Между европой и азией по. Россия - это Европа или Азия? Где проходит граница между двумя частями света на карте России

Это не праздный вопрос. Я 34 года учила детей в школе географии, моя сестра и её муж тоже географы, и дочь моя вот уже 8 лет как ведет этот предмет. И мы все знаем и учим, что граница проходит следующим образом: Уральские горы (60° в.д.) - р. Эмба - Каспийское море - Кумо-Манычская впадина - Азовское море - Керченский пролив - Черное море - пролив Босфор - пролив Дарданеллы - Средиземное море.
В школьных учебниках ничего не изменилось, а вот в СМИ, на некоторых картах и в запросто издающихся сейчас книгах, которые их издатели называют географическими, всё не так.
Примерно с 2001 г. слышу, что Эльбрус - высочайшая вершина Европы, что Кабардино-Балкария - европейская республика, что Грузия, Азербайджан, Армения и Турция целиком лежат в Европе (?!).
Недавно купила «Иллюстрированный атлас мира» изд-ва «Ридерз Дайджест» (2008 г.). Думала, правда атлас. А в нем на картах Россия вообще не находится в Европе, что не мешает Эльбрусу именоваться высочайшей вершиной Европы!
Читаешь выходные данные, оказывается - в каждом подобном издании есть географы-консультанты. О чем же они думают? Или я отстала от жизни? Тогда как же быть с учебниками и что говорить детям?
А с географией в школе и без того - беда. Видимо, кто-то надеется, что «извозчик довезёт» А ведь без географии мы нигде.
Природоведение во многих школах сейчас отдано биологам, а раньше оно подготавливало детей к физике, астрономии, биологии и к географии, разумеется. Что можно дать за 1 час в неделю в 6-м классе? Разве можно немаленький наш мир вместить в 2 часа в 7-м классе?
И астрономию перестали преподавать. Немудрено, что выпускники средних школ думают, что солнце обращается вокруг Земли. Вы еще не встречали таких?

Г.А. ПАВЛЕНКО , учитель географии,
пос. Зюкайка, Верещагинский район, Пермский край

Уважаемая Галина Анфиногеновна!
Вы подняли очень важный во­прос. Он стои"т почти столько же веков, сколько существует география. Наша газета не раз обращалась к этой теме, в 90-е годы были опубликованы специальные историко-географические исследования (см. например: В.П. Чичагов. Граница Европы и Азии//География, № 12/1997). В них рассматривалась историческая изменчивость человеческих представлений о границах таких культурных макрорегионов, как Европа, и вывод был для нас с вами неутешительный: однозначного решения нет.
Вместе с тем очевидно, что в учебных целях хорошо было бы упорядочить номенклатуру. Как это можно сделать? Например, согласованным решением ряда авторитетных географов. «География» направила копии вашего письма ряду крупных географов современности. Возможно, их ответы дадут импульс к выработке всероссийского решения (или подтверждению решений, ранее принятых). Первым на наше с вами обращение откликнулся Александр Павлович Горкин, заведовавший в 70-90-е годы редакцией географии научного издательства «Советская энциклопедия», а в 1994-2001 гг. возглавлявший всё издательство «Большая Российская энциклопедия» и знающий проблему в разных ее аспектах.

Коллега, ответить на ваш вопрос: где проходит на суше граница между двумя частями света, Европой и Азией, совсем не просто - по целому ряду причин.
Во-первых, «часть света», в отличие от «материка» (или «континента»), - понятие не физико-географическое, а историко-географическое, может быть, даже культурно-географическое, «цивилизационное». Отождествлять их нельзя*. Правда, большинству частей света (Африка, Австралия и Океания, Америка) «повезло» - их природные и историко-географические границы практически совпадают. Они достаточно четко обозначены водными рубежами (не речными, а Мирового океана!), хотя лимитация и этих частей света в каждом случае имеет свои особенности. Часть света «Америка» состоит из двух континентов, острова Гренландия, архипелагов Вест-Индии; Суэцкий канал искусственно замкнул водные рубежи части света «Африка», отделив ее от «Азии»; континент «Австралия» стал только частью части света «Австралия и Океания» (простите за тавтологию), «слившись» с островами и архипелагами Тихого океана. Континент (материк) «Евразия» занимает в этом отношении особое положение, «приютив» на своей огромной территории два историко-географических макрорегиона, две части света - Европу и Азию, между которыми на востоке и юго-востоке нет никаких жестких «цивилизационных» границ,
Само содержание историко-географического понятия «Европа» именялось с течением времени. Введенное в употребление в VI-V вв. до н.э. древнегреческими учеными Гекатеем и Геродотом, оно первоначально относилось лишь к той части ойкумены, которая располагалась к северу от Средиземного моря. В Средние века «Европа» в общественном сознании расширялась на север и восток, сохраняя в себе как основную черту католическо-протестантскую культуру. Никаких физико-географических обоснований этого «расширения» не было. Интересно, что до Петра I Русское государство не относило себя к Европе. Однако более высокий на западе континента уровень экономического и культурного развития вызвал «встречное» движение к «европеизации» - с востока на запад. Когда повторяют, что Петр I «прорубил окно в Европу», то забывают географическую коннотацию этого процесса. «Куда» прорубил, понятно, а «откуда» - фигура умолчания. Так он, видимо, из Азии это прорубал, а не из Австралии! «Европеизация» Российской империи, хотя и не быстрыми темпами, продолжалась в XVIII-XIX вв. Более энергично шло развитие страны в восточном, «азиатском» направлении. И общественное сознание по-прежнему не отождествляло подданных Российской империи с европейцами. Вспомним хотя бы слова А.С. Пушкина, что «единственный европеец в нашей стране - это правительство».
Во-вторых, существуют различные подходы физико-географов (включая геоморфологов, биогеографов, гидрологов и др.) к определению восточной границы Европы, т.е. в пределах Российской Федерации. Критерии берутся из самых разных отраслей знания: тектоника, орография, гидрологический режим, ландшафты, биогеоценозы и пр. Представляется, что никакого прямого отношения к определению границ историко-культурных пространственных образований они не имеют. Это примерно то же самое, что определять границу между Палестинской автономией и Израилем по тектоническому разлому или между католической и протестантской Европой - по среднегодовым температурам воздуха и числу солнечных дней в году. Кстати, интересно, что проблема границы между Европой и Азией почему-то больше волнует природоведов, чем историков или экономико-географов.
В-третьих, проблема идентификации населения, его «историко-культурного» самоощущения. Спросите, например, грузина или армянина - он живет в Европе или Азии? Большинство ответит, что в Европе. Их не интересует тектоника Закавказья и Кумо-Манычская впадина, но они прекрасно знают, что их страны - старейшие христианские государства не только Евразии, но и мира, следовательно, они европейцы**. Спросите об этом же азербайджанцев: многие (но не футбольные болельщики на чемпионатах Европы!) скажут, что живут в Азии. Любопытно, что в советские времена в ежегодных справочниках «Народное хозяйство СССР» Центральное статистическое управле-ние относило все три закавказские республики к Европе.
В-четвертых, очень многие специалисты-географы не придают принципиального значения какому-то точному установлению восточной границы между Европой и Азией и признают мирное сосуществование разных точек зрения, справедливо полагая, что в природе нет особых «европейских» или «азиатских» процессов и явлений.
В-пятых, встречаются и случаи «патриотической шизофрении» - в одном и том же издании авторы утверждают, что юго-восточная граница Европы проходит по Кумо-Манычской впадине и что высшей точкой Европы является наш российский Эльбрус (!?).
Однако в связи с установлением (лимитацией) точных границ между Европой и Азией могут возникнуть и довольно серьезные геополитические проблемы. Расскажу об одном случае, к которому имел личное отношение. В то время я работал заведующим редакцией географии издательства «Советская энциклопедия». Звонок из МИД (80-е годы): «У нас переговоры со странами НАТО о зоне, где нельзя размещать ракеты определенного типа - как СССР, так и странами НАТО. Они предлагают этой зоной считать всю Европу. Можете ли дать точную справку, где кончается (или начинается) Европа на востоке?» Ю.К. Ефремов (известный советский географ, автор множества статей в энциклопедиях, в т.ч. статьи «Азия» в Британской энциклопедии) и я дали справку, что общепризнанной (или установленной законом) восточной границы Европы нет. Есть несколько вариантов, предлагаемых учеными (не только советскими, но и западными), а также административными органами: по главному водоразделу Урала (или по восточным склонам Урала), по Кумо-Манычской впадине (или по водоразделу Большого Кавказа), по реке Урал (или по реке Эмба). Кроме того, советские административные органы (Госплан, ЦСУ) к Европе относят Грузию, Азербайджан, Армению. Мы также отметили, что в течение веков географы мира «сдвигали» т. наз. «границы» Европы к востоку. Так что «Европа» - это историко-географическое, культурно-цивилизационное понятие, не имеющее на карте четких сухопутных границ . Такова была суть нашей справки (кстати, абсолютно объективной). Я бы и сейчас подписался под этой справкой 25-летней давности. В ходе дальнейших переговоров идея натовцев заглохла, а замысел их был - провести границу Европы в СССР по восточным склонам Урала, реке Эмба, водоразделу Б. Кавказа, т.е. максимально расширить «советскую часть» Европы (где нам нельзя было бы держать предусмотренные договором ракеты) с соответствующими последствиями для обороны нашей страны.
И последний вопрос - как отвечать на ЕГЭ о восточных и юго-восточных границах Европы? Я принципиальный противник бухгалтерской оценки знаний, но мне жалко абитуриентов и их учителей, и я ответил бы так: пишите так, как велят, хотя к настоящей науке это часто не имеет никакого отношения. И еще у меня забавная мысль возникла - как бы ответили авторы вопросов ЕГЭ на запрос МИД России о ракетах в Европе? К счастью, таких вопросов им не зададут.

А.П. ГОРКИН,
доктор геогр. наук, профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

* В последнее время не только в СМИ, но и в официальных публикациях все чаще встречается выражение «континент Европы», что с научной точки зрения абсолютно безграмотно.
** Логика, впрочем, не совсем безупречная, если принять во внимание азиатский генезис этой религии.

Европу и Азию. Об этом знают все еще со школьной скамьи. Но вот показать границу между Европой и Азией на карте смогут далеко не все. Да и сами исследователи, по правде говоря, до сих пор не могут прийти к единому мнению касательно этого вопроса.

В этой статье мы попробуем разобраться, где граница между Европой и Азией проводится сегодня и как менялись представления о ее местоположении с течением времени.

Европа и Азия, Запад и Восток

В географии поверхность Земли принято делить на континенты (или материки) и так называемые части света. И если в основе выделения материков лежат объективные географические факторы, то в случае с выделением частей света главенствующими выступают, скорее, историко-культурные критерии.

Так, континент Евразия условно разделен на две части - Азию и Европу. Первая существенно больше по площади, вторая - заметно богаче в материальном плане. Европу и Азию уже довольно длительное время противопоставляют друг другу как два абсолютно разных мира. Европа (Запад) представляется нам как символ чего-то правильного, прогрессивного, благополучного, а Азия (Восток) - как образ чего-то отсталого, едва ли не варварского. Но все это - не более чем стереотипы.

Европа - Азия: основные отличия

«Восток есть Восток, Запад есть Запад», - так в свое время говорил великий и мудрый писатель Джозеф Редьярд Киплинг. «…И вместе им не сойтись!». Во многом он, конечно же, был прав. Различия между двумя глобальными регионами прослеживаются в культуре, религии и философии, они заметны и на индивидуальном, и на социальном уровне. Восточный уклад жизни и труда изначально был более скрупулезным и монотонным. Достаточно вспомнить, как долго китайцы могут вырисовывать всего несколько иероглифов. В восточных странах принято молиться сидя, в позе «лотоса». А вот в западном мире христиане молятся преимущественно стоя… Различий очень много!

Интересно отметить, что в последнее время в Европе становятся невероятно модными идеи и культурные веяния с Востока, с Азии. Так, набирают популярность занятия йогой и восточными единоборствами. Католические священники и монахи стали использовать четки в своих молитвенных обрядах. Многие жители благополучных европейских стран все чаще покупают туры в Индию, Китай и Непал, дабы проникнуться духом восточных культур и народов.

Европа и Азия: общая информация о частях света

По размеру Азия в четыре раза больше, чем Европа. И численность ее населения больше (около 60% всех жителей материка).

Европа обязана своим названием одноименной героине из мифов Древней Греции. Средневековым историком Исихием этот топоним трактовался как «страна закатов». Любопытно, что древние греки Европой именовали лишь северные районы современной Греции. Топоним «Азия» также происходит от имени персонажа древнегреческой мифологии - океаниды Асии, которая была дочерью двух древнейших божеств (Океана и Тефии).

В пределах современной Европы насчитывается 50 независимых государств, среди которых ряд богатейших и наиболее развитых стран мира (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие). В Азии насчитывается 49 независимых государств.

Три страны материка (Россия, Турция и Казахстан) расположены одновременно и в Европе, и в Азии. Еще четыре государства (Кипр, Армения, Грузия и Азербайджан) можно относить и к первой, и ко второй части света, в зависимости от того, где проходит граница между Европой и Азией. Где же проводят эту границу сегодня? Давайте будем разбираться.

Граница между Азией и Европой и критерии ее выделения

Какую горную вершину справедливо называть самой высокой точкой Европы - Эльбрус или Монблан? Можно ли считать Азовское море европейским? В каком чемпионате должна выступать сборная Грузии по футболу? Ответы на все эти вопросы могут быть совершенно разными. И все будет зависеть от того, какая граница между Европой и Азией берется во внимание. А вариантов скопилось немало (на карте ниже они показаны разными линиями).

На самом деле граница между Азией и Европой не может быть проведена по поверхности Земли точно и окончательно. Проблема в том, что не существует однозначных критериев ее определения. В разные времена исследователи отталкивались от разных факторов в процессе выделения европейско-азиатской границы:

  • административных;
  • орографических;
  • ландшафтных;
  • демографических;
  • гидрологических и прочих.

Небольшой экскурс в историю проблемы

Еще древние греки пытались определить, где же кончаются привычные для них части света. И условная граница между Европой и Азией в те времена проходила аккурат по акватории Черного моря. А вот римляне сместили ее к Азовскому морю и реке Дон. По этим гидрологическим объектам она проходила вплоть до XVIII века.

Кстати, река Дон как граница между Азией и Европой фигурировала и во многих трудах русских ученых, в частности, в книге «О слоях земных» М. В. Ломоносова.

В 1730-х годах европейские географы занялись проблемой определения границы «Европа - Азия» и ее обоснования с научной точки зрения. В частности, этим вопросом всерьез занимался шведский ученый Ф. И. фон Страленберг и русский исследователь В. Н. Татищев. Последний проводил европейско-азиатскую границу по реке Урал и одноименному горному хребту.

Где проходит граница между Европой и Азией сегодня?

На сегодняшний день географы планеты, к счастью, пришли к более-менее единому мнению по этому вопросу. Итак, по каким же объектам проходит граница между Азией и Европой? Перечислим их с севера на юг:

  • восточное подножие Уральских гор и хребта Мугоджар;
  • река Эмба;
  • северо-западное побережье Каспия;
  • устье реки Кумы ;
  • Кумо-Манычская впадина;
  • низовья Дона;
  • юго-восточные берега Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • проливы Босфор и Дарданеллы;
  • Эгейское море.

Именно такое определение границы сегодня используется ООН и Международным географическим союзом. Оно же представлено и в большей части современных картографических атласов.

Согласно этому делению, Азербайджан и Грузию следует считать азиатскими странами, а Стамбул является крупнейшим трансконтинентальным городом (так как он расположен на обоих берегах Босфора). Также получается, что Керченский полуостров Крыма находится в Европе, а соседний с ним Таманский полуостров вместе с косой Тузлой - уже в Азии.

Обелиски и памятники на границе Европы и Азии

Пограничная линия «Европа - Азия» отмечена на поверхности Земли множеством памятников, обелисков и памятных знаков. Всего их не менее пятидесяти! Большая часть из них установлена на территории России.

Самый северный в мире знак «Европа - Азия» находится у пролива Югорский Шар. Это небольшой столб с якорем и информационной табличкой. Географические координаты этого знака: 69° 48’ северной широты и 60° 43’ восточной долготы.

Старейший такой знак расположен в пределах Северного Урала, близ поселка Кедровка. Он представлен небольшой часовней, построенной еще в 1868 году. А вот на горе Березовая в Первоуральске находится, пожалуй, самый величественный и монументальный знак «Европа - Азия». Это 25-метровый гранитный обелиск, который был установлен здесь в 2008 году.

Довольно странно, что в районе Босфорского моста в Стамбуле (казалось бы, на самом знаковом отрезке европейско-азиатской границы) установлена всего лишь крохотная желтая табличка со скромной двусторонней надписью Welcome to Europe/Asia.

В заключение

Граница между Азией и Европой весьма условна и далеко не объективна. Согласно современному определению географов, она соединяет Карское и Средиземное моря, проходя по восточному подножью Уральских гор, северо-западным берегам Каспия, Кумо-Манычской впадине, Керченскому проливу и проливу Босфор.

    Граница Европа Азия граница между Европой и Азией, проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо Манычской впадине и Керченскому проливу. Общая протяжённость границы по… … Википедия

    Граница между Европой и Азией пересекает западную и юго западную части муниципального образования город Екатеринбург. Граница трактуется не только как географическое понятие, но и имеет ярко выраженный исторический и культурологический аспекты.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? границы, чему? границе, (вижу) что? границу, чем? границей, о чём? о границе; мн. что? границы, (нет) чего? границ, чему? границам, (вижу) что? границы, чем? границами, о чём? о границах 1. Границей… … Толковый словарь Дмитриева

    Ы; ж. 1. Условная линия раздела между территориями; рубеж. Государственная г. Морская г. Здесь проходит г. между странами, областями, земельными участками. Г. между Европой и Азией. Г. леса и степи. Обозначить, изменить, пересечь границу. Считать … Энциклопедический словарь

    граница - ы; ж. см. тж. в границы, в границах, за границей, за границы, за границами, из за границы 1) Условная линия раздела между террит … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Азия (значения). Азия на карте мира Азия самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Еврази … Википедия

    Город Оренбург Флаг Герб … Википедия

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Начнем, пожалуй, с тех, которые установлены вблизи Екатеринбурга. Все они наверняка знакомы горожанам.

№1 Обелиск на горе Березовой


Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.

В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.

Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (на фото вверху).

Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два столба. Тот, что открыт в 2008 году, находится на горе Берёзовой, его координаты 56°52′13″ с. ш. 60°02′52″ в. д. / 56.870278° с. ш. 60.047778° в. д. (Google maps). Территория вокруг него облагорожена, есть беседки и клумбы, и даже особая скамейка влюбленных и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.
Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия


№2 Обелиск возле Первоуральска

Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб "Европа-Азия". Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга. Его координаты 56°52′04″ с. ш.60°02′41.7″ в. д. / 56.867778° с. ш.60.044917° в. д. (Google maps).
Как доехать:
Едем по той же трассе, что и в первом случае, только в сторону Новоалексеевского не сворачиваем, а сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.

№3 Обелиск на Ново-Московском тракте

Этот обелиск был установлен в 2004 году, он находится к Екатеринбургу ближе всех - на 17 км Ново-Московского тракта (соответственно, доехать туда можно по этой дороге). Именно сюда по традиции приезжают свадебные процессии. Каждая пара привязывает возле памятника ленточку на память. Его координаты 56°49′55.7″ с. ш.60°21′02.6″ в. д. / 56.832139° с. ш. 60.350722° в. д. (Google maps).

Знак №14 тоже находится недалеко от Екатеринбурга, только в другой стороне от первых трех. Ниже описано, как его найти.

№4 Оренбургский обелиск

Грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.

Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелик расположен возле автомобильного моста через реку Урал, на трассе Р-335, его координаты 51°44"59.4N 55°05"29.9 ″ .

№5 Стела на Белом мосту

Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. Эта стела сравнительно новая. Координаты: 51°45"11.8″N 55°06"26.8″E .

№6 Старые обелиски на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы-Белорецк у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал.

Эти обелиски расположены метров на 300 южнее новых знаков там, где раньше проходила дорога.
Они были построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находится изображение земного шара.

Стелы были установлены с обеих сторон моста через Урал, которого сейчас нет. Координаты:54°05"33.9″ N 59°04"11.9″ E

№7 Новые обелиски на реке Урал

В 90-е годы по краям нового моста возле Новобайрамгулово установили две новые стелы. Координаты: 54°05"42.5″ N 59°04"04.8″ E .

№8 Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске знак «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Знак представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А». Координаты: 53°25"19.7″ N 59°00"11.3″ E .

№9 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия. Координаты: 53°52"27.7″N 59°12"16.8″ E .

№10 Обелиск около станции Уржумка

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Обелиск расположен на полкилометра к востоку от станции Уржумка, его координаты 55°06"53.8″ N 59°46"58.0″ E.

№11 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау близ Златоуста

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета — архитектор С. Побегуц.
Интересно, что надписи с названиями частей света расположены "наоборот" (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись "Азия", а на азиатской — "Европа". Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает. Координаты: 55°01"05.3″N 59°44"05.7″E

№12 Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Координаты: 55°37"22.6″N 60°15"17.3″E

№13 Обелиск у села Мраморское

В 2004 году у железнодорожной станции Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал» и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы. Координаты: 56°32"13.9″N 60°23"41.8″E .

№14 Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа-Азия и самая восточная граница Европы. Он расположен возле Екатеринбурга на Полевском шоссе, в 2-х км от деревни Курганово. Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), знак будет по правую руку перед Курганово. Координаты: 56°38"33.5″N 60°23"59.9″E .

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

№15 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск

Установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской. Координаты: 56°46"14.8″N 60°01"35.7″E . До этого обелиска тоже можно быстро доехать от Екатеринбурга.

№16 Обелиск на горе Каменной

«Филин» был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта. Координаты: 56°45"05.4″N 60°00"20.2″E .

№17 Обелиск у станции Вершина

Установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать от Екатеринбурга. Координаты обелиска: 56°52"53.6″N 60°03"59.3″E .

№18 Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра. Координаты: 57°13"19.6″N 59°59"20.7″E .

№19 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка

Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой. Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись "Медвежка 499м", на левой грани — "сварщик Долгиров Евгений 2006 энергетик Шулятев Г.А.", на правой — "Зеленый 2006 мыс"
Знак был установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из санатория «Зеленый мыс». Координаты: 57°11"11.3″N 60°04"10.0″E

№20 Столб у деревни Починок

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.
Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».
Координаты: 57°05"01.0″N 59°58"17.2″E.

№21 Обелиск у поселка Уралец

Обелиск расположен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики, установлен в 1961г. после полета Юрия Гагарина в космос. Столб изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Координаты: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E .

№22 Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту, к западу от Нижнего Тагила. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. Координаты: 57°53"43.1″N 59°33"53.6″E .

№23 Обелиск у станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24"44.1″N 59°23"47.4″E .

№24 276-й км Горнозаводской железной дороги.

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам. Координаты: 58°24"06.0″N 59°19"37.4″E .

№25 Обелиск у деревни Кедровка

Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен. Координаты: 58°11"21.2″N 59°26"04.5″E .

№26 Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, тогда же на старой дороге Теплая гора-Качканар был установлен обелиск «Европа-Азия» в виде ракеты из металлолома, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР. В 2000-х годах знак еще существовал, дальнейшая его судьба неизвестна.

№27 Обелиск на трассе Качканар-Чусовой близ поселка Промысла

Обелиск расположен у дороги Качканар-Чусовой в 9 км от поселка Промысла в сторону Свердловской области.
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света. Координаты: 58°33"42.3″N 59°13"56.5″E .

№ 28 Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми, по другим — в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства . Координаты: 57°47"20.9″N 59°37"54.7″E .

№29 Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву, находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска — стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть — плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель. Координаты: 59°29"27.9″N 58°59"23.5″E .

№30 Обелиск у подножья Казанского Камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Координаты: 60°03"56.1″N 59°03"41.3″E .

№31 Знак на горе Неройка

Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья в районе горы Неройка (1646м). Установлен рабочими Неройского рудника. Координаты: 64°39"21.1″N 59°41"09.4″E .

№32 Газопровод "Сияние севера" на Приполярном Урале
Установлен газовиками, находится на дороге, идущей из поселка Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыд-ва. 63°17"21.8″N 59°20"43.5″E .

№33 Обелиск у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весь столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск реконструировали. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток — река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь. Координаты: 67°00"50.2″N 65°06"48.4″E .

№ 34 Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух километрах от полярной станции "Югорский Шар". Знак был установлен 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем. Координаты: 69°48"20.5″N 60°43"27.7″E .

Спустя 37 лет создатели знака восстановили его.

Фото - пользователь e1.ru LenM

№35 Крайняя Восточная точка Европы

Местоположение точки еще в 2003 году определила группа туристов при поддержке "Российской газеты", тогда же установили памятный знак (на фото). Впоследствии и знак, и географическое расположение пункта были утрачены. В 2015 году участники специально организованной экспедиции восстановили координаты, в 2016 году обещают поставить новый обелиск.

Точка находится в водораздельной зоне района между озерами Малое Щучье и Большое Хадата-Юган-Лор, на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Координаты: 67°45"13.2″N 66°13"38.3″E .

№36 Знак у истока реки Печоры

Плоский чугунный круг в виде земного шара. Координаты: 62°11"56.2″N 59°26"37.1″E .

№37 Знак на высоте 708,9 к северу от горы Яныгхачечахль

Самодельный деревянный знак, расположен к северу от Ивделя, на приполярном Урале. Координаты: 2°01"47.6″N 59°26"07.9″E .

№38 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль

Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трех великих рек - Оби, Печоры и Вогли. Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. Координаты: 61°39"47.3″N 59°20"56.2″E

№39 Знак на перевале через Поповский увал

Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское. Координаты: 60°57"39.9″N 59°23"05.5″E


№40 Знак у поселка Павда

Черно-белый столб стоит на развилке трех лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. Координаты: 59°20"00.0″N 59°08"55.3″E

№41 Знак у горы Колпаки

Обелиск разрушен в 2000-х годах, остался только постамент. Находится на дороге от пос.Промысла на север, на развилке Медведка-Косья. Координаты: 58°38"25.0″N 59°10"41.0″E .


Фото - Lyudmila K, mail.ru


Фото - UralskiSlon, wikimapia.org

№42 Обелиск у поселка Баранчинский

Установлен на лесовозной дороге к западу от поселка Баранчинский, к югу от горы Кедровка. Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А.Никитина в 1996г. Координаты: 58°08"39.0″N 59°26"51.7″E .


Фото - veter423, wikimapia.org

№43 Знак у горы Билимбай

Деревянный знак с названием хребта Веселые горы установлен в 2012 г. на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги Черноисточинск-Большие Галашки. Координаты: 57°32"44.9″N 59°41"35.0″E .

№44 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень

Самый скромный и неприметный знак "Европа-Азия" из всех - просто деревянная табличка с вырезанными буквами. Координаты: 57°28"55.0″N 59°45"53.3″E .


Фото - wi-fi.ru

№45 Знак "Голуби" на горе Котел

Установлен ко Дню Пограничника в мае 2011 года туристами из Екатеринбурга и Новоуральска, проект П.Ушакова и А.Лебедкиной. Голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами. Координаты: 56°58"18.0″N 60°06"02.0″E .


Фото - dexrok.blogspot.ru.

№46 Обелиск у села Мраморское

Самодельный обелиск из мрамора установлен в 2005 году В.Г.Чесноковым и В.П.Вилисовым, впоследствии разрушен. Координаты: 56°31"36.3″N 60°23"35.3″E .

№47 Знак на дороге Косой брод-Асбест

Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба "Вояджер". Он находится сравнительно недалеко от Екатеринбурга , к востоку от Полевского, только добираться до него лучше на внедорожнике. Координаты: 56°28"40.6″N 60°24"06.1″E .


Фото - Dvcom, wikimapia.org

№48 Беседка близ Полевского

На столбах вырезаны надписи "Европа" и "Азия". Беседка установлена в 2001 году Полевским лесхозом. Как и предыдущий знак, находится недалеко от Екатеринбурга , на дороге между городом Полевской и послеком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов. Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее. Координаты: №49 Знак в истоке реки Урал

Табличка "Здесь начинается река Урал" установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный знак "Европа-Азия" и мостик через исток появились гораздо позже. Координаты: 54°41"39.9″N 59°24"44.7″E .

№50 Знак в Орске на мосту через Урал

По обеим сторонам автомобильного моста через реку Урал размещены простые таблички с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 51°12"38.0″N 58°32"52.0″E .


№51,52,53 Дорожные знаки в Магнитогорске

Жители Магнитогорска ежедневно ездят на работу в Азию, а вечером возвращаются домой в Европу, потому что жилые районы и Магнитогорский металлургический комбинат находятся на разных берегах Урала. Всего в Магнитогорске четыре моста через Урал, которые здесь называют "переходами", ведь они соединяют между собой целые части света. Обелиск №8 расположен у Центрального перехода, еще есть Северный переход, Южный переход и Магнитный переход (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме короткого Северного, установлены дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии. Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ; Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ; Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E .

Знак на Южном переходе:

№54 Дорожный знак в селе Кизильское

Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал. Координаты: 52°43"18.4″N 58°54"24.4″E .


Фото - ant-ufa.com.

№55 Знак на старой билимбаевской дороге

Мраморный обелиск с надписью "Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города" установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска. Координаты: 57°11"27.1″N 60°02"37.5″E .

№56 Обелиск в Нефтекумске "45 параллель"

Город Нефтекумск находится в Ставропольском крае. Современный европейский город посреди дикой азиатской степи. По одному из вариантов, граница Европы и Азии проходит по Кумо-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Знак установлен в 1976 году и размещен на гербе города. Координаты: 44°45"14.3″N 44°58"40.0″E .

№57 Знак в Ростове-на-Дону

По одной из версий граница Европы и Азии проходит по фарватеру Дона. В 2009 году власти Ростова-на-Дону объявили конкурс на разработку знака "Европа-Азия", но идея так и не получила воплощения. Неофициальный знак находится возле гостиницы "Якорь". Примерные координаты: 47°12"47.8″N 39°42"38.5″E .


Фото - М А Р И Н А, fotki.yandex.ru.

№58 Обелиск в Уральске, Казахстан

Обелиск расположен у моста через реку Урал, на географинчской границе Европы и Азии. Установлен в 1984 году по проекту архитектора А.Голубева. Представляет собой вертикальную стелу, облицованную белым и серым мрамором, сверху на которой покоится голубой земной шар с золотистой короной в виде надписи "Европа-Азия". Координаты: 51°13"18.0″N 51°25"59.0″E .

№59 Беседки в Атырау, Казахстан

По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E .

№60 Босфорский мост в Стамбуле, Турция

Стамбул разделен на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Босфорский мост - первый висячий мост через пролив, установлен в 1973 году по проекту российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон перед мостом установлены таблички "Welcome to Europe/Asia". Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E .


Фото - Erdağ Göknar.

На сегодня это все известные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.


Читайте нас в

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.