Размеры простаты у мужчин после 50 лет. Норма размера и объема простаты

Вегетативная нервная система (ВНС) регулирует функции внутренних органов человека. Она имеет контроль над пищеварением, мочеиспусканием, половым возбуждением, частотой дыхания и сердечных сокращений. Эта система несет ответственность за учебные навыки и многое, что связано с нашими внутренними органами. Ее работа построена на рефлексах и бессознательных действиях. Так, например, человек не отдает команду сердцу биться сильнее во время стресса, это делает вегетативная нервная система. Предполагается, что она не имеет никаких внешних влияний и считается естественной реакцией тела.

Существует ли связь с сознанием?

Для начала определим факторы, которые современной наукой связываются с сознанием человека: намерение, наблюдение, восприятие, мысли и измерение. Ранее специалистами было доказано, что факторы, связанные с сознанием, могут влиять на физические системы человека. Именно поэтому некоторые передовые ученые предположили, что существует некая взаимосвязь между сознанием и ВНС.

Влияние на иммунную систему

Мы все знаем, что работающая без сбоев иммунная система защищает нас от пагубного влияния патогенных микроорганизмов. В том случае, если эта система дает сбой, у человека могут развиваться аутоиммунные заболевания. Но иммунная система управляется ВНС, именно поэтому официально считается, что мы не можем контролировать процессы работы этих систем. Единственное, что мы можем, это делать все от нас зависящее для повышения иммунитета. Однако исследователями интенсивной терапии, докторами Матьюсом Коксом и Питером Пиккерсом, был проведен любопытный эксперимент. Исследование выявляло способность человека влиять на вегетативную иммунную систему посредством власти разума.

Знакомьтесь, Ледяной человек

В качестве добровольца в эксперименте участвовал голландец Вим Хоф, получивший прозвище Ледяной человек. Экстремал удивил и заинтересовал многих ученых, когда смог погрузить свое тело в емкость со льдом и оставался там в течение двух часов кряду. В этом голландцу помогла сила медитации.
Удивило ученых и то, что в течение всего времени, что Хоф пребывал в емкости со льдом, температура его тела не поменялась ни на один градус. Выходит, человек, обладающий мощными интеллектуальными способностями, заставил свое тело не подчиняться внешним факторам и не переохлаждаться. А этот значит, человеческое сознание играет важную роль в реакциях нашего организма на определенные ситуации или возникновение недугов.

Другие достижения Вима Хофа

Еще более непостижимая демонстрация способностей собственного разума была осуществлена Вимом Хофом чуть позже. Отважный голландский экстремал совершил восхождение на Эверест в одних трусах. Там он смог противостоять горной болезни (заболеванию, связанному с кислородным голоданием). Однако Ледяной человек любит проверять свое тело на прочность и в условиях невыносимой жары. Он смог совершить марафонский забег в пустыне Намиб, не используя при этом ни капли воды. Ну и, разумеется, Хоф дал свое согласие на участие в различных лабораторных экспериментах, которые показали, что голландец управляет вегетативной нервной и иммунной системами по собственному желанию.

Заключение экспериментов ставится под угрозу

Итак, раньше это считалось совершенно невозможным. Но теперь мы знаем, какое огромное значение имеют медитация или запредельная концентрация. Перед вами выписка из медицинского центра Университета Неймегена: «Все полученные результаты выведены только на основе изучения возможностей одной личности.
Таким образом, это не может служить научным доказательством гипотезы о том, что вегетативная нервная система и иммунная реакция организма может управляться посредством концентрации или медитации». Иными словами, у ученых в распоряжении слишком мало добровольцев.

Как иммунная система реагирует на вторжение бактерий?

Тем не менее, рассмотрим подробнее научные эксперименты, в которых участвовал Хоф. Исследователи вводили голландцу эндотоксин, который, по сути, является мертвым компонентом клеточной оболочки бактерий. Однако после того как вещество проникает в тело человека, иммунная система реагирует на него точно так же, словно в организме поселились настоящие живые бактерии: она моментально реагирует на вторжение. У обычных людей при подобной картине фактически развивается гриппоподобное заболевание, так как реакция иммунной системы обусловлена производством медиаторов воспаления.

Реакция на эндотоксин

Ученые заверили добровольца в том, что этот эксперимент является полностью безопасным. Ведь к тому времени в лабораторных условиях было произведено порядка 240 испытаний: ранее в медицинском центре уже проводились «подсадки» эндотоксина здоровым людям. В результате подобного эксперимента с Вимом Хофом ученые обнаружили реакцию совершенно иного плана, нежели в предыдущих опытах. После того как мертвые клетки бактерий проникли в организм к Ледяному человеку, он стал работать с собственным сознанием, использовал внимание, силу разума и медитацию. В это самое время ученые измеряли деятельность головного мозга мужчины, отслеживали появление воспалительных медиаторов в крови, а также наблюдали за поведением вегетативной деятельности нервной системы.

Каковы истинные возможности человеческого разума?

В итоге учеными было выявлено следующее. Уровень гормона стресса кортизола в крови у Хофа был намного выше в сравнении с предыдущими испытуемыми. Специалисты утверждают, что кортизол вырабатывается в ответ на увеличение вегетативной деятельности нервной системы и подавляет иммунный ответ.

А вот уровни медиаторов воспаления в крови Ледяного человека были ниже, чем у участников предыдущих экспериментов. Исследователи обнаружили, что в среднем иммунная реакция Хофа была снижена вдвое по сравнению с другими здоровыми добровольцами. У него даже не наблюдалось симптомов, сопровождающих грипп.

Заключение

Результаты этого исследования видятся учеными весьма перспективными. Однако для того, чтобы выдать полное заключение, нужна некоторая группа добровольцев, которые также искусно могут управлять собственным сознанием, сохранять концентрацию и владеть техникой медитации. В противном случае способности одного человека могут быть рассмотрены как исключение из общего правила. А в это ученые отказываются верить. Они видят в подобных экспериментах огромный потенциал и жаждут доказать всему миру, что человеческое сознание способно влиять на вегетативную нервную систему

- 87.00 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

Волжский институт экономики, педагогики и права

Факультет заочного обучения

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа

По ОБЖ

«Особенности организации нервной системы человека.

Влияние негативных факторов на нервную систему человека»

Выполнила студентка:

Гр.

Научный руководитель:

Волжский 2007 г.

Введение………………………………………………… ……………………..3

1. Особенности организации нервной системы человека…………………...4

2. Источники опасностей и негативные факторы для нервной

Системы человека………………………………………………………… ...10

Список литературы…………………………………………………… ……....15

ВВЕДЕНИЕ

Человеку постоянно требуются сведения о состоянии и изменении внешней среды. Переработка и анализ получаемой информации дает основание для принятия поведенческих решений в любом виде деятельности человека. Возможность получать такую информацию, способность ориентиро-ваться в пространстве и оценивать состояние и свойства среды обитания обеспечиваются анализаторами (сенсорными системами) человека.

Датчиками сенсорных систем являются специфические структурные нервные образования, называемые рецепторами. Они представляют собой окончания чувствителъньтх (афферентных) нервных волокон, способные возбуждаться под действием раздражителя. Часть из них воспринимает изменения в окружающей среде, а часть - во внутренней среде организма.

Выделяют группу рецепторов, расположенных в скелетных мышцах, сухожилиях и сигнализирующих о тонусе мышц.

Согласно психофизиологической классификации рецепторов, по характеру ощущений различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные рецепторы, рецепторы боли, рецепторы положения тела в пространстве.

Полученная рецепторами информация, закодированная в нервных импульсах, передается в центральные отделы соответствующих анализаторов и используется для контроля со стороны нервной системы, координирующей работу исполнительных органов.

Человек обладает рядом специализированных периферических образо-ваний - органов чувств, обеспечивающих восприятие действующих на организм внешних раздражителей (из окружающей среды), к которым отно-сятся органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. С помощью анализа-торов человек получает обширную информацию об окружающем мире. Информация, получаемая из внешней и внутренней среды, определяет работу функциональных систем организма и поведения человека.

Между всеми системами организма существуют взаимосвязи, поэтому организм человека в функциональном отношении представляет собой единое целое.

Одна из важнейших функциональных систем организма - нервная система - связывает между собой различные системы и части организма.

Нервная система человека подразделяется на центральную нервную систему (ЦНС), включающую головной и спинной мозг, и (периферическую нервную систему (ПНС), которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС.

Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Рефлексом называют любую ответную реакцию организма на раздражение из окружаю-щей или внутренней среды, осуществляющуюся с участием ЦНС. В случаях экстремального воздействия на организм нервная система формирует защитно-приспособительные реакции, определяет соотношение воздействую-щеего и защитного эффектов.

1. Особенности организации нервной системы человека

Нервная система человека - иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных, за счет работы которой обеспечиваются:

Контакты с внешним миром;

Реализация целей;

Координация работы внутренних органов;

Целостная адаптация организма.

В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон.

Видами нервной системы являются:

Центральная нервная система;

Периферическая нервная система;

Периферический отдел вегетативной нервной системы.

Главные функции нервной системы – передача, анализ, и синтез информации.

В состав центральной нервной системы входят те отделы, которые заключены в полости черепа и позвоночном канале, а периферической – узлы и пучки волокон, соединяющие центральную нервную систему с органами чувств и различными эффекторами (мышцы, железы и др.). Центральная нервная система, в свою очередь, делится на головной мозг, находящийся в черепе, и на спинной мозг, заключённый в позвоночнике. Периферическая нервная система состоит из черепно-мозговых и спинальных нервов.

Центральная нервная система состоит из спинного мозга и головного мозга.

Спинной мозг расположен в канале позвоночного столба и представляет собой толстый шнур, состоящий из нервной ткани. Поперечный разрез спинного мозга показывает, что по краям снаружи находится белое вещество (скопление нервных волокон), а внутри - серое вещество (скопление самих тел нервных клеток). В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он непосредственно регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей. В спинном мозгу находятся проводящие пути, состоящие из пучков нервных волокон. По проводящим путям возбуждение передается от периферических нервных окончаний в головной мозг и из головного мозга к мышцам, коже, слизистым оболочкам и другим органам.

Головной мозг расположен в черепной коробке и является более поздним образованием, чем спинной мозг. Головной мозг человека представляет собой очень сложное образование по сравнению с мозгом даже самых высших животных - человекообразных обезьян, не говоря уж о мозге низших животных.

Прежде всего, у человека более совершенно оформлена кора больших полушарий. Она имеет гораздо большую поверхность за счет многочисленных борозд и извилин. На долю лобных долей (с работой их связаны высшие психические функции) у человека приходится 30% коры, в то время как у высших обезьян лишь 16%.

Головной мозг состоит из целого ряда связанных между собой отделов. Главные из этих отделов следующие: задний мозг, средний мозг, Важнейшими отделами заднего мозга являются продолговатый мозг и мозжечок.

Продолговатый мозг - это продолжение спинного мозга. Он имеет исключительно важное значение для жизни организма. В нем расположены центры, регулирующие дыхание, сердечную деятельность, деятельность кровеносных сосудов.

Мозжечок - орган координации произвольных движений. При нарушении работы или заболевании мозжечка животное не может стоять и производит непрерывные движения головой, туловищем и конечностями, не может координировать движений конечностей, теряет тонус (напряжение мускула-туры), быстро утомляется, теряет возможность передвигаться.

Средний мозг совместно с продолговатым мозгом управляет положением и координацией тела в пространстве. К функциям среднего мозга относятся также ориентировочные рефлексы на световые, звуковые и другие раздра-жители.

Выше среднего мозга расположен промежуточный мозг, важной частью которого являются зрительные бугры и подбугровая область. В зрительные бугры от всех органов чувств поступают возбуждения, которые затем передаются в кору больших полушарий.

Все отделы мозга взаимосвязаны между собой и представляют единую цельную систему.

Однако в их деятельности наблюдается строгая иерархия, т. е. подчинение низших отделов мозга высшим отделам, над которыми доминируют большие полушария.

Головному мозгу в нервной системе отводится роль «генерального штаба». От этого органа зависит, что именно человек почувствует и в каком месте, о чём подумает, что вспомнит и сделает в ближайший момент. Гиппократ считал мозг источником гнева и печали, радости и веселья, боли и скорби, слез и удовольствия. Головной мозг действительно вырабатывает гормоны удовольствия, свойства которых напоминают опиум. Но, в отличие от настоящих наркотиков, эндогенные опиаты (эндорфины и экефалины) вызывают прилив сил и ослабляют чувство боли, не причиняя ни малейшего вреда организму. В головном мозге находится главная часть анализаторов. Научно доказанный факт: люди слышат не ушами и видят не глазами, а соответствующими участками коры, покрывающей оба полушария головного мозга.

Ствол головного мозга является продолжением спинного мозга в полости черепа. От него отходят корешки 12 пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют лицо, глаза, уши, глотку, гортань, полость рта и носа. В стволе мозга расположены жизненно важные центры, управляющие дыханием, сердечной деятельностью и состоянием кровеносных сосудов.

Мозг контролирует:

1. Ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия.

2. Движения – произвольные, которыми мы управляем по своему желанию (жевание, глотание, речь, мимика, все виды физической активности), и непроизвольные (сердцебиение, дыхание, моргание, перистальтика кишечни-ка, сужение зрачка на свету и расширение в темноте).

3. Работу внутренних органов; продолжение рода (мозг следит за созре-ванием сперматозоидов и яйцеклеток, течение беременности и родов).

4. Приспособление (адаптация) к новым условиям существования, что является основополагающей задачей высшей нервной деятельности.

Вегетативная нервная система (ВНС) также имеет центральный и периферический отделы. Она представляет собой совокупность нервов и нервных узлов, посредством которых иннервируются сердце, кровеносные сосуды, внутренние органы, железы и т. д. Внутренние органы получают двойную иннервацию – от симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Эти два отдела оказывают возбуждающие и тормозные влияния, определяя уровень активности органов.

Симпатические центры помогают человеку мобилизовать силы в «пико-вых» ситуациях, требующих мгновенной реакции. Перехватив инициативу, парасимпатический отдел ВНС заботится о нашем отдыхе и восстановлении растраченных ресурсов. В норме симпатический и парасимпатический отделы ВНС с разных сторон поддерживают равновесие внутри организма.

Все адаптивные реакции – хороши и плохие – проявление высшей нервной деятельности. Головной мозг осуществляет ещё и деятельность “низшую”, которая тоже очень сложна и помогает человеку обрести гармонию с внешним миром.

Вегетативная нервная система имеет особое значение для понимания психических явлений. Ее особое значение заключается в том, что она по своей сущностной природе более остро ставит и формирует необходимость решения психологических проблем человека, чем другие системы. Нарушение вегетативной регуляции, как правило, вызывает резкое изменение состояний и связано с самой жизнью человека. Можно сказать, что вегетатика в силу ее жизненного значения наиболее психологична. Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Особенности организации нервной системы человека…………………...4
2. Источники опасностей и негативные факторы для нервной
системы человека…………………………………………………………...10
Список литературы…………………………………………………………....15

Табачный дым действует на определенные группы рабочих клеток головного мозга. Воздействие никотина заставляет мозг выделять ряд веществ, в частности, норадреналин,серотонин, дофамин, ацетилхолин и другие которые являются наркотическими, а наркотики - это как известно яд.

Злоупотребление спиртными напитками становится причиной изменения тканей, в результате чего наступает их атрофия. Особенно ярко негативное воздействие алкоголя проявляется на головном мозге. Алкоголь очень долго перерабатывается клетками головного мозга и может находится в них до 30 суток, с момента последнего употребления. Отсюда становиться понятно, что запои просто убивают тысячи клеток головного мозга.

Наркотические вещества разрушают все органы, но прежде всего они пагубно влияют на центральную нервную систему, которая является высшим координационным центром головного мозга. Все наркотики являются ядом и вызывают не только психическую, но и физическую зависимость у человека.

Длительное переутомление, эмоциональное напряжение, продолжительное воздействие отрицательных эмоций, а также заболевания, вызывают стрессовые реакции организма человека. При таких ситуациях возможен переход реакции эмоционального перенапряжения в неврозы и психосоматические заболевания, то есть проще говоря человек становиться неврастеником, его мозг перестает адекватно воспринимать обыденные вещи

При воздействии шума развивается гипоксия мозга, так как шум повышает тонус сосудов мозга, особенно негативно выражено при шумовом воздействии вдБ. Что касается инфразвуков, которые не воспринимаются ухом человека (менее 20 Гц), то они действуют крайне отрицательно на психику человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности. От интенсивности и продолжительности воздействия этих факторов на человека зависит на сколько серьезную травму он может получить.

Резкая перемена погоды часто вызывает у людей нервные расстройства, снижение физической и умственной работоспособности, изменение погодных условий негативно сказываются на самочувствии людей.

Человек, нарушая режим дня, сбивается со своего внутреннего ритма, нарушается время и продолжительность сна. Сон это явление которым полностью управляет мозг человека, тем самым мы нарушаем нормальную работу мозга, а это ни к чему хорошему не приведет.

Недостаточность или отсутствие правильного питания приводит к скорому изнашиванию, а в некоторых случаях и повреждению клеток головного мозга. Питание должно быть сбалансированным, состоять из белков, углеводов и определенного количества аминокислот (жиров), это продлевает полноценный жизненный цикл мозга человека.

Токсины, присутствующие в организме матери, могут быть причиной, вызывающей повреждение развивающегося мозга и нервов. Алкогольный синдром плода. существенная причина задержек психического развития, обусловлен воздействием на плод избыточных количеств алкоголя, потребляемых матерью. Кроме того, на формирование мозга у плода может повлиять применение матерью медикаментозных средств, в особенности антиконвульсантов. Грубые аномалии у плода дает триметадион. Установлено, что вальпроевая кислота может привести к образованию spinabfidа. Прием матерью фенитоина в первые месяцы беременности вызывает незначительное. но четко распознаваемое влияние на формирование мозга и соматическое развитие. Изотретиноин, препарат, применяемый при акне, вызывает врожденные пороки мозга. Установлено, что дефекты развития мозга у плодов в Минимата Бей, Япония, обусловливались воздействием органического ртутного токсина. Возникновение микроцефалии и умственную отсталость могут обусловливать радиация я радиомиметические факторы, воздействующие на женщину в I триместре беременности.

Повреждения развивающегося мозга у плода могут повлечь за собой также заболевания матери во время беременности. Это внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и простой герпес), диабет, длительная гипертермия, приводящие к возникновению аномалий развития ЦНС и микроцефалии; выраженная недостаточность йода, обусловливающая эндемический кретинизм; гипоксия, шок, отравление угарным газом матери вызывают гипоксически-ишемическую травму мозга плода. Длительная и выраженная неполноценность питания плода, обусловленная как плацентарной недостаточностью, так и белково-энергетическим дефицитом питания матери, может тормозить развитие мозга, соматический рост, а в дальнейшем вызвать отставание психического развития ребенка. Изоиммунизация фетальными Rh- или АВ0-факторами крови могут стать причиной эритробластоза плода, гипербилирубинемии и билирубиновой энцефалопатии.

Геномные дефекты, как точечные мутации, так и хромосомные аномалии, могут обусловливать глубокие нарушения развития ЦНС. Для знакомства со специфическими нозологическими формами, часто являющимися редкими и даже ограниченными одной семьей, читателю следует обратиться к руководству по генетике человека. Хромосомные аномалии почти неизбежно вызывают дефекты развития мозга и его функций; к их числу относятся некоторые наиболее распространенные формы умственной отсталости. Среди них синдром Дауна (обусловленный трисомией или транслокацией хромосомы 21); синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы, манифестирующий соматическими признаками (большие уши, увеличение яичек), отставанием в психическом развитии и дефектами речи (сочетается с ломкостью локуса Х-хромосомы, обнаруживаемым при культивировании клеток в среде с недостатком фолата); синдром Прадера -Вилли, характеризующийся гипотонией в раннем детском возрасте, патологическим ожирением и умеренной задержкой психомоторного развития (связан с делецией хромосомы 15); аномалии половых хромосом (ХО, XXY, XYY,XXX и др.), сопровождающиеся легкими или умеренными соматическими и психическими отклонениями. Наследственные болезни, поражающие нервную систему, рассматриваются ниже, в том числе в разделах по нейрокожным синдромом и задержкам психического развития, а также в главах, посвященных метаболическим наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы (гл.349 и 350).

Типичным примером состояния, детерминированного взаимодействием генетических и внешних факторов, является spinabifida. Подтверждением роли наследственной предрасположенности служат ее высокая частота в определенных этнических популяциях (особенно в Соединенном Королевстве, где ее частота составляет около 1 на 500 новорожденных) и риск появления новых случаев в семье, составляющий около 5%; эти показатели во много раз превышают среднепопуляционные. Роль внешних факторов снизилась за последние 40 лет почти на 50% как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах. Данные последних лет свидетельствуют и о значении литания. Исследования показали, что у потомства матерей, дополнительно получавших во время беременности витамины, особенно фолиевую кислоту, появление новых случаев spinabifidaпонизилось.

Дефекты развития нервной системы, главным образом семейного и наследственного. а также и приобретенного характера, наблюдаются и при менее значительных нарушениях развития у детей, отражающихся прежде всего на их интеллекте, речи. поведении и эмоциональной сфере. К числу этих состояний относятся дизлексия, недостаточная концентрация внимания, гиперактивность, аутизм и аффективные расстройства (большая депрессия и маниакальная депрессия).

1)врожденные пороки развития черепа, позвоночника и других структур (включая карликовость);

2)наследственные болезни, начинающиеся в детском возрасте и прослеживающиеся в течение всей жизни, некоторые из них имеют прогрессирующее течение;

3)болезни, приводящие к задержке двигательного, речевого и психического развития;

Факторы, влияющие на нервную систему детей и школьников

При поступлении ребенка в школу меняется весь уклад его жизни, ломается, как мы говорим физиологическим языком, привычный стереотип поведения. На плечи ребенка впервые ложатся серьезные обязанности, его «общественная ценность» в основном начинает определяться тем, как он с ними справляется, как оцениваются его школьные успехи.

Если до этого взрослые требовали от дошкольника в первую очередь лишь соблюдения элементарных правил поведения, предоставляли ему возможность заниматься и увлекаться, чем он хочет, следя лишь за тем, чтобы эти занятия не приносили вреда ребенку или чрезмерного беспокойства окружающим, то от школьника педагог требует целеустремленного внимания и труда, выполнения определенных действии, освоения определенных знаний и навыков в положенное для этого время. Игровая деятельность, т. е. деятельность, совершаемая в первую очередь ради самого процесса, сменяется трудовой, т. е. деятельностью ради результата.

Меняются и отношения с товарищами. Если до этого другие дети для ребенка были как бы случайными соседями, с которыми он мог в зависимости от своих симпатий общаться или не общаться, тег сейчас это сотоварищи по общему труду, предъявляющие к нему свои требования в совместной работе, в борьбе за честь их класса, помогающие ему и требующие от него помощи.

Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела - коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.

Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей нервной деятельности.

Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся имеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровня высшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами. Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, и все ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают.

Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковых клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших - вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных функций. В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждения несколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа их высшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для них является нежелательным.

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших - угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым. Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10 - 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей.

Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12-14 лет -в 40 %, в возрасте 15-16 лет - в 32%.

Влияние телевизора на нервную систему детей и школьников

Почему дети любят телевизор? Психологи объясняют этот факт тем, что изображение на экране зачастую отвлекает ребенка от реального мира. И если, например, при походе в кинотеатр ребенок в полной мере осознает нереальность происходящего на экране, то дома он получает новую информацию с экрана телевизора в абсолютно привычной для него домашней обстановке, а не в кинозале. Именно это и путает мозг малыша, заставляя принимать за реальное действие все происходящее на экране телевизора. Ребенку очень сложно самостоятельно самоустраниться от происходящего на экране, вследствие чего этот завораживающий эффект многократно усиливается.

Дети до 7-10 лет не в состоянии самостоятельно выбрать передачи которые им нравятся, поэтому экран действует на них гипностически. Фото: Clemens v. Vogelsang

Привыкание к телевизору происходит очень и очень быстро. Наверняка все родители неоднократно замечали, как кроха радостно начинал смеяться, заслышав звуки знакомой рекламы или музыкальной заставки какой-либо программы. Примерно с трех – четырехлетнего возраста ребенок уже в состоянии уловить смысл происходящего на экране, однако они совершенно не умеют разграничивать вымысел, происходящее на экране и реальность. Именно поэтому родители должны быть крайне щепетильными при выборе передач для просмотра ребенка. Старайтесь избегать любых программ, содержащих сцены насилия, жестокости, страшных сцен, которые могут напугать ребенка.

Центральная нервная система ребенка, не в состоянии выдержать такую интенсивную нагрузку.

Спустяминут она начинает формировать тормозную реакцию в виде трансового (гипноидного) состояния, резко ограничивающего восприятие и интеллектуальную обработку информации, но интенсифицирующего процессы ее фиксации и программирования поведения.

Когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям.

Читая, человек сам может контролировать поток информации - остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор - поток информации огромный, насыщенный, а главное - неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание»

Частая активация ориентировочной реакции в том числе сильно истощает нервную систему.

И указала на важность и необходимость контактов ребенка с родителями для его здоровья и развития.

Отбирались дети, которые имели доступ к телевизору в среднем 2,2 часа в день в возрасте 1 год и 3,6 часов в неделю в возрасте 3-х лет.

10% детей из исследуемой группы имели проблемы с концентрацией внимания (может кто-то переведет attentional problems иначе) по отношению к существующим стандартам этого возраста.

Гиперактивность и проблемы поведения ребенка в обществе

Ребенок имеет трудности с концентрацией внимания и самоорганизацией

Его легче смутить

Он более импульсивен

Ребенка преследуют навязчивые идеи.

При увеличении количества часов, проведенных у телевизора, риск возникновения проблем с концентрацией внимания в семилетнем возрасте увеличивается на 28%.

Эти симптомы не проявляются, пока ребенок не достигнет возраста семи лет.

§22. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

Инфекционные заболевания нарушают развитие плода.

Малоподвижный образ жизни тормозится развитие цнс, плод позже начнет двигаться.

Курение замедляется плод страдает от недостатка кислорода

Алкоголь нарушает процесс ыразвития нервных клеток

Утомления: умственно-эмоциональное напряжение, чувство усталости, снижение работоспособности

Переутомления: напряжение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита

Входить в работу постепенно, соблюдая благоприятный режим, нужно планировать свою работу и чередовать труд и отдых

Тема. Развитие утомления.

Оборудование: часы, карточки с примерами.

1. В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы (в начале урока – из первой карточки, в конце – из второй).

2. Подсчитайте количество и процент правильно решенных примеров (количество правильных ответов умножьте на 10).

3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

Результаты: За первые две минуты 18 действия, за вторые две минуты - 12 действий.

Вывод: Работоспособность снизилась на 14%.

Аномалии развития и врожденные пороки нервной системы

Дж.Р.ДеЛонг, Р. Д. Адаме (С. R . DeLong , R . D . Adams)

В настоящей главе речь пойдет о болезнях, обусловленных повреждениями или пороками развития нервной системы, возникшими в процессе ее формирования, но оказывающими неблагоприятное воздействие и у взрослых лиц.

В результате возникают трудности в вопросах их диагностики и лечения больных, с которыми имеют дело общепрактикующие врачи и терапевты. Примерами могут служить висцеральные опухоли при нейрокожных синдромах или лейкоз при синдроме Дауна. Знание этих заболеваний важно для понимания проблем больного и для оказания ему необходимой медицинской помощи. При этом учитываются ограничения физических и интеллектуальных функций, способность понимать диагностические и лечебные программы и справляться с ними, а также генетический и семейный аспекты. Наконец, врачам, занимающимся со взрослыми больными, к особенно с теми, кто может стать родителями, необходима осведомленность в вопросах о том, как само заболевание, проводимое по его поводу лечение, а также генетические факторы могут повлиять на развитие нервной системы у потомства.

Аномалии развития нервной системы можно условно разделить на сочетающиеся с распознаваемыми соматическими пороками и на ограниченные лишь пределами нервной системы (поражение нервной системы имеет место при 60% от общего числа). Целесообразна также классификация аномалий развития и врожденных пороков на группу, обусловленную приобретенными или внешними факторами, и на генетически детерминированную группу. Однако в некоторых случаях в их основе лежит сложное взаимодействие генетических факторов и условий окружающей среды.

Факторы, влияющие на развитие нервной системы

Неблагоприятное влияние каких-либо факторов на мозг в период его развитие представляет собой сложную производную от степени тяжести повреждения, его длительности, специфического биологического влияния вредоносного агента и определенной стадии развития, во время которого это воздействие оказывается. Особенно важно знать причины, вызвавшие аномалии, связанные с воздействиями окружающей среды, поскольку их можно устранить.

Токсины, присутствующие в организме матери, могут быть причиной, вызывающей повреждение развивающегося мозга и нервов. Алкогольный синдром плода, существенная причина задержек психического развития, обусловлен воздействием на плод избыточных количеств алкоголя, потребляемых матерью. Кроме того, на формирование мозга у плода может повлиять применение матерью медикаментозных средств, в особенности антиконвульсантов. Грубые аномалии у плода дает триметадион. Установлено, что вальпроевая кислота может привести к образованию spina bifid а. Прием матерью фенитоина в первые месяцы беременности вызывает незначительное. но четко распознаваемое влияние на формирование мозга и соматическое развитие. Изотретиноин, препарат, применяемый при акне, вызывает врожденные пороки мозга. Установлено, что дефекты развития мозга у плодов в Минимата Бей, Япония, обусловливались воздействием органического ртутного токсина. Возникновение микроцефалии и умственную отсталость могут обусловливать радиация я радиомиметические факторы, воздействующие на женщину в I триместре беременности.

Повреждения развивающегося мозга у плода могут повлечь за собой также заболевания матери во время беременности. Это внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и простой герпес), диабет, длительная гипертермия, приводящие к возникновению аномалий развития ЦНС и микроцефалии; выраженная недостаточность йода, обусловливающая эндемический кретинизм; гипоксия, шок, отравление угарным газом матери вызывают гипоксически-ишемическую травму мозга плода. Длительная и выраженная неполноценность питания плода, обусловленная как плацентарной недостаточностью, так и белково-энергетическим дефицитом питания матери, может тормозить развитие мозга, соматический рост, а в дальнейшем вызвать отставание психического развития ребенка. Изоиммунизация фетальными Rh - или АВ0-факторами крови могут стать причиной эритробластоза плода, гипербилирубинемии и билирубиновой энцефалопатии.

Важными причинами травматизации развивающейся нервной системы служат патология утероплацентарного аппарата и родов. Результатом их часто бывают гипоксически-ишемические повреждения мозга, как пре-, так и перинатального характера, в том числе нарушения развития мозга, ишемический некроз, инфаркт мозга и порэнцефалия. Данным повреждениям сопутствует наличие герминативного матрикса и внутрижелудочковых кровоизлияний у недоношенных младенцев с респираторным дистресс-синдромом и функциональной нестабильностью сердечно-сосудистой системы. Эти повреждения, в зависимости от их тяжести, приводят к чувствительным психическим и двигательным расстройствам.

Геномные дефекты, как точечные мутации, так и хромосомные аномалии, могут обусловливать глубокие нарушения развития ЦНС. Для знакомства со специфическими нозологическими формами, часто являющимися редкими и даже ограниченными одной семьей, читателю следует обратиться к руководству по генетике человека. Хромосомные аномалии почти неизбежно вызывают дефекты развития мозга и его функций; к их числу относятся некоторые наиболее распространенные формы умственной отсталости. Среди них синдром Дауна (обусловленный трисомией или транслокацией хромосомы 21); синдром фрагильной (ломкой) Х-хромосомы, манифестирующий соматическими признаками (большие уши, увеличение яичек), отставанием в психическом развитии и дефектами речи (сочетается с ломкостью локуса Х-хромосомы, обнаруживаемым при культивировании клеток в среде с недостатком фолата); синдром Прадера-Вилли, характеризующийся гипотонией в раннем детском возрасте, патологическим ожирением и умеренной задержкой психомоторного развития (связан с делецией хромосомы 15); аномалии половых хромосом (ХО, XXY , XYY , XXX и др.), сопровождающиеся легкими или умеренными соматическими и психическими отклонениями. Наследственные болезни, поражающие нервную систему, рассматриваются ниже, в том числе в разделах по нейро-кожным синдромом и задержкам психического развития, а также в главах, посвященных метаболическим наследственным и дегенеративным заболеваниям нервной системы.

Аномалии развития нервной системы служат подтверждением сложных взаимодействий генетических факторов и влияния внешней среды. У женщин с фенилкетонурией рождаются дети с микроцефалией и глубоким отставанием психомоторного развития, обусловленных не наследственной передачей, а высоким содержанием в крови матери фенилаланина, который токсичен для мозга растущего плода. Другой пример - это дети матерей, больных миотонической дистрофией, которые могут страдать от поражений двоякого рода. Во-первых, дети могут унаследовать аутосомно-доминантное генетическое заболевание, вызывающее повреждение как мозга, так и мышц, и, во-вторых, перенести перинатальную асфиксию из-за дистонии матки, приводящей к нарушениям нормального течения родов, из-за наличия у матери мышечной дистрофии.

Типичным примером состояния, детерминированного взаимодействием генетических и внешних факторов, является spina bifida . Подтверждением роли наследственной предрасположенности служат ее высокая частота в определенных этнических популяциях (особенно в Соединенном Королевстве, где ее частота составляет около 1 на 500 новорожденных) и риск появления новых случаев в семье, составляющий около 5%; эти показатели во много раз превышают среднепопуляционные. Роль внешних факторов снизилась за последние 40 лет почти на 50% как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах. Данные последних лет свидетельствуют и о значении литания. Исследования показали, что у потомства матерей, дополнительно получавших во время беременности витамины, особенно фолиевую кислоту, появление новых случаев spina bifida понизилось.

Дефекты развития нервной системы, главным образом семейного и наследственного, а также и приобретенного характера, наблюдаются и при менее значительных нарушениях развития у детей, отражающихся прежде всего на их интеллекте, речи, поведении и эмоциональной сфере. К числу этих состояний относятся дизлексия, недостаточная концентрация внимания, гиперактивность, аутизм и аффективные расстройства (большая депрессия и маниакальная депрессия).

Поражения нервной системы у взрослых, возникающие в раннем периоде жизни, могут быть классифицированы по следующим группам:

1) врожденные пороки развития черепа, позвоночника и других структур (включая карликовость);

2) наследственные болезни, начинающиеся в детском возрасте и прослеживающиеся в течение всей жизни, некоторые из них имеют прогрессирующее течение;

3) болезни, приводящие к задержке двигательного, речевого и психического развития;

Пороки развития черепа, позвоночника и конечностей

Считают, что отдельные отклонения со стороны размеров и формы головы, наблюдаемые у взрослых лиц, формируются в пренатальном периоде или раннем детстве. После 4-5-летнего возраста размеры мозга ребенка приближаются к таковым у взрослого; швы черепа закрываются, причем настолько плотно, что поражения мозга, приобретенные позднее, относительно слабо влияют на череп. Увеличение размеров головы может быть обусловлено как макроцефалией, т.е. большой величиной мозга (при этом желудочки существенно не расширены), так и гидроцефалией. Макроцефалию можно случайно обнаружить у лиц, не имеющих каких-либо неврологических нарушений, но нередко она сопутствует таким заболеваниям, как нейрофиброматоз и синдром церебрального гигантизма (макроцефалия, | высокий рост, умственная отсталость и эпилептические припадки).

Микроцефалия обусловливается отсутствием роста мозга или деструктивным его поражением в ранние периоды жизни. Существует несколько редких форм генетически детерминированной микроцефалии. Кроме того, микроцефалия может оказаться результатом хромосомных болезней, внутриутробных инфекций, асфиксии и любых пагубных воздействий, рассматривавшихся в предыдущем разделе. Как правило, снижение интеллектуальных способностей находится в прямой зависимости от степени выраженности микроцефалии.

Необычная форма головы, как правило, обусловлена краниосиностозом. Если сагиттальный шов закрывается преждевременно, то голова приобретает удлиненную и суженную форму (скафоцефалия) с выступающими надбровными дугами и затылком; при раннем закрытии венечного шва увеличен поперечный, а не продольный размер головы (брахицефалия). Раннее закрытие всех швов приводит к формированию характерной «башенной» формы черепа (акроцефалия), мелких глазниц и экзофтальма. Последнее состояние, если оно не распознано вовремя и не произведено иссечение линий швов, препятствует росту мозга и приводит к повышению внутричерепного давления. Синдром Апера (краниосиностоз и синдактилия) часто сочетается с расширением желудочков и умственной отсталостью. При ахондроплазии наблюдается истинная мегалэнцефалия. а несоразмерность между основанием черепа и головным мозгом приводит в некоторых случаях к внутренней гидроцефалии.

У новорожденных и детей раннего возраста гидроцефалия вызывает истончение лобных долей и увеличение окружности черепа различной степени выраженности (обычно более 60 см, что превышает 97-й перценциль). Примерно в 50% случаев основной патологией служит врожденный порок, например аномалия Арнольда- Киари, после которой по частоте следуют менингеальный фиброз вокруг ствола мозга в результате перенесенного субарахноидального кровоизлияния или менингита, стеноз сильвиева водопровода, синдром Денди-Уокера (кистозное расширение IV желудочка мозга, обусловленное недостаточным открытием отверстий Мажанди и Лушки) и киста задней черепной ямки. Развитие гидроцефальных состояний может приостанавливаться, но в дальнейшем с возрастом вновь проявиться головными болями, спастикой; атрофией зрительных нервов, а также поведенческими, эмоциональными и интеллектуальными нарушениями. Скрытая бессимптомная гидроцефалия у взрослых может декомпенсироваться при черепно-мозговой травме, которая сама по себе представляется легкой.

Таким образом, важно отметить, что окружность черепа - это информативный индекс церебрального объема, который служит отражением заболеваний, начинающихся в раннем возрасте.

Большое число неврологических синдромов, наблюдающихся у человека в течение всей жизни, обусловлены аномалиями позвоночного столба. Некоторые из них, например врожденное недоразвитие половины позвонка, платибазия, слияние атланта с затылочной костью или шейных позвонков, врожденная дислокация атланта, являются последствиями пороков развития позвоночного столба, а заключенный внутри него спинной мозг может оставаться интактным, но может также вовлекаться в патологический процесс. При других синдромах, таких как spina bifida occulta , спинальные менингоцеле и миеломенингоцеле, дизрафизм, в процесс вовлекается вся невральная трубка, в том числе спинной мозг, его оболочки, тела позвонков, и даже вышележащие кожные покровы и подкожные ткани. Существуют, наконец, наследственные болезни обмена, сопровождающиеся прогресси рующим поражением спинного мозга в детском и подростковом возрасте (например, мукополисахаридозы).

Первичные аномалии позвонков. Эти нарушения чаще наблюдаются в верхнешейном отделе. Деформация Клиппеля-Фейля характеризуется недоразвитием и сращением двух и более шейных позвонков, приводящих к укорочению шеи и ограничению ее подвижности. Нижняя граница волос расположена низко, часто на уровне первого грудного позвонка. Этим дефектам нередко сопутствуют неврологические симптомы, но их может и не быть. Опасность данной деформации позвоночника состоит в том, что она часто сочетается с другими аномалиями, особенно с платибазией и сирингомиелией, которые могут не проявляться до достижения подросткового или взрослого возраста.

При деформации краниоцервикального сочленения и нестабильности атлантоосевого сустава возможна компрессия шейного отдела спинного мозга. Атлантоосевая дислокация может оказаться следствием недоразвития зубовидного отростка, встречающегося при синдроме Дауна, синдроме Моркио и спондилоэпифизарной дисплазии.

Платибазия и базнлярная импрессия. При данной редкой деформации наблюдают уплощение основания черепа или затылочной кости с вдавлением верхней части шейного отдела позвоночного столба в заднюю черепную ямку. Часто отмечают неполноценность формирования большого затылочного отверстия и слияние атланта с затылочной костью. Базилярная импрессия может быть вызвана группой заболеваний наследственной природы, сопровождающихся биохимическими и структурными аномалиями костной ткани. Иногда данные состояния протекают бессимптомно, но часто обнаруживаются «скучивания», деформации и компрессия спинного мозга, продолговатого мозга и нижних черепных и шейных спинальных нервов. Приобретенная форма базилярной импрессии развивается при рахите и болезни Педжета (деформирующая остеодистрофия). Обычно она протекает бессимптомно, но иногда в процесс вовлекаются нижние черепные нервы и наблюдается нормотензионная гидроцефалия.

Обусловленная этими нарушениями клиническая картина вариабельна. Симптомы могут проявиться как в раннем детстве, так и позднее, а также у подростков и даже у взрослых. Первыми появляются приступы «дурноты» или «слабости» и истощающийся нистагм при наклонах головы, а также признаки повышения внутричерепного давления (головная боль), невралгия затылочного нерва, рвота, преходящие парестезии в области затылка, шеи и рук, парестезии на лице, глухота, носовой оттенок голоса и дисфагия, мозжечковая атаксия и нижний спастический парапарез. Сначала эти симптомы носят преходящий характер, но в любой момент по мере течения болезни они могут нарастать при напряжении, движениях головы и при определенных положениях головы и шеи. Поставить диагноз можно при обычном осмотре. Общая конфигурация головы и шеи не изменена. Шея укорочена, уши и граница волос расположены низко, движения шеи весьма ограничены. Нормальный шейный лордоз отсутствует или резко усилен, иногда до такой степени, что затылок лежит почти на верхнедорсальной стороне позвоночника и плечах.

Платибазию и близкие к ней аномалии позвоночника надо подозревать у всех больных с прогрессирующими синдромами поражения мозжечка, ствола мозга и шейного отдела спинного мозга. Часто в подобных случаях ошибочно ставят диагноз рассеянного склероза или спиноцеребеллярной дегенерации. У некоторых пациентов обнаруживают типичный сирингомиелитический синдром, и им ставят диагноз сирингомиелии. Диагноз платибазии и других аномалий позвоночника подтверждают с помощью правильно проведенной боковой рентгенографии черепа.

Аномалия Арнольда-Киари. Состояние, при котором продолговатый мозг и задненижние отделы полушарий мозжечка опускаются в каудальном направлении через большое затылочное отверстие и часто достигают уровня второго шейного позвонка, часто служит причиной гидроцефалии. Нередко ему сопутствуют спинальные миеломенингоцеле или менингоцеле, деформация шейного отдела позвоночника и шейно-затылочного сочленения. У детей младшего возраста в клинической картине преобладают симптомы гидроцефалии. При более легком течении симптоматика развивается у подростков или у взрослых лиц. При другом варианте аномалии Арнольда-Киари у больных отсутствует менингомиелоцеле, но часто имеется сирингомиелия.

Лечение при платибазии и аномалии Арнольда-Киари не дает удовлетворительных результатов. Если клиническое прогрессирование болезни идет медленно или отсутствует, то проводить лечение не рекомендуется. При очевидном прогрессировании и нарастании инвалидизации показаны верхняя шейная ламинэктомия и расширение большого затылочного отверстия. Часто такая процедура приостанавливает течение болезни или приводит к улучшению состояния. Однако хирургическое вмешательство нужно осуществлять осторожно, поскольку обширные манипуляции на этих структурах могут спровоцировать утяжеление симптомов и даже вызвать летальный исход.

Аномалии развития, сочетающиеся с дефектом закрытия дужек позвонков. К числу этих аномалий относятся краниорахисхиз, краниоцеле, спинальное менингоцеле, менингомиелоцеле, spina bifida occulta и свищевые тракты. Поскольку перечисленные состояния редко встречаются во взрослой неврологии, здесь упоминаются лишь некоторые поздние осложнения.

Очень опасны свищевые тракты пояснично-крестцовой и затылочной локализации, так как в любом возрасте они могут стать причиной бактериального менингита. На них часто указывают небольшие впадины на коже или пучки волос, локализующиеся по средней линии на задней поверхности туловища выше ягодиц. Им могут сопутствовать дермоидные кисты в центральной части тракта. Признаки, свидетельствующие о наличии таких трактов, следует искать во всех случаях менингита, особенно при его рецидивировании. К этой группе не следует относить pilonidal sinus .

Встречаются также другие врожденные кисты (дермоиды) и доброкачественные опухоли (липомы), которые могут давать прогрессирующую симптоматику в результате сдавления спинного мозга и вовлечения в патологический процесс его корешков. Так называемая фиксация спинного мозга обусловлена прочной filum tenninale , оттягивающей его вниз; такая тракция способна вызвать ишемическую травму конуса и нижерасположенных спинальных сегментов. Диастематомиелия представляет собой форму дизрафии, характеризующуюся наличием костного выроста по средней линии, сочетающегося с частичной публикацией спинного мозга на том же уровне; она может сопровождаться симптомами спинального поражения.

У пациентов (у подростков и взрослых) с бессимптомными или симптоматическими spina bifida , менингоцеле и дизрафией спинного мозга установлены клинические синдромы медленно прогрессирующего поражения:

1) прогрессирующий спастический парез нижних конечностей;

2) острый синдром конского хвоста, развивающийся после непривычных действий или несчастных случаев, например гребли или падения в положении сидя. Считается, что поражение чувствительных и двигательных корешков обусловлено их внезапным и повторным растяжением. Недостаточность контроля мочевого пузыря, импотенция (у мужчин), онемение стоп и голеней, а также парез стоп составляет клинический синдром;

3) прогрессирующий синдром конского хвоста в пояснично-крестцовой области;

Аномалии развития конечностей

К числу аномалий развития конечностей относятся синдактилия, клинодактилия наряду с широкой кистью и поперечной ладонной (обезьяноподобной) линией (часто встречающейся при синдроме Дауна), косолапость и множественный артрогрипоз. Для терапевтов эти состояния редко создают поводы к беспокойству.

Низкорослость в сочетании с неврологическими заболеваниями

Примечательно, что большинство пациентов с умственной отсталостью ниже ростом по сравнению с нормой, а одним из проявлений многих отдельных синдромов служит карликовость. Сказанное относится к синдрому Дауна и другим хромосомным болезням. Существуют также и другие болезни, при которых наследственный или приобретенный метаболический дефект поражает мозг и вместе с тем подавляет рост костей скелета (например, кретинизм и мукополисахаридозы). Для многих карликов с заболеванием мозга типична микроцефалия.

От 30 до 40 неврологических синдромов, сопровождающихся отставанием в росте и неврологической патологией, описаны и проиллюстрированы в атласе по задержкам психического развития Holmes et al .

Центральная нервная система

«Философия здоровья», Степанова М.В.

12 систем организма человека

В организме человека имеется 12 систем: центральная нервная система (ЦНС), дыхательная система, сердечно-сосудистая, кроветворная, пищеварительная, выделительная (включая мочевыделительную систему и кожу), репродуктивная система, эндокринная, костно-мышечная, лимфатическая, иммунная, периферическая нервная система. Не существует важных или неважных систем. Каждая нужна и каждая важна. Если в организме страдает одна из них, то за ней, как минимум, потянутся все остальные. Для того чтобы понять, как они работают, я начну с центральной нервной системы.

Центральная нервная система (ЦНС)

ЦНС - это система, которая обеспечивает в организме человека контроль над всей его жизнедеятельностью. В нашем организме находятся миллиарды, триллионы нервных клеток, которые существуют сами по себе и, к сожалению, не размножаются. Человек может заиметь через 3-4 года новую печень, сердце, наша кровь обновляется через 3 месяца. Но с клетками мозга все по-другому. Они никогда не обновляются, а могут только подпитываться и получать какую-то информацию от природы по экологическому состоянию. Поэтому, если мы ребенка уморим с детства экологическими ядами, то это на всю оставшуюся жизнь.

Например: приведем ребенка в садик, где красят стены или в школу, которую не доремонтировали. Или отправим 3 раза в неделю плавать в бассейне с хлорированной водой. Никто не воспринимает нейроны как живую клетку. Ведь очень важно, чтобы мы понимали: нами руководит мозг.

Пример: мы думаем, неплохо было бы купить творог. На самом деле - в организме дефицит кальция, а нейроны без кальция жить не могут, вот и посылают Вас в магазин за ним.

Для того чтобы понять, что необходимо нейрону, нужно изучить жизнь клетки. Для ее жизни нужны: 28 аминокислот, 15 минералов, 12 витаминов, жирные кислоты, ферменты, вода и кислород. В медицине нервную систему разделили между двумя врачами: одной частью владеют невропатологи, другой -психиатры. Как будто поведение - это нечто особенное. Поведение - это жизнь нейрона. Чувство страха - это ничто иное как дефицит кислорода, который испытывает нейрон. Стресс, выделился адреналин, спазмировались сосуды, возник дефицит кровоснабжения мозга, отсюда нехватка кислорода. Формируется чувство страха.

Почему может заболеть головной мозг? У нас есть 11 факторов.

Клеточное питание для ЦНС - это аминокислоты. Прекрасный препарат NSP - Свободные Аминокислоты с L-карнитином. Это лучший препарат для мозга. На втором месте - энергия мозга - это жирные кислоты - Омега-3 НСП и Лецитин НСП. На третьем месте - витамины группы "В", фолиевая кислота. Они содержаться в препаратах Нутри Калм, Суперкомплекс, Мега-Хел, а в сочетании с кальцием - Остео плюс. На четвертом месте будут всегда стоять ферменты, а лучше коферменты - Кофермент Q10 плюс. Это АТФ мозга. Без этого кофермента не освобождается энергия мозга. После 40 лет выработка его резко падает. И только на пятом месте то, что улучшает кровоснабжение - Гинкго Билоба и Готу Кола. Вот что должен получать головной мозг для оптимальной работы.

Как вредные привычки влияют на нервную систему?

Нервная система человека представляет собой важнейшую из всех систем человеческого организма. Нервная система отвечает за координацию всех органов и систем человеческого организма. Эта система позволяет человеку дышать, передвигаться и даже употреблять пищу. От качества нервной системы напрямую зависит поведение человека, его эмоции, поступки и т.д. А ведь именно нервную систему мы подвергаем наибольшему негативному воздействию. Порой мы осознаем, а порой и нет, что мы просто вредим нашей нервной системе. Поговорим о том, что же наносит значительный ущерб нервной системе человека.

Итак, нервная система человека устроена достаточно сложно. В ее структуру входят центральная нервная система (это головной и спиной мозг), периферическая нервная система (это нервные корешки и узлы - ганглии, сплетения, черепные и спинномозговые нервы и пр.), вегетативная нервная система (автономная). В свою очередь вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую систему. Части этих подсистем соединены со всеми органами и мышцами организма. Благодаря этим подсистемам происходит регуляция и координация тех процессов, которые не связаны с волевыми усилиями человека. Чтобы симпатическая и парасимпатическая системы работали в нужном режиме, требуется определенный уровень возбудимости.

Как же функционирует нервная система? В своей деятельности нервная система руководствуется нервными клетками, нейронами и их отростками. Эти отростки соединяются с мышцами или с отростками различных нервных клеток. Именно по ним проходит сигнал, передающий нервный импульс. Так происходит передача всей информации от головного мозга к мышцам, различным органам и тканям организма. Благодаря отросткам происходит и передача обратной информации от различных органов чувств в головной мозг. Передача информации представляет собой достаточно сложный процесс.

В этом процессе принимают участие и различные химические вещества. Наиболее важными из таких веществ являются различные нейромедиаторы и гормоны (ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин и пр.). В клеточных мембранах располагаются рецепторы. Эти рецепторы вступают во взаимодействие только с конкретными и необходимыми нервной клетке медиаторами и гормонами. Каждую минуту в нервных клетках происходит процесс синтеза, благодаря которому происходит распад множества химических соединений. Синтез провоцирует выработку электрических импульсов, которые и передаются по цепочке нейронов. Передвигаясь по нейронам, импульс должен достичь своей конечной цели, т.е. он должен дойти до определенного органа, мышцы, сосуда и т.д. Такова идеальная схема работы нервной системы человека. Именно так она и должна всегда функционировать. Но, увы… Не всегда мы оберегаем нашу нервную систему от влияния негативных факторов. Какие же факторы негативно влияют на нашу нервную систему?

Возникновение нервных заболеваний, нарушение функциональной деятельности нервной системы связаны с органическими или функциональными расстройствами, а также с наследственным фактором. Поговорим об этом более подробно.

Как известно, алкоголь при поступлении в пищеварительный тракт распадается на мелкие частицы ядовитого ацетальдегида. В процессе распада принимает участие печень. Ацетальдегид разрушающе влияет на всю нервную систему человека. Посредством движения крови ацетальдегид проходит в нейроны мозга и нарушает их работоспособность. С частотой употребления алкоголя связано и нарушение процесса выработки нейромедиаторов. Такая ситуация приводит к нормальному функционированию передачи нервных импульсов. Систематическое употребление алкоголя губительно для человеческого мозга.

Постоянное воздействие алкоголя на мозг заставляет его работать активнее, повышая выработку нейромедиаторов. К примеру, если вырабатывается много дофамина, то возникает состояние тяжелого похмельного синдрома, нарушается координация движений, происходит расстройство сна, начинается нервный тик и мелкое дрожание конечностей. Все эти нарушения впоследствии приводят к психическим расстройствам. Через определенное время человеческий мозг не в состоянии так больше работать. Он не способен выдерживать длительные стрессы. Следовательно, нарушается его нормальная деятельность. А это приводит уже к более серьезным последствиям, когда наблюдаются тяжелые психические и физические нарушения в деятельности всех органов и систем организма. Это стадия общей деградации личности.

Табакокурение наносит также колоссальный ущерб нервной системе человека. Наибольшую опасность для нервной системы представляет никотин. Никотин нарушает вегетативную нервную систему, в частности, ее способность к координации и регуляции работы органов и мышц. С нарушением нормального функционирования вегетативной нервной системы возникают различные заболевания, в частности, заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительных органов и пр. Никотин негативно влияет и на систему высшей нервной деятельности. В результате этого происходит нарушение сна, ухудшение памяти, появляется неврастения (иногда могут быть приступы эпилепсии).

Многие люди считают, что чем больше они выкурят сигарет, тем им легче будет переносить стрессовые ситуации. На самом деле происходит другая реакция. В результате появляется повышенная утомляемость, головные боли и головокружения, раздражительность, нарушение сна, тремор конечностей. Если за малый промежуток времени выкурить достаточно много сигарет, можно получить острое никотиновое отравление, а в результате и смертельный исход.

Все наркотические вещества губительны для головного мозга, а, следовательно, и центральной нервной системы. Определенные наркотические вещества маскируются под какой-либо нейромедиатор. Получается, что нейрон начинает реагировать на этот ложный наркотический нейромедиатор. Можно привести наиболее распространенный факт, когда героин и морфий маскируются под серотонин, после чего человек получает незабываемое ощущение наслаждения. К сожалению, таких губительных примеров еще много. Наркотические вещества способны увеличивать или уменьшать количество нейромедиаторов.

Они могут нарушить процесс движения нейромедиаторов к нервным окончаниям. Наркотики способны синтезировать нейромедиаторы и блокировать нервные окончания и т.д. Наркотические вещества плохо влияют на всю нервную систему. Их употребление приводит к психическим нарушениям, нарушению логики, к депрессиям, они вызывают галлюцинации. Примечательно, что подобная симптоматика наблюдается у наркоманов даже при условии, что они еще не приняли дозу. Со временем наркоман становится агрессивным, у него появляется подозрительность и постоянное чувство страха. А как заканчивают наркоманы свою жизнь, наверное, известно каждому