Какого числа была куликовская битва. В каком году была Куликовская битва – кратко самое важное

Время правления Дмитрия Донского считается самой несчастной и грустной эпохой в истории русского народа. Частые разорения и опустошения земель, внутренние междоусобицы, но главное, имела место Куликовская битва - ужасающие и тяжелое противостояние монголо-татарскому игу.

Как все начиналось?

Жарким летом 1380 года князь Донской получил известие о том, что на Русь идет татарский владыка Мамай и вся его Золотая Орда. Мамай желал полностью уничтожить русских князей и посадить вместо них своих наместников. Поэтому хан нанял еще отряды басурман, аланов, черкес и заключил союз с князем Ягайло, которому Москва тоже не нравилась.

Дмитрий Донской сразу же стал собирать армию, чтобы дать врагу достойный отпор. Пока одна армия ехала, а другая собиралась, в Москву приехали послы хана. Они стали требовать такую же дань и покорность, какие были при хане Узбеке. Бояре, князья и духовные лица собрали совет и приняли решение, что лучше пойти Мамаю на уступки, чем проливать кровь. Послы получили богатые дары и отправились к хану с предложением о перемирии, но, кажется, это была плохая идея, так как военные приготовления продолжались.

Гонец, Захарий Тютчев, которого отправили с ханскими послами с предложением о мире, вернулся с плохими новостями: Мамай идет на Москву. К его армии присоединился не только князь Ягайло, но и Олег Рязанский. Три армии условились встретиться 1 сентября на берегу реки Оки - это было первое место сбора войск перед Куликовской битвой.

На общем совете было принято решение, что нужно идти войску Мамая навстречу и предупредить соединение армии хана с войсками Ягайлы и Олега. Всем воеводам, которые еще не успели прийти в Москву, князь Дмитрий отправил гонцов с посланием отправляться к Коломне - месту сбора всех ополчений. Были снаряжены разведотряды, которые выдвинулись раньше основной армии, чтобы добыть языка - пленника, который мог бы рассказать об истинных намерениях хана.

Разведчики донесли следующее: Мамай в союзе с князем Литовским и Рязанским, он действительно будет ждать на Оке войска Ягайлы, но также Мамай будет ждать осени, когда на Руси соберут с полей весь урожай. Хан рассылал своим усулам приказ, не заботится о пашне и хлебе, потому что они придут на русские хлеба.

Благословение

15 августа 1380 года Дмитрий Донской приехал в Троицу, чтобы взять благословение у игумена Сергия. Тот сказал ему, что нужно почтить хана дарами и покорностью. Так как Дмитрий уже сделал это, игумен оповестил, что ждет в таком случае Мамая «погубление и запустение», а князю будет «помощь, милость и слава».

Немного позже князь заметил двух монахов, которые выделялись на общем фоне - Пересвета и Ослаблю. До того как попасть в монастырь о них говорили как о богатырях. Поэтому Дмитрий попросил у Сергия, чтобы богатыри отправились к месту Куликовской битвы в составе его войска. На этом князь выдвинулся к назначенному месту встречи своих войск.

Непроходимая формация

Раньше князья русские часто сражались с татарами и всегда побеждали. Они весело и шумно отправлялись в степи и состязались друг с другом, кто первый разобьет врага. Но те времена давно ушли в небытие. Люди, наученные горьким опытом и, присмиревшие под гнетом тяжелого ига, теперь покорно шли за своим вождем, который обдуманно и осторожно готовил план сражений.

Чтобы избежать тесноты, военная рать разделилась и направилась в Коломну тремя разными дорогами. За войском тянулся длинный обоз, солдаты сложили на телеги самые тяжелые части своих доспехов. Князья и бояре имели особые обозы с многочисленными слугами. Также князь Донской взял в поход русских купцов, которые хорошо знали крымские города, южные пути и пограничные станицы.

24 августа войско, которое выдвинулось из Москвы, уже достигло Коломны. Здесь его уже ждали союзники, готовые отправиться к месту Куликовской битвы. На следующий день князь провел общий смотр войска и разделил его на четыре полка. Именно в этот момент Дмитрий Донской осознает, что действительно его предал, хотя он до последнего поддерживал с Донским дружеские отношения. Вероятно, именно этот факт заставил Дмитрия в последний момент поменять свои планы: не переходить Оку под Коломной, а уклониться немного на Запад, минуя Рязанские земли и давая тем самым возможность догнать основное войско еще не приехавшим отрядам.

В военной кампании принимали участие только князь московский и подвластные ему бояре и князья, ни один из крупных князей не посетил общее место сбора перед Куликовской битвой.

Мамай хотел сломить возрастающую мощь Руси и усилить ее зависимость от Орды. Хану удалось собрать войско численностью в 150 тысяч человек. На то время это было очень много. Русское войско уступало по количеству солдат. Согласно летописям князю Донскому удалось собрать около 70 тысяч воинов. Хотя есть данные, что численность его войска превышала 100 тысяч. Русское войско хотело не обороняться на реке Оке, а двинуться навстречу противнику, вверх по Дону.

8 сентября русские полки уже были на месте Куликовской битвы. Они переправились на правый берег Дона и разместились на Куликовском поле. Войско стало таким образом: впереди разместился Передовой полк, за ним Большой. Фланги заняли полки Правой и Левой руки, за ними был конный резерв. За левым флангом в лесу разместился Засадный полк.

Место, где была Куликовская битва, было невыгодным для отступления русских войск - в их тылу находилась река и глубокие овраги. Переправившись через реку, русские войска показали решимость отстаивать свою свободу и земли до победного конца. Та формация, которую заняли войска, значительно затрудняла обходные маневры монголо-татарского конного войска. Ханское войско стояло развернутым строем, у него не было резервов, на передовых позициях было конское войско, за ним - пехота.

Место встречи и предзнаменования

Пусть русские войска и мешали врагу пройти дальше, но их положение было крайне невыгодным: они будто сами себя загнали в тиски. Какова же была причина выбора места

Князья долго спорили о том, где давать бой: одни говорили, что нужно переправиться на другой берег, другие не хотели оставлять у себя в тылу войска литовские и князя Рязанцева с дружиной. Те, кто хотел перейти реку, рассуждали следующим образом: остаться, значит дате место малодушию, а если переправиться, то боевой дух возрастет. Зная, что отступать некуда, воины будут сражаться до последнего. Князю Дмитрию приводили множество примеров того, что его предшественники переправлялись через реки и успешно одолевали врагов. Дмитрий Донской был настроен решительно, он сказал, что пришел сюда не смотреть на достижения своих предшественников, а освободить землю русскую. И у него есть только два пути: либо умереть, либо победить. Так, он направил свои войска через Дон на место сражения Куликовской битвы. Все происходило очень быстро, потому что гонцы доложили, что Мамай уже знает о русских войсках и спешит к Дону.

К ночи русские войска успели миновать реку и разбили лагерь возле реки Непрядвы - приток Дона близ места Куликовской битвы. За прибрежными холмами лежало десятиверстное поле, которое называли Куликовым. Посреди этого поля текла река Смолка, за ней уже стояла орда Мамая, которая не успела помешать русской переправе.

Выбор места Куликовской битвы имел не только моральное, но и военно-тактическое значение. Если бы солдаты остались на левом берегу, то они могли только обороняться. Переправившись и уничтожив за собой мосты, они должны были идти в наступление. Плюс ко всему водная преграда ограждала русское войско от возможного удара с тыла.

Сказания говорят, что в ту ночь на Куликовом поле завывало большое множество волков, клекотали орлы и каркали вороны, будто они чувствовали, что скоро на земле будет большое количество трупов.

В войсках Донского был безудельный князь его знали как искусного человека в военном ремесле и знахаря, что может предсказывать будущее по разным знамениям. В ночь перед битвой они выехали в поле на будущее место и прислушались. Боброк сказал князю Донскому, что его армия победит, но слишком большой ценой.

Битва русских полков

Утром 8 сентября близ места Куликовской битвы должен был озариться рассветом, но вместо него мир поглотил густой туман, который мешал видеть движение полков. Только около 9 утра мгла начала рассеиваться. Русское войско начало занимать боевые позиции: по правую сторону от войска были овраги и заросли реки Нижний Дубок, что впадала в Непрядву, слева находились крутые яры Смолки. Можно сказать, что местом Куликовской битвы является слияние рек, которые впадают в Дон.

Пехота находилась на передовой линии, засадный конный полк прикрывал обозы и места переправы через Дон - единственный путь отступления. Этот полк мог в любой момент помочь сражающимся воинам, но его основная цель заключалась в защите переправ.

Князь Донской сбросил с себя золотые латы и облачился в простой черный плащ. Он присоединился к сторожевому полку, так как хотел первым вступить в битву с врагом. Солдаты и другие князья пытались отговорить его от этой сумасбродной идеи, но Дмитрий был непреклонен: «Победа или смерть, буду рядом с вами, братия, до конца».

Куликово поле, одиннадцать часов утра - вот время и место Куликовской битвы. Татарская рать уже выдвинулась к середине Куликова поля. Две грозные силы шли друг на друга, но вдруг они остановились на некотором расстоянии друг от друга. От татар отделился один воин, похожий по строению тела на Голиафа. В те времена каждую битву нужно было начинать с единоборства. Этого татарского Голиафа звали Челубей. Со стороны русских вышел Пересвет, который изъявил желание сразиться с врагом.

Начало боя

Поединок закончился быстро: противники ударили друг друга с такой силой, что мертвыми упали на землю. Это положило начало сражению.

Татарские конные войска, сбили сторожевые полки, разгромили передовую заставу и на протяжении трех часов пытались прорвать центр и разбить правое крыло русского войска.

8 сентября 1380 года - это дата Куликовской битвы, место сражения одноименное поле в окружении рек. После первой атаки татар русские войска понесли значительные потери, был ранен даже князь Донской, который щеголял в доспехах рядового солдата. Только когда Мамай начал теснить русские полки, в действие был введен частный резерв. Но даже при таком раскладе противнику удалось прорвать левый фланг русского легиона и перейти в тыл основных сил.

В этот же момент по вражеским войскам наносит удар Засадный полк Боброка. Внезапная и стремительная атака этого небольшого войска переменила ход сражения в пользу русской армии. Ряды татарского войска были разбиты, и воины обратились в бегство. Русским войскам удалось продвинуться по ханской ставке на 50 километров. Преследователи безжалостно уничтожали остатки войск Мамая. Обе стороны понесли огромные потери, около 200 тысяч человек было убито.

Роковой просчет

Если бы место Куликовской битвы найдено было, в наше время военные полководцы единогласно заявили, что там слишком мало места для маневров. Исторические записи свидетельствуют, что татарское войско численно превосходило русское, но боевой потенциал они так и не смогли реализовать из-за невозможности развернуться на лошадях. Центр поля имел по фронту всего 5 километров. Татарские войска не были расчлененными на отдельные отряды. Очевидно, Мамай хотел атаковать «в лоб» и одним ударом сломить сопротивление русских войск.

Именно поэтому его и ожидало поражение. Проводя фронтальную атаку в месте слияния рек, Куликовскую битву татары по определению не могли выиграть, так как они не могли обойти или охватить боевой порядок русского войска. Проще говоря, стратегическая инициатива здесь была за русским командованием.

Отдельно хочется отметить то, как сражались главнокомандующие. Мамай смотрел за ходом боя с Красного холма, где находилась его ставка. В свою очередь, князь Дмитрий Донской облачился в простую военную экипировку и выступил в первых рядах своего войска, сражаясь наравне со своими подданными.

Когда князь Донской увидел, что Сторожевой полк терпит поражение в неравной схватке с врагом, он возвращается за главными силами и вводит их в бой. В полдень основные силы русского войска вышли к татарам на встречу.

Кровавое сражение

Полк Правой руки разместился в оврагах и перелесках реки Нижний Дубок, полк Левой руки обосновался в крутогорье реки Смолка. Место Куликовской битвы не позволяло татарскому конному войску обойти русские фланги, это вынуждало их бить в центр.

В русской армии самым устойчивым оказался правый фланг, которому посчастливилось отразить все атаки неприятеля. Но в центре войска, где имели место главные боевые события, спустя три часа татарские войска начали брать верх. Русские войска несли большие потери, особенно пострадали пешие войска. Только благодаря Владимирским и Суздальским полкам положение русской армии было восстановлено, а прорыв неприятеля предотвращен.

В критическом состоянии оказался и левый фланг. Под натиском татар полк Левой руки вынужден был отойти к реке Непрядве. Татары усилили наступательную атаку, у них появилась возможность охватить левый фланг Большого полка, чем они и воспользовались. Только благодаря резервному полку угрозу удалось устранить. Если бы русские войска постигла неудача, то солдатам угрожала бы неминуемая гибель - сзади не было путей к безопасному отступлению. Спрятавшись в оврагах, лесах и кущах на берегах Дона, близ места Куликовской битвы русский войска могли бы подвергнуть себя опасности, ведь татарам ничего не стоило порубить все войско, сорвавшееся с места.

Пока шли сражения на правых и левых фронтах, князь Боброк вместе с войском ожидал в Зеленой дубраве своего звездного часа. Несмотря на то, что силы противника превосходили, Боброк не торопился с помощью, к тому же в лицо дул сильный ветер. Только к трем часам пополудни, когда ветер утих, воевода дал приказ вступать в схватку. Засадной полк появился внезапно с тыла и обрушил свои силы на основные войска татар, которые тем временем увлеченно преследовали остатки левого фланга.

К тому времени золотоордынцы были сильно измотаны, и у Мамая не оставалось резервного подкрепления. Поэтому внезапная и стремительная атака Засадного полка определила ход сражения, плюс ко всему Засадный полк поддержали другие воины русской армии. Так сказать, все, кто еще мог стоять на ногах, пошли в новое наступление.

Татарские войска были загнаны в реку Непрядву, многие из них утонули, а те, кто остался в живых, стали беспорядочно отступать к Красному холму. Видя все это, хан Мамай не стал дожидаться полного и окончательного разгрома своей армии, поэтому позорно бежал с поля боя вместе с малой дружиной. Остатки татарского войска двинулись в южном направлении. Русские преследовали их к реке Красивая Меча, спаслись только те, у кого были запасные лошади, но в целом весь татарский гарнизон был разгромлен, а лагерь с множеством телег, лошадей, верблюдов и прочей утварью достался победителям.

Услышав о том, что войско Мамая побеждено, литовцы, которые находились за 40 километров от Куликова поля, начали отступать так быстро, будто это за ними гнались русские войска. Олег Рязанский, когда услышал, что русские будут идти назад на Москву, бежал в Литву.

Потери

После того, как противников перестали преследовать, князь Дмитрий Донской приказал пересчитать всех воинов, оставшихся в живых. Летописцы писали, что после завершения битвы русская рать насчитала 40 тысяч воинов. Предположительно было потеряно 20-30 тысяч человек. Больше недели русские хоронили своих товарищей, только после достойного погребения войско отправилось в обратный поход.

Обоз русской рати увеличился из-за захваченных у татар кибиток с одеждами, оружием и прочим добром. На родину везли большое количество тяжелораненых воинов. Минуя Рязанские земли, князь запретил воинам грабить и обижать их жителей. 21 сентября армия князя Донского была в Коломне, 28 сентября - победителей торжественно встретили в Москве. Именно за победу над татарами князь Дмитрий получил прозвище «Донской».

Гонцы давно оповестили жителей Москвы о победе на Куликовом поле, и народ начал ликовать. Князя радостно приветствовали подданные и простые жители. Он уделял убогих и нищих, особое внимание уделил вдовам и сиротам, которые остались после убитых воинов. Не забыл он поблагодарить игумена Сергия, благословившего его на битву.

Победу на Куликовом поле сложно переоценить. Успех русской армии разрушил предположение, что Золотая Орда непобедимая. Победа над татарами увеличила количество сторонников объединительного процесса. Все русские князья и земли выразили свою готовность сражаться с татарами. Олег Рязанский признал свои и ошибки и настаивал на том, что все его отношения с Литвой или Золотой Ордой должны контролироваться князем Донским.

Однако победа была недолговременной. В скором времени вместо Орды Мамая было создано новое государство с чингисидом Тохтамышем. После того, как оно провозгласил о своем главенстве в Золотой Орде, русские князья признали его могущество. Казалось, что дата и место Куликовской битвы уже не имели никакого значения. После внезапного нападения Тохтамыша на Москву в 1382 году, даже князь московский вынужден был подчиниться татарскому хану.

После Куликовской битвы русский народ надеялся, что Орда повержена и ярмо татарское навсегда сброшенное. Но к этой мечте предстоял еще очень долгий и тернистый путь.

Сегодня нам свойственно недооценивать значение подвигов Дмитрия Донского. Выискивая глазами на карте России место Куликовской битвы, мы даже представить не можем, каких усилий стоило 600 лет назад собрать и повести в бой такое количество людей, сплотить их, придумать стратегию и победить.

Выводы зарубежных ученых

Зарубежные исследователи оценили Куликовскую битву, как неудачную попытку освобождения Руси от монголо-татарского ига. Русские исследователи говорят, что время правления князя Донского стало поворотным в истории России: после победы в Куликовской битве ему удалось объединить Северо-Восточные земли, центром правления окончательно была признана Москва, после Куликовского сражения иго неумолимо слабело. Но есть и другое мнение, в котором говорится, что времена правления Дмитрия Донского были тяжелыми, а попытка сбросить монголо-татарское иго только усугубила ситуацию.

Как бы там ни было, Куликовская битва сыграла свою роль в истории России. После нее Москву стали опасаться, из-за чего совершались внезапные и жестокие набеги на русские земли. Только героям нужно время, и тогда они обязательно одержат победу. Правда, иногда этого времени требуется слишком много.

Куликовская битва кратко

Русский мужик долго запрягает, но быстро едет

Русская народная пословица

Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский - Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года , едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

(Мамаево или Донское побоище ) - сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира) на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на территории, в настоящее время относящейся к Кимовскому и Куркинскому районам Тульской области, на площади около 10 км².

Предыстория

В 60-е годы XIV века усиление Московского княжества на Руси и темника Мамая в Золотой Орде шло практически одновременно, причём объединению Орды под властью Мамая во многом способствовали русские князья своими победами над Тагаем на р. Войде в 1365 году, над Булат-Темиром на р. Пьяна в 1367 году и походом на среднюю Волгу в 1370 году.

Когда в 1371 году Мамай дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, Дмитрий Иванович сказал послу Ачихоже «к ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист », что явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды. В 1372 году Дмитрий добился прекращения литовской помощи Тверскому княжеству (Любутский мир), в 1375 году добился от Твери признания условия «а пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдём на татар, то тебе единою с нами поиде противу им », после чего уже весной 1376 года русское войско во главе с Д. М. Боброком-Волынским вторглось на среднюю Волгу, взяло откуп 5000 рублей с мамаевых ставленников и посадило там русских таможенников.

В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку московским войском, в 1377 на р. Пьяна разгромил не успевшее изготовиться к битве московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но войско Бегича потерпело сокрушительное поражение на р. Вожа. Рязанское княжество сразу же вновь было разорено Мамаем, но в 1378−1380 годах Мамай потерял свои позиции и на нижней Волге в пользу Тохтамыша.

Соотношение и развёртывание сил

Русское войско

Сбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белозёрских, ярославских и ростовских князей.

Участие в общерусском сборе приняли представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. Помимо подручных князей, прибыли войска из Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств. Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий возглавил большой полк; Владимир Андреевич - полк правой руки; в полк левой руки был назначен командующим Глеб Брянский; передовой полк составили коломенцы.

Получивший большую известность, благодаря житию Сергия Радонежского, эпизод с благословением войска Сергием в ранних источниках о Куликовской битве не упоминается. Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в «Сказании о Мамаевом побоище» и других поздних текстах с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Непосредственным формальным поводом предстоящего столкновения стал отказ Дмитрия от требования Мамая увеличить выплачиваемую дань до размеров, в которых она выплачивалась при Джанибеке. Мамай рассчитывал на объединение усилий с великим князем литовским Ягайло и Олегом Рязанским против Москвы, при этом он рассчитывал на то, что Дмитрий не рискнёт выводить войска за Оку, а займёт оборонительную позицию на её северном берегу, как уже делал это в 1373 и 1379 годах. Соединение сил союзников на южном берегу Оки планировалось на 14 сентября.

Однако, Дмитрий, осознавая опасность такого объединения, 26 августа стремительно вывел войско на устье Лопасни, осуществил переправу через Оку в рязанские пределы. Следует заметить, что Дмитрий повёл войско к Дону не по кратчайшему маршруту, а по дуге западнее центральных районов Рязанского княжества, приказал, чтобы ни один волос не упал с головы рязанца, «Задонщина» упоминает в числе погибших на Куликовом поле 70 рязанских бояр, а в 1382 году, когда Дмитрий и Владимир уедут на север собирать войска против Тохтамыша, Олег Рязанский покажет тому броды на Оке, а суздальские князья вообще выступят на стороне ордынцев. Решение о переходе Оки стало неожиданным не только для Мамая. В русских городах, пославших свои полки на коломенский сбор, переход Оки с оставлением стратегического резерва в Москве был расценен как движение на верную смерть:

На пути к Дону, в урочище Березуй, к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий - в Переяславле-Залесском, однако, по некоторым версиям, они привели и войска из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского - соответственно Полоцка, Стародуба и Трубчевска. В последний момент к русскому войску присоединились новгородцы (в Новгороде в 1379-1380 годах наместником был литовский князь Юрий Наримантович). Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром Андреевичем, выполнял затем в битве роль засадного полка, а Андрей Ольгердович в битве возглавил полк правой руки. Историк военного искусства Разин Е. А. указывает на то, что русская рать в ту эпоху состояла из пяти полков, однако, считает полк во главе с Дмитрием Ольгердовичем не частью полка правой руки, а шестым полком, частным резервом в тылу большого полка.

Русские летописи приводят следующие данные о численности русской армии: «Летописная повесть о Куликовской битве» - 100 тыс. воинов Московского княжества и 50-100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника - 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись - 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тыс. белозёрцев, 7 тыс. или 30 тыс. новгородцев, 7 тыс. или 70 тыс. литовцев, 40-70 тыс. в засадном полку). Однако следует учитывать, что цифры приводимые в средневековых источниках обычно крайне преувеличены. Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др.), подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним), останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50−60 тысяч воинов (это сходится с данными «первого русского историка» В. Н. Татищева о 60 тысячах), из них лишь 20−25 тысяч - войска непосредственно Московского княжества. Значительные силы пришли с территорий, контролировавшихся Великим княжеством Литовским, но в период 1374-1380 годов ставших союзниками Москвы (Брянск, Смоленск, Друцк, Дорогобуж, Новосиль, Таруса, Оболенск, предположительно Полоцк, Стародуб, Трубчевск).

Войско Мамая

Критическая ситуация, в которой оказался Мамай после битвы на реке Воже и наступления Тохтамыша из-за Волги к устью Дона, заставила Мамая использовать все возможности для сбора максимальных сил. Есть любопытное известие, будто советники Мамая говорили ему: «Орда твоя оскудела, сила твоя изнемогла; но у тебя много богатства, пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы ». Также в числе наёмников названы мусульмане и буртасы. По одной из версий, весь центр боевого порядка ордынцев на Куликовом поле составляла наёмная генуэзская пехота, конница стояла на флангах. Встречается информация о численности генуэзцев в 4 тыс. человек и о том, что за участие в походе Мамай расплатился с ними участком крымского побережья от Судака до Балаклавы.

По сообщению Московского летописного свода конца XV века, Мамай шел.

В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена (битва при Синих Водах 1362 году, Мамай наблюдал с холма за ходом Куликовской битвы с тремя тёмными князьями ), 4 тумена (поход войск Узбека в Галицию в 1340 году), 5 туменов (разгром Твери в 1328 году, битва на Воже в 1378 году). Мамай господствовал лишь в западной половине Орды, в битве на Воже и в Куликовской битве потерял почти всё своё войско, а в 1385 году для похода на Тавриз Тохтамыш со всей территории Золотой Орды собрал армию в 90 тысяч человек. «Сказание о Мамаевом побоище» называет цифру 800 тыс.человек.

Битва

Место битвы

Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Куликово поле находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы. При помощи методов палеогеографии учёные установили, что «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Принимая во внимание, что в описаниях битвы упоминается конница, учёные выделили безлесный участок близ слияния рек на правом берегу Непрядвы (?), который ограничен с одной стороны, реками Доном, Непрядвой и Смолкой, а с другой - оврагами и балками, вероятно, существовавшими уже в те времена. Экспедиция оценила размер участка боевых действий в «два километра при максимальной ширине восемьсот метров.» В соответствии с размерами локализованного участка пришлось скорректировать и гипотетическую численность участвующих в сражении войск. Была предложена концепция об участии в сражении конных соединений по 5-10 тысяч всадников с каждой стороны (такое количество, сохраняя способность маневрировать, могло бы разместиться на указанном участке). Таким образом, одно из переломных событий русской истории свелось к локальной стычке двух конных отрядов.

Долгое время одной из загадок являлось отсутствие захоронений павших на поле боя. Весной 2006 года археологическая экспедиция использовала георадар новой конструкции, который выявил «шесть объектов, расположенных с запада на восток с интервалом 100-120 м.» По версии учёных это и есть захоронения погибших. Отсутствие костных останков учёные объяснили тем, что «после битвы тела погибших закапывались на небольшую глубину», а «чернозём обладает повышенной химической активностью и под действием осадков практически полностью деструктурирует тела погибших, включая кости.» При этом полностью игнорируется возможность застревания в костях павших наконечников стрел и копий, а также наличия у погребённых нательных крестов, которые, при всей «агрессивности» почвы, не могли исчезнуть совершенно бесследно. Привлечённые к экспертизе сотрудники, занимающиеся судебно-медицинской идентификацией личности подтвердили наличие праха, но «не смогли установить, является ли прах в пробах останками человека или животного». Поскольку упомянутые объекты представляют собой несколько абсолютно прямых неглубоких траншей, параллельных друг другу и длиной до 600 метров, они с такой же вероятностью могут являться следами какого-либо агротехнического мероприятия, например, внесения в почву костной муки. Примеры исторических битв с известными захоронениями показывают устройство братских могил в виде одной или нескольких компактных ям.

Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки объясняют тем, что в средние века «эти вещи были безумно дорогими», поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Подобное объяснение появилось в научно-популярных публикациях в середине 1980-х годов, когда в течение нескольких полевых сезонов, начиная с юбилейного 1980 года, на каноническом месте не было сделано никаких находок, хотя бы косвенно связанных с великой битвой, и этому срочно требовалось правдоподобное объяснение.

В начале 2000-х годов схема Куликовской битвы, впервые составленная и опубликованная Афремовым в середине XIX века, и после этого кочующая 150 лет из учебника в учебник без какой-либо научной критики, была уже кардинально перерисована. Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7-10 вёрст была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров. Использование для сплошного обследования этой площади современных электронных металлодетекторов позволило за каждый полевой сезон собирать представительные коллекции из сотен и тысяч бесформенных металлических обломков и осколков. В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни; панцирные пластины (1 штука, аналогов не имеет), которые крепились на основе из кожаного ремешка.

Подготовка к битве

Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах стали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Считается, что засадный полк стоял в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе засадного полка с правой руки. О делении на полки по родам войск неизвестно.

Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. Тогда же, вечером, татарские передовые части, тесня русских разведчиков Семёна Малика, увидели русские построившиеся войска. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции.

Русское знамя

«Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что русские войска шли в бой под чёрным знаменем с изображением образа Иисуса Христа. Существует также мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошёл до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка, и цвет знамени был красным. То есть в изначальном тексте сказания могли быть такие слова:

  • чермный - багровый, тёмнокрасный, мутно-красный (Воды чермны, яко кровь )
  • червный/червоный - красный, алый, ярко-красный
  • червлёный - багряный, багровый, ярко-малиновый

Ход битвы

Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей.

В 12 часов показались на Куликовом поле и монголы. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Телебея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до русских войск, в то время как Челубей оказался выбитым из седла (возможно, этот эпизод, описанный только в «Сказании о Мамаевом побоище», является легендой). Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников - Туляк). Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.

«Сила велика татарская борзо с шоломяни грядуще и ту пакы, не поступающе, сташа, ибо несть места, где им разступитися; и тако сташа, копиа закладше, стена у стены, каждо их на плещи предних своих имуще, предние краче, а задние должае. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им». Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. «Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…». В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых». «На правой стране князь Андрей Ольгердович не единою татар нападши и многих избил, но не смеяша вдаль гнатися, видя большой полк недвижусчийся и яко вся сила татарская паде на средину и лежи, хотяху разорвати». Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка, русское воинство было оттеснено к реке, русские боевые порядки окончательно перемешались. Лишь на правом фланге атаки монголов не увенчались успехом, т.к. там монгольским воинам приходилось взбираться на крутой холм.

Владимир Андреевич, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы монголов стал решающим. Монгольская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.

Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Перегруппировать татарские силы, продолжить бой или хотя бы прикрыть отступление было некому. Поэтому всё татарское войско побежало.

Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии.

Потери

Летописцы сильно преувеличивают число погибших ордынцев, доводя их до 800 тыс. (что соответствует оценке всего войска Мамая) и даже до 1,5 млн человек. «Задонщина» говорит о бегстве Мамая сам-девять в Крым, то есть о гибели 8/9 всего войска в битве.

Ордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии (лучшие, старшие) сохранились». Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых (служилых) людей». Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели около 500 бояр (40 московских, 40-50 серпуховских, 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 50 нижегородских, 40 муромских, 30-34 ростовских, 20-23 дмитровских, 60-70 можайских, 30-60 звенигородских, 15 углицких, 20 галицких, 13-30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских), «а молодым людям (младшим дружинникам) и счёта нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 (40) тысяч». Также погибло несколько десятков князей. Среди погибших упоминаются Семён Михайлович и Дмитрий Монастырёв, о гибели которых известно также соответственно в битве на р. Пьяне в 1377 году и битве на р. Воже в 1378 году.

После битвы

Когда обозы, в которых повезли домой и многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых, а некоторые рязанцы в отсутствие своего князя грабили обозы, возвращающиеся в Москву через Рязанскую землю.

В 1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, и обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы пленных.

Последствия

В результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. В полосу затяжного кризиса вступил другой внешнеполитический противник Московского великого княжества - Великое княжество Литовское. «Победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путем и к их освобождению от чужеземного господства»

Для самой Орды поражение Мамаевого войска способствовало её консолидации «под властью единого правителя хана Тохтамыша». Мамай спешно собрал в Крыму остаток сил, собираясь снова изгоном идти на Русь, но был разбит Тохтамышем. После Куликовской битвы Орда много раз совершала набеги (Крымская Орда и при Иване Грозном сожгла Москву в 1571 году), но не решалась на битву с русскими в открытом поле. В частности, Москва была сожжена ордынцами спустя два года после битвы и была вынуждена возобновить выплату дани.

Память

С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу , «пока стоит Россия».

Народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским , а Владимира Донским или Храбрым (по другой версии, великий московский князь Дмитрий Иванович получил почётное наименование Донской лишь при Иване Грозном).

В 1850 году на том месте, которое считалось Куликовым полем, по инициативе первого исследователя великой битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева, был поставлен и торжественно открыт памятник-колонна, изготовленный на заводе Ч. Берда по проекту А. П. Брюллова. В 1880 торжественно отпразднован на самом поле, у с. Монастырщины, день 500-летней годовщины битвы.

Русская православная церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября, так как 21 сентября по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября по используемому РПЦ юлианскому календарю.

В XIV веке григорианский календарь ещё не был введён (он появился в 1584 г.), поэтому события до 1584 г. на новый стиль не переводят. Однако Русская Православная Церковь отмечает годовщину битвы именно 21 сентября, потому как в этот день празднуется Рождество Пресвятой Богородицы - по старому стилю именно 8 сентября (день битвы в XIV веке по Юлианскому календарю).

В художественной литературе

  • «Задонщина».
  • Михаил Рапов. Зори над Русью. Исторический роман. - М.: АСТ, Астрель, 2002. - 608 с. - (Русские полководцы). - 6000 экз. - ISBN 5-17-014780-5
  • Сергей Бородин. «Дмитрий Донской». Исторический роман (1940).
  • Дмитрий Балашов. «Святая Русь». том 1: «Степной пролог ».

В популярной культуре

  • К шестисотлетию Куликовской битвы (1980 год) в СССР вышел рисованный мультфильм «Лебеди Непрядвы», повествующий о событиях того времени.
  • Куликовской битве посвящен рекламный ролик «Дмитрий Донской» из серии Всемирная история, Банк Империал.
  • Дворовая русская песня "Князь Московский" (вероятно, 60-е годы XX в., содержит элементы обсценной лексики) представляет собой грубый шарж на каноническое ("школьное") описание хода Куликовской битвы.

Источники

Сведения о Куликовской битве содержатся в четырех основных древнерусских письменных источниках. Это «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Последние два содержат значительное число литературных подробностей сомнительной достоверности. Сведения о Куликовской битве содержатся также в других летописных сводах, охватывающий этот период, а также в западноевропейских хрониках, добавляющих дополнительные интересные сведения о ходе битвы, не известные по русским источникам.

Кроме того, краткий рассказ о Куликовской битве вторичного происхождения содержит «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», а в «Житии Сергия Радонежского» содержится рассказ о встрече перед битвой Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и о посылке им на бой Пересвета и Осляби.

Краткие упоминания о Куликовской битве сохранились также у Орденских хронистов, современников события: Иоганна Посильге, его продолжателя Иоганна Линденблата и Дитмара Любекского, автора «Торуньских анналов». Вот выдержки из их произведений:

Иоганн Пошильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал свою хронику также на латыни с 60-70-х годов XIV века до 1406 года. Затем его продолжатель до 1419 года, Иоганн Линденблат, перевёл её на верхненемецкий:

Дитмар Любекский, монах-францисканец Торуньского монастыря, довёл свою хронику на латинском языке до 1395 года. Затем его продолжатель до 1400 года перевёл её на нижненемецкий:

Сведения их о Куликовской битве восходят, очевидно, к сообщению, привезённому из Руси ганзейскими купцами на съезд в Любеке в 1381 году. Оно в сильно искажённом виде сохранилось в сочинении немецкого историка конца XV века декана духовного капитула города Гамбурга Альберта Кранца «Вандалия»:

«В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение, в местности, называемом Флавассер. Согласно обычаю обоих народов, они сражались, не стоя друг против друга большим войском, а выбегая, чтобы метать друг в друга копья и убивать, а затем снова возвращаясь в свои ряды. Рассказывают, что в этом сражении погибло двести тысяч человек. Победители русские захватили немалую добычу в виде стад скота, посколько почти ничем другим татары не владеют. Но недолго русские радовались этой победе, потому что татары, призвав в союзники литовцев, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли и многих из русских, повергнув, убили. Это было в 1381 году от Рождества Христова. В это время в Любеке был съезд всех городов союза, называемого Ганзой».

Хорошо сохранились сведения о Куликовской битве и в двух булгарских источниках: своде волжско-булгарских летописей Бахши Имана «Джагфар Тарихы» («История Джагфара», 1681-1683 гг.) и своде карачаево-балкарских летописей Даиша Карачая аль-Булгари и Юсуфа аль-Булгари «Нариман тарихи» («История Наримана», 1391-1787 гг.). В «Джагфар тарихи» битва на Куликовом поле 1380 года называется «Мамай сугэшэ» (можно переводить и как «Мамаева битва» и как «Мамаева война»), а в своде «Нариман тарихи» - еще и «Саснак сугэшэ» («Саснакская битва»). «Саснак» по-булгарски значит «болотный кулик», что совпадает с русским «Куликовская битва».

По мнению историка Ф. Г.-Х. Нурутдинова, русские летописцы ошибочно определяют Куликово поле как место битвы у современной реки Непрядвы. Между тем, согласно сведениям «Нариман тарихи», основная часть Куликова поля располагалась между реками Саснак («Кулик») - современная река Сосна, и Кызыл Мича («Красивый Дубняк, или Дуб») - современные речки Красивая Меча или Нижний Дубяк. И только окраина «Саснак кыры» (то есть Куликова поля) немного заходила за эти реки. Так, в «Нариман тарихи» говорится:

Наиболее подробный рассказ о битве, совпадающий с текстами русских источников, находится в летописи Мохамедьяра Бу-Юргана «Бу-Юрган китабы» («Книга Бу-Юргана», 1551 год), вошедшей в летописный свод Бахши Имана «Джагфар тарихы» (1680-1683 годы).

История изучения

Основными источниками сведений о битве являются три произведения: «Летописная повесть о побоище на Дону», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Последние два содержат значительное число литературных подробностей сомнительной достоверности. Сведения о Куликовской битве содержатся также в других летописных сводах, охватывающий этот период, а также в западноевропейских хрониках, добавляющих дополнительные интересные сведения о ходе битвы, не известные по русским источникам.

Наиболее полным летописным документом, повествующем о событиях сентября 1380 года является «Сказание о Мамаевом побоище», известное из более чем сотни сохранившихся списков. Это единственный документ, в котором говорится о численности войска Мамая (хоть и неправдоподобно большой).

Первым исследователем Куликова поля стал Степан Дмитриевич Нечаев (1792-1860). Коллекция сделанных им находок легла в основу Музея Куликовской битвы.

Историческая оценка

Историческая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. В целом, можно выделить следующие основные точки зрения:

  • С традиционной точки зрения Куликовская битва является первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.
  • Сторонники православного подхода, вслед за основными источниками по истории Куликовской битвы, видят в битве противостояние христианской Руси степным иноверцам.
  • Российский историк Соловьёв С. М. считал, что Куликовская битва, остановившая очередное нашествие из Азии, имела то же значение для Восточной Европы, которое имели битва на Каталаунских полях 451 года и битва при Пуатье 732 года для Западной Европы.
  • Сторонники критического подхода считают, что реальное значение Куликовской битвы сильно преувеличено поздними московскими книжниками и рассматривают битву как внутригосударственный конфликт в Орде (стычка вассала с незаконным узурпатором), не связанный напрямую с борьбой за независимость.
  • Евразийский подход последователей Л. Н. Гумилёва видит в Мамае (в войске которого сражались крымские генуэзцы) представителя торговых и политических интересов враждебной Европы; московские же войска объективно выступили на защиту законного властителя Золотой Орды Тохтамыша.

Всем бодрое время суток!

Куликовская битва кратко — это важнейшее историческое событие, которое составило очередную веху в деле освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Особых трудностей при изучении этого события не должно быть: надо знать предпосылки, основные имена с русской и татарской стороны, также надо представлять себе карту битвы и географически, где она была. В этой статье мы кратко и понятно разберем самое важное в этом сражении. А где найти видеоурок по этой теме я скажу в конце этой статьи.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Иванович Авилов, 1943 год.

Предпосылки и причины

С точки зрения разных историков, Куликовская битва стала своего рода апогеем противостояния Руси и Золотой Орды. Дело было даже не в дани. Так, согласно новейшим исследованиям дань была не такой уж и тяжелой. Дело было в том, что орда своей политикой ярлыков препятствовала единению русских земель. Так, например, когда в 1371 году князь Дмитрий Иванович поехал в Орду за подтверждением своего ярлыка, то приехал он угрюмый, потому как татары еще больше наложили дани.

Князь Дмитрий Иванович (Донской). Годы правления: 1359 — 1389.

В результате, когда у князя родился второй сын Юрий, на собрании по этому случаю, в 1374 году было принято решение о разрыве отношений с ханами. Одновременно Московское княжество стало готовиться к бою. Плюс ситуации был еще в том, что Орде началась «великая замятня» — длительная междоусобная война между претендентами на власть.

Подготовка сторон

Для того, чтобы противостоять Орде более 30 русских княжеств отправили своих воинов в войско Дмитрия Ивановича. Практически каждый мужчина, который был способен держать оружие — пришли в его войско. Мамай тоже готовился. Он заключил союзы с князем литовским Ягайло, который был заинтересован в расширении торговли с Ордой. Кроме того, промамаевскую сторону занимал рязанский князь Олег. Правда Олег был хитер: он выражал подобострастие и хану, и сообщал в Москву о телодвижениях Мамая.

Кроме союзов, Мамай включил в свою армию крымских татар, и наемников с Северного Кавказа. Также ходят упорные слухи, будто был он нанял в Генуе тяжелую генуэзскую конницу.

Начало противостояния

С 1374 года татары стали нападать на нижегородские земли и на южное порубежье. С 1376 года Дмитрий ходил на южнее Оки и далее в степь с разведкой. Таким образом, русский князь не ждал агрессии, а сам ее проявлял.

В 1377 году Мамай послал против Москвы своего хана Арапшаха. Дмитрий Иванович был далеко от войска. И оно расслабилось — возможно, напилось пива. В результате нежданно подкравшийся противник нанес сокрушительное поражение русским войскам.

Хан Мамай. Годы правления 1361 — 1380.

Но в 1378 году состоялась первая победа русского войска во главе с московским князем над регулярной монгольской ратью — на реке Воже. Русские ударили внезапно, чем и был обеспечен успех. После этого события стороны стали готовиться к решающей битве.

Битва на Куликовом поле

В тестах и экзаменационных работах очень любят спрашивать, на какой реке была Куликовская битва. Многие отвечают, что на Куликовом поле, несмотря на то, что спрашивают про реку. Более внимательные отвечают, что на реке Дон. А самые умные — что река была Непрядва — приток реки Дона.

Итак Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Чтобы себе отрезать путь к отступлению (такие русские камикадзе!) войско форсировало реку Непрядву. Также это было сделано на тот случай, если внезапно подкрадется войско предателя рязанского князя Олега, или литовцы пожелают ударить в тыл. А по реке переплыть им будет сложнее.

Рано утром, в 4 часа или в 6 часов началась Куликовская битва. Вот карта-схема:

Из нее видно, что русские войска были построены в традиционном порядке: по центру Большой полк, по флангам — полки правой и левой руки. Также Дмитрий Иванович пошел на хитрость и устроил еще дополнительный засадный или запасный полк, которым командовал Дмитрий Боброк-Волынский и Владимир Андреевич Серпуховской. Также при русском войске был духовник князя Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря.

Есть красивая легенда, согласно которой битва началась с поединка богатырей. С русской стороны был выставлен помощник князя Александр Пересвет, а татарской — правая рука Мамая — богатырь Челубей. Пересвет понимал, что ему не остаться в живых, но врага нельзя оставлять живым. Поэтому он снял с себя доспехи, и когда копье Челубея (которое было длиннее), проткнуло его, он не вылетел из седла, а ударил своим врага, который тоже пал замертво.

Событие это описано в «Сказании о Мамевом побоище». Кроме Пересвета в битве прославился Андрея Ослябя. Оба эти богатыря были также иноками, что наталкивает меня на размышления: а не было ли какого-то богатырского, или рыцарского монашеского ордена на Руси. Как вы считаете? Пишите в комментариях!

Татары же атаковали «в лоб». Они хотели смять один из полков, и ударить русским войскам во фланг и тыл. И им это почти удалось: через 4 часа сечи полк левой руки стал пятиться к Непрядве, он был почти разбит, как из леса вышел запасный полк и ударил татарам во фланг и тыл. На самом поле врагу казалось, что мертвые русские встали и пошли на вторую атаку! Ну представьте, вы разбили врага, позади только мертвые, и тут опять же с тыла на вас снова идут русские! Что не по себе стало? А какого было монголо-татарам?

В общем, враг не выдержал и побежал. Куликовская битва завершилась полной победой русского оружия.

Итоги

Многие думают, что с этого времени, с победы на Куликовом поле закончилось . Но на самом деле эта важнейшая победа — лишь важная веха в историческом процессе борьбы Руси против него. Через два года Тохтамыш сожжет Москву и дань все равно придется платить. Однако русские княжества сплотились перед общим врагом. Московский князь стал играть роль инициатора этой нужной борьбы и стал первым среди равных — других русских князей.

Также значение было в том, что русские поняли, что враг не так уж и непобедим, что его можно бить русским мечом!

В заключение хочу сказать, что эта тема — лишь капля в море Истории, которое надо изучить. Легче и эффективнее это сделать с помощью видеоуроков. Так что рекомендую вам мой . Видеокурс содержит 63 видеоурока, которые охватывают весь курс истории, включая темы по Всемирной истории. В нем также есть мои рекомендации решения тестов и все материалы (мои авторские), необходимые для подготовки к ЕГЭ на высокие баллы.

С уважением, Андрей Пучков

21 сентября в России отмечают День воинской славы России - победу русских полков в Куликовской битве 1380 года.

На Куликовом поле русские войска сражались с кем угодно, только не с татарами.

Школьные учебники, написанные не по историческим материалам, а по идеологическим установкам, давно следует выбросить на свалку — так считает доктор исторических наук, почетный профессор пражского и барселонского университетов, Андрей Гончаров. Автор множества монографий по истории средневековой Руси, в канун годовщины Куликовской битвы рассказал, с кем на самом деле сражался Дмитрий ДОНСКОЙ.

Андрей Павлович, в эти дни вся Россия отмечает очередную годовщину победы русских войск на Куликовом поле над Золотой ордой, начавшей освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Вокруг этой темы сейчас намешано много спекуляций, непонятной шумихи, вплоть до того что празднование юбилея может вызвать раскол между русскими и татарами, православными и мусульманами.

Ну, прежде всего нужно уяснить кто сошелся в междуречьи Дона и Непрядве 21 сентября 1380 года. Начнем с того, что никакого столкновения с Золотой Ордой не было по определению. Мамай, наоборот, всеми силами пытался как раз завоевать Золотую Орду.

Несколько раз ему даже удавалось захватывать ордынскую столицу, но как только появлялись законные правители потомки правящего рода Чингиз-хана, его выкидывали. Короче говоря, Мамай был обыкновенным мятежником и бунтовщиком. Это прекрасно понимал и великий князь Дмитрий Иванович. Мало того, бунтовщик Мамай требовал от Московского князя платить дань. Именно ему, а никак не в Орду, законному правителю хану Тохтамышу. На поле Куликовом русские отстояли свое право платить дань Золотой Орде и платили ее еще почти сто лет.

Получается, что и Дмитрий Донской, и ордынский хан Тохтамыш воевали вместе против общего врага. Врага единого монголо-татарско-русского государства, где, президентом, как сказали бы сейчас, был золотоордынский хан, а одним из его вассалов был великий князь московский.

Это подчинение было довольно свободным. Да, русские князья получали «ярлык» на княжение от ханов, платили дань, но в остальном вели довольно независимую политику. В религиозные дела татары не вмешивались, мало того, защищали по мере возможности русскую церковь.

Как пишет известный историк М. Полубояринова, с 1267 года ханы Золотой Орды предоставляли русской церкви специальные охранные грамоты, согласно которым за оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. Да и размер дани, платившейся в Орду, во многих современных источниках сильно преувеличен.

Согласно исследованиям С. Каштанова «Финансы Древней Руси», в XIV веке Русь платила татарам примерно 5000 рублей в год. Это, конечно, громадная сумма. На рубль можно было купить около ста пудов хлеба. Но если разложить это на более чем пятимиллионное население Руси, то подушная подать равнялась примерно цене 1,6 килограмма хлеба в год. Не так уж и много. Тем более, что все это уходило в основном на содержания войска, оборонявшее Русь и, соответственно, Орду от многочисленных недругов, особенно со стороны Литвы и Польши.

Тысячи стойких и бесстрашных татарских бойцов не раз призывались на помощь и Александру Невскому, и Дмитрию Донскому, и всем другим правителям допетровских времен в борьбе против включения Руси в европейскую цивилизацию.
Лишь в XVIII веке Петр I твердо приказал всем русским у Европы культуру перенимать, но особого энтузиазма населения это приказание не вызвало. Россия и сейчас стойко сохраняет свой особый азиатский путь развития, более противостоя Европе, чем в нее включаясь. На протяжении многих веков обособление обеспечивало запрограммированное техническое отставание (сейчас даже от еще недавно слаборазвитых стран Азии, Африки и Южной Америки) и вечную необходимость догонять уходящий вперед мир.
В середине XX века непомерным для народа напряжением, жестко принужденным коммунистами, стране удалось в техническом и научном отношении вплотную приблизиться к развитым странам, что в итоге вызвало надлом сил и распад. В конце XX века страна превратилась в заполоненный колдунами, ясновидцами и бесстыдными ворами сырьевой придаток мировой цивилизации. В разных отделившихся осколках, на азиатский средневековый манер, вновь установилась пожизненная, а то и наследственная верховная власть.

Но если получается, что с Золотой Ордой мы не воевали, отношения у нас были более-менее нормальные, состояли в одном государстве, то все-таки с кем сразился Дмитрий Донской на Куликовом поле?

Вот тут-то начинается самое интересное. Мы немножко отвлеклись от самого Мамая и его войска. После безуспешных попыток захватить власть в Золотой Орде, он отправился в Крым, где и создал новое войско. Ему помогли богатейшие генуэзские купцы, контролирующие всю черноморскую торговлю, в том числе и работорговлю, и усердно насаждавшие католицизм.

Их крепости, охранявшиеся отлично вооруженными отрядами, сохранились и по сей день. Уже в 1333 году папа Иоанн XXII сообщает о том, что создана митрополия с центром в Воспоро (Керчь). Папский престол поддерживал все возможные агрессий против Руси на всей протяженности от Скандинавии до Черного моря. Кстати об этом свидетельствует многочисленные буллы папы Климента VI, о даровании отпущения всех грехов за войну против русских, как против неверных, можно понять, что именно католическая европейская экспансия руками Мамая надвигалась на Русь.

На рисунке Куликовской битвы, сделанном современником, отчетливо видно, что войска Дмитрия Донского сражаются с наемниками из европейских держав, принадлежность к которым символизируют изображенные над вражеским войском европейские короны.

Итак, на деньги хазар и венецианских работорговцев было создано войско Мамая. Помимо собственно татар, как указывает русский историк В. Неиволодов, пришедших в Крым с Мамаем, в его армии были половцы, кстати, предки современных так называемые крымских татар, которые имеют довольно слабенькие отношения к настоящим поволжским татарам. В основном это потомки половцев и турок.

Далее под знаменами Мамая были черкесы, бессермены (азербайджанцы или турки), ясы (осетины), кавказские жиды (горские евреи), армяне и, конечно, генуэзская пехота. Так что говорить о противостоянии ислама и православия в Куликовской битве странно.

А интересно откуда там взялись армяне? Армения далеко, тысячи полторы километров, да и потом прмянская церковь является сестринской, близкой по духу к православию.

Очень просто. После очередного гонения со стороны турок на исторической родине, часть армян осела в Крыму. И вот часть армян из торговой верхушки, тесно связанная с хазарским капиталом, иногда насильно иногда по коммерческой выгоде, еще в 1318 году признала верховенство папы римского. Другие же армяне, не желая предавать веру отцов, уходили в другие части Крыма, где позже в 1358 году основали знаменитый монастырь Сурб-Хач (Святой Крест).

Да, кстати, некоторые наши современники уничижительно называют современных армян «хачиками». На самом деле, ничего обидного в этом нет. «Хач» по армянски «крест», так что «хачики» - это люди с крестом, христиане.

Так вот, из армянских вероотступников, поддавшихся на папские посулы, и была создана часть мамаева войска. Можно понять, что такое разноплеменное войско могло быть объединено только одним - деньгами.

И это, и определяющую роль итальянцев в нашествии, прекрасно понимали на Руси. Маленький факт. Перед битвой великий князь Дмитрий Иванович включил в состав войска «сурожан». То есть русских купцов, торговавших с Генуей, знающих обычаи и язык итальянцев.

Вот и весьма уважаемый крымский историк П. Надинский, автор «Очерков по истории Крыма» писал: «И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей, а может быть прямых организаторов похода незадачливого татарского полководца Мамая на Москву».

Так что же получается, нашествие Мамая на Русь это еще одно звено в бесконечной цепи попыток Запада покорить Русь?

Совершенно верно - все это желание приручить Россию, навязать нам «неразумным» свою веру, свой европейский миропорядок и путь цивилизационного развития, исконно чуждые россиянам.

Позднее монгольские кланы, которые осели в Средней Азии, приняли ислам поголовно и ассимиллировались с тюрками; бордыгины и внутренняя Монголия приняли буддизм; а аристократия и войско Белой и Голубой Орды достойно перешли в православие.

Историк Гумилев навскидку приводит такой список русских фамилий ордынского происхождения:
Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков, Державин, Епанчин, Еромолаев, Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов, Кутузов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Суворов, Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев, Уваров, Урусов, Ушаков, Хомяков, Чаадаев, Шаховской, Шереметев, Шишков, Юсупов…

Понятно, что Гумилев называет фамилии известные, которые на слуху. Но, с другой стороны, закономерно: ведь это всё фамилии дворянские. И выходцы из Орды как раз и становились служивым сословием, русским дворянством, а все коренное русское население - их крепостными рабами.

Еще не прошло и полутора сотен лет, как по Манифесту царя от 19 февраля 1861 года, изданному под жестким давлением просвещенной Европы, в России отменили рабство собственного народа и запретили торговать русскими людьми на невольничьих рынках.
Потому не надо сейчас предъявлять русскому народу особо повышенные требования в развитии демократии. Он еще не встал на ноги после тяжкого тысячелетнего рабства у всех пришлых на Русь бандитов, начиная с Рюрика. И после отмены рабства, уже в ХХ веке, каждый российский правитель куда хотел, туда и водил привыкший безропотно подчиняться русский народ, как телка на веревочке.
Рабовладение на Руси всемерно поддерживалось Русской православной Церковью, тоже имевшей своих многочисленных русских рабов-христиан, что христианскому учению грубейшим образом противоречит. Сейчас РПЦ пытается позиционировать себя как хранителя высокой морали, хотя во всем христианском мире за свои тяжкие многочисленные прегрешения стала Церковью-изгоем. Но, чем больше грехов, тем больше гордыни, самопрославления, неуемной жажды стяжания земных благ и нынешнего желания вновь войти во власть.

Вообще же словарь русских фамилий тюркского происхождения, составленный филологом и историком Николаем Александровичем Баскаковым — большая книга. Тот, кто просмотрит её от корки до корки, поневоле задумается. От постоянного противостояния угнетаемых и угнетенных, завоевателей и завоеванных, одним словом, от ига — такого не бывает…

Историк Афанасьев мог обратить внимание и на само слово «иго». Русские в XIII-XV веках не подозревали, что они живут «под игом». Хотя бы потому, что не знали такого слова. «Иго» — слово латинское, из времен Римской империи. А в Россию оно попало лишь в самом конце XVII-начале XVIII века. И, как видим, утвердилось в научном обороте, вошло в учебники истории, а через них — в народный обиход. Более того — в народное сознание.

И этому есть объяснение. Во-первых, почву подготовила церковь. Католицизм ей уже был неопасен, и церкви, как и любому идеологическому институту, для упрочения своей власти необходим внешний враг. А затем — реформы Петра, его решительный поворот к Западу. Что и породило жестокий комплекс европейской неполноценности.

Общество, пытаясь «соответствовать» новым веяниям, лихорадочно открещивалось от всего «азиатского». И потому подброшенное словечко «иго» стало радостной находкой. «Иго» разом объясняло и оправдывало «отсталость» перед Европой. И никто не задумался и до сих пор не задумывается над тем, что зависимость от Орды закончилась уже в XV веке. Что же мешало за прошедшие столетия преодолеть «отсталость»?

Теория «ига» как нельзя кстати пришлась и коммунистической исторической науке. Здесь ведь главное было — «бороться с врагами», «кругом одни враги» и т.д. И это еще раз доказывает правоту рассуждений Афанасьева о «манипулируемом сознании и преподаваемом знании».

Если уж что-то вдолбили в школе про «иго», то потом вытравить это невозможно. Даже такому образованному и самостоятельно мыслящему человеку, как Юрий Афанасьев… Не случайно же в 1985 году Ю.Афанасьев писал в журнале «Коммунист», что теории «симбиоза Орды и Руси» отличаются «внеклассовым подходом» и находятся в «прямом противоречии с марксистско-ленинскими критериями». А в 1985 году обвинение в «немарксизме» было еще чревато большими неприятностями…

В спорах вокруг Александра Невского и Дмитрия Донского сошлись два навязанных и навязываемых обществу мифа. И оба построены на неверных посылах, скажем так.

«Патриоты-славянофилы» возвеличивают Александра Невского и Дмитрия Донского как государственных деятелей, но при этом лгут, что они боролись с Ордой.

А «либералы-западники» низвергают великих князей с пьедестала как раз за то, что они пошли на союз с Ордой.

Ни так называемые «западники», ни так называемые «патриоты-славянофилы» ни за что не хотят признать очевидное — Александр и Дмитрий потому и великие, что пошли на союз с Ордой и благодаря этому сохранили, упрочили и возвеличили Русь.

А в заключение, чтобы несколько разрядить обстановку — курьёз, анекдотический случай, поучительный факт из истории… — называйте как угодно. Кстати, о Мамае.

Вроде бы, с ним всё ясно: никакой не хан, тем более — не хан Золотой Орды, а интриган, узурпатор и так далее. Но его след в русской истории на этом не стирается. Потому что Мамаевичи породнились с Рюриковичами! После Куликовской битвы потомки Мамая служили Литве. Одного из них, кстати, также по имени Мамай, великий князь Витовт пожаловал городом Глинск и княжеским титулом. Так возник могучий клан князей Глинских. Потом знатные литовские князья Глинские ушли на Русь и стали русскими князьями Глинскими.

Елена Глинская вышла замуж за великого Московского князя Василия III и стала матерью княжича Ивана, известного как первый русский царь Иван Грозный.
Вот такой генетический подарочек Руси сразу и от Мамая, и от Дмитрия Донского!