Смерть из-за науки и верность королю. Известные жертвы инквизиции

«Термин "лженаука" уходит далеко в Средние Века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил "А Земля всё-таки вертится"…». Автор этой фантастической цитаты, где перепутаны три разных человека — политик Борис Грызлов.

На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя). А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.

Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная бесконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».

Ещё в 1892 году на русском языке появился биографический очерк Юлия Антоновского «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность». Это настоящее «житие святого» Эпохи Возрождения. Оказывается, первое чудо произошло с Бруно в младенчестве — змея вползла в его колыбельку, но мальчик криком напугал отца, и тот убил тварь. Дальше — больше. Герой с детства отличается выдающимися способностями во многих областях, бесстрашно спорит с противниками и побеждает их с помощью научных аргументов. Очень молодым человеком он получает всеевропейскую известность и в расцвете сил бесстрашно гибнет в пламени костра.

Красивая легенда о мученике науки, погибшем от рук средневековых варваров, от Церкви, которая «всегда была против знаний». Настолько красивая, что для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Он живёт отдельной жизнью, шагает из одного произведения в другое и убедительно побеждает воображаемых противников.

Вот только к реальному лицу это не имеет отношения. Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути. Его «одной, но подлинной страстью» оказалась не наука, а магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей.

Вот, например, один из заговоров богине Венере, который можно найти в трудах Бруно: «Венера благая, прекрасная, красивейшая, любезная, благоволящая, милостивая, сладкая, приятная, блистающая, звёздная, Дионея, благоухающая, веселая, Афрогения, плодородная, милостивая, щедрая, благодетельная, мирная, изящная, остроумная, огненная, величайшая примирительница, любовей владычица» (Ф. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000).

Вряд ли эти слова уместны в творениях доминиканского монаха или учёного-астронома. Зато они очень напоминают заговоры, которыми пользуются до сих пор некоторые «белые» и «чёрные» маги.

Бруно никогда не считал себя учеником или последователем Коперника и астрономией занимался лишь в той мере, в которой она помогала ему найти «сильное колдунство» (воспользуемся выражением из «гоблинского перевода» «Властелина колец»). Вот как один из слушателей выступления Бруно в Оксфорде (правда, довольно пристрастный) описывает то, о чём рассказывал оратор: «Он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться» (цитата из указанного сочинения Ф. Йейтс).

Бруно заочно похлопывал старшего товарища по плечу и говорил: да, Копернику «мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты». Однако «он недалеко от них ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов». Иными словами, Коперник оперировал точными науками и не искал тайных магических знаний, поэтому был, с точки зрения Бруно, недостаточно «продвинут».

Многие читатели пламенного Джордано не могли понять, почему среди его сочинений по искусству запоминания или устройству мира встречаются какие-то безумные схемы и упоминания античных и древнеегипетских богов. На самом деле именно эти вещи для Бруно были самыми важными, а механизмы тренировки памяти, описания бесконечности Вселенной — лишь прикрытием. Бруно, ни много ни мало, называл себя новым апостолом.

Подобные воззрения и привели философа на костер. К сожалению, полный текст приговора Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что коперникианские идеи, которые по-своему выражал подсудимый, также вошли в число обвинений, но не делали погоды в инквизиторском расследовании.

Это расследование продолжалось восемь лет. Инквизиторы пытались подробным образом разобраться в воззрениях мыслителя, тщательно изучить его труды. Все восемь лет его склоняли к покаянию. Однако философ отказался признать выдвинутые обвинения. В результате инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана, отлучён от церкви и казнён (В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М.: АН СССР, 1955).

Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказывал определённые взгляды (пусть и ложные), для людей XXI века недопустимо. Да и в XVII веке подобные меры не добавили популярности Католической Церкви. Однако рассматривать эту трагедию как борьбу науки и религии нельзя. По сравнению с Джордано Бруно средневековые схоласты скорее напоминают современных историков, защищающих традиционную хронологию от фантазий академика Фоменко, чем тупых и ограниченных людей, которые боролись с передовой научной мыслью.

17 февраля 1600 года по приговору суда инквизиции в Риме был сожжен один из величайших мыслителей эпохи Возрождения Джордано Бруно. Его научные изыскания об устройстве Вселенной сочли ересью, подрывающей основы веры. В сущности, они подрывали не веру, а мировоззрение, навязываемое церковью. А инквизиция и была создана для того, чтобы католики не осмеливались перечить церковным догмам и выходить из-под влияния Святого престола.

За шесть веков, что существовала инквизиция, миллионы людей оказались неугодными и были казнены или закончили жизнь в изгнании. Среди них немало эпохальных личностей, чьи имена никогда не померкнут на страницах истории.

Жанна д’Арк (1412-1431)

Легендарная Жанна д’Арк была простолюдинкой, которой в 13-летнем возрасте стали являться в видениях святые. Бушевала Столетняя война, и голоса якобы призывали Жанну пойти на поклон к наследнику престола Карлу VII, убедить его напасть на англичан и изгнать их с французских земель.

Существовало пророчество, что Бог пошлет Франции спасительницу в образе юной девственницы. Поэтому, когда Жанна добилась аудиенции короля и на допросах убедила его в том, что ее направляют высшие силы, девушке доверили управление войсками. В белых доспехах, верхом на белом скакуне Жанна действительно походила на ангела, божьего посланца. Орлеанская дева, демонстрируя поразительные для юной крестьянки способности, одерживала одну победу за другой, в ее армию вступало все больше людей, вдохновленных образом святой воительницы.

В 1430 году Жанна попала в плен. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили ее в связях с дьяволом и передали в руки инквизиции. Девушку вынудили отречься от своих «заблуждений», поставили клеймо еретички и 30 мая 1431 года сожгли на костре, привязав к столбу на площади города Руан. Через 25 лет по ходатайству Карла VII, который и пальцем не пошевелил для спасения Жанны, процесс был пересмотрен и несчастную признали невиновной.

Джордано Бруно (1548-1600)

Неаполитанский философ Джордано Бруно активно популяризировал идеи Николая Коперника. Коперник, разрабатывавший в своих трудах концепцию гелиоцентрической системы мира, подвергался гонениям со стороны церкви, но все-таки не был осужден. Судьба его последователя оказалась более трагичной.

Развивая теорию Коперника, Бруно выдвинул идеи о единстве Вселенной и множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала его скорее не за научные взгляды, а за критику общепринятых представлений о загробной жизни. Больше того, он называл религию силой, которая порождает войны, раздоры и пороки общества. Такого церковники простить не могли.

В 1592 году итальянца схватили и на восемь лет бросили в застенки. Пытками его убеждали пойти на попятную, но Бруно остался верен себе. Суд вынес смертный приговор. Взойдя на эшафот, ученый сказал: «Сжечь - не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!» Через два с половиной столетия на площади Кампо деи Фиори, где состоялась казнь, возвели памятник Джордано Бруно.

Галилео Галилей (1564-1642)

Гелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.

Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» - подвергается сомнению.

Страница из протокола допроса Галилео Галилея с его подписью.

Тем не менее физика все равно приговорили к пожизненному заключению. Правда, вскоре наказание заменили на домашний арест, и остаток жизни Галилей провел под присмотром инквизиции.

Данте Алигьери (1265-1321)

В отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.

В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.

Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.

Ян Гус (1369-1415)

В XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация - борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.

Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.

В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев. Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», - горько произнес Гус.

Если сейчас ближневосточные террористы сжигают иорданских пилотов, а цивилизованная общественность это осуждает, то четыре века тому назад в так называемую эпоху Возрождения дело обстояло несколько иначе. Инквизиция сжигала всех подряд, особенное внимание уделяя тем, чьи взгляды в той или иной степени противоречили церковным догмам. Осуждать подобные действия в те времена никто не решался. По крайней мере публично.

Так произошло и с Джордано Бруно. Правда, вопреки распространенной версии, пострадал он далеко не за научные взгляды.

Гелиоцентрическая система, которой придерживался Джордано Бруно, объяснялась им далеко не с научной точки зрения.

Если бы подобный ему человек появился сейчас, то, с большой вероятностью, его записали бы не в религиозные философы, а в раздел в качестве одного из главных героев. Правда, например, в Саудовской Аравии религиозные авторитеты и сейчас уверены в том , что Земля вокруг Солнца не обращается.

Что касается Джордано Бруно, то в конце XVI века его взгляды вполне можно было назвать прогрессивными. К слову, при рождении мыслителя звали Филиппо — Джордано он стал, лишь когда поступил на обучение в монастырь. Именно в его стенах Бруно познакомился с трудами древнегреческих философов, а также увлекся логикой. Кроме того, в монастыре Бруно смог изучить труды Фомы Аквинского и Николая Кузанского.

Уже в 24 года в 1572 году Джордано Бруно получил сан священника. Где-то в это же время он прочитал труд Коперника «Об обращении небесных тел».

И если этот революционный по меркам тех лет труд не был формально запрещен инквизицией, то остальные книги, которые Бруно читал, зачастую таковыми являлись. И из-за этого у новоявленного священника впервые появились проблемы с инквизицией — сначала Бруно бежал в Рим, а оттуда начал свое путешествие по городам Италии, Франции и Швейцарии. Однако остановиться ни в одном из них он не смог из-за эпидемии чумы, свирепствовавшей в те годы в Европе.

Какое-то время Джордано Бруно провел в Тулузе, где получил диплом доктора и звание ординарного профессора философии. К 1580 году он стал первоклассным преподавателем, а его лекции неизменно собирали много студентов. Особенно много времени в этой роли Джордано Бруно провел в Париже — здесь он преподавал вплоть до 1583 года, а затем перебрался в Туманный Альбион, где прибежищем молодого философа стал Оксфордский университет.

Именно в Оксфорде Джордано Бруно впервые поспорил с другими философами об устройстве Вселенной. И если они придерживались мнения, согласно которому Земля есть центр Вселенной, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звезды, то Бруно поставил в центр мироздания Солнце.

Помимо всего прочего, Джордано Бруно пошел и дальше своего современника Галилео Галилея, который также рискнул предложить гелиоцентрическую систему, но под давлением инквизиции от своих взглядов отказался. Бруно одним из первых предположил, что Земля сплющена у полюсов, что Солнце вращается вокруг своей оси, а также то, что остальные звезды являются аналогами нашего Солнца. После того как Джордано Бруно изложил свои взгляды почтенным мужам, из Оксфорда его с позором изгнали.

Из-за нежелания возвращаться на материк Бруно поселился в Лондоне, где прожил до 1585 года. Затем он вернулся во Францию, но и здесь не обрел покоя: разногласия с церковью привели к тому, что философ отправился в Германию, где пробыл вплоть до 1588 года, читая лекции и вступая в диспуты с местными философами.

А в 1591 году Бруно вернулся в Италию, хотя и сохранялась опасность того, что его настигнет инквизиция.

Он осел в Венеции и стал учителем молодому дворянину Джованни Мочениго. Однако научить юношу он ничему не смог — тот находился под безграничным влиянием своего духовника, который придерживался мнения, что Бруно является еретиком. В конце мая 1592 года философ пытался бежать, однако ученик уже донес инквизиторами — Джордано Бруно схватили и посадили в тюрьму. В ней он пробыл вплоть до сентября, а затем был этапирован в Рим.

В застенках Джордано Бруно пробыл восемь лет. За эти годы его здоровье подкосилось, способствовали тому и пытки. 20 января 1600 года состоялось последнее заседание суда. По его итогам философа отлучили от церкви и лишили сана священника. Кроме того, ему избрали «самое милосердное наказание и без пролития крови» — сожжение. Приговор был приведен в исполнение 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов. В тот день на ней собрались несколько тысяч человек. А Бруно молча смотрел в небо, пожираемый пламенем и ненавистными взглядами толпы.

В 1889 году на месте сожжения Джордано Бруно был воздвигнут памятник. Решение о реабилитации «вольнодумца» католическая церковь до сих пор не приняла, ведь от своих взглядов Бруно так и не отказался. Впрочем, это не помешало Ватикану в XX веке реабилитировать Галилея, а также организовать Папскую академию наук, построить свою обсерваторию и .

В 2002 году Папа Иоанн Павел II извинился за казни, осуществленные святой инквизицией, и объявил, что церковь раскаивается в "действиях, продиктованных нетерпимостью и жестокостью в служении вере". Однако до сих пор большинство католических иерархов полагает, что как пытки еретиков, так и гонение на "чересчур ретивых" ученых были вполне оправданными. А второй секретарь Ватиканской конгрегации вероучений (бывшая святая инквизиция) в интервью, данном английскому телевидению в ноябре 2005 года, договорился до того, что "хотя святость почившего понтифика не подлежит обсуждению, его решение осудить инквизицию было преждевременным".

Но если о методах средневековой борьбы с отступниками от официальной веры еще можно спорить, то отрицательная роль инквизиции в развитии цивилизации и нации не подлежит сомнению.

Святой трибунал создан…

В средние века католическая церковь отличилась двумя яркими и тесно взаимосвязанными явлениями - крестовыми походами и Святой инквизицией.

Всего с 1096 года было осуществлено 8 крестовых походов за освобождение Святой земли от неверных, из которых только первый достиг какого-либо успеха - в 1099 году крестоносцы отбили у мусульман Иерусалим, разграбили город, но надолго не удержали. Однако именно там, на Ближнем Востоке, вдалеке от Святого Престола, среди дорвавшихся до легкой добычи рыцарей стало вызревать инакомыслие. Так" появился орден тамплиеров, начали возникать различные реформаторские течения. Для того же чтобы защитить официальную христианскую доктрину, Папа Григорий IX и создал в 1232 году постоянно действующую инквизицию из судей и монахов. В обязанности инквизиторов входило "спасение заблудших душ" и искоренение на корню любых отклонений от официальной точки зрения как на духовное, так и на материальное построение мира. Естественно, что любое научное открытие, не укладывавшееся в рамки "папской" доктрины, признавалось вредным и преследовалось с максимальной жестокостью

Особенно жесткие формы борьба с наукой приобрела после выхода в 1252 году папской буллы "Об искоренении", разрешающей пытки.

Шаг вперед и два назад.

Следует признать, что и до образования Святой инквизиции католическая церковь проявляла к науке нетерпимость. В 1163 году Римский Папа Александр III издал буллу о запрете изучения "физики или законов природы". Спустя столетие Папа Бонифаций VIII запретил анатомирование трупов и химические опыты. Тех, кто игнорировал распоряжение Папы, лишали свободы и сжигали на кострах.

Ситуация обострилась, когда в XIII веке влиятельный тогда богослов Фома Аквинский выдвинул идею "гармонии веры и разума". Согласно ей, разум человека по своей природе божественен, а потому он должен, в первую очередь, обосновывать и подкреплять истины веры, а не ставить их под сомнение. Следуя этой формуле, ученые мужи не имели права выходить за рамки, очерченные средневековым богословом. При этом наука зачастую откатывалась на дохристианские позиции, развитие цивилизации замедлялось. Достаточно сказать, что еще древнегреческий философ Платон в IV веке до н. э. предположил, что Земля вращается и имеет форму шара. А спустя два тысячелетия (!) в 1600 году по приговору инквизиции за то же самое предположение в Риме был сожжен на костре знаменитый итальянский философ, астроном, математик и поэт Джордано Бруно.

И подобное положение сохранилось буквально по всем направлениям научной мысли вплоть до окончательного упразднения Святой инквизиции в XIX веке.

Язык мой - враг мой?

Расправа над Джордано Бруно стала наиболее ярким, даже хрестоматийным, примером мракобесия средневековой церкви.

Он родился в 1548 году, в 1572-м был рукоположен в священники, но уже через четыре года за публичное обсуждение запрещенных церковью текстов был вынужден бежать из Италии и какое-то время преподавал в университетах Европы.

Справедливости ради надо сказать, что ничего нового в астрономии Джордано Бруно не предложил, он лишь развивал и популяризировал теорию Николая Коперника (1473-1543).

Напомним, что Коперник предложил так называемую гелиоцентрическую систему построения планет, по которой центром Вселенной являлась не Земля (что еще хоть как-то соответствовало церковным канонам), а Солнце. В 1530 году он завершил свой труд "Об обращении небесных сфер", в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, публиковать его не стал и таким образом избежал обвинения в ереси со стороны инквизиции. Еще более ста лет книга Коперника тайно расходилась в рукописях, а церковь делала вид, что о ее существовании не знает. Когда же Джордано Бруно на публичных лекциях стал этот труд Коперника популяризировать, смолчать не смогла.

Раздражало отцов церкви и то, что для итальянца вообще как бы не существовало авторитетов. На лекциях в Женеве и в Аксфорде он подверг критике учение Аристотеля, являвшееся в средние века основой высшего образования. А раскрывая перед студентами тайны запрещенного учения Коперника, Джордано Бруно пошел и того дальше - предположил, что Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа миров подобных нашему.

Обманным путем свободолюбца завлекли обратно в Италию, в 1592 году передали в руки инквизиции и через восемь лет сожгли на костре.

Вообще отношение церкви и соответственно Святой инквизиции к теории построения мира, развития цивилизации, отражает как бы все этапы ее отношений с прогрессивной наукой того времени.

Поначалу одно только предположение о том, что Земля круглая, неминуемо приводило смутьяна на костер - так, в 1327 году был сожжен за подобную крамолу выдающийся астроном Чекко д"Асколи. Потом диспозиция несколько изменилась: если в случае с Коперником, ученый отказывался от пропаганды своих идей и соблюдал негласные правила сосуществования с церковной догмой, его не трогали и даже способствовали светской карьере.

Ошибка Джордано Бруно заключалась в том, что он не стал скрывать своего свободомыслия и пошел на откровенное противостояние с отцами церкви.

Спички отсырели, костер не зажжешь.

Следующей жертвой мракобесия стал Галилео Галилей. Его судьба, по мнению большинства исследователей, отражает начало заката святой инквизиции, хотя та, как мы отмечали, и просуществовала еще вплоть до XIX века.

Галилео Галилей родился в Пизе в 1564 году, через тридцать лет после появления труда Николая Коперника. Хотя он и происходил из" довольно богатой дворянской семьи, его родители, видя стремление сына к точным наукам, позволили ему поступить в университет, после окончания которого он в 1592 году получил кафедру математики в Падуе. Именно там появились труды ученого о динамике. По одной из легенд свои опыты по земному притяжению Галилей проводил, бросая различные предметы с высоты знаменитой Пизанской падающей башни.

Тем не менее поистине всемирную славу Галилею принесли не физика с математикой, а астрономические открытия. В 1609 году он усовершенствовал изобретенный голландцами годом раньше телескоп и почти сразу обнаружил, что у целого ряда планет имеются собственные спутники. Это стало очередным ударом по геоцентрической системе. В 1610 году он свои открытия опубликовал и стал придворным философом и математиком герцога Тосканского. Вце через три года он описал пятна на Солнце, форму Сатурна и фазы Венеры, что доказывало ее вращение вокруг Солнца.

Галилей сразу принял теорию Коперника, но, видя, как церковь обошлась с Джордано Бруно, не торопился во всеуслышание заявить о своих воззрениях. Только в 1613 году он осмелился написать Папе открытое письмо в защиту этой теории и почти сразу был вызван в Рим для дачи объяснений. Там Папа его еще раз выслушал, подтвердил неизменность позиции церкви по отношению к учению Коперника и запретил "обсуждать и преподавать подобную ересь. Галилей послушался, но в 1632 году все же не выдержал и опубликовал свой знаменитый труд "Диалог о двух главнейших системах мира". В нем он окончательно доказал несостоятельность геоцентрики Аристотеля и с помощью сделанных им открытий подтвердил теоретические построения Коперника.

Вроде бы после подобного непослушания ученого ждал неминуемый путь на инквизиционный костер. Но времена изменились, с момента гибели Джордано Бруно прошло больше тридцати лет, мракобесие католической церкви подвергалось все большему общественному осуждению, и для Святой инквизиции оказалось достаточным лишь публичное отречение Галилео Галилея от своих воззрений. Кстати сказать, приговор суда над Галилеем церковь отменила лишь в 1972 году. А еще через 20 лет Иоанн Павел II признал и приговор, и процесс ошибкой. Почти 360 лет Галилей официально считался еретиком!

Однако вернемся в XVII век. Перефразируя известные слова, можно сказать: со времен Галилео ученые уже не хотели, а церковь не могла жить по-старому. Святой инквизиции все больше приходилось считаться с общественными процессами, ей всевластно приходил конец.

Крамольное желание лечить.

До начала XIX века инквизиционные трибуналы вмешивались буквально во все сферы деятельности человека.

В XV веке испанская инквизиция казнила математика Вальме-са только за то, что тот решил уравнение невероятной сложности. А это, по мнению церковных властей, было "недоступно человеческому разуму". По некоторым данным, великий Леонардо да Винчи покинул Италию в том числе и потому, что инквизиция всячески препятствовала его анатомическим опытам. А Исаака Ньютона от расправы Рима спасло лишь то, что позиции "церковных судов" в Великобритании были не так сильны, как в Европе.

Но, пожалуй, больше всего после астрономии и математики досталось от инквизиции медицине. Мы уже упоминали о вынужденной эмиграции Леонардо. Коперник, Бруно и Галилей так же по основной своей профессии были медиками. В частности Копернику приписывают первые удачные попытки исцеления от чумы. Но если все они попали в немилость церкви за другие свои открытия, то были и такие, кто отправлялся на костер именно за свое желание лечить людей.

Здесь логика инквизиции была элементарна: если Господь жизнь человеку дал, то он вправе и забрать ее у него когда угодно. Мешать ему в этом не следует, а значит, и лечить людей негоже.

Особенно отличились испанская и португальская ветви инквизиции. В 1553 году на костер был отправлен великий испанский мыслитель и врач Мигель Сервет. Его вина заключалась лишь в том, что он посмел выдвинуть идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Великий медик Парацельс последние десять лет своей жизни был вынужден скрываться под чужими именами. Церкви не нравилась его идея внедрения в медицину химических препаратов. Ему не помогло даже заступничество высокопоставленных пациентов. Умер Парацельс в 1541 году в полной нищете.

При этом, как и в случае с астрономией, действия инквизиции отбросили медицину на тысячелетия назад. На протяжении столетий католическая церковь противилась хирургическому вмешательству - в то время как современные раскопки показывают, что уже доктора Древнего Рима с успехом проводили как полостные операции, так и тончайшие операции на сетчатке глаза. А химические соединения при лечении желудочных болезней с успехом применялись еще в Древнем Египте.

"У Рима другое мнение".

И конечно, святая инквизиция не могла обойти своим вниманием историков, философов, писателей и даже музыкантов. Те или иные проблемы с церковью были у Сервантеса, Бомарше, Мольера и даже у Рафаэля Санти, писавшего многочисленных мадонн и под конец жизни назначенного архитектором собора Святого Петра. В 1510 году Папе Юлию II показалось, что святые на потолке одной из лоджий Ватикана чересчур обнажены. В результате художника отстранили от работы, и только после того, как он полностью осознал свою вину и согласился приписать святым недостающие одежды, заказ был возобновлен.

По одной из версий, даже в гибели великого Моцарта виновата инквизиция! Другое дело, что в XVIII веке смерть на костре была уже не столь модной, и после того, как опера композитора "Волшебная флейта" была осуждена, к Моцарту под видом заказчика подослали отравителя… Ho если эта версия, как и версия о завистливом Сальери, еще требует доказательств, то церковные суды над философами и историками были делом вполне обыденным.

27 лет провел в тюрьме итальянский писатель и философ, автор знаменитой утопии "Город солнца" Томмазо Кампанелла. Его "Философия, доказанная ощущениями" признана "вредной ересью" и запрещена к печати.

В 1733 году инквизиция вынесла приговор историку Бе-ландо, чьими трудами до сих пор пользуются в высших учебных заведениях Испании. Его преследовали за составление гражданской истории Испании, в которой он изложил все события, произошедшие в этой стране со дня восшествия на престол Филиппа V (1700-1733 годы). Ватикану не понравился взгляд историка на святую инквизицию, и даже заступничество монарха не помогло. "У Рима другое мнение", - гласил приговор, и Беландо заключили сначала в тюрьму, а затем в монастырь под строжайшим запретом что-либо писать. Там же вскоре оказались и те, кто пытался за историка вступиться.

Считается, что только в XVII и XVIII веках по решению "церковного трибунала" было подвергнуто заточению более тысячи писателей, историков и философов, чьи труды были признаны не соответствующими официальной доктрине.

Развитие науки не всегда соответствует интересам государства и политиков. И если одно противоречит другому, то для ученого дело может кончиться тюрьмой или казнью. Впрочем, бывает ведь и так, что человек науки сам занимается политикой. Алексей Дурново рассказывает о пяти ученых, которые пришлось дорого заплатить за свои убеждения.

Кто такой. Испанский теолог, естествоиспытатель и врач.

В чем виноват. Сервет проводил запрещенные церковью научные эксперименты, что однажды натолкнуло его на мысль, что учение о создании мира Богом может быть ошибочным. Сперва он высказывал свои мысли очень осторожно, но затем пошел вразнос. Сервет делал очень смелые и резкие суждения о боге и роли церкви в меняющемся мире. Нет ничего удивительного в том, что инквизиция начала за ним охоту. Сервет был арестован, но, не без помощи друзей, сумел бежать их заточения.

Мигель Сервет умудрился поссорится и с католиками, и с протестантами

Проблема в том, что идеи Сервета пришлись не по душе не только католикам, но и протестантам. Лидер женевских протестантов Жан Кальвин, с которым Сервет вел переписку, успел объявить ученого врагом города и опасным преступником. Сервет, видимо, не знал об этом, ибо в 1553-м году он прибыл в Женеву в поисках убежища…

Итог. Сервет был арестован по приказу Кальвина, а позже казнен.

Последствия. Труды Сервета перевернули представление современников о кровеносной системе человека. В частности, ученый доказал существование легочного кровообращения, что в последствии помогло спасти не одну тысячу жизней.

Кто такой. Выдающийся французский химик.

В чем виноват. Очевидно в том, что занимался не только наукой, но также общественной и политической деятельностью. Был участником Французской Революции и руководил сбором налогов.

В 1794-м году был арестован якобинцами. В защиту Лавуазье было подано несколько петиций. Просители обращали внимание Робеспьера, Сен-Жюста и Кутона на тот факт, что Антуан является ученым с мировым именем. Но у якобинцев был свой взгляд на вещи. В итоге, на одной из петиций Робеспьер поставил резолюцию: «Республика не нуждается в ученых».

Если вы держали в руках учебник химии, то точно видели портрет Лавуазье

Итог. Был отправлен на гильотину.

Последствия. Если вы держали в руках учебник химии, то точно видели там портрет Лавуазье. Если вам доводилось бывать на Эйфелевой башне, то вам попадалось его имя, высеченное у самого основания. Сложно перечислить все его достижения. Вероятно, главным из них является точное описание состава воздуха, хотя термины азот и кислород ввел не он. Лавуазье считается основателем современной химии, а последующая история Франции доказала, что ученые республике все-таки были нужны.

Кто такой. Биолог, ботаник, генетик и селекционер.

В чем виноват? Не поладил с главным партийным агрономом Трофимом Лысенко. Прямо скажем, сталинское представление о развитии селекции шло вразрез с общенаучным. В возникшем споре Вавилова и Лысенко партия поддержала последнего. В конце концов, Лысенко был человеком пролетарского происхождения, который, к тому же, обещал многократно увеличить урожай за счет яровизации - повсеместного превращения озимых культур в яровые.

Современные коммунисты, кажется, забыли о роли КПСС в судьбе Вавилова

Вавилов и Лысенко может быть и поладили бы, если бы Лысенко не отрицал генетику, называя ее буржуазной ложью. В конце концов, КПСС учинила решительный разгром генетики, а Вавилов был арестован и отправлен в Гулаг.

Итог. В 1943-м Вавилов умер в саратовской тюрьме от голода и воспаления легких. Известно, что он неоднократно подвергался издевательствам и пыткам.

Последствия. КПСС и Лысенко умело превратили генетику в запретное учение. СССР из ведущих мировых стран в области развития этой науки откатился на последние позиции. Вавилов был реабилитирован в 1955-м. Самое удивительное, что многие современные коммунисты очень любят упоминать генетику и труды Вавилова в числе великих достижений Сталина и советской науки. Что, в свою очередь, зачастую вызывает гнев научного сообщества.

Кто такой. Итальянский монах-доминиканец, поэт, философ и астроном.

В чем виноват. Бруно нес в массы идеи Коперника о том, что Земля не является центром мироздания. А так как учение Коперника было объявлено опасной ересью, то и Бруно подвергся гонениям. Но он настаивал на своем, высказывал все более смелые идеи, а с точки зрения церкви - все более впадал в ересь. А монах-философ, тем временем, говорил о том, что Солнце - не единственное небесное тело подобного рода во Вселенной.

Перед Джордано Бруно извинились три последних Понтифика

Бруно путешествовал по Европе в попытках убедить видных людей того времени в правоте Коперника. Вроде как среди тех, с кем он обсуждал эти вопросы был даже Шекспир. Но великий драматург не поверил идеям великого астронома. В 1591-м Бруно пригласил к себе венецианский аристократ Джованни Мочениго. Во взглядах они не сошлись, и Мочениго написал донос на своего гостя. За дело взялась инквизиция, Бруно был арестован и заточен в тюрьму.

Итог. В 1660-м году Джордано Бруно сожгли на костре как опасного еретика, одержимого дьяволом.

Последствия. Теперь уже даже католическая церковь признает, что Бруно, Коперник и Галилей были правы. И хотя Ватикан и предлагает деньги за опровержение гелиоцентрической системы, но за последние годы Папы Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и Франциск I каждый по разу выразили сожаления в связи с казнью Джордано Бруно.

Кто такой. Выдающийся британский математик и криптограф.

В чем виноват. В непристойном поведении и близости с мужчиной, что в послевоенные годы считалось в Британии уголовным преступлением. Загадочная история между Тьюрингом и рабочим Арнольдом Мюрреем стала достоянием гласности. Математика подвергли остракизму и травле. Под давлением он согласился на гормональную терапию.

Алан Тьюринг - самая известная жертва гомофобии всех времен

Итог. Покончил с собой. Вероятно, из-за сложившейся вокруг него атмосферы нетерпимости.

Последствия. Тьюринг был выдающимся математиком, чья работа внесла важный вклад в победу во Второй мировой войне. Именно его идеи помогли расшифровать немецкий код «Энигма» с помощью которого шифровались сообщения Вермахта. Тьюринг считался героем, но история с Мюррем разрушила его жизнь. Реабилитирован он был лишь в 2013-м году, хотя уже в 2009-м премьер-министр Великобритании Гордон Браун публично извинился за произошедшее с ученым. Тьюринг считается самой известной жертвой гомофобии всех времен. Его труды легли в основу развития информатики и создания искусственного интеллекта.