Православные священники говорят, что заниматься астрологией - это грех. Отношение церкви к астрологии

Необходимо различать астрономию (греч. astron – звезда; nomos – закон) и астрологию (astron; logos – учение).
Первая возникла для удовлетворения практических потребностей: составления календаря, мореплавания, метеорологии. Накапливая знания и совершенствуя методы, она постепенно сформировалась в точную науку.

Астрология зародилась в лоне халдейского языческого культа. К науке она имеет такое же отношение, как гепатоскопия (гадание по печени животных) к физиологии. Астрология в течение тысячелетий изощрялась в своих разработках и построениях, но ни на йоту не изменила своей идолопоклоннической сущности. Она всегда была разновидностью языческого фатализма. Святые пророки обличали астрологов как занимающихся богопротивным делом: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев <...> Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени» (Ис.47:1,13-14). Святитель Григорий Богослов пишет, что она оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинакий конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Живучесть ее объяснить нетрудно. Она является подменой истинной религии. Христианство, имея цель исправить нашу греховную природу, требует от человека духовно-нравственных трудов и подвига . Астрология освобождает его от этой работы. Слово Божие учит, что автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Кто увлекся гороскопами, тому не нужно молиться Богу . Достаточно лишь подстраиваться под результаты вычислений. В наше время астрология является живучей по причине оторванности большинства людей от религиозных корней. Выросшие вне традиции, многие люди становятся жертвами лжедуховности.

Отношение Церкви к астрологии

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве

Несмотря на видимую толерантность астрологии к христианству, все астрологическое учение проникнуто духом презрения к нему. Сколько бы астрологи публично не заверяли слушателей в своем уважении к Церкви, их учителя, авторитеты астрологии имеют на этот счет свое мнение:

«Мнимо уникальная жизнь Христа стала священным символом…» (К. Г. Юнг. О становлении личности)

«Что же разрушило земной рай Иова? Сорвавшая оковы природа. Поэт дает здесь узреть, как Бог обернулся другою своею стороною, которую зовут дьяволом…»(К. Г. Юнг. Гимн Творцу)

«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Редьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Там же)

«То, что человечество фактически не приняло христианства, точнее, так его исказило, что постижение этой великой религии начнется (по существу заново) только в эпоху Водолея, прямо связано с описанной преградой между тонким и плотными мирами.

Внесла свою лепту в процесс укрепления черной стены и церковь, цементируя возникающие в ней трещины и провозглашая собственное существование в мирах горних». (А. Подводный. Символические системы в эпохи Рыб и Водолея) – Как астрологи хотят переосмыслить христианство, легко понять, например, из раздела «супружество и астрология»

Г. Санто так пишет об исполнении Божественных заповедей: «Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) Только астролог умалчивает, что этот «необходимый шаг к свободе» лишает человека богообщения и делает его рабом диавола. Человек свободен исполнять заповеди Бога и быть в общении с Ним, или исполнять антизаповеди сатаны с соответствующими последствиями. Третьего пути не существует.

Напрасно нам будут говорить, что астрология является наукой и не имеет отношения к религии – шило в мешке не утаишь. Научность астрологии является не более чем оболочкой, а внутренняя, основная ее часть без натяжек может быть отнесена к отрасли сатанизма. И это не поверхностный вывод, к такой оценке астрологии невольно приводит изучение книг известных авторов, «отцов» астрологии, сформировавших ее учение.

«Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей… Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) – в каком «послании» и кем «принимались» автор не уточнил.

Вот в какого бога верят астрологи: отсюда и астрологическое принятие зла и придание ему «оффициального» статуса. Кстати, слово «сатана» астрологи пишут исключительно с большой буквы. Деятельно воспринятое учение Церкви соединяет человека с Богом, а с кем соединит человека учение астрологии? Комментарии, как говорится, излишни.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14).

Святые Отцы Церкви об астрологии

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией.

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)

Преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Кому мешают звезды, или Почему Церковь не одобряет астрологию?

Я всегда не очень понимала, почему наша Православная Церковь так не любит гороскопы, почему не одобряет интерес к ним и не жалует астрологов. Казалось бы, невинное увлечение звездными и природными закономерностями, которые, безусловно, действуют во Вселенной, не могут помешать человеку в его вере в Бога. Но Церковь все равно против. Почему? Может быть, просто из-за страха конкуренции?

Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда. Изначально астрология - это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета. Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем.

А все потому, что человек в своей телесной составляющей - это тоже часть природы. Что такого уж нелепого в мысли, что какие-то его природные свойства и даже черты характера могут зависеть от времени года и месяца его рождения? Ведь зависят они от наследственности, от генов… Вот и заметили еще древние наблюдатели, что люди, рожденные в одно и то же время, под одним и тем же знаком, обладают рядом похожих свойств и качеств. Тельцы, к примеру, упорные и целеустремленные, Овны - упрямые, Весы - гармоничные или стремящиеся к равновесию, Водолеи - добрые и т.п. Нет, все, конечно, понимают, что при общем гороскопе у каждого человека есть свои индивидуальные качества, в полную унификацию личности никто не верит и о ней не говорит. Но определенная зависимость и общность, безусловно, есть, это все замечали.

Вот, к примеру, моя мама, прежде чем сблизиться с человеком, подружиться с ним, всегда анализирует его знак зодиака. И даже по этому анализу уже многое может сказать о человеке и знает, чего от него ожидать, какой у него темперамент, какие наклонности могут проявиться. Разве это плохо? Предупрежден - значит, вооружен… И почти всегда ее астрологические выводы на практике подтверждались. Они, собственно, и берутся из практики - из отношений с людьми. На сайтах знакомств сегодня тоже модно в первую очередь интересоваться знаком зодиака. Если с человеком создавать семью, почему не попытаться узнать, чего от него ждать?

Когда мне говорят, что, к примеру, Весы плохо ладят с Овнами, это не становится поводом не общаться с этим человеком, но, по крайней мере, я могу быть готовой к каким-то подводным камням. Опять же, в чем минус? По-моему, один только плюс.

Некоторые еще пытаются составлять индивидуальные гороскопы, чтобы узнать, что им написано на роду. Я вот лично не знаю, как к этому относиться. С одной стороны - все в руках Божьих, для верующего человека это очевидно. И Церковь нас учит тому, что промысел Божий предугадать нельзя. Святые отцы говорят о том, что Бог всеведущ и знает наперед все наши действия и поступки и промышляет о нас, ведя нас к спасению. Может, индивидуальный гороскоп в силах отразить этот путь? Что думает об этом Церковь? Можно ли верующему человеку увлекаться гороскопами и где та грань, за которой это увлечение перерастает в зависимость, отдаляющую человека от Бога?

Оксана Федотова

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Не поддавайтесь инъекциям астрологической чуши!»

Человеку, вне зависимости от того, во что и как он верит, можно увлекаться всем, чем угодно. Никаких запретов Церковь не накладывает ни на своих членов, ни на людей свободных от послушания Церкви и ее правилам. Единственное, от чего христиане бегут и с чем не могут примириться, - это с грехом, который может выражаться по-разному.

Грех многолик, постоянно является в разных, в том числе интеллектуальных, обличиях. Если совратить на грубые плотские грехи уже недостаточно, то самый надежный способ удалить человека от Бога - сделать его умственным и душевным инвалидом. Искалечить разум человека вообще, а христианина в частности является мечтой и главным мотиватором действия зла в этом мире.

Одним из самых распространенных, пусть и не самым опасным, способом повредить разум является распространение лжи о взаимосвязи человека и космоса. Никто не спорит, что у нас возникает какая-то связь со всем, что мы видим. Вот идем мы по улице в толпе и вдруг глаза в глаза встречаемся с идущим навстречу человеком. Хотим мы того или нет, но уже произошло взаимное влияние, иногда едва заметное, а порой мы целый день не можем забыть этого другого взгляда. Что же говорить о звездном небе, в которое человечество уже тысячи лет напряженно всматривается. Как шутили когда-то программисты: если долго смотреть на «Виндоус», то скоро понимаешь, что «Виндоус» смотрит на тебя.

Что-то похожее произошло и с космосом. Люди слишком долго в него смотрят. Влияют ли на нас звезды, планеты и их взаимное расположение? Конечно, влияют, но дело в том, что совсем не так, как это описывается в гороскопах и всевозможных астрологических прогнозах. У Михаила Ломоносова есть такие строчки: «Открылась бездна, звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна» . Именно в бездну заглядывает человек, обращая свой взор на небо. Страх перед этой бездной вынуждает закрыться от нее какими-то понятными земными образами. Так появились созвездия, названия планет и даже схожие с человеческими характеры небесных объектов. Но закрываться от бездны бессмысленно. Наоборот, созерцание этой величественной бесконечности дано нам потому, что она перекликается с той бездной человеческой души, которую мы в себе ощущаем. С каждым из нас хотя бы раз в жизни случается такая секунда, когда вдруг мы заглядываем в собственную глубину и буквально застываем от увиденного. Перед нами открывается наша собственная бездна, и встает задача наполнить эту бездну, то есть осмыслить свое место в мире. Астрология для решения этой задачи предлагает слишком примитивный и, самое главное, ложный путь.

Как известно, самая страшная и губительная ложь - та, в которой есть толика правды. Классическим примером такой лжи является лженаука астрология. У любой настоящей науки должны быть предмет и метод исследования. Ни того ни другого астрологи до сих пор внятно сформулировать не могут. Все выкладки астрологии основаны на видимом с Земли перемещении Солнца в течение года по зодиакальному поясу созвездий. На основании этого, в общем-то, не природного, а чисто визуального явления и строятся все «научные» выводы, основанные, как говорится, на кончике языка.

Ужас заключается в том, что безусловное влияние на нас Солнца, Луны, даже далеких звезд и вообще всего мироздания никому не интересно. Никто сейчас не вспоминает интереснейшее, хотя и небесспорное, учение Владимира Вернадского о ноосфере или актуальные, но совершенно забытые работы гениального Александра Чижевского о взаимосвязи космических и земных явлений. И вообще, пока лежит под спудом и ждет своих исследователей такое ярчайшее явление мировой философии, как русский космизм. Были среди космистов и псевдорелигизоные философы, и глубокие ученые-естественники, но всех их объединила общая идея русского космизма: взаимное влияние друг на друга космоса и человека. Не предмет для эзотерических гаданий, а область постижения человеком своего места в Космосе, который является единым домом, созданным для всего существующего.

Учитывая глубину и масштабность сформулированной русским космизмом задачи и оглядывая нашу унылую современность, остается только горячо сожалеть о том, что, по-видимому, безвозвратно ушло то время, когда каждая третья семья в СССР выписывала научно-популярный журнал «Природа», а каждая пятая - «Науку и жизнь». Какая же тоска находит, когда видишь в транспорте когда-то любознательнейший народ, уткнувшийся в шведские сканворды, американские комиксы и местного разлива гороскопы. Как же задешево мы продались…

Только совершенно умственно разленившийся человек, хотя бы только поверхностно ознакомившись с идеями космизма, не испытает отвращения к астрологическому интеллектуальному извращению. Что же до конкуренции между христианским мировоззрением и астрологией, то ее не может быть по одной простой причине: как можно сравнивать веру в Творца вселенной с верой в сотворенные Им небесные объекты? Слишком разный это масштаб…

Жалко, конечно, людей, которые не чувствуют опасности даже легкого увлечения астрологией, ссылаясь на развлекательный характер гороскопов. Их можно сравнить с теми, кто самоуверенно переходит опасный участок дороги на красный свет, внимательно посмотрев по сторонам и не увидев ни одной машины. Может быть, они не погибнут, но статистика погибших почему-то только увеличивается. Поэтому, когда меня спрашивают о моем христианским отношении к астрологии или знакам зодиака, я всегда с ехидным раздражением отвечаю, что не представляю, что бы с нами стало, если бы восстание декабристов произошло в августе, а не в декабре, и если бы Герцена разбудили августинцы. А отвечая на поставленный вначале вопрос, можно сказать, что Церковь не одобряет астрологию по одной очень веской причине: больно смотреть, как наш народ, и так уже сильно отравленный в 90-е разными блаватскими и рерихами, пытаются заколоть до смерти инъекциями астрологической чуши.

Газета «Саратовская панорама» № 33 (961)

Церковь любят обвинять в консервативности и недалекости во взглядах на многие вещи. Кажется, что оппозицию науки и веры наш XXI век уже давно бы мог преодолеть, если бы не оставались недосказанными или необъясненными некоторые «спорные моменты». Почему нельзя веру в гороскоп совмещать с верой в истинного Бога? Почему одно мистическое учение не может соединяться с мистикой другого? Попробуем пролить маленький лучик света на одну из этих тем.

Астрономия или астрология?

Для начала стоит выяснить, чем является так называемая «вера в гороскопы», прежде чем обвинять православие в антинаучности. Наукой в полном смысле слова является астрономия (наука о Вселенной). Она изучает небесные тела с точки зрения их расположения, происхождения и других характеристик. К этой науке Церковь относится как раз хорошо, поскольку космос и все, что в нем, тоже является творением Божьим.

А вот гороскопы никакого отношения к астрономии не имеют. Это детище астрологии. Она вовсе не является наукой, а оккультным (тайным, мистическим) учением. Как разновидность идолопоклонства астрология возникла из языческого культа халдеев в древнейшие времена. Отношение Церкви к ней строго негативное. Почему?

В основе этого оккультного учения лежит ложное представление о том, что все происходящее с человеком зависит от расположения небесных тел. Такой языческий фатализм (предопределение, вера в судьбу) Церковь не может принять.

Человек был создан свободным, Сам Творец выше всего ценит нашу свободу. Более того, Он поставил человека господином над всем сотворенным миром, в том числе и над светилами. Возникает вопрос: как же звезды, будучи подвластными человеку, могут распоряжаться его судьбой? Православный взгляд на это отвечает: никак.

Интересно, что даже некоторые прославленные ученые нелестно отзывались об астрологии. Не брезгуя, впрочем, при этом зарабатывать на ней деньги. Так, например, Иоганн Кеплер, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы, сам составлявший гороскопы для знатных особ, называл эту псевдонауку «глупой дочкой» математики, которая для пользы своей старой разумной матери… должна болтать и лгать. Он даже окрестил ее «суеверным звездословием». Вот другие его слова:

Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должен заниматься математик

Показателен тот факт, что именно в эпоху Просвещения это суеверное учение стало постепенно угасать. И только в XX веке оно, к сожалению, не просто возродилось, но и достигло пика своей популярности, которая не уменьшается и сегодня. Более того, некоторые астрологические знания к тому же взяли себе на вооружение многие секты модного движения «Нью Эйдж».

Почему комфортнее верить в гороскоп?

По многим причинам вера в гороскоп более удобна для человека, чем жизнь по заповедям.

  • Астрология освобождает от ответственности. Поскольку все предопределено, моя жизнь зависит от случайного положения на небе бездушных светил, то изменить ничего нельзя. Не нужно молиться Богу, не нужно пытаться себя исправить. Зачем? Ведь есть судьба, от которой не убежишь, а что будет дальше — Юпитер знает.
  • Астрология оправдывает все пороки. Если поступки человека обусловлены космосом, то нет никакой разницы, какого они качества. Православный взгляд на это противоположен: имеет значение не то, что с тобой что-то произойдет, а то, к чему это приведет. Для верующих важны не сами события, а то, как мы себя в них проявляем.
  • Вера в гороскоп доступнее, чем честное богоискание. Гармония для православных заключается в исполнении и следовании воле Божией. Понять, в чем она состоит — дело весьма трудное, иногда на него уходит вся жизнь. Куда проще, конечно, сделав правильный запрос в Интернете, по дате рождения определить свою «карму». Гарантии, что все именно так и произойдет, наверняка никто не даст, но если в это свято верить, то глазом не успеете моргнуть, как все «сбудется».

О чем говорит Писание?

Православный взгляд на гороскопы часто приводит нам примеры из Священного Писания, когда законы природы, в том числе действие светил, нарушались по молитве праведников. Самый яркий пример — история Иисуса Навина. В битве при Гаваоне с ханаанскими племенами он остановил Солнце и Луну, чтобы продлить суточный круг, не дав этим самым врагу возможности убежать, воспользовавшись ночной мглой. Так Иисус Навин одержал победу.

Библия говорит еще об одном чуде, нарушившем естественные законы, также связанном с упоминаемым ветхозаветным персонажем. Воды реки Иордан перестали течь и открыли израильтянам путь, когда те шли в Иерихон с ковчегом завета. Тем самым Иисус Навин в точности повторил чудо своего наставника Моисея, когда тот «аки по суху» переходил Чермное море. Отсюда следует, что не только Луна способна влиять на приливы и отливы, но и молитвы святых.

Отношение Церкви к астрологическим суевериям хорошо выражено в евангельской истории об исцелении так называемого «лунатика». После Преображения на Фаворе к Иисусу Христу привели юношу с признаками беснования. Характерно, что приступы случались с ним в периоды новолуния.

Толкователи Евангелия объясняют эту дьявольскую хитрость таким образом: бесы специально нападали на юношу в определенные фазы Луны, чтобы скрыть себя. Таким образом люди стали бы обвинять в болезни не их, а Луну, Божье творение, и через это косвенно бы хулили Самого Бога. Однако Господь исцелил молодого человека, запретив демонам, а не светилу, мучить его. Этим Он дал понять, кто был истинной причиной страданий юноши.

Какая звезда вела волхвов?

Сторонники астрологии любят приводить в пример евангельских волхвов, первыми пришедших поклониться Младенцу Христу. А кто такие волхвы? Разве они не маги, не гадатели по звездам? И разве не звезда привела их в Вифлеем? Что Церковь может на это возразить?

В первую очередь нужно выяснить, какая звезда вела волхвов. Астрономические и исторические исследования не нашли научного объяснения такому явлению. Теории о новоявленной звезде или комете неизбежно терпят крах. Как же объясняет это православная Церковь?

Святые отцы не склонны видеть в Вифлеемской звезде какого-то астрономического тела. Православный взгляд здесь таков: это было некое Божественное явление, ангельская сила. Ведь поведение самой звезды было нетипично. Появившись на востоке, она прошла некоторый путь с волхвами, указывая им дорогу, а затем остановилась в Вифлееме. Даже люди науки согласятся, что звезды так себя не ведут.

«Зачем же ангельская сила приняла вид именно звезды?» — спросят сторонники астрологии. Именно потому, что для волхвов это было понятно. Здесь удивительным образом проявляется действие промысла Божьего. Через их ошибочное знание и занятие Господь привел их к Себе, единственной Истине, о чем и говорится в тропаре праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Примечательно, что назад волхвам во сне было велено возвращаться другой дорогой. Некоторые толкователи Евангелия объясняют это не только страхом быть схваченными воинами Ирода. Они видят в этом и другой, скрытый смысл и символику. Своей «наукой» волхвы могли еще заниматься до явления Сына Божия, но после Его воплощения возврата к прежним знаниям быть уже не должно.

Почему гороскопы иногда «сбываются»?

И все же: почему предсказанное в гороскопах иногда исполняется? Православный взгляд очень прост: сбывается именно потому, что человек в это верит. Иногда он сам себя так настраивает, программирует, что иначе с ним произойти и не может. Бывает, что человек ловится «на удочку» темных сил.

Дьявол видит, что кто-то поверил в гороскоп однажды, в другой раз, и дальше он всецело завладевает душой человека, каждый раз «подтасовывая» события жизни, давая поверившему то, что он ждет. А в итоге все равно обманет его. Вот что говорил по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов):

Астрология, по-видимому, является одним из лжеответов, появившихся на свет благодаря падшести нашего мира. Те, для кого она "сбывается", добровольно помещают себя в плен лжезаконов мира сего (не естественных, Богом установленных законов природы!), сами готовя свою погибель. Спастись из плена можно, только вернувшись ко Христу в Его Церковь, начав строить жизнь не по звездам, а по заповедям

Какими бы чудесами не прельщала нас псевдонаука, нужно помнить, что вера в гороскоп еще никого не спасла. Из Писания мы знаем, что в последние времена антихрист именно невиданными знамениями и чудесами прельстит даже некоторых избранных. Поэтому нужно быть внимательными. Даже несерьезное увлечение гороскопами может привести к неожиданным последствиям.

Двух мнений быть не может

Отношение Церкви к астрологии и гороскопам непримиримое и предельно ясное: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую (1 Кор. 10:21). Церковь верит в свободу человека и не верит в судьбу. Писатель-апологет II века Татиан говорил:

Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей
Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство

Неслучайно астрология как лженаука и лжеучение была осуждена на нескольких Церковных соборах. Причем епитимия (наказание) для всех ее приверженцев была довольно строгая — отлучение от причастия на шесть лет. Это позволяет приравнивать веру в гороскопы к смертным грехам.

Подробнее об аргументах Церкви против астрологии смотрите видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Астрология – это не просто учение о влиянии на нас далеких звезд, астрология – разновидность оккультизма со всеми его последствиями.

В древности волхв или маг совмещал в своем лице обязанности колдуна, астролога, гадателя, толкователя снов – в общем, был полноценным оккультистом. И в наши дни тот, кто мыслит окружающий мир в магических категориях, увлекается звездными гороскопами. Современный колдун для лучшего эффекта заклинания обязательно учитывает астрологическую ситуацию на данный момент. А простые смертные, наивно увлекшись «звездной мудростью», выслушивают прогноз на неделю, тем самым вверяя свою жизнь не Богу, а холодному расположению космических глыб.

Автор этих строк прекрасно помнит, как ведущие астрологи нашей страны супруги Глоба вдохновенно предсказывали необычайные события, которые должны ждать нас в 1990-х и начале 2000-х годов. В частности, Павел Глоба пророчествовал как о судьбоносных, так и о вполне прагматичных вещах: что Союз социалистических республик не развалится , что в середине 2000 года последует денежная реформа, от которой мы весьма пострадаем , что в 2004 году Россия станет духовным центром Земли, даст ей нового спасителя, которого якобы упоминали еще Христос и арийский пророк Заратустра , что президентом США станет Хиллари Клинтон , а на Украине Виктор Янукович не станет президентом никогда . Ничего не исполнилось, зато на протяжении всех этих лет сама эйфория слушателей астрологии стала основой привития оккультизма сотням тысяч людей.

Астрология говорит о влиянии на жизнь и судьбу человека небесных тел: Солнца, Луны, планет, в зависимости от их положения относительно зодиакальных созвездий. Если гадания, например, по картам сразу набрасывают тень на подобный способ как явно оккультный, то астрология претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной (для большего наукообразия при составлении гороскопов используются даже компьютерные технологии).

Можно ли сказать что-то по этому поводу, основываясь на Священном Писании? Кстати, сами астрологи иногда вспоминают евангельских волхвов с востока, увидевших звезду новорожденного Царя и пришедших поклониться Ему. Только вот звезда эта была не совсем обычная – движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных светил способом: И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Какая еще звезда могла бы так передвигаться (сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему) и стать над местом, где родился Христос? По словам Святых Отцов (таких как Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский), это было особое знамение Ангелов об исполнении древних пророчеств – Рождении Спасителя мира Иисуса Христа. Подобно тому, как огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда предшествует представителям язычества на их пути ко Спасителю.

Святитель Иоанн Златоуст, а за ним блаженный Феофилакт Болгарский в Толковании на святого Матфея Евангелиста говорят, что это было явление божественной и ангельской силы, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым символически упразднившей магию. Как известно из предания, волхвы – Валтасар, Гаспар и Мельхиор – стали со временем христианами. Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды , то есть служившие звездам посредством этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу Правды.

Но не только это можно извлечь из Писания касательно отношений людей и небесных тел. В Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи, поскольку ученики Христа не смогли его сына исцелить (см.: Мф. 17: 14–18). Причем в данном случае одержимость имела одну особенность – бес овладевал мальчиком в новолуние, так что он падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно святоотеческому толкованию, демон пытался скрыть свои действия, так чтобы люди думали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело (вспомним, что в повествовании о творении мира Библия особо замечает светило малое – Луну – см.: Быт. 1: 16). Исцеляя юношу, Господь запрещает мучить отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. Нечистая сила старается и в наши дни использовать тот же самый прием – влиять на жизнь человека, по-видимому, соотнося случающиеся с ним события с расположением небесных тел.

Правда, читатель книги Бытия заметит, что светила были сотворены в том числе и для знамений. – И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1: 14). Что же это за знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда сделалась тьма по всей земле до часа девятого и померкло солнце (Лк. 23: 44–45). Поскольку на земле совершилось великое беззаконие – люди убили Того, Кто пришел даровать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Знамения бывают и более низшего порядка. Преподобный Иоанн Дамаскин об этом писал: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам, несомненно, дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире – ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством» .

Есть, правда, в современной науке молодая отрасль – гелиобиология, открытая советским ученым, профессором Александром Леонидовичем Чижевским (1897–1964). Эта наука показывает, например, явную зависимость некоторых болезней и эпидемий от уровня солнечной активности. Некоторое влияние простирается даже на психическую сферу людей. Ученый, которого знают обычно по его изобретению, «лампе Чижевского», в 1915 году увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен, проходившим через центральный меридиан Солнца, и военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Чижевский обратился за советом к К. Э. Циолковскому, который предложил накапливать материал для построения научной теории, что отчасти и было выполнено.

Смысл концепции А. Л. Чижевского сводится к тому, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, а именно, влияют на жизненные процессы, начиная от урожайности злаковых культур и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается даже на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т. д. Впрочем, Чижевский всегда пояснял, что состояние солнечной активности не является основополагающей причиной земных процессов, а лишь способствует более острому проявлению уже назревших на земле процессов (это, в частности, изложено в ключевой книге ученого: Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: «Мысль», 1976).

Иными словами, в гелиобиологии все объясняется не расположением светил и знаками зодиака, а физическим влиянием солнечной активности на растительную, биологическую и психическую жизнь. Приведем элементарный пример: если Солнце не будет светить в достаточной мере, цветок не вырастет, а если будет светить слишком сильно, то он завянет, и мистика тут не причем. Кстати, в некоторых ситуациях современные астрологи манипулируют данными метеорологии, а также другими научными данными о природных воздействиях на организм человека, например, влиянии фаз Луны на сердечно-сосудистую систему.

Проблема астрологии (равно как и хиромантии – гаданиям по линиям руки, а также нумерологии – гаданиям по числам, складывающимся, к примеру, из номеров года, месяца и дня рождения) во многом связана с сильнейшим соблазном человечества – верой в судьбу (поэтому решение этого вопроса вскрывает суть не только астрологии, но заодно хиромантии и нумерологии). Судьба и свобода – понятия, противоречащие друг другу. Свобода есть величайший дар Бога человеку. Астрология же побуждает перекладывать ответственность за собственные поступки на небесные светила, внушает мысль о предопределении. По сути, астрология превращает человека в игрушечный механизм, все действия и поступки которого прописаны звездными схемами.

Апологет II века Татиан Ассириец в своей «Речи против эллинов» писал: «Они (демоны), показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки – порождения той же судьбы, и всякое рождение, как на сцене, доставляет наслаждение тем, которые, как говорит Гомер, “смех несказанный воздвигли” (Илиад. 1: 599; Одисс. 8: 326)» .

Что же плохого в том, что жизнь связывается с фатальным предначертанием судьбы?

Во-первых, это принижает достоинство человека, созданного по образу Божию, и значит, свободного, призванного разумно созидать свою жизнь.

Во-вторых, вера в судьбу заранее оправдывает все грехи и пороки, к которым человек способен скатиться.

В-третьих, судьба не способна освятить каким-либо возвышенным смыслом трагические обстоятельства человеческой жизни, например, внезапной инвалидности, преждевременной гибели, крушения жизненных надежд или смерти ребенка – так «на роду написано» и всё. Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные события жизни, не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть Его живую заботу о нас, главной целью ставящую наше вечное спасение. Даже несчастный случай, неожиданно пресекающий жизнь, не есть предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о человеке. Апологет Татиан, кстати, далее говорит: «Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей» .

Замечена одна удивительная особенность – многие люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое отношение, что их характеры точно соответствуют прописанным по их поводу астрологическим характеристикам. Когда же человек обретает душой своей Бога и приходит к жизни церковной, то он вдруг прозревает, насколько его душа и характер независимы от звездных расписаний, что жизнь его уже не подчиняется астрологическим закономерностям, не сообразуется с расположением звезд, а направляется удивительным, милосердным и премудрым Промыслом Божиим. Суть этого феномена заключается в том, что суеверные люди сами в своем уме подгоняют под астрологический прогноз события своей жизни, которая у каждого человека настолько многообразна и глубока, что в этой палитре обязательно найдутся цвета, схожие с жалкими мазками гороскопа. Когда же человек освобождается от суеверия, он видит и чувствует, что подлинная жизнь отличается от гороскопов так же, как живое дитя отличается от куклы.

Блаженный Августин в толковании на книгу Бытия посвятил целую главу разбору учения астрологов: «Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии звезд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры». Блаженный Августин пишет, «что наши души по своей природе не подчинены небесным телам». Далее он объясняет всю нелепость влияния звезд на нашу жизнь: «Что может быть нелепее и бессмысленнее, если, убедившись этими примерами, они нам скажут, что роковое значение звезд имеет отношение к судьбе одних только людей? Да в этом они и сами убедятся на примере близнецов, которые весьма часто при рождении получают одни и те же созвездия, однако живут различно, различно бывают счастливы или несчастны и различно умирают. Ибо хотя уже при самом появлении из утробы матери между ними существует некоторое различие, однако различие [по дальнейшей жизни] между иными из них бывает настолько велико, что не может быть выведено из астрологических вычислений» .

Известно, что в одной и той же катастрофе погибают люди, родившиеся под самыми разными созвездиями, с самыми различными астрологическими прогнозами. Напротив, двое близнецов, родившихся практически одновременно, часто имеют совершенно разные характеры и способности, кардинально противоположные судьбы, о чем и пишет блаженный Августин. Астрологи пытаются объяснить это тем, что два близнеца рождаются все же не одновременно. Но в таком случае составляемые на протяжении тысячелетий гороскопы уже не верны, ибо почти никогда неизвестна секунда рождения конкретного человека. Блаженный Августин дальше приводит пример из Ветхого Завета: «Рука младшего Иакова, при рождении, оказалась держащею за пяту старшего, так что они родились как бы один, надвое простершийся, младенец. Так называемые созвездия их не могли быть, конечно, различными. Что же может быть нелепее мысли, будто астролог, рассматривая эти созвездия, мог бы по одному и тому же гороскопу, по одной и той же Луне сказать, что один из них будет любим, а другой не любим матерью? Ибо если бы он сказал что-нибудь иное, то сказал бы очевидно ложь, а если бы сказал именно это, то хотя сказал бы правду, но несогласно с нелепыми предсказаниями своих книг» .

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой о помощи.

Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности определяется не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например, свободное самоопределение человека.

У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота (Иер. 10: 2–3). Еще раз повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение каждой конкретной личности. В таком случае нет строгого шаблона жизни, в который должен неумолимо вписываться своими поступками человек. Значит, переживая о будущей участи своей или своих близких, нужно обращаться не к гороскопам, хиромантам, гадателям или прорицателям, а к Богу посредством личных молитв и участия в Таинствах Церкви, ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не благодать Духа Святого, подаваемая посредством молитв и литургической жизни?

Татиан. Речь против эллинов / Сочинения древних христианских апологетов. – М.: «Благовест» - Спб.: «Алетейя», 1999. С. 17.

Там же. С. 18 – 19.

Августин, блж. О книге Бытия / Творения. – М.: «Паломник», 1997. С. 201.

Там же. С. 201 – 202.

В нашем обществе не так много людей, всерьез верящих в астрологические и другие подобные «предсказания». Но несмотря на это, то и дело можно слышать то вопрос: «А кто ты по знаку зодиака?», то предложения «К Новому Году покупайте лошадок/бычков/ свинок/собачек!», люди дарят друг другу или покупают себе сувениры, то намекая таким образом на примерную дату рождения, то на какие-то свои черты характера. Если для людей неверующих подобные языческие пережитки вроде бы логичны, то тем более печально и удивительно видеть среди любителей «зодиаков» и людей, считающих себя православными. Многие люди, отрицая «астрологические прогнозы» из массовой прессы, все же не отрицают того, что знаки зодиака и знаки китайского гороскопа, а также их всевозможные «совмещения», определяют характер человека. Даже не веря в сами предсказания, в какую-либо оккультно-магическую составляющую, они пытаются найти какое-то псевдонаучное объяснение о якобы цикличности человеческих характеров, подмеченной в древности и иллюстрируемой знаками и т.д. И даже когда реальность опровергает все «даваемые» гороскопами характеристики, ему начинают присваивать их, притягивая за уши. Считается, что знаки зодиака и китайские знаки как-то показывают разнообразие человеческих характеров, а заодно и классифицируют их. Однако, тем же самым занимается целая наука – психология. Это серьезная сложная наука, которую не стоит низводить до «зодиакального» ширпотреба и сомнительных привязок характеров ко дню рождения. Есть и другой аргумент. Гороскопы ориентируются на дату рождения. Но мы знаем, что фактическим рождением человека (т.е. образованием нового организма) является зачатие. Сторонники гороскопов скажут: «Ну сдвиньте характеристики на 9 месяцев, что с того?». Но ведь беременность может длиться и не 9 месяцев, а меньше. Как же быть тут? Можно найти массу и других подобных аргументов, но, к сожалению, с их помощью убедительно опровергнуть зависимость характера от знака почти невозможно, т.к. это во многом вопрос веры. Кроме того, в каких-то случаях, и даже часто, человек может действительно «соответствовать» своему знаку. В этом нет ничего удивительного: демонические силы, ни к чему иному так не стремящиеся, как отвратить человека от Бога, вполне в состоянии раздувать подобную убежденность, подбрасывать соответствующие мысли, аргументы и выводы, которые человек может принимать за свои! Поэтому главным аргументом против гороскопов для всякого православного христианина должно быть не то, логичны они или нет, а то, что гороскопы, даже в таком «урезанном» варианте, являются предательством Господа, доказательством недостаточной веры в Него и Его Промысел. Независимо от того, «соответствуют» ли они правде, «помогают» ли или нет, являются ли они для человека забавной «игрой» или серьезным увлечением. Почему? Ведь в Священном Писании есть явное отрицание, например, магии, чародейства, но нет явного отрицания «цикличности характеров». Все дело в том, что ориентирование на знаки и их характеристики формирует у человека определенный потребительский и самооправдательный подход к самому себе и окружающим. И подобный подход с Христианством и несовместим! Каждому из знаков, как китайскому, так и зодиакальному, приписываются определенные черты характера (а в некоторых случаях из этого даже «выводят» выбор занятий, интересы, вкусы и т.д.). Человек становится как бы заложником приписываемых ему черт. Причем эти черты, как правило, отрицательные: девам приписывается ханжество, тельцам – корыстолюбие, овнам – горячность и т.д. Таким образом, увлечение характеристиками знаков подводит к мысли, что все, даже самые плохие, черты характера и страсти имеют право на существование, неистребимы и непобедимы в отдельно взятом человеке, если они «продиктованы» характеристикой знака. С другой стороны, возникает соблазн вешать окружающим ярлыки, избегать их только из-за знака («А с ним нельзя дел иметь, он родился в год Козы. Козы ненадежные»). Ведь иногда доходит до абсурда, когда при собеседовании при приеме на работу выясняют знак соискателя! А ведь Христианство настаивает на борьбе со страстями и страстными зависимостями, гордыней и превознесением себя! Борьба эта бесплодна и бессмысленна, если вверять себя «характеристикам» знака по дню рождения, но с Божией помощью она реальна и приносит плоды. Без Меня не можете делать ничего (Ин.15,5). Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу (Мк.10,26-27). Пример тому – многочисленные жития святых, многие из которых совершили в своем образе жизни чудеснейшие перевороты. При вере в гороскопы святая Мария Египетская так и осталась бы блудницей, а святой Моисей Мурин – разбойником, потому что их «знаки», вероятно, «располагали» к этому. Настаивает Христианство и на любви к ближнему, и уж никак не на навешивании на него ярлыка «неподходящего» только из-за даты рождения. Очень просто и остроумно, ответил на вопрос о гороскопах известный московский священник, протоиерей Артемий Владимиров: «Скажи, пожалуйста, стала бы ты есть мед из бочки, в которую кто-то опустил ложку с дегтем? Конечно, нет, потому что малая закваска портит всё тесто, по выражению святого апостола Павла. Гороскопы – это очень хитренькие и коварные штучки. По видимости они говорят о разнообразии человеческих характеров, уча сообразовываться со знаками Зодиака и избегать опасного общения с людьми, но по существу гороскопы развращают людей. К примеру, о родившихся под созвездием Рыб говорится, что такие люди очень талантливы, но при этом ветрены и непостоянны. Только примешь на веру это провокационное сообщение, как начнешь оправдывать в себе вероломство и даже распутство, утешаясь тем, что ты человек талантливый. Мол, таланту всё позволено – и изменить жене, и нарушить клятву, и поработать на американскую контрразведку. Таким образом гороскопы улавливают людей в свои сети. Между тем как Господь Иисус Христос, вложивший в нас Свои дары и таланты, требует решительной борьбы с пороками, недостатками, чтобы каждый работал над собой, исправлял свой дурной характер и мало-помалу становился ангелом смирения, любви, мудрости и радости. Поэтому убеждаю вас, не верьте гороскопам и не читайте их, ведь так легко, прочитав, что я – лебедь, ты – рак, а он – щука, расползтись в разные стороны. Того гляди, враг и добьет нас поодиночке».

Встречается, однако, и другой подход к годам и знакам. Бывает, что человек не верит ни в знаки, ни в характеристики, однако с удовольствием встречает «год Лошади», носит на шее кулон со своим знаком или пьет из кружки с его изображением. Видя в этом просто символ, но не веря, он все равно невольно и скрытно является суеверным язычником. Для православного христианина даже такое послабление недопустимо. Как пример твердости веры и принципиальности можно вспомнить первохристианских мучеников. Когда они отказывались совершить поклонение языческим «богам» даже под угрозой смерти, им частенько предлагали сделать это хотя бы лицемерно, для вида. И, тем не менее, даже на такую сделку с совестью древние христиане не шли, не по причине какой-то упертости, а потому что хотя бы такими внешними действиями не хотели запятнать своей веры. И сталкиваясь с угрозой казни, они не боялись ее, а, твердо веря, шли вперед. Так не стоит ли нам проявить принципиальность и твердость в куда более простом вопросе? Не стоит ли отказаться от всех этих зодиакальных сувенирчиков и символов, слишком уж смахивающих на идолов? Если мы, конечно же, христиане.