Нормирование работы уборщика служебных помещений. Нормы уборки офисов

Здравствуйте, ПАКОВА Е В.

Переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) не повлек за собой своевременной разработки необходимой нормативной правовой базы. Поэтому, несмотря на отмену ЕТС, на практике продолжают использоваться ряд нормативных актов, разработанных в 90-е годы, в том числе и по регламентации труда младшего обслуживающего персонала в общеобразовательных учреждениях.

Норма убираемой площади была предусмотрена в Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ*(1) (далее - Типовые штаты). Согласно п. 14 Типовых штатов должность уборщика служебных помещений устанавливалась из расчета 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 ед. должности на школу.

В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в две смены, - 0,25 ед. должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, - 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, используемой учащимися этих смен и группами продленного дня.

Тем самым фактически была установлена норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.

Однако Типовые штаты утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ N 177*(2).

В то же время ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ*(3) гласит, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Таким образом, из положений федерального законодательства следует, что норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Что касается должностных обязанностей, то пока еще не отменено Постановление Минтруда РФ N 31*(4), которым утверждена характеристика работ для должности уборщика. Так, уборщик служебных помещений осуществляет уборку холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий; удаление пыли с мебели, ковровых изделий, подметание и мытье вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон; влажное подметание и мытье лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода, удаление пыли с потолка, влажную протирку стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решеток, перил, чердачных лестниц; подметание и мытье площадки перед входом в подъезд; мытье пола, влажную уборку стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта; сбор и перемещение мусора в установленное место; чистку и дезинфицирование санитарно-технического оборудования в местах общего пользования, а также получает моющие и дезинфицирующие средства, инвентарь и обтирочный материал.

Таким образом, мытье стен, окон входит в должностные обязанности уборщика служебных помещений.

При формировании должностных обязанностей уборщиков, в том числе регламентации периодичности проведения различных видов уборки, можно использовать Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве*(5), содержащие нормы обслуживания, времени и нормативы численности на вспомогательные работы (уборка производственных, служебных и культурно-бытовых помещений, полотерные, стеклопротирочные, столярные, погрузочно-разгрузочные, складские работы, техническое обслуживание и текущий ремонт радиотелевизионной аппаратуры и слаботочного оборудования и другое), выполняемые на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства любых организационно-правовых форм.

Помимо норм уборки различных видов служебных и культурно-бытовых помещений, в указанном сборнике приведена периодичность их выполнения. Так, удаление пыли пылесосом или подметание влажным веником полов должно производиться ежедневно, влажная протирка - один раз в неделю, мытье - один раз в месяц. Сухая протирка столов, шкафов, книжных полок - ежедневно, влажная протирка стульев - один раз в неделю и так далее. Влажная протирка стен, отопительных приборов (радиаторов) должна проводиться четыре раза в год, оконных блоков с подоконниками - один раз в неделю. Подметание пыли с потолков должно производиться два раза в год. С такой же периодичностью должны мыться и окна.

Что же касается размеров оплаты труда уборщика служебных помещений (да и других должностей хозяйственного персонала), то согласно ст. 133 ТК РФ в действующей в данное время редакции месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому месячная заработная плата для уборщика служебных помещений должна превышать МРОТ исходя из нормы убираемой площади, а доплата за расширение зоны обслуживания должна увеличивать сумму заработной платы по сравнению с МРОТ. В то же время сумма такой доплаты уже может быть ниже МРОТ, иными словами, нормы законодательства не заставляют образовательное учреждение выплачивать техническому работнику, работающему более чем на ставку заработной платы, за каждую выполняемую на ставку норму труда (в частности, убираемой площади) сумму, превышающую МРОТ.

289 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 75%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте. Нет никаких норм. Это определяется в трудовом договоре и должностных инструкциях.

    Норма была в Приказе Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552

    «Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»

    12. Должность уборщицы вводится из расчета 1 единица на каждые 600 кв. м площади, подлежащей уборке, но не менее одной единицы на учебное заведение. Для хореографических и художественных училищ должность уборщицы предусматривается из расчета 1 единица на каждые 500 кв. метров, а в училищах искусств, ведущих подготовку по этим специальностям - 1 единица на каждые 550 кв. метров площади, подлежащей уборке.

    Но СССР уже нет.

    Так что нормы должны быть в трудовом договоре и должностной.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Уфа

    Добрый день!

    Конкретные нормы обслуживания для уборщиков помещений в настоящее время законодательством не установлены. Ранее норма убираемой площади была предусмотрена в отраслевых документах. В частности, в образовательных учреждениях должность уборщика служебных помещений была установлена из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу (п. 14 Типовых штатов, утвержденных приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264). В настоящее время данный документ признан недействующим (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2008 г. № 177). Поскольку новые нормативы не утверждены, то на практике организации продолжают придерживаться прежних норм в качестве ориентира, то есть 500 квадратных метров убираемой площади на полную ставку. Кроме того, организация вправе самостоятельно установить нормы для уборки с учетом особенностей обслуживаемой территории и иных фактических обстоятельств выполнения работы по должности. Данные нормативы устанавливаются организацией в трудовом договоре и должностной инструкции утверждённой в установленном порядке самим учреждением.

    С Уважением!

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 75%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Уфа

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Добрый день!

    Несмотря на то, что нормы, действовашие ранее, свою силу утратили, норма не должна превышать 500 квадратных метров на полную ставку.

    Норма убираемой площади согласно п.14 Типовых штатах начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ - должности уборщика служебных помещений, устанавливалась из расчета 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м. убираемой площади, но не менее 0,5 ед. должности на школу. В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в две смены, - 0,5 ед. должности на каждые 250 кв. м, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, - 0.5 ед. должности на каждые 250 кв. м. убираемой площади, используемой учащимися этих смен или группы продленного дня.
    Тем самым фактически установлена норма убираемой площади 500 кв. м на ставку заработной платы уборщика служебных помещений.
    Типовые штаты утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием приказа Минобрнауки РФ № 177, но ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ гласит, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальной выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
    Таким образом, из положений федерального законодательства следует, что норма убираемой площади 500 кв. м. на ставку заработной платы уборщика служебных помещений должна быть сохранена при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 25%

    Юрист

    • 7,5 рейтинг

    Здравствуйте Алихан.

    В настоящее время, согласно действующему законодательству, нормы выработки устанавливаются локальными нормативными актами работодателя (положение об оплате труда, должностные обязанности, приказы).

    Есть ли какие-либо типовые нормы труда для уборщика служебных помещений в образовательной организации, то есть сколько квадратных метров должен убирать уборщик служебных помещений?

    Каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует. Нормы труда, в том числе нормы выработки (убираемой площади), устанавливаются локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

    Нормы убираемой площади представляют собой нормы труда.
    Согласно части первой ст. 160 ТК РФ нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
    Из ст. 159 ТК РФ следует, что система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо устанавливается коллективным договором.
    Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда.
    С этой целью ст. 161 ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) норм труда для однородных работ, имеющих рекомендательный характер.
    Однако в настоящее время каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует.
    Для определения норм труда при уборке служебных помещений могут применяться Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 (далее - Нормативы).
    Как сказано в преамбуле данного документа, нормативы рекомендованы (а не обязательны) для применения в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от ведомственного подчинения.
    Поэтому Нормативы могут применяться с поправкой на современный уровень техники, технологии, организации производства и труда.
    Таким образом, в данном случае работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков служебных помещений
    При принятии локального нормативного акта, которым вводятся, заменяются или пересматриваются нормы труда, необходимо учесть мнение представительного органа работников.
    О введении норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ).

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Организация собственного предприятия, делового офиса в таком огромном городе как Москва дело, без сомнения, прибыльное, но кропотливое, хлопотное и трудоемкое. Немаловажную роль при этом играет не только соблюдение строительных, юридических, профессиональных, но и санитарно-гигиенических норм. Причем требования в этом плане отличаются повышенной строгостью и жесткостью, так как за рубежом фиксировались случаи хронических болезней, приобретенных в офисной обстановке.

    Нормативы для уборщицы – факторы зависимости

    Сегодня нередки ситуации, когда для решения проблемы наведения чистоты и порядка нанимается целый штат уборщиц, а результата все равно нет. Причем постоянное мелькание перед глазами человека с тряпкой и пылесосом на протяжении рабочего дня может привести к настоящему нервному срыву, не говоря уже о качественной характеристике всего рабочего процесса. За границей присутствие уборщицы, протирающей двери перед посетителями, либо моющей полы при наличии в офисе сотрудников, а тем более клиентов – нонсенс! Либо вопиющее нарушение трудовой дисциплины.

    Поэтому вопрос существующих нормативов для уборщицы сегодня волнует многих предпринимателей, руководителей фирм и предприятий. Действительно, каковы же нормы уборки для уборщиц помещений сегодня? Во-первых, расчет данной величины происходит на каждом предприятии в индивидуальном порядке, так как зависит от следующих факторов:

    • реально отведенное на уборку помещения время. Если необходимо, чтобы уборщица успела за смену навести порядок на территории предприятия общей площадью около 300 квадратных метров, в ее обязанности должна входить только сухая и влажная уборка пола. Ликвидацией пыли, уходом за мебелью, мытьем окон, поливом растений должен заниматься другой сотрудник. В противном случае закончить процесс уборки в отведенное время будет невозможно физически;
    • сложность процесса уборки. К косметической либо комплексной уборке, включающей мытье окон, потолка, стенных плит, плафонов и прочих осветительных приборов, изначально предъявляются разные требования.

    Государственные нормы уборки для уборщиц

    Первый шаг в направлении определения норм уборки для уборщиц был сделан еще 29 декабря 1990 года в форме Постановления Госкомтруда СССР № 469. В дальнейшем обозначенные величины претерпели определенные изменения, связанные с изменениями требований гигиены/санитарии и внутренней обстановки в стране. Но основные параграфы остались прежними. Они стали краеугольным камнем современного Сборника нормативов, подготовленного руководством Минтруда РФ.

    Стандартными требованиями в отношении нормативов для уборщицы выступают следующие пункты:

    • чистка и влажная уборка напольных поверхностей. При этом не только удаляются въевшиеся загрязнения и пятна, но и уничтожаются неприятные запахи в помещении, главная причина возникновения которых заключается именно в таких загрязнениях. Также тщательному уходу подлежит и ковровое покрытие, если оно присутствует в помещениях фирмы;
    • удаление бытовой грязи с мебели, а также ликвидация пыли на полках, стеллажах и деловых шкафах не только неотъемлемая часть существующей чистоты и порядка, но и возможность реального оздоровления атмосферы в офисе. Подобным путем уничтожается очаг распространения вредоносного пылевого клеща и грибков с повышенным содержанием спороносного материала. Грибки и бактерии могут стать причиной возникновения синдрома хронической усталости – настоящего бича деловых офисов;
    • при необходимости в определение норм уборки для уборщиц также входит наведение порядка на прилегающей к организации территории. В данный спектр включена уборка снега и льда на прилегающей территории зимой, листвы – осенью, а мусора и травы – летом;
    • уход за офисными растениями, мойка окон занимают важное место в системе нормативов для уборщицы. Опытная уборщица не оставит на стекле грязных пятен, отпечатков и разводов. Кроме того, уборщица обязана следить за чистотой в санитарных местах предприятия, а в случае необходимости осуществлять сбор мусора в специальные мусорные мешки. Если в офисе присутствует специальное кухонное помещение, уборщица следит за чистотой и порядком на всех его поверхностях, начиная от микроволновой до обычной печи, а также кухонной мебели. По договоренности она также может мыть посуду за работниками офиса.

    Спектр нормативов для уборщицы сегодня достаточно широк и разнообразен. Но только учет человеческого фактора может дать реальную картину обязательных профессиональных обязанностей. Поэтому многие работодатели для найма хорошей уборщицы обращаются в агентство по поиску персонала. Это реально выгодно: правильный, а главное – надежный выбор полностью оправдан и с моральной, и с практической стороны.

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует. Нормы труда, в том числе нормы выработки (убираемой площади), устанавливаются локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

    Обоснование вывода:
    Нормы убираемой площади представляют собой нормы труда. Согласно части первой ТК РФ нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
    Из ТК РФ следует, что система нормирования труда определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо устанавливается коллективным договором. Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда. С этой целью ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных) норм труда для однородных работ, имеющих рекомендательный характер. Однако в настоящее время каких-либо единых типовых норм труда для работ, выполняемых уборщиком служебных помещений в образовательной организации, которыми в данном случае можно было бы руководствоваться работодателю, не существует.
    Для определения норм труда при уборке служебных помещений могут применяться Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденные Госкомтруда СССР от 29.12.1990 N 469 (далее - Нормативы). Как сказано в преамбуле данного документа, нормативы рекомендованы (а не обязательны) для применения в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от ведомственного подчинения. Поэтому Нормативы могут применяться с поправкой на современный уровень техники, технологии, организации производства и труда.
    Таким образом, в данном случае работодатель вправе самостоятельно разработать систему нормирования труда уборщиков служебных помещений*(1). При принятии локального нормативного акта, которым вводятся, заменяются или пересматриваются нормы труда, необходимо учесть мнение представительного органа работников. О введении норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца ( ТК РФ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Цезарева Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кудряшов Максим

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги

    *(1) В качестве дополнительного материала рекомендуем Вам ознакомиться с Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными приказом Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 N 166, а также с Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда МДК 2-02.01, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 24.06.1996 N 38, что может помочь работодателю при разработке системы нормирования труда.