Как разобрать скважинный насос джилекс. Как убрать основные неисправности погружного насоса

Погружным насосам приходится работать в сложных условиях. Они постоянно находятся под воздействием воды, вибрации, низкой температуры, абразивных частиц и т.д. Но несмотря на то, что агрегаты изготавливаются из деталей с большим запасом прочности, в них со временем появляются различные неисправности. Чтобы проводить ремонт водяных насосов своими руками, необходимо ознакомиться с основными симптомами, указывающими на те или иные поломки в оборудовании.

Если в работе погружного насоса замечены сбои, то не всегда его нужно извлекать из скважины для осмотра. Эта рекомендация касается только насосных станций, в которых установлено реле давления . Именно из-за него аппарат может не включаться, не отключаться или создавать плохой напор воды. Поэтому сначала проверяется работоспособность датчика давления, а уже после этого, в случае необходимости, насос извлекается из скважины.

Важно! В случае с погружными насосами, работающими без гидроаккумуляторов, их всегда следует извлекать из шахты при появлении малейших признаков поломки.

Неисправности водяного насоса будет легче диагностировать, если сначала ознакомиться с наиболее часто встречающимися поломками данного агрегата.

Насос не работает

Причины того, что насос не работает, могут быть следующие.

  1. Сработала электрическая защита . В таком случае следует отключить аппарат от сети и снова включить автомат. Если его снова выбьет, то проблему следует искать не в насосном оборудовании. Но при нормальном включении автомата, насос больше не включайте в сеть, нужно сначала найти причину, по которой сработала защита.
  2. Перегорели предохранители . Если после замены они снова перегорят, то нужно искать причину в силовом кабеле агрегата или в месте его подключения к электросети.
  3. Произошло повреждение кабеля , находящегося под водой. Следует извлечь аппарат и проверить шнур.
  4. Сработала защита насоса от пуска “всухую ”. Перед запуском аппарата убедитесь, что он погружен в жидкость на необходимую глубину.

Также причина того, что аппарат не включается, может крыться в неправильной работе реле давления, установленного в насосной станции. Необходимо отрегулировать давление пуска двигателя насоса.

Насос работает, но не качает

Причин того, что устройство не качает воду, также может быть несколько.

  1. Перекрыт запорный вентиль . Следует отключить аппарат и медленно открыть кран. В дальнейшем не следует производить запуск насосного оборудования при закрытой задвижке, в противном случае оно выйдет из строя.
  2. Уровень воды в скважине опустился ниже насоса . Необходимо высчитать динамический уровень воды и погрузить устройство на необходимую глубину.
  3. Залип обратный клапан . В таком случае требуется разобрать клапан и прочистить, при необходимости заменить его на новый.
  4. Засорился впускной фильтр . Чтобы прочистить фильтр, гидромашина извлекается и проводится чистка и промывка фильтрующей сетки.

Низкая производительность аппарата

Совет! При падении производительности насосного оборудования в первую очередь следует проверить напряжение в сети. Именно из-за его пониженного значения двигатель агрегата не может набрать необходимую мощность.

Также снижение производительности вызывает:

  • частичное засорение клапанов и вентилей, установленных в системе водоснабжения;
  • частично засоренная подъемная труба аппарата;
  • разгерметизация трубопровода;
  • неправильная регулировка реле давления (относится к насосным станциям).

Частые включения и выключения аппарата

Данная проблема встречается, если погружной насос работает в паре с гидроаккумулятором . В таком случае частые запуски и остановки агрегата могут провоцироваться следующими факторами:

  • в гидробаке произошло снижение давления ниже минимального (по умолчанию оно должно быть 1,5 бар);
  • произошел разрыв резиновой груши или диафрагмы в баке;
  • реле давления работает неправильно.

Вода подается с пульсацией

Если вы заметили, что вода из крана течет не постоянной струей, то это признак снижения уровня воды в скважине ниже динамического . Необходимо опустить насос глубже, если расстояние до дна шахты позволяет это сделать.

Слышно гудение аппарата, но вода не качается

Если насос гудит, и при этом не происходит выкачка воды из скважины, то причин может быть несколько:

  • произошло “склеивание” крыльчатки аппарата с его корпусом по причине длительного хранения устройства без воды;
  • неисправен конденсатор запуска двигателя;
  • просело напряжение в сети;
  • заклинило крыльчатку насоса по причине собравшейся в корпусе аппарата грязи.

Агрегат не отключается

Если не срабатывает автоматика, то насос будет работать без остановки, даже если в гидробаке создастся чрезмерное давление (видно из показаний манометра). Всему виной является реле давления , вышедшее из строя или неправильно отрегулированное.

Нюансы поломок в зависимости от марки насоса

При эксплуатации насосов разных производителей было замечено, что некоторые марки аппаратов часто подвергаются одним и тем же поломкам. Из этого следует, что данные модели агрегатов имеют свои отличительные особенности в плане появления неисправностей.

Водолей

Насосы “Водолей” имеют предрасположенность к перегреву , особенно если работают в скважинах небольшой глубины. При поломке дешевой модели ее ремонт обходится примерно в 50% стоимости нового аппарата. Если устройство вышло из строя, то его проще выбросить, чем ремонтировать.

Grundfos

Большинство моделей данного производителя имеют систему клапанов . Также вокруг двигателя имеется специальная теплоизоляция. Иногда сбои в работе насоса происходят из-за выхода из строя перечисленных деталей. Поскольку теплоизоляционная прокладка находится вокруг двигателя, его потребуется извлечь из корпуса для проведения ремонта.

Малыш

Аппараты “Малыш” являются продукцией отечественных производителей. Стоимость ремонта агрегатов этой марки не высока, и большую часть поломок владельцы аппаратов устраняют собственноручно. Основная поломка, часто встречающаяся в данном насосе – это возникновение сильного шума при работе гидромашины без откачивания жидкости. Такое поведение аппарата означает, что произошел разрыв центральной оси, удерживающей якорь и мембрану.

Джилекс

Двигатель в насосах вихревого и роторного типа “Джилекс” является маслозаполненным. Поэтому частой поломкой данных агрегатов является вытекание масла из двигателя . Долить его можно только в сервисном центре.

Важно! Многие в интернете советуют вместо оригинального масляного наполнителя использовать трансформаторное масло или обычный глицерин. Делать это крайне не рекомендуется, конечно же, если вы не поставили перед собой цель необычными способом испортить технику.

Ручеек

Существует мнение, что работа дренажных насосов “Ручеек” может продолжаться без остановок в течение 7 часов и более. Объясняется это особенностью их конструкции, отвечающей всем нормам евростандартов. Но несмотря на это, аппарат подвергается перегреву также, как и насосы других производителей. Поэтому рекомендуется после каждых 2-3 часов работы устройства давать ему время на “отдых”.

Marquis (Маркус)

Владельцы насоса для скважины “Маркус” иногда замечают, что аппарат включается только после несильного удара либо по трубе, идущей к нему, либо после удара по самой гидромашине. Данная неисправность объясняется “закисанием” крыльчатки , которую придется почистить, разобрав агрегат.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

При поломках насоса, требующих замены деталей, расположенных внутри его корпуса, потребуется разборка агрегата. Погружной насос состоит из отсека для двигателя и отсека с одной или несколькими крыльчатками, предназначение которых — захват воды . Ниже приведена схема устройства той части центробежного насоса, где установлены крыльчатки.

Как видно из рисунка, крыльчатки установлены на валу агрегата. Чем их больше, тем выше давление, создаваемое насосом. Во втором отсеке гидромашины расположен роторный двигатель. Он находится в герметичном корпусе, и чтобы открыть его, нужно знать некоторые нюансы.

Итак, чтобы перейти от теории к практике и разобрать насос, выполните следующие действия (в зависимости от производителя конструкция агрегата может отличаться).

  1. Открутите 2 винта, удерживающих сетку аппарата.

  2. Снимите сетку и проверните вал двигателя вручную. Если он не крутится, то проблема может находиться либо в отсеке двигателя, либо в насосной части аппарата.

  3. Сначала потребуется разобрать насосную часть аппарата. Открутите 4 винта, удерживающих канал силового кабеля, и отсоедините его от корпуса аппарата.
  4. Далее, следует открутить 4 гайки, удерживающих фланец насоса.

  5. После откручивания крепежа отделите от двигателя насосную часть аппарата. На данном этапе можно определить, в какой секции произошло заклинивание. Если вал насосного отсека не вращается, значит, необходимо разобрать данный узел.

  6. Окрутите весь крепеж, удерживающий нижний фланец насосной части агрегата.

  7. В штуцер, расположенный в верхней части блока, необходимо вкрутить переходник, который поможет сохранить резьбу от повреждений.

  8. Зафиксируйте насос в тисках.

  9. Подобрав подходящий инструмент, открутите нижний фланец.


  10. Теперь можно вытянуть блок крыльчаток и осмотреть его для выявления неисправностей.
  11. Далее, следует проверить опорный вал на предмет износа или люфта.

  12. Чтобы заменить (при необходимости) рабочие колеса, необходимо зафиксировать вал в тисках и открутить верхнюю гайку.

  13. На следующем этапе снимаются блоки, промываются и при необходимости заменяются на новые.


  14. Сборка насосной части аппарата производится в обратном порядке.
  15. Для разборки электродвигателя его также нужно зафиксировать в тисках.
  16. Далее, следует снять пластиковую защиту фланца, открутив крепеж.

  17. Снимите стопорное кольцо, удерживающее крышку, с помощью пассатижей.

  18. Извлеките крышку, воспользовавшись отверткой с прямым шлицем.

  19. Извлеките из корпуса резиновую мембрану.
  20. Извлеките конденсатор.
  21. На данном этапе можно проверить уровень масла, его качество, выявить причину заклинивания и т.д. Собирается блок двигателя в обратном порядке.

Замена и ремонт неисправных деталей

Теперь, когда вы знаете, как происходит разборка гидромашины, можно попробовать произвести ремонт погружного насоса своими руками.

В основном блокировка рабочих колес происходит по причине забивания их песком или из-за образования на них налета из грязи. Кроме этого, крыльчатки могут спаиваться между собой при возникновении высокой температуры в блоке, когда насос работает вхолостую (сухой ход). Для ремонта данной секции агрегата необходимо снять крыльчатку (крыльчатки) и удалить накопившуюся грязь. Если рабочие колеса повреждены, потребуется заменить их на новые.

Двигатель

Самостоятельный ремонт двигателя насоса проводить не рекомендуется, поскольку для диагностики данного узла и последующего ремонта требуются обладать специальными знаниями и иметь необходимую аппаратуру.

В некоторых моделях насосов, чтобы снять двигатель, потребуется его выпрессовка с использованием специального оборудования. Замена сальника и подшипника также проводится в сервисном центре.

Если двигатель гудит и не запускается , то следует проверить конденсатор. Он находится в блоке насоса, в котором установлен мотор.

Совет! Прежде, чем разбирать блок двигателя, попробуйте прокрутить его вал при отсоединенном насосном блоке. Если вал вращается, то причина, возможно, кроется в заклинивании рабочих колес.

Но когда вал с крыльчатками вращается без проблем, то, чтобы убрать гул в водяном насосе, следует отсоединить конденсатор и поменять его на новый. Конечно же, лучше проверить данную деталь мультиметром , поскольку схожие симптомы, могут вызываться замыканием в обмотках двигателя.

Двигатель насоса для воды находится в специальном стакане, заполненном маслом, и по его состоянию можно определить некоторые поломки в блоке электромотора.

  1. Масло имеет характерный, неприятный запах . Это значит, что двигатель пока еще находится в рабочем состоянии, но работал с большими перегрузками.
  2. Мутное масло – в корпус двигателя попала вода вследствие трещины корпуса или выхода из строя сальника (манжеты).
  3. Черное масло с неприятным запахом . В данном случае с большой уверенностью можно сказать, что горел лак на катушках двигателя.

Важно! В норме масло должно быть прозрачным. Его количество определяется моделью агрегата. В среднем, объем масла, залитого в камеру, находится на уровне 0,5 л.

Если при вскрытии двигателя были замечены вышеперечисленные изменения в качестве масла, то сначала нужно отремонтировать данный узел, а уже после этого заливать новую смазку.

Что такое явление кавитации

Все знают, что в воде растворено некоторое количество газов . При перемещении жидкости с определенной скоростью, в ней иногда образовываются зоны разрежения. В этих зонах пониженного давления из воды начинают выделяться пузырьки газов. После попадания пузырей в зону высокого давления они схлопываются. Этот процесс происходит с выделением большого количества энергии, от которой разрушаются крыльчатки и улитка насоса. На следующем фото показано рабочее колесо агрегата, разрушенное кавитацией.

Энергия схлопывающихся пузырьков способна создавать ударные волны , вызывающие вибрацию. Она распространяется по всему агрегату и воздействует не только на рабочее колесо, но и на подшипники, вал и сальники, от чего данные детали быстро приходят в негодность.

Кавитационный эффект чаще всего можно наблюдать в насосных станциях, которые работают на всасывание . В таких системах рабочее колесо создает разрежение, благодаря которому вода поднимается по шлангу из колодца. Но если на входе в насос возникает недостаток жидкости, то в зоне рабочего колеса возникает чрезмерное разрежение, провоцирующее возникновение кавитации.

Важно! Самые явные признаки кавитации — это вибрация труб и самого насоса, а также повышенный шум при его работе. Если не принимать никаких мер по устранению данного процесса, то он может полностью разрушить станцию.

Чтобы кавитация в насосах не возникала, следует придерживаться правила: на входе воды должно быть больше, чем на выходе. Добиться этого можно несколькими способами:

  • следует переместить аппарат немного ближе источнику;
  • можно увеличить диаметр всасывающей трубы (шланга);
  • для снижения сопротивления на участке всасывания можно всасывающую трубу заменить на трубу из более гладкого материала;
  • если на всасывающей трубе много поворотов, то, по возможности, следует уменьшить их количество;
  • желательно, чтобы все отводы имели большие радиусы поворота.

Совет! Не следует опускать всасывающий шланг станции в колодец на глубину больше 8 метров. Обычно максимальная глубина погружения шланга (трубы) указывается в руководстве к оборудованию.

Для загородного дома выход из строя водяного насоса означает ежедневный вояж с вёдрами к колодцу. Ситуация усложняется, если на участке водоснабжение устроено вокруг скважины. Починить «Ручеек» или «Малыш» может каждый мало-мальски знакомый с техникой человек, а вот погружной насос «Водомет» наладить не так легко. Последствием неквалифицированного ремонта может быть загрязнение скважины маслом, устранить которое могут только специалисты.

Если по близости есть сервисный центр компании «Джилекс», конечно, лучше обратиться туда. Но если нет такой возможности (сервисный центр далеко, нет времени), придётся провести ремонт насоса «Водомет» своими руками.

Из чего состоит насос - разбираемся с деталями

Скважинные насосы «Водомет» в зависимости от маркировки имеют разное количество повторяющихся ступеней. Все внутренние детали можно разделить на четыре вида: крыльчатка, стакан, дно стакана и антифрикционная шайба. Первые выполнены из белого пластика. Они одинаковы по размеру, внешне напоминают гриб – есть ножка и шляпка.

«Стаканы», естественно, представляют собой цилиндры, сделанные из чёрного полиамида. Один из них имеет поясок, упирающийся в кольцо из белого пластика. Оно вставлено враспор ближе к мотору в корпусе насоса. Его вынуть очень сложно.

Дно «стакана» - это диск из того же материала. В его центре расположено отверстие. Они вставляются в «стакан» так, чтобы образовывать двойное дно.

Между «стаканом» и крыльчаткой на вал надевается антифрикционная шайба, которая предотвращает трение деталей. При разборке встречаются белые и синие. Последние немного тоньше.

Все детали насосной части тоже раскладывать лучше в том порядке, в котором они были установлены (на фото вдоль стрелки). Важно не перепутать верх и низ деталей, чтобы после сборки насос качал воду. В разных моделях «Водомёта» количество степеней разное

Работает весь этот механизм следующим образом: двигатель вращает в «стаканах» крыльчатки между их собственным дном и съёмным дном следующего. Сами цилиндры не крутятся, так как зажаты между белым пластиковым кольцом и крышкой. С её отвинчивания и начинается весь процесс разборки глубинного насоса «Водомет».

Разбираем насос «Водомет» на примере модели 60/52

Для колодцев подходят несколько моделей насосов «Водомет»: если до статического уровня воды не больше пяти метров, то это модели 60/32 и 150/30, а если от пяти до двадцати пяти, то 60/52 и 150/45.

Разбирать насос нужно аккуратно, нумеруя по ходу все детали и записывая порядок, в котором они были установлены

Порядок ремонта разберём на примере насоса «Водомет» 60/52. Начинаем с разборки и снятия всех деталей:

  • Отвинчиваем крышку с водозаборными отверстиями. Если приходится зажимать корпус в тиски, делать это нужно осторожно, так как внутри он полый. Лучше подложить со всех сторон плотную резину;
  • Разбираем насосную часть (шайбы, «стаканы» с дном, крыльчатка и всё остальное). Все детали, снятые с вала, нужно аккуратно разложить, чтобы потом установить их в том же порядке;
  • Вынимаем из наружного «стакана» стопорное кольцо (белое пластиковое) и двигатель. Для этого насос ставится вертикально на стол, в котором предусмотрено отверстие для вала. По верхней штуцерной крышке нужно не очень сильно стукнуть резиновой киянкой так, чтобы двигатель немного сдвинул с места кольцо. Пытаться вытащить его через резьбу не стоит, оно всё равно не пройдёт. Затем насос кладём горизонтально, немного потянуть за кабель и оттянуть двигатель назад. Далее с одной стороны нужно упереться в белое кольцо длинной отвёрткой и ударить по ней, чтобы оно сместилось на несколько градусов. Разворачиваем его руками поперёк трубы и вынимаем из корпуса. В том же направлении нужно вынуть двигатель;
  • Снимаем крышку отсека, в котором находятся провода. Она удерживается двумя уплотнительными резинками. Двигатель кладём на бок и с помощью широкой отвёртки и резиновой киянки по кругу осторожно выколачиваем.

В двигатель насоса можно заливать только нетоксичное масло, чтобы не отравить воду в скважине в случае аварии. Как правило, используют глицерин. Для замены достаточно 0,5 литра

В двигатель можно заливать только биологически безопасное масло. Это, как правило, глицерин. Использовать машинные масла категорически запрещено. Помимо обычной масляной плёнки, попав в скважину, оно может сделать воду не пригодной для дальнейшего использования.

Неисправности, о которых не пишут в паспорте

В паспорте на насосы изложены основные неисправности, их причины и варианты устранения. Правда, в большинстве случаев рекомендуют обратиться в сервисный центр. Помимо изложенных в сопутствующей документации поломок специалисты называют ещё две, встречающиеся чаще всего:

  • при включении насос воду не качает, но слышно его слабое гудение;
  • включенный «Водомёт» не издаёт никаких звуков, но бьётся током.

Первая группа признаков говорит о том, что крышки между ступенями и рабочие колёса полностью стёрлись. Работать насос не будет. Его нужно разобрать и заменить истёртые крыльчатки и крышки. Во втором случае речь идёт о неисправности конденсатора. Вызвана она, скорее всего, водой, попавшей через кабельный вход в конденсаторный отсек. Неисправная деталь подлежит замене в любом случае.

И еще кое-что. Все необходимые детали можно попробовать заказать либо в сервисных центрах либо непосредственно на заводе-изготовителе. В последнем случае их стоимость будет минимальной.


Произвести ремонт насоса Джилекс не всегда возможно своими силами, но встречается целый ряд мелких неисправностей, ради устранения которых необязательно обращаться в сервисный центр. Домовладельцам, эксплуатирующим насосные агрегаты этой торговой марки у себя дома, не помешает знать, как действовать в случае той или иной поломки. Ведь долго обходиться без водоснабжения крайне некомфортно, лучше попытаться разобрать и отремонтировать аппарат фирмы Джилекс своими руками. Если это не удастся, вы всегда можете отвезти его специалистам.

Возможные причины поломки

Главное — при попытке ремонта не нанести еще больший вред агрегату, поэтому действовать нужно аккуратно и начать с выяснения причин неисправности. Для обеспечения водоснабжением частных домашних хозяйств применяются 2 разновидности перекачивающих устройств:

  • погружные насосы Джилекс серии Водомет;
  • поверхностные насосные станции Джилекс Джамбо.

Первые используются для поднятия воды из глубоких скважин или колодцев глубиной от 20 м и подачи воды внутрь жилища. Они постоянно находятся под водой, будучи погруженными на дно скважины. Поверхностные станции располагают снаружи, в техническом помещении либо кессоне, и ставят для перекачивания воды из колодцев или емкостей, глубина которых не превышает 20 м.

Прежде чем думать, что неисправен сам погружной насос Джилекс, желательно убедиться в том, что скважина поставляет достаточно воды. Если ее производительность снизилась в силу разных причин (например заиливания), то при падении уровня автоматика агрегата не позволит ему включиться «на сухую». Поэтому периодические отказы бытового прибора говорят, скорее всего, о недостатке водных ресурсов.


Второй момент: невозможно определить поломку и ее причину, когда агрегат погружен в скважину, его в любом случае придется поднять на поверхность. Исключение — выход из строя автоматического выключателя, через который подается электричество на питание насоса Водомет. При таком раскладе извлекать его не придется.

Возможные причины отказа скважинного агрегата выглядят следующим образом:

  • выход из строя изоляции или механическое повреждение силового кабеля;
  • разрыв электрической цепи внутри насоса;
  • износ деталей крыльчатки;
  • износ подшипников двигателя;
  • истирание контактных щеток;
  • короткое замыкание в обмотке и, как следствие, ее перегорание.

Первые 3 причины можно обнаружить и устранить самостоятельно. Если агрегат при включении издает гул, но не качает, а при касании к нему следует удар током, то перегорел или пересох конденсатор. Что касается замены подшипников, щеток или перемотки двигателя, то за этим придется обращаться в сервисный центр.

Неисправности насосных станций

Эти комплексные устройства довольно надежны в эксплуатации. Первые проблемы могут возникнуть спустя 4-5 лет после начала работы при условии, что не происходило никаких аварийных ситуаций, при которых насосу приходилось вращать крыльчатку без воды. И то эти неисправности редко возникают в двигателе агрегата, а появляются в других элементах станции:

  • мембранный гидравлический аккумулятор;
  • реле давления;
  • обратный клапан.

Самая распространенная неполадка, ведущая к полному выходу из строя двигателя насоса, — неисправность обратного клапана. Он начинает пропускать воду вследствие износа либо засорения, подающая труба опорожняется, и крыльчатка вращается «на сухую». Также может потерять герметичность резиновая «груша» (мембрана), установленная в бачке гидроаккумулятора. Случаются и неполадки с реле давления, тогда агрегат не включается при появлении водоразбора в доме.

Устранение неполадок

Неисправности, связанные с прекращением подачи к насосу электричества, характеризуются отсутствием признаков «жизни» при включении питания.

Чтобы проверить целостность электрической цепи, необходимо воспользоваться тестером для прозвонки либо мультиметром, включенным в режим измерения сопротивления. Если силовой кабель цел, то надо переходить к внутренней части агрегата, для чего его придется разобрать.

Для разборки понадобится стандартный набор слесарных инструментов, имеющийся в каждом доме и включающий в себя:

  • отвертки;
  • пассатижи;
  • ключи разных размеров;
  • кусачки.

В качестве примера рассмотрим процесс разборки скважинного насоса Джилекс модели Водомет 60/52. Последовательность выполнения работ следующая:

  1. Отключить агрегат от электрической сети и отсоединить подвесное устройство.
  2. Поместить бытовой прибор в тиски, проложив между губками и корпусом толстые резиновые прокладки. Открутить винты крышки, в которой выполнены отверстия для водозабора, и снять ее.
  3. Откроется доступ к валу с насаженными на нем крыльчатками, промежуточными шайбами и стаканами. Их необходимо открутить и снять, раскладывая на подготовленном месте в порядке очередности, чтобы не перепутать при сборке.
  4. Поставить корпус в вертикальное положение таким образом, чтобы вал был направлен вниз. Для этого понадобится поверхность с отверстием либо подходящая подставка.
  5. Легким ударом молотка по верхней крышке через деревянную наставку сдвинуть пластмассовое стопорное кольцо на несколько витков резьбы. Затем поддеть его отверткой, развернуть на 90° и вытащить плоскогубцами. При необходимости отверткой можно воспользоваться как наставкой, по которой надо ударить, чтобы повернуть кольцо.
  6. Вслед за пластиковым стопорным кольцом вытащить двигатель агрегата. Обращайтесь с ним аккуратно, поскольку двигатель заполнен маслом. При необходимости его можно слить.
  7. Демонтировать крышку отсека, куда подключаются провода. Она закреплена на резиновых уплотнителях и выбивается с помощью плоской отвертки.


Теперь, когда насос разобран, есть возможность проверить все электрические цепи, вплоть до обмоток электродвигателя. В ситуации, когда корпус бытового прибора бьет током, надо заменить конденсатор. Внимательно изучите состояние пластиковых рабочих колес, стаканов и промежуточных шайб. При износе они подлежат замене, для чего придется купить или заказать соответствующий ремонтный комплект. Изношенные детали ставить назад бессмысленно, поскольку при вращении вала они все равно не смогут создать необходимое давление в сети водоснабжения.

В отличие от погружных перекачивающих устройств, в насосной станции Джилекс Джамбо чаще всего выходят из строя гидроаккумулятор и реле давления. Могут износиться и щетки двигателя, но для их замены лучше обратиться к специалистам сервисной службы. О перегорании обмоток свидетельствует запах оплавленной изоляции и пластика, проблема, скорее всего, решится только путем замены двигателя.

Резиновая «груша» в бачке гидравлического аккумулятора замене не подлежит, и в случае потери герметичности необходимо поменять бачок целиком. Для проверки достаточно снять гидроаккумулятор, отсоединив его от станции, открутить боковую пробку и золотник, после чего наполнить водой со стороны закачки. Если вода побежит через золотник, аккумулятор следует заменить. Таким же образом поступают с реле давления, не поддающимся регулировке, — меняют элемент целиком.

Создается обычно при помощи насосной станции. Понятное дело, что лучше, если она работает без проблем, но поломки периодически случаются. Чтобы быстрее восстановить подачу воды и сэкономить на услугах, можно проводить ремонт насосной станции своими руками. Большая часть поломок может быть устранена самостоятельно — ничего сверхсложного делать не придется.

Состав насосной станции и назначение частей

Насосная станция — совокупность отдельных устройств, соединенных между собой. Чтобы понимать, как ремонтировать насосную станцию, надо знать из чего она состоит, как работает каждая из частей. Тогда неисправности устранять проще. Состав насосной станции:

Каждая из частей отвечает за определенный параметр, но один тип неисправности может быть вызван выходом из строя различных устройств.

Принцип работы насосной станции

Теперь давайте рассмотрим, как все эти устройства работают. При первом запуске системы насос накачивает в гидроаккумулятор воду до тех про, пока давление в нем (и в системе) не сравняется с выставленным на реле давления верхним порогом. Пока нет расхода воды, давление стабильно, насос выключен.

Где-то открыли кран, спустили воду и т.п. Какое-то время вода поступает из гидроаккумулятора. Когда ее количество уменьшается настолько, что давление в гидроаккумуляторе падает ниже порога, реле давления срабатывает и включает насос, который снова накачивая воду. Отключается он снова-таки реле давления, когда достигнут верхний порог — порог отключения.

Если идет постоянный расход воды (набирается ванна, включен полив саде/огорода) насос работает продолжительное время: пока в гидроаккумуляторе не создастся нужное давление. Это периодически происходит даже при открытых всех кранах, так как насос подает воды меньше, чем вытекает из всех точек разбора. После того, как расход прекратился, станция еще некоторое время работает, создавая в гироаккумуляторе требуемый запас, потом отключается и включается после того как снова появляется расход воды.

Проблемы и неисправности насосных станций и их исправление

Все насосные станции состоят из одинаковых частей и поломки у них, в основном, типичные. Не имеет разницы, оборудование это Грундфос, Джамбо, Алко или каких-либо других фирм. Болезни и их лечение одинаковое. Разница в том, насколько часто эти неисправности случаются, но их перечень и причины обычно идентичны.

Не отключается насосная станция (не набирает давление)

Иногда вы замечаете, что насос работает уже долго и никак не отключится. Если смотреть на манометр, то видно, что насосная станция не набирает давление. В этом случае ремонт насосной станции дело длительное — придется перебрать большое количество причин:


Если предел отключения реле давления стоит намного ниже максимального давления, которое может создать насос, и какое-то время он нормально работал, а тут перестал, причина в другом. Возможно, у насоса сработалась крыльчатка . Сразу после покупки он справлялся, но в процессе эксплуатации стерлась крыльчатка и «сил теперь не хватает». Ремонт насосной станции в этом случае — замена крыльчатки насоса или покупка нового агрегата.

Еще одна возможная причина низкое напряжение в сети . Может насос при таком напряжении еще работает, а реле давления уже не срабатывает. Решение — стабилизатор напряжения. Это основные причины того, что насосная станция не отключается и не набирает давление. Их довольно много так что ремонт насосной станции может затянуться.

Ремонт насосной станции: часто включается

Частые включения насоса и короткие промежутки его работы ведут к быстрому износу оборудования, что очень нежелательно. Потому ремонт насосной станции надо проводить сразу после обнаружения «симптома». Такая ситуация возникает по следующим причинам:


Теперь вы знаете, почему часто включается насосная станция и что с этим делать. Есть кстати, еще одна возможная причина — негерметичность трубопровода или какого-то соединения, так что если все из перечисленного выше к вашему случаю не относится — проверьте не течет ли где-то стык.

Воздух в воде

Небольшое количество воздуха в воде присутствует всегда, но когда кран начинает «плеваться», значит что-то работает неправильно. Причин тоже может быть несколько:


Насосная станция не включается

Первое что стоит проверить — напряжение. Насосы очень требовательны к напряжению, при пониженном просто не работают. Если с напряжением все нормально, дело хуже — скорее всего неисправен мотор. В этом случае станцию несут в сервисный центр или ставят новый насос.

Если система не работает — надо проверить электрическую часть

Из других причин — неисправность вилки/розетки, перетерся шнур, отгорели/окислились контакты в месте крепления электрокабеля к мотору. Это то, что вы сможете проверить и устранить самостоятельно. Более серьезный ремонт электрической части насосной станции проводят специалисты.

Мотор гудит, но не качает воду (крыльчатка не вращается)

Такая неисправность может быть вызвана низким напряжением в сети . Проверьте его, если все в норме, идем дальше. Надо проверить не перегорел ли конденсатор в клеммной колодке . Берем , проверяем, при необходимости меняем. Если и это не причина, переходим к механической части.

Сначала стоит проверить, есть ли вода в колодце или скважине. Далее проверяете фильтр и обратный клапан. Может они забились или неисправны. Чистите, проверяете работоспособность, опускаете трубопровод на место, снова запускаете насосную станцию.

Проверяем крыльчатку — это уже серьезный ремонт насосной станции

Если не помогло, может заклинила крыльчатка. Тогда попробуйте вручную провернуть вал. Иногда после длительного простоя он «прикипает» — зарастает солями и сам сдвинуться не может. Если руками сдвинуть лопасти не получилось, возможно крыльчатку заклинило. Тогда ремонт насосной станции продолжаем тем, что снимаем защитный кожух и разблокируем крыльчатку.

Некоторые виды ремонтных работ

Некоторые действия по ремонту насосной станции своими руками интуитивно понятны. Например, почистить обратный клапан или фильтр не составит труда, но вот заменить мембрану или грушу в гидроаккумуляторе может быть без подготовки сложно.

Замена «груши» гидроаккумулятора

Первый признак того, что мембрана повредилась — частые и кратковременные включения насосной станции, причем вода подается рывками: то сильный напор, то слабый. Чтобы убедиться в том, что дело в мембране, снимите заглушку на ниппеле. Если из него выходит не воздух, а вода, значит мембрана порвалась.

Чтобы начать ремонт , отключите систему от электропитания, сбросьте давление — откройте краны и подождите, пока стечет вода. После этого его можно отключать.

  • Ослабляем крепление фланца в нижней части бака. Дожидаемся, пока стечет вода.
  • Откручиваем все болты, снимаем фланец.
  • Если бак от 100 литров и больше, в верхней части бака откручиваем гайку держателя мембраны.
  • Вынимаем мембрану через отверстие в нижней части емкости.
  • Бак промываем — в нем обычно много осадка ржавого цвета.
  • Новая мембрана должны быть точно такой же как поврежденная. Вставляем в нее штуцер, которым верхняя часть крепится к корпусу (закручиваем).
  • Устанавливаем мембрану в бак гидроаккумулятора.
  • Если есть, устанавливаем гайку держателя мембраны в верхней части. При большом размере бака рукой вы не достанете. Можно привязать держатель к веревке и так установить деталь на место, навернув гайку.
  • Горловину натягиваем и прижимаем фланцем, устанавливаем болты, последовательно подкручивая их на несколько оборотов.
  • Подключаем в систему и проверяем работу.

Замена мембраны насосной станции закончена. Дело несложное, но нюансы знать надо.

Забор воды из глубоких скважин и колодцев – гарантия её высокого качества. Именно такие инженерные сооружения обустраивает себе большинство владельцев загородных домов. В эти источники водоснабжения чаще всего размещают глубинные насосы погружного типа, как самые надёжные агрегаты, обладающие достаточной мощностью и производительностью.

К доступным по цене и пользующимся спросом у покупателей устройствам для откачки воды относится насос марки «Водомёт» от российско-китайской компании «Джилекс». Этот погружной агрегат с высокой ремонтопригодностью хозяева зачастую чинят своими силами .

Регулярное техническое обслуживание автономного водопровода также обязательно включает в себя профилактический осмотр насосного оборудования. Соблюдение этого простого правила позволяет продлить срок службы насоса и благополучно предотвратить выход оборудования из строя в самый неожиданный момент. Кроме того, нужно знать .

Обладать навыками разборки насоса и знать его устройство должен каждый рачительный хозяин.

Как устроен «Водомёт»

Оборудование этой марки относится к погружным моделям центробежного типа. В зависимости от маркировки насосы могут быть оснащены многоступенчатым или одноступенчатым механизмом крыльчатки (особых лопастей для подачи жидкости в трубы).

Корпус агрегата изготавливается из нержавеющей стали, имеет форму вытянутого цилиндра с небольшим поперечным диаметром. Внутри располагается два отсека, расположенных в вертикальной проекции. Верхний отсек занимает двигатель. Между моторным и насосным отсеком размещается герметичная стенка из резины, через которую пропущен вал двигателя. В насосном отсеке на вал установлены детали с гребными элементами. Полный комплект винтов и дисков часто называют крыльчаткой.

По внешнему виду детали крыльчатки можно разделить на четыре разновидности:

  • Крыльчатка из белого пластика имеет форму гриба – выглядит как диск с лопастями, насаженный на небольшую ножку.
  • Стакан из чёрного полиамида имеет вогнутую форму. Расположенный непосредственно возле насосного отсека стакан помечен белым ободком.
  • Дно из чёрного полиамида – деталь, вставляющаяся в стаканы. С её помощью стаканы превращаются в конструкцию с двойным дном.
  • Антифрикционная шайба – деталь, вставляющаяся между стаканами и крыльчаткой. Может иметь синий и белый цвет в зависимости от расположения в механизме. Шайба предотвращает стирание деталей.

Во время пуска двигатель начинает вращение вала вместе со всеми элементами крыльчатки, создавая центробежную силу для подъёма воды. Количество ступеней (комплектов из крыльчатки и стакана) зависит от модели насоса.

Стандартные технические характеристики можно рассмотреть на примере модели «Водомёт 60-52»:

  • мощность – 700 Ватт;
  • напор – 52 метра;
  • производительность – 3,6 кубометров в час;
  • фильтруемые частицы – до 1,5 сантиметра;
  • рабочая температура жидкости – от 1 до 35 градусов по Цельсию;
  • используется только с чистой водой;
  • длина электрического кабеля – 20 метров.

Этот агрегат рассчитан на глубинное погружение до 25–30 метров.

Отличается бесшумной работой. Не поднимает донный ил – вода в скважине остаётся чистой. Единственным недостатком считается отсутствие надёжной защиты от перегревания. Производитель полностью положился на естественное охлаждение посредством циркулирующей в корпусе воды.

Инструменты и разборка

Конструкция насоса достаточно простая. Все детали последовательно надеты на вал двигателя. При закрытии корпуса конструкция удерживается крышкой кожуха. Таким образом, для осмотра агрегата потребуется всего лишь снять крышку.

Для разборки понадобится:

  • отвёртка;
  • газовый ключ (номер три);
  • резиновая киянка.

Чтобы не запутаться в большом количестве мелких деталей, их рекомендуется раскладывать перед собой на столе, соблюдая последовательность согласно извлечению из корпуса. Собирается агрегат в обратной последовательности. Перед сборкой уточняется, в какую сторону вращается вал. Для этого двигатель запускают на несколько секунд. По направлению движения размещаются все детали крыльчатки – лопасти должны подавать воду к краю и засасывать её из центра конструкции.

Порядок разборки:

  • В отверстие корпуса, предназначенное для страховочного троса, помещается большая отвёртка. С её помощью агрегат удерживается на месте. Одновременно в нижней части корпуса со стороны фильтра выкручивается болт.
  • Снимается фильтр корпуса и последовательно разбирается насосный механизм – стаканы, крыльчатка и шайбы выкладываются на столе.
  • Из последнего стакана удаляется с помощью отвёртки стопорное кольцо. Сделать это непросто! Чтобы удержать корпус насоса, его необходимо разместить в отверстие, специально вырезанное в столе. Тиски применять не рекомендуется, так как велика вероятность деформации кожуха. Двигатель помещается в отверстие вниз рабочим валом, а по верхнему штуцеру наносится удар резиновой киянкой. Цель операции – добиться выхода стопорного кольца.
  • Как только кольцо вышло из пазов, возвращается в горизонтальное положение. Двигатель оттягивается назад. При этом его держат за силовой кабель, а кольцо одновременно удаляется с помощью отвёртки. Допускается лёгкое постукивание (без этого кольцо выходит с трудом).
  • После этого можно извлечь двигатель, если это требуется для осмотра или ремонта. Вынимается он после разворачивания поперёк корпуса.
  • Из отсека с проводкой удаляются резиновые уплотнители и снимается крышка. После этого двигатель выколачивается с помощью киянки. Отвёртка медленно перемещается по кругу!
  • На этом этапе можно заменить масло.

Его требуется около 0,5 литра. Используется только глицерин! Так как любое машинное масло в случае аварии вызовет опасное загрязнение скважины.

Порядок сборки крыльчатки:

  • После герметизации моторного отсека можно приступать к сборке насосного механизма.
  • Первой на вал устанавливается шайба, на которую помещают крыльчатку (расширенной стороной к двигателю, узкой ножкой вниз). Конструкцию закрепляют следующей шайбой.
  • Затем на вал надевается стакан с белым ободком, служащим для упора в кольцо на нижней части двигателя.
  • В стакан размещается дно (горловиной к выходу стакана).
  • Следующей ставится шайба и вторая деталь крыльчатки (тоже белого цвета).
  • Последовательность действий повторяется до полной комплектации насосного механизма.
  • Завершается сборка установкой уплотнителя (внутри корпуса), крышки с фильтром и закручиванием наружного болта.

Важные моменты

Как говорилось выше, применять грубую силу при разборке нельзя. Также не рекомендуется использование тисков. Корпус насоса представляет собой достаточно хрупкую конструкцию, легко поддающуюся деформации.

  • Если не удаётся плотно прижать вал с многоступенчатой крыльчаткой и обеспечить надёжную фиксацию крышки кожуха, необходимо заменить изношенный уплотнитель. Его подбирают в отделе сантехники по наружному диаметру. Кольцо из резины должно иметь отверстие прямоугольной формы для размещения торца моторного вала.
  • Для выпрессовки двигателя нельзя использовать обычный металлический молоток. Это может привести к деформации деталей и порче насоса. Применяется исключительно резиновая киянка.
  • Если насос не подаёт воду, но слышно слабое гудение двигателя, поломка может заключаться не в засорении крыльчатки, а в износе стаканов и дисков с лопастями. Вышедшие из строя детали необходимо заменить новыми. Внешне лопасти на деталях выглядят изношенными.
  • Если включённый насос не издаёт звуков, а корпус проводит ток – это признаки попадания влаги на конденсатор (вода попала через вход кабеля в отсек). Вышедший из строя конденсатор следует заменить.
Заказать нужные детали можно в сервисных центрах или на заводе производителя. В последнем случае стоимость узлов приятно обрадует покупателя.

После замены деталей следует учитывать, что плавающие колёса (крыльчатки) имеют свойство прирабатываться друг к другу, уменьшая зазоры между всеми деталями насосного механизма. Это предотвращает внутренние протечки и увеличивает КПД оборудования. Но на такую притирку и усадку требуется некоторое время.