Трансперсональный подход в психологии. Трансперсональная психология: представители и методы направления

В последнее время всё большую популярность набирает трансперсональная психология. Новое направление психологической науки исследует сверхвозможности индивида и его взаимосвязь со Вселенной. Трансперсональная дисциплина не только изучает изменённое состояние сознания, но и ищет способы решения психологических проблем человечества.

Что собой представляет трансперсональная психология?

Трансперсональная психология - это наука, занимающаяся исследованием трансперсональных, то есть выходящих за границы простого «я», состояний психики и сознания индивидуума. Научное направление появилось под конец шестидесятых годов минувшего века на основании психоаналитических постулатов К. Юнга и гуманистических мировоззрений А. Маслоу. Учёные отметили роль «пиковых переживаний» для решения проблем личности, а также заметили, что существует некое коллективное бессознательное и будто все индивиды в разной степени неосознанно влияют друг на друга.

Корни трансперсональной науки уходят в историю различных религий и культур, а также во многие известные духовные практики. Родоначальниками такого направления в психологии по праву считают Станислава Грофа, Алана Уотса, Энтони Сутича, Абрахама Маслоу, К. Уилбера, А. Минделла, Ч. Тарта, С. Криппнера и других. Каждый учёный дополнил сокровищницу знаний трансперсональной психологии, а некоторые психологи развили собственное направление и провели ряд новых экспериментов.

Трансперсональная психология предлагает своё объяснение парапсихологическим феноменам. Наука изучает надчеловеческие переживания, которые не существуют в рамках обычного состояния Эго, а также переживания, связанные со смертью, духовный кризис, личностные ресурсы, возникновение интуиции, переход на высшие духовные состояния.

Сферы трасперсональной психологии:

  • изменённые состояния сознания;
  • парапсихология;
  • разнообразные духовные практики, в т. ч. религии;
  • воздействие на сознание индивидуума психоделических веществ;
  • методики дыхательного воздействия на психоэмоциональное состояние индивида;
  • йога и ;
  • процессы старения;
  • переживания, тесно связанные со смертью;
  • духовный рост.

Основные идеи трансперсональной психологии

Трансперсональная психология основывается на существовании бессознательной составляющей психики любого индивида. Неосознанные компоненты воздействуют на образ мыслей, взгляды, реакции, поступки и поведение индивидуума на протяжении всей жизни. Бессознательный пласт психики включает жизненные переживания, вытесненные из сознания в силу разнообразных причин. В подсознании индивида также находятся воспоминания, никак не привязанные к его жизни, например, разнообразные воплощения себя или коллективное бессознательное.

Трансперсональная дисциплина акцентирует внимание на важные психологические аспекты личности. Однако главенствующую роль отводит именно духовности. Эта психологическая наука изучает сознание, которое в определённых состояниях способно выходить за рамки собственного Эго. Расширение границ Эго происходит, когда индивид погружается в изменённое состояние личного сознания.

Существуют разнообразные техники, помогающие человеку понять себя и собственный внутренний мир. В момент трансперсональных переживаний психика индивида претерпевает разнообразные изменения. Человек начинает чувствовать единение с космосом и разрешает свои накопившиеся психоэмоциональные проблемы.

Если же взрослый человек не в состоянии справиться со своими психологическими проблемами самостоятельно, рекомендуем обратится к специалисту, например психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу .

Отличие трансперсональной психологии от иных наук

Многие направления в психологии являются научными и объективными. Для традиционных психологических дисциплин важно в ходе исследований и экспериментов получить достоверные факты. Однако современная психология игнорирует феноменальные проявления личности, то есть трансперсональный опыт.

Принципы трансперсональной психологии:

  • сознание индивида соразмерно космосу и не может ничем ограничиваться;
  • в разнообразных контекстах;
  • изучается сознание индивида в сочетании с разумом космоса;
  • душа и рассудок составляют целое и определяют личность;
  • охватывает широкий диапазон знаний, даже из диаметрально противоположных наук.

Однако научные сообщества критикуют трансперсональную психологию. Дело в том, что многие годы учёным этого направления не удавалось предоставить научно доказанные факты или предъявить миру результаты использованных в ходе экспериментов методов. Правда, согласно сложившемуся научному подходу, трансперсональная психология способна объединить психофизику и психофизиологию.

Методики трансперсональной психологии

В трансперсональной психологии используют такие методики:

  • дыхательные психотехники;
  • психофизиологическое исследование;
  • методики с применением психоделических веществ;
  • психодиагностические способы;
  • воздействия на органы чувств и осязания;
  • визуализация и практика с воображением.

Отдельно применяются техники для инициализации изменений в сознании:

  • вначале внимание фокусируется на каком-то предмете, потом внезапно переключается на другой объект;
  • стимуляция через ограничение в питье при интенсивных физических нагрузках;
  • повышенная активность (бег без остановки);
  • воздействие низких и высоких температур (купание в холодной воде, хождение по горячим углям);
  • воздействие звуков и мелодий (постоянное песнопение);
  • уединение и ограничение двигательной активности;
  • создание условий, при которых не удаётся уснуть;
  • холотропное дыхание;
  • ребёфинг;
  • тета-хилинг.

Трансперсональная психология Грофа

Предметом исследований С. Грофа было бессознательное в состоянии изменённого сознания. Учёный научился проникать в сферу неосознанного посредством психоделических средств. Вскоре эти психоактивные вещества запретили, а исследователь разработал новейший метод проникновения в изменённое состояние сознания. Речь идёт о холотропном дыхании.

Правда, прежде чем перейти на уровень бессознательного, индивид сталкивается с целым рядом препятствий:

  • сенсорный (активизируются органы чувств в момент проникновения в неосознанное);
  • неосознанное индивидуального характера (психотравмы и другие воспоминания из прошлого, которые вытеснены в подсознание);
  • перинатальные матрицы (связанные со смертью и рождением переживания);
  • выходящая за рамки пространства и времени трансперсональная составляющая психики (взаимосвязь индивида со Вселенной).

По мнению учёного, многие неразрешённые проблемы индивида коренятся в его подсознании. Человек может избавиться от психотравмирующих переживаний, если на каком-то уровне подсознания встретится с ними и заново их переживёт. Во имя этой цели и существует метод холотропного дыхания.

С использованием глубоких вдохов индивид «перемещается» в изменённое состояние личного сознания. Применяются также расслабляющие музыкальные произведения. Посредством таких приёмов внутри активизируется поток энергии и индивид следует за ним. Поток подавленного состояния трансформируется в поток переживаний. В такой момент психика индивида податлива, а сам он может кричать, принимать разнообразные непроизвольные позы, а также испытывать широкий спектр эмоций. Энергия потока исцеляет. Накопившийся в подсознании негатив высвобождается и индивид расслабляется.

  1. Первый способ.

Необходимо сесть на стул, выпрямить спину, ступни опустить на землю. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с небольшой задержкой дыхания после каждого. Постоянно расслабляясь, важно мыслями переместиться в область сердца и собрать там всю энергию.

Затем необходимо этот энергетический сгусток забрать из сердца и опустить в центр планеты Земля. В этот момент можно почувствовать, как энергия Земли растекается по телу. Потом эту энергию нужно мысленно собрать в огромный шар и поднять его над головой. Усилием мысли следует поднять себя над домом, деревьями, городом, материком, Землёй и войти в космос.

Там необходимо мысленно продолжать движение мимо проблесков белого и тусклого свечения. Важно пройти сквозь зыбкую массу и проникнуть в белый и переливающийся свет. Можно в нём искупаться. Правда, в ходе такого полёта следует избегать синего цвета. Действовать нужно быстро. Главное, достичь жемчужного белого свечения.

  1. Второй способ.

Следует сесть поудобней и полностью расслабиться. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. В ходе дыхания важно достичь расслабления. Потом необходимо сконцентрировать внимание на сердце. В этот момент следует представить, будто вы и стул, на котором сидите, является одним молекулярным целым. Молекулы стула сплетаются с молекулами тела, однако каждый объект сохраняет свою форму.

Потом необходимо слиться с комнатой и представить себя на одном молекулярном плане со всеми находящимися в ней вещами. Затем нужно прочувствовать молекулярное единение с домом, городом, лесами, полями, Землёй. Не стоит останавливаться. Мысленно нужно выйти в космос. Необходимо объединиться со вспышками белого света, космической желеобразной субстанцией. Важно слиться с энергией Вселенной. Таким образом можно попасть в состояние Тета.

Обучение трансперсональной психологии

Получить знания из области трансперсональной дисциплины можно на семинарах по эзотерике или в институтах, преподающих эту науку. Главное требование к учащимся - желание почерпнуть познания из области психологии, открыть для себя сферу неопознанного и научиться полученный опыт использовать во благо себе и окружающим.

Трансперсональная наука поможет познать себя и мир вокруг. Благодаря её методам можно улучшить своё состояние и жизнь в целом. Избавляясь от проблем и высвобождая энергию, индивид исцеляется от разного рода душевных заболеваний и приобретает гармонию с миром. Знания по трансперсональной дисциплине можно применить для раскрытия своего творческого потенциала и

Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная) -- это направление в современной психологии, исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания.

Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия, ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация, а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений,западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии. Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «персона». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное.

Трансперсональная психология - это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга.

Первым трансперсональным психологом сами сторонники ТП считают Уильяма Джеймса (1842-1910. По их мнению, его философия оказалась предшественницей различных направлений в психологии. В известной работе "Многообразие религиозного опыта", посвященной анализу мистического сознания, Джеймс намечает основные положения, разделяемые ТП:

Религия находится внутри индивидуума. Имеется ввиду, что источник религии находится прежде всего в личностных переживаниях. Поэтому материал исследований - "личностные откровения людей об их религиозных пробуждениях".

Исследование бессознательного является дверьми к трансформирующим переживаниям. Под этим он имеет ввиду, что любой метод, с помощью которого человек соприкасается со своими внутренними переживаниями, является лишь первым шагом самоисследования и что за пределами повседневной "бодрствующей" реальности затем открывается огромный диапазон состояний сознания.

Основоположниками стали А. Маслоу (идея иерархизации и соподчинения мотивов), С. Гроф (идея возможности выхода за пределы личного сознания, перинатальный опыт человека) и другие известные учёные, пришедшие к ней на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их положительный эффект в психотерапии.

Трансперсональная психология (ТП) описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства. Большая часть материалов ТП взята из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, опыта медитаций и измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания и других процессов, создающих кратковременное отравление мозга.

Как философское направление, в ТП традиционно тяготение к позиции свободы, любви и всеобщего братства. ТП ставит задачу преодоления ощущения личной изоляции, центрированности и самодостаточности.

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности».

Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествия во времени»); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки.

Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Станислав Гроф - чешский психиатр, который в начале 60-х переехал в США и нашел пристанище на благодатной земле Калифорнии. Это было то самое место и время, где и когда буйным цветом расцвели небезопасные эксперименты по «расширению сознания» с помощью наркотиков. Идеологами этого движения выступали местные бескорыстные энтузиасты, кумиры поколения хиппи, Кен Кизи, Тимоти Лири и Теренс Маккена, которым дельцы мирового наркобизнеса должны были бы поставить по золотому памятнику. К этой когорте фактически присоединился и Гроф, успевший еще на не понявшей его родине поэкспериментировать с употреблением ЛСД. Молодые бунтари 60-х одно время свободно покупали этот наркотик прямо в аптеках, пока доктора, неосмотрительно выписывавшие рецепты направо и налево, наконец не обнаружили, что этот стимулятор мозговой деятельности вызывает привыкание и очень нехорошие изменения в той самой мозговой деятельности, которую он стимулирует. Но пока ЛСД не попал под официальный запрет (в США это произошло в 1967 г.), Гроф успел накопить богатые клинические данные.

Его работа «Области человеческого бессознательного» изобилует описаниями видений и галлюцинаций, испытанных пациентами, которых он пытался лечить при помощи ЛСД. Одурманенные наркотиком, люди «вспоминали» самые невероятные вещи - свое младенчество и даже прошлые воплощения, летали на другие планеты, участвовали в исторических событиях прошлых эпох, отождествлялись со сперматозоидами и электронами. (Наркологи могут подтвердить достоверность таких описаний - известны клинические случаи, когда их пациенты, вообразив себя птичкой, «выпархивали» из окна, и т.п.)

Как и многие психологи психоаналитического направления Гроф убежден, что важнейшим событием в жизни каждого человека является его рождение. Сам процесс рождения он делит на четыре этапа, соответствующие четырем так называемым базовым перинатальным матрицам (БПМ). Под воздействием ЛСД в измененном состоянии сознания эти матрицы активизируются, высвобождая в символической форме подавленный болезненный материал, связанный с тем или иным периодом процесса развития плода и родов.

БПМ-1 связана с периодом спокойного развития эмбриона в чреве матери, полной гармонии с миром (в норме эмбрион всем обеспечен и не знает беспокойства, травм и проблем). Если это развитие в самом деле протекало благополучно, то в измененном состоянии сознания ему соответствуют образы блаженного покоя в глубинах океана или Вселенной, часто сопровождаемые эйфорическими ощущениями. Если же покой будущего человека нарушался негативными событиями в жизни матери, если плод отравлялся вследствие курения матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств, то среди безопасных обитателей океана могут появиться ядовитые, хищные рыбы и моллюски, а в Космосе начинаются метеоритные вихри, преследования со стороны злых инопланетян и т.п. И эмоции, соответственно, смещаются в более мрачную часть спектра: для негативных аспектов БПМ-1 характерен безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности.

БПМ-2 объединяет переживания, ассоциируемые с первой клинической фазой родов. Ранее спокойное и комфортное убежище - матка - начинает сокращаться, и плод испытывает мучительное давление. Образы заточения в тесной темнице, пыток, давящих прессов и т.п. соответствуют переживаниям этой перинатальной матрицы. Им сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая. В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется. Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, некоторым из нас было особенно плохо в этой темнице, и у них возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой. Во взрослой жизни они выражаются через невротические симптомы депрессии и клаустрофобии.

БПМ-3 соответствует второй клинической фазе родов. Шейка матки открывается, к сокращениям матки присоединяются сильные движения плода, стремящегося к выходу на свет. Плод активно борется за автономную жизнь. Символически это находит выражение в образах садомазохистских сцен, грозных кровопролитных сражений и просто драк. К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля». Эта трактовка Грофа представляется весьма остроумной -- в самом деле, становится вполне понятным, какой тоннель и какой свет видят люди в своих грезах. (Правда, трактовка видения «света в конце тоннеля» как воспоминания о прохождении по родовому каналу встречается и у Юнга, в предисловии к «Тибетской книге мертвых», так что и в этом «открытии», как и во многих прочих, Гроф неоригинален.) Переживая связанное с третьей перинатальной матрицей, человек испытывает бурю разнонаправленных эмоций, среди которых преобладает агрессия. Если на этой фазе были какие-то затруднения, то в последующей жизни личность «расплачивается» за них симптомами, связанными с вытесненной агрессивностью.

Наконец, БПМ-4 соответствует отделению плода от матери, перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа. Если все здесь прошло нормально, то в измененном состоянии сознания под воздействием ЛСД человек переживает образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы вскрытия рек ото льда и т.п. При этом характерны радостные эмоции, в случае проблем на этом этапе при их символическом переживании возникает эмоция интенсивного страха, чувство разочарования.

В работах Грофа подробно излагается, как различные психические расстройства и перверсии связаны с фиксацией на той или иной БПМ.

Однако распространение новаторского учения столкнулось с рядом проблем. Во-первых, часть клиентов застревали на одном из этапов, впадали в психоз и к концу лечения оказывались едва ли не в худшем состоянии, чем в начале. Иные приходили к мысли, что все свои проблемы надо решать только в измененном состоянии сознания, и тем самым отказывались брать на себя какую-либо разумную ответственность за собственную жизнь. К тому же ЛСД попал на улицы и стал употребляться беспорядочно - ради забавы, а вовсе не самосовершенствования. Наконец, ЛСД запретили, и все исследования пришлось свернуть. Но остановиться Гроф уже не мог. Из непростой ситуации он нашел законный выход. Он придумал холотропное дыхание - особую технику, позволяющую достигать измененных состояний сознания, схожих с теми, которые достигаются посредством ЛСД. Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования.

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа, которое ведет к сужению сосудов. Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям -- ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от переизбытка воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга, более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации.

Разумеется, все прежние проблемы остались - у части клиентов наступает ухудшение, некоторые «подсаживаются» на холотропное дыхание, методику широко практикуют плохо усвоившие ее люди и просто шарлатаны. Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено, и в России есть немало мест, где его вполне легально практикуют.

трансперсональный психология сверхличностный сознание

Психосинтез - трансперсональная система Р. Ассаджиоли

Еще одна интересная и важная трансперсональная система - психосинтез - разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей - динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого; врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями.

Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра.

Истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Хаос – изначальное живое субъективное, бессознательное энергетическое начало, разные формы движения, живой субъект. Не обязательно биологический субъект. Просто Субъект.

Виды хаоса:
1) Материальный хаос. Реактивность в чистом виде.

2) Духовный или энергетический хаос. Активность в чистом виде.

3) Духо-материальный, или материально-энергетический хаос. Активность-реактивность в чистом виде.

Порядок или Программа, Организация чего-либо – изначальное техническое, объективное...

Я занимаюсь духовным поиском уже около пятнадцати лет в русле холистического движения, и в своей практике активно использую многие инструменты Трансперсональной Психологии (ТП), такие как дыхательные психотехники, расстановки по Хеллингеру.

Динамические медитации, эксперт-операторные практики, а также многие модели и теории сознания, созданные в рамках ТП. Естественно, я заинтересована в развитии Трансперсональной Психологии, как движения, помогающего мне совершенствоваться, и, поэтому...

Оба эти движения в некотором смысле эклектичны. Они обращаются к различным системам воздействия на тело и мышление, чтобы изменить или расширить сознание, а также используют западные и восточные техники медитации и визуализации, йогические дыхательные и физические упражнения, дзен-буддистские техники преодоления линейности мышления, даосские метафоры, такие, как ян и инь, помогающие выразить текучесть, изменчивость мира и т.д.

Сутью Движения за Развитие Человеческого Потенциала является...

Существует личностная преемственность и кровная связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Основателями обоих направлений были одни и те же люди - А. Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи, Д. Будженталь, Р. Лэйнг, В. Франкл, Ф. Перлз.

Где-то с середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых...

Термин «Ничто», введенный мною, относится к нашему психологическому бессознательному. Термин «Оно», введенный Зигмундом Фрейдом, относится к нашему подсознанию.

Бессознательное – это уровень физической материи, это физический инстинкт реактивности в чистом виде без внутренней активности.

Без внутренней стимуляции субъекта реактивности, организованный не мистически, как подсознание, а хаотически, то есть совсем не организованный, изначальный.

Подсознательное – это уровень дочеловеческой...

1. Эволюция познания состоит не в наращивании объёма познанных истин, но в изменении (эволюции) познавательного акта. От «истина – объективная, общая для всех, картинка отражающая реальность» к «истина – это принципиально субъективные картины художников (субъектов познания), – переживания – всегда личностные и никогда не вступающие в конфликт друг с другом».

И, наконец: «познание переживанием и созидание – две грани единого акта, поэтому Истина – это Любовь, Красота, Святость» (Конечно, для...

В настоящее время возникает все больше направлений психокоррекции, психотерапии, а также духовных учений, которые для улучшения душевного и физического здоровья особое внимание уделяют прежним поступкам и прежнему образу жизни человека, его прошлому опыту, полагая и даже утверждая, что травмы рождения, воспитание, традиции, царящие в семье и обществе, страхи, запреты и прочие жизненные обстоятельства могут стать причиной нынешних отклонений в психике. Хотя отклонений от чего именно, каким должен...

«В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация. С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий. С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно (при этом направление трансперсональной психотерапии уже признано Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой и Министерством здравоохранения).

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей - Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими - было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное». Видный транспсрсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +...» и считает, что трансперсональная ориентация эксплицитно включает все остальные области личностной психологии и затем добавляет к ним более глубокие и высокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют обычные и повседневные переживания. Он считает, что трансперсональное - или «более чем персональное» - это попытка более глубоко, аккуратно и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания. Оно включает в себя полный спектр сознания.

По определению Р. Уолша и Ф. Воон, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Трансперсональная психиатрия - это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросскультурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональное движение - это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин. Важно отметить, однако, что они не исключают персонального, не ограничивают типологию расширения личности, не привязывают трансперсональные дисциплины к какому-либо определенному философскому подходу или мировоззрению, к конкретным методам исследования.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через (trans) личное (Р. Уолш, Ф. Воон).

Трансперсональная психология - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К. Г Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.

В отечественной литературе отдельные аспекты исследуемой темы рассматривались в работах В. В. Налимова, П. С. Гуревича, В. В. Майкова, В. В. Козлова, Е. А. Файдыша» (В. Козлов, В. Майков, 2000 г. стр. 5, 12, 13)

Трансперсональная психология включает в себя переживания и состояния, выходящие за пределы ego, привычного отождествления с Я.

В противовес бытующему термину - изменённые состояния сознания (ИСС), которые сравнивают с нормальными (и как только к нормальным можно отнести раздражение, гнев, страх и т. п. ?) - Гроф предлагает использовать термин «расширенные состояния сознания», т. е. включающие в себя более широкий спектр объектов бытия и типов познания (например, отождествление). Мне кажется более правильным использовать термин «нормальное состояние сознания» (как нормально для человека зрение), которого мы лишены («... по земле не виденьем ходим, но верою»), в сравнении с «ссуженными, обыденными состояниями сознания», которые ограничивают спектр потока информации и осознания её. Т. е. слепотой души, и, в связи с этим, «суженное» - в том смысле, как использует этот термин Э. Шнейдман («Душа самоубийцы») - как состояние потенциально суицидное и неизбежный спутник суицида.

В моём понимании, суицидные устремления являются лишь продолжением «смертного мира» - того, что хочется забыть (по разным причинам), и что не оставляет серьёзного следа в памяти (души). Родители, социум проводят человека через процесс отчуждения от мира переживаний, провоцируя прогрессирующую слепоту души, что во внутреннем мире вызывает разлад и остроту конфликтов, а во внешнем - наркоманию и подобное. Однако, сказанное акцентирует внимание на существующей иерархии ценностей, главное же, с моей точки зрения, в том, что «мир зрячих» от «мира слепых» отличается по иным (непривычным, вечным, духовным) ценностям, на фоне которых указанные психические и социальные проблемы оказываются производными.

Западная материалистическая наука огульно отрицала любые духовные понятия и виды деятельности, включая даже те, которые на протяжении многих веков основывались на систематическом интроспективном исследовании психики. Во многих из великих мистических традиций разработаны особые методы вызова духовных переживаний, и достигнуто соответствие наблюдений теоретическим выводам не хуже, чем в современной науке.

Интересно, что многие великие учёные, произведшие революцию в современной физике: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер и Давид Бом - находили своё научное мышление вполне совместимым с духовностью, с мистическим мировоззрением. (В. Козлов и В. Майков, 2000г. с14)

Далее В. Козлов и В. Майков отмечают новаторские представления С. Грофа о духовном кризисе, в которых он показал, что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики. Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это нередко люди, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. (В. Козлов, В. Майков, 2000 г., с. 114)

К трансперсональным переживаниям относятся:

I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».

А. Временное расширение сознания.

Эмбриональные и плодные переживания.
Родовые (наследственные) переживания.
Коллективные и расовые переживания.
Филогенетические (эволюционные) переживания.
Постинкарнационные переживания.
Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени.

Б. Пространственное расширение сознания.

Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого.
Идентификация с другими людьми.
Групповая идентификация и групповое сознание.
Идентификация с животными.
Идентификация с растениями.
Слияние со всей жизнью и со всем творением.
Сознание неорганической материи.
Планетарное сознание.
Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание.
Внетелесные переживания.
Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия.

В. Пространственное сужение сознания.

Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки.

II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».

Спиритические и медиумические переживания.
Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями.
Переживания других миров и встреча с их обитателями.
Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий).
Переживания встречи с различными божественными сущностями.
Интуитивное понимание универсальных символов.
Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини).
Сознание универсального Mind.
Сверхкосмическая и мета космическая пустота».
(С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000 ).

Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) - в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, - все, что он может дать вам - это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, - юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью.

На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом - это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой - пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в том, что я - врач, а он - пациент. Суть игры состоит в том, каким станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994).

Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют (или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит - переживание, ведущий же - проводник, помощник (можно конечно и это назвать ролями).

Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С. Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении (цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).

Выше мы обозначили психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологию как «три силы» в психологии (так это было названо А.Маслоу). На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 70-е гг. XX в. трансперсональная психология, ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Лидером этого направления является американский психиатр чешского происхождения Стэм (Станислав) Гроф (род. 1931 г.). По мнению многих экспертов С.Гроф, наряду с З.Фрейдом и К.Юнгом, является крупнейшим реформатором психологии и психиатрии XX в., заложившим основы психологии будущего.

С 1956 по 1967 гг. С.Гроф - практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучаетпсихоанализ. В 1959 году удостоен премии Кюффнера - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. С 1961 года Гроф возглавил в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств. В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатрических исследований (США), получил возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса, а затем продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

С 1973 по 1987 год С.Гроф - сотрудник Эсалендского института (Биг-Сур, штат Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной разработал технику холотропного дыхания (холотропный - ведущий к целостности) - уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста, именуемый также ребёфингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как, в изменённом состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения, и символический - духовное воскресение.

При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специальной музыки (в связи с этим нередко говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества).

Согласно взглядам представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что, часто, может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, свыработанными в них представлениями об энергетической основе мира.


Итак, что же на сегодня известно об этом, далеко не всем знакомом направлении в современной психологии, снискавшем, тем не менее, внушительное количество своих поклонников по всему миру.

Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед теорией и практикой оздоровительной работы и духовного совершенствования человека, является разработка специальных курсов занятий достаточно высокого теоретического и методического уровня. Подобного рода учебные курсы по нетрадиционным системам оздоровления и духовного совершенствования созданы всего лишь в нескольких вариантах и изданы крайне малым тиражом. Из всех учебных курсов, возможно, менее всего «повезло» психотехнике Вивейшн (Vivation).

Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что, вобрав в себя многие элементы из различных древнейших техник и философий, сама эта методика, в ее теперешнем виде, существует немногим более 30 лет, продолжая стремительно совершенствоваться. С другой стороны, эта литература ограничивается, в основном, впечатлениями журналистов - людей, непрофессиональных в этой области. Это взгляд «со стороны». Такая публицистика делает акцент на тех удивительных переживаниях и путешествиях во времени и в пространстве, которые совершаются людьми в процессе Вивейшн. Но, к сожалению, гораздо меньшее внимание уделяется назначению этой техники, той задаче, которую она решает, выполняя социальный заказ.

Что же представляет собой техника Вивейшн?

Вивейшн - это уникальная дыхательная техника интеграции личности, дающая нам доступ к ресурсам нашего сознания и освобождающая нашу психику от груза накопленных в ней стрессов. Это делает нас устойчивыми к будущим стрессам, стимулирует очищение и оздоровление организма на трех уровнях: телесном, психическом и духовном. Именно это органическое единство уровней рационального, эмоционального и духовного особенно важно при поиске пути к себе, ответа на вечные вопросы.

Соединяя человека с самим собой, эта техника помогает ускорить переход от ощущения себя, как физического тела к пониманию себя, как духовного начала. Обновляя дух и тело, Вивейшн выявляет скрытые препятствия на пути к здоровью и успеху.

Как всякое новое учение, Вивейшн требует осмысления. Оно помогает нам лучше понять себя, свое место в жизни, свои возможности и ограничения, свою беспредельность и предельность.

Техника Вивейшн, являясь наиболее обобщающей из психотехник, использующих осознанное связное дыхание, является качественно новой ступенью, новым витком в их развитии. Идейная и техническая мощь Вивейшн объясняется тем, что каждый элемент ее имеет глубокие исторические корни.

Так, процедура организации групповых занятий представляет собой синтез магических обрядов, медитационных техник йоги, психологических эффектов, разработанных австрийским врачом Францем Антоном Месмером (1734-1815 гг.), современных способов расслабления (релаксации).

Непрерывное связное дыхание, которое лежит в основе Вивейшн, имеет аналоги в пранаяме, в цигун, в ритуалах африканских шаманов.

В психологической картине Вивейшн представлена богатая палитра идей психоаналитического направления, гештальтпсихологии (см. Гл. № 14: «Гештальтпсихология»), экзистенциальной и, конечно же, трансперсональной психологии.

Философский слой Вивейшн синтезирован различными идеями буддизма, индуизма, даоизма, древнеегипетской и тибетской традиций, суфизма, христианской мифологии, танатологии, новейших направлений гносеологии.

При этом необходимо отметить, что сам процесс Вивейшн, его феноменология, его эффективность, его возможности в глубинной психотерапии и трансформации личности существуют без всяких теоретических построений, являясь в этом смысле самодостаточными. Но понимание процесса вне этих идей невозможно, во всяком случае - весьма сложно.

Техники работы с дыханием, подобные Вивейшн, возникли около 30 лет назад в США. У истоков этих техник, объединенных собирательным понятием «Ребефинг» (от англ, слова - rebirhthing, что означает «возрождение», «рождение вновь», «духовное воскресение»), стояли уже упоминавшийся выше Станислав Гроф и Леонард Орр.

Станислав Гроф известен своими работами по исследованию бессознательного с помощью ЛСД (синтетический психоделик, галюциноген). В Праге, а затем и в США занимался ЛСД-терапией, успешно исцеляя многих больных. После запрета Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) применения ЛСД в медицине, Гроф разработал метод активного дыхания, дающий переживания и результаты, аналогичные приему ЛСД, вошедший в практику под названием «метод голотропного (холотропного) дыхания».

С тех пор, когда в 1975 г. Леонардом Орром в Уолтоне был построен Тренировочный Центр Ребефинга, методика процесса претерпела очень большие изменения как по своей предметной направленности, так и по теоретическому содержанию. На современный уровень ее подняли американцы Джим Леонард и Фил Лаут, сформулировавшие в 1979 г. понятие об интеграции в процессе Ребефинга, имеющее принципиальное значение для техники.

Ребефинг, типично по-американски, явился кратчайшим путем, поразительным методом ускоренного просветления и личного прогресса. Поэтому, в настоящее время, существует большое количество стилей и направлений вокруг Ребефинга - от холотропного дыхания (пневмокатарсис по С.Гроффу), как наиболее интенсивного способа, до Вивейшн, как наиболее изящного и мягкого, но не менее эффективного.

Вначале эти техники применялись для преодоления последствий травмы рождения, но впоследствии выяснилось, что, поскольку все подсознательные травмы имеют одинаковую структуру, то Ребефинг оказался эффективен при работе с любым стрессом для снятия нервного напряжения, предупреждения будущих стрессов и вызываемых ими расстройств, для создания душевного комфорта.

В 60-х годах прошлого века американские психологи пришли к выводу: тот опыт, который получает ребенок в период своего внутриутробного развития, при родах и в первые годы своей жизни, оказывает определяющее влияние на формирование мировосприятия ребенка и весь его последующий жизненный путь, определяя даже его последнюю болезнь. Этот опыт был обозначен как «родовая травма» или «травма рождения». При этом, решение напрашивалось само собой: освободить человека от гнета родовой травмы, снять ее последствия путем «перезаписи» самой травмирующей ситуации, нашего отношения к ней с позиций сегодняшнего дня.

Что же вызывает родовую травму? И в чем она заключается?

В современных условиях рождение человека становится одним из самых больших стрессов в его жизни. Если раньше, когда женщины рожали дома, в окружении родных и близких, ребенок рождался в атмосфере любви, то в современных роддомах рождающийся ребенок - лишь один из тысяч подобных, и врачи не утруждают себя тем, чтобы окружить его любовью. И ребенок «знает» это. Но это, только, так называемый, «организационный» момент.

Во время своего развития плод вступает в отношения с окружающим его миром опосредствованно, через мать, которая в этот период его жизни представляет с ним единое психосоматическое целое. Мать - это первая земная Вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.

«Запоминая» ощущения матери, ребенок все «знает»: как он был зачат - случайно или это «плод любви»; хотели его и ожидали с нетерпением или старались от него избавиться, изгоняли, а, не изгнав, примирились (но нелюбимый ребенок не имеет шансов на здоровье!); как складывались отношения его отца с матерью во время ее беременности; каковы отношения матери с другими членами семьи, с родственниками, с ее окружением и с обществом. И нарушение гармонии во всех этих многогранных отношениях оказывает губительно травмирующее воздействие на психику плода.

Французский ученый Андрэ Бертин, проведя интереснейшие исследования в рамках программы, созданной в 1982 г. во Франции, - Национальной ассоциации пренатального воспитания, выяснил, что 1/3 женщин (участвовавших в опросе) в период своей беременности не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей; у них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства; в раннем возрасте эти дети плакали намного больше; они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития ребенка являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

Сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности, может быть причиной страдания взрослых. Это наглядно демонстрирует следующий пример:

Мужчина Н. (возраст - 30 лет) страдал от внезапных приливов жара, сопровождавшихся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая 9-й, 8-й месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие.

Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на 7-ом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако, клеточная память сына сохранила не только ощущение чрезмерного жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страдания уже взрослого человека.

Но есть и чисто физиологические причины стрессов в пренатальный период. Даже при родах без патологии, природа их сегодня такова, что психика ребенка подвергается жесточайшим испытаниям. Назовем лишь некоторые из них.

Если в первый период беременности условия для развития ребенка оптимальны, включая безопасность, защиту, подходящее окружение и непрерывное удовлетворение всех потребностей, а ребенок и мать составляют симбиозный союз, то с наступлением схваток безмятежное внутриутробное существование, в нормальных условиях близкое к идеалу, подходит к концу. В этой фазе маточные схватки сжимают плод, но шейка матки еще закрыта и пути наружу нет.

Это создает ситуацию полной неопределенности, безысходности и жизненной угрозы для ребенка. Мать и ребенок становятся источником дискомфортных ощущений и боли друг для друга - вступают в биологический антагонизм и конфликт.

А в период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, отходят околоплодные воды, и на плод, пребывавший в биологически комфортном состоянии, близком к невесомости, обрушиваются перегрузки, вызванные земным притяжением. Этот гравитационный удар неизбежно приводит к гибели части мозговых клеток ребенка.

Плод начинает продвижение, однако родовые пути матери - существа, зачавшего и вскормившего его - преграждают ему выход к новой жизни, и это воспринимается им как раздвоение целого, единого. В какое смятение это должно привести его! Можно только догадываться о том, какие психические комплексы берут начало в этой травмирующей ситуации...

Затем следует термический удар: из комфортной и привычной температуры околоплодной жидкости (примерно 37 градусов по Цельсию) ребенок попадает в воздушную среду с температурой, как минимум, на 10 - 15 градусов ниже. А если говорить о наших специфических российских условиях рождения ребенка где-то в отдаленной глубинке - холодной зимой, в недостаточно отапливаемом помещении, - то эта разница, может быть еще значительнее.

Когда же ребенок, наконец, появляется на свет, перерезание пуповины не только лишает его примерно 30% его крови и иммунитета, оставшихся в еще пульсирующей плаценте, но и того единственного, привычного образа жизни, дыхания и питания, которые он знал. Ситуация отделения ребенка от матери при рождении неминуемо порождает у него страх, который может рассматриваться как прообраз будущего страха перед смертью. Ничего подобного в его жизни уже никогда не случится.

И снова «организационные моменты»: новорожденного малыша отрывают от матери - этого единственного оставшегося для него источника любви и света, - хватают за ноги, переворачивают, шлепают, куда-то уносят. У ребенка возникает ощущение, что он покинут и одинок...

Примерьте, пожалуйста, на себя каждый из этих стрессов. Когда же они следуют один за другим, нарастая лавинообразно, то воспринимаются ребенком как непосредственная угроза самой его жизни. Ребенок воспринимает окружающий его мир, как противостоящий и враждебный ему. Невозможность смягчить его воздействие вызывает стрессовое состояние, память о котором глубоко запечатлевается в его психике, опускаясь на ее «дно» и оставаясь неприкосновенной даже в минуты самого безоблачного счастья человека.

Вот именно эта психическая травма, которую мы привносим в сценарий всей нашей жизни, и получила название «родовой травмы» или «травмы рождения».

Ощущение покинутости и одиночества во враждебном мире... Можно ли позволить этому чувству ребенка испортить нашу жизнь, наполнив его одиночеством?

Изначально социальный заказ состоял именно в том, чтобы вместо запрещенной в 1968 г. ЛСД-терапии, разработать альтернативную безмедикаментозную технику снятия у человека родовой травмы. Цель - помочь человеку как бы родиться заново и уже с позиций взрослого человека, пройдя еще раз через свое рождение, по-новому его оценить и осмыслить.

Оказалось, однако, что в Ребефинге человек снимает не только родовой стресс, но и другие стрессы, испытанные им в жизни, освобождая и расчищая собственное сознание. Ведь все, что мы пережили в прошлом, цепко держит нас в своих объятиях, не отпуская даже тогда, когда нам кажется, что мы уже покончили счеты с ним навсегда, что «все уже забыто и быльем поросло». А современная жизнь дает нам достаточно поводов для неприятных эмоций, стрессов. Подавленные же чувства одиночества и тоски, отчаяния и безнадежности, гнев, тревога, страх, обида, раздражение и другие дискомфортные эмоции не проходят бесследно.

Эта информация, оцененная нами как тревожащая, вытесняется из нашего сознания механизмами психологической защиты (см. Гл. № 10: «Психоанализ»), наполняя наше подсознание и оказывая влияние на наше мировосприятие, взаимоотношения с окружающими, на наше поведение и самочувствие. Сознание «забыло», но тело и подсознание лишены такой возможности. Будучи вытесненными и устраненными из сознания, отрицательные эмоции не исчезают бесследно, а, оставаясь в бессознательном, ждут благоприятного случая, чтобы в завуалированной форме вновь заявить о себе.

Так, временное разрешение внутренних конфликтов оборачивается постоянными терзаниями личности, не осознающей истинных причин своих страданий, что приводит к возникновению психических и физиологических расстройств. Вытесненные эмоции составляют ту почву, на которой - с годами пышным цветом распускаются психосоматические болезни - болезни тела, имеющие свои корни в переживаниях прошлого: нервные и психические расстройства, депрессия, диабет, язвы, гипертония, болезни сердца и печени, респираторные заболевания, половые расстройства и многие другие.

Но вернемся к моменту рождения ребенка. Ему, только что родившемуся, становится страшно и дискомфортно. Он ощущает, что там, откуда он пришел, ему было хорошо, а здесь, куда он попал, ему стало плохо, и именно с этой оценки - «хорошо-плохо» - начинается жизнь человека.

И первый крик ребенка - это не что иное, как рефлекторный ответ на внезапное раздражающее изменение привычных для него внутриутробных условий жизни - и протест, и сигнал о том, что еще для одного человеческого существа весь огромный, сияющий и прекрасный мир раскололся, перестал восприниматься, как единое целое и начинает дробиться на части.

Всю свою последующую жизнь человек будет продолжать судить, оценивать и, следовательно, делить мир на правильное и неправильное, доброе и злое, черное и белое, праведное и грешное.

Что же происходит в нашем сознании после каждой такой оценки?

Мы не можем реально разделить, рассортировать мир на «правильное» и «неправильное». Мир как был, так и остается единым и неделимым. Мы производим это деление в своем сознании, то есть, по сути дела, делим и дробим само наше сознание. Это разделение приводит человека к борьбе: и с самим собой, и с целым миром. В этой бесплодной борьбе мы не только не завоевываем весь мир, но и теряем самих себя, свою внутреннюю целостность, гармонию и покой.

Так мы делаем наш первый шаг по дороге, которая неотвратимо ведет нас к потере здоровья, к болезням психики и тела. Вот уж действительно: «Не судите, да не судимы будете...» Наша попытка судить мир бумерангом оборачивается, прежде всего, против нас самих: нашего душевного и физического здоровья.

Вивейшн - это техника, которая устраняет именно разделение, раздробленность сознания. А это, в свою очередь, предполагает два важнейших следствия:

1) тем самым не лечатся симптомы болезней, а устраняется причина их возникновения;

2) эффективный способ внутреннего примирения дает возможность воспринимать мир в его органичном единстве и взаимосвязи; его конечная цель - гармонизация личности на основе полной интеграции сознания.

В ходе процесса Вивейшн происходит некое размывание грани между сознанием и подсознанием. То, что хранится у нас где-то глубоко в подсознании, в чем мы, ни при каких обстоятельствах, не хотим сознаваться даже самим себе, а, подчас, и не знаем, выходит наружу. Человек, в буквальном смысле, рождается заново. Уходит замкнутость, появляется открытость всему миру, способность воспринимать информацию.

Так Вивейшн позволяет нам не «бороться со злом», не уходить из мира, а просто делать добро из зла. Обнаруживая, что добра и зла в мире нет, эта техника помогает нам найти путь к гармонии с единым и целостным миром, восстанавливает целостность сознания, растворяя конфликт.

В процессах Вивейшн люди часто отрываются от земного притяжения и уносятся мыслью к далеким космическим мирам. Но опытные ребеферы предлагают своим, особенно начинающим, ученикам подольше «задерживаться» в собственном теле (именно в теле «сидят» проблемы наших взаимоотношений со всеми, кто окружает нас в нашей жизни), изучать его, прорабатывать все комплексы, болезни.

В каждой сессии Вивейшн крайне важна личность ребефера, та атмосфера, которую он создает во время занятий. Важна чистота его помыслов, искреннее желание донести свет и любовь до каждого из обучающихся этой технике, умение понять его состояние, поддержать.

Как правило, после процесса каждому участнику хочется рассказать всем людям о пережитом им. Нет необходимости скрывать свои чувства. Инструкция, воспринимаемая в этот момент душой и сердцем, может быть следующей: «Тебе нечего скрывать. Ты открыт, помыслы твои чисты, ты охотно делишься всем пережитым, перечувствованным в ходе процесса, с радостью слушаешь других. Ты ощущаешь себя уникальным. Ты достоин любви, и ты чувствуешь потребность любить других людей, понимать их. Жизнь становится светлее. Горизонты твоего сознания раздвигаются и нет ничего невозможного...»

Важно отметить, что в связи с трансформацией личности, которую дают занятия техникой Вивейшн, у многих людей возникает глубокое духовное и религиозное прозрение, трансформирующее не только отношения человека к человеку, но и наше отношение к Природе.

Подведем некоторые итоги. Что же привлекает людей к изучению этой техники?

В первую очередь то, что Вивейшн помогает им:

Полнее раскрыть и реализовать свой творческий потенциал;

Даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления;

Быстрее восстанавливать эмоциональное равновесие;

Повысить способность к адаптации;

Стать более независимым от внешних воздействий;

Резко повысить работоспособность;

Принимать людей и ситуации такими, какие они есть;

Чувствовать радость от общения с людьми;

Эффективно делать выбор, когда это требуется;

Держаться естественно, без комплексов;

Достичь внутренней гармонии и душевного равновесия;

Научиться лучше владеть своим телом;

Сделать сон более полноценным.

И, наконец, совершенно специфические последствия занятий: повышается экстрасенсорика. Людьми, даже не знакомыми с биоэнергетикой, легко идентифицируются волны биоэнергии, прокатывающейся по телу, отчетливо ощущается локализация энергетических центров (чакр)и каналов.

Ценность и привлекательность сессий Вивейшн состоит в том, что, во-первых, человек освобождается от своих бессознательных комплексов и психосоматических травм. Он получает дополнительно большое количество психической энергии, которая была связана в подсознании.

Во-вторых, организм самоисцеляется, активизируются самозащитные механизмы и многие болезни проходят, организм в значительной мере оздоравливается.

В-третьих, сессии сопровождаются сильными положительными эмоциональными переживаниями, что, само по себе, очень приятно.

В-четвертых, есть чисто познавательный интерес переживания необычных состояний сознания. Это очень интересует тех, кто ориентирован на саморазвитие, изучение себя, Мира, и тех, кто занимается духовной практикой, различными системами. Другими словами - ищущих. Подобные сессии позволяют им глубже и более полно познать себя и окружающий мир.

Так Вивейшн ведет человека через недоумение и восхищение к непоколебимой вере в человека и твердой убежденности в его неисчерпаемые возможности. Занятия этой техникой преобразуют личность, которая с удивлением взирает на саму себя, поражаясь тому ощущению свободы, которое разрастается внутри нас. Это и есть наш путь к себе, где все идут к одной цели, но каждый идет своим путем.

Как и любое другое средство, техника Вивейшн - не панацея: она помогает, но только при нашем активном участии. Как палочка для тех, кому трудно ходить: палочка помогает, но идет-то человек сам.

В начале 90-х гг. прошлого века в России метод С.Грофа видоизменили в технику Свободного дыхания (хотя эта техника была известна йогам древности как пранаяма). Она очень эффективна по набору жизненной энергии и освобождает психику от стрессов. Сегодня этот метод с успехом используется, особенно для людей, которые никогда не сталкивались с техникой достижения медитации, на начальном этапе.

Доктор медицины Станислав Гроф является одним из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время являлся её президентом. В 1993 году он был награждён премией ITA за выдающийся вклад в развитие трансперсональной психологии. В настоящее время С.Гроф - профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Является автором и соавтором более ста статей и четырнадцати книг, переведённых на двенадцать языков.