Как выглядит запуск ракеты. SpaceX запустила самую мощную ракету в мире

Компания Илона Маска SpaceX запустила с космодрома Космического центра имени Кеннеди во Флориде самую мощную ракету в мире – Falcon Heavy. Прямая трансляция пуска велась на сайте компании.

После пуска обе боковые первые ступени Falcon Heavy успешно приземлились на назначенных площадках, сообщил Twitter SpaceX. Повторное включение двигателей второй ступени прошло успешно, ступень с полезной нагрузкой выведена на околоземную орбиту с апогеем 7 000 км. Утром 7 февраля по московскому времени должно произойти последнее включение двигательной установки, которое выведет полезную нагрузку на околосолнечную орбиту.

Наблюдатели отмечают, что SpaceX не сообщала о посадке центрального блока первой ступени, однако уже безусловно можно говорить об успешном испытании новой сверхтяжелой ракеты и открытии новой главы в частной космонавтике. Илон Маск говорил, что цену пуска Falcon Heavy в перспективе можно будет снизить до $90 млн.

Что запустили?

Как и положено при испытательных пусках, настоящего груза на ракете не было, пишет BBC: вместо этого Маск решил отправить в космос свой вишневый родстер Tesla с манекеном космонавта, которого назвали Starman. Как сообщил Маск в своем Twitter, аудиосистема автомобиля будет играть хит Дэвида Боуи «Жизнь на Марсе». В это время родстер будет выходить на эллиптическую орбиту вокруг Солнца, апогей которой достигнет орбиты Марса.

«[Родстер] будет находиться на расстоянии около 400 млн км от Земли и двигаться со скоростью 11 км/секунду, – рассказал основатель SpaceX и Tesla на брифинге в понедельник. – Мы ожидаем, что он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, а может, и больше миллиарда лет». По словам Маска, автомобиль будет оснащен тремя камерами, которые обеспечат «эпические виды».

Всё начинается с чартерного рейса, заполненного по большей части американскими родственниками космонавтов и специалистами и чиновниками из NASA, громкими и постоянно смеющимися, как и все американцы. Российские специалисты уже на месте и работают или добираются другими рейсами. В хвосте самолёта пресса, операторы с разных каналов, журналисты информагентств, не вылезающие из своих планшетов и телефонов, работники пресс-службы Роскосмоса, организовывающие поездку.

Три часа полёта - и белое снежное покрывало Подмосковья сменяется всеми оттенками охры. Снег сошёл, а трава ещё не выросла, и сверху видно только огромное жёлто-красно-коричневое покрывало. Ещё немного - и самолёт приземляется в аэропорту Крайний, маленьком, зато находящемся практически вплотную с Байконуром. Поддержкой и обеспечением аэропорта занимается центр эксплуатации наземных объектов инфраструктуры (ЦЭНКИ), а таможенники на паспортном контроле казахские. Немного ожидания, и мы на Байконуре - одном из самых известных космических городов в мире.

Вывоз ракеты

Полпятого утра следующего дня - автобус с прессой едет на космодром. Добираться не очень долго, всего сорок-пятьдесят минут по прямой, как стрела, асфальтированной дороге, словно разрезающей степь напополам. Несколько КПП, где нас сверяют со списками и пересчитывают по головам. Стоит отметить, что к безопасности на Байконуре относятся очень серьёзно, и это поражает, когда понимаешь огромный размер относящейся к космодрому территории. Неважно, где вы и что делаете, рядом с вами всегда находится несколько безопасников космодрома, а в узловых местах то тут, то там видишь уже вполне серьёзное полицейское подкрепление.

Темно. Температура около ноля, но поднимающийся ветерок заставляет ёжиться даже самых тепло одетых. Мы ждём, смотря на огромное здание МИК (монтажно-испытательного комплекса), где в настоящее время идёт подготовка к вывозу ракеты-носителя "Союз-ФГ", той, что доставит 55-й экипаж МКС к месту работы. Вообще, ожидание - это самая большая часть любого пресс-тура. На Байконуре это чувствуется особенно сильно.

Выезд всегда заранее, чтобы не пропустить ничего важного, время на подготовку для телевизионщиков, время на подготовку мероприятия. Всё это сливается в спокойные и медитативные часы ожидания, разбавляемые спорами журналистов о космонавтике. Тут вообще практически нет случайных людей, а потому практически каждый первый с ходу готов выступить на тему "Успехи и проблемы современной космонавтики" с кучей цифр, фактов и выводов. Тут все болеют космосом.

Ещё очень важно приехать к месту работы пораньше, чтобы успеть занять правильное место. К моменту открытия ворот МИК возле специально ограждённой территории уже больше сотни человек - журналисты, родственники и знакомые космонавтов, туристы, работники NASA и Роскосмоса, тоже жаждущие увидеть это чудо - выезд ракеты.

Подходит тепловоз, заезжает в цех и потихоньку вывозит огромную, просто поражающую воображение ракету. Несколько минут для начала термостатирования - некоторые узлы ракеты должны всё время находиться при определённой температуре, поэтому их подключают к специальному вагону обеспечения. И медленно, метр за метром ракета выплывает из здания.

Переезд

Поездка ракеты до стартовой площадки занимает несколько часов. Невысокая скорость следования, дважды приходится разворачиваться на специальных тупиках. Следующая точка съёмки - переезд в степи. Опять холодно, но уже не темно. В байконурской степи занимается оранжево-красный рассвет. Спустя полтора часа мы наконец видим ракету, медленно ползущую по рельсам неподалёку от стенда динамических испытаний для советской сверхтяжёлой ракеты-носителя "Энергия".

Сразу становятся понятны циклопические размеры этого здания - его высота более ста метров. В настоящее время оно, а также находящиеся рядом объекты - стартовая площадка "Энергии" и ракеты Н-1 - не используются, эти проекты закрыты. Медленно разрушающиеся здания так и останутся памятниками советским свершениям и возможностям.

Когда тепловоз с ракетой проходит мимо нас по переезду, становится слышно, как "поёт" ракета - она гудит и погромыхивает пустыми баками для топлива и окислителя. Весь путь ракету сопровождают полицейские с собаками.

Вертикализация

А вот и стартовая площадка, это Гагаринский старт, откуда будет совершаться уже 513-й запуск, согласно звёздочкам, нанесённым на обслуживающую конструкцию. Звёздочек, правда, можно насчитать на 511 запусков, но нам объясняют, что просто не успели дорисовать.

Вертикализация ракеты похожа на медленный балет. Специальное устройство переводит ракету в вертикальное положение, где её нежно и практически бесшумно подхватывают силовые балки. Всё, с этого момента ракета висит, словно в колыбели, в специальном устройстве. Она держится только за счёт собственного веса, в момент старта, когда она начнёт движение вперёд, силовые балки сами отпустят её, раскрывшись, словно лепестки тюльпана.

Ещё полчаса спустя возле ракеты, как две ладони, смыкаются технологические фермы, необходимые для завершения подготовки. Теперь работа за десятками специалистов, всё время до старта занимающихся подготовкой носителя к запуску.

Кстати, основного экипажа ракеты на этом мероприятии не бывает. Они уже видели свой будущий транспорт несколько дней назад в МИКе, а затем увидят его вторично только за пару часов перед стартом. Так заведено.

На следующий день мы едем на освящение ракеты. Тут уже нет туристов. Только представители руководства космодрома и священнослужители, проводящие обряд. Это вызывает смешанные чувства, сложно сказать, насколько это нужно и важно. С другой стороны, обряд освящения ракетной техники перед стартом проводится уже несколько лет, и если от этого становится легче и спокойнее такому большому количеству людей, то что ж в этом плохого. Выглядит действо действительно красиво.

Пресс-конференция

На третий день основное событие - пресс-конференция космонавтов перед стартом. Народу много, почти всё руководство, жёны, дети и родственники космонавтов. Помещение небольшое, всё свободное пространство заставлено камерами. Космонавты - основной и дублирующий экипаж - появляются за стеклянной перегородкой. Это из-за карантина. Дело в том, что последние две недели космонавты находятся в строжайшем карантине, чтобы не заболеть перед самым отлётом.

Члены экипажа будущей миссии МКС 55/56 - Олег Артемьев, Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд - отвечают на вопросы прессы, рассказывают о запланированных экспериментах и выходах в космос, много шутят.

Журналисты информационных агентств ищут ближайший интернет, с ходу договариваясь о времени эмбарго, начиная с которого можно будет публиковать эти новости, чтобы все оказались в равных условиях.

Тем временем на Байконур приходит внезапная весна. Солнце сияет изо всех сил, воздух прогревается до 16 градусов. Выдернутые из московской и питерской зимы журналисты после конференции стоят и ловят эти моменты тепла и спокойствия. Завтра будет работа на вылете и станет не до этого.

День вылета

Всё расписано до минут. Сначала встреча космонавтов, когда они садятся в автобус. К слову, автобусов два, и старенького пазика, знакомого всем по кино, среди них нет. Космонавты выходят под звуки "И снится нам не рокот космодрома", зрители приветствуют, воздух заполняется радостными криками вперемешку со стрекотанием зеркальных фотоаппаратов, выдающих одну серию за другой.

Толпа родственников и американцев такая большая, что видны в основном спины и поднятые с телефонами руки, все стараются снять этот момент, запечатлеть его. Автобусы уезжают, а космонавты стоят у окон в полный рост и улыбаются всем и каждому.

Затем пресса быстро прыгает в автобус, и мы едем на Байконур следом за экипажем. Чувствуется усиленная охрана - вдоль всей дороги, на каждом небольшом перекрёстке стоит экипаж с полицейскими. Возле здания "Энергии" останавливаемся, начинается очередная проверка с металлоискателями. Ещё немного - и вот мы уже в том самом дворе, куда космонавты выйдут на доклад главному конструктору и председателю комиссии. Там уже всё готово для этого, расчерчена дорожка, подписаны места, где кто будет стоять.

Пока же журналистов допускают увидеть предполётную проверку скафандров. Опять зал, разделённый стеклянной перегородкой, за ней улыбающиеся космонавты, одетые в скафандры. По очереди они ложатся в специальный ложемент, где специалисты тщательнейшим образом проверяют все системы жизнедеятельности. Зал небольшой, а потому через какое-то время просят удалиться, сначала с экипажем беседуют их семьи, затем технические специалисты, отвечающие за запуск.

Темнеет. Мы стоим во дворе и ждём выхода экипажа. Уже в скафандрах и с теми самыми чемоданчиками, отвечающими за вентиляцию и поддержание комфортной температуры внутри скафандра до того, как космонавты подключатся к бортовой системе космического корабля. Чемоданчики сейчас синенькие и стали гораздо меньше размером.

Церемония происходит чётко и быстро. Выходят космонавты, сообщают руководству о готовности к вылету. Журналисты снимают, туристы и сопровождающие стоят за заборчиком. Опять автобус, правда, ехать тут совсем недалеко, до стартовой площадки остаётся метров пятьсот. Остальные тоже садятся по автобусам и едут к наблюдательному пункту, находящемуся на расстоянии в 1800 метров от старта.

Запуск

Работает громкая связь, слышны команды различным техническим службам космодрома и их чёткие ответы по уставу. Техники самым тщательным образом проверяют ещё раз все системы. Космонавты уже внутри ракеты и ждут старта.

За полчаса от ракеты отходят технологические фермы, ракета по-прежнему удерживается в воздухе только за счёт силовых балок. Сейчас она белая-белая от инея, выступившего на поверхности после заправки баков жидким кислородом. А ещё от неё постоянно идёт дымок испарений.

Совсем темно, видно только осветительные мачты стартового комплекса и саму ракету. Даже примерно не понять, сколько людей сейчас, затаив дыхание, стоят на наблюдательном пункте и ждут старта. Телевизионщики в который раз, как дети перед сдачей стихотворения в школе, репетируют текст репортажа. Старт один, второй раз переснять не получится. Фотокорреспонденты делятся нужными настройками для съёмки запуска - ночью темно и шанс только один.

Раздаются последние команды, обратный отсчёт - и ракета стартует. Сначала она словно приостанавливается, повисая в воздухе, затем резко устремляется в небо. Стоит грохот как от проходящего над тобой на сверхзвуковой скорости истребителя. Пару мгновений светло как днём, затем снова темнота и лишь в небе виден удаляющийся огненный цветок. Голос из динамиков словно подбадривает, сообщая о том, что все системы в норме. После сообщения об успешности вывода начинаются хлопки и аплодисменты.

Автобус с космодрома

Сейчас второй час ночи, а в шесть утра уже вставать, чтобы успеть на самолёт. Однако спать не хочется. В голове куча мыслей и общее тёплое чувство причастности к чему-то большому и светлому. К тому, что делают специалисты всей страны, к десяткам тысяч людей на самых разных работах, создающих то, что называется российской космонавтикой.

Очень легко рассматривать итоговые успехи и неудачи, забывая обо всём том, что было сделано для того, чтобы этот старт состоялся. Здесь, на Байконуре, по-прежнему следуют большому и сложному узору из множества тысяч операций, работ и проверок, ведущих от банальных наземных работ к чуду полёта к звёздам.

И космос в этот момент становится немного ближе.

В пятницу, 2 апреля, с космодрома Байконур стартует корабль "Союз ТМА-18", который доставит на МКС очередной экипаж. Запуск космического корабля - очень сложный процесс, требующий тщательной подготовки. Что происходит с ракетой и кораблем непосредственно перед запуском? Как огромная махина попадает на стартовую площадку? Что вообще представляет собой космодром? Корреспондент "Ленты.Ру" смог побывать на Байконуре и увидеть предстартовые приготовления своими глазами.

Как готовят космический запуск

Дорога от "города ветров" Байконура до собственно космодрома сильно разбита, и на заднем сидении "Газели" трясет так, что приходится держаться обеими руками. "Неужели и космонавты так скачут?" - спрашиваю у провожатого (посторонние, в том числе журналисты, могут находиться на территории космодрома только под присмотром людей из "космических" ведомств). "Нет, космонавтам покомфортнее ехать. У них специальные автобусы с хорошей подвеской, гардеробом, туалетом и даже кухней. Это штучный товар, их всего два было сделано", - объясняют мне. Я удивлена: с виду автобусы космонавтов совсем не кажутся такими навороченными. По крайней мере, выглядят они как транспорт, ходивший по московским улицам десять-пятнадцать лет назад. Рассмотреть, что там внутри, не получается: обгонять космонавтов строго запрещено, а встречные машины при приближении их автобуса должны съезжать на обочину.

Территория космодрома начинается в восьми километрах от города, но до ближайшей площадки ехать в пять раз дальше. Площадками на Байконуре называют различные объекты космодрома: например, площадка 112 - это монтажно-испытательный корпус (МИК), где техники собирают воедино ракету-носитель из "составных частей". Площадка номер один - это тот самый гагаринский старт, откуда на орбиту впервые отправился корабль "Восток" с человеком на борту. Термин "площадка" сохранился еще с тех времен, когда все объекты космодрома были секретными.

Космодром раскинулся на 6717 квадратных километрах казахстанской степи. На его территории есть даже собственный кислородно-азотный завод, где изготавливают компоненты для ракетного топлива и систем охлаждения. Периодически в некотором отдалении от дороги мелькают жилые дома, но часть из них заброшена и постепенно рассыпается. Когда Байконур был в ведении министерства обороны, в этих домах жили работавшие на космодроме военные. Сейчас многие сотрудники космодрома - уже гражданские - имеют квартиры в городе и добираются до работы по особой железной дороге на мотовозе или по обычной - на автобусах. В непосредственной близости от площадок живут в основном специалисты, приезжающие специально на запуски.

Работы перед запусками, особенно пилотируемыми, хватает. Ракеты-носители прибывают на Байконур в частично разобранном виде: головной обтекатель, три ступени, аварийная система спасения - все это изготавливается в Самаре в ЦСКБ "Прогресс" и поставляется на Байконур отдельно. Сборка осуществляется в огромных цехах МИКов. Площадь только одного из них - 112-ой площадки - составляет около 20 тысяч квадратных метров. По цеху проложены рельсы, на которых стоит грузовая платформа - на нее положат собранную ракету, и мотовоз повезет ее на стартовый комплекс, находящийся за несколько километров.

Перед тем как соединить вместе части ракеты-носителя, специалисты подвергают каждую из них всевозможным тестам: проверяют работу электроники в различных условиях, откачивают воздух и смотрят, чтобы ракета нигде не "протекала", и так далее. Обязательное условие для полета - все части ракеты должны быть металлизированы. Даже краска, которой корпус покрыт снаружи, проводит ток - и в итоге ракета, по сути, представляет собой огромный электрический провод. "Превращать ракету в провод необходимо для того, чтобы с нее "стекали" случайные заряды, "садящиеся" на обшивку при пролете сквозь атмосферу", - объясняет технический руководитель по ракетам-носителям, доктор технических наук Валерий Алексеевич Капитонов.

Электричество - практически единственное, что может помешать запуску ракеты-носителя. Если над Байконуром идет гроза, старт откладывают. Все остальные капризы погоды, от дождя и до 40-градусных морозов, ракета выдерживает. "Нынешний пуск станет 1755-м для ракеты этого типа", - рассказывает Валерий Алексеевич, кивая на лежащую на специальных подставках верхнюю часть "Союза-ФГ". Пока мы разговариваем, рабочие сосредоточенно присоединяют к ракете двигательную установку системы аварийного спасения - ДУ САС. Она находится на носу ракеты и представляет собой небольшой острый наконечник; в случае аварийной ситуации двигатели САС "выдернут" корабль с космонавтами из ракеты и поднимут на высоту одного километра, откуда он спустится на парашютах. Сотрудники космодрома в буквальном смысле молятся на САС, которая может спасти жизнь космонавтам при худшем сценарии развития событий на старте.

Надежность САС неоднократно проверялась полевыми (и не только) тестами, однако, по счастью, во время реального старта необходимость в ней возникла всего один раз. 26 сентября 1983 года космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов должны были лететь на орбитальную станцию "Салют-7" на борту "Союза". За 108 секунд до расчетного времени старта начался пожар в топливной системе двигателей первой ступени. ДУ САС подняла "Союз" в воздух через секунду после того, как огонь распространился по всей ракете-носителю. Полет космонавтов продолжался пять минут и завершился в четырех километрах от стартовой площадки. Оба пилота "Союза" остались живы, а ракета полностью сгорела.

Первая ракета, запущенная с Байконура в 1957 году, по внешнему виду заметно отличалась от той, что лежит перед нами, но силовая схема и общая конструкция ракеты, обеспечивающие выход на орбиту, остались теми же самыми. Только тогда ракета называлась не "Союз", а Р-7. "Но внутри, конечно, многое поменялось. Установить на "Союз-ФГ" те приборы, которые были на ракете в 1960-е годы, уже не удастся. Да и грузоподъемность возросла - если 50 лет назад масса полезной нагрузки была всего шесть тонн, то сейчас - уже восемь", - продолжает Валерий Алексеевич. Проекты по модернизации ракеты придумывают в стенах ЦСКБ "Прогресс", находящегося в Самаре. Как и в советские времена, все специалисты, занимающиеся усовершенствованием "Союза", получают допуск секретности , и это обстоятельство отпугивает многих потенциальных сотрудников.

Над изменениями космического корабля "Союз", конструкция которого была разработана около 40 лет назад, трудятся сотрудники РКК "Энергия" в подмосковном Королеве. За прошедшие годы специалисты успели полностью "вылизать" все системы корабля, подчеркивает руководитель работ по космическим аппаратам Александр Вениаминович Козлов. В "Союзе" продумано все вплоть до малейших деталей. Например, из особой теплоизоляционной ткани "Богатырь", которой обшита кабина изнутри, космонавты после приземления могут вырезать себе стельки для унтов (унты и другие теплые вещи находятся в спускаемом аппарате на случай, если аппарат не смогут сразу найти после посадки в мороз). Стельки не вставляют в унты до старта для того, чтобы не увеличивать вес корабля и сэкономить немного места, объясняет Александр Вениаминович.

Пока я пытаюсь оценить масштабы экономии и прикидываю, сколько весят три пары стелек, мой собеседник рассказывает, что вторая жизнь бывает не только у "Богатыря", но и у некоторых приборов "Союза". После приземления спускаемый аппарат не оставляют в степи, а отвозят в Королев, где с корабля снимают часть аппаратуры и проверяют ее состояние. Если сбоев в работе не находят, то приборы устанавливают на новые "Союзы". Рекордсменами по числу полетов в космос являются пульты космонавтов - каждый из них бывает на орбите в среднем по четыре раза. По нескольку раз летают блоки силовой автоматики, матричные коммутаторы, блоки обработки команд.

Отдельного внимания заслуживают кресла космонавтов, а особенно их мягкие части - ложементы. Их форма индивидуально подбирается под каждого члена экипажа. Изготавливают ложементы так: космонавт садится (а точнее - ложится) на блок из особой пены и устраивается так, как ему удобно. Части тела космонавта продавливают в пене углубления, специфичные для каждого седока, и такая "помятая" пена используется специалистами как матрица для создания кресла.

Многочисленные проверки космического корабля перед запуском и его "примерка" космонавтами проводятся на площадке 254 - "союзном" МИКе. Из-за обилия ярких красок кажется, что я попадаю в игрушечный городок: на зеленом полу стоит веселый желто-красный вагончик, рядом лежит нарядный бело-зелено-красный "Прогресс", а прямо передо мной установлены желтые стапели, внутри которых закреплен "Союз ТМА-18". Над всем этим на белой стене реет огромный портрет Королева, под которым выведено его знаменитое "Дорога к звездам открыта". В дальнем конце зала находится контролирующая аппаратура, фотографиями которой можно смело иллюстрировать книги о НИИ 60-х годов прошлого века. Точно такие же огромные машины установлены и на стартовой площадке и в центре подготовки космонавтов (но не только они, конечно). По словам сотрудников МИК, заслуженные приборы работают надежно, и им вполне можно доверить жизнь космонавтов.

"Что ж он там делает со своей этой … огромной!" - один из инженеров МИКа замечает фотографа с длинным телеобъективом, который перевесился через перила стапеля. На стапель немедленно направляется гонец, который должен доступно объяснить нерадивому папарацци правила работы в МИКе. Инженер беспокоится не столько о здоровье операторов, сколько о безопасности космонавтов и целости космического корабля. Фотоаппарат теоретически может выскользнуть из рук журналиста и упасть на головы экипажа или на "Союз" - тот самый, который через два дня отправится за 350 километров от Земли на МКС. Починить корабль накануне старта не получится - после ремонта он вновь должен будет пройти все проверки.

На следующий день после посещения МИКа я вместе другими журналистами практически в полной темноте стою на улице возле его закрытых дверей. На часах без четверти семь утра. Из-за сильного ветра очень холодно, но греться в машины никто не идет, чтобы не пропустить появления "новорожденной" ракеты, которая еще вчера была по частям разложена в монтажно-испытательном корпусе. Наконец огромные двери открываются, и из них выезжает мотовоз с грузовой платформой, на которой лежит огромный красный крест. Крест образован выкрашенными в ярко-алый цвет заглушками, установленными на сопла двигателей первой ступени, и вслед за ним медленно появляются топливные баки, а потом и вся ракета. И хотя ее длина составляет 49,5 метра, в таком виде - бережно уложенной на платформу - ракета кажется маленькой и хрупкой. Двигаясь со скоростью пять километров в час, поезд с ценным грузом медленно выезжает в степь, отделенную от МИКа колючей проволокой.

В следующий раз я вижу ракету на переезде, где ее направляют на рельсы, ведущие непосредственно к стартовой площадке. Глядя на приближающийся состав, я опять не могу отделаться от ощущения детской железной дороги: только игрушечные или мультяшные мотовозы тянут за собой такие сложные и яркие прицепы. В обычной жизни по рельсам ездят гораздо менее интересные объекты.

Конечная остановка на пути поезда - гагаринский старт. На нем ракету вертикализируют - поднимают при помощи мощной гидравлической установки и подводят к ней фермы, которые схлопываются вокруг ракеты наподобие лепестков. Позже инженеры подсоединят к ракете системы для заправки топливных баков и необходимые коммуникации. В таком виде ракета-носитель "Союз-ФГ" вместе с космическим кораблем "Союз ТМА-18" и проведут последний день перед запуском.