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках.

Икона написана темперой на двух соединенных дубовых досках размером 1,63 х 2 м и толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

Остробрамская икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона - барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

Позднее (в 1849 году) внизу иконы была помещена большая серебряная вота (дар, данный по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания) в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Виленская Остробрамская икона Божией Матери - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные.

Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.

Кондак
Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. А минь.

Молитва иная Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никто же отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконеТвоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Соборней и Апостольстей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею.

Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. А минь.

ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками - Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской.

Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе "Острыми воротами" или "Острой брамой" (от польск. "Брама" - ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. (В настоящее время ворота называются Мядининкскими, или Аушрос. Они являются уцелевшим фрагментом древней оборонительной системы. Вильнюс имел прежде деревянную городскую стену, а в начале XVI века был обнесен каменной, с пятью воротами. В части города, называемой Острый, или Русский, конец (ввиду преобладания здесь русского населения) и находились ворота, о которых идет речь).

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на благочестивом предании о том, что икона чудесным образом появилась на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Сторонники другой версии утверждают, что икона прислана великому князю литовскому Ольгерду Гедиминовичу греческим императором Иоанном Палеологом по случаю принятия Ольгердом христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341 - 1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги "Древняя история литовского народа" имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: "Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ - подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена". Свидетельство каноника Лодзяты - наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Александра Иулиании, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671 г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741 г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744 г. снова помещена над воротами.

В 1812 г. она пострадала при нашествии французов.

Икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. Икона написана на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

В 1927 году во время реставрации иконы, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Имеются свидетельства и о более ранней реставрации. Так, в 1829 год икона была в некоторых местах переписана рукою польского художника Канута Русецкого. В связи с реставрацией, предпринятой в 1829 году, некоторые авторы сообщают, что на иконе была обнаружена написанная на церковнославянском языке хвалебная песнь Богородице - "Честнейшую херувим...". Есть также сообщения об имевшихся на иконе надписях на греческом языке. Журнал "Русский архив" опубликовал в 1884 году записки князя Н. Имеретинского 1854 года, где говорится: "Остробрамская икона была когда-то достоянием православных, о чем свидетельствует сохранившаяся на ней греческая надпись". О существовании такой надписи сообщает и "Холмско-Варшавский епархиальный Вестник". Некий очевидец Ф. Серно-Соловьевич пишет в нем: "В 1865 г., когда заведующим виленскою епархиею был прелат Жилинский, в ведении которого находилась и "Острая брама", мне пришлось видеть на задней доске иконы (она тогда обновлялась) греческую надпись".

Были ли упомянутые надписи позднее уничтожены в связи с полемикой о принадлежности иконы или сведения о них порождены той же полемикой, сказать без специального исследования трудно.

В вышедшей в Вильно в 1863 году книге "Известие о чудотворном образе Пресвятой Девы Марии на Острых воротах и об иных чудотворных образах в г. Вильне" приводится следующее предположение об иконе: "Ближе всего к истине, - говорится в книге, - что подтверждается и рассказами пожилых людей, имеющих 60 и более лет, которые неоднократно слышали рассказы из уст старейших кармелитов, то, что вследствие порчи первоначальной (на деревянных воротах) иконы, кармелиты задумали соорудить взамен этой новую, более величественную, вызвав живописца из Киева...". Вряд ли можно согласиться с версией о живописце из Киева, но версию о замене древней православной иконы более поздней исключать, особенно в свете открытий 1927 года, нет оснований.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз - Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными - Матерь Божия.

В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.

25 - 27 июля 1997 года, в связи с юбилейными празднованиями 650-летия мученической кончины виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием Свято-Духова монастыря, г.Вильнюс посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. 26 июля после Божественной литургии из Свято-Духова монастыря к Остробрамской иконе был совершен Крестный ход с участием в нем Святейшего Патриарха. Из надвратной часовни, где находится чудотворный образ Божией Матери, Его Святейшество обатился с пастырским словом к народу Литвы.


МОЛИТВА ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ "ОСТРОБРАМСКАЯ ВИЛЕНСКАЯ"

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ "ОСТРОБРАМСКАЯ ВИЛЕНСКАЯ"

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никто же отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконеТвоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Соборней и Апостольстей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею.

Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Остробрамские ворота с часовней над ними чудотворной Остробрамской иконой Божией Матери в Вильнюсе

http://te.zavantag.com

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих недугов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская» («Одигитрия»)
(чтомая в Виленском СвятоТроицком монастыре)


К кому возопию, Владычице?
К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?
Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: , Благодатная; , Обрадованная; , Преблагословенная; Господь с Тобою.

Тропарь, глас 4
Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево!
Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак,глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: , Невесто Неневестная.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси.


Описание иконы Виленская:
По одному из преданий,икона Божьей Матери Виленская типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Из Палестины икона попала в Царьград (Константинополь). Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона Божьей Матери стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III.

В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название – Виленская.

Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона Божьей Матери Виленская пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону ОСТРОБРАМСКУЮ.

В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна.

Согласно испокон веков утвердившемуся общественному мнению, Пресвятая Богородица является покровительницей и заступницей всего народа русского. К ней первой православные христиане – наши соотечественники - обращаются с просьбой о помощи, дабы донесла Пречистая Дева Мария мольбу слезную до Творца и Сына своего Иисуса Христа. Впрочем, как мать заботливую и всемилостивую воспринимают Богородицу и за пределами России. К примеру, в Литве святая высоко почитается верующими. А одна из икон литовского происхождения в свое время очутилась на земле русской. Имеется в виду Виленская икона Божией Матери, день празднования которой установлен христианской Церковью 28 февраля.


История Виленской иконы

Если верить древнему преданию, автором Виленского образа Божией Матери является евангелист Лука. Написал он икону эту при жизни Девы Марии. Первоначально образ находился в Палестине, но после был перенесен в византийскую столицу Константинополь. Этим объясняется второе название образа Виленского – «Царьградская». Существует еще одно наименование иконы: «Иерусалимская».

Как же Виленская икона Божией Матери оказалась в Москве? На этот счет существует две основные версии. Первая и наиболее распространенная гласит, что образ чудесный забрала с собой некая Зоя Палеолог, приехав в русский стольный град в качестве невесты великого князя Иоанна III Васильевича. Став женой указанному правителю, царевна приняла имя Софья. Что касается второй версии, то Виленскую икону Божией Матери московские князья получили в дар от князей галицких. Последним же икона была пожалована самим императором Византии.

Если говорить непосредственно об основном названии образа, то определение «Виленская» он приобрел благодаря своему появлению в Вильно – городе в Литовском княжестве. Данное событие связано, по мнению историков, с приездом в озвученную местность Елены Иоанновны, московской княжны. Последняя собиралась стать женой великого литовского князя Александра, а икона была дарована ей в знак родительского благословения. Кстати, отцом и матерью Елены являлись уже упомянутые выше московский князь Иоанн III и жена его Софья.


На протяжении всей дальнейшей жизни Елены Иоанновны Виленская икона Божией Матери хранился в покоях княгини. Когда же венценосная особа почила с миром, икона заняла место над гробницей покойницы в православном Успенском соборе там же, в Вильно. Так случилось согласно завещанию, составленному самой Еленой Иоанновной. Этот храм представлял собой резиденцию митрополита Киевского и Литовского.

Путешествия святого образа

В Москве, конечно же, лелеяли надежду на возвращение Виленской иконы Божией Матери. Шанс появился в период Ливонской войны, шедшей в XVI веке. В момент переговоров представители русской стороны совершили попытку, предложив ультиматум: в обмен за святой образ они обещали освободить полсотни пленных дворян литовских. Но условия эти приняты противником не были.


Реальная угроза утери иконы в Вильно православными возникла в 1596 году, когда власть церковную захватили униаты. Кафедральный собор, где находился образ Божией Матери, тоже отошел к унии. Пытаясь спасти икону, ее перенесли в церковь св. Николая под Оршей, но и та быстро стала униатской. В итоге образ вернулся на первоначальное место своего пребывания. Из-за пожара в 1610 году в Пречистенском (Успенском) соборе митрополичью кафедру, а вместе с ней и икону перенесли в Свято-Троицкий храм одноименной обители – тоже униатской.

Вторая попытка Москвы возвратить Виленский образ Богородицы в Россию предпринял царь Алексей Михайлович во время русско-польской войны (середина XVII века). На удачу, войскам русским удалось занять Вильно. Были организованы розыски святого образа, однако они не увенчались успехом. Дело в том, что чуть раньше виленский мещанин Ю. Селедчик вывез икону в Крулевец (позже Кёнигсберг), а уже там ее надежно спрятали униатские иноки. Лишь в начале 60-х гг. XVII столетия Виленский образ вернулся в Вильно. Позже икона совершила еще несколько вынужденных путешествий, но все равно возвращалась обратно. Так и хранилась она в Троицком монастыре: сначала в деревянном, затем в позолоченном киоте. Образ был доступен для поколения верующих. По молитвам перед Виленской иконой Божией Матери совершались большие чудеса.


В благодарность за полученную помощь исцелившиеся украшали Виленскую икону Божией Матери драгоценностями.

Описание святыни

Когда Польское восстание 1863-1864 гг. окончилось поражением противника, Виленсикй образ Богородицы превратился в своеобразный символ исконного Православия северо-западных областей. Много было произведено в тот период исторических исследований, немало написано публикаций. Цель преследовалась одна-единственная: доказать православные корни иконы.

Несколько слов о том, как выглядел образ. Написан он был по типу Одигитрии. Известны точные размеры иконы: 135,5 см на 90 см, а также материал изготовления – центральные кипарисовые и боковые липовые доски. Достаточно много общих черт образ Виленский имел с Иерусалимским, Грузинским и Тихвинским образами.

Целых 4 столетия Богородица являла чрез древнюю чудотворную икону свою несчетную милость верующим. В 1677 году святыня совсем преобразилась: обзавелась чеканной ризой, изображенные на ней Матерь Божия и Младенец Иисус – позолоченными и посеребренными одеждами и коронами.

Согласно документальным письменным источникам, датированным 1701-м и 1781-м гг. Виленский образ просто утопал в украшениях. В 60-х гг. XIX века икону вложили в новый оклад и бронзовую раму, созданные из пожертвованных драгоценностей. Теперь головы Девы Марии и Богомладенца венчали алмазные нимбы. В 1866 году икона подверглась реставрационной чистке.

Исчезновение святыни

Первая мировая война послужила причиной тому, что Виленская икона Божией Матери оказалась утеряной. Правительством была организована эвакуация основных и древних реликвий, имеющих важное религиозное значение, с целью уберечь святыни от надругательств. Иконы и прочая утварь вывозились в глубь страны. Таким образом, в 315 году, в конце лета Виленский образ Божией Матери вместе с мощами 3-х Виленских мучеников очутился в московском Донском монастыре, а после – след его потерялся и не найден поныне.


Не следует путать данный образ с тем, что носит название Виленского Остробрамского. Перед Виленской иконой Божией Матери молиться можно о чем угодно, но особенную помощь люди получают в физических болезнях, душевных недугах и облегчении жизни. Существуют соответствующие тропарь и кондак:

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.