Богиня любви в греции. Кто такая богиня Афродита в древнегреческой мифологии

Возможно, кому-то покажется странным, что Grekoblog обращается к такой заезженной теме, как греческая мифология, но поскольку у нас есть приставка Greko, то положение обязывает. И уж если начинать, то, конечно же, с самого интересного божества. Не знаю, как Вам, а мне кажется, что это именно Афродита.

Внешность: Великолепная вечно молодая женщина с прекрасным лицом и телом
Символы и атрибуты:

Пояс, обладающий магической силой, чтобы заставить любить. Из растений, ассоциирующихся с этой богиней, стоит выделить мирты, розы, мак, яблоки, фиалки, нарциссы и лилии, из животных и птиц – воробьи, голубки и дельфины.

Сила: Мощная сексуальная привлекательность, ослепительная красота

Слабости: Немного зациклена на себе, но с такой внешностью разве кто-то может осудить ее?

Родители:

Существует несколько версий о родителях Афродиты. Например, согласно Гомеру, родителями Афродиты были Зевс и океанида Диона. По Гесиоду Афродита родилась из семени и крови Урана, попавшей в море и образовавшей пену. Эпименид считал, что богиня была дочерью Кроноса.

Место рождения:

Не существует единого мнения и о месте рождения Афродиты. Хотя большинство источников связывают ее с Кипром, тем не менее, жители Киферы убеждены, что на самом деле Афродита родилась у них. В современную эпоху существует также заблуждение, что родиной Афродиты был Милос, что во многом связано с популярностью обнаруженной здесь статуи Венеры Милосской.

Козни Геры – супруги Зевса – стали причиной брака богини с Гефестом – хотя и наиболее искусстным из богов, но все же хромоногим и некрасивым. Некоторые источники упоминают также о браке с Аресом, но это гораздо менее распространенная версия, хотя от Ареса Афродита и родила многих детей. Но любвеобильность греческих богов общеизвестна: связи с Афродитой также добивались Гермес и Дионис и также весьма успешно. О наличии связи с Зевсом доподлинно неизвестно: хотя древние источники ее и отрицают, тем не менее, происхождение Эрота – одного из детей Афродиты – вызывает определенные сомнения. По разным версиям его отцом был Гермес, Арес или Зевс.

Дети:

О их было великое множество и от разных мужчин – как богов, так и простых смертных. Из наиболее известных детей Афродиты, помимо упомянутого уже выше Эрота, стоит также упомянуть Гимения, Харит, Амазонок и даже смертного Энея – одного из героев троянской войны и мифического предка Юлия Цезаря.

Главные храмы: Помимо уже упоминавшегося нами знаменитого , также основные ее святилища были расположены в местах ее предполагаемого рождения: на Кифере и Кипре.
Основные мифы:

Афродита родилась из морской пены и была объектом вожделения всех, кто имел с ней дело. Наиболее известная история, связанная с Афродитой, что она стала причиной гибели Трои. Будучи соперницей Геры и Афины в знаменитом споре о наиболее прекрасной из трех богинь, Афродита пообещала «судье» — Парису Троянскому – любовь прекраснейшей из земных женщин — Елены. Нужно сказать, что она выполнила свое обещание, но возникшее чувство между молодыми людьми, а также тот факт, что Елена уже была женой спартанского царя, привели к походу греков на Трою и, в конечном счете, падению города.

Интересные факты:

На острове Кипр до сих показывают множество мест, ассоциирующихся как с рождением Афродиты, так и ее отдыхом от божественных обязанностей, когда она была на земле. В последние годы предприимчивые киприоты даже вернули из забвения адаптированную для туристов версию некоторых фестивалей в честь Афродиты в .

Афродита Афродита

(Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита - богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиза. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя ее волшебный пояс, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний Афродиты. Обыкновенно ее сопровождает сын ее Эрот. Апрель как весенний месяц считался священным месяцем Афродиты. Ей были посвящены, как символы любви: мирт, роза, яблоко; как символы плодородия: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине - дельфин. Вероятно, Афродита одинакового происхождения с сирийской богиней Астартой, или Астаретой. Изображения Афродиты, из мрамора и на полотне, представляют собой одни из замечательнейших произведений древнего искусства. Таковы: Афродита, выходящая из волн, Апеллеса; Венера Книдская, работы скульптора Праксителя, стоявшая в Книде, в храме Афродиты. Фрина послужила образцом обоих этих великих произведений искусства. В Книд стекались путешественники со всех концов земли, чтобы видеть статую Венеры. Плиний и др. считали ее самой прекрасной статуей в мире. Впрочем, пожалуй, придется отдать предпочтение Венере Милосской, найденной в 1820 г. на острове Милос (ныне Мило), одном из Цикладов, и сохраняющейся в Луврском музее в Париже.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АФРОДИТА

(Άφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. "αφρός, «пена») и одного из её прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она - богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. - Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем А. является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей - Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина - её постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест - законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа А.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - «рода Энеева мать» (Lucr. II) - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus..., P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.
А. Ф. Лосев.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. - полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя - «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов - рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис .
Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени - картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа - оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Афродита

Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. Дочь Урана. Родилась около острова Киферы из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Ветерок принес ее на остров Кипр, где ее, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Позднее считалась дочерью Зевса и нимфы (океаниды) Дионы. По Гомеру, жена Гефеста; по другим мифам, - жена Ареса. Мать Гермафродита (от Гермеса), Энея (от Анхиза), Фобоса, Деймоса, Эроса и Гармонии (от Ареса). Яблоко раздора в споре между Афродитой, Герой и Афиной присуждено Парисом Афродите за обещание помочь в похищении Елены. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродите соответствует римская Венера. Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин. Венере были посвящены голубь и заяц (как символ плодовитости), роза, мак и мирт. Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился ее храм, и остров Кифера. Самый роскошный храм Венере Прародительнице был построен Юлием Цезарем, считавшимся потомком Энея, в I в. до н.э. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - “Афродита Книдская” (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и “Афродита Милосская” (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Арнольд Беклин: Рождение Венеры // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Хвала Венере // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Венера и Марс // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Рождение Венеры // Энтони БРАУН: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Адольф-Вильям БУГРО: Рождение Венеры // Франсуа БУШЕ: Венера, утешающая Купидона // Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Сьюзен ГЕРБЕРТ: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Жак Луи ДАВИД: Венера и три грации обезоруживают Марса // Никола ПУССЕН: Марс и Венера // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера у зеркала // ТИЦИАН: Венера Урбинская // ТИЦИАН: Венера и лютист // ТИЦИАН: Венера и органист // ТИЦИАН: Венера, органист и Купидон // ТИЦИАН: Венера завязывает глаза Купидону // ТИЦИАН: Поклонение Венере // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Рождение Афродиты // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Шаги Афродиты // Поль Валери: Рождение Афродиты // Жан де ЛАФОНТЕН: Афродита Каллипига // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Рождение Киприды // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Рождение Венеры // Ангелос СИКЕЛЬЯНОС: Анадиомена // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Венера Милосская // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Афродита // Марина ЦВЕТАЕВА: Хвала Афродите // Н.А. Кун: АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ // Н.А. Кун: АФРОДИТА // Н.А. Кун: ПИГМАЛИОН // Н.А. Кун: НАРЦИСС // Н.А. Кун: АДОНИС // Н.А. Кун: Эрот // Н.А. Кун: Гименей // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АФРОДИТА

Не изнеженной, ветреной богине Афродите (1) вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр (2). Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот (3) повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

(1) Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.

(2) По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.

(3) Гимерот - бог страстной любви.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АФРОДИТА

в греческой мифологии дочь Зевса и Дионы, богиня любви и красоты

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Фрагмент росписи краснофигурного килика «мастера Пистоксена».
Около 475 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Лиандра».
Около 460 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Мрамор.
Около 120 до н. э.
Париж.
Лувр.


Рождение Афродиты, рядом с ней — нимфы.
Рельеф так называемого трона Лудовизи.
Мрамор.
470—450 до н. э.
Рим.
Национальный музей.

Фрагмент росписи апулийского лекифа.
Около 380 до н. э.
Торонто.
Королевский музей Онтарио.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Каллимаха (440—430 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Римская мраморная копия.

Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Праксителя (350—340 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Картина П. Веронезе.
1580-е годы.
Турин.
Галерея Сабауда.

Картина Д. Веласкеса.
1657.
Лондон.
Национальная галерея.








Она же Венера в переводе с др.-греч. истолковывается как - «пена». В греческой мифологии Богиня Афродита считалась богиней красоты и любви. Она также отвечает за плодородие и вечность весны или жизни на Земле. Афродита - богиня браков и родов, а также «вскармливание детей». Ее огромной власти любви подчинялись боги и люди; неподвластными были ей Афина, Артемида и Гестия. Богиня Афродита была всегда безжалостна к тем, кто отвергал ее любовь. Она являлась женой Гефеста или Ареса.

Атрибуты Афродиты

Атрибутами Афродиты, как богине любви, являлись розы, мак, мирты, и яблоко, а также фиалки, нарциссы, анемоны, и лилии. Ей, как богине плодородия служили следующие атрибуты: воробьи и голубки, которые составляли её свиты. Как морской богине, это был - дельфин. Так же атрибутами Афродиты были - золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость и пояс.

Её очень часто могли сопровождать и дикие звери, например: волки, львы, медведи, которых она усмиряла с помощью своего любовного желания.

Появление Афродиты на свет

Самым легендарным место рождения богини Афродиты является город Пафос на острове Кипр.

Много разных версий и сказаний о происхождении богини Афродиты . У Гомера она являлась дочкой Зевса и океаниды Дионы.

Исходя из «Теогонии» Гесиода, она родилась вблизи острова Кифера, появившись из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену. Из этого придания и получила богиня Артемида свое прозвище «пенорожденная». Затем, ветерок ее принёс на остров Кипр.

Классическая богиня Афродита появилась на свет обнаженной из воздушной морской раковины около острова Кипр - отсюда и происходит еще одно ее прозвище «Киприда» - и на этой самой раковине она добралась до берега. После, Оры в золотых диадемах увенчали её голову золотым венцом, и украсили ее золотым ожерельем и золотыми серьгами, в то же время, боги не могли налюбоваться ею и возгорались желанием взять её себе в жены.

Мифы, связанные с богиней Афродитой

В одном из мифов жена громовержца, Гера устроила все так, что богиня Афродита вышла замуж за Гефеста. Он был самым искусным мастером среди всех богов, но в тоже время и самым некрасивым из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в своей опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Гермес, Посейдон, Арес, и другие боги.

Богиня Афродита с превеликим удовольствием внушала любовные чувства богам и людям, да и сама часто влюблялась, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом в ее нарядах был знаменитый пояс, в котором были заключены сила любви, желания и слова обольщения. Этот пояс делал любого влюбленным в его хозяйку. Этим атрибутом любила пользоваться заимствовав у Афродиты, Гера, когда ей хотелось в очередной раз разжечь в Зевсе страсть любви к ней и тем самым ослабить его волю.

Афродита - одна из богинь греческой мифологии, богиня красоты и любви. Афродита считается символом жизни и вечной весны. Она - богиня браков, а также «детопитательница»… Она зарождает любовь в сердцах богов и смертных. Девушкам дарит она красоту и благословляет их на счастливый брак, в сердцах юношей зажигает любовь и дарит им счастье. Никто не может избежать власти Афродиты, даже боги.

Афродита прекраснее всех богинь. Существует много эпитетов в адрес Богини любви и красоты Афродиты - "Прекрасноокая", "прекрасновенчанная", "сладкоумильная"… Ее обожали изображать скульпторы, в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, или нагой. Высокая, стройная, нежная, златоволосая, она всегда окружена розами, лилиями, фиалками, лесными зверями и птицами. Прислуживают Афродите горы и хариты. Они наряжают богиню в изысканные одежды, причесывают ее прекрасные золотые волосы и одевают на ее голову сверкающею диадему. А души людей, глядящих на богиню, наполняются неведомой силой и находят свою любовь.

Афродита - богиня малоазийского происхождения. Существуют две основные мифологические версии рождения Афродиты. По версии Гомера Афродита была дочерью морской нимфы Дионы и Зевса, и родилась обычным образом. Версия Гесиода о происхождении богини является более мистической. В этой версии считается, что Афродита появилась в результате того, что коварный Кронос, серпом отсёк своему отцу Урану детородный орган и бросил в морские волны, которые покрыли его, в результате чего и возникла богиня.

Родилась Афродита около острова Киферы из пены волн морских. На остров Кипр ее принес Зефир (Легкий, ласкающий ветерок). На берегу встретили вышедшую из волн морских богиню любви юные горы. Они нарядили ее в роскошную златотканую одежду и украсили венком из благоухающих цветов. Куда только ни ступала Афродита, там появлялись цветы. В воздухе царил благоухающий аромат. Боги отвели прекрасную богиню на Олимп. Когда она появилась во дворце Зевса, все безумно поразились ее красотой. Хозяйка неба Гера, царица мудрости Афина и другие богини позавидовали Афродите и пожелали от нее избавиться. Но у них ничего не вышло, потому что Афродита носила волшебный пояс, все подчинялись ей.

Афродита так очаровала богов своей красотой, что все они хотели на ней жениться, но она отвергла даже предложение Зевса. В наказание Зевс отдал Афродиту в жены Гефесту, самому некрасивому из богов, богу огня и кузнечного мастерства. Брак их был несчастлив. Гефест сутками трудился в своей кузнечной мастерской, а Афродита развлекалась с множеством любовников. Богиня родила четверых детей, но не от мужа. Отцом её троих детей был Арес, любовник Афродиты. От Гермеса у неё родился сын, Гермафродит, который унаследовал красоту обоих родителей.

Широко известен миф о любви Афродиты и красивого смертного юноши Адониса. Адонис был прекрасный охотник. С ним Афродита забыла о своей красоте, она просыпалась ранним утром и сопровождала Адониса на охоте. Легкая одежда богини разрывалась в лесу, а нежное тело постоянно ранили камни и колючки. Афродита очень любила Адониса и опасалась за его жизнь. Она просила его не охотиться на медведей, кабанов и львов, чтобы не произошло с ним несчастья. Редко Афродита оставляла Адониса одного, а покидая его, всегда просила помнить ее просьбы. Но как-то раз под кедрами, на вершине Ливана, на Адониса напал вепрь. Богиня не смогла вовремя помочь ему, Адонис умер от страшной раны. Горько плакала богиня над его телом и чтобы сохранить память о нем, по велению богини вырос из крови Адониса цветок - нежный анемон. А повсюду, где капали из израненных ног Афродиты капли крови, выросли розы, алые, как кровь Афродиты.

Несчастная богиня пришла к Зевсу и молила чтобы он велел вывести душу любимого из подземного царства и вернул его обратно. Зевс исполнил ее желание, и с тех пор Адонис половину года был возле Афродиты, а остальные 6 месяцев года возвращался в подземное царство к Аиду. С его приходом наступала весна, а об уходе сообщала осень.

Афродита помогает всем влюбленным, но помогая любящим, она не любит тех, кто отвергает любовь (смертью наказала она Ипполита и Нарцисса, Пасифае и Мирре внушала противоестественную любовь, а лемносских женщин и Гипсипилу наделила отвратительным запахом).

Афродита, прекраснейшая из богинь, до сих пор живет среди обитателей Олимпа и дарит любовь.

Входившая в число двенадцати великих олимпийских богов . Она была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали золотой цвет волос и сияющие глаза, красоту ее лица и тела, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.

Афродита родилась, согласно «Теогонии» Гесиода , около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана , которая попала в море и образовала белоснежную пену (по-гречески - афрос, отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветер принёс её на остров Кипр, где вышедшую из морских волн богиню и встретили Оры .

Афродита возникла вблизи Кипра обнаженной из воздушной морской раковины- отсюда её прозвище «Киприда». Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом. Образ Афродиты, возникающей из морской пены, запечатлен на бессмертном полотне Боттичелли «Рождение Венеры». Это версия Гесиода.

Она безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

Сраженные ее красотой, многие из греческих богов соперничали как претенденты на ее руку и сердце. Она выбрала Гефеста , хромого бога огня и кузнечного мастерства. Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство. Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Она часто изменяла Гефесту.

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама.

Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, слова обольщения, желание; он любого делал влюбленным в его хозяйку. Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом .

Гефест узнал о её связи с Аресом и был очень рассержен. Ревнивый муж выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил незаметно к подножию кровати, а затем объявил жене, что отправляется отдохнуть немного на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу уйти, как Афродита послала за Аресом, который тут же явился. Утром любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью - голые и беспомощные. Явился Гефест вместе с приглашенными им поглазеть и посмеяться остальными богами (богини из деликатности остались дома). Только благодаря Посейдону Арес получил свободу. Афродита вернулась на Кипр, где, искупавшись в море, вернула себе девственность.

У Афродиты и Ареса было трое детей: дочь Гармония и два сына, Деймос (ужас) и Фобос (страх), сопровождавшие своего отца в битвах вместе с богинями Эридой и Энио . Афродита и Арес представляют союз двух наименее контролируемых страстей – любви и войны, которые, будучи в совершенном равновесии, могли создавать гармонию.

Возлюбленным Афродиты был Адонис.

Миф об Афродите и Адонисе

(Овидий . Метаморфозы. X, 529–739)

Пересказ Георга Штоля

Никого не любила так Афродита, как дивно прекрасного Адониса, сына сирийского царя. Пафос, Книдос и металлоносный Амафунт, где так охотно бывала прежде богиня, забыты ею; для Адониса забыла она и самое небо.

Не рядилась она и не нежила себя, как прежде: до колен подобрав одежду, бродит она с юношей по горам, лесам и скалам, поросшим колючими растениями; с собаками преследует она ланей, зайцев и других неопасных зверей, но мощного вепря, медведя и волка избегает и Адонису советует держаться подальше от этих зверей.

«О милый мой! Хорошо быть храбрым перед бегущими; смелость опасна. Не будь безрассудно отважен: не нападай на зверя, которому природа дала опасное оружие. Ни лев, ни щетинистый вепрь не пожалеет, как я пожалела бы, ни юности, ни красоты твоей. Берегись их: твое мужество может быть опасно мне и тебе». Так говорила - и не раз - богиня, и следовал юноша советам ее, пока богиня была при нем.

Но раз, на Кипре, удалясь от нее на время, забыл Адонис о ее советах. Псы его выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него своим охотничьим дротиком. Раненый, разъяренный вепрь обернулся и бросился на юношу; не спасло несчастного бегство. Клыками своими вепрь нанес ему такую рану, что мгновенно пал он, испуская дух, на землю. Издали услыхала Афродита стоны умирающего и в запряженной лебедями колеснице поспешила на место, где случилось несчастье. Увидав убитого юношу, быстро сходит она с колесницы, разрывает одежды, терзает себе грудь и горько рыдает. Но воплями не воскресить умершего.

Чтобы совершенно не погибла память о юноше, с божественным нектаром смешала Афродита кровь его и превратила ее в красный, как кровь, цветок. Кратко, как жизнь юноши, время его цветения, скоро сдувает ветер его быстро блекнущие листья, и оттого назвали его анемоном, ветреницей.

Афродита глазами художников

Венера с зеркалом. Картина Д. Веласкеса, 1657, Лондон , Национальная галерея

Адольф Вильям Бугро "Афродита"

Художник Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль. Афродита.

Д.Энгр. Рождение Венеры