Сказочный монстр с головой петуха туловищем жабы. Василиск - кто это и как выглядело мифическое чудовище? Названия детенышей животных

О чудовище Василиске мифология выдвигает разные гипотезы, по одним преданиям, он появился из яйца петуха, которое высидела жаба. По другим, он – порождение пустыни, по третьим – родился из яйца птицы ибис, которая откладывает их через клюв. Живет существо в пещерах, потому что питается камнями, даже яйца Василиска очень ядовитые и убивают мгновенно.

Василиск - кто это?

Мифический Василиск в течение столетий нагонял страх на людей, его очень боялись и ему поклонялись, даже сейчас можно увидеть изображения таинственного чудовища на барельефах. Василиск это – в переводе с греческого языка – «царек», его описывали, как существо с головой петуха, жабьими глазами и змеиным хвостом. На голове – красный хохолок, напоминающий корону, потому персонаж и получил царственное название. В древности люди считали, якобы Василиски живут в пустынях, и даже создают их, убивая всех живых существ. Вода, которую пьет чудовище, тоже превращается в яд.

Существует ли Василиск?

Над ответом на этот вопрос не один год бьются ученые разных стран. Они сформулировали несколько версий, которые объясняют, кого из звериного мира могли назвать Василиском:

  1. В 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал очень ядовитого змея, особо почитаемого в Египте. Как только он начинал шипеть, все животные в панике бежали.
  2. Похожа немного на это существо ящерица-хамелеон, ее еще называют христовой за умение бегать по воде. Но убивать она не умеет, в чем жители джунглей Венесуэлы уверены.
  3. Есть сходство Василиска и с игуаной, которая имеет нарост на голове и кожаный гребень на спине.

Ученые сходятся в том, что Василиск существует только в воображении, в древности опасным змеям и непонятным существам люди часто приписывали необычные способности. Отсюда и легенды о страшном чудовище, которое убивает взглядом на расстоянии. В геральдике сохранился такой образ Василиска: голова и тело птицы, плотная чешуя, змеиный хвост. Увековечили его и в барельефах, жуткое создание можно увидеть в швейцарском городе Базеле, где стоит памятник этому покровителю города.


Как выглядит Василиск?

Легенды сохранили несколько описаний этого существа, и они менялись со временем. Самый распространенный вариант: дракон с головой петуха и глазами жабы, но есть и другие:

  1. Второй век до нашей эры . Чудовище Василиск представлен, как большая змея с птичьей головой, лягушечьими глазами и крыльями летучей мыши.
  2. Средние века . Змея трасформировалась в петуха с хвостом огромной гадюки и туловищем жабы.
  3. За границей Средневековья . Василиска представляли петухом с драконьими крыльями, тигриными когтями, хвостом ящерицы и орлиным клювом, с яркими зелеными глазами.

Василиск в Библии

Не обошли такое чудовище и в библейских сказаниях. В священных текстах упоминается, якобы Василиски жили в пустынях Египта и Палестины. Его называли «сараф», что в переводе с иврита означает «жгучий». Кирилл Александрийский пишет, что такое создание могло быть детенышем аспида. Учитывая, что аспидами называли ядовитых змей, можно сделать вывод, что речь идет об этих созданиях животного мира. В некоторых текстах Библии аспид и Василиск упоминаются по отдельности, так что сегодня трудно сказать, какое существо стали называть «змей Василиск».

Василиск - славянская мифология

Василиск в русской мифологии упоминается редко, сохранилось лишь упоминание о змее, который появился на свет из петушиного яйца. Зато в заговорах его упоминают часто, называя Василиском, олицетворяя змею. Русичи верили, что Василиск завораживает взглядом, поэтому цвет «Василисковый», который трансформировался со временем в «Васильковый», тоже считался опасным.

Это отношение перенесли и на Васильки, считая, что они вредят посевам. После принятия христианства на 4 июня припал праздник мученика Василиска Команского, которого стали называть Васильковым повелителем. Крестьяне имели в виду власть над этими цветами, а не змеями. На праздник Василиска запрещалось пахать и сеять, чтобы Васильки потом не забивали рожь.

Легенда о Василиске

В мифологии сохранилось немало сказаний о Василиске, существовали даже свои запреты и наказы для тех, кто с ним встретится. Василиск змея особенная, но смерти можно было избежать, если:

  1. Увидеть чудовище первым, тогда оно умрет.
  2. Уничтожить этого змея можно, только обвесившись зеркалами. Отравленный воздух отразится и убьет зверя.

Римский поэт Лукан писал, что мифическое существо Василиск, наряду с такими демоническими созданиями, как аспид, амфибена и аммодит, произошел из крови . Легенды Древней Греции рассказывают, якобы взгляд этой заколдованной красавицы превращал человека в камень. Такой же дар унаследовало и чудовищное создание. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о змее с молниеносной реакцией, бросок ее был настолько быстрым, что его не успевал уловить человеческий взгляд, а яд действовал мгновенно.

«Василиск... это царь змей. Люди, завидев его, бегут, спасая свою жизнь, ибо он способен убить одним лишь своим запахом. Даже взглянув на человека, он убивает…»

Вот что было написано в средневековом бестиарии (средневековая книга, включающая в себя сведения о царстве реальных и вымышленный существ) о таинственном василиске. Василиска считали существом мифическим, вымышленным, но, как известно, в каждом вымысле есть доля правды, предлагаю окунуться в увлекательный мир сказок и мифов и узнать, кто же такой василиск и какими удивительными способностями наделили его люди.

Под именем василиска древние греки и римляне представляли себе страшное чудовище, имеющее вид змеи и одаренное сверхъестественной силой. Само рождение этого страшилища, по их мнению, происходило неестественным путем: петух клал уродливые яйца, а змеи и жабы их высиживали, - и таким-то путем появлялся на свет василиск — крылатое безобразное чудовище; у него было четыре петушиных ноги, змеиный хвост, сверкающие глаза, один взгляд которых был смертельно ядовит для человека.

История отправляет нас в античные времена в далекую Африку, а точнее в Ливийскую пустыню. Там живет маленькая, но страшно ядовитая змея с белой меткой на голове. Местные жители и путешественники очень боялись встретить ее на своем пути, так как укус змеи был смертелен, а так же пугала ее удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост. Точное название змеи неизвестно, но греки называли ее василиском , что означает «царь».

Молва о диковинной змее дошла до Европы и, конечно же, по дороге обросла ужасными подробностями. Вот что писал Плиний Старший (римский писатель, I век н. э.) об этом чуде пустыни: «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его - сразу умирает. На его голове - белое пятно, напоминающее диадему. Его длина - не больше 30 сантиметров. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…» Последние сведения раскрывают историю возникновения пустыни, именно василиск виноват в гибели всего живого вокруг и появлению песков.

Греки, назвав змею царем, приписали ей роль властелина над пресмыкающимися: змеями, ящерицами, крокодилами. Римляне же перевели название василиска на латинский язык, и он стал регулом (Regulus), что тоже означает «царь».

Василиску приписывали способность убивать все живое не только дыханием, но и взглядом так же, как Медуза Горгона. Кстати, римский автор Марк Анней Лукан, считал, что василиск появился из крови убитой Медузы, что вполне логично, ведь на голове Горгоны вместо волос были змеи. Василиску смотреть в глаза тоже нельзя, иначе окаменеешь, а побороть его можно было при помощи зеркала - чтобы ядовитый взгляд василиска был обращен против самого себя.

Существует на свете зверь, который способен победить василиска - это ласка, маленький хищник из семейства куньих. Ласке совершенно нипочем все смертельные ухищрения василиска. Боится василиск и петушиного крика, от него он обращается в бегство, может даже погибнуть.

Интересно противостояние василиска и петуха , потому что именно с петухом связана легенда рождения василиска. В бестиарии Пьера де Бове (1218) рассказывается о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом. По другим сведениям на свет из яйца появляется не василиск, а куролиск или кокатрис , его родственник. Но куролиск менее могущественный, чем василиск, ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся.

Водилось и на Руси такое существо, иногда его еще называли дворовик . Дворовой или дворовик - близкий родственник домового , жил во дворе дома. Днем он выглядел как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретал облик, похожий на хозяина дома. Дворовик являлся духом дома и двора. А вот водил он дружбу со змеями или нет, об этом не известно.

В эпоху Возрождения было создано немало чучел василиска из частей морских животных. Василиска изображали на церковных барельефах, медальонах и гербах. В геральдических книгах василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост.

И сейчас можно встретить изображения василиска. Например, в городе Базеле (Швейцария) стоит памятник василиску, и жители города считают его своим покровителем. (К сведению: в греческом языке буква «б» (бета) впоследствии превратилась в букву «в», так что изначально слово «василиск» звучало в оригинале, как «базилевск» - basiliskos).

Василиск часто становится героем романов. У Джоан Роулинг в книге «Гарри Поттер и тайная комната» василиск представлен классическим змеиным царем, только большого размера (почти 20 метров), чем и отличается от древних василисков, а в остальном он обладает всеми качествами, о которых говорилось выше.

А вот как описывает змеиного царя в повести «Василиск» (1986 г.), Сергей Другаль, российский писатель-фантаст: «Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово-черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась... Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю, то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря, все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры, что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те, кто хотел проверить это, обратно не вернулись…»

На самом же деле василиск - это не страшное мифическое чудовище, а совершенно безвредная американская ящерица, которая относится к семейству игуановых. Известно всего четыре вида этих животных. Живут они в Центральной Америке. Рост василиска достигает 80 см, из которых 56 приходится на хвост. Наружный вид оправдывает то страшное название, которое ученые дали василиску. Голова и шея этого удивительного животного очень короткие, туловище худое и сплющенное по бокам. На спине и на хвосте у самцов имеется кожистый гребень, который поддерживается отростками позвонков. Зубов у василиска огромное множество — целых сто штук.

Живут василиски на деревьях и всегда около реки. При каждом постороннем шуме это «чудовище» с грозным видом надувает горло и устремляет на вас свирепый взгляд, затем быстро прыгает с дерева. Но не бойтесь, василиск — очень пугливое животное! Он быстро бросается в воду и уплывает. Еще эту ящерицу называют Христовой ящерицей, она обладает одной удивительной способность ю, она умеет бегать по воде. Для этого она сильно разгоняется и бежит по воде, подпрыгивая как камушек. За эту способность ящерица и получила название Христова ящерица.

Восточный или китайский календарь состоит из пяти стихий (дерево, огонь, земля, металл и вода) и 12-ти животных (крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и свинья). Полный цикл такого календаря составляет 60 лет. Нынешний цикл начался в 1984 году - год деревянной крысы.

Давайте разберёмся: Почему каждому году в китайском календаре соответствует определённое животное? Почему их именно двенадцать? И почему они расположены в таком порядке?
  На этот счет существуют несколько легенд:
  Легенда первая
  Первая легенда о том, как Нефритовый император - верховное божество даосистского пантеона, повелитель небес - выбрал двенадцать животных, каждое из которых правит годом раз в двенадцать лет.
  Нефритовый император правил небом и всем, что находилось на небесах И он никогда не спускался в низ на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех существ живущих на земле. Как-то вызвал император к себе своего главного советника.
  - Я уже долгое время правлю небесами, - сказал император советнику, - но я ни разу не видел этих странных животных и не знаю как они выглядят. Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

  
  - На земле тысячи различных существ – ответил императору советник, - одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится очень много времени, чтобы собрать все земные существа. Неужели Вам хочется увидеть их всех?
  - Нет, я не могу тратить столько много времени. Отбери мне двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.
  Советник перебрал в голове всех животных, которых знал, и решил, для начала, позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Так же он отправил приглашения быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором завтра в 6 часов утра.
  Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости другу коту. Кот тоже очень обрадовался, но встревожился, что в 6 утра это очень рано и он может проспать. Поэтому попросил крысу вовремя разбудить его. Всю ночь крыса думала о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним перед императором. И решила, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, - это не будить его утром.
  В шесть часов утра все животные кроме кота выстроились перед Нефритовым императором, который принялся, не спеша, рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику и сказал:
  - Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?
  Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое повстречается ему. Слуга спустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.
  - Прошу тебя, остановись, - взмолился слуга. - Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести - ведь твоя свинья предстанет перед самим правителем небес.
  Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свою свинью. И она в тотчас была доставлена на небо.
  А в это время крыса, испугавшись, что останется незамеченной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку - ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь - седьмое за элегантную осанку, а баран - восьмое за сильные рога. Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья - десятое, а бдительной сторожевой собаке - одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.
  Когда церемония подошла к концу, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить, из-за того, что она не разбудила его. Вот поэтому то и по сей день, кот и крыса остаются злейшими врагами.
  Легенда вторая
  Однажды Будда пригласил к себе на Новый год всех животных, населяющих землю. Тем, кто придёт первым к нему поздравить и выразить своё уважение, он пообещал подарить по целому году, которые впредь будут называться их именами. Мышь оказалась впереди всех. За ней пришел бык, затем тигр, кот, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака. Свинья пришла двенадцатой. Получив во владение собственный год, каждое животное как бы передало ему типичные черты своего характера, а человек обрёл свойства, присущие тому животному, в год которого он родился.
  Легенда третья
  Перед уходом Будда с Земли, он созвал к себе всех животных, чтобы попрощаться с ними. Но на этот зов явились лишь 12 из них: хитрая Крыса, усердный Бык, храбрый Тигр, тихий Кролик, сильный Дракон, мудрая Змея, элегантная Лошадь, артистичная Коза, сообразительная Обезьяна, красочный Петух и верная Собака. Последней на священную поляну выбежала счастливая Свинья. Она немного опоздала, но нисколько не стеснялась этого обстоятельства.
  Расставаясь с животными, просветленный Будда подарил каждому по одному году правления в знак благодарности за то, что пришли попрощаться с ним.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Мудрая Змея

Василиск — мифологическое чудовище с головой петуха

Василиск — чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск — рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком «чистые» животные.

В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск - фантазия «локальная», творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни - «басилискосом», то есть «царьком» (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного «басилевс» - «царь», ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом «регулюс» - калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками.

Ну, а все-таки - кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись - с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой - символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.

Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике).

Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность. «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике - как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием- там василиск был ко двору.