Тропами войны – линия Мажино. Неприступные линии обороны XX века — линия Мажино


«В линию Мажино французы вгрохали кучу денег, а она оказалась совершенно бесполезной: немцы её обошли» - примерно так выглядит распространённое мнение об историческом значении наиболее знаменитой Великой китайской стены новейшей истории. Между строк тут прочитывается осуждение: бестолку потратили кучу денег, лучше бы танков и самолётов наделали. Вот дураки французы. Зачастую, подобная категоричность произрастает из недостатка или несистематичности знаний о предмете. Давайте попробуем их немного упорядочить.

ГЕОГРАФИЯ

Если сталь - хлеб индустрии, то железная руда и уголь - мука для этого хлеба. На западном берегу Рейна, по воле Плутона, оказались крупнейшие в Европе залежи железной руды, а рядом удобно расположились угольные месторождения. Реки Рейн и Маас были готовыми дорогами для угольных и рудных барж, да ещё люди понарыли множество каналов. Немудрено, что вокруг этих природных богатств в Бельгии, Люксембурге, Франции и Германии как на дрожжах наросла металлургическая и машиностроительная промышленность. Наросла она не очень считаясь с начертанием государственных границ, в итоге вышло так, что стратегически-важные промышленные районы, что во Франции, что в Германии, оказались в опасной близости к местам возможных военных действий в самый начальный период войны.

Франко-германская граница идёт от Швейцарии на север по реке Рейн, причём на значительной части своего протяжения она подпёрта с тылу Вогезскими горами на французской стороне и Шварцвальдом на немецкой; здесь природа благоприятствует её обороне. Но чуть южнее Карлсруэ, граница поворачивает на северо-запад и не опирается ни на какие естественные рубежи влоть до самого Люксембурга. И выходит, что в непосредственной близости к границе оказываются с французской стороны богатейшие лотарингские железные рудники, а с немецкой - жирные саарские угольные шахты.

ПОЛИТИКА

После поражения Германии в Первой мировой войне, французы смогли добиться оккупации западного берега Рейна (и нескольких плацдармов на восточном берегу) союзными войсками. С 1920 года французы имели военное соглашение с Бельгией о совместной обороне от германской агрессии, на основании которого проводились периодические консультации начальников штабов. Кроме того, французская дипломатия сумела создать некоторый «противовес» на востоке, заключив союзные договоры с Польшей (1921) и Чехословакией (1924).

К середине 20-х было решено, что военный бюджет уже достаточно обременён рифской войной в Мароко и нужно сэкономить на содержании оккупационной армии. В октябре 1925 года, в швейцарском городке Локарно прошла конференция европейских держав по итогам которой была подписана серия соглашений. Наиболее известное из этих соглашений гарантировало германо-французскую и германо-бельгийскую границы, что позволило начать вывод оккупационных войск, на условиях сохранения демилитаризованной зоны по Рейну. Тогда же в Локарно Францией были подписаны новые соглашения с Польшей и Чехословакией, на сей раз это были уже полноценные договоры о взаимопомощи.

Вывод оккупационных войск из Германии должен был завершиться к 1930 году. Линия укреплений вдоль франко-германской границы должна была компенсировать потерю «передовой позиции» по Рейну.

СТРАТЕГИЯ

С 1930 года деньги и цемент потекли в линию Мажино. Но линия строилась тольо вдоль границ с Германией и Люксембургом. Бельгийская граница оставалась неприкрытой. Почему? Потому, что таков был стратегический план Высшего Военного Совета.

Сценарий войны отрабатывался на случай германского нападения на одного из восточных союзников Франции. В этом случае французская армия по плану выдвигалась в Бельгию, одновременно прикрывая промышленный северо-восток Франции и создавая угрозу немецкому промышленному району в Руре. Линия Мажино дложна была прикрыть расположенные вблизи границы важные сырьевые и промышленные промышленные районы на время мобилизации.

В менее вероятном случае, если первый удар Германии будет направлен на запад, линия Мажино должна была побудить немцев опять же искать решение на полях Бельгии, что автоматически означало вовлечение в войну гарантов Локарно: Великобритании и возможно Италии. По мнению французов это делало первый удар на западе практически невероятным.

Разные вариации этих планов отрабатывались в 1927-1936 гг. Время от времени возникали идеи отказаться от выдвижения в Бельгию для прикрытия, а продолжить линию до Па-де-Кале. Но всякий раз предпочитали тратить деньги на что-нибудь более полезное.

Одновременно с началом стрительства линии Мажино, была запущена и первая программа моторизации армии. Бросок в Бельгию преполагалось осуществить полностью моторизованными пехотными дивизиями (пять, позднее семь штук) под прикрытием легких механизированных (одна, позднее две).

Ситуация изменилась в марте 1936 г. В этом месяце случилось два важных события - ввод Вермахта в Рейнскую область и формальная денонсация Бельгией военного соглашения с французами. В октябре того же года бельгийский король Леопольд III формально заявил о новом, «независимом» курсе бельгийской политики. Бельгия отказалась от участия в каких бы то ни было союзах и взяла курс на укрепление собственных вооружённых сил.

Теперь об использовании Бельгии, как трамплина для прыжка на Рур можно было забыть. Новая стратегия базировалась на использовании линии Мажино, как «центральной позиции», с опорой на которую предполагалось отражать фланговые угрозы в Бельгии или Швейцарии, или обе вместе. Началось строительство отдельных групп лёгких укреплений вдоль белгийской и швейцарской границы.

Распространено мнение, что французская военная мысль в межвоенный период отдавала приоритет обороне и линия Мажино приводится тут как пример стремления к обороне, доведённое до крайности. Однако, оба французских полевых устава (1921 и 1936 гг.) именно наступление называли основным видом боевых действий, считая, что к обороне командир вынужден переходить только тогда, когда не считает возможным наступать по недостатку сил или условиям местности.

Да, французский подход к наступлению отличался от немецкого. Французы считали правильным проводить только методические, хорошо подготовленные, обеспеченные и спланированные наступления с псотоянным контролем сверху до низу, тогда как немцы предпочитали хаос и инициативу низов. Но наступление, пусть даже методическое, это всё-таки не оборона.

В период 1919-1936 гг. Франция потратила на оборону 43 млрд.франков. Из них 42% (18 млрд.) было потрачено на флот, 31% (более 13 млрд.) на армию и 27% (около 12 млрд.) на ВВС. Из 13 млрд. потраченных на армию, 5 млрд. ушло на фортификацию, т.е. строительство линии Мажино. Это много. Если вспомнить, что в армейском бюджете заложены ещё и расходы на рифскую войну, то на перевооружение армии остаются слёзы.

Но 1936 год был только началом. В 1937 году оборонный бюджет составил 13 млрд.франков (в т.ч. 4 млрд. на ВВС), в 1938 году 17 млрд. (в т.ч. 6 млрд. на армию и 7 млрд. на ВВС). В 1939 году, до 1 сентября на оборону было потрачено 37 млрд.франков, 19 млрд. из них на ВВС и 12 млрд. на армию.

Полные расходы на линию Мажино и другую фортификацию не ясны, встречаются разные цифры. Но даже если взять максимальную (7 млрд.франков), то и она теряется в потоке финансирования полученном армией и ВВС в 1937-1939 гг. Утверждение, что линия Мажино съедала значительную часть армейского бюджета верно, нотолько для периода 1930-1935 гг., когда сам бюджет был невелик. В общих расходах на армию за предвоенный период её доля невелика.

Поздний старт перевооружения армии имел и свои плюсы. Если в СССР вплоть до 1939 года в массовых количествах клепали танки конструкции конца 20-х годов (БТ и Т-26), то Франция вступила в войну с весьма современным танковым парком, в основном укомплектованным машинами разработки середины 30-х.

ТАК ВЫПОЛНИЛА ЛИНИЯ МАЖИНО СВОЮ ЗАДАЧУ ИЛИ НЕТ?

Как видим, особых денег линия Мажино не съела. Но как же с задачей? Ведь немцы её обошли? Да, обошли. Но если вы внимательно прочитали все предыдущие букафки, то наверное уже поняли, что именно для того её и строили. Чтобы заставить обходить.

"Внутри цитадели статической (статичной?) войны.
Один из бастионов могучей Линии Мажино"
Из публикаций в английской (американской?) прессе за декабрь 1939 года.

В-принципе, английские подписи не должны смущать людей, знакомых с военным делом, но не владеющих английским языком - все очевидно.

Из Википедии:

Ли́ния Мажино́ (фр. la Ligne Maginot ) — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона . Была построена в 1929 —1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино.

В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Линия Мажино была построена для выполнения нескольких целей:


  • Для того, чтобы избежать внезапного нападения и дать сигнал к началу оборонных мероприятий.

  • Чтобы защитить Эльзас и Лотарингию (эти территории были отданы Франции в 1919 ) и их промышленный потенциал.

  • Чтобы быть использованной в качестве стратегического плацдарма для контрнаступления.

  • Для того, чтобы сдержать наступление противника на время проведения мобилизации и до тех пор, пока основная часть армии могла бы быть подведена к линии.

Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году — предпримут обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных этажах располагались снабженные лифтами орудийные казематы. Они представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.

Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землей находились склады боеприпасов и снаряжения, снабженные лифтами. Еще дальше размещались позиции дальнобойных крупнокалиберных орудий на железнодорожном ходу. Была также модернизирована старая оборонительная линия , состоящая из фортов Бельфор, Эпиналь, Верден и др. Глубина обороны Линии Мажино составляла 90—100 км.

Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут и вместо этого начали планировать длительную войну. В начале сентября Франция нерешительно двинула свои войска в Саарскую область, но 4 октября, после поражения Польши, вновь отвела их за линию Мажино (так называемая Странная война). В 1940 году германские войска стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны. После капитуляции Франции гарнизон линии Мажино сдался.

14 июня 1940 года 1-я и 7-я пехотные армии группы армий «С» генерал-полковника Вильгельма фон Лееба (19 июля 1940 года произведён в генерал-фельдмаршалы) атаковали линию Мажино и прорвали её. Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны за несколько часов в результате наступления пехоты даже без танковой поддержки. Германская пехота наступала при мощной авиационной и артиллерийской поддержке, широко применялись дымовые снаряды. Вскоре выяснилось, что многие из французских дотов не выдерживают прямых попаданий артснарядов и авиабомб. Кроме того, большое количество сооружений не были приспособленыдля круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга гранатами и огнемётами.

Многие историки считают, что в условиях современной войны такие высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией. Главная и качественно выстроенная часть линии была построена до 1936 года, когда Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет, что вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы до Атлантического океана. Эта новая часть линии была построена в спешке и не была доведена до должного уровня защиты. Поэтому, когда говорится о прорыве линии Мажино, то имеется в виду прорыв новых участков линии, построенных в болотистой местности, где строительство подземных сооружений было очень затруднено. Поражение Франции в 1940 году не было результатом недостатков центральной части линии (которая, несмотря на многочисленные попытки германской армии, была прорвана лишь в двух местах, что произошло уже после падения Парижа и отступления большей части французской армии), а произошло в результате многочисленных стратегических просчётов правительства Французской республики, не сумевшего воспользоваться теми преимуществами, которые создавались существованием этой мощной оборонной линии.

После войны часть сооружений линии Мажино передана под склады военного имущества. Своеобразной видеоэкскурсией по линии Мажино в XXI веке может служить французский фильм 2004 года «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса».

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним доказательством того, что генералы готовятся к войнам прошлого. Память о позиционных мясорубках прошлой войны заставила правительства разных стран заняться возведением масштабных, колоссальных по оснащенности оборонительных линий. Несмотря на трату огромных финансовых средств, ни одна из этих «новых китайских стен» по тем или иным причинам не выполнила возложенной на нее роли. Наиболее известными для широкой аудитории являются три возводимые перед войной оборонительные линии: линия Мажино, линия Маннергейма и линия Сталина. Начнем наше знакомство с ними с самой совершенной, но от этого не ставшей более полезной, французской лини укреплений Мажино.

План французской обороны


Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.


В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная. При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Данный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики. Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

Огневая точка секторного обстрела, скрытая от фланкирующего огня


Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте. В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

Линия Мажино

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму - около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек. В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров. Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по-возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов. Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров. В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других. Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км., французские генералы считали ее неприступной.

Укрепления линии Мажино, наши дни


Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров. На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

Узкоколейка, соединяющая ДОТы и Укрепрайоны линии Мажино


На уровне седьмого этажа находился штаб форта, еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени – 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, около 500 казематов, блиндажи и наблюдательные пункты. Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км. фронта (на некоторых участках это число доходило до 14), нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника. Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Крушение надежд

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом, многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт. Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки. Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

Укрепления линии Мажино, наши дни

Использованы источники:
www.popmech.ru/article/5840-liniya-mazhino/
www.rusproject.org/pages/history/history_10/secret_maginot.php
www.azbukivedi-istoria.ru/publ/politika/podzemnye_forty_linii_mazhino/2-1-0-105
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

Линия Мажино - система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона. Была построена в 1929-1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино. В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году - попробуют произвести обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и бомб.

1 сентября 1939 года Германия нападает на Польшу и 3 сентября Франция объявляет войну Германии, с этого дня проводится мобилизация и форт заполняется солдатами, которые покинут его лишь в июне 1940 года после капитуляции Франции. До 10 мая 1940 года длиться период "странной войны" во время которой обе стороны: Германия и Франция отсиживаются за своими линиями укреплений и масштабных боевых действий не ведется. После прорыва немцами линии Мажино в районе области Saar в этом регионе начинаются боевые действия, но несмотря на мощные атаки немцев при поддержке артиллерии, форт так и не удалось захватить и он так и остался непобежденным. После капитуляции Франции 25 июня 1940 года солдаты форта вынуждены были сдаться на почетных условиях по приказу Высшего французского командования. Спустя несколько дней форт PO Rohrbach был передан немцам а его защитники отправлены в один из лагерей для военнопленных.

04. Немецкие солдаты возле второго блока в 1940 году.


фото: http://www.fortcasso-maginot.com

05. Второй блок в наше время. Отверстие с решеткой на переднем плане - воздухозаборник вентиляционной системы, железные арматуры с проволокой натянутой между ними - антенны радиосвязи. Рядом со входом амбразура пулемета, который должен был воспрепятствовать подходу противника близко к блоку. Перед стенами блока находится так называемый диамантовый ров, главная цель которого была - принять осколки бетона от стен и крыши в случае бомбардировки форта авиацией. Таким образом избегался завал выхода из форта бетонными обломками. Мостик, перекинутый через диамантовый ров при закрытии форта убирался внутрь. Эта дверь - единственный вход в форт, если не считать штольню запасного выхода.

Немецкая армия не использовала форт ни в 1940 году, ни в борьбе с союзническими войсками в 1944-45 годах. Благодаря этому форт не пострадал и отлично сохранился практически в оригинальном состоянии. В 1951 году многие форты линии Мажино в том числе и форт Rohrbach были модернизированы и приведены в боевую готовность в связи с появлением нового потенциального врага - Варшавского блока. Но после создания французами своего ядерного оружия, оборонительные сооружения линии Мажино окончательно утеряли свою актуальность и в 1970 году форт Rohrbach был выведен из состава армии. В 1987 году активисты из местных жителей при поддержке города Rohrbach-les-Bitche принялись за восстановление форта, a в 1989 году была создана ассоциация "Fort Casso", целью которой было восстановление форта до предвоенного состояния и открытие его для общественности.

06. Американские войска возле второго блока в 1944 году.


фото: http://www.fortcasso-maginot.com

Это все, что касается истории форта. Теперь пару слов об устройстве форта. Все форты линии Мажино имеют одинаковую структуру и состоят из определенного количества боевых блоков (3-4 блока у малых фортов и до двух десятков блоков у самых крупных фортов оборонительной линии), соединенных между собой подземными тоннелями (потернами). Кроме того, под землей располагаются казармы для размещения личного состава, кухня, электростанция, больница, командный пункт, помещения связистов, склады для провизии, топлива и боеприпасов. По сути форт представлял собой небольшой подземный город, способный держать оборону в течении двух месяцев, оставаясь полностью автономным. Глубина залегания подземной части форта Rohrbach 25 метров. Это безопасная глубина, на которую невозможно было пробиться взрывным методом, даже если бомбить в одно и то же место. Дело в том, что самая мощная бомба того времени, когда строилась линия Мажино, оставляла воронку глубиной шесть метров. Вторая бомба, сброшенная в воронку от первой, пробивалась уже не на шесть метров, а гораздо меньше. Таким образом пробиться на 25-метровую глубину при помощи оружия того времени было невозможно.

Рисунок внизу хоть и не относится к этому форту, но дает отличное представление о том, как выглядят боевой блок форта линии Мажино и его подземная система.


источник: www.lignemaginot.com

Схема малого форта PO Rohrbach представлена на рисунке ниже. Как видно из схемы, форт состоит из трех боевых блоков, связанных между собой потернами, протяжностью несколько сотен метров. Форт имеет один основной вход, расположенный во втором блоке. Кроме основного имеется также аварийный выход, который находится в конце штольни, берущей свое начало возле третьего блока. Длина этой штольни может быть несколько сотен метров, а может быть и километр или даже более. Вся подземная часть форта (казармы, кухня, склады, электростанция) сконцентрирована возле второго входного блока. Всего же в форте PO Rohrbach служило 182 человека: 6 офицеров и 176 рядовых солдатов.

07. Что ж, давайте теперь зайдем внутрь и посмотрим как же все это выглядит на самом деле.

08. Место пулеметчика со встроенным в амбразуру пулеметом МАС 24/29 , охраняющим вход в форт. В случае, если входная бронедверь будет взорвана и противник начнет штурм форта, первое, на что он наткнется - дуло пулемета.

09. В соседней комнате находится фильтро-вентиляционная установка. На фильтрах можно заметить год, когда они были установлены в форт - 1939-й.

10. Второй блок оборудован двумя бронекуполами: первый GFM-купол, об этом типе куполов я писал в предыдущих постах, посвященных сооружениям линии Мажино. Второй купол типа АМ (Arme Mixte). Так они выглядят снаружи (на переднем плане АМ, на заднем GFM):

11. Знакомый нам по предыдущим постам наблюдательный бронеколпак типа GFM. Мог оснащаться оптикой для наблюдения, при необходимости в амбразуру встраивался ручной пулемет МАС 24/29 или же 50-мм капонирный миномет. Толщина брони колпака 300 мм, вес бронеколпака GFM составляет 26 тонн.

12. А это шахта бронеколпака типа АM. Тут уже аппаратура выглядит повнушительней.

13. Бронеколпак типа АМ оснащался комбинированным оружием, состоящим из пулемета и 25-мм противотанковой пушки. Это самый внушительный тип бронеколпаков, применяемых на объектах линии Мажино. Вес бронеколпака достигал до 50 тонн.

14. Комбинированное оружие из этого бронеколпака экспонируется для наглядности рядом.

15. За очередной бронедверью находится шахта лифта и огибающая ее спиралью лестница вниз. Лифтом имели право пользоваться лишь офицеры или прочие высокопоставленные посетители форта, солдаты ходили пешком. Помимо офицеров на лифте транспортировали продукты и боеприпасы на нижний уровень. Это единственный лифт форта. Кабина лифта вмещала восьмерых человек или тонну груза и была снабжена стопором, в случае разрыва несущего троса.

16. Спускаемся под землю по лестнице, огибающей огражденную решеткой шахту лифта. Под землю ведут 145 ступеней.

17. Подземный уровень форта PO Rohrbach залегает на глубине 25 метров в известняковом грунте - это примерно, как высота девятиэтажного дома.

18. Многочисленные коммуникации между подземной частью форта и поверхностью.

19. Вот мы и достигли глубины 25 метров, с этого места и начинается мое знакомство с увлекательным подземным миром.

20. Сразу напротив лифта находится маленькая кладовая с различной хозяйственной мелочевкой. Это помещение служило в качестве промежуточного склада, куда можно было быстро разгрузить лифт и отправить его за новой партией груза. Во время военных действий помещение выполняло также роль морга. Но за всю историю форта тут погиб всего один солдат, патрулирующий территорию вокруг форта и наткнувшийся на немецкий разведотряд.

21. Чтобы получить кадры без людей, я шел в самом конце экскурсии, поэтому часть фотографий получилась с оглядкой назад. За дверью на фото находится подъемный механизм лифта.

Вернемся еще раз к схеме форта. Красным овалом я обвел ту часть форта, которую я покажу в этом посте. Сразу же рядом с лестницей и лифтом находится кухня, напротив нее энергетический центр, включающий в себя трансформаторы для преобразование высоковольтного тока, получаемого извне по силовому кабелю, а также автономную электростанцию состоящую из двух дизель-генераторов. Далее идут казармы солдат и комнаты офицеров, лазарет, командный центр и складская часть форта, в которой расположен небольшой музей с различным оружием и техникой форта. На схеме виден также аппендикс незаконченной потерны, которая должна была вести в еще один боевой блок, но в связи с урезанием финансирования этот блок так и не был построен, а потерна была забутована еще до войны.

А теперь осмотрим всю подземную часть форта в перечисленной последовательности.

22. Ближайшее помещение к лифтовой шахте - кухня. Там где на фотографии видны люди - это выход, откуда мы начали подземную прогулку. То есть фото сделано спиной к потерне, ведущей дальше внутрь форта.

23. Жить месяцами в замкнутом пространстве бункера психологически очень непросто. Поэтому для сохранения боевого духа и бодрости личного состава питанию солдат отводилась особенная роль. В бункерах линии Мажино кормили намного лучше, чем на поверхности. В бункера привлекались лучшие повара и кухня была оборудована по последнему слову техники того времени. Многое из кухонного оборудования, установленного в фортах линии Мажино, появилось в обычных квартирах лишь спустя десятилетия.

24. Полностью все оборудование на кухне, включая печи было электрическим. Большой серебристый ящик в правой части фотографии - кофеварка.

25. А этот удивительный девайс чистил картошку. Таким образом солдаты освобождались от наряда по чистке картошки. Все в этом форте было призвано максимально облегчить жизнь под землей.

26. Такой вот кухонный хайтек середины 30-х.

27. За кухней находятся несколько каморок, в одной из них крюки для мясных тушек.

28. В другой аппаратура, предназначение которой установить не удалось. Возможно какая-то холодильная установка.

29. Окошко для выдачи солдатам еды.

30. Характерной особенностью фортов линии Мажино было отсутствие столовых. Каждый солдат получал свою еду и ел ее либо на своей кровати, либо за такими вот столиками, выставленными прямо в потернах форта. На фото внизу столики расположены прямо рядом с кухней.

31. А это потерна, уходящая к двум другим боевым блокам. Тут мы тоже видим столики с лавочками вдоль подземного хода.

32. Сразу напротив кухни находится электростанция с резервными дизель-генераторами. Заглянем туда.

33. Тут повсюду стильный дизель-панк. Дверь в центре кадра ведет в комнату с огромными топливными резервуарами.

34 На случай повреждения силового кабеля, питающего форт, в одном из помещений была сооружена локальная электростанция состоящая из двух двигателей фирмы SMIM (Paris).

35. Оба двигателя четырехцилиндровые, развивающие мощность 100 л.с. на 600 об/мин. Благодаря работе на низких оборотах двигатели были очень надежны.

36. Щиток электроприборов.

37. В этом углу электростанции под полом находится скважина, глубиною 250 метров, из которой весь форт снабжается водой при помощи расположенного под полом электронасоса. На фото справа видна часть насосного оборудования для транспортировки воды из скважины в резервуары форта.

38. Так выглядит все помещение электростанции.

39. Двигатели весьма впечатляют своим внешним видом и размерами.

40. В углу зала электростанции находится небольшая мастерская, в которой было все необходимое для починки легких неисправностей в работе техники.

41. Инструмент.

42. Мастерская.

43. Каждый из двигателей был соединен с генератором переменного электрического тока. Огромные двигатели запускались при помощи сжатого воздуха, который подавался в два из четырех цилиндров для того, чтобы привести в движение карданный вал с огромным и тяжелым маховиком. После разгона двигателя, включался стационарный режим работы с впрыском топлива. Резервуары со сжатым воздухом, необходимым для запуса дизелей, видны на фотографии слева.

44. На выходе расположен еще один одноцилиндровый двигатель с небольшим генератором, возможно резервный. Осмотр электростанции окончен и мы возвращаемся в основную потерну.

45. Следующее за электростанцией помещение - трансформаторная. Заглянем и туда.

46. Как я уже упоминал, питание форта осуществлялось через силовой кабель извне. В трансформаторной ток, полученный снаружи, преобразовывался в 110 вольт внутренней сети форта. Так выглядят трансформаторы и сопутствующее электрооборудование. Все это работает до сих пор.

47. За трансформаторной находится помещение с огромными резервуарами. В них содержится вода для охлаждения оборудования электростанции.

48. Сфотографировать их очень трудно, так как они занимают большую часть объема комнаты.

49. На одном из резервуаров висят инструкции по безопасности. Слева судя по всему оригинальная с 30-х годов, а справа похожа на реплику или же с более позднего времени.

В сети нашел отличный план осмотренной нами части форта. Тут все очень наглядно показано. А мы идем дальше в казарменную часть форта.

50. За концом технической зоны потерна делает небольшой изгиб, его же видно на картинке сверху.

51. Бронедвери в левой части фотографии ведут к казарменной части форта, потерна в правой части форта - к двум другим боевым блокам.

52. Масштабы подземных лабиринтов весьма впечатляют.

53. Санузел. Все освещение форта было продублировано обычными свечами или газовыми лампами на случай выхода из строя электричества. Слева на фотографии можно заметить свечу. Закрытая дверь на фотографии - туалет для офицеров и командования, туалеты с полуоткрытыми дверьми - для простых солдат.

54. Нечистоты собирались в специальные резервуары с химическими растворителями - прообразы современных биотуалетов. Баки располагались под туалетами, классической канализации в форте не было.

55. По соседству с туалетами располагается небольшая комната с умывальниками.

56. Рядом душевые комнаты. Из трех душевых кабинок, одна предназначалась для дезинфекции пострадавших от ядовитых газов, две другие были обычными душевыми. Каждый солдат имел право помыться в душе раз в неделю.

57. Фильтро-вентиляционная установка, предназначенная для обеззараживания пострадавших от газовой атаки.

58. В двадцати метров от душевых и санузла находятся непосредственно сами казармы.

59. Одна из двух комнат с железными кроватями на десять мест была предназначена для профессиональных работников форта: механиков, санитаров, поваров, электротехников.

60.

61. Простые же солдаты спали в гамаках, которые вешались в два уровня. Эта комната вмещала 26 гамаков. Особенностью такой комнаты было то, что металлические конструкции были легко разборными, что позволяло за очень короткое время превратить комнату в праздничную залу. В 1939 году солдаты форта праздновали тут рождество с песнями, весельем, и вином.

62. Рядом еще одна комната с гамаками но уже поменьше.

63. Двухместная комната унтер-офицеров.

64. Комната команданта форта, единственная одноместная комната в форте.

65. Комната, в которой жили лейтенанты.

66. В форте также была небольшая санчасть, состоящая из перевязочной...

67. ...и палаты для двух больных.

68. На этом осмотр казарм окончен, перемещаемся в следующую локацию, расположенную по соседству с казармами - командный центр, откуда осуществлялось управление фортом.

69. Командный центр расположен за очередным поворотом (на фото слева).

70. Главный зал командного центра. Обратите внимание на батарею отопления. Отопление форта осуществлялось калориферами, которые подавали теплый воздух во все помещения форта. Установка центрального водяного отопления была в процессе монтажа но работы были прерваны началом войны. Поэтому в разных помещениях форта можно встретить радиаторы отопления, которые никогда не работали.

71. В командный центр поступала информация о ситуации снаружи и внутри форта. Тут же проводился анализ ситуации и отсюда отдавались приказы различным боевым блокам и осуществлялась связь с соседними фортами.

72. Главными источниками информации были пять наблюдательных бронеколпаков форта, информация с которых по телефону докладывалась в командный центр. Также благодаря телефонной связи с соседними фортами командование форта было хорошо проинформировано о ситуации в десятках километров вокруг.

73. Обращение генерала де Голя к французской нации.

74. Телефонные кабели между фортами были проложены на глубине трех метров в окрестностях форта и на глубине двух метров в полях. Помимо прямой телефонной связи между фортами, каждый из фортов был соединен в единую телефонную сеть, проложенную в километре от потенциальной лини фронта. На случай выхода из строя телефонной линии, был резервный вариант коммуникации между фортами посредством сигнальных ракет.

75. Телефонная станция. Ближе всего к командному центру в форте были поселены офицеры и телефонисты. Таким образом при объявлении тревоги, командный центр начинал функционировать практически незамедлительно. Телефонисты записывали всю получаемую извне информацию в специальные документы, которые тут же изучались офицерами, анализировались карты местности и принимались решения о стрельбах, которые отсюда передавались в боевые казематы форта. Минусом фортов линии Мажино было то, что они слепли с наступлением ночи или при сильном тумане. Ведь наводка всех орудий была в то время исключительно визуальной.

76. На этом мы покидаем командный центр и перемещаемся в последнюю подземную локацию форта - склад.

77. На территории склада, дабы заполнить пустые складские помещения, организован небольшой музей с неплохой коллекцией различной техники, применяемой в фортах линии Мажино, начиная от вооружений и заканчивая перископами наблюдательных бронекуполов и различными электрическими приборами.

78. Машинный телеграф, аналогичный корабельному. При помощи этих устройств из командного центра форта посылались команды в боевые блоки и обратно приходило подтверждение об их выполнении.

79

80. Спаренная капонирная пулеметная установка какие обычно устанавливали в амбразуры боевых блоков форта. При необходимости эта пулеметная установка убиралась в сторону и на ее место становилась 47-мм противотанковая пушка. Подробнее об этом во второй части рассказа.

81. А это установка с комбинированным оружием, которая размещалась внутри бронекупола типа АМ о котором было выше (фото 10, 12, 13). Комбинированное оружие являло собою два оружия в одном: пулемет и 25-мм противотанковая пушка. Бронеколпак типа АМ оснащался системой отвода пороховых газов и вентиляции, системой подачи в колпак боеприпасов и воды для охлаждения оружия.

82. Несмотря на то, что сам бронекупол был не поворачиваемым, при помощи поддерживающих кронштейнов тяжелое орудие можно было быстро переустановить в одну из двух амбразур бронеколпака. Все регулировки и настройки орудия осуществлялись вращением рукояток, что очень упрощало его эксплуатацию.

83. По дороге к первому боевому блоку, встречается такой вот аппендикс забутованной потерны (см. карту в начале поста). Во время постройки форта планировалось гораздо большее число боевых блоков, но после сокращения финансирования строительство пришлось ограничить тремя блоками. К тому времени уже успели пройти потерну к предполагаемому четвертому блоку, которую вскоре забутовали. Как далеко уходит забутованная потерна - до сих пор неизвестно. Работниками музейного форта тут был сооружен памятник Андре Мажино - военному министру Франции, который был инициатором строительства линии вооруженных укреплений на границе с Германией.

84. Еще одно небольшое помещение рядом с забутованной потерной. Изначально это помещение было вертикальным стволом, через который шла выемка грунта при проходке подземных тоннелей. Когда строительные работы были завершены, ствол сверху засыпали, и таким образом в форте образовалась еще одна дополнительная комната. Недолго думая тут сделали еще одно казарменное помещение для солдат.

Осмотрев все подземные локации форта, мы по узкой и длинной потерне попадаем в блок 1. Посещение третьего блока не было предусмотрено в рамках экскурсии, так как он полностью идентичен первому блоку. Оба боевых блока отличаются лишь установленными орудиями внутри поворотной турели и конструкцией турели. Эти два боевых блока и составляют главную ударную силу форта.

01. Боевой блок 1 соединен с подземной системой форта спиральной лестницей. Высота ее 30 метров и в случае захвата подземной части форта противником, существовала возможность подрыва этой лестницы.

Выглядит все это дело примерно так:

02. Преодолев 145 ступеней мы попадаем в каземат второго блока. Первое, что встречает нас при входе - фильтро-вентиляционная установка. Каждый боевой блок оснащен своей собственной ФВУ. Для избежания проникновения газов внутрь во время боевых действий, внутри блока нагнеталось избыточное давление воздуха.

03. Справа от ФВУ находятся спальные места солдат. Пройдем немного вглубь...

04. В правом углу видна ниша бронеколпака типа GFM, помимо стандартного оборудования, он оснащался также наблюдательным перископом с восьмикратным приближением. Помимо связи наблюдательных бронеколпаков с командным пунктом форта, существовала также прямая связь из наблюдательных колпаков всех блоков с крупным артиллерийским фортом Gros Ouvrage Simserhof, находящимся в восьми километрах от PO Rohrbach, который во время военных действий очень сильно поддержал малый форт огнем, не давая немцам возможности подойти ближе. В левой части фотографии под амбразурой виден желоб для сброса отстрелянных гильз в диамантовый ров.

05. В левой части внизу можно заметить электрический радиатор отопления. Как я уже упоминал в первой части, систему отопления форта начали перестраивать на центральное водяное отопление, но не успели завершить процесс из-за войны.

06. Тут же находится комната офицера, командующего боевым блоком.

07. На фото одна из двух спаренных пулеметных установок боевого блока. Над ней виден рельс синего цвета под которым подвешивалась противотанковая 47-мм пушка.

08. В случае необходимости, спаренная пулеметная установка отодвигалась в сторону.

09. И в открывшуюся амбразуру выдвигалась противотанковая пушка, подвешенная под рельсом и передвигающаяся вдоль рельса.

10. После полутора часов, проведенных под землей, было очень приятно вдохнуть свежий воздух и увидеть внешний мир пусть и через амбразуру. Представляю, каково было солдатам, вынужденным месяцами жить под землей.

11. Следы боевых действий.

Нашел в сети отличный чертеж, показывающий боевой блок форта PO Rohrbach в разрезе. Боевой блок представляет собою двухуровневый каземат с толстыми бетонными стенами толщиною до 2,75 метров в местах, обращенных к противнику и 1,5 метра по бокам, толщина железобетонной крыши 2,5 м. Как видно из рисунка, каземат оснащался двумя амбразурами со спаренными пулеметными установками, которые дополнялись 47-мм противотанковыми пушками и главным оружием каземата была поворотная турель о которой подробней будет ниже. Кроме этого в боевом блоке было два бронеколпака типа GFM дополненными наблюдательными перископами с возможностью 8-кратного увеличения, для наблюдения за местностью.


Взято с: http://www.fortiff.be/casso/

Так выглядит первый блок с высоты птичьего полета:


фото взято отсюда .

12. Ну а теперь перейдем к осмотру главного оружия форта: поворотной бронебашни-турели с размещенной в ней огневой установкой, состоящей из двух комбинированных орудий.

13. Эта бронебашня представляет собою систему для размещения оружия, предназначенного для ведения огня во всех направлениях и подавления как пехоты, так и бронированных объектов противника. Бронебашня этой модели была разработана еще в 1905-м году и произведена в 1915 году для оснащения французских линкоров. Двенадцать таких установок так и не попали на флот и хранились в запасе, пока не перекочевали в форты линии Мажино, где после незначительной модернизации и установки нового оружия в 1934 году, продолжили свою службу уже на суше.

14. Общий вес башни с орудиями составляет 135 тонн, но благодаря системе противовесов, два человека без особых физических усилий поднимали башню на метр, приводя ее в боевое положение. В закрытом положении башня являлась неуязвимой для оружия противника. Толщина брони на крыше башни 285 мм, боковые стенки башни защищены 185-мм броней.

15. Для управления и обслуживания всех систем башни требовалась команда из 18 человек: одного офицера, трех унтер-офицеров и 14 солдат. Четверо из них находились внутри башни, управляя стрельбой и зарядкой оружия, остальные десять солдат обслуживали системы наведения, связи, подачи боеприпасов и т.д.

16. В центре кадра машинный телеграф для передачи команд стрелкам внутрь башни, скопирован с корабельных аналогов. Слева виден фонарь резервного освещения, на случай отказа электрики.

17. Старая техника очень живописна: десятки шестеренок, рычажков и прочих непонятных железок создают красивую техно-абстракцию, от которой трудно оторвать объектив фотоаппарата.

18. Еще один машинный телеграф, расположенный на стене. Вся коммуникация между командованием и солдатами, обслуживающими системы башни, осуществлялась такими приборами потому, что из-за очень большого уровня шума во время боевых действий передавать команды голосовым способом было проблематично.

19. На фото место командующего боевой башней. Черная труба в центре кадра - перископ для наружного наблюдения и наводки. Под ним расположены акустические трубы для связи со стрелками в башне до того, как начнется стрельба. Слева на фотографии видна труба, в которой расположен лифт для подачи катриджей с патронами для пулеметов башни. В такой же трубе с противоположной стороны поворотного механизма находится устройство для подачи катриджей с боеприпасами для противотанковых пушек башни: на фото на столике видны пять таких катриджей.

20. Еще одно фото командирского места и мы поднимаемся внутрь башни через люк, находящийся с противоположной от командирского места стороны.

21. Внутри довольно просторно, особенно по сравнению с тесными бронекуполами.

22. Орудия башни представляют собою две противотанковые пушки, модели SA-L, 1934 года выпуска, калибр 25 мм и две спаренные пулеметные установки МАС 31, калибра 7,5 мм и скорострельностью 1200 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы пулеметов 1200 м, пушек - 1800 метров. Таким образом вооружение башни состояло из четырех пулеметов и двух пушек.

23. Внутри башни во время боя находились четыре человека: два стрелка и два заряжающих. Для стрелков были оборудованы специальные места под орудиями. На фото можно заметить машинный телеграф для получения команд снизу.

24. Управление огнем и наводка орудий были полностью механизированы. Наводка осуществлялась вращением рукояток, которые видны на фото ниже. Этими же рукоятками управлялись пулеметы. Для управлением стрельбой из пушек в полу предусмотрены педали.

25. Для охлаждения орудий было предусмотрено водяное охлаждение, для чего в башне располагался бак с водой, вместимостью 20 литров. Охлаждение осуществлялось распылением воды на горячие поверхности орудий при помощи распылителя типа "Vermorel".

26. Бронебашня была оборудована системой вентиляции и отвода пороховых газов. На нижнем ярусе боевого блока располагался электрический вентилятор, нагнетающий в башню чистый воздух. В кадре также можно заметить шахту лифта для подачи боеприпасов и резисторы электрического отопления над лампой.

27. Места стрелков.

28. Спустимся на нижний ярус бронебашни. Тут находился склад боеприпасов, подъемный механизм башни и вентиляционная установка (слева на фото). При перепадах электричества вентиляция башни могла осуществляться в ручном режиме.

29. Устройство подъема/опускания бронебашни. Эти операции осуществлялись двумя солдатами, которые крутили ручки, тем самым приводя в действие механизм шестеренок, который благодаря противовесу поднимал 135-тонную башню в боевое положение или опускал ее в надежное укрытие. В рамках экскурсии каждому давали возможность покрутить ручки. Башня опускается настолько легко, что с этим может справиться даже один человек. В других фортах, оснащенных более современными башнями, эту функцию выполняет электродвигатель.

Вот очень наглядная анимация, по которой понятно, как действует этот механизм.


источник : Association des Amis de la Ligne Maginot

Для еще более наглядного представления разрез всего механизма башни первого боевого блока.

Начавшаяся 70 лет назад Вторая мировая война стала еще одним доказательством того, что генералы готовятся к войнам прошлого. Память о позиционных мясорубках прошлой войны заставила правительства разных стран заняться возведением масштабных, колоссальных по оснащенности оборонительных линий.

Несмотря на трату огромных финансовых средств, ни одна из этих «новых китайских стен» по тем или иным причинам не выполнила возложенной на нее роли . Наиболее известными для широкой аудитории являются три возводимые перед войной оборонительные линии: линия Мажино, линия Маннергейма и линия Сталина . Начнем наше знакомство с ними с самой совершенной, но от этого не ставшей более полезной, французской лини укреплений Мажино.

План французской обороны

Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936 году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.

В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная . При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Маневренный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики . Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте . В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

Линия Мажино

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму — около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек . В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров . Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов.

Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров . В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других. Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км , французские генералы считали ее неприступной.

Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров . Толщина железобетонной крыши любого форта доходила до 3,5 м, что позволяло выдерживать обстрел снарядами калибра до 420 мм.

На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

На уровне седьмого этажа находился штаб форта , еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени :
– 5600 долговременных оборонительных укреплений,
— 70 бункеров,
— 500 артиллерийских и пехотных блоков,
— около 500 казематов,
— многочисленные блиндажи и наблюдательные пункты.

Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км фронта (на некоторых участках это число доходило до 14). Нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника.

Основу укрепленных секторов составляли большие форты, между которыми располагались малые форты и отдельные ДОТы, а также танковые башни. Все боевые сооружения УС объединялись единым командованием, и их расположение на местности обеспечивало взаимную видимость и связь. Система огня была организована так, что соседние сооружения всегда могли поддержать огнем атакованный форт или ДОТ или закрыть огнем брешь, если укрепление захвачено или разрушено противником.

Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Крушение надежд

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом — многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт . Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки.

Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

/По материалам popmech.ru , rusproject.org и azbukivedi-istoria.ru /