Перечень грехов в православии. заповедей – толкование заповедей

Смертные грехи были определены из заповедей по библии. Смертные грехи подразумевают под собою весьма тяжкие грехи, которые влекут за собою потерю спасения души. Любой грех обозначает торжество эго человека над его сущностью, над его истинным я. А любое по величине эго – ничто иное, как отсутствие любви к ближнему человеку, окружающей среде. Поэтому, природу греха не так сложно понять. Человек, обладающий любовью, состраданием, знающий природу кармических законов, никогда не будет потакать выходкам эго, и смертные грехи не будет применять в жизни.

Конечно, это весьма нелегкая работа над собою, но зато жизнь меняется в лучшую сторону. Самым распространенным способом, при котором смертные грехи ну никак не могут проявиться, − это аскетизм. Он применим во многих религиях, и в православии, в том числе. Аскетизм хоть и трудно выполним, однако максимально оголяет духовную сущность человека. Принято разделять смертные грехи на 7 основных

7 смертных грехов

Степень греховности – весьма относительное понятие, и больше применимо для сравнения и ознакомления с этим, чем утверждение истины, не подвергающейся сомнениям. Тем не менее принято выделять 7 смертных грехов:
1. Гордыня – переоценка своих возможностей, превозношение себя над другими, усиленное чувство собственной важности;
2. Зависть – желание к присвоению побед, положения других людей, чужих свойств, благ;
3. Гнев – это прямая противоположность любви, которая выражается в негодовании, непринятии;
4. Уныние и лень – нежелание работать в своих физических и духовных аспектах, развиваться;
5. Алчность, жадность – желание любых материальных благ в безмерных количествах, с полным игнорированием духовности;
6. Чревоугодие – употребление еды в количествах, значительно превышающих потребности;
7. Сладострастие – несдерживаемое желание плотских утех.
Эти все 7 смертных грехов можно проследить в десяти заповедях. Самое интересное. Что есть весьма легкий способ не следовать этим грехам. Он легок к озвучиванию и очень непрост к выполнению. Это любовь. Где есть любовь к своему телу и энергии, то не будет похоти и чревоугодия, где есть любовь к ближнему – не будет жадности и зависти, где есть любовь к жизни – не будет места унынию и гневу.

8 смертных грехов

Распространенное мнение о таком количестве грехов всем давно известно и на слуху. Однако многими применимо такое понятие, как 8 смертных грехов. Если покопаться в религиозных учениях и утверждениях, то 8 смертных грехов упоминаются в православии, а 7 в католицизме. Однако, это не появление или нахождение нового греха. Это скорее разделение одного определения на два составляющих, которые могут немного отличительно трактоваться.
Хотя изначально разделение на грехи смертные и не смертные – комично и примитивно. Любой грех, если он применяется в жизни человека, как норма, как способ жить, является очевидным способом разрушения и деградации личности. Любое проявление греха – в любом случае духовная смерть человека.

Смертные грехи и список их разделения на группы больше имеет ознакомительный характер, и не несет особой значимости. Однако такая классификация заставляет задуматься, о том насколько в нашей жизни распространены эти смертные грехи. Ведь по убеждениям современного общества: «Вот я не убивал, не воровал, преступником не был, нет на мне грехов». Это наивно, ведь мы грешим уже одним проявлением нелюбви к жизни или окружающему миру.
Кстати, не только смертные грехи в список вынесены. Часто напротив каждого греха еще указывают тот вид добродетели, который противоположен. Например, целомудрие является противоположностью похоти, умеренность сопоставима жадности. Добродетели указывают на те качества. Которые нужно развить, чтоб смертные грехи не находили место в жизни.

Смертные грехи в православии

Смертные грехи в православии разделены на восемь основных. В православных книгах указаны также и способы борьбы с ними. Однако не стоит распинаться в заумных утверждениях, если ответ лежит на поверхности, как выше уже упоминалось. Достаточно просто любить, и уже проявление этих смертных грехов по сути будет невозможно.
Но для этого одних знаний, одной теории мало. Нужно практиковать такое каждый день в своей жизни, взять себе за правило, а еще лучше, сделать своей привычкой.
Поэтому смертные грехи в православии – чуть ли не основа самой религии, являются хорошим напоминаем любому человеку и моментальным включением осознанности.

Некоторые считают смертный грех уныние самым страшным и в этом есть своя доля истины. Ведь уныние является отказом от жизни, нежеланием действовать и открывать новые грани жизни. Ни одно жизненное обстоятельство не может быть причиной унынию, ведь всегда на смену чему-то плохому быстро приходит хорошее. Это все для того, чтобы держать нас в равновесии, и еще раз говорит о гармоничности и совершенстве устройства вселенной.
Смертный грех уныние для большего понимания можно заменить словами как тоска, грусть, печаль. Это весьма разрушительные эмоции, состояние, при котором человек словно отворачивается от жизни и не желает видеть всю ее многогранность и разнообразие. Да и если разобраться, то все цвета жизни делаем мы сами. Проявление того или иного жизненного обстоятельства или его изменение только в наших руках.

Смертные грехи библия упоминает в своих писаниях не раз. Однако современные христиане не все считают список этих грехов правильным с одним только объяснением, что его невозможно соблюсти и не проявлять в жизни. Однако подобные заявления служат всего лишь оправданием и не желанием духовно работать над собою, ведь это нелегкий труд.
Доступным образом смертные грехи библия раскрывает каждому человеку, трактует их суть, и предупреждает о последствиях их проявления в жизни. Ни в коем случае такие упоминания не являются нравоучением, они выступают в качестве совета и помощи человеку.

- Что такое грех? Ведь большая часть христианской жизни проходит в борьбе с грехом, понятие греха является одним из центральных. Какое можно дать ему определение?

Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение законами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом. Вспомните аварию на Чернобыльской атомной станции. Конечно, люди, допустившие грубое пренебрежение технологическими требованиями, основанными на законах физического мира, совершили грех, от которого пострадали десятки тысяч людей. Можем обратиться и к другим примерам: нарушая законы экологии мы вредим не только своему здоровью, но и здоровью других. Как видим, определение греха, данное в Священном Писании, универсально: не только отвержение данных Богом духовно-нравственных законов, но и природно-естественных, причиняет людям вред.

Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны? А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нарушить?

Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7). По святоотеческому толкованию, слова «у дверей» означают - у дверей сердца. Приведу еще место из Священного Писания. Св. апостол Павел от лица всего человечества говорит о раздвоенности нашей природы: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:22-23).

Законы Божьи очевидны для тех, кто с юности сохранил чистоту сердца. У человека же, зараженного греховными навыками, очи души помутились. А некоторые, полюбив грех, довели себя до нравственной слепоты. Они даже самое грубое попрание заповедей не считают грехом.

Есть выражение «смертные грехи» - что это такое? Бывают грехи менее или более тяжкими? Чем эта тяжесть определяется?

Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин 3:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

- Так грех это вина или болезнь?

И то и другое. С точки зрения нашего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление. А с точки зрения, состояния души — болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Душа его больна. Она не способна к полноценной духовной жизни.

Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травмирует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не узаконенную браком половую жизнь, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака. Опытные наставники знают, что блуд, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. Как телесные болезни подрывают здоровье тела, даже если удастся с помощью врачей миновать смерти, так и грехи подрывают здоровье души.

- У католиков есть учение о семи смертных грехах. Оно значимо и для православных?

Учение о смертных грехах сформировалось не у католиков, а в патристике.

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Cамая опасная страсть - гордость. Она может изгнать из человека любую добродетель и привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей - себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

Почему мы, когда молимся, просим у Бога помочь нам видеть свои грехи? Видение этих грехов доставляет нам страдание, порождает угрызения совести. Какой в этом смысл?

Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одновременно и просим у Бога укрепить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть: если мы доверяем Богу, то даже совершенное видение наших грехов не вызовет нашей в душе того страдания и уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это значит он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничного милосердия и любви.

Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов): «Утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне - в мрачных помыслах безнадежия». «Это утешение приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

- Если страдание - это наказание за грех, почему страдают невиновные?

С того времени, как произошло грехопадение и повредилась человеческая природа, страдания вошли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззакония, последние для того, чтобы соединиться с Господом. Для последователей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни - это лекарство от греховных страстей. Об этом часто писали святые отцы: «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа».

- Каков механизм такого очищения? Почему человек очищается, когда ему плохо?

Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может родиться и крепнуть вера. Неверующий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Ему эти слова покажутся парадоксальными. Они не знают, что с благодарением переносящий скорби получает от Господа благодать, которая ведет его к состоянию блаженства.

- Но есть люди, которые страдают много, но лучше не становятся. Почему их страдания не очищают?

Страдания только тогда спасительны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто напротив, озлобляются.

Кроме того, есть люди, которые, как кажется, вообще не страдают, а грешат много. Получается, что Бог не хочет их очищать? Почему нет страданий, у тех, которым они нужнее всего?

Бог всех любит и хочет всем спасения. Но он ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. В аду муки соответствуют тяжести преступлениям. Поэтому если таким грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще мучительней. Господь даже грешников любит и не хочет, чтобы они умножались их наказания.

- Почему Бог вообще позволяет грешить человеку? Разве он не всемогущ?

Господь создал человека по Своему образу и подобию, а одним из свойств образа Божия является свобода воли. Этим Бог особо почтил человека, выделил его из круга других творений. Свобода воли неизбежно предполагает свободу выбора, которая уже по определению заключает возможность совершение греха. Если бы человек был создан как механическая игрушка с заложенной в него программой поступать только правильно, тогда не было бы и никакой заслуги у него.

Борьба с грехом: с чего тут начинать?

Считается, что можно быть порядочным и высоконравственным человеком и без Церкви. Существует же светская этика… Разве, чтобы не грешить, нужна Церковь?

Вспомним наше определение греха: грех есть преступление Божественных заповедей. Но чтобы исполнять эти заповеди, одной воспитанности и соблюдения этических норм недостаточно. Для этого нужна благодать. Благодать - это исходящая от Бога духовная сила, очищающая и оживотворяющая душу человека. Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие.

- А без Божественной помощи человек не может справиться только с гордостью или вообще с любым грехом?

Мы не должны греховные навыки человека рассматривать изолированно, все греховные страсти в человеке переплетаются и срастаются. Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.

- Борьба с грехом: с чего тут начинать? Какой должен быть подход?

Преподобный Никодим Святогорец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди вниманием в сердце свое - пишет он - и исследуй тщательно, какими помыслами… и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним» Против этой страсти, прежде всего и нужно поднимать оружие, ее-то и стоит стараться побороть: «С одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать», - пишет старец.

- Как понять, какая страсть главная? Можно пояснить на примере?

Любой человек, который имеет цель избавиться от греховных навыков, опытно хорошо чувствует, что мешает ему больше всего. Один имеет сильное желание к постоянному удовлетворению сильно развитого в нем честолюбия, другой находится в плену чувственных удовольствий и так далее.

- В первую нужно бороться с самой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд. Тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеление души.

Вся жизнь человека пронизана грехом, кажется, человек живя в миру не может не грешить. Как же быть? Отречься от мира? Получается что раз мы не монахи-аскеты, значит, мы и не спасемся? Как христианину жить в таком мире, когда грех со всех сторон окружает нас?

По слову св. апостола Иоанна Богослова «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). В наш век зло непомерно умножилось, однако человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность в любую эпоху.

Тяжело, но не безысходно! Святые отцы пишут, что спасение возможно и в миру, и в монастыре. Вспомним, как святому Антонию Великому после 70-ти лет подвижничества было сказано свыше, что он не достиг духовной меры сапожника из Александрии, а святому Макарию Великому, что тот «не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в ближайшем городе». Я знаю счастливые семьи с воспитанными детьми. Они сохранили себя в чистоте, и сами на добром основании, в свою очередь, построили благополучные семьи. Слово Божие научает нас удерживаться от уныния и отчаяния. В любую эпоху человек рождается со свободной волей и не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно свободы удерживаться от распространившегося вокруг греха. «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп 2:14-16).

Старец Паисий Святогорец утверждает, что если глава семейства любит Бога, то духовно он может весьма преуспеть: «Такой человек наделяет своих детей добродетелями, и получает от Бога двойную мзду». Спастись может каждый, потому что для Бога нет ничего невозможного. Вы помните историю про благоразумного разбойника? В последний момент жизни он совершил три подвига, которые его сделали человеком достойного Царства Небесного. Подвиг веры: фарисеи, законники знали наизусть все пророчества о Мессии, видели чудеса которые творил Господь, но они не поверили в Него. А разбойник, вися на кресте, рядом с поруганным, униженным, избичеванным Христом поверил, что это Бог!

Второй подвиг - подвиг любви. Когда у человека сильная нестерпимая боль, он сосредоточен только на ней. В этот момент его мало интересуют дела других людей. Такого человека все раздражает, злит. А разбойник, вися на кресте (мы можем представить, какие ужасные это были муки), нашел в себе внутренние силы для сострадания к Спасителю. Когда второй разбойник начал хулить Христа, он заступился, проявил жалость и не к себе, а к другому человеку: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И третий подвиг, который совершил благоразумный разбойник - это подвиг надежды. Он зная, что ему осталось несколько часов жизни имел такую великую надежду, что дерзновенно просил Бога: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Мы и в менее сложных ситуациях часто отчаиваемся, сомневаемся: «спасемся или не спасемся»… Вот эти три подвига: вера, надежда и любовь исцелили и возродили его душу. Они позволили ему сбросить тяжесть своего страшного греховного прошлого. Но как, каким чудом этот разбойник в таком болезненном состоянии оказался способным к таким подвигам? Это для нас огромная тайна, но для Бога нет ничего не возможного.

Беседовал Дмитрий Ребров

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего;

я сказал: «исповедую Господу преступления мои»,

и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5)

Данный перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглу6же рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, что бы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души как гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них.

Неверие. Атеизм. Несохранение обетов Святого Крещения. Непочитание икон, неношение нательного креста.

Маловерие . Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Ненадеяние на спасение, отчаяние, помыслы и попытки самоубийства. Недоверие к Промыслу Божию. Неупование на Господа. Опасение старости, бедности, болезней, будущих скорбей. Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на Православие, как на национальную традицию, набор внешних обрядов. Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

Суеверие и ересь. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. («Белых» колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви — не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре). Участие в сеансах кодирования, снятия «порчи и сглаза», спиритизма. Контактирование с НЛО и «высшим разумом». Подключение к «космическим энергиям». Изучение теософии, восточной философии и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, следование системе Порфирия Иванова. Изучение «живой этики» Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда) и участие в сеансах одитинга и др.

Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), «церкви «Слово Жизни», мунитов («церковь объединения»), «свидетелей Иеговы», «богородичного центра», «белого братства» и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием. Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов. Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверы-беспоповцы, униаты (греко-католики) и прочие («Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат», «Свободная Православная Церковь», «Истинная Православная Церковь» и т.п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, «церквей» и организаций.

Кощунство и божба . Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным святыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям. Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в качестве междометий: «Ах, ты, Господи», «Бог с ним», «Все у нас не слава Богу» и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека. Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление непристойных слов.

Немолитвенность. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы. Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию. Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

Эгоизм и эгоцентризм. Самолюбие. Непочитание родителей, непочитание старших. Неимение любви к ближнему, нетерпение, немилосердие, мнительность, ревность, подозрительность нрава, непостоянство в отношении к ближним. Чрезмерная забота о своем здоровье.

Гордость и тщеславие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего. Небрежение к своему духовному состоянию, с желанием поучать и «спасать» других. Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие). Человекоугодие, хитрость, лесть. Обидчивость. Зависть. Упрямство.

Духовная прелесть. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные «откровения». Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений. Желание видеть ангелов, сподобляться откровений Божиих, исцелять людей, совершать чудеса.

Уныние. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов. Хладность и теплохладность к духовному, нерадение о спасении. Лень. Любление телесного покоя, пустая мечтательность. Пустое времяпровождение, «убивание времени». Излишний сон. Телевизионная всеядность. Пристрастие к компьютеру. Чтение пустых книг.

Празднословие. Многословие. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Пение страстных песен. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты, анекдоты.

Ложь. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Лукавство. Подхалимство. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане. Утаение грехов на исповеди.

Сребролюбие. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей скупости. Желание богатства. Любовь к подаркам. Зависть. Не милосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

Воровство. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взымание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

Чревоугодие. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объядение. Пьянство. Курение. Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни). Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

Блудодеяние. Блуд, так называемый «гражданский брак». Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие. Совращение, насилие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристойные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни.

Гнев. Раздражительность. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов. Вынашивание в помыслах отмщения и гнева, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Грубость. Непристойный крик, спор, бранные и жестокие слова. Памятозлобие. Ненависть, вражда, непримиримость, мстительность, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Убийство. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (убийство во чреве). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой. Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Не воспитание детей в православной вере. Издевательство, насмешка над чужим горем.

Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не задумывался над таким понятием, как «грех» . И, несмотря на то, что этот термин у всех на устах, далеко не каждый понимает, что на самом деле он означает. Ведь очень часто толкование этого слова неправильно интерпретируется и употребляется не по прямому назначению. Более того, некоторые индивидуумы, совершая тот или иной проступок, который противоречит писаниям Библии, гордятся им, поскольку плохое действие, а в нашем случае – это грех, позволяет обрести «значимость» среди знакомых или сформировать вокруг себя скандальную популярность.

Но это временное явление , поскольку даже самый незначительный грех, совершённый человеком, требует искупления. И если оно не последует, грешник, не осознавший своей вины и вовремя не покаявшийся в своих действиях, обязательно понесёт соответствующее наказание как при жизни, так и после смерти.

Так что же такое грех

Если углубиться немного в историю, можно увидеть, что термин «грех» берёт своё начало с древней Греции и означает буквально «неправильный поступок, некую ошибку или оплошность» .

Библия интерпретирует совершение греха как отступление от истинной природы человека, полностью противоположное его совести и морали. Совершая тот или иной нехороший проступок, человек идёт вразрез не только со своей природой, но и заповедями Бога, нанося тем самым непоправимый урон своей душе.

Что представляет собой смертный грех

В православии самыми страшными злодеяниями, согласно писаниям богословов, являются смертные грехи. Причём многие неправильно понимают это словосочетание, поскольку «смертный» вовсе не означает физическую гибель человека. Смертный грех означает гибель души человека, которая может излечиться только после полного раскаяния и исповеди в церкви. В противном случае душа грешника после физической смерти попадает не в Рай, а в Ад.

Несмотря на то, что в православном учении насчитывается только семь основных смертных грехов, о них нельзя прочитать в Библии или в прямых Божьих откровениях, так как список страшных грехов появился в богословии гораздо позже.

Смертными грехи называются не потому, что человека ждёт после их свершения неминуемая гибель, а потому, что при систематическом занятии ими человек углубляется всё дальше и совершает всё более тяжкие и необратимые поступки, которые однозначно ведут к разрушению духовности, уничтожению души и отдалению от Бога .

Самые страшные грехи по Библии

Итак, самыми страшными, согласно церковному учению, являются именно смертные грехи, которых традиционно всего семь. При этом важно отметить, что Библия их не описывает, так как перечень этих деяний был составлен немного позже, причём изначально в него входило не семь, а намного больше смертных грехов. Впоследствии в 590 году список был сокращён святителем Великим Григорием лишь до семи основных позиций .

В православии самые страшные грехи представляют собой проступки человека, в результате свершения которых человек сознательно отступает от Бога, при этом он не испытывает угрызений совести и покаяния, а также утрачивает связь с Всевышним. В результате этого грешник вступает на путь земной радости, а его духовные потребности отходят на последний план – душа постепенно черствеет и утрачивает способность после смерти человека попасть в Рай и быть ближе к Богу.

Единственное , что может вернуть такого человека на путь истинный – искреннее покаяние и исповедь в церкви. Только так можно искупить свои неправедные поступки.

Семь самых страшных грехов согласно учениям православия

Итак, в православии выделяют список из семи грехов, которые считаются смертными для души грешника и влекут за собой её гибель и отстранение от Бога:

  1. пожалуй, самым страшным может считаться такой грех, как гордыня – чрезмерно завышенная самооценка, тщеславие и высокомерие, а также незыблемая вера в свои силы и превосходство над Богом и другими людьми. Конечно же, свои таланты нужно развивать и без веры в себя это невозможно сделать. Однако, превознося своё собственное «Я» до небывалых высот, человек попросту начинает неоправданно себя переоценивать, что в последующем ведёт его на путь свершения многочисленных ошибок по жизни. Всё таланты, которые человек имеет, он получил от Бога, а проявление такого греха, как гордыня, заставляет грешника забыть об этом и отстраниться от Всевышнего. В итоге, грешник начинает постоянно думать только о себе любимом и своих мнимых или подлинных достижениях;
  2. такой смертных грех, как алчность тоже является страшным для любого человека. Проявляется в чрезмерном желании иметь много материальных благ: деньги, социальный статус, дорогие вещи, престижная работа, причём чем больше, тем лучше. Человек, который поглощён алчностью, со временем перестаёт думать о духовном, его единственная забота – накопление и преумножение капитала, даже если ему это совершенно не требуется. Кроме этого, алчность также может проявляться и в таких слабостях, как корыстолюбие, жадность и постоянная потребность в приобретении новых материальных благ. Приумножая то, что уже есть, и гоняясь за наживой, грешник превращается в жадного, зацикленного на себе человека с накапливаемой внутренней злобой и недовольством. Самое страшное для алчного человека – потеря финансов и утрата нажитого благосостояния;
  3. не менее страшный порок человека – это зависть. Если грешник постоянно огорчается из-за благополучия и достижений других людей, если его нервируют и вводят в уныние чужие заслуги и успехи, значит, он просто ему завидует. Такое состояние проявляется в чётком осознании грешником несправедливости по отношению к нему и к тому, кому он сильно завидует. А это свидетельствует лишь о том, что грешник недоволен порядком, установленным Всевышним. Злясь на успехи окружающих, зачастую завистник начинает строить им разные козни, не гнушаясь методами – лишь бы насолить. Это приводит к неминуемому разрушению души и негативным эмоциям. Следует помнить, что чужие успехи и благополучие – это от Бога, а завидуя другим людям, грешник подвергает себя неминуемому наказанию и если он вовремя не осознает неправильность своего поведения и отношения к ситуации и не покается перед Богом, его душа зачерствеет и отдалится от Всевышнего. Самое страшное, до чего может довести этот порок – убийство грешником того, к кому у него присутствует чувство зависти;
  4. наравне с остальными смертными пороками страшным может считаться и такой грех, как чревоугодие (обжорство) – это жадность и чрезмерность в потреблении вкусной пищи. Прислуживание своему телу и насыщение организма при малейшем желании многими людьми и вовсе не воспринимается как какой-то страшный порок. Именно поэтому от этого порока страдают миллионы людей по всему миру. Как это выглядит: грешник без зазрения совести постоянно набивает своё брюхо до отвала различными яствами и тратит на них уйму денег, лишь бы удовлетворить свои потребности, в то время как большой процент населения Земли умирает от голода. Следует всегда помнить о том, что еда – это средство для поддержания жизни, а не средство для удовлетворения своих низменных потребностей и набивания брюха. Проще говоря, обжорство – это рабство своему собственному желудку. А если человек раб своему телу, значит, он идёт в противодействие с Богом;
  5. прелюбодеяние или блуд – очередной смертный порок, который представляет собой распутную и похотливую жизнь вопреки настоящим чувствам, преданности и верности. Проявляться может по-разному: измена, половая жизнь до скрепления отношений узами брака, инцест, частая и хаотичная смена половых партнёров, сладострастные мысли или неприличные разговоры. Все эти и многие другие аналогичные поступки человека ведут к прелюбодеянию и толкают к аморальным действиям, даже если они происходят только в мыслях;
  6. такой порок, как гнев, не менее опасен для души человека, поскольку вспыльчивость, агрессия, постоянная раздражительность, возмущение, желание отомстить и ярость могут омрачить ум любого человека. Сюда же можно отнести желание осрамить, оклеветать, задеть, осудить и многое другое. Все эти негативные чувства и эмоции вызываются гневом и способны заставить человека делать резкие и необдуманные поступки, которые могут привести к необратимым последствиям. Этот порок страшен ещё и потому, что гнев заставляет грешника терять самоконтроль, а это может вылиться в убийство или избиение человека, на которого была обрушена злость. С этим пороком следует бороться всеми силами, и единственный ключ к этому – ответ добром даже на несправедливость и зло, а также сдержанность и смирение;
  7. уныние или лень – это последний грех из списка семи страшных смертных пороков человека. Нежелание заниматься добрыми делами, апатия, депрессия, отсутствие страха перед Всевышним, беспечность, физическое и умственное ослабление, отчаяние и пессимизм только способствуют тому, что человек просто не желает преодолевать трудности и идти вперёд. Лень и уныние тянет человека на дно, превращая его в источник несбывшихся целей и желаний, и тем самым трансформирует его из личности в амёбу. Душа, как и тело, постоянно обязана трудиться.

Все эти страшные пороки, которым подвержены люди, можно искоренить, а для этого требуется постоянная работа над собой и своими духовными качествами . Если человек столкнулся со сложной жизненной ситуацией и по какой-то причине согрешил, не стоит впадать в панику и совершать ещё больше необдуманных поступков. Следует разобраться в себе и причинах, которые привели к греху, и постараться своими силами вставать на путь исправления.

Если же самостоятельно справиться не получается, лучше всего в борьбе с пороками поможет исповедь и покаяние.

Классификация других страшных грехов, нередко совершаемых человеком

Кроме того, что существует семь самых страшных смертных пороков, грехи в православии также ещё делятся на две основные группы:

  1. которые направлены на вред себе или ближнему;
  2. которые направлены непосредственно против Бога.

В первом случае смертными злодеяниями считаются такие страшные поступки, как убийство, унижение чести и достоинства, рукоприкладство, побои, отказ помогать нуждающимся, невыполнение данных обещаний, лицемерие, злословие, насмешки, неверность и т.д . Ведь Бог учит, чтобы люди относились к ближним своим так же, как и к самим себе. Бог учит прощению и смирению. Поэтому никогда нельзя осуждать других людей, всегда нужно прощать, не таить зло и не заниматься оговорами.

Во втором случае подразумеваются такие пороки, как отказ от соблюдения заповедей Божьих, сознательное отдаление от Всевышнего, вера в приметы и суеверие, обращение к гадалкам и медиумам, произношение имени Божьего в суете и без резкой на то необходимости, идолопоклонничество, неверие в существование Всевышнего и иные аналогичные грехи. Чтобы не сойти с пути истинного, требуется читать Библию, постоянно молиться и стараться обогащаться в духовном направлении.

Как искупить свои грехи

Здесь сразу же нужно оговориться: искупить своими силами совершённые грехи человек не может, поскольку они прощаются не нами, а искупителем, в роли которого может выступить только священник . Лишь искупитель способен помочь полностью избавить грешника от груза порока, а для этого он должен по своей доброй воле согласиться выслушать, исповедовать и принять на себя чужие пороки.

Таким образом , искупить свои греховные поступки можно при помощи покаяния и добросердечных поступков по отношению к окружающим. Человек, не испытывающий мук совести и раскаяния от совершенного злодеяния, никогда не сможет избавиться от прошлых грехов, а его душа никогда не попадёт в Рай. Следует помнить, что отсутствие связи души с Всевышним способствует умерщвлению души, её зачерствению. Человек в таком состоянии никогда не сможет долго испытывать земные радости, а со временем его начнут угнетать душевные муки и терзания.

Для любого согрешившего человека всегда есть путь, позволяющий выбраться из ловушки – просто следует отказаться от такого страшного чувства, как отчаяние. Смирение, покаяние и исповедь у священнослужителя – путь к полному духовному исцелению и сближению с Всевышним .

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а . Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

Материал по теме

Cегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность - за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой ».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога - это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на . Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11 :25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1.  Гордость


«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4 :6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть


«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие


«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд


«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Материал по теме


Из его дневника мы видим не благостный хрестоматийный образ угодника Божия, а живого человека, который на своей шкуре знает, что такое грех, что такое страсть, который раздражается, гневается, обижается, соблазняется - но и находит в себе силы на подлинное покаяние, преодолевает все это в себе. Вот это очень полезно почитать тем, кто еще не сделал свой религиозный выбор: смотрите, вот как пролегает дорога к святости.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем , вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)


«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)


«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.