О причащении. Как вести себя во время и после причастия

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:

  • нельзя в этот день мыться,
  • нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками?
  • Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул?
  • Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день?
  • Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?

иерей Николай Фатеев:
вот что рекомендуется и общепринято:
«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.

При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Что делать с одеждой, испачканной после причастия?

Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина

Дорогая Галина! Кофточку и салфетку надо сжечь, а пепел закопать в землю (дабы отвратить от попирания,осквернения), можно отнести вещи в храм и попросить, чтобы там сожгли, потому что на них попала Святая Кровь. В следующий раз, когда будете причащать маленького ребенка, постарайтесь быть предельно внимательной, не торопитесь, когда подносите его ко Святой Чаше. В этом необходимо покаяться на исповеди.

Храни Господь Вас и Вашу семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Посмотрите на видео правила поведение после Причастия.

Можно ли после причастия спать и делать поклоны?

Можно ли после причастия прикладываться к иконам?

Можно ли после причастия мыться?


Как поступить православному после причастия

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.

Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:

«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев

Православные молитвы читаемые после Причастия

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

1-я православная молитва читаемая после причастия

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты - хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

​Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

4-я православная молитва читаемая после причастия

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя - в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям - скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Слушать на видео православные молитвы читаемые после причастия

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить. Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам. Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью. «С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет». Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили: - Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех? - Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия. - Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения? - Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие! Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое. И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал. Несродные стихии не могут существовать вместе. Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами. После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца. Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал: - Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением. «Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. ОБОБЩЕНИЕ: 1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии. 2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками. 3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.

Строка поиска: поклоны

Найдено записей : 50

Здравствуйте, меньше года назад я согрешила, в чем очень раскаиваюсь. Я ходила в церковь и исповедалась, батюшка принял мою исповедь и отпустил мне грехи. После я сама 40 дней с молитвой делала земные поклоны утром и вечером. Но время идет, а я себя так и не простила. Могу ли я быть прощенной, забыть свой поступок? Как мне быть?

Наташа

Здравствуйте, Наташа. Не ищите успокоения и забвения, оно невозможно. Вы можете получить лишь облегчение и силы для дальнейшей жизни. Сами посудите - грех наносит повреждение самой природе нашей, подобно телесной ране, оставляющей след, шрам а порой подобно потере руки, ноги, глаза. Наивно ждать, что новая рука отрастет. Христианство дает нам костыли и протезы вместо утраченных конечностей, и надежду вернуть их вновь, если не в этой жизни, то хотя бы в вечности. Удержите небольшое покаянное правило, так, чтобы оно не было видимо никому, но всегда напоминало Вам не сам грех, но тяжесть его последствий. Это правило научит Вас смирению. В то время как стремление во что бы то ни стало избавиться от угрызений совести направлено на приобретение совсем другого свойства, которое нам не полезно. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Получилось так, что я приняла Причастие, а потом после службы захотелось остаться и помочь в Храме Божием. Помощь моя была в очищении подсвечников и мытье полов. Делала это с удовольствием. Но позже я узнала, что в этот день нельзя даже земные поклоны ко Господу совершать, выплевывать слюну, а также мыться в душе, принимать ванну... Не то, что полы мыть! Несколько огорчилась и хотела бы узнать, на самом ли деле всего этого нельзя делать после Причастия? Или же это все предрассудки? Благодарю за ответ. Спаси Вас Господь.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! День Причащения – это особый день для христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей, мы убираем и приводим в порядок весь дом, и оставляем все обычные дела, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Не смущайтесь, что Вы помогли в храме в этот день: дело все-таки благое, но впредь старайтесь провести день причастия в молчании и тишине. Что касается обычая не делать земных поклонов после Причастия и не целовать рук священника, то его несоблюдение не является грехом. Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу "надстройки" не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе».

иерей Владимир Шлыков

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли делать земной поклон при выносе Чаши для причастия в воскресные и праздничные дни на Пасхальной неделе?

Светлана

Светлана, есть земные поклоны не только покаянные, но и благодарственные. Перед Чашей мы делаем земной поклон, даже если мы не причащаемся. На Пасху земные поклоны не делают, до праздника Святой Троицы, но перед Чашей можно сделать благодарственный земной поклон. Хотя сложилась традиция не делать вообще на Пасхальные дни земных поклонов, даже перед Святыми дарами. Я думаю, Вам не нужно себя особо выделять, так как вы можете ввести в заблуждение остальных. Если очень хочется - сделайте земной поклон мысленно, Господь все равно Вас увидит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, с какого числа можно делать земные поклоны?

Влад

Влад, Воистину Воскресе! В праздник Святой Троицы на коленях читаются три большие молитвы. С этого момента начинаются земные поклоны. Но хочу вам сказать, что дома можно и сейчас делать земные поклоны, если душа просит, ниего страшного в этом нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте отец Викторин! Большое спасибо Вам за ответ. Хочу еще Вас спросить о Псалтири. Когда нужно совершать земные поклоны при чтении Псалтири? Совершаются ли они при чтении молитв после "Славы"? Объясните мне, пожалуйста, все поподробнее. Большое спасибо. Храни Вас Господь.

Валентина

Валентина, земные поклоны при чтении Псалтири не совершаются. Их можно делать после окончания чтения всех кафизм этого дня, т. е. Вы, например, сегодня прочитали одну или две кафизмы, и по окончании всего чтения можно сделать земные поклоны, сколько хотите, сколько Вам по силу. Лучше всего определить себе меру на каждый день, не очень много, но и не мало, чтобы каждый день делать одинаковое количество поклонов. Я думаю, можно назначить себе 5- 10 поклонов ежедневно, а больше не нужно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1. Скажите, в утреннем и вечернем правиле сколько поклонов надо давать, и после каждой молитвы,или после определенных? 2 . Можно ли читать Псалтырь и пить дома святую воду с просфорой в дни женской нечистоты, или этого делать нельзя?

Фотиния

Фотиния, поклоны можно делать дома по желанию, сколько захотите, но практика показывает, что лучше делать не более 10 в день для начала. Лучше делать немного, но регулярно. Утром делайте не более 10, а вечером, на ночь достаточно 3 поклонов. Во время женской нечистоты молиться, читать Псалтирь можно, но пить Святую воду и есть просфору не нужно - это Святыня, и к ней нужно относиться благоговейно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшки, подскажите, пожалуйста, во время литургии земные поклоны когда делаются? Святые дары выносятся два раза, первый раз показывают и уносят, а второй раз для причащения. Янаблюдала за прихожанами и так ничего и не поняла. Я так понимаю, если сама причащаюсь, то земной поклон делаю, а если нет, то поясной?

Наталья

Наталья, хорошо делать земные поклоны, но они должны быть своевременны. Первый раз Чаша выносится на Литургии во время Великого входа - поклон земной не делается, можно сделать поясной. Во второй раз чашу выносят уже освященную, перед причастием, и в чаше присутствует Сам Христос, и конечно, сделать земной поклон перед Самим Христом нужно, даже если мы и не причащаемся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Вы полностью правы, спасибо Вам большое, именно это мне надо было услышать. У меня есть еще один вопрос. Я слышала, что в воскресенье и субботу вечерои нельзя бить поклоны. Так ли это? И почему? Заранее благодарю.

Под словом "бить" подразумевается 100-600 поклонов, мы сейчас так не говорим, да и в таком количестве их сейчас редко кто делает. Представьте себе, что Вы будете делать столько поклонов каждый день, как это делали христиане до нас – думаю, в таком случае, суббота и воскресенье Вам покажутся настоящими выходными! Подобный устав был именно с этим и связан. Будни - это дни покаяния, дни трудов, а воскресение и суббота -это дни праздников, когда даются послабления и телесно, и духовно, поэтому в эти дни отменят поклоны. Но так как мы этих правил не соблюдаем, то дома даже в праздничные и воскресные дни сделать десяток земных поклонов не грех. К тому же есть поклоны покаянные, а есть поклоны благодарственные. Если есть желание, то можно в качестве благодарственного выражения сделать не более десятка поклонов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я хочу венчаться, обязательно ли должен венчать священник, у которого я исповедалась? И еще один вопрос. У меня есть страшный грех, я пошла первый раз на исповедь, рассказала в слезах, взахлеб, очень я восприимчивая, и священник очень давил не меня моим поступком. Я понимаю, что он прав. Но после исповеди он на меня наложил епитимию: месяц читать молитву и делать поклоны, вот уже 3 месяца не могу выполнить, работа никак не позволяет каждый день делать поклоны, даже ночью, так как график такой. Что делать? И еще, после исповеди я долго не могла придти в себя, долгое время была в депрессии. Боюсь опять идти, хотя надо после выполнения епитимии. Боюсь этого эмоционального упадка. Жду ответы на вопросы. За ранее спасибо.

Анна

Нет, Анна, венчать Вас может любой священник. А насчет епитимии Вам нужно вновь встретиться в тем священником и попросить о смягчении ее, у Вас, действительно, непростые обстоятельства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на Литургии, когда священник говорит, чтобы преклонили головы оглашенные и чтобы они помолились, что в этот момент делать крещеным? Надо ли преклонять голову (конечно, это хочется сделать, но вроде это предлагается сделать оглашенным)? И я не понимаю, когда же нужно делать земные поклоны? Говорят, что в воскресные дни их не делают и не делают после Великого поста. Словом я запутался, потому как в храме кто стоит на коленях во время Евхаристического канона, кто стоит прямо, кто делает земной поклон при словах "Святая Святым", кто нет... Подскажите, как поступать правильно? С большим уважением!

Андрей

На ектенье об оглашенных крещенным не нужно преклонять голову. В период от Пасхи до Троицы и в воскресные дни действительно не положено класть земные поклоны, они заменяются поясными.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Если можете, разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Причастие Святых Христовых Тайн - это награда или это лекарство и подмога христианину? Для меня даже утреннее и вечернее правило - это невероятно тяжкий труд, что уж говорить о сложнейшей подготовке ко Причастию, очень бывает тяжело молиться со вниманием, и если этого не получается, приходит раздражение, негодование, ропот и вся молитва идет насмарку, так что приходится оставлять, чтобы она не была осквернена. Понимаю, что молитва важна и что она - корень всего, а молиться не получается, и от этого большое расстройство. А холодно и отрешенно вычитать текст совесть не позволяет, и понятно, что это будет не молитва. В итоге получается, что молитва словно муштра или каторга, и если это все-таки преодолеть, то, значит, Причастие - это как награда. Но, может быть, все-таки это не награда, а наоборот, Тело и Кровь Христовы даны нам в помощь для преодоления трудностей, но тогда тут получается противоречие, чтобы получить эту спасительную помощь, человеку надо выполнить тяжелый труд без всякой помощи, чтобы только потом ее получить, когда труд уже преодолен. Что же тогда первично, труд ради Причастия или Причастие ради помощи в труде? Подскажите, как об этом думать, что Вам придет на сердце по этому вопросу? Спаси Господи!

Алексей

Уважаемый Алексей, Вы заблудились в трех соснах, потому что имеете неправильное понятие о причастии, ибо оно не лекарство и не награда. Корень этого слова – "часть", и мы все члены церкви отдельные части одного целого, то есть – Тела Христова, а Он есть глава Церкви. Таким образом, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом и со всей полнотой Церкви. Самое главное – Причастие является основой нашей будущей жизни и поэтому не может рассматриваться как лекарственное средство или награда. В давние времена люди были в основном неграмотными и не имели книг, но, тем не менее, готовились к причастию, совершая простые молитвы и поклоны. Расскажите о своей проблеме духовнику и определите с ним свое молитвенное правило, которое Вам по силам.

иерей Александр Бабушкин

Добрый вечер. Спаси Господи Вас. 1. Год в храме, исповедаюсь, причащаюсь. Есть желание и нужда в духовном отце, как его найти (выбрать)? 2. Сильно болен сын с детства, на группе. Ему 21 год, как его вразумить о вере? Палкой ведь не погонишь? 3. Почему не платят 10 в церквях? 4. Отношение православия к биометрическим паспортам? 5. Отец после инсульта полностью потерял память, чем могу максимально помочь? 6. Кроме исповеди чем можно и как правильно за молить грех о убиенных в утробе? Очень признателен.

Николай.

Николай, о выборе духовного отца неоднократно и даже пространно писалось на нашем сайте, просто полюбопытствуйте. Основной смысл - надо, чтобы Вы почувствовали отклик и понимание от того священника, а также его дар утешения по отношению к себе.
В отношении сына - а можно и палкой погонять. Вы - отец, используйте свой авторитет, превосходство, силу воли и убеждения. С сыном можно вести себя и потверже.
Третий вопрос касается десятины, насколько я понял? Ну, почему же, есть люди и сейчас, и их немало, которые отдают в храм десятую часть доходов.
Биометрические паспорта и прочие электронные средства учета, согласно церковному пониманию проблемы, сами по себе не несут какого-то мистического содержания. Но они приближают нас к тотальному контролю, который на руку любому мировому диктатору, и, естественно, диктатору из диктаторов - Антихристу.
По пятому вопросу надо обращаться к медикам, насколько я знаю, в современной медицине есть эффективные методики восстановления памяти, но они требуют постоянных занятий и упражнений.
А в грехах, в том числе упомянутых Вами, нужно, прежде всего, каяться. Впрочем, ничто не мешает принять на себя с благословения священника какой-нибудь небольшой подвиг - молитвы или поклоны, или пост - в память об этих грехах, как епитимия, чтобы их никогда не забывать.

игумен Никон (Головко)

Живу в миру. Молюсь по четкам. И как воздерживаюсь, то одолевает бес блудной страсти. Какие молитвы читать против этого беса?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Чтобы молиться по четкам, нужно благословение священника. Если таковое у Вас имеется, то во время молитвы полагайте земные поклоны. А также в борьбе с этой страстью необходимо исповедоваться. Вот одна из молитв против блудной страсти (молитва Макария Оптинского): "О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь".
Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

На выходных ездила в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, где и причастилась. А потом заехали в Свято-Покровский монастырь, там поклонились чудесной иконе Богородицы "Умиление" и мощам Косьмы Верхотурского. И только потом вспомнила, что после причащения нельзя делать земные поклоны. Как быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Советую Вам принести покаяние на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне 13 лет, уже как 2, а может и меньше, года очень сильно каюсь перед иконой, дело в том, что у меня ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ плохие мысли приходят, Вы даже не представляете, и все время, когда эти мысли приходят, я бегу к иконе и целую ее, и рукой касаюсь ее, и молюсь, чтоб Господь меня простил за все за то, что я про Него и про других так говорю (про себя, в уме) и обзываю всех, и так по минут 5 -10, я даже в школе так делаю, только не при иконе, а просто на потолок или вперед смотрю, и уже некоторые начали меня в этом подозревать. Пожалуйста, помогите, я даже когда на остановку иду, и то 3 раза молюсь, я больше не могу, устала, я даже хотела отказаться от христианства, чтоб плохого никому не причинять, но боюсь, Господь разозлится и заберет моих родителей и семью, помогите, что мне делать? Заранее спасибо.

Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует.

После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить.

Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они?

Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.

Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.

Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.

Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.

«С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет» . Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:

Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?

Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.

Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?

Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!

Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое.

Здесь сказывается инстинктивное физическое «сознание» несоответствия «плотского» тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Несродные стихии не могут существовать вместе.

Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и «телесную», и «духовную» благодать Причастия» .

Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.

Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:

Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет...

Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах - отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, - вспоминал позже старец Гавриил, - лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати» .

После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца» .

Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами» .

Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим (+ 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.

Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:

Почему отцы ушли, не выпив кофе?

После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, много ценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, - ответил старец.

Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:

Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

«Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим» .

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа»

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).