Теология — это… или кто такой теолог и что он изучает. Интервью: Теология — не наука, а религия под видом науки

Теология - наука о тех, кто умнее нас.


Вейник В.А.


Религия.
Анонимы через Википедию сообщают толпе (др.-слав. тълпа < тлъпа - множество): Религия (от лат. religio - воссоединение, объединение < re - против, снова + ligo - связывать, сдавливать, соединять) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религия - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), а также установление особых отношений к (!) этим силам, т.е. она представляет собой, следовательно, известную деятельность воли, направленную к этим силам.
К-РЦ, стр.330: "Религия - это новообразованное, латинское объединение Западной Европы конца XIV века. Прежняя византийская ("греческая") система убеждений ("вера") усилиями римских новаторов превратилась в ересь. Латинская калька с этого слова - credo - приобрела значение "верую" именно в это время. (До этого языческое понятие credo означало не "система взглядов, убеждений", а "сокровенное": ср. однокоренное кровь, откровение, англ. crew - ныне "команда", первоначально "кровные родственники" и т.д. Это высшая языческая клятва - клятва на крови).
Соответственно, взгляды византийских монотеистов получили название "Ветхий Завет" не ранее второй половины XV века, а Библия как таковая сформирована к концу XVI в. (само слово Bible появилось только в XVI в.!) и впервые полностью опубликована только в 1613 г. Яковым I Стюартом в Англии".
К-АС, стр.41: "Окончательный же религиозный раздел "христианской" Европы произошел только после выделения мусульманства из православия, уже в середине XVI века, а именно в период Тридентского католического собора 1545-1563 гг. и последующего падения ветвей Старой славянской (=Ордынской) династии на рубеже XVI-XVII вв. сначала в Португалии (1581 г., Ависская династия), затем во Франции (1589 г., династия Валуа), в Англии (1603 г., династия Тюдоров) и в России (1605 г., династия Рюриковичей). В традиционной "романовской" истории это отражено как смена якобы мусульманского "татаро-монгольского ига" на "османское" в Южной Европе, установление российского православного "самодержавия Романовых" в Восточной Европе, а также "братского" ему католического "самодержавия Габсбургов" в Центральной и Юго-Западной Европе".

Два основных религиозных направления.
Религия призвана ответить на два самых главных вопроса: кто поможет человеку выжить и как его уговорить оказать помощь?
Исходно предположили, что есть невидимое сообщество всесильных людей (названных богами), способных мгновенно прийти на помощь к любому, особенно попросившему о ней. Позже борьба за существование привела к необходимости обучать людей не грызть глотку друг другу, а привыкать жить в мире и согласии. Были разработаны так называемые "христианские" заповеди, превратившиеся в учение , которое для толпы кто-то изложил в виде простенького, но, естественно, "святого" писания.
Распространение писания и воспитание людей в конечном счете привели к замене "невидимого сообщества" одним Богом, который в средние века начали изображать в виде симпатичного атлета-дедушки с жутко умненькими глазками. Параллельно был обожествлён и человек, распространявший учение, за что понёс жестокое наказание. Считается (по Библии), что таким человеком был некий Исус. Такое утверждение довольно спорно и многие исследователи указывают на других персонажей, имевших очень похожие с ним биографии. Тем более достоверность дат жизни Исуса не убедительна. Например, есть доказанное утверждение, что Рождество Христово (вспышка Вифлеемской звезды) произошло в 1152 году н.э., а распятие - в 1185 году н.э.
Иисус Христос , или Иисус из Назарета. "Иисус" - греч. передача еврейского личного имени Йешу(а) ; "Христос" - перевод на греческий слова "мессия" (арам. mesiha, евр. masiah - помазанник).
Через полгода после восшествия на патриарший престол, по поручению Алексея Михайловича, 11 февраля 1653 года мордвин Никон (в миру Никита сын Минов, 1605-1681) начал проводить в жизнь церковную реформу. Целью реформы было возращение к исконному византийскому православию. В ходе никоновской реформы русское православие претерпело следующие изменения:
Во-первых, произошла широкомасштабная "книжная справа", выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг. Например, имя "Исус" было заменено на "Иисус ".
Во-вторых, была произведена замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена "метаний" (малых земных поклонов).
В-третьих, крестные ходы стали проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
В-четвёртых, возглас "аллилуйя" во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
В-пятых, изменено число просфор (богослужебный литургический хлеб) с семи до пяти.
Итак, условно систему верований (религию) делят на две группы, придавая им
"исторический" некий окрас:
Политеизм (от греч. polys - многочисленный + theos - бог), иначе язычество - система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Термин впервые использовал французский политик и социолог Жан Бодён (Jean Bodin, 1529-1596) в своём последнем труде "Colloquium heptaplomeres" ("Разговор семи участников", 1593).
Монотеизм (от греч. monos - один + theos - бог) - религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но также представлен в философии индуизма, в сикхизме, в других религиях. Первое использование этого слова исследователи относят к работе "The Grand Mystery of Godliness" ("Тайна Божественного", 1660) английского богослова Генри Мора (Henry More, 1614-1687).

Богословие.
Особо следует остановиться на чётком разделении употребления терминов "богословие" и "теология". В современном знании они - синонимы. Различие между ними силком вытягивается с помощью идеологических канатов.
Казалось бы прошло всего лишь каких-то 5-6 веков со времени рождения христианства, но учение о Боге как было перепевом Библейских текстов, так и осталось на том же убогом уровне. Учитывая постоянное противоборство православия и западных конфессий, у нас прослеживается устойчивая тенденция использовать только слово "богословие", но никак не "теология". Принято объяснять эту нелепость устранением "ассоциации с латинством". Как будто мало в русский язык поналезло иностранных слов!!!
Богословие , или теология - систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.
Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.
Как бы там ни было, но в июле 1997 г. патриарх Алексий II утвердил для Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Положение о диссертационном Ученом совете, которое принимает к рассмотрению темы именно по богословию и церковной истории:
- Догматическое богословие;
- Патрология;
- Нравственное богословие;
- Пастырское богословие;
- Библеистика (экзегетика, герменевтика…);
- Литургика (Устав, Гимнография, Литургическое Предание, Литургическое богословие);
- История и теория христианского искусства (включая изобразительное и музыкальное искусство);
- Сравнительное богословие;
- Основное богословие и Религиозная философия;
- История религий;
- Сектоведение;
- Миссиология;
- Агиология;
- Церковное право;
- История Церквей - Древней Церкви, Русской Православной Церкви, Поместных Церквей, Западных исповеданий, Восточных Церквей (церковно-историческая работа должна быть именно таковой, а не просто исторической).

Теология.
В значении учения о Боге слово "теология" утвердилось с первой половины XIII века после того, как английский теолог Пётр Абеляр (Petrus Abailardus, 1079-1142) издал книгу "Христианская теология" ("Theologia christiana", 1125-1130), а также после открытия в Парижском университете (1215) теологического факультета (1257).
Однако предлагается ещё и параллельная трактовка: теология (от греч. theos - бог + logos - слово, учение) - "спекулятивное" учение о боге, основывающееся на откровении, т.е. божественном слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий (в иудаизме - Торой, в христианстве - Библией, в исламе - Кораном).
Впервые мне пришлось вынуждено сформулировать разницу между богословием и теологией в письме (06.03.2005) к подольскому священнику А.В. Дерягину [1 ]: "Я бы предпочел, вопреки принятому, разделить "обслуживающий персонал" на две группы: теологов , занимающихся наукой о боге, и богословов , проповедующих божье слово.
Современные теологи должны были бы изучать реальные доказательства существования бога (не только литературные, то бишь исторические, но и физические), вплоть до создания специализированных научно-исследовательских институтов; всевозможные чудеса, отсеивая конъюнктурные, и т.д. Удел же богословов испокон веков – быть прекрасными психологами, а также воспитателями, закрепляющими в головах нравственные принципы, заставляя паству зубрить (с пеленок) примеры из популярного (и единственного) учебника по этике, т.е. библии. Вся система воспитания построена (причина тому - не бог весть какая мудреная) таким образом, чтобы привести паству в состояние "слепой" веры. "Избранные" превращаются в фанатиков. Но мы с вами прекрасно знаем, что фанатики – это боевой отряд любой общественной структуры, по мановению руки готовый сделать что угодно и, если надо, растерзать кого угодно".
Хотелось бы, чтобы диссертационный Ученый совет по теологии (в отличие от богословия) принимал к рассмотрению примерно следующие темы:
- Строение "тонкого" мира;
- Ангелология и демонология;
- Небиологические формы жизни;
- Околосмертный опыт и метемпсихоз;
- Загробная жизнь;
- Разум;
- Коллективный разум;
- Связь разумных объектов разных уровней;
- Святость (как связь с "тонким" миром) и праведность;
- Кресты (как антенны) и обереги;
- Намолённость предметов и помещений;
- Молитвы и молебны;
- Чудеса (классификация и изучение) в исполнении людей;
- Участие в чудесах объектов "тонких" миров.
По мнению А.И. Вейника "тонкие" миры раскладываются на три количественных уровня [2 , 3 ] - пикомир (мир душ), фемтомир (мир духов) и аттомир (Бог Троица). Кстати, неизвестный автор (возможно грузин из Иверии), именуемый священномученик Псевдо-Дионисий Ареопагит (5 или нач. 6 в. н.э.), в своём труде "О небесной иерархии, или священноначалии" разработал иерархию из девяти ангельских чинов [4 ]: "Сколько чинов небесных Существ, какие они, и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, - в точности знает это, как я думаю, один Бог , Виновник их Иерархии".
С моей точки зрения для человека "тонкий" мир (аоратосмир или невидимый мир) един, а указанные А.И. Вейником три уровня подобны нашим некоторым земным организмам - например, бактериям, птицам и млекопитающим. К сожалению (и вынужденно) мне пришлось воспользоваться тварями (не в обиду им сказано) с учётом баек о водно-углеродном шовинизме. Короче говоря, "тонкий" мир очень сложен и многогранен. В нём не 9 уровней (как по Псевдо-Дионисию) и не 3 (как по Вейнику), а также много, как на Земле всяких животных и прочих козявок (даже одноклеточных). Однако бесчисленные наблюдения подталкивают к мысли, что там обитают именно совокупности статмножеств (!), а не нечто единое, всесильное и зверски умное. Чтобы определиться в том, кто из нас прав, следует в первую очередь обратиться к понятию "разум".

Разум.
Википедия утверждает: Разум (от лат. ratio - мышление, размышление, обдумывание, рассмотрение, проблема, рассудок, разум, образ мыслей, взгляд, точка зрения, принцип, обоснование, доказательство, умозаключение, вывод) - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.
Однако, если отвлечься от латыни - искусственного языка, сочинённого в XVI-XVII веках для замены славянского, то окажется, что разум (др.-слав. разоумъ < индоевроп. корень au в значении понимать, чувствовать) - рассудительность, разумение, способность мыслить. Для сравнения: ст.-слав. розумъ – указание, знак; разумный – одаренный разумом, познающий.
Раз- (роз-, рос-, разо-) - приставка, в сочетании с глаголами и прилагательными выражающая разъединение, уничтожение, распространение, полноту проявления признака.
Ум (ст.-слав. умъ - душа, мысль, понимание < общ.-слав. umъ (< oumos) < индоевроп. корень au- в значении воспринимать органами чувств, ощущать, понимать) - способность человека познавать, мыслить, высокое развитие интеллекта.
Разум, какой бы он ни был, пусть даже Высший, без знаний (информации ) пустой звук, "гроша ломаного не стоит". Не зря в Библии дано довольно подробное описание так называемой "Премудрости". Например, "Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания" (Прит.8:12); "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны" (Прит.8:22-24); "Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны" (Прит.8:27-28).
"Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых" (Иов.28:12-13).
"Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь её, и Он ведает место её. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом" (Иов.28:20-24).
"Он видел её и явил её, приготовил её и ещё испытал её и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум" (Иов.28:27-28).
Думаю, вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что разум – это не материальное образование, а свойство объекта или системы объектов. С точки зрения наивысшей и конечной цели таким свойством можно назвать стремление и обеспечение максимальной устойчивости объекта или системы объектов в условиях изменения параметров среды, как внутренней так и внешней. Проще говоря, это способность :
а) приспосабливаться к внутренней и окружающей среде (простейший тип);
б) предсказывать её изменения (сложный или "обыкновенный" тип);
в) гарантировано обеспечивать свою независимость от любых негативных явлений природы (высший тип).

Законы Вейника.
Три аксиоматических положения Вейника о череде вселенских разумов (др.-слав. череда - порядок следования, цепочка, очередность):
1) Развитие материи на любом уровне мироздания заканчивается формированием разумных систем. Более того, чем "тоньше" количественный уровень материи, тем мощь разума больше. Наивысший разум пребывает в самом тонком из миров (при условии, что такой уровень существует). Верующие именуют его Богом, остальные называют его Космическим Разумом и т.п.
2) Низший разум не способен понимать мотивы поведения высшего разума. Учитывая, что каждый последующий (более сложный) тип разума включает в себя свойства всех предыдущих (более простых), низший разум может осознавать воздействие "сверху" в пределах только тех способностей, которые входят в состав свойств высшего разума.
3) Разумные системы любого типа (биологического и небиологического) существуют во Вселенной везде и всюду, в широчайших диапазонах температур, давлений и др. физических параметров. Бесчисленное множество частных разумов с разнообразнейшими возможностями необходимы абсолютно во всём, вплоть до управления законами природы в той или иной области космического пространства, иначе рано или поздно законы природы где-нибудь, да выйдут из-под контроля.
В качестве следствия третьего положения должен быть рассмотрен так называемый биоразум (наш привычный человеческий разум, на водно-углеродной основе) - сугубо частный случай, представляющий собой статистическое множество простеньких короткоживущих мыслящих особей, способных жить только в очень стабильных условиях. Как ни странно, это третьестепенное следствие возводится в ранг уникального и олицетворяющего умственные способности всей Вселенной. Сочиняются бесчисленные истории о том, что мы - потомки то ли живших на Земле до нас, то ли залетавших к нам, то ли живущих сейчас (под водой, под землей или в неком "параллельном" мире) сверхумных чудиков. Не менее "почетны" истории об инопланетянах, обитающих в космосе невесть где и шастающих в "тарелках" к нам без спроса с неизвестными намерениями.
"Отличительная особенность разумной системы (греч. systema - целое, составленное из частей) от неразумной есть умение (способность) превращать полученную информацию в действие с несомненной пользой (др.-слав. польга - облегчение), естественно, в нужный момент времени" [10 ].
"Информация – это упорядоченное движение материи. Следовательно, почти всё вокруг (кроме явного хаоса) есть так или иначе информация.
Однако понятие информации не имеет совершенно никакого смысла без присутствия разума. Только разум способен использовать обычные физические процессы с некой дополнительной конкретной целью.
В конечном счете, любая информация представляет собой лишь упрощенную модель природного явления, ибо абсолютно полная модель – это уже дублирование явления, что далеко не всегда нужно и безопасно" [11 ].

Заключене .
Возвращаясь к определениям религии, можно отметить справедливость второй формулировки, направляющей людей на "установление особых отношений " со сверхъестественными существами (богами, духами). Отсюда вытекает неизбежность введения специальной науки - теологии, принципиально отличной от догматического богословия и напрочь отвергаемой даже церковью.
Запоздалость этого шага объясняется вспышкой пандемии (греч. pandemia - весь народ) безудержной алчности, смертельной болезни, возникшей в Европке (западном охвостке Азии) и заполонившей всю планету. Именно эта болезнь привела к вырождению природного "рабовладельческого строя", как отражения иерархического расслоения всех животных сообществ (известный феномен доминирования и подчинения), в антигуманный "капиталистический строй". В результате нас отбросило от конечной цели развития человечества - "коммунистического строя", как идеального (бесконфликтного) рабовладельческого строя и направило в сторону глобального экологического самоуничтожения [2 , стр.67, 69, 509].

Литература.

1. Дерягин А.В., Всемирнов А.В., "Две книги Виктора Вейника, наука и Православие. Ответ Вейника В.А. и Вейника Е.В.", 04.03.2005.
http://www..html

2. Вейник А.И., "Термодинамика реальных процессов", Минск: "Навука i тэхнiка", 1991.
http://www..html

3. Вейник А.И., "Почему я верю в Бога. Исследование проявлений духовного мира", Минск: изд-во "Белорусский Экзархат", (1 издание – 1998, 2-е – 2000; 3-е – 2002; 4-е – 2004; 5-е - 2006).
http://www..html

4. Псевдо-Дионисий Ареопагит, "О небесной иерархии, или священноначалии"
http://vehi.net/areopagit/nebesnaja.html

5. Вейник В.А., "Тонкие миры Альберта-Виктора Вейника", 03.02.2008.
http://www..html
http://www..doc

6. Вейник В.А., "Теологические взгляды А.И. Вейника", рукопись, 27.01.2007.
http://www..html

7. Вейник В.А., "Взгляд технаря на диамат", рукопись, 30.06.2005.
http://www..html

8. Вейник В.А., "Противостояние добра и зла – отражение сущности сверхтонких миров", рукопись, 17.01.2007.
http://www..html

9. Вейник В.А., "Простейший, обыкновенный и высший разумы", 07.08.2007
http://www..html

10. Вейник В.А., "Место человеческого разума в череде вселенских разумов", 19.01.2011
http://www..html

11. Вейник В.А., "CETI-SETI. Космический Разум вне или внутри нас?", 07.03.2006
http://www..html

12. Вейник В.А., "CETI-SETI. Кто ищет в космосе себе подобных, тот найдет... себя", 19.04.2006
http://www..html

Рис. 1. Совмещённая модель мира 19 и 20 веков.

Рис. 2. Модель познаваемого (наблюдаемого) мира.

ТЕОЛОГИЯ (греч. θεολογία от θεός - бог, λόγος - слово, речь, рассказ (устный и писаный); история, историческое сочинение; положение, определение, учение; разум, разумное основание, причина, рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл), богословие (русская «калька» с греч.) - основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах и выраженное в дискурсивной форме учение о Боге, о его сущности и действиях, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Большинство исследователей полагают, что Т. в строгом смысле слова является достоянием теистических (см. ) религий - иудаизма, христианства, ислама. Термин «Т.» появился до возникновения христианства, впервые встречается у Платона , который употреблял его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах...

Символы веры

СИМВОЛЫ ВЕРЫ – краткие изложения основных истин христианского учения в форме исповедания веры. В раннехристианскую эпоху (1–4 века) местные церкви имели свои символы веры, которые выполняли двоякую функцию: теоретическую, поскольку были первыми опытами формулирования догматов веры (см. Догматы христианские), обозначая границы ортодоксии; и практическую, т.к. использовались в качестве личного исповедания при приеме в церковь новых членов, будучи одновременно литургическим вероисповедным текстом всей общины.

Литургика

ЛИТУРГИКА - одна из богословских дисциплин. Входит в состав практического богословия и преподается в духовных учебных заведениях. Литургика изучает порядок проведения христианских богослужений, а также богослужение вообще: его «теоретические» основы, историю возникновения и развития, составные части (таинства, молитвы, песнопения и т.п.).

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 139.

Герменевтика

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. ερμηνευτική, от ερμηνεύω - разъясняю, истолковываю), искусство и теория истолкования текстов. В древнегреческой философии и филологии- искусство понимания, толкования (иносказаний, многозначных символов и т. д.); у неоплатоников - интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего Гомера. У христианских писателей - искусство толкования Библии. Особое значение приобрела у протестантских теологов (как искусство «истинной» интерпретации священных текстов) в их полемике с католическими богословами, считавшими невозможным правильное истолкование Священного писания в отрыве от традиции, церковного предания...

Атрибуты Бога

АТРИБУТЫ БОГА - В схоластике: Благость, Величие, Вечность, Всемогущество, Премудрость, Воля, Праведность, Истина, Слава; эти атрибуты мыслились неразрывно связанными между собой: слава вечна, всемогущество премудро и прочее. Позднее христианская мысль добавила библейские Всемогущество, Всеведение, Верность, Святость, Праведность, Любовь, Жизнь, Свободу, Долготерпение и др. Патристика предпочитает говорить не об атрибутах, а о силах (энергиях) Божиих в мире, а томизм - о Его способах быть в мире, особо акцентируя Простоту, Бесконечность и Вечность.

Теология и гадания [у хеттов]

В древние времена люди принимали как данность, что все природные явления и вообще все важные события человеку неподвластны и совершаются лишь по воле сверхъестественных сил, во многом подобных человеку, но далеко превосходящих его в могуществе. По аналогии с устройством человеческого общества легко возникало представление о том, что весь мир делится на сферы влияния, каждая из которых находится под контролем определенного божества. Развитию этих представлений, очевидно, способствовал и тот факт, что каждая община поклонялась разным божествам.

Тюбингенская школа

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА - группа немецких протестантских богословов 2-й трети 19 века, связанных с теологическим факультетом Тюбингенского университета (отсюда ее название); критически исследовала с позиций рационализма новозаветную литературу. Иногда называется новотюбингенской школой, в отличие от группы тюбингенских теологов конца 18 века. Представители Тюбингенской школы Ф. X. Баур - основатель и глава школы, Э. Целлер, А. Швеглер, К. Вайцзеккер, А. Хильгенфельд.

Троица (догмат и понятие)

ТРОИЦА (греч. trias, лат. trinitas) - в христианском богословии специфическое обозначение бога. Согласно о Троице, бог обладает единой сущностью, но тремя лицами ( ): бог-отец, бог-сын ( , или «Слово») и святой дух; все лица Троицы равносущны (между ними нет элемента подчинения или зависимости) и все вечны. Догмат о Троице в философском аспекте является выражением соотношения между сущностью и явлением, между единством и множеством. Как религиозное учение догмат о Троице - попытка осмысления связи между «всеблагим и всемогущим богом» и материальным миром. Связь эта осуществляется, согласно христианскому вероучению, через посредника - Логоса, принявшего образ человека ( ). В нет термина «Троица»; он впервые появляется у богословов конце 2 века н. э. (Феофил , Тертуллиан )...

ТЕОЛОГИЯ

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ТЕОЛОГИЯ

Диалектическая теология подверглась критике со стороны мистической теологии (Бернард Клервоский), которая первично основывалась на данностях “внутреннего опыта”, а не на логических аргументах. Реакция на создание диалектической (рациональной) теологии спровоцировала процессы над Абеляром и его осуждение как еретика на Суасеонском (1121) и Сансском (1140) поместных соборах.

Тем не менее результаты обсуждения предмета теологии не замедлили сказаться при создании новых познавательных схем. Гуго Сен-Викторский четко выявляет двухуровневую структуру теологии, разделив ее на “мирскую теологию” (theologia mundana) и “божественную теологию” (theologia divina). Первая исследовала сущность Бога, впоследствии она была названа “естественной теологией” (theologia naturalis); вторая, считавшаяся высшей, исследовала Бога, воплощенного в Логосе и церковных таинствах, - в будущем она стала именоваться “теологией откровения” (theologia revelata). Членение единой теологии надвое становится устойчивым. Это означает, что самому понятию естества, или природы, придается устойчивый , чего не было в Античности, воспринимавшей “природу” как мир рождающихся и преходящих вещей или указание на вещи. В развитом Средневековье природа сакрализуется как время и . Именно в 12 в. образ Книги природы, появившийся значительно ранее, с одной стороны, становится поэтическим штампом, с другой - употребляется как отличие от Книги-Библии (Алан Лилльский , Раймунд Себундский). Подобного рода разделение вело к далеко идущим последствиям: поскольку у обеих Книг был один и тот же автор - Бог, “природа” начинает осознаваться как священный текст равного достоинства с библейским.

Третий этап развития теологии по времени совпал с основанием Аристотелевых трактатов “Физика” и “Метафизика”, в которых рассматриваются проблемы перводвигателя и сущности, и арабской философии. Анализ Аристотеля, Авиценны и Аверроэса привел к появлению доктрины двух истин (Сигер Брабантский , Боэций Дакийский), согласно которой истины разума не соответствуют истинам веры. Это окончательно разделило теологию и философию, ибо, по представлениям парижских “аверроистов”, 1) вера не требует доказательств, 2) суждения философа основываются только на разуме, доводы которого суть не вера, а наука. Опираясь на упомянутые трактаты Аристотеля, “аверроисты” доказывали совечность мира и Бога, божественного вмешательства в дела мира. Эти идеи в значительной степени способствовали развитию научного познания (Роберт Гроссетест , Роджер Бэкон), основанного на аргументации и эксперименте, т. е. стала вырабатываться верифицирующая процедура, которая в отличие ет теологии была направлена не в прошлое, а в будущее, но, подобно теологии, это познание также формировалось как цельная теоретическая дисциплина, не предполагающая экстрадисциплинарной деятельности. Все эти изменения, хотя и имели в качестве конечной цели , способствовали появлению наряду с онтологическими выделенных из них гносеологических проблем.

Особенно наглядно это показывает пример теологических идей Фомы Аквинского, который, утверждая автономию философии, пытался все же соотнести разум с верой. Догматы веры Фома разделил на рационально постижимые (Бог существует, Бог един) и непостижимые ( мира, троичность Бога). Первые являются предметом и философии, и теологии, вторые - только теологии, которая, с одной стороны, есть высшая форма философской рефлексии, а с другой - направлена на богопознание, к чему, в отличие от философии, как он полагал, призваны все люди.

Все конечные вещи в мире - это примеры основного различия между сущностью и существованием. Реальное являет сущность вещи, которая в свою очередь присуща (как ) всем однородным вещам, выражая их “чтойность”, или природу В полной мере такое наименование сущего относится к субстанциям, которые принимают акциденции, и потому “некоторым образом и в определенном смысле” имя сущего относится и к акциденциям. Но “более истинным и благородным образом” сущее есть в простых субстанциях, состоящих из материи и формы. Только в их единстве сущность есть сущность. Иначе не различались бы физические и математические определения. Когда вещь получает бытие, то оно есть и в том, что относится к сущности, и в том, что относится к существованию. Здесь нет временного предшествования или последовательности: акт существования обеспечивает бытие сущности, но не наоборот. Сущность не обеспечивает вещи необходимости ее существования. Прежде всего это относится к акту высказывания. Если субъектом высказывания (подлежащим) является конечная вещь, такое случайно. Но оно может быть необходимым, если его субъектом будет сущность бесконечная. Тождество сущности и существования осуществляется в Боге, потому только о Нем и можно сказать, что Он может существовать.


25 марта 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы научного редактора телеканалов «Россия-2» и «Наука 2.0» Ивана Семенова.

И. Семенов: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Актуальные проблемы в России и в мире комментирует председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Иван! Здравствуйте, дорогие телезрители!

И. Семенов: В российской науке ожидается интересное событие. Впервые в истории современной России готовится к защите в соответствии с государственным разработанным стандартом диссертация по предмету теология. Ее будет защищать протоиерей Павел Ходзинский. Тема диссертации: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского».

Священник, как я понимаю, претендует на ученую степень кандидата философских наук. В переводе с греческого, теология — это богословие. Церковь только трех святых называет богословами: Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова. А теперь получается, что возникает государственный стандарт аттестации по богословию? Что это значит?

Митрополит Иларион: У нас уже создана специальность «теология», которая существует много лет в реестре научных специальностей. Поэтому сам вопрос о том, является ли теология наукой, уже не обсуждается. Он продолжает обсуждаться, но это уже обсуждение постфактум, ибо решение принято. Есть, конечно, люди, которые до сих пор выступают с идеей о том, что теология — это не наука. Как правило, такие голоса раздаются из естественнонаучного лагеря. Но ведь с тем же успехом можно говорить, что и философия — не наука.

И. Семенов: Гуманитарная наука.

Митрополит Иларион: Теология — тоже гуманитарная наука. Теология — это научное обоснование религиозного мировоззрения, которое существует в разных формах и вариантах, в разных странах, на разных языках, в различных культурных традициях. Теологи — это те люди, которые, как правило, рассматривают ту или иную религиозную традицию изнутри, изучают ее и объясняют. В отличие от теологов, религиовед, как правило, рассматривает религиозную традицию извне, обращая внимание не столько на внутренние процессы, важные для этой религиозной традиции, сколько на сопутствующие ей различные внешние факторы. Например, религиоведы изучают ситуацию христианства и ислама в Российской Федерации, различные процессы, происходящие в церковных общинах и подобного рода вопросы. А теологи занимаются вопросами, которые относятся к функционированию религиозной традиции: во что люди верят, всегда ли они так верили, какие были альтернативные мнения, что такое ортодоксия и что такое ересь и т.д. и т.п.

И. Семенов: Конфессиональные учебные заведения — духовные академии никогда не прекращали присвоение ученых степеней по богословию. Зачем нужно, чтобы это было еще и в рамках государственного стандарта?

Митрополит Иларион: Потому что до настоящего времени те ученые степени, которые присваивались нашими учебными заведениями, не признавались Российским государством. Теперь появляется такая возможность, причем сразу в двух вариантах: наши духовные учебные заведения получают государственную аккредитацию, дипломы, которые будут выдаваться этими учебными заведениями, будут признаваться государством, и параллельно происходит процесс выстраивания теологии как науки в светском образовательном пространстве. Это, прежде всего, теологические факультеты светских университетов, где теология будет развиваться по иным законам, чем в духовном учебном заведении.

Но в итоге мы должны прийти к тому, что и те и другие дипломы и ученые степени будут признаваться государством, и стандарты, по которым будут создаваться диссертации, будут одинаковыми для тех и для других структур. То есть сейчас все наши стандарты, по которым присуждаются в духовных учебных заведениях ученые степени, мы подстраиваем под государственные стандарты: у нас такие же диссертационные советы, такие же строгие требования, столь же формально проводятся защиты. Раньше этого не было. Мы считаем, что наша теологическая наука должна быть на том же уровне, на каком существуют все другие гуманитарные науки в нашей стране.

И. Семенов: Владыка, тем не менее ученая степень, на которую претендует отец Павел Ходзинский, это кандидат философии, а не теологии. Почему так?

Митрополит Иларион: Таким было решение Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки. Думаю, это решение промежуточное и временное. Мы предлагали сразу присуждать ученые степени по теологии, но нам было сказано, что у нас нет дипломированных и признанных теологов, которые могли бы присуждать степени по теологии, то есть в нашем диссертационном совете заседают люди, у которых признанными являются только степени по философским или историческим наукам.

Например, у меня есть ученая степень кандидата богословия Московской духовной академии, а также степень доктора философии по богословию Оксфордского университета. У меня есть так называемая хабилитация — это то, что дают в Германии или в Швейцарии, своего рода второй докторат или профессорская степень. Совокупность всего этого дала возможность Высшей аттестационной комиссии признать мой оксфордский диплом эквивалентным нашей кандидатской степени, а фрибургский, где я защищал хабилитацию, — нашей степени доктора, но философских наук, ибо степени доктора теологии у нас пока нет.

И. Семенов: Владыка, этот государственный стандарт теологии касается только православной теологии или могут, например, католики защищаться по этому стандарту, представители других религий — ислама, буддизма?

Митрополит Иларион: Могут и католики, и представители других религиозных традиций, в том числе ислама, иудаизма, буддизма. Наш диссертационный совет — первый, но не последний. Будут создаваться другие диссоветы, в том числе, по исламской теологии.

Конечно, здесь с самого начала перед нами встал вопрос: как нам создавать диссоветы — по конфессиональному или межконфессиональному принципу? И все конфессии согласились, что будет странно, если, допустим, в одном и том же диссовете будут заседать священнослужители, раввины, имамы, а при этом будет обсуждаться, допустим, такая тема, как у отца Павла Ходзинского — творчество святителя Филарета Московского на фоне русского богословия XVIII века. Но над всеми этими диссоветами есть экспертный совет, который с самого начала имеет межконфессиональную основу. Там есть представители и Православия, и ислама, и иудаизма, а также представители внеконфессиональной теологии.

И. Семенов: Священный Синод Русской Православной Церкви включил в календарь праздников, в святцы, имена 16 святых, подвизавшихся в западных странах. В их число вошел святитель Патрикий, просветитель Ирландии, больше известный в народе как святой Патрик. Получается, что просветитель Ирландии является православным святым? Почему мы раньше про это не говорили?

Митрополит Иларион: Все эти святые включены в календарь нашей Церкви по просьбе верующих наших епархий из Западной Европы, в частности, из Франции, Ирландии, Великобритании, где они давно почитаются как местночтимые святые: устраиваются паломничества к месту, где покоятся их мощи, пишут их иконы. Просьба о канонизации была рассмотрена специально созданной комиссией по изучению житий. И было принято решение о включении 16 святых в месяцеслов, то есть календарь Русской Православной Церкви. Но этот процесс не закончен, он только начинается, ибо есть и другие западные святые, которые уже стоят на очереди и которые будут, я надеюсь, во благовремении включены в календарь нашей Церкви.

И. Семенов: Есть какой-то существенный критерий, как можно западного святого, который у нас не почитался, включить в наши святцы?

Митрополит Иларион: Основной критерий — вера в святость праведника, большое почитание его народом. Если есть почитание — это уже важный критерий для включения в святцы. Есть и дополнительный критерий: святой должен жить до церковного разделения 1054 года. Потому что все, что происходит после, это уже раздельная история Православной Церкви и Католической Церкви. Еще одно условие — чтобы этот человек не был вовлечен, например, в борьбу против Православия, как иной раз случалось с некоторыми западными религиозными деятелями. То есть существует некая совокупность критериев, по которым тот или иной человек может быть внесен в календарь Русской Православной Церкви, но главным условием является то, что он уже фактически почитается в той или иной местности.

И. Семенов: Ирландия преимущественно католическая страна. И это их главнейший святой, наиболее почитаемый в стране. Можно ли считать, что это определенный шаг к какому-то сближению с католиками?

Митрополит Иларион: Я бы не стал это интерпретировать как шаг к сближению с католиками. Я бы это интерпретировал как шаг сближения с местной церковной реальностью.

Помню, как открывался наш приход в Дублине. Первую Литургию я там совершил в 2003 году, в Великую субботу. Богослужения совершались и сейчас совершаются в бывшем англиканском храме, который, будучи выкуплен, теперь стал храмом Русской Православной Церкви.

Конечно, в Ирландии святой Патрик почитался с самого начала. Его знают наши прихожане, его житие изучают в школах. И мы не увидели никаких препятствий для того, чтобы он был включен в календарь нашей Церкви.

Из 16 святых, которых мы включили в календарь, если я не ошибаюсь, 11 — это французские святые. Это Герман Парижский, Герман Осерский и целый ряд других почитаемых во Франции святых.

И. Семенов: Подписан договор о том, что Венгрия на государственном уровне выделяет 2,4 миллиарда форинтов (это чуть меньше 8 миллионов евро) для восстановления трех русских храмов и строительства одного нового храма в Венгрии. Скажите, действительно столько прихожан Русской Православной Церкви в Венгрии, что нужно строить новый храм для них?

Митрополит Иларион: В Венгрии немало прихожан Русской Православной Церкви. Это не только этнические русские, но и этнические венгры. Наш главный кафедральный собор в Будапеште был построен еще в XVIII веке. Во время войны в результате взрыва бомбы был уничтожен один из шпилей собора. В 2003 году я был назначен епископом в Будапешт, и когда ехал на машине из Вены, то, въезжая на мост через Дунай, увидел этот собор и сразу обратил внимание на то, что там только одна башня. «Почему одна?» — спросил я, и мне объяснили. И тогда я подумал, что наша задача — восстановить вторую башню.

Мне удалось восстановить основы для этой башни, то есть ее каменную часть, оставалось только установить металлический шпиль. Потом я уехал в Москву. И владыка Тихон, который в настоящее время управляет этой епархией, договорился с венгерскими властями о том, что будут выделены средства на завершение этой работы. Считаю, это очень важно, потому что будет восстановлен исторический облик нашего кафедрального собора.

Среди четырех храмов, на которые выделяются деньги, есть еще и русский православный приход в Хевизе. Хевиз — это курорт, куда многие русские люди ездят лечиться на водах. И там храма нет вообще, церковь будет создаваться с нуля. Очень важно, что венгерское государство берет на себя финансовые расходы.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

Вопрос: Можно ли православным христианам смотреть телевизор? В грех это вменяется или нет?

Митрополит Иларион: Если я веду передачу на телевидении, значит, исхожу из того, что телевизор смотреть можно. Сам по себе телевизор — это одно из средств информации в руках человека, так же как и книга, компьютер. Вы можете взять в руки книгу религиозного характера, можете взять книгу философского содержания или художественное произведение. А если вдруг захотите прочесть книгу неприличного содержания — кто будет в этом виноват: вы или книга? Думаю, виноваты будете вы, ибо сделали неправильный выбор. То же самое и с телевизором. Вы можете смотреть по телевизору новостные программы, программы, связанные с культурой, с историей, познавательные программы. Сейчас есть каналы, специальное ориентированные на того или иного зрителя — телеканал «Культура», новостной канал «Россия 24», церковные каналы «Спас» и «Союз» и так далее. То есть вы в принципе можете смотреть по телевизору все, что хотите. Но если вы будете смотреть только развлекательные программы или, простите, порнографию, тогда, конечно, это будет грехом. Исходя из всего этого и следует самим ответить на вопрос: греховно ли смотреть телевизор или нет.

Вопрос: Что делать с грехом, который мучает с младенчества? Посоветуйте что-нибудь.

Митрополит Иларион: Святость — это тот идеал, который нам дан в лице Иисуса Христа. Этого идеала достигали немногие люди. Их имена включены в наш церковный календарь, их лики мы видим в иконостасах наших церквей, на фресках, на стенах храмов. Жития этих людей мы читаем и стараемся им подражать. Но каждый из нас может им подражать только в свою меру.

Освобождение от греха — процесс, который происходит постепенно. И иногда на это не хватает ни 49 лет, ни 50, ни всей земной жизни, потому что бороться с грехом приходится постоянно. Апостол Павел, один из двух первоверховных апостолов Церкви, говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18-23). И от этого действия закона греха не избавлен ни один человек.

У Церкви есть способы борьбы с грехом, точно так же, как у медицины есть способы врачевания различных болезней. И главный такой способ — исповедь. Человек приходит на исповедь, называет священнику свои грехи, священник ставит диагноз, затем они вместе молятся Богу, и Господь прощает грехи, которые человек исповедал. Но это вовсе не означает, что человек раз и навсегда избавился от грехов, в которых только что покаялся. Ведь лечение не всегда сразу дает результат. Зачастую проходит много лет, прежде чем человек вылечивается от той или иной болезни. А иногда болезнь до конца не отступает и может длиться годами, и во избежание обострения остается лишь поддерживать человека в определенном состоянии.

В духовной жизни нужен постоянный самоконтроль. И Церковь не знает других средств терапии, кроме исповеди, причащения Святых Христовых Таин. Также нужно больше читать Евангелие, жития святых. И, конечно, обращаться к Богу с молитвой, потому что своими силами мы не сможем избавиться от грехов. Нужна благодатная сила Божия, которая посылается нам свыше, и только благодаря ей мы можем постепенно перебороть в себе те или иные грехи.

Для большей части населения два таких понятия, как религия и наука, носят крайне полярный характер. Мы же скажем, что на самом деле все в точности до наоборот. Что вы знаете о таком понятии, как теология? Это философия, наука, область знаний или предмет? Давайте разберемся в этом вопросе.

Давайте для начала узнаем, что нам говорит Википедия о том, что такое теология и как ее понимать. Данный термин имеет греческое происхождение, и состоит он из двух слов: «Тео» – Бог и «логос» – слово или знания.

Получается, что изучает вопросы Бога, религии и вообще всего духовного научная дисциплина.

Для многих такое суждение кажется на первый взгляд диким, но стоит лишь прикоснуться в данной отрасли знаний, как сразу все станет на свои места.

Если дать более точное определение тому, что такое теология, то можно сказать, что это наука, которая занимается систематическим изложением, а также толкованием определенного учения о Боге или о религии.

Изучаются догматы, история, зарождение и особенности применения на практике того или иного верования.

Обратите внимание! Стоит помнить о том, что теология – это область знаний, отличная от философии религии или религиоведения. В двух последних предметах подразумевается сухое изложение фактов, а также непредвзятая критика. То есть, если имеются видимые опровержения в том или ином месте божественности, они принимаются во внимание. А вот теология – наука, где изложение знаний ведется в соответствии с общепринятыми формами Богопочитания.

В широком значении

Так как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.

Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.

Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.

Интересно! Антарктида: церковь в честь в Антарктике

Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.

Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике. Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи.

Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение.

Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.

Теология в различных религиях

Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни.

Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».

Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.

Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.

Интересно знать! В эпоху Ренессанса наука о Боге окончательно разделилась на две ветви. Первая продолжала изучать Божье слово, в строгом соответствии с христианскими канонами. Вторая же стала отправной точкой для формирования отдельной философии.

С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.

В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.

Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.

Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом.

Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.

Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.

В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.

Познавательно! Для чего нужна на запястье: значение в христианстве

Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.

Великий раскол

Разделение христианства в период раннего Средневековья на православие и католицизм стало толчком к образованию новой науки по изучению Святого догмата.

Таковой стала «новая теология», задачи которой направлены на исследования Нового Завета в рамках католицизма.

Следует отметить, что данная область знаний до сих не определяется как отдельная школа или наука. Ведь как мы знаем, католицизм – течение в христианстве, которое характерно строгостью и бескомпромиссностью.

Потому в рамках новой ветви науки не принято задаваться лишними вопросами – на истины, которые изложены в Библии, смотрят как на единственно верную догму.

Обучение и трудоустройство

Кто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом?

Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.

Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.

Интересно знать! Работа для настоящего теолога – это исключительно саморазвитие и открытие новых знаний. Именно расширяя свой кругозор, он становится лучшим специалистом и может все свои знания передать прихожанам/ученикам. Более того, быть теологом – значит быть человеком, который знает практически все в области гуманитарии, начиняя от истории и философии, заканчивая геополитикой и филологией.

Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут:

  • Ученый или священник. В наше время эти два понятия практически идентичны, если речь идет о теологии как о науке. Только первый трудится в университетах, получая звания аспиранта, доцента, профессора, доктора наук, а в конце, возможно, министра образования. Священник же трудится в храме, начиная от простого диакона и заканчивая архиереем или патриархом.
  • Преподаватель. Понятие данного термина весьма обширно, и ограничивается оно не только стандартными учебными заведениями, такими как школа, техникум или вуз. Теолог может работать преподавателем при военной части, в госпитале, в исправительных и реабилитационных заведениях, в специализированных школах.
  • Переводчик-консультант – отличная работа для современного теолога. Речь идет не о таких переводчиках, которых сейчас весьма много, знающих английский, испанский, немецкий, а о таких специалистах, которые ориентируются в редких и мертвых языках. Это латынь, церковно-славянский, древнегреческий, арабский (если говорить об исламе). Нередко различным издательствам, авторам и прочим деятелям искусства требуется консультация профессионала в данной сфере, которая весьма недурно оплачивается.
  • Искусствовед-экскурсовод. Это современные специалисты в области науки о Боге. Кем работать – решать вам, исходят из собственных предпочтений и возможностей. Если вы устраиваетесь искусствоведом, будьте готовы проводить дни в музеях, на выставках и прочих культурных мероприятиях, рассказывая людям о различных экспонатах. Для экскурсовода важны не только знания в области предполагаемого маршрута, но отличное здоровье.

Полезное видео: Что такое теология?

Подведем итоги

В наше время теология приобретает куда более широкое значение и значимость, нежели в более ранние годы. Возрождается религиозное наследие страны, реставрируются культурные памятники, придается большое значение религии и духовности в мире.

Поэтому теолог – профессия будущего, которая пока что, возможно, кормит плохо, но буквально через 5–10 лет может стать одной из самых престижных.