Почему люди постоянно воюют и сколько это будет продолжаться. Почему люди воюют

Вся история человечества пронизана конфликтами. Войны происходят с незапамятных времен. Фактически война – это неразрывная часть человеческой истории, ведь каждый день на земле где-то люди воевали, воюют, и наверняка будут воевать. Дней без войны за всю историю земли было немного.

Наступил уже 21 век. Жестокие уже в прошлом и вроде бы прогресс должен был остановить войны, но видимо человек не может без них. Сегодня в мире насчитывается более десятка конфликтов, от которых умирают тысячи людей. Так почему же люди воюют?

Причины войны

Как правило, истинные причины войны всегда скрыты. Важность представляет лишь повод.

Главная причина возникновения всех войн – стремление определенных политических сил применить вооруженную борьбу, чтобы достичь различные внутри- и внешнеполитические цели.

— материальные;

— человеческие;

— информационные и другие.

Именно они толкают определенные силы на ведение войны.

Война с точки зрения психологии

С точки зрения психологии человеку по природе свойственна определенная агрессия. Она подпитывается проекцией и сублимацией, когда человек переводит свое недовольство в ненависть и предубеждения к другим идеологиям, нациям, религиям и . Согласно этой теории, государство образует и сохраняет в местном обществе определенный порядок, то же время оно может создавать базу для агрессии в виде войны.

Если война – это неотъемлемая часть человеческой натуры, как утверждают многие психологические теории, то изжить ее полностью не получится.

Почему люди воюют? Гипотезы

1. Воин = мужчина

Некоторые эволюционные психологи заявляют, что воинственные и сильные мужчины чаще других имели доступ к ресурсам и женщинам. Именно ради спаривания создавались союзы, планировались набеги и тому подобное. Воинственные коалиции ложились в основу создания государства.

2. Месть хищникам

Чтобы выжить, древнему человеку нужно было охотится. Для этого он создавал оружие и совершенствовал его. На смену животным со временем пришли люди, ведь проще отобрать добычу, чем долго и упорно охотиться на нее.

Именно поэтому война является примером не врожденного, а усвоенного поведения.

3. Перенаселение

Война, согласно идее Томаса Мальтуса, является результатом роста населения при ограниченном доступе к ресурсам. Данная идея и сегодня пользуется популярностью.

4. Юный задор

Считается, что зарождение жестокости, в том числе войны, является следствием роста доли молодых людей, которые лишены возможности проявлять себя на мирном поприще. Однако, если не удается перенаправить их энергию вовне, то они способны передраться между собой и могут нести вред всему обществу.

5. Стадное чувство

У общества в кризисное время включается инстинкт самосохранения. Люди отбрасывают всякую рациональность. Инакомыслие подавляется. Главной ценностью становится сплоченность рядов. Для многих людей, обладающих незрелой психикой, это возможность разрешить проблему своей идентичности.

6. Примитивная агрессия

Агрессия является инстинктом, который способствует выживанию. Человек в процессе развития выработал новые стратегии выживания: агрессия в особых случаях разрешается по отношению к уже назначенному врагу. Советуем почитать,

7. Обратимая социальная адаптация

Маргарет Мид, антрополог, высказала мысль, что война не является следствием нашей агрессивной натуры. Возможно, это лишь социальная адаптация и от нее можно по своей воле отказаться. Для этого нет необходимости проводить преобразования, чтобы люди стали лучше. Необходимо начать с себя.

Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.
Анри Барбюс

Все погибшие «за родину» отдавали свою жизнь за глупости, ошибки или капризы режима.
Александр Невзоров

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
Лао-цзы

Я полагаю, что рациональные объяснения природы войн далеки от истины по крайней мере по двум причинам: войны по природе своей иррациональны и ведут их не столько даже для захватов, сколько ради навязанных обществу мифологий либо глубоко спрятанных вожделений.

Мифами, отражающими вожделения народов, являются национальные идеи, не имеющие никакого отношения к правде, но сплачивающие людей и ведущие их на войну. Политика - конкуренция мифов и при всей условности, искусственности и неадекватности коллективных мифов они ведут одни народы к процветанию и успеху, а других выбрасывают на обочину исторического процесса. Парадигмальные изменения общественных структур, такие как войны, революции или иные сингулярности - не что иное как смены мифов. Народы существенно отличаются качеством жизни не из-за биологии, генетики или географии, а благодаря доминирующим идеям-представлениям о реальности, заложенным в конституции или правилах игры.

В книге "Русский фашизм" я писал, что фашизм является не столько социальным явлением, сколько негативным свойством человеческой души, свойством патогенным и разрушительным, извлекающим из людей всю мразь, самые низменные и темные качества человеческой природы. Эрих Фромм считал, что человеческий мозг живет в ХХ веке, сердца же большинства людей - в неолите. Поэтому фашизм рождается изнутри, из самих душ, которым нужны враги, внешние и внутренние, а зажигают эти души агрессией и ненавистью нелюди ада, бесы разных калибров, одержимые мифами и психическими патологиями собственного сознания.

Война - это всегда сатанизм, психическое отклонение от нормы, заражающее охлос, быдло, пекус, агрессивную, темную и невежественную часть населения. Поражая народные массы, такого рода сатанизм ведет к коллапсу государств и империй. История учит, что народы и страны, ставшие на этот порочный путь, движутся в небытие. Война - это заражение народных масс войной с помощью химер, воспринимаемых быдлом, как патриотический долг, святая обязанность или героизм. Альберт Эйнштейн по этому поводу писал: "Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом - как сильно я ненавижу всё это, какой низкой и подлой является война".

«Есть центры принятия решения, и есть место сражения. Приближаясь к месту сражения человек, начинает подвергаться тем чувствам и ощущения, которые далеки от его интересов. Органы чувств напряжены, обострены, сосредоточены до такой степени, когда наступает момент невосприимчивости более ни к чему. В голове становится пусто. И прошлое, и будущее исчезают; в момент разрыва снаряда такие понятия как «потому, что» и «для того, что» попросту не существуют, тогда как тело и разум стремятся к полной концентрации, без которой человеку в этих обстоятельствах не выжить. Говоря прямо, в основе битвы никогда не может лежать интерес, потому что у мертвых нет интереса. Человек вполне может отдать жизнь за Бога, короля, страну, семью, или даже за все сразу. Однако утверждать, что он сделал это потому что у него был некий посмертный «интерес», состоящий хотя бы в выживании самых близких и дорогих ему людей, было бы искажением смысла данного термина и превращением его в собственную карикатуру».

Мотивы, которые побуждают людей идти на войну и жертвовать жизнью, темны как книги Гримуара или заклинания для вызова бесов. Для нормального человека абсурдно умирать ради собственных интересов, но умирать ради чьих-нибудь психических патологий - еще абсурднее.

В своих глубинах война не инструмент политики и даже не массовое убийство ради определенной стратегии или цели, война - безумие одних, заражающее массу других. И чем больше крови пролито во имя сумасбродного мифа, тем священнее этот миф и его символы в сознании безмозглых.

«Режим может быть сколь угодно глуп, злобен и губителен. Он может плескаться в «крови и гное народа», насиловать, унижать и убивать миллионы своих подданных. Но если он умеет показывать один-единственный фокус, то убиваемое и насилуемое население всегда будет ему благодарно. От режима требуется всего лишь суметь прикинуться «родиной». Сделать это не просто, а очень просто».

Я обращаю внимание на то, что для всех без исключения поджигателей войн цели, ценности, символы кровопролития являются способами заражения йеху, такими же как понятие «наших бьют», «честь», «слава», «патриотизм», «победа», «энтузиазм», «знамя» или «награда».

Война - это не грандиозный театр, а гигантская скотобойня. И то, что вся история человека - это история войн, свидетельствует, что бесовство всегда брало и по сей день берет вверх над божественностью. За обозримую историю не было ни минуты на планете, когда где-нибудь не шла бы война, и до XX века примерно до 10 процентов населения Земли погибало в результате военных действий.

«Даже самые великие литературные произведения древности - это в основном вдохновенные повествования о том, как Ахилл выдирает сухожилия из Гектора, Шива раздает пинки асурам, прекрасный Усивака изничтожает дом Тайра, а Кухулин, сломав спину своему другу Фердиаду, говорит по этому поводу несколько добрых, прочувствованных слов. Про Библию и говорить нечего: там сплошное избиение младенцев от первой страницы до последней… Учитывая, что биологически человек - каннибал и падальщик, другого поведения от него, наверное, ждать было бы наивно».

Я еще мог бы понять стремление кроманьонца выпустить кишки из неандертальца, но ведь 99 % всех компьютерных игр, ныне выпускаемых в мире, предполагают, что игрок будет развлекаться убивая. А Вам известны игры, в которых нужно лечить, растить или строить?

Создав грандиозные мегаполисы, запустив спутники и летая на Луну, человечество так и не придумало ни одной идеологической системы, которая однозначно говорила бы, что война - это безумие, это опасность уничтожения человечества. А немногочисленные пацифисты всегда представлялись обществу и воспринимались большинством как существа малахольные, плохо понимающие важность и ценность «исторических моментов» и «великих побед». Я уж не говорю о «самом духовном» институте человечества: почти все мировые религии так или иначе поддерживают «святое право» одних народов резать другие народы, и не просто поддерживают, а благословляют массовое уничтожение, по сей день освящая ракеты и атомные бомбы.

Мне практически не известны получившие массовую поддержку теории, ориентирующие людей на сотрудничество и мир, но зато существуют десятки теорий, объясняющих неотвратимость войны: «Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» (Томас Гоббс). Фрейд объяснял войну агрессией и тягой к смерти, Мальтус - борьбой с перенаселением, Гегель - законами диалектического развития общества, Ленин - классовой борьбой, Гитлер - преимуществом одной расы над всеми остальными, Лоренц - врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, современные ученые - естественным проявлением коллективизма…

Теоретики замечательно показывают, в каких условиях люди охотнее воюют, но никто не разъясняет, зачем они вообще это делают? Тем более - в наши дни, когда война особенно разорительна для всех сторон конфликта и крайне невыгодна для ее участников.

«В общем, если бы люди тратили столько же усилий, сколько тратят на войны и на поиски компромиссов, они бы, несомненно, сумели решать все мировые вопросы, проливая одну-единственную жидкость - чернила».

Иногда войну называют зверством, даже говорят о «зверином оскале патриотизма», но мне неведомо зверство в виде перманентных и полномасштабных боевых действий самых беспощадных хищников. Да, хищники могут охотиться группами, но, встретив более сильного конкурента, чаще всего убегают. Они умеют охотиться, но не вступать в битвы. Поэтому термин «обезьяна с гранатой», наверное, была бы оскорбительной для обезьян… Поэтому даже если человеческая агрессивность и имеет глубокие биологические корни, то количественно у человека нет конкурентов за исключением вирусов…

Только скотская покорность и фанатизм человеческих толп делали и до сих пор делают возможным существование войн.

Война - это психоз, порожденный неумением прозревать взаимоотношения вещей. Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления. Война - варварство. Война - учитель насилия. Война - преступление, которое не искупается победой. Война - политический рак, разъедающий тело самых сильных государств. Война - это гидра, которая в современных условиях угрожает самому существованию человечества. Война - не приключение. Война - болезнь. Как тиф. Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны. Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой.

Ведущий войну с другими не заключил мира с самим собой. Война и культура - несовместимы, они существуют в различных сферах и разговаривают на разных языках. Я убежден, что убийство под предлогом войны не перестает быть убийством. Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире. Если мы не прикончим войны, война прикончит нас.

«С тех пор, как Земля вращается вокруг солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря войне. Война - естественное и обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. У нее нет начала, нет конца. Война - это сама жизнь. Война - это отправная точка».
Адольф Гитлер "Моя борьба"

Дети о войне.

Мясорубка - это и есть война.
Алексей, 6 класс

Война – это самое страшное слово во всех языках мира. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день, войны на Земле не прекращаются. От копий, стрел и щитов человечество пришло к самому страшному и разрушительному оружию – атомным бомбам, применение которых может уничтожить дом всего живого – планету Земля.
Но Войны не проходят сами по себе, их начинают люди. Группы, стоящие у власти, решают судьбы народов. Эти опьяненные силой и властью политики стремятся к мировому превосходству, не понимая самого простого и главного, что каждый человек на Земле любой национальности и любого цвета кожи имеет право на жизнь…
Долгова Ирина, 6 класс

В этом году наша страна празднует 60-летие Победы. Во время войны огромное количество людей погибло и много пропало без вести. Война, я не хочу встречаться с тобой. Ты такая подлая, противная, мерзкая, приносящая горе всем. Многие дети остались без родителей…
Филиппова Даша, 6 класс

У Войны не женское лицо. У Войны лицо смерти. Война, ты несешь с собой боль и страдания. Ты унесла миллионы жизней. Ты сделала несчастными каждого второго на земле. Там, куда приходишь ты, уничтожается все живое и человеческое. Ты приносишь горе и разрушение, болезни и голод. Твои щупальца простираются на многие тысячи километров. Из-за тебя остаются дети сиротами, жены без мужей, матери без сыновей.
Тебя не должно быть.
Петрова Анастасия, 6 класс

Я ненавижу тебя, Война! Мне противны все люди, которые разжигают великий Огонь Войны. А ведь именно в этом Огне сгорают человеческие мечты, жизни и судьбы! Ну, а больше всего мне противны люди, которые фанатично следуют за тобой, которые обожествляют тебя, Война! Ведь эти люди не живут в нашем мире, они живут в мире, где главными ценностями являются не героизм и патриотизм, а в мире, где ценятся злость, ненависть, жестокость и коварство.
Фурсова Надя, 6 класс

Война! Что это такое? Какой страшный смысл хранит в себе это слово? Я хочу, чтоб ты больше не повторялась. Когда ты началась, ты унесла очень много жизней. Из-за тебя пострадали дети. Многие из них потеряли родителей. Я не хочу больше выстрелов. Я хочу, чтоб ты, наконец, кончилась, а на Земле воцарился мир.
Фиохин Антон, 5 класс

Обращаюсь к тебе, Война, не с уважением, а с презрением. За то, что ты бесцеремонно вторглась в наши дома, неся хаос и разрушение. Все те страдания, которые ты причинила, мы никогда не забудем. Вспоминая эти события, мы будем проклинать тот день, тот год и тот час, когда ты пришла в наши города.
Ларькова Арина, 7 класс

Война, ты гибель невинных людей, природы. Ты уродуешь землю, выжигаешь леса. Война, ты катастрофа всей Земли. Ты забираешь из жизни лучших людей, смелых и отчаянных, которые, не задумываясь, отдают свою жизнь ради жизни других. Я ненавижу тебя и хочу, чтобы люди жили в мире и никогда не знали тебя. Война, ты кровожадный хищник. Мы против тебя. Да здравствует жизнь и мир!
Фисенко Ксения, 6 класс

Сколько бы заботливые родители и пожилые учителя не говорили, что всё это блажь, а думать надо о детях и работе, человек по всему миру вновь и вновь обнаруживает поразительный интерес к идеям, даже в век интернет-гипермаркетов. Люди выходят на улицы, дерутся с полицией, едут воевать в горячие точки, подрывают себя в автобусах, и вообще ведут себя не так, как им положено нормами безопасного общежития.

Что же заставляет человека отстаивать свои убеждения, порой рискуя спокойствием и даже безопасностью? Почему такая, казалось бы, абстракция, как идеи, защищается с той эмоциональной вовлечённостью, которую каждый из нас имел возможность наблюдать?

Французский социолог Мишель Маффесоли в книге «Человек постмодерна» связывает потребность к отстаиванию убеждений с феноменом неотрайболизма и формированием « новых городских племён» - групп, в которых объединение личностей происходит не только по принципу единства территории, характерному для социального устройства предыдущих эпох, но и по принципу единства взглядов и вкусов. В основе любого объединения, по Маффесоли, лежит потребность в чувстве принадлежности. Это чувство заставляет человека защищать то сообщество, которое он считает «своим» и, соответственно, в первую очередь защищать то, что составляет его сущностное ядро - взгляды, этим сообществом разделяемые. Но только ли в этом причина? Чтобы разобраться в данном вопросе, мы обратились к специалистам - психологу, биологу, социологу и философу.

Что же заставляет человека отстаивать свои убеждения, порой рискуя спокойствием и даже безопасностью?

Мария Максимова

кандидат психологических наук,
МГУ

Почему у человека есть потребность отстаивать свои убеждения? Убеждения входят в состав идентичности человека. Идентичность - ядро личности, ощущение собственной непрерывности и самотождественности. Это совокупность самоопределений человека, принятых им относительно себя и своей жизни. По сути, это ответ на вопрос «Кто я?». Отстаивая свои убеждения, мы косвенно отвечаем на этот вопрос, поддерживаем свою идентичность. Чем больше мы вкладываемся, чтобы отстаивать свою точку зрения, тем ближе идентичность к полюсу «достигнутая» в противовес «диффузной». Достигнутая идентичность - характеристика зрелой личности, прошедшей через кризис. Основными источниками убеждений считаются воспитание, личный опыт, социальные стереотипы, авторитеты, а также искусство, наука и религия. Убеждения связаны с понятием социализации, взаимодействия с другими людьми. Убеждения, так же как и установки и многие другие социально-психологические феномены, имеют трёхкомпонентную структуру, три элемента: когнитивный (осознание, содержание, знания), эмоциональный (оценка, отношение, чувства) и поведенческий (что я делаю исходя из своих убеждений).

Если рассуждать в терминах гештальт-терапии, убеждения могут состоять из интроектов - принятых в себя чужих взглядов и суждений, «непережёванных» кусков опыта других людей. Или же убеждения могут представлять собой результат осмысления и интеграции опыта, и тогда это показатель зрелости и осознанности.

Борьба за убеждения вносит вклад, поддерживает самооценку, позволяет ощутить свою значимость.

Так или иначе убеждения - это ткань идентичности, а потребность их отстаивать - поиск опоры и определение своих координат в изменяющемся мире.

Мне вспоминаются слова моего учителя по гештальт-терапии: «Что бы человек ни делал, это его способ поддерживать свою самооценку». Безусловно, борьба за убеждения вносит вклад, поддерживает самооценку, позволяет ощутить свою значимость, и, если соотносить это с основными потребностями, это ближе к потребности в уважении и признании. По результатам гендерных исследований, удовлетворение потребностей этого порядка особенно значимо для мужчин.

С другой стороны, убеждения - действительно довольно абстрактная вещь, которая напрямую не затрагивают базовые потребности. Они, скорее, актуализируют потребности высшего порядка - стремление к самореализации и самоосуществлению. И даже когда человек изо всех сил пытается доказать другим простые вещи или парадоксы, например, что любовь - есть, мир - хороший, а небо - зелёное, в этот момент его главная потребность - появиться, быть увиденным и услышанным и просто быть».

Александр Панчин

кандидат биологических наук, старший
научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН

Я думаю, что это сами убеждения используют уязвимости нашего мозга, чтобы эффективней распространяться. Вот как вирусы могут заставлять клетки производить свои собственные копии (даже в ущерб самой клетке), так и некоторые идеи (например, религиозные) могут заставлять человека даже жертвовать собой ради своего распространения. Те идеи, которые склоняют человека к такому поведению, будут захватывать всё больше и больше умов, пока не появится способ защититься от такого зомбирования.

Полина Колозариди

исследователь, НИУ ВШЭ

Почему людям важно отстаивать свои убеждения?

Если вам скажут, что ваш сосед, допустим, Павел, рискует своей безопасностью ради какой-то идеи или ценности, вы, скорее всего, вообразите фантастическую картину. В ней будет Павел, сражающийся с ОМОНом, потому что нельзя жить далее во лжи. Павел, спасающий детей далёкой страны, где идёт война, потому что нет чужих детей. Или хотя бы Павел, который подписывает коллективное письмо, зная, что его уволят из-за этого с работы. Мотивация Павла становится вам понятой. Если его героизм вам симпатичен, вы скажете, что сосед принадлежит к тем людям, которым их групповая вера (или, шире говоря, идентичность) важнее частного благополучия. Если идеи Павла вам не близки, вы сочтёте, что он движим жаждой славы и социального одобрения. То есть вы, конечно, скажете не так, вы отметите его храбрость или альтруизм или, наоборот, заклеймите за избыточное рвение и жажду внимания.

В любом случае в вашей оценке будет признание того, что Павел движим какими-то общественно важными мотивами. Коллективное становится важнее частного. Дальше можно предложить много интерпретаций. Например, что выживают не самые сильные, а самые приспособленные к коллективной жизни, как рассказывают эволюционисты. Или, более того, что это происходит, потому что в эволюции главное - не индивиды, а гены, как говорит Ричард Докинз. Или что альтруизм - это выгодно, как пишет философ Питер Сингер. Или что риск ради коллективных ценностей искупается возможным благом в будущем. А на миру и смерть красна, скажет вам соседка, сочувственно глядя на Павла.

Но главное - другое. Сам факт того, что мы противопоставляем ценности обычной жизни и неких идей - это очень подвижный факт. Мы привыкли к стабильной жизни, в которой собственная безопасность - это константа, как будто неотделимая от человека. А борьба за идеалы - что-то абстрактное, как будто отделённое от нас. Но давайте посмотрим на это иначе. Если сосед Павел - дальнобойщик, то его нужда в безопасности связана с идеей освобождения от диктата государства кровно и неделимо. Павел в таком случае вообще не согласится с вами, что он-де за идею. «Семью кормить надо», - скажет он. И будет прав, потому что люди идут отстаивать свои убеждения, когда они становятся материальными и неотделимыми от самой жизни.

Владимир Картавцев

кандидат философских наук,
Университет Манчестера

Итак, если нас интересует то, почему людям свойственно действовать в согласии со своими убеждениями, а не как-то иначе, мы можем спросить о следующем.

Во-первых, что это за «люди»? К счастью, наша дисциплина не занимается людьми. Социологов интересует другое - как возможен тот социальный порядок, в рамках которого люди обитают. Это означает, в числе прочего, что конкретные действия людей (или их групп) являются следствием конкретных конфигураций элементов этого порядка.

Во-вторых, что означает «действовать»? Макс Вебер ответил бы, что социальным является такое действие, которое по своему смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Вся соль здесь в слове «смысл» - мы вполне можем совершать какие-то действия, находясь наедине с собой, но они всё равно будут социальными; главное в том, чтобы этот смысл придать - например, своим переживаниям. Так мы соотносим себя с миром, формулируя определённый набор ценностей. Путь от ценностей, разделяемых нами, до наших же убеждений сокращается.

Мы не можем не достраивать своё общество в рамках ежедневных практических действий, которые совершаем.

В-третьих, что значит «действовать в согласии со своими убеждениями»? Можем ли мы в полной мере считать наши убеждения «своими»? Отчасти ответ на этот вопрос уже был дан - если общество предпослано нам, если оно существует до всякого «я» (а, скорее всего, это именно так), то и наши убеждения - это не то, что мы изобретаем, а то, что мы усваиваем. В целом, набор тех устойчивых схем действия и мышления, который мы усваиваем по мере социализации, может быть обозначен при помощи термина «габитус», которым пользовался Пьер Бурдьё.

Наконец, в-четвёртых, мы вправе спросить себя (и других) о том, что это вообще такое - убеждения? Может быть, наши убеждения - не более чем артефакт той или иной традиции (национальной, религиозной, политической), который мы всего лишь некритически воспроизводим. С другой стороны, может быть и так, что наши убеждения - результат хитрой подмены, которую марксистские теоретики обозначили термином «ложное сознание». Это тот случай, когда наши убеждения существуют таким образом, что маскируют истинное положение дел. Например, вы можете оправдывать существование такого политического строя (искренне исходя из своих «убеждений»), устройство которого приносит вам одни несчастья, однако причина этих несчастий остаётся для вас неразличима.

Говоря короче, можно с большими оговорками утверждать, что людям важно отстаивать свои убеждения потому, что именно так мы выстраиваем наше социальное «я»: мы не можем жить вне того мира, который нам предпослан, мы не можем действовать исключительно аффективно (ведь мы ещё и рациональны), мы не можем не достраивать своё общество в рамках ежедневных практических действий, которые совершаем.

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле;
  • совершенствовать умение работать в группах;
  • учить детей делать выводы, анализировать, наблюдать;
  • воспитывать патриотические чувства.

Приемы:

  • кластер
  • синквейн

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н. Ф. Виноградова; М., “Вентана-Граф”, 2006 г.;
  • иллюстрация репродукции картины В. В. Верещагина “Апофеоз войны”;
  • листы с текстами для работы в группах;
  • тематические листы для составления кластера;
  • Конституция РФ.

Ход урока

I. Стадия вызова.

  • Ответы учащихся на вопросы учителя.
    • Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?
    • Что являлось причиной ваших ссор?
    • Что вы чувствовали?
    • А чем заканчивались ваши ссоры?
    • Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)
  • Сообщение темы урока.
  • Работа в группах (5 групп). Составление кластера “Почему люди воюют?”.
  • Учащиеся высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.

II. Стадия осмысления. Работа в группах. Дополнение кластера.

  • Учащиеся работают в пяти группах.

I гр., II гр., III гр.: тексты на листочках;

IV и V гр.: работа по учебнику (с. 131)

I группа:

“Что такое война и почему люди воюют?

Соперники в искусстве брани
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани,
И упивайтеся враждой!
Пусть мир пред вами цепенеет,
Дивяся грозным торжествам
Никто о Вас не пожалеет,
Никто не помешает Вам.

(А.С. Пушкин)

Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Войну, как известно, начать легко, закончить трудно, выиграть - невозможно. Но в наше время войны давно уже ведутся не ради победы, а исключительно ради удовлетворения чьих-то личных и узкокорпоративных интересов - вот что самое страшное! Ведь все соглашаются, что война - это ужасно, но войны от этого не прекращаются.”

II группа:

“Почему мы воюем? Вопрос, который, наверное, задавал себя любой здравомыслящий человек, вот уже не одно тысячелетие остается без ответа. Что заставляет одного человека хватать оружие и идти убивать другого человека? Современному поколению война видится забавной и интересной игрушкой, где есть подвиги, плотно сжатые зубы, выстрелы с расстояния и гранаты, буравящие землю там, где вы просто не можете умереть. Самое страшное в войне то, что в ней теряется ценность одной единственной жизни, одной единственной свечи, горящей в сумерках чужих судеб и чужой смерти. Единичная смерть, вплетенная в веретено других смертей, не воспринимается человечеством как трагедия. Она воспринимается как еще одна злополучная потеря, еще один промах, еще одно доказательство, что войны без потерь – не бывает.”

III группа:

“Историки подсчитали, что за 5600 лет на Земле было всего 294 года мира. Представляете! Всего 294 года за 5600 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости ненависти! Когда же на Земле закончатся войны? Об этом очень чётко написано в Библии, в пророчестве Исайи. "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
Видимо, когда сбудется пророчество Исайи, закончатся на Земле войны...”

IV и V группы - работа по учебнику (с. 131, I абзац)

В ходе самостоятельной работы учащиеся изучают материал, обсуждают его в группах и рассказывают классу.

В результате обсуждения изученного материала кластер дополняется.

  • Обсуждение в группах. Продолжить высказывание:

Война – это… (смерть, боль, горе, печаль, убийства, грабежи, разбой, насилие, слезы, ужас…)

  • Рассматривание репродукции картины В. В. Верещагина “Апофеоз войны” и беседа с учащимися.

Учитель: “В. В. Верещагин знал, что несет с собой война. Изобразил ее на своих картинах. И сам погиб при взрыве броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны вместе со своим другом С. О. Макаровым – командующим русской эскадрой”.

Что изобразил Верещагин на своей картине?

Как он это сделал?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Самостоятельная работа по учебнику, с. 131, I и II абзац.

Какие бываю войны?

Какая обязанность существует у каждого гражданина страны?

Коллективное составление кластера:

  • Чтение статьи 59 Конституции РФ.
  • Ответы на вопросы:

Какие войны велись на территории России?

Каких героев, полководцев вы знаете?

Как русский народ сражался с врагами?

  • Работа в группах с пословицами. Разделить пословицы на 2 группы, определить их тему (“Защита Родины”, “Война и мир”).

Пословицы:

  1. Береги землю любимую, как мать родимую.
  2. Тот герой, кто за Родину стоит горой.
  3. Мир строит, а война разрушает.
  4. Умелый воин не дрогнет в бою.
  5. Худой мир лучше доброй ссоры.
  6. За край родной иди бесстрашно в бой.
  7. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
  8. Свет победит тьму, а мир – войну.
  9. Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.
  10. Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление.

III. Рефлексия.

Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (“Когда же на Земле закончатся войны?”)

Происходят ли войны сейчас в мире?

Как предотвратить войны?

Почему мы должны знать о войнах и помнить о них?

Назовите антоним слову “война”.

  • Составление по группам синквейна по теме урока.

I группа.

Война.
Захватническая, освободительная.
Убивает, разрушает, уничтожает.
Пусть исчезнут войны на Земле!
Смерть.

Итог урока.

Заключительное слово учителя. Чтение цитаты высказывания целительницы Ванги: “Придет день, когда ложь исчезнет с лица Земли. Не будет насилия и воровства. Прекратятся войны, оставшиеся в живых будут знать цену жизни и будут оберегать ее”.

IV. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Нарисовать плакат на тему: “Миру – да, войне – нет!”
  2. Написать сочинение на тему: “Почему люди воюют?”

Список использованной литературы.

  1. http://www. AURORA Forum.ru/
  2. “Технология развития критического мышления”. Институт развития образования “Смена”. Санкт-Петербург, 2005 г.

0 Доклад: Почему люди воюют?

Россия, Пермский край, г. Пермь, пос. Новые Ляды

МАОУ "СОШ №129"

Учителю начальных классов

Порохницкая Г.Г.

Введение

Основная часть

Глава 1. Что такое война

Глава 2. Почему люди воюют

Глава 3. Когда же на земле закончатся войны

Практическая часть: опрос школьников и анализ полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

У меня есть маленькая сестренка, ей один годик. Я часто с удовольствием с ней играю. Она очень милая. Мама и папа говорят, что все в детстве такие милые и славные. Почему же с возрастом люди меняются? Откуда возникают в них злоба, агрессия, ненависть?... Недавно мы с папой я посмотрели фильм «300 спартанцев», и меня поразил их метод воспитания маленьких детей. В детях с детства воспитывали воинов. Зачем? Я спросил об этом у папы, а он сказал, что вся история человечества – это история войн, сколько люди есть, столько они и воюют, а победители потом переписывают историю. Его ответ очень удивил меня, и я решил разобраться в этом непростом вопросе - почему люди воюют?

Гипотеза: люди воюют, потому что им чего-то не хватает.

Цель моей работы : установить причины возникновения войн на Земле

Задачи: узнать

​ что такое война

​ почему люди воюют

​ как можно предотвратить войны

​ почему мы должны знать о войнах и помнить о них

​ провести анкетирование, проанализировать и сделать выводы

Глава 1. Что такое война

Соперники в искусстве брани

Не знайте мира меж собой;

Несите мрачной славе дани,

И упивайтеся враждой!

Пусть мир пред Вами цепенеет,

Дивяся грозным торжествам

Никто о Вас не пожалеет,

Никто не помешает Вам.

А.С. Пушкин

Война - это вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Война между людьми практически означает то же самое, что и поединки между животными: силовое разрешение соперничества, в котором выигрывает сильнейший. Правда, он не всегда оказывается прав. Войну, как известно, начать легко, закончить трудно, выиграть - невозможно. (Слайд 2)

Холодная война – политика, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях между странами.

Война нервов – об обоюдном нервном напряжении кого-либо.

Война – конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме военных(боевых) действий между их вооружёнными силами. Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей воли. По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными средствами». Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война – это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей.(Слайд 3)

Тотальная война – это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.(Википедия).(Слайд 4)

Глава 2. Почему люди воюют

Почему люди воюют? Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за Родину, за веру, за идею, из-за религии, за свободу, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать. (Слайд 5)

Из-за религии – крестовые походы, арабо-израильски е войны

за природные ресурсы за счастье

за дешевую рабочую силу люди воюют за власть

за богатства за Родину

(СССР против фашистской Германии)

(1941-1945гг.)

за территории

(фашистская Германия против стран антигерманской коалиции 1939-1945гг.)

Войны существуют почти столько же, сколько на Земле существует человек. Историки подсчитали, что за 5600 лет на Земле было всего 294 года мира. Представляете! Вначале люди воевали, чтобы захватить чужую территорию или имущество. (Слайд 6)

Руководители страны или племени обычно начинают войны, как только осознают, что кто-то им угрожает. Как и животные, люди охраняют свою территорию, свои семьи и запасы еды. Цивилизованные народы сегодня живут на территориях, которые завоевали когда-то их предки.

Иногда происходило и так, что солдаты сражались друг с другом, не отдавая себе четкого отчёта в том, почему они это делают. Они просто подчинялись вышестоящему начальству, которое в свою очередь подчинялось ещё кому-то. (Слайд 7)

Человек часто подражает животным. Он угрожает, прежде чем действовать. Конечно, он не издаёт воинственный клич и не воет, но все это с успехом заменяют запугивания по радио, в газетах или по телевидению.

Часто происходит другое - враги не сражаются, а стараются устрашить друг друга, создавая огромные армии и накапливая запасы оружия. Если они и переходят к военным действиям, то это делается руками маленьких племен и группировок. Они получают оружие и начинают чувствовать себя сильными, после чего и начинают сражаться между собой. (Слайд 8)

Разница в психологии

Люди обратили внимание на то, что одни народности не как не могут ужиться с другими. Степняки беспрестанно воюют с людьми леса, горцы – с жителями равнин, бедные и горячие южане – с богатыми и флегматичными северянами. Разница в психологии между горцами и равнинниками видна. Горцы более импульсивны, менее сдержанны, более «дикие». С точки зрения цивилизованного человека, равнинные жители более спокойны и терпеливы. (слайд 9)

Только на равнине могла родиться поговорка «один в поле не воин». В горах и один воин: тропинки узкие, вдвоем с трудом разойдешься. При удачном стечении обстоятельств, какие-то 300 спартанцев в ущелье, могут закрыть путь многотысячной персидской армии. В горах с флангов не обойдешь. И это обстоятельство не могло не отразиться на менталитете горных народов. Горец – прямой и неувертливый в психологическом плане человек. (Слайд 10)

Разница в психологиях (как, в общем-то, и любое другое различие – в цвете кожи, например) порождает «психологическую разность потенциалов», которая чревата пробоем. Поэтому «искрит» между горцами и равнинниками постоянно. (Слайд 11)

Например: тибетцы в Китае, чеченцы в России. Очень ярко это проявилось в бывшей Югославии. Там 2/3 территории – горы. Боснийцы и косовцы – в основном горные жители, а вот сербы в основном живут на равнине. (Слайд 12)

Вероисповедание у горных и равнинных жителей тоже разное, что придает этимконфликтам межрелигиозный оттенок. (Слайд 13)

Чтобы как то решить проблему горцев и равнинников, при Сталине, например, применялся особый способ усмирять горцев – насильственное переселение горцев на равнину. Оторванные от гор горцы становились более спокойными, по крайней мере, внешне. (Слайд 14)

Чтобы избегать войн надо все- таки уметь договариваться!

Войны – следствие напряжения земной коры (Слайд 15)

По данным института химической физики считаются, что дело в тектонике плит, на которую влияют процессы на солнце. В горах возникают магнитные аномалии. Эти аномалии усиливаются перед землетрясениями. Магнитные колебания влияют на скорость прохождения химических реакций в водных растворах, человек на 70% состоит из воды, а его мозг на 90%! Проявляются магнитные аномалии наиболее ярко в поведенческих реакциях. Например, у саранчи повышается плодовитость. У людей повышается агрессивность, появляются всплески гениальности. В годы повышенной магнитной активности рождается больше всего произведений искусства.

Как правило, происходит это обычно так: сначала возникает какая- нибудь межнациональная резня, а потом собственно землетрясение. После которого все сразу успокаивается. Точно так было в Карабахе, в Спитаке, в Чечне, Румынии. (Слайд 16)

Всему виной климат (Слайд 17)

По данным Московского энергетического института на формирование менталитета народности влияет изменения климата. Например, в холодный период создается больше произведений искусства, религий, философий. Это как бы взлет духовности цивилизации.

По расчетам данного института, в России будет эпицентр глобального изменения климата, прогнозируется очень сильное потепление. В отдельных районах (Таймыр, Ямал, Новая Земля) примерно через 25 лет на 6 – 8 градусов вырастет среднегодовая температура.

В связи с потеплением, возможно, изменится и менталитет людей, в россиянах станет больше черт южан – вспыльчивости, повышенной возбудимости.

Глава 3. Когда же на земле закончатся войны

Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокой ненависти! (Слайд 18)

Когда же на Земле закончатся войны? Об этом очень четко написано в Библии, в пророчестве Исайи: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись вместе с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

Видимо когда сбудется пророчество Исайи, закончатся на Земле войны».

Каждый здравый человек понимает, сколько горя приносит война! Люди хотят жить в мире и согласии, хотят строить дома, засевать поля, растить детей и быть уверенными в завтрашнем дне. Мы – жители мирной страны! Но если враги нападут на нашу землю, каждый встанет на защиту Отечества! .. (Слайд 19)

В пословицах русский народ выразил своё отношение к войне:

Береги Землю любимую, как мать родимую.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Мир строит, а война разрушает.

Умелый воин не дрогнет в бою.

Худой мир лучше доброй ссоры.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Свет победит тьму, а мир войну.

Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.

Мир-добродетель цивилизации, война - ее преступление.

«Придёт день, когда ложь исчезнет с лица земли. Не будет насилия и воровства. Прекратятся войны, оставшиеся в живых, будут знать цену жизни, и будут оберегать её». (Слайд 20)

Практическая часть

Мною была разработана анкета, с целью изучения причин ссор детей, школьного возраста, и путей выхода из конфликтных ситуаций. В анкетировании приняли участие учащиеся 2в, 3а, 4а классов в количестве 64 человек. В ходе моего исследования выяснились следующее: (Слайд 21)

* все дети хоть раз в своей жизни ссорятся, при этом 60% испытывают обиду,

* всем опрошенным – 100% нравится дружить,

* только 20% ссор заканчиваются настоящей дракой,

* в 80% случаев ссора приводит к последующему перемирию, а еще в 70% к дружбе,

* только 10% ссор длятся больше одного дня,

* постоянных врагов имеют уже 50% младших школьников,

* улыбаться любят все школьники, при этом без повода – 60%,

* 100% детей хотят дружить, а не ссориться.(Слайд 22)

Вывод: На основании приведенных цифр, я делаю вывод, что ссоры и обиды – это неотъемлемая часть жизни любого человека. Но, выпустив "пар", - негативную энергию, мы снова ищем дружбу и хорошие отношения.

Анкета

(Выбери ответ)

1.Ссорился ли ты в своей жизни с другими людьми?(да, нет)

2.Что являлось причиной ссоры? (личное оскорбление, материальные ценности, не знаю)

3.Что ты чувствовал при этом? (обиду, ненависть, разочарование)

4.Чем заканчиваются обычно твои ссоры? (перемирием, дружбой, дракой)

5.Как долго длятся твои ссоры? (несколько минут, несколько дней, долго)

6.Как долго ты хранишь обиду? (забываю сразу, несколько дней, помню всегда, записываю)

7.Как часто ты пускаешь в дело кулаки? (никогда, иногда, постоянно)

8.Часто ли ты решаешь дело мирным путем? (всегда, иногда, никогда)

9.Часто ли ты улыбаешься окружающим? (всегда, зависит от настроения, никогда)

10.Есть ли у тебя враги? (да, нет, не знаю)

11.Что тебе больше нравиться дружить или ссориться? (дружить, ссориться)

Анализ анкетных данных:

вопросы

1.​ Ссорился ли ты в своей жизни с другими людьми?

Да

100%

нет

2. Что являлось причиной ссоры?

Личн. оскарбление

Матер. ценности

Не знаю

3. Что ты чувствовал при этом?

обиду

ненависть

1.​ Разоч разочарование

4. Чем заканчиваются обычно твои ссоры?

Перемирием

дружбой

1.​ Драко дракой

5. Как долго длятся твои ссоры?

несколько минут

несколько дней

долго

6. Как долго ты хранишь обиду?

забываю сразу

несколько дней

помню всегда

записываю

7. Как часто ты пускаешь в дело кулаки?

никогда

иногда

постоянно

8. Часто ли ты решаешь дело мирным путем?

всегда

иногда

никогда

9. Часто ли ты улыбаешься окружающим?

Всегда

зависит от настроения

никогда

10. Есть ли у тебя враги?

Да

Нет

Не знаю

11. Что тебе больше нравиться дружить или ссориться?

Дружить

ссориться

100%

100%

100%

Заключение

Значимость проведённой мною работы состоит в том, что мне удалось узнать о том, что такое война, понять, что причины возникновения войн разные.

В дискуссии с одноклассниками были найдены разные способы предотвращения драк и ссор, ведь они тоже являются причинами возникновения войн. (Слайд 23)

Анкетирование, которое я провёл, показало какие разные по характеру люди, и что в каждом есть доброта. Какое это замечательное качество! Ведь добрый человек никогда не начнёт войну! (Слайд 24)

Подбирая пословицы о войне, я ещё раз убедился в том, какой мудрый русский народ!

Я также понял, что всем людям нужно знать и помнить о том, что война – это зло, и нужно делать всё, чтобы не допустить развязывания войн.

Я думаю, что каждый человек должен понимать, что жить в мире – это счастье! (Слайд 24)

Список литературы

1. А.С. Пушкин, сборник стихов.

2. Библия.

3. Большая детская энциклопедия (военные тайны). Москва 2005г.

4. Всемирная история, энциклопедия. Москва 2007г.

5. Журнал «Огонек», 1999г. №24.

6. Интернет-ресурсы