Мощи николая чудотворца базилика. Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия)

Русский народ всегда нуждался в постоянной молитве у мощей святителя Николая, именно поэтому в начале XX в. Церковь, русская православная общественность и сам император озаботились возведением в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников, для внимания к их повседневным нуждам. На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Свт.Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был в целом возведен к 20-м гг. XX в. и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях I мировой войны. Русскому храму Свт.Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Барградское Подворье Русской Православной Церкви с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем духовным оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя.
Тогда этим надеждам, по попущению Божию, не суждено было сбыться. Трагические события революции 1917 г., тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Русские люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, оказались невольными хранителями русской церковной недвижимости за рубежами Родины. Барградское Подворье оказалось заброшенным, лишенным всяких средств к существованию, паломничество к мощам Свт.Николая прекратилось.
Единственной миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение Подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление Подворьем в 20-е гг. самонадеянно взяли на себя люди, потерявшие веру в Россию, отчаявшиеся и потому утратившие надежду на ее избавление в будущем от ига безбожной власти. Один из них - князь Николай Давидович Жевахов, представлявший тогда эмиграционное Палестинское Общество, в 1937 г. своевольно и самочинно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское Подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви.
С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались немногие единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека и т.п.
В этих условиях, после подписания соглашения в ноябре 1998 г. между Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и мэром г.Бари г-ном С.Ди Каньо Аббреша в Бари при храме Свт.Николая Чудотворца было открыто Подворье Московского Патриархата, которое имеет своей целью развитие всесторонних духовных связей с Италией и с г.Бари в частности, а также занимается духовным окормлением русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни.

Базилика Святого Николая хранящая мощи Николая Чудотворца расположенная в Бари - одном из древнейших итальянских городов с историей в 3 тысячи лет - место паломничества тысяч христиан.

Бари - история

Центр города Бари

Историки затрудняются назвать точный возраст Бари, но предполагают, что уже за тысячу лет до н.э. здесь существовало поселение.

Сегодня древнее поселение стало крупным городом, число жителей которого превышает 325 тысяч человек. Бари является административным центром области Апулия.

В III в. до н.э. эта часть современной Италии вошла в Римскую империю в качестве муниципия (города, население которого получало частичное самоуправление и гражданские права). Здесь был построен театр, возведены храмы, но археологических подтверждений тому найти не удалось.

Существующая же до наших дней структура старого города сформировалась в середине 5 века нашей эры, во время борьбы Восточной римской империи (со столицей в Византии) и лангобардов. В те годы формировались особенные административные единицы, катепанаты, которыми управляли предводители провинциальных воинских отрядов.

Позже городу довелось пережить господство барберов (арабских народов из северных районов Африки), подчинение Бевененто (крупное герцогство на северо-востоке), осаду сарацин, вторжение венецианцев…

Крупным потрясением было восстание Мелуса в борьбе за независимость от византийцев произошедшее в 1009 году. Оно привело к разграблению Бари (и части Италии) призванными на помощь мятежникам войсками норманнов.

Мощи Николая Чудотворца


Бари - крепостная стена

Впрочем, несмотря даже на дальнейшие перипетии, среди которых было и практически полное уничтожение города, важнейшее в его истории событие произошло в 1087 г.

Арабский флот под руководством Хумейда в то время совершал устрашающие набеги на христианские земли. Был разграблен Родос, Миры Ликийские. В последние Хумейд пришел с намерением уничтожить мощи Николая Чудотворца, но по ошибке разрушил не ту церковь. После чего поднялась страшная буря, уничтожившая большую часть судов.

Верующие справедливо опасались за судьбу реликвии. Вошедший на византийский престол Алексей I Комнин стремился сохранить религиозные ценности, однако варваров остановить не удавалось. К тому времени восточная часть Италии практически полностью была разорена. Миры же перешли к туркам.

В 1087 году барийские купцы на обратном пути из управляемой мусульманами Антиохии приняли решение перевезти мощи Николая Чудотворца из Мир Ликийских. Когда выкупить святыню не удалось, отряд в количестве 47 человек силой забрал реликвию из саркофага, связав монахов, охранявших церковь.

8 мая купцы на кораблях с важнейшим грузом прибыли домой, а уже на следующий день мощи Николая Чудотворца разместили в находящейся неподалеку от берега церкви св. Стефана. Любые попытки перевезти мощи куда-либо из города в дальнейшем вызывали народные волнения, поэтому было решено возвести церковь, в которой бы они хранились.

Бари - кафедральный собор
Бари - кафедральный собор - интреьр

Бари - Базилика Святого Николая

На строительство храма, в котором бы находилась христианская святыня - мощи Николая Чудотворца, ушло почти 20 лет. Начавшееся практически сразу после возвращения в итало-нормандские земли мощей, оно длилось вплоть до 1085 г. На освящении церкви, в крипте которой и захоронили останки святого, присутствовал папа Урбан II.

Был он здесь и еще однажды, посетив одно из ключевых событий в истории христианской церкви. В 1098 году, в промежуток кратковременного сближения между позициями Папы и Византийской церкви, был созван Собор, на котором должны были разрешиться разногласия между католицизмом и православием. Участие в событии приняли 180 епископов, присутствовала здесь и делегация Киевской митрополии. Однако результат Собора оказался весьма печальным - было решено предать анафеме всех несогласных с папой (обсуждался вопрос спора вокруг догмата о Троице). Таким образом, церкви остались разделенными и по сей день.

Стоит отметить, что в Бари находится примерно 65% мощей святого. Дело в том, что во время кражи их из Мир Ликийских, не было возможности переложить святыню из саркофага в контейнер, поэтому ее завернули в мантию. Из-за торопливости часть мощей осталась в городе, занятом турками. Их удалось добыть только в ходе крестового похода, после чего христиане перевезли эту часть останков на венецианский остров Лидо.

Базилика Святого Николая
Базилика Святого Николая - интерьер

Базилика Святого Николая - архитектура

Архитектура храма весьма оригинальна - в ней присутствуют, в основном, прямоугольные элементы и прямые линии, что больше уместно для замков или крепостей. Усиливают впечатление две массивные башни по краям фасада. Впрочем, церкви несколько раз все же пришлось выдержать осаду, так что внешность не совсем обманчива.

Пожалуй, единственным внешним украшением можно назвать резьбу XII в. на входном портале. Колонны, поддерживающие портик, опираются на фигуры быков, а в люнете можно наблюдать рельеф с триумфатором на колеснице. Фронтон здания венчает сфинкс. Возможно, изначально здание было более живописным, но во время реконструкций в XIII, XV и XVII веках часть украшений была удалена.

В храме - три нефа длиной 39 м, трансепт короче - 31,5 м. Все нефы завершаются апсидами, о которых снаружи практически ничего не говорит - их скрывают прямые стены с ложными аркадами. Во время обновления сооружения в прошлом столетии интерьер лишился большей части барочных элементов, сохранив лишь украшенный художником Карло де Роза сводчатый деревянный потолок трансепта. Центральное изображение здесь посвящено Богу Отцу, вокруг которого расположились патриархи.

Базилика Святого Николая - мощи Николая Чудотворца
Базилика Святого - богослужение

Мощи Николая Чудотворца - паломничество

Однако ценность для паломников, все же, скрывается не в истории и архитектуре сооружения. Век за веком сюда прибывают верующие, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца.

Столь высокое внимание к церкви в Бари обусловлено тем, что святитель Николай является одним из наиболее почитаемых святых и для католиков, и для православных. Считающийся покровителем моряков и путешественников, он известен рядом чудес и деяний.

Так, еще в молодости он воскресил одного моряка и спас по пути из Александрии другого. Позже Николай уберег от позора трех девиц, обладающих красотой, но живших в бедной семье, не имевшей возможности собрать приданное. По легенде, святитель бросил в окно их дома мешок с золотом, который упал в чулок, повешенный перед камином для просушки. С той поры и ведет свое начало традиция вывешивать чулки для Санта-Клауса.


Мощи Николая Чудотворца - православное богослужение

Исторические документы утверждают, что и православные в церкви - частые гости. Здесь бывали Петр Толстой, Борис Шереметьев, сын Петра Великого Алексей, Василий Барский и т.д.

В России вплоть до XX века Николай Чудотворец считался одним из наиболее почитаемых святых. Количество посвященных ему храмов уступало лишь числу церквей во имя Богородицы.

Однако из-за споров между православием и католицизмом россияне имели возможность приблизиться к мощам только во время паломничества или туристической поездки в Бари.

Стоит заметить, что Римская католическая церковь, несмотря на разногласия, всячески способствует паломничеству из России.

Базилика Святого Николая открыта ежедневно с 7:30 до 13:00 и с 16:00 до 19:30. Вход бесплатный.
Официальный сайт базилики: http://www.basilicasannicola.it

Мощи Николая Чудотворца везут в Россию

Но в 2017 году, благодаря договоренностям между патриархом Кириллом и папой Римским Франциском, достигнутым в Гаване, впервые за 930 лет мощи Николая Чудотворца покинут Храм в Бари - святыня будет временно принесена в Россию.

«Святые мощи будут доставлены в Москву 21 мая чартерным рейсом, их будет сопровождать делегация Римско-католической церкви,- сообщил сотрудник cекретариата по межхристианским отношениям священник Алексей Дикарев.- В Россию будут привезены не все мощи, а только их часть».

По словам митрополита Волоколамского Илариона, принесение мощей святителя Николая Чудотворца в Россию – особое событие для Русской Православной Церкви, где столь глубоко почитается этот святой.
- Мощи находятся под спудом, то есть они замурованы под землей; тем не менее, специально для этого события часть мощей извлечена из-под спуда, - сказал владыка Иларион на специальном брифинге, посвященном историческому событию.

Сначала мощи Николая Чудотворца выставят в Московском Храме Христа Спасителя, а в июле их перевезут в Санкт-Петербург. Место где разместят мощи в Санкт-Петербурге пока уточняется.
По договоренности сторон, мощи покинут пределы России 28 июля.

21 мая Мощи Николая Чудотворца доставлены в Москву

Подробнее о посещении на странице Новости
Во второй половине дня 21 мая 2017 года мощи святителя Николая спецрейсом были доставлены из Италии в московский аэропорт Внуково, откуда кортеж доставит их в храм Христа Спасителя

Доступ верующих к мощам будет осуществляться по следующему графику:

22 мая с 14:00 до 21:00 мск,
с 23 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21:00 мск.
Очередь будет формироваться от Крымского моста, ближайшая станция метро - "Парк Культуры" Кольцевой и Сокольнической линий.

Организаторы предупредили, что очередь могут продлить до метро "Фрунзенская" или "Воробьевы горы".
Для удобства паломников на всем протяжении очереди будут организованы так называемые "шлюзы". Там будут организованы точки питания, разместятся машины скорой помощи и автобусы, в которых можно будет отдохнуть. На всем протяжении очереди будут дежурить сотрудники полиции и волонтеры, которые будут распределять потоки людей, раздавать воду и оказывать всю необходимую помощь.

Организаторы подчеркивают, что доступ к мощам будет осуществляться только в порядке общей очереди, без специальных пропусков и возможности подъезда на автотранспорте. Единственное исключение будет сделано для паломников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и грудными детьми.

Очередь желающих увидеть Мощи Николая Чудотворца растянулась до Крымского моста

По сообщениям информационных агентств очередь к Храму Христа Спасителя, куда накануне доставили мощи Николая Чудотворца растянулась от Крымского моста. Очередь образовалась рано утром практически сразу после открытия метро. В связи со скоплением большого количества людей на Пречистенской набережной было выставлено полицейское оцепление.
Многие из желающих привезли с собой складные стулья, чтобы выдержать ожидание в несколько часов. У ближайшей к Храму Христа Спасителя станции метро «Кропоткинская» в настоящее время работает только один выход.

Мощам Николая Чудотворца в Москве поклонились полмиллиона человек

Число верующих, поклонившихся мощам Николая Чудотворца в столичном храме Христа Спасителя, превысило отметку в полмиллиона человек. Об этом рассказал «Интерфаксу» пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков.

«Длина очереди достигает в среднем трех километров», - отметил он. За день в храм приходит от 18 до 48 тысяч человек. Чтобы попасть к мощам люди отстаивают около девяти часов.

Святыня будет доступна верующим до 12 июля. На следующий день мощи Николая Чудотворца, которые не покидали итальянского города Бари 930 лет, отвезут для поклонения христианам в Петербург. Там они пробудут до 28 июля.

30 мая глава синодального информационного отдела церкви Владимир Легойда назвал очередь к мощам святого Николая «маленьким подвигом». Для многих, по его словам, это паломничество станет первым шагом на пути к вере.

Базилика Св. Николая в Бари (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Базилика-ди-Сан-Никола в Бари имеет огромное религиозное значение не только для Европы, но и для христианского мира вообще. Это популярное место паломничества как для адептов римско-католической веры, так и для православных из Восточной Европы. Впечатляющий храм был выстроен в 1087-1197 гг., во время итало-норманского владычества над Апулией , которая раньше была подчинена Византии. Основание церкви было связано, как это ни печально, с не очень благовидным актом, сильно напоминающим воровство. В то время мощи св. Николая пребывали в первом храме этого святого в Мире (нынешняя Турция). Когда Мира перешла в руки сарацин, некоторые увидели в этом официальный повод переместить мощи святого в более надёжное место, а потом и оставить там.

Согласно официальной легенде, святой проходил Бари на пути в Рим и выбрал именно этот город для того, чтобы быть здесь похороненным. В эту историю поверили не все, и долгое время Венеция соперничала с Бари за право обладания мощами. Последний победил, и прямо под носом у хранителей-греков и их хозяев-мусульман в 1087 г. реликвия была в сохранности доставлена в Бари.

Для хранения мощей была выстроена новая церковь, и папа Урбан II присутствовал на освящении ее крипты в 1089 г.

Основание церкви было связано, как это ни печально, с не очень благовидным актом, сильно напоминающим воровство.

Церковь в целом представляет собой квадрат в плане и больше похожа на замок, нежели на храм. Это впечатление усиливают две невысокие массивные башни, которые обрамляют фасад. Собственно говоря, храм и выполнял функции укреплённого замка несколько раз на протяжении истории.

Внутреннее пространство церкви поделено на неф и два придела, отделённых от него гранитными колоннами и пилястрами. Пресвитерий отделён от остальной части тремя арками, которые созданы колоннами явно византийского стиля. Над галереями находится «матронеум» - приподнятая галерея-трибуна для женщин, которая выходит в неф. Всё в целом представляет собой конструкцию, подобной которой до строительства этой базилики в мире не существовало и которую впоследствии стали часто повторять при постройке других церквей в регионе.

Внутри базилики Св. Николая можно увидеть одну из наиболее примечательных романских скульптурных работ во всей Южной Италии. Это кафедра (точнее, епископский трон), которая была доделана в конце 11 в. для первого епископа Бари, Элиаса. Кроме того, в крипте и пресвитерии можно увидеть драгоценные мозаики. Также мозаикой украшен цибориум, самый старый во всем регионе. Его поддерживают четыре колонны, отделанные мифологическими фигурами и изображениями животных. А в крипте с её 26 колоннами, увенчанными капителями византийского и романского стилей, хранятся, собственно, мощи святого.

Также в церкви находится мраморная гробница Боны Сфорцы (16 в.), выдержанная в ренессансном ключе.

Базилика реставрировалась в конце 13 в., затем в 1456 г. и в 17 в. В ходе последней реставрации 20 в. большую часть позднейших барочных добавлений убрали, оставив только деревянное оформление сводов, которое обрамляет картины кисти Карло де Роза.

Сегодня при церкви работает музей, в коллекции которого собраны драгоценные предметы искусства, включая коллекцию подсвечников 12 в., подаренных храму королем Карлом I Анжуйским.

Майский праздник св. Николая и базилика святого в Бари

Праздник, посвящённый св. Николаю, отмечается 6 декабря. В этот день из гробницы собирается миро, которое, согласно поверью, источают мощи. Контейнеры с этим миром рассылают по всему миру, и верующие сообщают о многочисленных чудесах, которые происходят с теми, кого им помажут.

Для православных 6 декабря юлианского календаря переносится на 19 декабря по григорианскому, так что по сути в храме св. день отмечают два раза, один ничуть не менее пышно, чем другой. Кроме того, РПЦ традиционно отмечает 9 (22) мая день перемещения мощей из Миры в Бари.

Базилика святого Николая для многих наших туристов, направляющихся в Бари, является главной достопримечательностью и целью визита.

На входе в базилику посетителя встречают два безрогих быка, которые поддерживают колонны портала.

Быки сыграли свою роль, потому и увековечены у входа в базилику. Изначально мощи св. Николая распорядились разместить в главном кафедральном соборе Бари, но впряженные в повозку с мощами святителя быки (которые не имели рогов) остановились практически на том самом месте, где сейчас стоит базилика, и ни в какую не хотели трогаться дальше. Жители Бари увидели в этом знак свыше, и было принято решение строить специальный храм, где чудотворные мощи св. Николая займут достойное место.

Сами мощи покоятся в крипте, а в главном зале храма можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца, выполненную в полный рост из чистого серебра.

Базилика довольно просторна внутри, имеет три нефа общей длиной 39 метров и украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) была заимствована от более древних византийских построек.

Потолки базилики покрыты великолепными расписными позолоченными фресками работы Карло Роза ди Битонто, которые он выполнил в XVII веке. Фрески воспроизводят сцены из жизни св. Николая.

Шедевром базилики является алтарь и киворий над ним в виде каменного балдахина, выполненные в XII веке. На капителях кивория располагаются красивые фигурки ангелов, которые держат предметы церковной утвари, что символизирует церковные таинства.

Базилика имеет подземную церковь – крипту. Вход в нее находится правее от алтаря.

Именно здесь были погребены мощи много веков, пока саркофаг не был найден во время большой реставрации храма в 1951 году.

Сейчас рака с мощами находится в самом центре крипты, отгороженной от публичного пространства высокой железной решеткой.

Открывают раку с мощами 1 раз в год – в мае. При вскрытии ее вытекает примерно полстакана многоцелебного мира. Святое миро, исходящее от мощей, можно приобрести в церковной лавке.

Священное Писание около саркофага с мощами.

Напротив саркофага, в противоположной стороне, можно увидеть икону св. Николая, подаренную храму в XII веке сербским царем.

C 1969 года, с благословения Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православием, православным священникам предоставляется право служить в крипте базилики вместе с католиками. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Ежегодно базилику святого Николая посещают десятки тысяч паломников и простых туристов, значительная часть которых – русские.

Именно поэтому и в самой базилике, и на окрестных старых улочках можно встретить множество надписей на русском языке, услышать русскую речь от итальянцев и встретить обитальяневших соотечественников…

BASILICA SAN NICOLA

СТАТУЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ. НАХОДИТСЯ В БАЗИЛИКЕ.

ПОПАСТЬ В БАЗИЛИКУ НЕСЛОЖНО. ДОСТАТОЧНО ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЫЙТИ НА НАБЕРЕЖНУЮ "LUNGOMARE IMPERATORE AUGUSTO" И ИДТИ ПРЯМО В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДО АРОЧНОГО ПЕРЕХОДА (третьего по счету) В ФОРТИФИКАЦИОННОЙ СТЕНЕ.

ИЛИ ПОДНЯТЬСЯ НА ФОРТИФИКАЦИОННУЮ СТЕНУ С ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" И ИДТИ ПО УЛИЦЕ ВЕНЕЦИЯ, ВОЗЛЕ БАЗИЛИКИ ЕСТЬ СТУПЕНЬКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СПУСТИТЬСЯ ВНИЗ.

ИЛИ ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО СТАРОМУ ГОРОДУ ОТ ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" ДО УЛИЦЫ "CORTE DEL CATAPANO", КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ ВАС "LARGO URBANO II", НА КОТОРОМ ЕСТЬ МУЗЕЙ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Жизнеописание святого Николая.
Николай был православным епископом в городе Мир Ликийский и жил между III и IV веками после Р.Х. (Теперешняя территория Турции, в те далекие времена – Византийская Империя). О его родителях известно только то, что они не были бедняками. Родился он в городе Патара и очень рано переехал в Мир Ликийский . Первые упоминания о его добрых деяниях приходятся на его молодость. Недалеко от него жили отец и три дочери, из обедневших дворян. Отец, чтобы иметь какой-то заработок и выдать замуж дочерей, хотел чтобы они начали продавать свое тело. Николай узнал об этом и однажды ночью подложил на окно мешочек с деньгами. Таким образом, первая дочка смогла выйти замуж. Когда настал черед второй дочери, случилось то же самое – утром отец находит опять мешочек с деньгами и выдает вторую дочку замуж. Крогда пришел черед третьей дочери, отец хотел узнать, кто же такой добродетельный, и закрыл все окна. Но Николай не растерялся и подбросил деньги через дымоход и упали в камин. Все дочери были выданы замуж, а с тех пор утвердилась традиция – рождественские подарки для детей оставлять в камине. Таким образом, епископ Николай из далекого города Мир Ликийский стал прообразом Санта Клауса, или как его называют в России – Деда Мороза.
Еще одно чудо в жизни святого Николая, когда он был еще обыкновенным монахом. В городе Мира умер епископ главного храма, и все священники собрались на конклав для избрания нового эпископа. Одному из священников ночью снится сон: входит Иисус Христос в храм и говорит: «Эпископом должен быть избран тот молодой священник, который войдет на молитву в храм первым и имя ему Николай». Выслушав вещий сон, все собравшиеся решили остаться на ночь для молитвы и посмотреть, кто же из монахов войдет первым для молитвы. На заре открывается дверь и входит монах, спросили его имя, он ответил: «Николай ». Вещий сон сбылся – обыкновенного монаха поставили эпископом в главный храм города Мир Ликийский.
Святой Николай при жизни своей православного священнослужителя подвергался гонениям со стороны Византийского императора Диоклетиана, который покланялся еще языческим богам. За это он подвергался пыткам и был посажен в тюрьму. Но после конклава Никее в 325 году, на котором была избрана самая истинная религия – христианская, Николай был опрадан и помилован.
Святой Николай еще при жизни сыскал славу «чудотворца ». Во времена, когда он был епископом в Мир Ликийски й, в городе начался великий голод. В один прекрасный момент, в гавань зашли корабли из Египта, груженные зерном, которое предназначалось для императора страны. Епископ Николай , взошел на один корабль и убедил капитана, чтобы тот оставил зерна для бедных умирающих горожан. Капитан после долгих отказов, сжалился и оставил пропитание в городе. Также есть легенда, что в это время многим торговцам зерна из Сицилии приснился сон о том, чтобы они грузили корабли зерном и везли его в Мир Ликийский – смогут продать все и получить большой барыш. Многие из купцов так и сделали – в итоге горожане получили еду и семена, а купцы – много денег.
Еще один эпизод, когда эпископ Николай спас троих жителей города. В Малую Азию прибыло несколько военных кораблей для подавления восстания. После этого командир войска дал солдатам отдых, и несколько из них отправились в город Мир Ликийский , устроили там дебош и убрались восвояси. Но в этом дебоше были обвинены три жителя города, которых тут же посадили в тюрьму. В ночь перед казнью этих троих сниться один и тот же сон императору и прокурору: эпископ Николай приказывает отпустить невиновных. Увидев в этом сне чудодейственную силу Николая , император отпускает невиновных, а в храм присылает многочисленные дары.
Следующий эпизод: Николай просит уменьшения налогов, наложенных на город. Для этого он едет в Коснтантинополь с прошением к Императору Константину. Император его выслушал и снизил существенно налоги. Чтобы узаконить это действие, призвал нотариуса, который заверил грамоту. Николай взял бумагу, запечатал ее в бутылку и выбросил в море. Чудесным образом бутылка попала прямиком в город Мир Ликийский и нашедший ее горожанин отнес налоговзымателю, тот удивился, но приказу подчинился. Император Константин же, после долгих раздумий понял, что погорячился, вызвал опять Николая чтобы забрать подписанную грамоту и дать новую. А Николаю приснился сон, что жители Мира получили бумагу и сказал об этом Константину. Император послал прислужников проверить истинность слов Николая и те подтвердили. Императору Константину пришлось довольствоваться вынесенным прежде решением.
Епископ Николай еще при жизни снискал славу чудотворца и хорошего священника, а с веками эта слава утвердилась и приумножилась. Умер Николай 6 декабря 335 года после Рождества Христова в преклонном возрасте. Эта дата занесена в католические Святки как день Святого Николая . В православных Святках день Святого Николая празднуется 19 декабря. Разница объясняется тем, что католики в 1582 году перешли с Юлианского на Григорианский календарь, (от имени Папы Григория XIII), а православные (в России) перешли только в 1918 году. Поэтому, календарь поменялся, а даты праздников остались прежними.
-СНОСКА- Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Год начинался с 1 января потому, что в этот день вновь избранные консулы вступали в должность.
Святой Николай считается защитником детей, юношей и девушек, школьников, моряков, рыбаков, аптекарей и купцов.

Главный фасад базилики или западный.

На западном фасаде базилики находятся три входных двери. Центральная – более высокая и широкая, украшенная архивольтом. В его центре изображена колесница с императором, держащим в одной руке солнце, в другой – пальмовую ветку. На острие козырька находится сфинкс, символизирующий непостижимость божьей воли. Архивольт стоит на двух восьмигранных колоннах, которые упираются в спины быков. Есть все осанования думать, что скульптуры этих быков были частью здания катапана. Слева от двери имеется надпись об освещении базилики 22 июня 1197 года, справа – право об рассмотрении уголовных дел в соседних поселениях.

Византийская башня.
По мнению одного историка, башня была частью жилого помещения греческого чиновника, который построил рядом находящуюся церковь Святого Григория в X веке. По другой версии, башня была построена на два века позже и ничего не имеет общего с византийским стилем в архитектуре. Эта башня соединяется с главным зданием базилики и сейчас в ней находятся некоторые статуи и барельефы.

Норманская башня или колокольня.
Время постройки этой башни тоже стоит под вопросом – один историк считает, что она построена в IX веке, другой – что в XII. Хорошо рассмотреть башню можно со стороны южного фасада, пройдя через железные ворота. Колокольня имеет несколько колоколов, один из которых датируется XVI веком. Большое окно башни украшено скульптурой чудовища и человека, которое находится высоко над землей.

Южный фасад.

Южный фасад, как и северный, имеют одинаковое строение – внизу арки, вверху галереи. На верхних галереях вперемешку располагаются головы львов и людей. На этом фасаде имеется портал со львами, но львы плохо сохранились и что это именно они можно судить по такому же порталу, находящемуся на северном фасаде. На юго-восточной стороне портала имеется усыпальница Спарано – главного канцлера города во время правления Анжуйской династии (1294 год). В ней захоронены сам канцлер, его жена и сын. Рядом имеется другая усыпальница,в ней покоится Герцогиня Иоанна Минервино.

Северный фасад.

Северный фасад базилики Святого Николая полностью идентичен южному фасаду, с той разницей, что портал со львами сохранился намного лучше. На надвратной арке изображены сцены завоевания норманнским королем Боэмундом города Антиохии. С двух сторон портала находятся две гробницы, в одно из которых был захоронен средневековый государственный деятель Роберт из Бари.

Восточный фасад
Этот фасад выходит своей стороной к морю, имеет одно апсидальное окно византийского периода , восемь окон меньшего размера, расположенных на разных уровнях и барельеф анжуйского периода с изображением эпизодов жизни Святого Николая .

Портик паломников и анжуйская арка.
Между галереей паломников и церковью Святого Григория находится анжуйская арка через которую можно пройти в старый город или к Кафедральному Собору Святого Сабина . Над аркой со стороны старого города имеется небольшая, но хорошо сохранившаяся статуя Святого Николая и датируется XIV веком. С двух сторон статуи изображены фамильные гербы, один из которых принадлежит Раймонду Орсини.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Базилика Святого Николая находится в исторической части Бари – в старом городе. Была построена на месте катапана (дворец византийского наместника в Апулии), где еще раньше были дворцы римского губернатора, лангобардского правителя и арабского эмира. Здание базилики не было возведено с нуля, а было только перестроено, поэтому в архитектуре здания соединяются византийский, норманский и романско-апулийский стили зодчества. Внешняя часть здания делится на несколько частей:
центральная, с тремя окнами, в которых в средние века размещались статуи Святого Николая , Святого Антония и Богоматерь Непорочного Зачатия;
с правой стороны – колокольная башня, называемая башней катапана или норманской, была построена в IX веке;
с левой стороны – византийская башня, или войсковая;
северный фасад;
южный фасад;
восточный фасад;
портик паломников.

ГЛАВНЫЙ ИЛИ ЗАПАДНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ И ДВЕ БАШНИ - С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ФОТО - ВИЗАНТИЙСКАЯ, С ПРАВОЙ - НОРМАНСКАЯ.

ГЛАВНЫЙ ВХОД ЗАПАДНОГО ФАСАДА СО СКУЛЬПТУРАМИ БЫКОВ. .

СЕВЕРНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ.

СКУЛЬПТУРЫ БЫКОВ У ВХОДА В БАЗИЛИКУ.

ИНТЕРЬЕР БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Внутренне помещение базлики делится на несколько частей:
центральный неф;
правый неф;
левый неф;
клирос и центральная абсида;
мавзолей Боны Сфорца;
крипта с мощами Святого Николая.
православная капелла.

Вход в базилику осуществляется через правую второстепенную дверь. Но чтобы почувствовать все величие храма необходимо переместиться влево и начинать осмотр именно от центральной двери. Взору откроется центральный неф базилики с шестью парами гранитных колонн, вверху которых находятся галереи, или как их называют «эмпоры». Во времена римской империи на этих эмпорах размещались богатые и знаменитые женщины, которые слушали мессу сверху (им запрещалось находиться внизу в храме). Постепенно этот обычай канул в Лету и женщины теперь наравне с мужчинами находятся внизу во время службы. Следует отметить, что храм до реставрации в 1930 году имел несколько другой вид: в левом и правом нефах были разобраны капеллы в стиле барокко, таким образом базилика приобрела величественный романский стиль.

Центральный неф.

В центральном нефе под потолком нужно обратить внимание на три мраморных арки – они были построены для укрепления храма после землетрясения в 1456 году. Капители (верхние, художественно оформленные части) всех колонн относятся к периоду X – XI веков и были украшением византийского катапана. На одной из колонн находится деревянный амвон, который был установлен в 1652 году.

Правый неф.

У самого входа, с правой стороны можно рассмотреть внутреннюю часть Норманской башни или Колокольни. В Средние века здесь находились захоронения священнослужителей храма, позже капелла Святых Петра и Павла, сейчас же эта часть называется «Сокровищница» и в ней находятся святые мощевики и реликвии, связанные со святым Николаем.

Левый неф.

Левый неф имеет вход в Византийскую башню, возле которого виднеется (на уровне роста человека) упоминание о Василие Месардоните. Затем стоит величественная статуя святого в стеклянном кубе. Эта статуя используется во время празднования дня Святого Николая 7, 8 и 9 мая. Ее выносят на мол Святого Антония 7 мая и на лодку вывозят в море. А возвращается она обратно 8 мая как символ прибытия мощей в Бари.

С правого и левого нефа ведут ступеньки вниз в крипту, где находятся мощи святого, но об этом поговорим позже. После ступенек, в глубине храма находится:
слева – большой орган;
справа – серебряная рака;
в центре – мавзолей Боны Сфорцы, киборий и кафедра аббата Ильи.
В левом поперечном нефе, где находится орган, в период правления Анжуйской династии находился алтарь Святого Людовика. Но он был разобран в 1741 году. Выдающимся шедевром искусства можно полюбоваться в алтаре Святого Севастьяна – здесь находится картина «Мадонна с младенцем» венецианского художника Варфоломея Виварини, написанная в 1476 году. Это самая лучшая его работа, написанная в Апулии. Богоматерь сидит с младенцем на троне, с правой стороны находятся святые Николай и Петр, а с левой – Иоаким и Людовик.
В правом поперечном нефе стоит серебряный алтарь, который был переплавлен неапольскими мастерами из алтаря в византийском стиле в алтарь в стиле барокко. Византийский алтарь в 1391 году был подарен сербским царем Стефаном Урошем II Милутиным, в котором на протяжении многих веков хранились мощи Святого Николая. Если хорошо приглядеться, то на алтаре можно рассмотреть сценки из жизни святого.
Здесь же, в абсиде, находится фреска Иоанна из Таранто, датируемая 1304 годом, а над алтарем находится триптих византийского художника (1451 год). В центре триптиха изображена Богородица с младенцем на руках, с правой стороны – Святой Николай. С левой – евангелист Иоанн. Работа была написана Рико из Кандии в 1451 году.
Центр базилики – клирос и центральная абсида – самые богатые в художественном отношении части базилики. Во-первых, здесь находится мраморный киборий с капителями в римском стиле, датируемые 1110 годом. Киборий – это балдахин, построенный над алтарем, где проходят ежедневные католические службы. Во-вторых, за киборием расположена кафедра аббата Ильи, того самого, при котором мощи были доставлены в Бари, и который перестроил катапан в базилику для хранения мощей. Кафедра аббата Ильи, или трон, самая значимая и в историческом смысле ценность в базилике. Изготовлен он был в 1098 году в византийском стиле.
Позади кибория и кафедры находится мавзолей королевы Польши, дочери миланского вельможи Боны Сфорцы. Как я уже писала, она воспитывалась в Бари, затем вышла замуж за польского короля Сигизмунда II Августа в 1517 году. Фактически правила страной до самой смерти своего супруга, но потом была вынуждена вернуться в Бари в 1556 году в результате обвинений в отравлении своей невестки. Через год она умерла и была похоронена в Кафедральном Соборе Святого Сабина города Бари. Но ее дочь, Анна Трансильванская, добилась разрешения о перезахоронении матери в базилике Святого Николая. Мавзолей был изготовлен в Неаполе. В самом центре стоит коленопреклоненная молящаяся скульптура Боны Сфорцы. По две стороны ее находятся святой Николай – покровитель Бари и святой Станислав – покровитель Польши. С левой стороны находится скульптура женщины, держащей герб барийского герцогства, а с правой – Польского королевства. На мраморной плите под скульптурой королевы написана посмертная эпитафия с указанием всех ее титулов, заслуг и количеством прожитых лет.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ БАЗИЛИКИ.

ПОТОЛОК БАЗИЛИКИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

ОРГАН В ЛЕВОМ НЕФЕ БАЗИЛИКИ.

СЕРЕБРЯНЫЙ АЛТАРЬ В ПРАВОМ НЕФЕ.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ СПРАВА - КИБОРИЙ,

ЗАТЕМ КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ И НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СЛЕВА - МАВЗОЛЕЙ БОНЫ СФОРЦЫ.

КАРТИНА "МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ"

ВАРФОЛОМЕЯ ВИВАРИНИ - 1476 ГОД.

ДЕРЕВЯНЫЙ АМВОН.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ - ТРИПТИХ БОГОРОДИЦА, СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И СВЯТОЙ ИОАНН.

НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ - ФРЕСКА ИОАННА ИЗ ТАРАНТО, ДАТИРУЕМАЯ 1304 ГОДОМ.

КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

Потолок и пол в базилике Святого Николая.

Потолок в базилике долгое время после постройки не имел никаких украшений и картин. Лишь в 1661 году настоятель храма Иоанн Монтеро приглашает художника Карло Розу для росписи потолков. Работать он начал над потолком центрального поперечного нефа – место, где расположен киборий. Тема этой росписи – Бог Отец, находящийся в раю, вокруг него расположены Богородица, апостолы и основатели главных католических орденов. Росписи правого и левого поперечных нефов (над серебряным алтарем и органом) посвящены Святому Николаю . В левом изображен Святой Николай , который произносит пророчество о Бари : «Здесь упокоятся мои кости». Вокруг главной росписи есть четыре поменьше, на которых святой изображен во время сотворения чудес. В правом изображен папа Урбан II, идущий во главе процессии, переносящие мощи святого в крипту. Четыре картины вокруг повествуют о деятельности этого папы в Бари : освящение базилики, собор 1098 года, папа устанавливает колонну и воскрешение паломника.
По окончании работ в поперечных нефах было решено продолжить расписывать также и центральный неф. То, что получилось, считается истинным апулийским барокко и имеет очень большую историческую ценность. Роспись центрального нефа делится на три огромных полотна. Первое (ближе к выходу), восьмигранное – рассказывает о чудесном спасении мальчика Василия из сарацинского плена. Вокруг основного полотна имеются четыре маленьких, три из которых дополняют рассказ о мальчике Василии, а четвертый – о том, как Святой Николай рубит дерево Дианы с находящимся на нем змием. Второе (посредине), прямоугольное полотно – рассказывает о чудесном спасении Николая от огромного кита. Два полотна из четырех находящихся вокруг изображают Раав и Эсфирь из Ветхого завета, а два других – о непорочном зачатии. Третье (у самого алтаря), восьмигранное полотно – рассказывает о том, как Николай во время Никейского Собора объясняет догмат об отце, сыне и святом духе, то есть о святой Троице. Из четырех полотен, расположеных вокруг, на одном изображен Николай, когда ему опаливают бороду. На втором – пощечина еретику Арию, на третьем – Богородица возвращает Николаю митру и на последнем – ангелы спасают святого из темницы.
В 1945 году после взрыва в порту корабля “Henderson” немного пострадал потолок в базилике, который пришлось реставрировать, сохранив целостность апулийского барокко.

Полы, в те далекие времена, в базилике украшались цветной мозаикой на манер арабского стиля. Но трудно утверждать, что пол сохранился в первозданном виде со времен перенесения мощей. Предполагается, что пол был покрыт мозаикой в самой базилике, абсиде и в крипте. Сейчас же мозаика сохранилась только в абсиде – по утверждениям арабских ученых, мозаика повторяет монограмму «Аллах велик». Мозаика у самого алтаря выполнена в виде пяти двойных кругов, в двух из которых расположены колонны кибория. Следует также отметить надпись на верхней ступеньки кибория, сделанная аббатом Евстафием, последователем аббата Ильи: «По сим ступеням не взойти гордому. Только смиренным разрешен путь наверх. Ты, желающий взойти, не будь гордым, а будь смиренным, благочестивым и кротким и ты достигнешь больших высот, как отец Илья, который построил сей храм, настоятель которого Евстафий его украшает». По всей площади базилики пол выполнен из мраморных плит, выложеных в виде геометрических рисунков.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ.

БАРЕЛЬЕФ ВОСТОЧНОГО ФАСАДА. XIV ВЕК.

Крипта базилики Святого Николая.

Наконец, мой рассказ подошел к описанию самого сердца базилики – крипте (подземной церкви), в которой находятся мощи святого. Входить в крипту можно через левый или правый нефы – передвигаясь вглубь храма вы увидите ступеньки, которые ведут в подвальное помещение, то есть в крипту. Если будете опускаться со стороны правого нефа, обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую четырех философов в греко-римских тогах. Сама композиция датируется III - IV веками после Рождества Христова, но ее использовали для украшения гробницы аббата Ильи, который покоится в этом месте.
Крипта базилики – самое старое место в храме, аббат Илья для оборудования места под гробницу использовал зал дворца катапана. Перестройка крипты продолжалось пару лет – с 1087 до 1089. Параметры крипты: 30 метров в длину и 15 в ширину. Ее визуально можно разделить на три части:
центральную с мощами святого;
левую – с православной капеллой;
правую – капеллой покровителей Европы.
Если вы входите с правой стороны крипты, опустившись на последнюю ступеньку и повернув голову направо, вы увидите чудодейственную колонну. Она имеет свою историю, связанную со Святым Николаем и обладает чудодейственной силой – прикоснувшись к ней, можно загадать желание, которое непременно сбудется. К сожалению, несколько лет назад вокруг колонны поставили стеклянное ограждение и теперь дотронуться к ней нельзя. Эта колонна изготовлена из красного мрамора и по преданию, считается, что она находилась в храме в Мир Ликийских. Но прежде ее Святой Николай увидел в Риме когда приезжал на Никейский Собор. Проходя по улице, он увидел разрушенный дом с очень красивой красной колонной. Недолго думая, он столкнул ее в Тибр. По прибытии после окончания Собора в Мир Ликийский, святой обнаружил, что колонна чудесным образом приплыла по морю в город. Ее выловили и поставили в Кафедральном Соборе, где Николай был епископом. Прошло время, Николай умер, мощи его уложили в гробнице. Прошло еще время и мощи барийскими моряками были перевезены в Бари . По прибытии корабля жители обнаружили, что колонна тоже приплыла вслед за кораблем, но вытащить на берег ее не удавалось никому. Однажды ночью жители услышали звон колоколов, все вышли из домов и устремились к базилике: их взору открылась картина: Святой Николай и ангелы устанавливают колонну в крипте базилики.
Напротив чудодейственной колонны находится капелла покровителей Европы. Основана была в 1981 году, когда православных святых Кирилла и Мефодия провозгласили святыми. Здесь находится икона с изображением этих святых в обнимку со Святым Бенедиктом (базилика Святого Николая принадлежит бенедиктинскому ордену).
Центральная часть крипты – гробница с мощами, огороженная со всех сторон железной оградой. Во время захоронения мощей в храме именно так выглядела гробница, но в 1319 году над ней поставили серебряный алтарь, который затем был переделан, а впоследствии, вообще, был перенесен в правый неф верхней части базилики. Сейчас мы видим первоначальный вид гробницы. Мощи святого расположены внутри, немного ниже уровня пола крипты и закрыты с четырех сторон бетонными блоками. В гробнице находятся 75% скелета святого, остальные находятся в церкви Святого Николая в Венеции (я об этом уже писала в разделе «Бари » и сделала ссылку на сайт, если кому интересно об этом почитать). На алтаре находится светильник в виде каравеллы – символ единства восточной и западной христианских религий. Над алтарем располагается старинная икона – дар сербского царя Уроша III Дечанского из династии Неманидов, датируется 1327 годом. У этой иконы есть своя история – Урош II, отец Уроша III, наказывает своего сына за непослушание и мятеж, лишив его зрения. Сын и днем и ночью молится святому Николаю, прося того вернуть ему зрение. В итоге Святой Николай еще раз сотворяет чудо – возвращает зрение Урошу III, а в базилику отправляются богатые дары от сербского царя.
Православная капелла . В левой стороне крипты располагается иконостас для проведения православной литургии. Он был расписан хорватским художником Златко Латковичем в середине XX века. Божественная православная литургия в крипте базилики Святого Николая служиться по четвергам, начало в 10.30, исключения составляют дни постов.
Большое значение для верующих имеет манна или миро, которая образуется на мощах святого. Когда барийские моряки в соборе города Мир Ликийских вскрыли гробницу, то они увидели, что кости буквально плавают в воде. Не имея понятия, в чем суть дела, они просто вылили эту воду. Но со временем, монахи в Бари , поняли, что это необыкновенная вода, а святая и что она, как и святой Николай, творит чудеса. За год этой воды собирается всего 750 – 1000 грамм и ее разводят в освященной воде. Бутылочку манны можно купить в магазине, находящимся рядом с базиликой. Манна, которую выбирают из гробницы, очень чистая, без каких-либо примесей и ее химический состав не меняется. Первые исследования манны были проведены в 1925 в химической лаборатории университета города Бари и все последующие анализы нововыбранной воды и остатков прошлых лет показывают один и тот же результат – состав ее не меняется и не образовывается осадок. Манна выбирается каждый год на 9 мая в присутствии многих верующих в последний день праздника, посвященному святому.


Известные личности, которые побывали в базилике Святого Николая.

Это место всегда было местом паломничества – во все времена сюда приезжали поклониться мощам святого и помолится на его гробнице. Первыми паломниками были крестоносцы – на Крестовые походы на Святую землю корабли отправлялись именно с Бари или Бриндизи. Поэтому крестоносцы первым делом заезжали поклониться Архангелу Михаилу в Монте-Сант-Анджело, а затем в базилику Святого Николая . Кроме этого сюда приезжали папы – Урбан II, который освятил базилику, папа Пасхалий II, папа Каликст I, папа Инокентий II, Иоанн Павел II (папа Войтила). Среди царствующих особ можно выделить таких: император Фридрих II Гогенштауфен, король Роджер II, Карл II Анжуйский, король Луи Венгерский, Альфонс II Великодушный, Фердинанд I Арагонский, Виктор Эманул III ди Савойа с женой Еленой, король Греции Георгий, королева Бельгии Елизавета, дуче Муссоллини, принц Карл и принцесса Диана. Среди русских людей тоже было долгом посещение святыни – королевич Алексей (сын Петра I), композитор Чайковский, будущий царь Николай II, космонавт Леонов, президент России В. В. Путин. Памятная табличка об этом находится на стене арки паломников возле статуи святому.

Арка и портик паломников.

Портик паломников находится напротив главного входа в базилику, была построена в период правления лангобардов. В наше время служит для проведения всевозможных выставок и конференций. Между портиком и статуей святого имеется переход в старый город, который называют Аркой Анжуйского периода. Со стороны города на арке имеется барельеф со статуей Святого Николая , говорящей о том, что входящие попадают под покровительство святого и являются неприкосновенными перед церковными и гражданскими властями.

Базилика открыта для посещения все дни недели с 7.00 до 20.30. в воскресенье с 7.00 до 22.00. Магазин при базилике работает ежедневно с 9.00 до 20.00, продавцы разговаривают на русском языке.

Сайт базилики:

В городе Бари также имеется Церковь Святого Николая , которая находится на Корсо Венедетто Кросе (Corso Benedetto Croce) № 130.