Подземный город на вернадского. Престижные и демократичные раменки

Здание желтого цвета, расположенное по адресу Котельнический переулок 11 (так в оригинале статьи — прим.ред.) , выглядит как обычный жилой дом сталинских времен. Оно в довольно хорошем состоянии, и вряд ли ему угрожает снос. Хотя кто знает, ведь дом расположен в хорошем месте: 400 метров от станции метро Таганская в сторону Кремля. Дорогой земельный участок.

Вход в здание расположен справа от ворот. Толстая стальная дверь окрашена в зеленый цвет, ее украшают надписи из алых букв: «Музей Бункер» и «Ресторан». На интернет-странице музея сообщается, что здесь организуются экскурсии и даже проводят показы моды.

Однако дверь закрыта. Чтобы попасть внутрь, надо позвонить.

«Кто?— кричит охранник в телефон. — Вы же должны были прийти только через полчаса!»

На самом деле это очень необычное здание. Изначально оно было построено для того, чтобы защитить и замаскировать главный вход на объект под названием «Бункер-42». Бетонные стены имеют толщину 1,5 метра, внутри они усилены металлическими пластинами в полтора сантиметра. Здание образует купол над лестницей и лифтовой шахтой, которая опускается на 18 этажей (то есть на 65 метров) вниз. Двери весят около двух тонн, так что вручную их не открыть. За дверями на площади 7 тысяч квадратных метров находится состоящий из четырех блоков бункер. Его главная часть расположена в так называемом четвертом блоке. Здесь находится кабинет командующего вооруженными силами и генеральский командный пункт.

Бункер начали строить при Иосифе Сталине, но диктатор умер до его открытия в 1956 году.

Вплоть до 1986 года сооружение действительно использовалось в качестве командного пункта войск стратегического назначения, из которого осуществлялась прямая связь — в том числе, со стратегическими бомбардировщиками.

«Во время Карибского кризиса этот объект был в полной боевой готовности, — рассказывает офицер в отставке, директор музея Сергей Каменский. — Герметичные двери были закрыты, и все 600 сотрудников бункера находились здесь больше десяти дней».

В октябре 1962 года мир был так близок к началу ядерной войны, как не был ни до, ни после этого. Советский Союз размещал ракеты с ядерными боеголовками на Кубе в качестве ответа на размещение ракет США в Турции. Флот России приблизился к блокадному кольцу Кубы, был сбит американский разведывательный самолет.

«В любой момент именно из этого командного пункта мог быть отдан приказ о нанесении ядерного удара по Америке, — рассказывает Каменский. — Все ядерное оружие Советского Союза уже было приведено в боевую готовность, бомбардировщики были оснащены ракетами с ядерными боеголовками, всем командирам были известны их объекты в Соединенных Штатах».

Генеральный секретарь Никита Хрущев и президент Джон Кеннеди пришли к договоренности об урегулировании конфликта в последний момент. Хорошо, что кризис не продлился дольше: запасов продовольствия и горючего для работы водяных насосов и вентиляции хватило бы только на месяц.

Некоторое время хозяином бункера на Таганке был КГБ, хотя подземные помещения использовали вооруженные силы. Военные покинули бункер в 1986 году, однако, по словам Каменского, все осталось по-прежнему: городской музей открылся в 2006 году, но помещение до сих пор находится под надзором ФСБ.

Куда же переехал командный пункт? Официальной информации нет, но после распада Советского Союза в ближайшем окружении бывшего генерального секретаря Михаила Горбачева полагали, что он находится под землей на северо-востоке Москвы.

Есть и второй вариант. Из многих источников известно, что в Раменках, находящихся в десяти километрах к юго-западу от центра города, уже в 1960-х годах начали строительство большой системы бункеров. Говорят, что ее тоннели находятся на глубине 180-300 метров. Построенное в 1970-х годах убежище может при необходимости обеспечить укрытие 15 тысячам руководящих лиц российской столицы в течение года.

У жителей города этот подземный город получил название Раменки 43, потому что один из его входов якобы находится по адресу улица Раменки, 43. На этом месте расположено обветшалое промышленное здание, в котором находится автомастерская и шиномонтаж. По слухам, из бункера тоннели ведут в подвалы Московского Государственного Университета.

Контекст

В эпоху холодной войны было страшнее

The Times 17.04.2017

Как начинался Карибский кризис

Technet.cz 05.01.2017

Хельсинки готов уйти под землю

The Wall Street Journal 19.07.2017 Говорят, что Раменки 43 входят в так называемую систему Метро-2. Об этой секретной линии метро, предназначенной для руководителей государства, впервые стало известно в 1991 году, когда Министерство обороны Соединенных Штатов опубликовало доклад о его существовании, приложив карту. Официальные источники не признали, но и не отвергли существование линии и «подземного города».

Однако в Москве есть люди, которые знают все подземные норы как свои пять пальцев. Надо спросить у них.

Между Даниловским кладбищем и Третьим транспортным кольцом к югу от центра Москвы есть полоса пустоши. С холма видны возвышающиеся за кольцевой дорогой красно-белые трубы ТЭЦ-20. Тяжело понять, где ты находишься.

«Здесь снимали финальную сцену фильма „Сталкер“», — говорит Даниил Давыдов.

Большая часть фильма Андрея Тарковского, вышедшего в 1979 году, была снята в Эстонии, но некоторые сцены — здесь. Надеваем спецодежду и спускаемся в недра земли.

Река Чура — один из самых маленьких притоков Москвы-реки. Как и многие подобные ей реки, она почти не заметна, потому что город построен поверх этих рек. Первой рекой, забранной в туннель, стала крохотная река Неглинка, которая течет в туннеле около кремлевской стены, появляется на Манежной площади и затем двумя потоками впадает в Москву. Ее спрятали еще в начале XIX века.

«На территории современной столицы есть 160 рек, которые по большей части протекают под городом», — рассказывает Давыдов, пока бредет по пояс в воде реки Чура по туннелю под Третьим кольцом. Течение быстрое, вода в реке мутная. Но вскоре из туннеля меньших размеров поступает прозрачная вода. Это грунтовые воды из-под площади Гагарина. В месте слияния на воде появляются пузырьки газа. «Метан, — говорит Давыдов и закуривает. — Содержание метана в туннеле от этого не увеличится».

Это точно, под землей дует сильный ветер.

Ширина туннеля реки Чуры — три метра в ширину и почти столько же в высоту. Если принять во внимание все каналы ливневой канализации в Москве, таких туннелей под Москвой — тысячи километров. Давыдов знает их все: он самый известный на данный момент диггер — исследователь подземного мира.

«Меня уже в детстве интересовали фантастические романы, в которых действие происходило под землей», — говорит 33-летний Давыдов.

«В 1990-х появились первые телевизионные программы и статьи о диггерах, и я вырезал их из газет. В 1999 году я случайно натолкнулся на улице на типов, на костюмах которых было написано „Диггеры планеты Андеграунд". Позже я начал серьезно изучать подземную Москву и ее историю, а с 2004 года стал водить сюда группы».

«Еще в начале 2000-х годов все было иначе. Тогда можно было попасть в туннели метро и в некоторые бункеры. Мне случалось высовывать голову из люка рядом с Кремлем, и никто не обращал внимания. Сейчас даже под землей сигнализация и камеры».

А как насчет объектов Раменки 43 и Метро-2? Это только городские небылицы, или они действительно существуют?

«Конечно, существуют! Такие системы есть во всех городах-миллионниках мира. Но их охраняют военные, и за попытку проникновения туда можно получить срок как за создание террористической угрозы, или как за раскрытие государственной тайны».

Самая большая угроза подземной Москве — не террористический акт или ядерный удар, а вода. Вода везде, и ее много. Все системы, начиная с метро, должны быть защищены насосами и резервным питанием. «Бункер-42» не является исключением, скорее наоборот.

Впадающая в Москву-реку Яуза течет с его северной стороны, поэтому один из четырех блоков бункера занят дизель-генераторами, которые обслуживают насосы, и топливом для них.

«Если насосы перестанут работать, в коридорах через несколько часов будет метровый слой воды», — рассказывает директор музея Каменский.

Вторая проблема — качество почвы. Москва стоит на мягком известняке. Строителям подземного Хельсинки Каменский может только позавидовать: в Финляндии гранит находится прямо на поверхности, и его используют, создавая из береговых скал "сыр с дырками". Прошлым летом сотрудники американского Wall Street Journal побывали в туннелях Хельсинки и связали их строительство с военной угрозой, исходящей от России.

«Строительство бункера именно здесь на Таганке связано с тем, что в этом месте находится скальный грунт, — говорит Каменский. — Не очень твердый, но все же».

«Это уникальный музей, — хвалится Каменский. — Мы открыли его для того, чтобы всем напомнить: поводов для использования таких сооружений быть не должно».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Район Раменки входит в состав Западного административного округа города Москвы.

Площадь района 1876 га. Численность населения - около 102,4 тыс. чел.

На территории района Раменки города Москвы находятся 2 станции метро: Воробьёвы горы и Университет .

Раменки - район в Москве, расположенный в Западном административном округе, а также соответствующее ему одноимённое внутригородское муниципальное образование. Территориально располагаются примерно на западе-юго-западе города. На территории района находятся Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 16 посольских городков, киностудия «Мосфильм» а также подземные сооружения и тоннели специального назначения.

Первыми жителями земель Раменки были угро-финские племена. В V веке нашей эры территорию района заселили славяне. По Раменкам проходила граница расселения племен - вятичей и кривичей. Раменки и южнее - это вятичи, севернее - кривичи.

В XV веке Раменки – маленькое селение, расположенное на извилистой реке Раменка и только начиная с XVII века эта местность стала использоваться для строительства загородных домов крупных чиновников. После революции Раменки вошли в состав Кунцевского района Московской области. На территории действовало несколько колхозов.

С 1956 г. Раменки становятся рабочим поселком, в 1958 г. входят в черту Москвы, с 60-х гг. становятся районом массового жилищного строительства. На территории современного района находятся Московский государственный университет, 16 посольских городков, киностудия «Мосфильм» и другие примечательные объекты. Любимым местом народных гуляний являются Воробьевые горы, красоту которых отмечал даже не способный на глубокие лирические чувства царь Петр I.

Образовательное пространство района включает в себя следующие образовательные учреждения:

20 дошкольных образовательных учреждений,

3 Центра образования,

10 средних общеобразовательных школ,

3 учреждения дополнительного образования,

Учреждение начального профессионального образования,

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» для детей с ДЦП.

Пустырь на новой территории МГУ, за фундаментальной библиотекой, скрытый фасадами новых корпусов Университета, не слишком бросается в глаза. Однако, стоит только подняться повыше, и непонятная территория предстает во всей красе.


Почему его до сих пор не застроили, не снесли гаражи или не разбили парк? Правда ли легенда о огромном подземном городе под ним? Множество слухов и домыслов рассыпаны по интернету.
Мы же видим на заглавной фото тропу от нового общежития к метро Университет. Новые корпуса главного вуза усердно обнесены заборами, поэтому по пути к метро приходится делать хороший крюк. Вот и месят глину студенты, стремясь сэкономить несколько минут.


Фото 2. Вид на медцентр МГУ


Фото 3. Так называемый "Шанхай". Слегка урезанный с боков, но вполне живой гигантский гаражный кооператив. Нет, это не просто гаражи, а целый город! Автосервисы, двухэтажные дома, магазины и непонятно что еще. Зимой, в холода, над ним поднимается уютный печной дымок, запах которого отчетливо различим на соседних проспектах


Фото 4. Слева Шанхай, правее новое общежитие


Фото 5. Еще один ракурс. Приятный вид из окна, наверное


Фото 6. Медцентр и Главное Здание Университета на горизонте


Фото 7. Медцентр на переднем плане, за ним Шуваловский корпус, правее фундаментальная библиотека. В правом углу край Ломоносовского корпуса


Фото 8. Тропинка начинается от общежития и возвращается в цивилизацию между Ломоносовским корпусом и гимназией.

И немного видео:

Перед тем, как вы начнёте читать эту статью, хочу оговориться, что всё что здесь написано ни в коем разе не является секретной информацией и найдено на просторах интернета на общедоступных сайтах и просто логически сопоставлено.

Про подземный город в Раменках слухи ходят давно, но заинтересовавшись этой темой, я естественно ничего серьёзного в рунете не нашёл. Перелопатив форумы и разнообразные сайты, нашёл только неподтверждённые высказывания о существованиисекретной ветки Кремль - Внуково и наличии подземного города в районе Раменок. Остальная информация сводится к высказываниям вроде «пьяный сантехник рассказал, что видел тоннель», «бабушка-соседка слышит шумы поезда по ночам» или «знакомый знакомого моего знакомого…». В общем информации ноль. Посему я немного покопался в другом направлении, сравнив фотографии, факты прошлого и настоящего и собственные детские воспоминания.

Итак. Я думаю каждый второй, а то и первый, интересующийся этой темой, видел этуфотографию 1991 года:

На всех сайтах утверждается, что это шахты. Не был, не знаю, сейчас там практически ничего этого нет, НО взяв современный снимок, при хорошем зрении мы неожиданно находим… «шахту №3».)))



Она конечно сейчас плохо различима, в пестрящих крышах гаражей, которых там великое множество, но тем не менее это она. Кто-то может сказать, что расположение не совсем соответствует, но учтите немного другой ракурс и то, что площадь прямоугольника зажатого между МГУ, Мичуринским проспектом, Парком 50-летия Октября и проспектом Вернадского всего 2х1,6 км и центральная его часть целиком видна на снимке. Затеряться даже небольшому объекту тут сложно. Обращаясь к сайтам, находим абсолютно непроверенную информацию что это шахта, замаскированная под «бетонный заводик». Вот вам этот заводик, правда с противоположной стороны:

Всё заброшенное, только на заборе новая колючка:

Находится он тут:

Если вы глядя на фото можете себе представить вид сверху, то вы без труда найдёте строение в Яндекс-картах хотя бы по большой тени, а увеличив, распознаете все крыши. «Заводик» кстати видно с двух участков основной аллеи парка.

Сначала меня насторожила будка наверху, но порывшись в интернете, нашёл я заводы времен СССР и с будками и без:

В итоге у меня появились первые вопросы: Зачем нужен бетонный заводик вдалеке от дорог, именно в этом месте (раньше там был пустырь, теперь гаражи) и почему он не ликвидирован за всё это время.

Теперь небольшое отступление. Для дальнейшего повествования необходимо упомянуть несколько фактов.

1. «Заводик по производству бетона» уже был в промзоне за Мичуринским, построенный ещё в 1948 году для строительства МГУ. Были там и другие предприятия относившиеся как к обычному, так и к железнодорожному строительству. Строения этих заводов я помню, вот только найти информацию о них оказалось опять же проблемой. Сейчас на их месте строится жилой комплекс и в связи с этим был выпущен указ с перечнем ликвидируемых предприятий, среди которых наибольшую территорию занимают Раменская база Моспромстрой (площадь 8,45 га, ОАО ЖБИ-10 и Главмосстрой (8,73 га), Моспромстройматериалы (5,73 га), Промжелдортранс (6,9 га)

Находилось это здесь (красным очерчена бывшая промзона):


Видимо такой помощник как «бетонный заводик» с фотографии был просто необходим промзоне занимающей несколько кварталов.)))

2. В Раменках была ж/д ветка, действовавшая с 1949 по 2002 год. Построена она была опять таки для строительства МГУ. Даже отмечена на картах 20-ти летней давности:


Лично помню тепловозы, переезжавшие Мичуринский и создававшие проблемы для автомобилистов.)))

Учитывая вышеизложенные факты, появляются вопросы: Зачем нужен заводик вдали от всех строек, но неподалёку от промзоны профилированной на строительство, с железнодорожной веткой, находящейся гораздо ближе к МГУ. Второй вопрос: Почему ж/д ветка так странно изогнута? Многие без труда найдут информацию, что вроде как там также были промзоны при строительстве МГУ, НО глядя на карту, видно, что ж/д ветка не проходит через них, а огибает по задворкам. Представив себе расположение «шахт» с первой фотографии и мысленно продолжив странный изгиб ж/д ветки, получаем следующую картину:


Я совсем не намекаю на то, что там была ветка, уходящая под землю, это вряд ли, но участок этот всегда был глухим и тихим, никто там особо не лазил и даже особого желания как-то не появлялось забредать в вечно молчаливые гаражи. В общем, продолжив мысленную ветку мы попали в область так называемой третьей высотки на проспекте Вернадского (до сих пор с вооружённой охраной кстати), случайным образом пройдя в близости от «шахт».)))

На десерт упомянуещё одну странность:


Здесь реку Раменка пересекает две трубы диаметром около метра, ведущие от жилой зоны в сторону центра парка. Одну из них (№2) можно даже разглядеть в спутниковых картах Яндекса:

Конечно со спутника они выглядят совсем несолидно, вот одна из них (№1)

Назначение их непонятно, единственное здание в парке -администрация, представляющая собой небольшое строение с двором для уборочной техники и находящееся в середине парка. К таким зданиям и на такое расстояние метровые трубы не проводят.

Если у вас есть объяснение этих нелогичностей и странностей или иные соображения на этот счёт, буду рад их узнать!)))

Спасибо за внимание!

Много написано о так называемом объекте Д-6 (Метро-2). В свое время я внимательно следил за всеми историями о нем.
Сейчас попробую все систематизировать и выдать наиболее подробную информацию.
Скажу сразу, почти все нарыто на просторах интернета. Все очень засекречено.
У меня есть приятель - машинист метрополитена. На вопросы о Д-6 он всегда только улыбается, никаких подробностей. Даже по пьяни не смог его разговорить. Хотя, определенно - он что-то знает!

Официальная информация о месторасположении бункеров, линий, станций и объектов так называемого «Метро-2» отсутствует. Правительство Российской Федерации ни подтверждало, ни опровергало его существования, однако о нём не раз упоминали в своих интервью бывшие высшие государственные деятели, в частности Заместитель председателя правительства Михаил Полторанин, руководитель протокола и советник Президента России Владимир Шевченко, а также руководство Московского метрополитена, прямо либо косвенно подтверждая реальность существования системы таких объектов.
Расположение и сам факт существования подобных сооружений относятся к государственной тайне.

Название «Метро-2» придумал писатель Владимир Гоник, оно начало употребляться журналистами с начала 1990-х годов и продолжает использоваться и поныне в СМИ, тематических интернет-форумах и блогах, а также в художественной литературе, обрастая мифическими подробностями.

Скептики относят факт существования секретных московских подземных транспортных коммуникаций так называемого «Метро-2» к разряду городских легенд и художественному вымыслу. Более или менее достоверным можно считать существование линии от нового здания Министерства обороны на Знаменке до объекта в Тропарёво-Никулино, официально называемого «Лабораторией испытаний и измерений Метрополитена» и строящейся системы ОАО "Трансинжстрой". Эти две линии-системы были посещены командой диггеров МГУ и группой энтузиастов НИО «Азимут».

Согласно слухам, система гораздо более разветвлённая и уходит далеко за пределы Москвы: сообщается о линиях в города Чехов, Краснознаменск и Балашиху. Эти слухи не имеют подтверждений.

Летом 1992 года литературно-публицистический журнал «Юность» опубликовал роман писателя и сценариста Владимира Гоника «Преисподняя», действие которого разворачивается в подземных бункерах Москвы. Ранее, весной того же года отрывки из романа опубликовал еженедельник «Совершенно секретно».

В интервью корреспонденту газеты «КоммерсантЪ» в 1993 году на презентации своей книги писатель заявил что термин «Метро-2» был введен именно им, а роман был написан на основе собранных лично им за двадцать лет сведений о бункерах и линиях секретного метро, связывающих их. Гоник признался что писал роман с 1973 по 1986 год, а также что некоторые сведения о трассировках прохождения спецтоннелей и расположении спецобъектов в тексте романа умышленно искажал.

Позднее писатель Владимир Гоник утверждал, что бункеры так называемого «Метро-2» служили для размещения в них руководства Политбюро и ЦК КПСС, а также членов их семей на случай войны. С его слов, якобы, Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев лично посетил в начале 1970-х годов главный бункер, после чего наградил председателя КГБ СССР Юрия Андропова Золотой медалью Героя Социалистического труда. В бункере каждому члену ЦК КПСС полагались апартаменты площадью до 180 кв.м. с кабинетом, комнатой отдыха, пищеблоком и санузлом.

Свои сведения Гоник собирал, как он утверждает, от своих пациентов, работая врачом в поликлинике Министерства Обороны.
После публикации романа, в 1992-1993 годах тему существующих секретных линий московского метрополитена поднимали в своих публикациях российские СМИ, в частности, журнал «Огонек», называя эти подземные объекты как «Метро-2»

В 2004 году руководитель протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина Владимир Шевченко первым из бывших высших государственных чиновников фактически подтвердил наличие в Москве секретного метро:

"Сведения о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском. Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются. Кроме того, существовали подземные транспортные коммуникации между Генеральным штабом и несколькими другими правительственными объектами"

В 2008 году Шевченко вновь коснулся темы «Метро-2»:

"В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для ее дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь помимо прочего там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают"

Как рассказывает Михаил Полторанин, вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина в начале 1990-х годов:

"Это и разветвленная сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек - это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в "Метро-2" есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара"

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в 2007 году на вопрос «Существует ли метро-2» ответил:

"Я бы удивился, если бы его не существовало"

В том же году в интервью газете «Известия» он заметил:

"Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можно ли их использовать для перевозки пассажиров? Решать это не мне, а тем организациям, на чьем балансе находятся эти объекты. Я такой возможности не исключаю"

В 2008 году в интервью газете «Аргументы и факты» руководитель независимого профсоюза московского метрополитена Светлана Разина призналась:

"Несколько лет назад среди машинистов депо «Измайлово» проводили набор для службы на секретных линиях. И хотя желающих было много, отобрали только одного. Попасть на территорию этих тоннелей могут только люди со специальным допуском. Чаще всего на этих ветках используются очень короткие составы, состоящие из электровоза на аккумуляторах и одного пассажирского вагона"

Как сообщил в своем материале корреспондент государственного информационного агентства «ИТАР-ТАСС» в 2007 году:

"Линии "Метро-2" долгое время находились в ведомстве КГБ, а впоследствии перешли под крыло ФСБ"

Ещё в 1992 году в интервью корреспонденту американского журнала «Time» заместитель директора Гостелерадио Игорь Малашенко рассказал о существовании в Софрино в 30 км к северо-востоку от Москвы телевизионного ретрансляционного центра, построенного во времена Хрущева на большой глубине под землей на случай ядерной войны. По словам Малашенко, в то время оборудование центра оказалось непригодным для использования, поскольку устарело. Малашенко говорит что такая же судьба постигла и многие подземные бомбоубежища, в частности, систему подземных бункеров под зданием МГУ, которые по его словам были затоплены и пришли в негодность.

Олег Гордиевский, бывший полковник КГБ СССР, 11 лет шпионивший на британскую разведку и сбежавший в 1985 году в Великобританию, в 2001 году в интервью газете «Аргументы и факты» назвал «главным секретом КГБ, который не раскрыт до сих пор»:

"Подземные коммуникации спецслужб. Я знаю, что КГБ имеет под землей грандиозные сооружения, целые города, равных которым попросту не существует"

В 2006 году в центре Москвы был открыт для доступа граждан Музей холодной войны (Экспозиционный центр "ЗКП «Таганский»), находящийся на глубине более 60 метров. Ранее в нём располагался секретный бункер ПВО, соединенный с тоннелем действующей Кольцевой линии Московского метрополитена.

На юго-западе Москвы, по данным СМИ, в районе Раменки под пустырем к юго-западу от главного здания МГУ и комплексом зданий Научно-Исследовательской базы Объединения «Наука» (НИБО «Наука») на глубине до 180-200 метров расположен крупнейший в Москве подземный бункер. По тем же данным, он связан с другими подземными объектами Москвы тоннелями. Якобы, он предназначен для размещения 15 000 человек. Комплекс наземных зданий был построен в 1975 году по проекту архитектора Евгения Розанова. Строился объект организацией Главспецстрой.
Одним из первых о нём написал американский журнал Time в 1992 году. В своем материале журналист ссылается на неназванного им офицера КГБ, который утвеждает что принимал участие в строительстве крупного подземного объекта в Раменках, строительство которого было начато в середине 1960-х годов и закончено к середине 1970-х.
Этот объект был назван журналистом «Подземный город», который, якобы предназначен для того, чтобы 15 000 человек могли укрываться в течение 30 лет после ядерного удара по Москве.
26 декабря 2002 года в подземных коллекторах этого объекта по адресу Проспект Вернадского, 12 А произошёл пожар, в результате которого были повреждены электрические кабели. Информация об этом попала в открытые источники благодаря судебному иску, который предъявило руководство НИБО к Мосэнерго
В СМИ фигурирует название этого объекта «Раменки-43». Название происходит от ул. Раменки, 43 где якобы находится один из входов в подземные сооружения. Стоит отметить, что по данному адресу расположены Военизированный горноспасательный отряд 21 (ВГСО 21) ФГУ «УВГСЧ в строительстве» и 1-й военизированный горноспасательный взвод (1-й ВГСВ) ВГСО 21 ФГУ «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве». Такое близкое (менее 300 метров) расположение неслучайно: ВГСО 21 обслуживает шахту 6Р ОАО "Трансинжстрой".
По некоторым сведениями функции Генерального заказчика строительства специального объекта в Раменках ("строительство №110") выполняло 9-ое Центральное управление Министерства обороны, созданное в 1955 г.(в/ч 57328).
Объект в Раменках, как утверждается, соединён с линией Д-6 и системой ОАО Трансинжстрой.

Линия 1 (Д-6)

Линию начали строить в середине 1950-х годов, хотя сама идея, вероятно, появилась ещё при Сталине. Служит для удобной транспортной связи объектов Минобороны.
В 1950-х существовал временный тоннель, соединяющий метро и первую линию метро-2. Впоследствии этот тоннель был закрыт, поскольку появилось новое соединение в районе станции Спортивная во время второй очереди строительства метро-2 при Хрущёве.
Основная часть построена в 1967 году, полностью - в 1980 году, протяжённость вместе со всеми ответвлениями чуть менее 25 км. Начинается от «Генерального штаба Министерства Обороны РФ» (новое здание) и имеет 2 ответвления. Одно ответвление заканчивается станцией и двумя тупиками в объекте в Тропарёвском лесопарке, официально носящим название «Лаборатория измерений и испытаний Московского метрополитена». Другое ответвление заканчивается в районе СМУ-155 ОАО «Трансинжстрой».

Трассировка Д-6 (станции названы условно):
-«Арбатская-3» (расположена под новым зданием Министерства обороны), на «станции» расположен разъезд, также имеется сбойка со станцией Арбатская.
-«Чертолье» (предположительно, сбойка с войсковой частью № 25555 в Староконюшенном переулке).
Сбойка в районе станции метро «Парк культуры» с бункером Кольцевой линии.
-«Фрунзенская-2» (сбойка с комплексом зданий Министерство обороны на Фрунзенской набережной, а также ходок к Центру заказов и поставок материальных и технических средств тыла Вооружённых Сил РФ на Большой Пироговской, 23).
-«Университет-2»(конечная станция основной ветки Д-6 со входом в один из блоков объекта Научной Исследовательской Базы Объединения «НАУКА» (НИБО «НАУКА»).
-За несколько пикетов до станции «Университет-2» имеется съезд с главной ветки Д-6 на ответвление, затем, оно разделяется на два второстепенных. Одно из которых заканчивается в районе СМУ-155 ОАО «Трансинжстрой» на улице Лобачевского и имеет многочисленные сбойки с «подземным городом».
-Другое ответвление Д-6 уходит в Тропарёво, где под площадкой Лаборатории измерений и испытаний Мосгортранса заканчивается двумя тупиками и станцией. На своем протяжении данная ветка имеет сбойки с несколькими блоками объекта НИБО «НАУКА», комплексом зданий ГУСП, возможно с Академией ФСБ или ИКСИ.
ВШ 341 Арбатско-Покровской линии на Воздвиженке совмещена с Д-6. Кроме того, совмещена ВШ-133 возле метро Фрунзенская. Больше совмещенных шахт НЕТ.

Существует соединение между гражданским метро и системой Д-6, начинающееся как ответвление от южного направления Сокольнической линии после станции Спортивная. Официально это оборотный тупик. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается за 20 метров до решётчатых ворот, прикрытых стеклотканью, за ними видны следующие ворота Д28 с массивным бетонным блоком. Тоннель продолжается дальше, подныривает под тоннель Сокольнической линии в сторону Воробьёвых гор и сразу после пары гермоворот Д29 и Д29А находится стрелка гейта с линией Д-6. Hа въезде в этот тоннель, по слухам, находится единственный в московском метро светофор с двумя красными.

Часто упоминается, что в Метро-2 можно попасть из Главного здания МГУ (утверждают, что вход в тоннель, ведущий в Раменки, находится в 3 подвале главного здания). Однако эта информация была опровергнута так называемыми «диггерами», исследователями подземелий МГУ.
Предположительно, через некоторое время после строительства Линии 1 (Д-6) была построена сверхглубокая (130-150 м) безрельсовая выработка между зданиями Генштаба Министерства обороны на Арбатской, Кремлем и Лубянкой. Этим занималась стройплощадка на Никольской улице под названием «Строительство № 100».
Коллектив Тоннельного отряда № 6 провожал Виктора Фроловича на заслуженный отдых. Уходил последний из поколения пятидесятников, а их тогда на строительство № 100 только из Таманской дивизии пришло более трехсот человек. Бравые гвардейцы-таманцы появились в Москве, у ветхого домика за номером десять на улице Разина вскоре после ноябрьского (1951 года) парада на Красной площади, где большинство из них в седьмой раз за время службы прошагали стройными рядами мимо Мавзолея В. И. Ленина. Адрес конторы они узнали от представителя Метростроя, который приезжал в часть незадолго до демобилизации.

Линия 2 (Система ОАО «Трансинжстрой»)

Разветвлённая двухуровневая транспортная система, сооружаемая ОАО «Трансинжстрой». Строительство было начато в 80-х годах. Находится в ведении ССО(Службы Специальных Объектов) ГУСП. На линии создано несколько промежуточных бункеров, много станционных заготовок большого сечения. Протяжённость магистральных тоннелей системы не менее 40 километров.

Стройплощадки ОАО «Трансинжстрой» на улице Обручева(СМУ_162), Серпуховской(СМУ-162), у ЦДХ(Шахта № 990 СМУ-154), в Кадашёвском 2-ом(СМУ-154), Кривоколенном(Шахта № 732) Уланском и Архангельском переулках непосредственно относятся к этой системе.
Редкие вентиляционные шахты оправдывает сложная разветвлённая система подходных выработок и отдушин в районе спецсооружений по трассе линии.

Легендарные линии

Информация о существовании этих линий находится целиком в области городских легенд и ничем не подтверждается.

Система Совмина
Линия была построена в середине 70-х годов. Начинается под Домом правительства РФ (зданием Совмина). Дальше частично идёт под Кутузовским проспектом, пересекая Киевский вокзал, где находится один из бункеров связи. Существует распространённое мнение о существовании станции под гостиницей «Украина». Линия продолжает идти вдоль Бережковской набережной через гостевые дома ФСО и Мосфильмовскую улицу до блоков Раменского подземного комплекса, расположенных под спецавтобазой ФСО и в/ч 95006 ГУСП.
Через бункер можно перейти на Линии 1 и 2. Возможно, линия идет далее до Научно-исследовательского института «Восход» (ФГУП НИИ «Восход») на ул. Удальцова, занимавшегося разработкой системы по заказу Совмина.
«… Более тридцати лет назад НИИ автоматической аппаратуры (НИИ АА), занимавшее самые передовые позиции в области применения вычислительной техники, получил государственный заказ от Управления делами Совмина СССР на разработку системы управления народным хозяйством как в мирное время, так и в кризисных ситуациях…
… Институтом был создан и внедрен ряд крупных автоматизированных систем, заказчиками которых являлись ЦК КПСС, Военно-промышленная комиссия Совмина СССР, Министерство обороны СССР, КГБ СССР, МИД СССР, Пограничные войска СССР и ряд других министерств и ведомств. Значимость и масштабность первых правительственных заказов свидетельствовали о большом доверии к коллективу Института и об огромной ответственности, которая легла на его плечи…»

Заревская система
Недостроенная система, находящаяся в ведении Министерства обороны. В 1970-х планировался тоннель, соединяющий спецобъекты Минобороны в Балашихинском районе (дислокацию спецподразделений) со зданием КГБ (ныне ФСБ) на Лубянской площади в Москве. Однако, тоннель в сторону Москвы достроен примерно до Свободного проспекта(объекты: В/ч № 3747 внутренних войск МВД РФ, В/ч 11135, 18 ЦНИИ ГШ. Строительством этого спецтоннеля занималось СМУ-13 Метростроя.
Стройплощадки системы: база Метростроя в Кучинском лесопарке и база ФГУП «Спецстрой» в Реутове.
Имеются устные показания некоторых болтливых бывших военнослужащих, которые единогласно заявили о «запущенности» объекта и непроходимых завалах на путях, но было бы ради чего копаться в этом, так как далее имеется элементарный тупик, следовательно строительство начиналось, но не закончилось. Но так как эту информацию не представляется возможным проверить, то все интересующееся вплотную данной темой сообщество признало это направление также несостоявшимся и существующим на уровне мифа.
Имеется неподтверждённая информация, что строительство станции Новокосино увязывается с реконструкцией/строительством объектов Зарёвской системы.
«… когда на месте южного Реутово стояли избы села Крутицы, и Новокосино-то не было, уже посреди пустыря шли вентканалы шахты тоннеля…»

Чеховская система
Связывает подходными выработками военные бункеры в Чеховском и Ленинском районах Подмосковья. Строилась в начале 80-х. Вопреки многочисленным слухам, тоннельное соединение с Москвой недостроено - магистральный тоннель доходит до города Видное, затем разветвляется на две линии: одна в сторону объектов ФАПСИ в Царицынском парке, другая - должна была идти примерно вдоль планируемого западного дублёра Варшавского шоссе.
Действительно, в н.п. Алачково и Захарково имеются производственные базы ОАО «Трансинжстрой» и, действительно, под несколькими агломеративными поселениями Чехова (в том числе Ваулово) имеются бункеры, некоторые из них объединены подходными выработками. Связь сети чеховских бункеров с Москвой планировалась и, это правда, генплан был подготовлен, однако, строительство этой очереди спецтоннелей велось в 80-х годах и было прервано уже в 90-х. В данный момент некоторые работы ведутся, но далеко не с той интенсивностью, которая имела место ранее при другой власти и другими оборонными задачами.
В 2009 году во время строительства развлекательного центра в самом конце проспекта Ленинского комсомола города Видное строители якобы наткнулись на тоннель Метро-2, процесс строительства прервался на несколько месяцев

Линия в Барвиху
В последней версии схемы Юрия Зайцева указана линия, проходящая через Рублёвское шоссе, бункер ГО А-50 рядом с домом Ельцина на Осеннем бульваре и далее в Барвиху и Власиху. Однако её существование ничем не подтверждено и схема, возможно, является дезинформацией.

Другие линии
Предполагается, что существует тоннель, соединяющий Одинцово и Краснознаменск. Также сообщалось о системе, обслуживающей объекты у ВДНХ. Некоторые работники ГРУ утверждают, что здание их ведомства на Полежаевской соединяется подземным автомобильным тоннелем со зданием Министерства Обороны на Арбатской.
Непонятным остаётся истинное назначение стройплощадок (принадлежат ОАО «Трансинжстрой», судя по вывескам) на Баррикадной, Новорязанской ул., в Крылатском, у ВДНХ, Таганской, в Одинцово.