Не навреди: кому можно, а кому нельзя поститься? Если еда – не главное в пост, то можно не поститься.

Правила Великого поста сейчас знают не все. Это один из самых строгих православных постов. Камертоном для него становится Прощёное воскресенье, когда принято просить у близких прощения за обиды, нанесённые за год. Так, сняв с души груз, верующие начинают путь длиной в семь недель. Именно столько традиционно длится Великий пост. Тем православным, кто постится уже не первый год, все правила давно известны. Наша сегодняшняя инструкция — для «новичков», встающих на этот путь впервые. Что и когда можно есть? Что нельзя есть в Великий пост? Что смотреть и читать в эти дни? «Диалог» расставляет по полочкам все правила Великого поста.

Начнём с того, что Великий пост, как уже упоминалось, длится семь недель или седмиц — их название на церковный лад. А вот дата его начала и окончания (а значит и Светлой Христовой Пасхи) меняется. В 2017 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля.

Что можно есть в Великий пост?

Пожалуй, самый популярный вопрос среди «новичков», конкурирующий только с вопросом «что нельзя есть в пост?». Главное правило Великого поста, говоря широко – в пост нельзя есть пищу животного происхождения: мясо, птицу, яйца, молочные продукты, рыбу. Есть дни с более строгим предписанием, а есть с относительно мягким. Всего существует четыре вида предписаний , отличающихся степенью строгости:

  • «Сухоядение» — в эти дни можно есть только «сухую» пищу: хлеб и орехи, а также свежие, сушёные или квашенные овощи и фрукты. Добавлять в еду масло, варить или жарить пищу нельзя;
  • «Варение без елея» — допустимо всё то же, что и при сухоядении, кроме того, можно варить или тушить пищу, однако без масла;
  • «Разрешение на вино и елей» — даётся для укрепления сил постящихся: в некоторые дни (все субботы и воскресенья, кроме последней субботы перед Пасхой) можно употреблять растительное масло и вино, но в меру;
  • «Разрешение на рыбу» — даётся в Великий пост дважды: в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Кроме того, в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.

На православных сайтах можно без труда найти календари питания, созданные для постящихся. Наиболее приглянувшийся (например, этот) для удобства можно распечатать и использовать в качестве подсказки на все дни Великого поста. Правда, следует помнить, что создан этот календарь для монахов, а не для мирян. Для мирян особого календаря нет, и строгость поста для каждого верующего определяет его духовник. Календарь питания в таком случае нужен для того, чтобы миряне понимали строгость того или иного дня поста, а также знали, что нельзя есть в Великий пост.


Православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин, который стал нашим «духовным экспертом» при подготовке этого материала, рекомендует начать соблюдать пост с малого – не вкушать мясную и молочную пищу, а также яйца по средам и пятницам. Эти дни, к слову, считаются постными и во все остальные дни года, независимо от того, идёт церковный пост или нет.

Можно ли есть постные блюда в кафе и ресторанах во время поста?

Этот вопрос вызывает среди мирян ожесточённые споры. Так, одни не видят в этом ничего противоречащего правилам, другие, наоборот, считают, что постная пища должна приносить насыщение, но не удовольствие

— Современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода, — поясняет отец Роман, — Либо ты ешь в кафе, либо на весь день остаёшься голодным. В наше время много рецептов постных и в то же время вкусных блюд. Не может простой человек есть совсем без удовольствия. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Но если ты идешь в кафе намеренно, чтобы вдоволь наесться блюдами более причудливыми, чем непостная еда, тогда стоит задуматься: а пост ли это?

В чём ещё, кроме пищи, нужно себя ограничивать?

Правила Великого поста основываются на более сложной базе, на ответе на более сложный вопрос: «Зачем нужен Великий пост?». Для ответа обратимся к истокам. Великий пост «вырос» из поста, который соблюдали первые христиане, желавшие креститься в Светлый праздник Воскресения Христова, то есть в Пасху. Ограничивая себя в пище и практикуя духовную дисциплину, они готовили себя, чтобы достойно встретить этот день. Также это дань сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне и его жертве во имя людей. И, конечно, смысл, Великого поста много шире и глубже, чем простое соблюдение диеты.


— Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений – объясняет Роман Посыпкин, — а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.

Это значит, что человек, который соблюдает пост, должен постараться отказаться от своих пагубных привычек, быть добрым и сострадательным к людям, заботиться о своей малой церкви – семье. Важно помнить и о том, что в Великий пост обязательно посещать храм, ходить на службы, исповедоваться и причащаться.

Молитва в Великий пост — первое, что должно быть на устах верующих в эти семь недель. Можно читать и некоторую светскую литературу — например, произведения русских классиков. На сайте православного журнала «Фома» есть подборка душеспасительной литературы , которую полезно читать в дни поста.

Можно ли в пост смотреть телевизор?

Ещё одно правило Великого поста: от просмотра телевизора в пост, конечно, лучше отказаться, а если не выходит, то хотя бы сократить время пребывания перед ним. Особенно важно это в том случае, если знаете за собой такую привычку. Но если поддались искушению и включили заветную кнопку — желательно смотреть программы, которые несут хоть какую-то смысловую нагрузку и благотворно на вас влияют. Большого греха не будет, если, например, посмотреть на ютубе проповедь протоиерея Владимира Головина или передачу на канале «Культура», а вот бежать к телевизору, переживая за судьбы участников модного реалити-шоу, всё-таки не стоит.

Личный опыт

Виктор Андронов, почётный донор книги рекордов России, руководитель общественного движения «Энергия Жизни»:

— Соблюдаю пост больше десяти лет. И поначалу, конечно, многое вызывало вопросы. Например, разрешение на вино. Но со временем пришло понимание. Здесь можно провести параллель с моряками, которые тоже употребляли алкоголь. Им это было жизненно необходимо, чтобы не получить расстройство психики из-за нахождения в замкнутом пространстве. Монахи в пост больше молились и почти всё свое время проводили в кельях, и вино им также было нужно.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Главное заблуждение состоит в том, что люди думают, будто ограничения в пище – это главное, что необходимо соблюдать в пост. Но это не так. Самое главное – пища духовная. Можно есть мясо, но делать хорошие дела – и быть ближе к самой сути Великого поста, чем тот, кто голодает, но ничего не меняет в своей духовной жизни. От поста, на мой взгляд, не должны страдать. Чем ближе к Пасхе, тем большая легкость должна появляться на душе. Если первый раз собираешься поститься, то надо обязательно сходить к священнику — он подскажет от чего лучше отказаться, может быть, это будет что-то одно. Мой духовник делает мне послабления, так как я – донор и должен заботиться о своем здоровье, думать о другом человеке. А чтобы не сбиться с пути и пройти все семь недель поста силу нужно искать в молитве.

Постные рецепты, собранные корреспондентами «Диалога» можно увидеть .

Подготовила Александра Заспа / ИА «Даилог»

В церковных канонах корреспонденту «Диалога» помогал разбираться православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин.

С началом Рождественского поста мы решили спросить у современной молодежи — постятся ли они. А полученные ответы попросили прокомментировать протоиерея Андрея Ткачева.

Как воспринимает пост молодежь? Постятся ли они? И понятен ли им сам смысл Рождественского поста? Читайте в материале.

Назар, 29 лет: Не понимаю, зачем Церковь учреждает посты перед большими христианскими праздниками.

— Я не буду поститься перед Рождеством. Просто потому, что не понимаю, зачем Церковь учреждает посты перед большими христианскими праздниками. Лично для меня пост связан с моими отношениями со Всевышним, а не просто с устоями и традициями. Хотя, конечно же, я рад, что есть люди, которые соблюдают пост в качестве традиции.

Для меня главное - мотив сердца человека, а не «обязаловка». Смысл поста я вижу в воздержании не только от еды, но и от мирских забот (Интернета, телевидения), от привычных дел, для уединения и общения с Богом. Для нашей семьи это время смирения и познания Бога. В это время мы стараемся обратить особое внимание на нужды сирот, вдов и больных - посвящаем себя благотворительности и волонтерству. Во время поста я не употребляю в пищу ничего. Только пью. Такой пост у меня длится до семи дней. Мы с семьей регулярно посещаем церковь, но решение о посте принимаем внутрисемейно, по ситуации.

Протоиерей Андрей Ткачев: Важно помнить, что вы - не единственно верующий. Мы верим все, а значит праздновать и поститься должны вместе.

— В целом вы поступаете правильно. Ведь раньше пост так и учреждали - в силу тех или иных обстоятельств. Только не каждый для себя, а носило это всецерковный, всенародный характер. И со временем эти посты устоялись и стали костяком церковной дисциплины.

Человек должен постепенно прийти к состоянию, когда жизнь Церкви станет его собственной жизнью. Когда он будет не сам сочинять для себя предписания, а будет двигаться в общем, церковном русле. Когда именно он придет к этому - вопрос его личного роста как христианина. Ведь все, что касается духовной практики, - вопрос опыта. Человек должен вкусить радость совместного празднования Рождества. А пост - упражнение, которое поможет ему ощутить эту радость во всей ее полноте.

Очень хорошо, что вы заботитесь о вдовах и сиротах, и посвящаете больше времени изучению Священного Писания. Важно еще помнить, что вы - не единственно верующий. Мы верим все, а значит, праздновать и поститься должны вместе. А в том, что пост принимается по внутрисемейному решению нет ничего плохого. Это личное решение семьи, и если они видят в этом необходимость - пожалуйста.

Ксения 21 год, студентка: В этом году поститься не буду — жду первенца.

— Я пощусь каждый год и Рождественский пост - не исключение. Но в этом году поститься, скорее всего, не буду в силу обстоятельств - жду своего первенца.

Я считаю, что пост, в первую очередь - очищение организма, так что, он не помешал бы и людям неверующим. Но для меня это не просто воздержание от пищи, я больше времени провожу в молитвах и чаще посещаю храм. В моей семье посты соблюдаются, и сама я раз или два в неделю хожу в церковь.


Отец Андрей: Всему можно найти достойную замену. Если не воздерживаться в еде, то больше времени проводить в молитвах.

— Это, вполне уважительная причина. Мы ведь не можем требовать одинаковой строгости соблюдения поста от больного старика и молодого парня, от сидящего в тюрьме и служащего в армии. Беременная женщина должна думать в первую очередь не о себе, а о ребенке, которого вынашивает. Хотя история знает множество примеров женщин, которые мужественно постились во время беременности. Таким образом, они воспитывали у чада чувство аскетизма еще в материнском чреве. Но это исключения, примеры подлинной святости, которые не могут стать нормой для обычных людей. Но ведь всему можно найти достойную замену. Если женщина не может воздерживаться в еде, то ничто не мешает ей больше времени проводить в молитвах, помогать нуждающимся и изучать Библию.

Сергей 20 лет, студент: Не соблюдаю посты. Организм ведь растущий, значит, питание должно быть полноценным.

— Я не соблюдаю посты. Однажды общался со священником, и он сказал мне, что это вовсе необязательно. Организм ведь растущий, значит, питание должно быть полноценным.

Церковь я не посещал очень давно, потому что разуверился в священнослужителях. Я считаю, что Церковь не может идти рука об руку с политикой, а любая религия сейчас идет рука об руку с политиками.

В семье никто не постится, старшие - люди советской закалки, а родители слишком заняты работой.


Отец Андрей: Даже если человеку еще нет 18-ти, он уже находится в периоде цветущей зрелости и должен заниматься самодисциплиной.

— Священник слегка «перегнул палку». Даже если человеку еще нет восемнадцати, он уже находится в периоде цветущей зрелости и должен заниматься самодисциплиной.

Вопрос разуверенности - более тяжелый. Кто нанес рану, тот должен ее врачевать. Если служитель Церкви обидел или разочаровал человека, то служитель же должен это исправить. Главное, чтобы сам человек был в этом заинтересован.

В нашем обществе велик процент людей равнодушных к вере. Но процент неравнодушных еще более велик. А значит, мы должны работать на этом поприще. И начинать нужно с главного - с Христа. Если человек идеально соблюдает пост, но верит в Кришну, то какая радость от такого поста? Если же человек верит во Христа, но по какой-то причине не постится, его не нужно ругать. С ним нужно говорить. Со временем он поймет, что вера без дел мертва, и аскетизм - одно из самых важных дел. Вера без поста может спасти, пост без веры — никогда. Рано или поздно ты дорастешь до работы над собой, и в этой работе важно прислушиваться к наставлениям Матери Церкви.

Дмитрий 28 лет, спортсмен: Я спортсмен и должен тренироваться 5 раз в неделю. Пощусь крайне редко.

— Я пощусь крайне редко. Это связано с тем, что мне нужно набирать определенное количество килокалорий, ведь я тяжелоатлет и должен тренироваться, как минимум, пять раз в неделю. Но для меня пост - это, в первую очередь, укрощение своего гнева, похоти и легкомыслия. Это суровый контроль над своими словами и мыслями. Ведь еще Иоанн Златоуст говорил: «Люблю пост, ибо он - мать смиренномудрия и источник всякой мудрости».

К сожалению, у меня в семье никто не соблюдает посты. Я посещаю церковь, но не так часто, как мне бы этого хотелось. Хотя в моей жизни был период, когда я бывал в храме минимум дважды в неделю. Считаю, что это время не прошло даром, и одухотворение, которое я получил тогда, до сих пор со мной. И к воцерковленным людям я отношусь с глубоким уважением.


Отец Андрей: Не сосредотачивайся на том, чего ты не можешь. Лучше задумайся, чем ты можешь заполнить эту пустоту.

— Спорт - это всегда саморазвитие. Сам апостол Павел часто сравнивал христиан с бегунами и воинами. «Бегите, чтобы получить венец». Но не простой венец из лавра, а венец нетленный. Так что спорт — тоже ценная духовная практика.

Но нужно вывести понятие поста, как жертвы Богу, за пределы гастрономии. Если человек лежит в больнице и его кормят манной кашей, ничто не мешает ему читать Псалтырь. Если он работает на заводе или занимается спортом, он всегда может откладывать больше денег на благотворительность. Пост призван воспитать в человеке доброту и нравственность, воздержание в пище - лишь один из многих путей. Не сосредотачивайся на том, чего ты не можешь. Лучше задумайся, чем ты можешь заполнить эту пустоту. И так нужно подходить ко всем подобным случаям.

Но пост не должен входить в коллизию с вашей профессией. Идущий на задержание спецназовец не должен шататься от голода, как и спортсмен, который представляет на играх честь своей страны. Тут важно проявить понимание и пасторскую чуткость. И отнестись к каждому такому случаю, как частному, чтобы не приводить верующего к ссоре с Церковью. В некотором смысле священник должен быть доктором - печень у всех работает одинаково, только болезни разные.

Сандро 23 года, стоматолог: Для меня пост — это способ помочь своему отцу на том свете.

Поститься перед Рождеством буду по возможности. Если хватит духу. Ведь во время поста нужно не только ограничить себя в еде, но и регулярно молиться, не ругаться, усердно посещать церковь… А если человек подходит к этому с чисто «гастрономической» стороны, то это и не пост вовсе. Для меня лично это способ помочь своему отцу на том свете, и мне кажется, это единственный способ. В нашей семье соблюдают пост все, но мама - не строго, из-за проблем со здоровьем.


Отец Андрей: Такой подход можно только приветствовать - в данной ситуации, он самый верный.

— Это достойные слова взрослого мужа. Смерть сопровождается постом во всех авраамических религиях и глубоких культурах вообще. Умерший как бы накладывает печать на живых, и они постятся. В первую очередь - невольно. У них просто кусок в горло не лезет. Во-вторых - сознательно демонстрируют свою потерю. Не стригутся, не бреются, носят смиренные одежды и черные ленты. Это правильно, ведь так они показывают, что не отчаиваются, что верят в возможность общения с этим человеком через молитву. С другой стороны, они потеряли близкого и скорбят по нему. Такой подход можно только приветствовать - в данной ситуации, он самый верный.

Ярослав 27 лет, рок-музыкант: Само слово «пост» у меня ассоциируется с пограничным постом. Это как часовой на посту.

— Я был воспитан в глубоко религиозной семье, поэтому любой пост, в том числе и Рождественский, соблюдаем тщательно. Само слово «пост» у меня ассоциируется с пограничным постом. Это как часовой, который стоит на посту, охраняя твою душу. Но хотелось бы услышать напутствие от служителей церкви. На что во время поста стоит обратить особое внимание?


Отец Андрей: Для современного человека забыться и выпить стакан молока в пост не так страшно, как без разбору принимать в себя все, что подают с телеэкрана.

— Не забывайте, что мы с вами живем в информационную эпоху. На поступающую к вам информацию нужно обращать столько же внимания, сколько и на еду. Любой согласится с утверждением, что «нельзя есть, что попало». Но разумно ли все что попало смотреть по телевизору, читать в интернете и слушать по радио? Надо четко определить для себя, что можно и чего нельзя. Ведь информация - тоже пища, только не для желудка, а для разума. То, что дети в школах, как и взрослые на своих рабочих местах, стали менее усидчивы - плоды отсутствия внутренней дисциплины. А для современного человека забыться и выпить стакан молока в пост не так страшно, как без разбору принимать в себя все, что подают с телеэкрана.

В послесловие от отца Андрея

Помните, что оценку вашему посту ставит радость праздника, которым он заканчивается. Поэтому пусть праздник Рождества Христова в этом году будет ярче и торжественнее, чем все предыдущие!

27 февраля начинается Великий пост. Он запрещает православным, его соблюдающим, есть мясные, рыбные, молочные продукты, яйца. Но во время любого поста главное правило – не навредить здоровью.

Кому можно поститься?

Пост с физиологической точки зрения – это отличная возможность разгрузить организм, дать ему передохнуть от жирной и калорийной пищи и перееданий.

Однако полноценно соблюдать пост можно только совершенно здоровым людям. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, если вы приняли решение соблюдать пост, вам нужно попросить разрешения у своего духовника или церковного служителя.

Во-вторых, даже если вы здоровы и поститесь, вам необходимо разнообразить свое меню. Ограничить себя в употреблении мяса и рыбы, но есть только одни макароны или жареную картошку будет даже во вред.

Нежелательно поститься в полной мере беременным и детям. Для первых опасно исключение из рациона белковых продуктов животного происхождения. А железо, содержащееся в мясе и влияющее на гемоглобин, восполнить за счет яблок невозможно.

У детей более интенсивные, чем у взрослых, обменные процессы, и ограничения в поступлении каких-либо компонентов могут привести к нарушениям роста и развития.

С большой осторожностью к посту надо подходить и людям пожилого возраста.

Кому врачи запрещают поститься?

Если в случае с беременными или детьми частичное ограничение меню вполне допустимо, то людям с серьезными заболеваниями это может быть запрещено совсем. Разумеется, в каждом конкретном случае необходимо консультироваться с врачом.

  • Людям с заболеваниями эндокринной системы. Это сахарный диабет, дисфункция щитовидной железы, надпочечников. При нехватке белков затрудняется синтез гормонов, а то и вовсе прекращается.
  • Больным онкологическими заболеваниями.
  • Людям с болезнями пищеварительного тракта (холецистит, язва 12-перстной кишки и желудка) из-за нарушенного всасывания слизистой оболочки.
  • Страдающим болезнями почек и печени – пиелонефритом, гломерулонефритом. В данном случае потеря белка с мочой приводит к необратимым последствиям.
  • Больным с нарушениями обмена веществ.
  • Категорически запрещено поститься людям, которые прошли операцию по трансплантации почек, сердца или печени.
  • Людям с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями.
  • Людям, страдающим панкреатитом, анемией, подагрой, эпилепсией, повышенным кровяным давлением. При панкреатите, например, поджелудочной железе нужны легкоусвояемые животные белки. Белки растительного происхождения усваиваются хуже.

Количество записей: 275

Здравствуйте! А можно ли соблюдать строгий пост неподготовленному человеку? Или пост должен быть по силам каждому?

Константин

Константин, нельзя наполовину исполнять закон - сегодня исполню, а завтра нет. Если Вы решили начать новую жизнь, церковную жизнь то нужно это сделать всем сердцем, и только тогда Вы получите радость духовную и большую пользу своей душе. Не бойтесь того что Вы не сможете выдержать весь пост. Вы начните поститься полностью, и молитесь при этом Богу, чтобы дал Вам сил выдержать до конца. И с Божией помощью, я думаю, Вы сможете выдержать весь пост. Но при этом Вам нужно исповедаться и причаститься во время поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, не считается ли грехом, если при мне знакомые и родственники во время поста слушают музыку и смотрят телевизор, и мне приходится при этом присутствовать?

Анастасия

Анастасия, пост - это время покаяния, и в пост, конечно, не следует слушать музыку и смотреть телевизор. Если у Вас есть своя отдельная комната, то в таком случае для Вас грех смотреть телевизор и слушать музыку. Хотя, можно посмотреть телевизор, но только не развлекательные программы, и можно слушать музыку, но духовную, а не попсу. Если же у Вас нет отдельной комнаты, и Вы живете в комнате, где стоит телевизор, тогда, конечно, Вам деваться некуда, хотя это тоже грех, но невольный, и он легко прощается на исповеди. Смотрите по своей совести - осуждает она Вас или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Совершила большой грех! Я до сегодняшнего дня не соблюдала Великий Пост! Не взяла благословение у батюшки! Я даже покаяться в церковь не могу сходить, т. к. начались критические дни! Что теперь мне делать?

Екатерина

Екатерина, начните соблюдать пост с сегодняшнего дня. Как сказано в Евангелии «Последние получат столько же, сколько и первые». Начните полноценный пост, и Господь Вам зачтет, как за весь пост. Когда сможете, сходите в церковь, покайтесь на исповеди, попросите благословения у священника, и Господь простит Вам. На будущее - нужно быть посерьезней по отношению к своей душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне принять правильное решение. Дело в том, что сейчас идет Великий пост, и я решила его соблюдать, отказывая себе во многом. Но дело в том, что один мужчина, который хочет со мной отношений, приглашает меня поехать с ним за город на 2 дня, отдохнуть. Мы знаем друг друга уже давно. И он мне тоже нравится. Но он постоянно в командировках, и бывает очень редко в Питере. И вроде, я и согласна ехать, потому что чувствую, что и мне хочется с ним провести время, но меня останавливают мысли о посте. Я ему сказала о том, что у меня сейчас полное воздержание. Но он сказал, что мы как-нибудь решим этот вопрос. Я и его понимаю, да и всю ситуацию понимаю. И свои желания чувствую. Что мне делать? Будет ли грешно с моей стороны поехать за город с мужчиной на два дня, даже если и ничего не будет? Как лучше повести себя? Заранее благодарю.

Екатерина

Екатерина, Церковь категорически запрещает близость вне брака не только во время поста, но и всегда. Близкие внебрачные отношения - это грех, который называется блуд. Даже если вы и любите друг друга, вы имеете право на совместную жизнь только после брака, и никак иначе. Сейчас Великий пост, и мы должны полностью погрузиться в молитву, сейчас время покаяния, а не развлечения. Скажите, зачем ехать загород вдвоем на два дня? Сразу возникает мысль: а что вы там будете делать? Как пишут Святые отцы, «солому не кладут радом с огнем, она сгорит». Так же и у вас может быть. Человек немощен, находиться вдвоем два дня, при том, что вы друг другу нравитесь, - думаю, без греха не обойдется, а потом придется каяться, испытывать угрызения совести. Кто грешит, тот ненавидит свою душу, говорит нам Священное писание. Пообщаться можно и так, встретиться, погулять. Вам не нужно ехать за город с этим мужчиной.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброе время суток. Подскажите, пожалуйста, мирянам, соблюдающим пост, можно ли вкушать растительное масло в дни, кроме субботы и воскресения? Спасибо.

Инна

Инна, Великий пост, как известно, - строгий пост. Без растительного масло мы едим в первую и Страстную неделю. В другие дни можно есть растительное масло, кроме среды и пятницы, в течение всего поста.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, скажите, как Вы думаете, правильно ли заходить в интернет исключительно на православные сайты во время поста, от незнания каких-то вещей? Не является ли это неким самообманом, и лучше воздержаться? Благодарю Вас.

Мария

Мария, можно посетить православный сайт, но не в ущерб церковной службе и молитве. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Мой муж - верующий человек, отказывает мне в интимной близости (не только в пост), не разрешает поцеловать в день после причастия. Отказывает в грубой форме, с раздражением. Хотелось бы узнать мнение церкви на близость в браке. Спасибо.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Отнеситесь с уважением к благоговейному отношению мужа к святому Причащению. Пусть воздержание в этот день станет семейной традицией. Что же касается других дней, следует поговорить об этом с мужем. Церковь благословляет брачные отношения по согласию обоих супругов. Возможно, Вашему мужу требуется консультация врача или психолога.

иерей Сергий Осипов

Простите меня, Христа ради. Вопрос мой, еще и в Великий пост, очевидно вызовет у Вас как минимум неприятие. Я два раза была замужем, сейчас в разводе, мне 34 года. Встретила человека, который, слава Богу, верующий, но не воцерковленный. Встречаемся мы всего месяц, и ему невыносимо терпеть мой пост. Близких отношений у нас, можно сказать, не было, но я переживаю, что он не выдержит столько времени поститься и уйдет от меня, или, что еще хуже, не выдержав плотского голода, пойдет "налево". Человек он хороший, добрый, знаю я его очень давно, просто отношения начались наши только сейчас. Я знаю, что Вы скажете, что он должен терпеть, и это грех большой, и что если будет на то воля Божья, то он останется со мной. Просто я столько ошибок уже наделала, что сейчас просто боюсь потерять этого человека... Я планирую на Страстную седмицу уехать в Почаев и там встретить Пасху. Наверное, если я сейчас не удержусь, то потом мне придется всю жизнь с этим человеком идти на компромисс с Богом. Я просто не знаю, как здесь быть. Поругайте меня и дайте совет. Спаси Вас Господи.

Елена

Здравствуйте, Елена. А почему Вы решили, что если Вы сейчас не удержитесь, то этот человек останется с Вами на всю жизнь? Если Вы сейчас опасаетесь, что он уйдет "налево", то как же придется волноваться в случае Вашей болезни или беременности? Стоит ли с таким человеком связывать свою жизнь? Вот пост и покажет. Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я решила поститься. В семье таких традиций не было никогда, поэтому прихожу к этому своими силами. Прочитав в интернете множество информации, пришла к выводу, что пост это немного не то, что я себе представляла. Это очень сложно для меня. Я имею ввиду именно душевное состояние, ведь изначально я думала почему-то только о еде, алкоголе и ночных гуляньях, и решила, что справлюсь легко без них. Но сейчас мне противно от самой себя, ведь если я решилась поститься, то нужно это делать правильно. Но, опять-таки, это тяжело, и глядя на других людей, я вижу, что большинство как раз постятся неправильно, но постятся. Скажите, как мне быть? Может, прочитать какую-нибудь книгу? Потому что информации очень много, и что делать с ней, я не знаю. И в первую очередь, не знаю, что делать с собой. Спасибо!

Ксения

Ксения, так как Вы решили для себя вопросы алкоголя и ночных гуляний, время разобраться и с вопросами рациона. Здесь лучше всего поможет православный календарь с указанием трапез на каждый день, такие продаются в большинстве книжных лавок. Но будем помнить, что пост в пище – лишь помощник посту духовному, который, как Вы правильно понимаете, есть умерщвление своих страстей и жизнь по заповедям.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, я впервые начала держать пост, учусь в школе (10 классе), в питании нет проблем, читаю молитвы, подаю бездомным, но не знаю, как будет в школе, ведь нельзя радоваться, развлекаться, а мы с подружкой постоянно шутим, смеемся, как мне быть?

Христина

Христина, добрая веселость не является грехом. Лишь бы шутки были безгрешными и не унижали ближних.

игумен Никон (Головко)

Спасибо за то что Вы есть. За помощь духовную нам, немощным, спаси Вас Господи. Очень стыдно задавать подобные вопросы, но не могу иначе. Эту неделю решила постится по правилам мирян. Но обострились у меня негативные чувства, это - гнев, жестокость, сквернословие. Поняла, что натворила, обревелась оттого, что этим все перечеркнула, и на молитву даже уже сил нет. Не пойму, в чем причина - вроде, везде пишут, что все чувства должны утихомириться, а у меня, наоборот, обостряются все негативные чувства. Я понимаю, что надо быстрее на исповедь, но пока я живу в деревне храма нет, а вот в городе обязательно постараюсь исповедоваться и причаститься. Что делать, не знаю, либо поститься мне нельзя (и так худая), да еще и злая, вот беда-то.

Ирина

Ирина, негативные чувства и должны обостряться – это, увы, наша норма: пока в нас живут страсти, они будут беситься от поста и бороться с нами. Не унывайте, поймите все происходящее с Вами духовно правильно и снова принимайтесь за пост. Бог в помощь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! А почему белый хлеб можно в пост у вас на сайте сказано было? Там же яйца в состав могут входить? А черный можно?

Фотиния

Фотиния, мне кажется, в этом вопросе можно быть несколько попроще. Хлеб - есть хлеб. Мы же не покупаем в пост сдобных изделий, только обычные батоны и буханки, а уж что наше государство туда "благословило" положить - на его совести. Да и есть ли там яйца-то, зная опять-таки наше государство? Впрочем, если Вас это вопрос смущает, то спокойствие совести превыше всего, тогда не кушайте. Но, повторюсь, в православных кругах как-то особенно на хлебе не заостряются, в конце концов, пост должен быть не "химический", а духовный, а это, прежде всего, борьба со страстями, в том числе с гортанобесием. Гораздо хуже, на мой взгляд, употреблять в пост соевые майонез, сметану и прочие подобные продукты – вот тут получаем гортанобесие в чистом виде! Продукт по вкусу как скоромный, а той питательности не имеет, зато услаждает вкус, питает привычку и страсть, но не тело. И получается, что и в пост мы остаемся при своих страстях.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться - я первый раз в жизни собирался держать Великий пост, но не смог. Если пощусь, то не могу работать (работа связана с интеллектуальной деятельностью), т. е. сижу как сомнамбула и торможу страшно, а на работе требуется соображать и решения принимать быстро. Вот, сижу и унываю теперь - как быть? Оправданий не ищу - знаю, что их можно напридумывать множество, только все сводится к моей духовной слабости. Я стараюсь держать пост духовный, всю жизнь думал, что нет у меня зависимости от еды такой, а, оказалось, вон оно как - есть! Не знаю, как исповедовать этот грех, я ведь и после исповеди буду есть скоромную пищу в пост. Получается, еще больше усугублю свои грехи?

Алексей

Алексей, Вы, пожалуйста, не унывайте и не опускайте рук: Вас враг немножко искусил, а Вы уж, как я понимаю, и пост готовы забросить. Ничего, не сразу, а постепенно все получится. Приучайте себя понемногу – питайтесь так, чтобы на работе быть в форме, а дома можно и поголодать, и все у Вас получится!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В своем прошлом письме я писала о том, что родители мне не разрешают поститься. Недавно моя бабушка сказала, что самые основные недели поста - это Страстные недели (первая и последняя). Родители предложили мне компромисс: поститься только эти две недели. Можно ли так поступать? Заранее спасибо!

Анастасия

Да, Анастасия, можно. Но если родители разрешат, можно было бы прибавить и еще одну недельку – Крестопоклонную.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте батюшка. Ни я, ни мой муж не держим великий пост. Возможно, что я беременна и зачатие выпало на первые дни поста. Скажите, пожалуйста, считается ли это грехом и будут ли в дальнейшем у нас и малыша проблемы? Говорят, что зачатые в пост рождаются больными. Спасибо

Наталья

Мне рассказывали про одного опытного духовника из Петербурга, который не поленился и на основании данных житий некоторых святых вычислил, что они были зачаты постом. Конечно это вовсе не означает, что зачатие постом обязательно должно привести к рождению святого ребенка, это лишь показывает, что ничего страшного в этом нет. Зато теперь у вас есть лишний повод поупражняться в воздержании.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Неужели соблюдать пост со строгостью, соблюдать сухоядение, отказ от растительного масла для мирян - это только гордыня? Мне кажется, что мне так и нужно. Постом я не хвастаюсь, хотя и не скрываю.

Дарина

В том то и дело, что Вам только «кажется». Ни Вы, ни я, и никто другой не знает, что нам в действительности полезно. И некому нами руководить. Если у Вас есть духовник, способный видеть Вашу душу и давать Вам точные и исключительно полезные указания, то Вам, без сомнения, несказанно повезло. Потому что об отсутствии таких духоносных наставников в один голос рыдали все русские святые от Нила Сорского до Игнатия Брянчанинова. А если такого руководителя нет у Вас, то рассудите сами, из какого умонастроения исходит Ваше мнение? Кстати, очень полезно взять и прочитать главу о Посте свт. Игнатия Брянчанинова в первом томе "Аскетических опытов". Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.

Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни: