Святый сергий радонежский. Православная икона

Именная икона преподобного Сергея Радонежского.

Он является основателем Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.

Святой Сергий Радонежский .

В истории иногда прослеживаются такие факты, что будущие выдающиеся личности в детстве не получают от Бога элементарных даров: памяти и способности осваивать учение. Они стараются изо всех сил, но результаты плачевные. Их подвергают наказанию, над ними смеются. Доведённые до крайнего отчаяния, некоторые всю ночь с плачем и мольбой просят у Бога помощи. И, внезапно, получают уникальный дар. Так было, например, с Иоанном Кронштадтским. Нечто подобное случилось с Варфоломеем, будущим Сергием Радонежским.

Родившись в семье знатных, но не очень богатых бояр, простых, спокойных, трудолюбивых людей, мальчик тоже всегда был при деле. Умел обращаться с лошадьми, гонял их в поле, домой, в ночное.

Мучения начались в 7 лет с учёбой в церковной школе, где учёба совершенно не давалась, несмотря на огромное упорство и старание. Учитель наказывает, ребята смеются над ним, родители пытаются подействовать на совесть. Он плачет в одиночестве.

Мальчик любил одиночество, мечтать на природе, но при этом добросовестно исполнял любое порученное ему дело. Это характерная черта всей его жизни.

Однажды, совершенно опечаленный неудачами, он бродил по полям, лесу, разыскивая жеребят, и наткнулся на стоящего у дуба старца. Черноризец, видя опечаленного мальчика, спросил, чем он так расстроен. Варфоломей со слезами рассказал о своём горе и просил, чтобы старец молитвой попросил Бога помочь преуспеть ему в грамоте.

Пресвитер (такой был у него сан) молился у дуба, а мальчик стоял рядом. После молитвы старец, частицей просфоры благословив Варфоломея, сказал съесть, прибавив, что это знак благодати и для понимания Священного Писания, что грамотою он овладеет лучше товарищей. Кириллу и Марии, родителям, старец, приглашённый мальчиком в дом, сказал о великом будущем их сына перед Богом и страной. Родители тут же вспомнили, что священник тоже говорил, что ребёнок будет слугой Святой Троицы, так как, будучи в утробе матери, он во время богослужения три раза громко прокричал, напугав окружающих.

Поститься и молиться по ночам Варфоломей стал уже через несколько лет, ходил в церковь. В это время семья переехала в Радонеж. Через некоторое время родители ушли в монастыри, а вскоре умерли.

После смерти родителей Варфоломей уговорил брата Стефана, который был иноком в Покровском монастыре, пойти с ним в пустынное место. В глухом лесу они построили не только себе жилище, но и церковь во имя Святой Троице, которую освятил митрополит Киевский. Но Стефан вскоре ушёл, а Варфоломей был пострижен в монахи, приняв имя «Сергий», после его причастия церковь наполнилась благоуханием. Ему было около 23-х лет, он жил один в пустыньке, на него нападали бесы, пугали, угрожали, но он изгонял их крестом и молитвой.

К Сергию приходили монахи, некоторые оставались и строили себе кельи. Когда их стало 12 человек, то после долгих уговоров и велению епископа Афанасия из Переславля, Сергий стал игуменом Троицкого монастыря (Троице- Сергиева лавра под Москвой), наставлял братьев, заботился о них, выполнял все работы, ходил в ветхой старой одежде. Он обладал уникальными способностями. Поблизости монастыря не было воды. По его молитве возник целебный источник.

Как-то вечером Сергий увидел в ярком свете на небе множество птиц, голос произнёс, что скоро в монастыре будет много иноков. Предсказание сбылось, так как с согласия русского митрополита в обитель пришли греки. Кроме того, в обители находили приют странники и нищие.

Однажды в обители закончился хлеб. Сергий призвал расстроенных братьев молиться. Не успели они закончить молитву, как услышали стук в ворота: въехали несколько подвод с тёплым хлебом. Возчики не знали, кто им поручил вести хлеб.

Во время одной службы в Троицкой обители вместе с игуменом литургию служил человек в блистающих одеждах, и от него самого шло сияние. Игумен долго не хотел говорить, кто это. Потом признался, что это был Божий ангел. Многие братья с помощью Сергия организовывали свои монастыри.

Дмитрий Донской получил благословение на битву с татарами от Сергия. В минуту сомнения русских при виде огромного татарского войска, появился гонец от преподобного, который их подбодрил. Русские победили. Сергий видел все события на поле брани, кто и сколько погиб. В честь победы построили Успенский монастырь, игуменом назначили ученика Сергия Савву. Князь Дмитрий попросил построить Богоявленский монастырь в Голутвино. Сам Сергий выбрал место, построил церковь, оставив там ученика Григория.

Князь Дмитрий Серпуховский попросил Сергия в его вотчине основать монастырь, что было выполнено. В Зачатьевском монастыре преподобный оставил своего ученика Афанасия.

Сергий Радонежский был не только основателем и устроителем монастырей, изрядным чудотворцем, великим подвижником, но и целителем. К нему приходило много людей за исцелением.

Крестьянин принёс больного мальчика в келью Сергия, но мальчик тут же умер. Расстроенный отец пошёл за гробом, вернувшись, он увидел сына здоровым. Сергий молитвой воскресил мальчика, просил не говорить о чуде. Узнали об этом от ученика.

Один вельможа страдал от беса. Его силой привели в монастырь. Бес был изгнан.

Бедняк пожаловался, что у него богатый сосед отнял борова, не заплатив за него. Богач обещал игумену отдать деньги бедняку, но обещания не выполнил. Однако, войдя в кладовую, обнаружил совершенно сгнившую тушу, хотя был мороз. Это чудо напугало его, он отдал деньги.

Епископ из Царьграда, не веря в уникальные способности Сергия, пришёл на него посмотреть. Войдя в монастырь, он тотчас ослеп. Прозрел после исцеления, совершённого «святителем». Всех чудес, помощи и исцелений не перечислить в одной статье.

После того, как к Сергию явилась Богородица с апостолами, пообещав, что не оставит своей заботой Троицкий монастырь, преподобный понял, что ему скоро придётся покинуть землю. Это было за шесть месяцев до кончины.

В помещении распространилось благоухание. Несмотря на его завещание похоронить его с братьями вне церкви, по благословлению митрополита Кирилла, его положили в церкви. К нему приходило и приезжало много народу, в том числе князей, бояр, священников, иноков.

Спустя 30 лет при игумене Никоне строили на месте деревянного новый храм «Живоначальной Троицы». Одному жителю явился преподобный и просил передать игумену, чтобы вытащили гроб, вокруг которого вода, что стесняет тело. Гроб нашли в воде, но невредимыми было тело и одежды. Произошло это 5(18) июля 1422г. В этот день Церковь отмечает его память.

Мощи Сергия Радонежского находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он создал. Раньше назывался «Загорск», сейчас «Сергиевой Посад» под Москвой. Кроме того, в Москве в нескольких храмах есть частички мощей.

Иконы святого с частицами мощей есть в храмах:

  • Троицы Живоначальной (подворье Троице-Сергиевой Лавры);
  • Святителя Николая в Кленниках;
  • Илии Обыденного.

В храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове находится знаменитая чудотворная икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Её нашли в лесу в 1995 г. вернее тёмную доску, от которой в храме по ночам исходило свечение. Постепенно она самообновилась.

Молитвы к Сергию Радонежскому помогают взрослым и детям, защитят от жизненных проблем. Детей защитят от неудач в учёбе. Помогут наказать обидчиков, выиграть судебное дело. Святой прекрасный целитель.

Православная Церковь считает дату рождения Сергия Радонежского 3 мая (по н. ст.) 1314 г. В связи с 700-летием рождения великого подвижника, основателя Троице-Сергиевой Лавры, проектируется грандиозное празднование в 2014 году в Лавре и Сергиевом Посаде.

В Петербурге уже открыта выставка, посвящённая Святому, в Государственном музее истории религии. Представлены редкие иконы.

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, - это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать - Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.

Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его - яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны - в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину - дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо - научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) - день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение - это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева - «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею».

Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Икона Сергия Радонежского является одной из самых почитаемых православных святынь. Житие святого - пример истинного и верного пути, который в конечном итоге ведет к Богу. Образ праведника помогает каждому, кто желает попросить помощи у Господа.

Сергий Радонежский — одна из самых значимых фигур в православии. Его имя известно каждому верующему человеку. Ему молятся всем миром, уповая на его поддержку и покровительство для избавления всех проблем на пути духовного роста. Нет ни одного православного человека, который, предавшись искренним молитвам подле иконы мученика, не получил бы благодатную помощь.

История иконы

Русская православная церковь относит Сергия Радонежского к числу самых уважаемых и чтимых святых. Преподобный Сергий жил в 14 веке, посвятил всего себя служению Господу. Он жил в благочестии, соблюдая все Библейские заповеди. Святой строго придерживался поста и не нарушал законы Божии, наставляя своим примером праведных людей. Сергий не признавал леность, всегда усердно работал. Он был добр ко всем людям, помогал неимущим и бедным.

Будучи юношей, Сергий Радонежский отправился в лес в одиночестве. Вдали от города и людей он построил жилище, где долгое время жил и ежедневно молился Господу. Его молитвы были посланы Богу с просьбами о защите земель Русских и поддержке русского народа. Святой многократно отказывался от предложенной ему работы в митрополии российского государства, так как с презрением относился к политике. Он жил уединенной жизнью и служил лишь Богу.

При жизни монах помог многим нуждающимся людям, возродил в них веру во Христа, стал поддержкой и опорой в трудные минуты. Благодаря своей преданности Господу и непоколебимой вере, он заслужил любовь православного народа и уважение церкви. После смерти Сергий Радонежский вошел в число святейших.

Где находятся мощи и икона Сергия Радонежского

Огромное количество храмов по всей России названо в честь святого мученика Сергия Радонежского. Святыни с образом благочестивого Сергия можно обнаружить в каждой церкви нашей Родины. Чаще всего христиане со всех уголков мира съезжаются в Сергиев Посад в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где хранится самая ранняя икона Сергия Радонежского и мощи святителя, обладающие чудотворной силой.

Описание иконы Сергия Радонежского

Традиционно на святыне иконописцы изображают самого Сергия Радонежского, святого старца, в полный рост или по пояс. Его плечи покрывает одеяние монаха. Ряса послушника обычно изображена в черном или красном цвете. В левой руке инок держит развернутый свиток, символизирующий тягу к познанию, а другой рукой монах жестом благословляет верующих людей. Всем своим видом мученик призывает к стойкости духа, преданности вере, к кротости и усердию. Даже при взгляде на святыню можно побороть гордыню и стать лучше , встав на путь духовного роста.

В чем помогает святой образ

Перед ликом святого люди молятся об избавлении от тщеславия, самолюбия и эгоизма. Мученик помогает побороть один самых тяжких смертных грехов — гордыню. Христиане просят в молитвах у Сергия помощи в каких-либо земных потребностях и нуждах. Часто святой помогает разрешить жизненные трудности, дает благодетельные советы и наставляет на путь истинный. Также православные люди молят мученика об исцелении недугов, о выздоровлении от различных болезней и о помощи в учебе .

Дни празднования

Официально для почитания святого отведено 4 дня в году, согласно календарю праздников русской православной церкви.

  • Первым днем считается 8 октября (по старому стилю 25 сентября). В этот день святой завершил жизнь земную.
  • Вторым днем принято считать 18 июля (5 июля по старому стилю). Эта дата считается особенной для православных верующих, так как в этот день были обретены мощи Сергия .
  • 5 июня (23 мая) — третий день, когда христиане почитают мученика. Ежегодно 5 июня люди отдают дань уважения всем святым, кто прошел свой путь праведный на Ростово-Ярославских землях, в том числе и Сергию Радонежскому.
  • Четвертое празднование в честь святого проводится 19 июля (по старому стилю 6 июля). Этот день известен как «День на честь Радонежского собора». Он празднуется на следующий день после обретения мощей Сергия.

Молитва перед иконой

«О, преподобный Сергий! Услышь молитвы наши искренние, помолись за души наши перед Господом и попроси об опущении грехов наших. Избавь нас от горя и страданий, наставь на путь праведный и не позволь сойти с дороги, ведущей к лучшей жизни. Стань для нас щитом и мечом. Не дай страху и сомнениям поглотить нас. Отгони прочь от нас гордыню и тщеславие. Исцели тела наши от болезней, а души наши освободи от злобы и печали. Каемся и просим поддержки твоей. Да прославим мы имя твое. Да будет на все воля Божья. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И во веки веков. Аминь».

Сергий Радонежский — заступник всего православного народа. Даже после своей кончины он остался в памяти людей как человек, совершивший подвиг веры, достигнувший единства с Господом. Молитвы, обращенные к нему и другим святым , станут своего рода проводниками ваших слов к Богу. Встретившись с трудностями лицом к лицу, вы можете положиться на помощь Высших сил. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Сергий Радонежский - один из самых известных русских святых, духовный покровитель Русской земли и основатель первого в России Троицкого храма (ныне - ). Преподобный Сергий возродил на Руси традиции строгого монашества и сам стал символом русского монашества.

Варфломей (так звали преподобного до монашеского пострига) родился в благочестивой семье ростовских бояр. Позже семья переселилась в селение Радонеж (существует и поныне). Мальчик с детства любил молиться. Он жил в тяжелую для Руси эпоху татаро-монгольского ига. Окружающая обстановка укрепила его в желании оставить мирскую суету. После смерти родителей Варфоломей поселился в глухом лесу недалеко от Радонежа, на холме Маковец, и построил там церковь во имя святой Троицы. Теперь на этом месте стоит Троице-Сергиева лавра. В 23 года Варфоломей постригся в монахи с именем Сергий. Постепенно вокруг Сергия стали собираться другие монахи, его пустынь стала Троицким монастырем, а Сергий стал его игуменом.

Игумен Сергий не стремился к власти и желал уединенной молитвы, жил просто и бедно и подавал монахам пример смирения и трудолюбия: сам делал одежду и обувь для братии, строил кельи, пек просфоры. Посетители монастыря часто принимали его за простого монаха. хотел назначить преподобного своим преемником, но Сергий отказался, желая продолжать простую монашескую жизнь.

Сергий сыграл большую роль в освобождении Руси от татаро-монгольского ига, благословив войско князя на Куликовскую битву. Уже тогда его духовный авторитет был очень высок: он мирил враждовавших русских князей и способствовал сплочению русских земель. Сергий Радонежский оказал огромное влияние на русское монашество и на русскую культуру. Для верующих он является образцом твердости и духовной силы.

Почитание преподобного Сергия Радонежского началось сразу после его кончины. Его ученик Епифаний Премудрый в 1412 году написал «Похвальное слово Сергию Радонежскому», а в 1418-м - развернутое житие святого. В 1422 году мощи святого были обретены нетленными и поставлены в Троице-Сергиева монастыря. В 1449 или 1450 году установил его общецерковное почитание. Через 10 лет после этого в Новгороде появилась первая церковь, освященная во имя преподобного Сергия Радонежского.

ВИДЕО НА сайт

    В детстве отроку Варфломею тяжело давалась учеба. Он много молился Богу о помощи и получил ее: однажды ему явился ангел в образе старца, и в тот же день мальчик овладел грамотой. Поэтому Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе. Этот сюжет изображен на картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфломею».

    По сюжету жития преподобного Сергия великий русский художник Михаил Нестеров написал ряд картин: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия».

    Преподобный Сергий обладал дарами пророчества и чудотворения. Среди совершенных им чудес - воскрешение умершего подростка. Во время молитв он неоднократно удостаивался откровений и божественных явлений. Так, однажды Сергий сподобился явления Пресвятой Богородицы. Она ответила на его переживания по поводу судьбы монастыря и его монахов, сказав что обитель будет процветать, и Она, Богородица, будет об этом заботиться. В честь этого события в Троице-Сергиевом монастыре 6 сентября (24 августа по старому стилю), на второй день отдания , совершается особая служба в честь Пресвятой Богородицы.

    У преподобного было два брата - старший, Стефан и младший Петр. Старший также стал монахом, о Петре же почти ничего не известно.

    Родители Сергия - Кирилл и Мария - в старости приняли монашество. В 1992 году их причислили к лику святых. Мощи находятся в Хотьковском Покровском монастыре.

    Преподобный Сергий основал не только Троицкий монастырь, но и еще несколько обителей: на Киржаче, Старо-Голутвин под Коломной, Высоцкий монастырь в Серпухове, Ростовский Борисоглебский монастырь, Свято-Георгиевский скит на Клязьме. Ученики же Сергия основали более 40 монастырей.

    Среди учеников Сергия Радонежского множество прославленных святых. Среди них преподобные , .

    Во время войны 1812 года, когда русские войска покинули Москву, мощи преподобного Сергия вывезли из Троице-Сергиевой лавры в . Вернулись обратно они только после войны. Это была не напрасная предосторожность: солдаты Наполеона разорили множество московских церквей и уничтожили ряд древних святынь.

    Во время антирелигиозной кампании 1919-1920 годов мощи преподобного были вскрыты и превращены в экспонат музея, расположившегося на территории Троице-Сергиевой лавры. В 1941 году их эвакуировали вместе с остальными экспонатами, а вернули в 1946-м.

    Дожив до глубокой старости, Сергий Радонежский за полгода предрек свою кончину. Накануне смерти преподобный Сергий созвал братию, завещав иметь «страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную» - главные принципы "высокого жития".

    С самого рождения младенец Варфоломей демонстрировал стремление к постничеству, отказываясь от молока матери по средам и пятницам, а также в дни, когда мать употребляла мясо.

    Сергий Радонежский первым в России переосмыслил идею Святой Троицы как к христианский пример Любви и Единства. Эту идею воплотил в иконе «Троица» , современник и духовный ученик преподобного Сергия.

Сергий Радонежский – известнейший исторический и политический деятель ХIV века, талантливый дипломат и один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью. Жизнь, деятельность и подвижнические труды преподобного Сергия Радонежского протекали в период становления Московской Руси, в период княжения Ивана Калиты и его внука Димитрия, позже названного Донским. Для князя Димитрия Сергий Радонежский был духовным отцом. По древнему преданию, главным образом из сообщений Епифания, ученика преподобного Сергия Радонежского, первого его жизнеописателя, известно, что преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом, в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей. Несмотря на то что родители его были "бояре знатные", жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Это был второй ребенок в семье – старше его был Стефан, младше – Петр.

В семилетнем возрасте Варфоломей начал изучать грамоту вместе со своими братьями. Однако если последним учеба давалась легко и учились они успешно, то среднему брату грамота давалась с трудом, несмотря на то что учитель подолгу занимался с ним. Желая исправить ситуацию, Варфоломей молился Богу о даровании ему «книжного разумения» и помощи в учебе. Как свидетельствует летопись, однажды, когда мальчик пас коней своего отца, он увидел странника, старца-черноризца, который совершал молитву, и попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Примерно в 1328 – 1330 гг. родители будущего великого подвижника переселились из Ростова в селение Радонеж, расположенное в 54 верстах от Москвы. Перед смертью они приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа. Похоронив родителей, Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру, сам же вместе со старшим братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, где они сначала поставили келию, а затем и небольшую церковь, освященную во имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустыне, оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где стал настоятелем. А Варфоломей остался и в 1337 году, в возрасте 23 лет, принял пострижение в монашество с именем Сергий. Постриг был совершен игуменом Митрофаном в день св. Сергия и Вакха. Именно под именем Сергий, данного Варфоломею при постриге, он и прославится как великий чудотворец, подвижник и святой преподобный игумен земли Русской.

Более года юный подвижник провел в полном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве, преодолевая трудности иночества. Жизнь его состояла в молитвах, посте и тяжелом труде – духовном и физическом. Таким образом, совершенствуясь в духовной жизни, Сергий Радонежский со временем стал известен и другим инокам – к недавнему отшельнику стали стремиться за советом и помощью другие монахи, и вскоре составилось братство из двенадцати иноков. Постепенно создался поселок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, а вместе они собирались только к богослужению. Так была основана знаменитая Троице-Сергиева лавра. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

Приняв игуменство, Сергий Радонежский ничего не изменил ни в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни, лишь принял большую ответственность. Так же, как и раньше, выполнял он все работы и служил братии, и одежду носил простую, так что трудно было различить, кто был старший из них и кто младший. Преподобный с самых первых дней воплотил в образе своем завет первенства, указанный Христом: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою». По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, преподобный поучал: «Люты скорби, но сладок рай; болезненны труды, но вечная за них награда». Но в час крайней нужды, по молитвам братии, неожиданно подавалась обители щедрая помощь.

Икона Преподобного Сергия Радонежского

Слух о святом Сергии Радонежском достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему благословенную грамоту, где советовал устроить общежительный монастырь по образцу монастырей православного Востока. Преподобный Сергий Радонежский последовал данному совету и, с благословения митрополита Алексия, ввел общинножительный устав. До этого монастыри жили по так называемому «особножитию»: богатые монахи жили в достатке, они даже могли иметь слуг, а монахи из бедных семей были вынуждены пробавляться нищенскими подаяниями. Для того чтобы ликвидировать подобное, Сергий Радонежский и ввел устав общинножития (общежития). Согласно данному уставу, монахи не владели никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они пришли на послушание, переходила в общемонастырскую собственность. В церковной жизни Руси это было настоящей реформой, которая вызвала бурю недовольства, хотя и была проведена с благословения митрополита Алексия. Сергий Радонежский сумел создать и развить новый для русских земель тип монастырей – общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатого и влиятельного монашеского общества.

Как свидетельствует Житие, преподобный Сергий Радонежский являл чудотворения еще при своей земной жизни:
«…Приходили богомольцы, видели нищету пустынную, но видели благочестие и мир и благодать среди братии, и эта закваска благодатная уносилась в родные семьи, как свет, как соль. И славно стало на Руси имя угодника Божия, и шли многие к нему с верою. Один поселянин с верою нес опасно больного малютку к преподобному, но он умер, и старец, помолившись, воскресил умершего и отдал его обрадованному отцу. Однажды, помолившись, старец исцелил тяжело болящего поселянина, в другой раз - бесноватого вельможу с берегов Волги, который был в исступлении ума и кусался и бился, беснуясь с нечеловеческой силой, так что его десять человек не могли удержать…» .

«…Был недостаток воды, и преподобный с иноком пошел в лесной овраг и помолился… И осенил крестным знамением место, и из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла быстрым ручьем по долине. От сей воды бывали и исцеления, и хватало воды в изобилии всем…»(Материал взят с сайта «Русские святые»).

Кроме того, согласно Житию, во время совершения литургии преподобному служил ангел, а однажды святой Сергий Радонежский был удостоен видения пресвятой Богородицы, которая явилась ему во время ночной молитвы и сказала: «Не бойся, избранник Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его». Память явления пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 24 августа/6 сентября.

Святой Сергий Радонежский умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство великого московского князя – Димитрия. Князь Димитрий и преподобный Сергий Радонежский, собирая воедино на Девичьем поле в Коломне дружины русских князей, еще недавно враждовавших друг с другом, понимали, что эта битва станет решающим шагом к единению Руси. Победа на поле Куликовом закладывалась здесь – на Девичьем поле. Полки здесь были поставлены так, как по замыслу великого князя должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал свое место и увидел своего руководителя. Девичье поле – поле примирения и объединения, оно стало местом, «где замерла вражда» между русскими княжествами. Здесь же русские войска получили благословение от преподобного Сергия Радонежского на предстоявшее сражение с татарским войском.

В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия Радонежского исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. С Куликова поля возвращался с победой уже единый русский народ. Во время сражения преподобный Сергий Радонежский вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Князь Димитрий Иоаннович глубоко почитал своего духовного отца – преподобного Сергия Радонежского, который также являлся крестным отцом его сыновей. После победы над татарами Дмитрий Иоаннович стал именоваться «Донским», а к своему духовному отцу он проникся еще большим уважением и пригласил его скрепить духовное завещание, согласно которому устанавливался новый порядок престолонаследия – от отца к старшему сыну. До этого престол наследовал старший в роду.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1385 году Сергий Радонежский ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий Радонежский способствовал объединению государства.

По свидетельству историков, а также летописных источников, Сергия Радонежского связывала тесная дружба с митрополитом Алексием, который в то время являлся главой Русской митрополии. Он часто возлагал на преподобного Сергия Радонежского важные полномочия и готовил его своим преемником, однако Сергий Радонежский отказался от данного избрания.

Скончался преподобный Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, достигнув глубокой старости, предвидев свою кончину за два года и назначив себе преемника – на игуменство он благословил своего ученика, преподобного Никона. Накануне своей смерти он последний раз призвал всю братию, чтобы дать своим духовным детям последние наставления и напутствия. Похоронен преподобный Сергий Радонежский был в основанном им монастыре, а через 30 лет после его смерти его мощи и одежды были найдены нетленными.

Совершилось это 5/18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года. Перед началом строительства преподобный Сергий Радонежский явился одному благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И когда рыли рвы для фундамента собора, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия Радонежского были невредимыми, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении народа, в присутствии сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи преподобного Сергия Радонежского были изнесены из земли. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где они пребывают доныне. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован Русской Церковью и причислен к лику святых.

Основанная Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра является духовным центром России, она также представляет собой крупнейший историко-архитектурный музей, памятник культуры мирового значения. Тысячи иностранных туристов приезжают в Сергиев Посад, для того чтобы полюбоваться золотыми куполами храмов с великолепной архитектурой, редчайшей иконописью и древними фресками.

Созданный Сергием Радонежским в 1337 году небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы довольно быстро стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. Именно здесь в 1380 году отец Сергий Радонежский благословил войско князя Димитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В 1392 году преподобный Сергий Радонежский умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. Здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», написанное в 1417 – 1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. «Житие преподобного Сергия Радонежского» является одним из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейшим историческим документом.

В Смутное время (1598–1613 гг.) монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»). По некоторым сведениям, в монастыре был крещен Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.

В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр I. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула лавры. Святой Сергий Радонежский основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси, что способствовало развитию культуры, грамотности среди населения, наполняло жизнь простых людей духовным смыслом. Влияние Сергия Радонежского с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси».

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года был учрежден орден Преподобного Сергия Радонежского. Орденом награждаются представители церквей – за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели – за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Какое чудо произошло

С именем святого Сергия Радонежского связаны многие и многие рассказы о чудесах, происходивших и при жизни святого, и во все времена после его упокоения.

В городе Почаеве жила женщина, у которой не было своего крова, прописки, поскольку она, верующая, вела странническую жизнь. Случилось, что милиция (ныне полиция) стала проводить строгую чистку города от нищих и живущих без прописки. Поэтому она уехала в Сергиев Посад, тогда он назывался Загорск. Но в тот год, хоть и была зима, в Загорске началась эпидемия холеры, все места массового скопления народа были закрыты, храмы не принимали на ночевку паломников, и ей и другим таким же странникам негде было переночевать, а знакомых ни у кого не оказалось. Они кое-как приткнулись у частного дома, но ночной холод был невыносим, и они горячо молились, чтобы Богоматерь и святой Сергий помогли им дожить до утра.

Вдруг подошел к ним внезапно появившийся старец-монах и с великой добротой пригласил их войти в Лавру и переночевать там в трапезном храме. Как только они подошли к воротам Лавры, те тихо открылись, будто сами собой, и также тихо закрылись. Дивясь и благодаря Господа, странники вошли в храм. Старец велел им располагаться на ночлег, но с условием – между собой не разговаривать. И ушел…

Наутро их обнаружил монах-ключарь и, изумившись, строго спросил, каким образом они сюда попали вопреки всем указаниям, ведь это он с вечера запирал ворота, а ключи были все время при нем. Тогда они рассказали монаху всю историю, и тут все поняли, кто был тот старец. Все пали на колени и дружно вознесли благодарную молитву святому Сергию, основателю Троице-Сергиевой лавры, ибо это и был он сам в облике старца и не дал погибнуть от мороза молящим его людям.

Одна женщина рассказывала, что проездом посетила она Троице-Сергиеву лавру – надо было заехать помолиться святому Сергию. Денег было в обрез, и перед ней стал выбор: то ли купить большую свечу и поставить святому Сергию, то ли купить игрушку сынишке, которую она присмотрела в магазине. Подумав, она все-таки решила купить свечу. Купила, поставила и с душой, полной покоя, поехала домой. И вдруг на сиденье поезда, в котором ехала, увидела новенькую игрушку, точь-в-точь такую, какую видела в том магазине! С игрушкой в руках она обошла весь вагон, и никто не признал вещицу своей. Тогда она всем сердцем поняла, что это – подарок ее ребенку по воле святого Сергия Радонежского, и со спокойной душой привезла игрушку сыну…

Из книги «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В этом рассказе говорится, что в обитель преподобного Сергия где-то в начале 1870-х годов пришел «белый» диакон, то есть инок, но не монашествующий, отец Иоасаф. Несмотря на сан священника, у него был тяжкий недуг – застарелое пьянство. Сейчас врачи это назвали бы алкоголизмом в серьезной стадии. Однажды диакон Иоасаф служил в храме великомученицы Варвары, которая находилась при больничном корпусе Лавры. После ектений перед Херувимской песнью, открывающей литургию верных, он прошел в алтарь к престолу и вдруг упал без сознания, а на лице его отпечаталась невыразимая тревога, будто увидел он нечто потрясающее.
Диакона тут же перенесли в больницу, где он находился три дня в бесчувственном состоянии. А когда очнулся, рассказал своему духовнику следующее. Когда он вошел в алтарь, то увидел у престола ангела в стихаре 1 , перепоясанного орарем 2 и с мечом в руках. Ангел приблизился к Иоасафу, снял с него стихарь и орарь, ударил мечом по рукам и сказал, что предпочел бы лишить его жизни, чем облачения, но не может, потому что за него перед Богом предстательствует некто, молитвам которого он не может не уступить… Тут он отстранился, и диакон-пьяница увидел, что за него у престола коленопреклоненно молится горячей молитвой сам преподобный Сергий…

Около года иеродиакон Иоасаф пролежал в параличе, слезно каясь и моля Бога о прощении. Дату своей кончины он знал заранее, видимо, его уведомили чудесным образом, потому что незадолго попросил дочь, которая была все время около него, облачить его в погребальные одежды. В полной памяти он причастился Святых Даров и, обращаясь к кому-то невидимому, радостно и тихо сказал: «Пришли» и с тем преставился.

Значение иконы

На иконе Святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца мы видим старца с узким, строгим лицом, правая рука его поднята в жесте благословения, в левой – свиток как символ совершенства в познании. С тех пор как преподобный Сергий на Девичьем поле под старинной подмосковной Коломной благословил святого благоверного князя Дмитрия Донского на битву на поле Куликовом, к его чудотворным иконам притекают многие и многие.

Икона Святого Сергия написана иконописцем Юрием Кузнецовым в ярких и чистых тонах, и они смягчают каноническую суровость лика… От образа святого старца веет мудростью, строгостью и добротой. Эту икону часто вносят в дом, где есть малые дети, и по молитвам родителей перед ней святой Сергий Чудотворец призирает за ними – за их учебой, послушанием старшим, помогает вразумить непослушных, особенно подростков в переходном возрасте.

Уже с отрочества люди начинают впадать в грех гордыни. Но, глядя на икону, читая историю уникальной, полной духовных подвигов и вынесенных святым тягот человеческой жизни и сравнивая с этим образцом свою жизнь, каждый верующий или просто заинтересованный человек невольно подумает и о том, что ему стоило бы изменить в своих отношениях с близкими и с Богом. С близкими – своими домочадцами, друзьями, сослуживцами – может, стоит стать терпимей и внимательней. С Богом – чаще обращать к Нему свое сердце и просить о заступничестве перед Ним у Богородицы и святых Его, и непременно – у святого чудотворца земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Святой Сергий не оставил после себя ни строчки, он всю жизнь избегал прямого учительства. Как мы помним, он не сразу принял в келью и преподобного Никона, считая его скорее младшим братом и помощником, чем учеником. Его жизнь – это учение подвижничеством, деяниями добра на благо Бога, Церкви, укрепления монашества на Руси и просто – образец самоотверженного служения людям, данный нам в научение.

________________________________
1 Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами.
2 Орарь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона. В Православии орарь – часть богослужебного облачения протодиаконов, а также иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи.