Как писать эссе по обществознанию фразы клише. План (структура) эссе по обществознанию

Структура эссе 1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.

Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

актуальность проблемы После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях. . . . . . глобализации общественных отношений; . . . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . . . обострения глобальных проблем современности; . . . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . . . развития международной интеграции; . . . современной рыночной экономики; . . . развития и преодоления мирового экономического кризиса; . . . жесткой дифференциации общества; . . . открытой социальной структуры современного общества; . . . формирования правового государства; . . . преодоления духовного, нравственного кризиса; . . . диалога культур; . . . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что. . . » «Автор обращает наше внимание на то, что. . . » «Автор убеждён в том, что. . . »

Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что. . . » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. . . » «Автор был прав, утверждая, что. . . » «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. . . ситуацию, сложившуюся в обществе. . . одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. . . » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. . . , но с. . . не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что. . . ? »

Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту.

Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод. . . » «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. . . »

пример Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» . (Ф. Аквинский)

Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

Примеры Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

Абзац 1: 1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы): "Данное высказывание относится к разделу обществознания философия/социальная психология/социология/политология/ право" 2)Определение темы/проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема. . . " "Эта цитата затрагивает немаловажную проблему. . . " 3)Объяснение выбора темы: "Для меня интересна эта тема так как. . (например: "она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации/маргинализации" и тд и тп) "Я выбрала эту тему так как. . . "

Абзац 2: 1) Объяснение точки зрения автора: "Автор этого высказывания. . (такой-то). . . пытался донести до нас мысль. . " или " Автор. . (такой-то). . . высказывает мнение, что. . " 2)Своя оценка: "Нельзя не согласиться, что. . . " "Я разделяю точку зрения. . " "Разделяю тз автора лишь отчасти. . . " "Не могу согласиться с автором так как. . "

Абзац 3 (аргументы): 1)Теоретическая аргументация: термины, понятия. "Исходя из определения. (социальной стратификации/сознания/гражданского права и тд). . . следует. . . " 2)Примеры из истории и политической жизни. 3) Аргументация со ссылкой на современную социальную действительность. Заключение "Таким образом. . . " "Итак, мы пришли к выводу. . "

Автор поднимает проблему …. . . указать какую. Данная проблема является актуальной в условиях. . (вечной) по прежнему актуальной, так как её решение. . . Автор убежден в том, что …. . . . (Автор обращает наше внимание. . .) Я согласен с автором (частично согласен, не согласен, готов поспорить) В чём? С чем? В какой части? На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании (картину, ситуацию, проблему и т. д) Аргументы (на теоретическом уровне -термины, понятия, мнения ученых) (эмпирический уровень- примеры из истории, литературы, и социальной реальности) Вывод. Подводя общую черту, хотелось бы отметить …. . . . Таким образом, можно сделать вывод. . . .

Среди всех предметов ЕГЭ 2019 года экзамен по обществознанию традиционно будет популярен, а это значит, что уже сегодня 11-тиклассникам стоит поинтересоваться, какой должна быть структура эссе, а также какие клише можно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем более детально разобрать особенности задания №29 КИМов по обществознанию, а также узнать, какие советы дают выпускникам опытные педагоги и репетиторы ЕГЭ.

Что изменится в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Критерии оценивания ЭССЕ

Основным при оценивании эссе будет критерий 29.1 (наличие раскрытия смысла высказывания). При этом важно раскрыть суть, не дублируя саму фразу.

Важно! Если по первому же критерию эксперты выставляют «0» балов, то эссе далее не проверяют и за все 29 задание экзаменуемый получает «0».

Также будут обращать внимание на такие важные нюансы работы, как:

  • корректность теоретических положений;
  • грамотность объяснения ключевых понятий
  • логичность и связанность рассуждений;
  • актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
  • раскрытие разных взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
  • наличие выводов.

Поскольку за грамотно написанное эссе на ЕГЭ 2019 года по обществознанию можно получить 6 первичных баллов, стоит позаботиться, чтобы структура мини-сочинения была правильной, а приведенные примеры – актуальными.

Также важно помнить, что объем мини-сочинения по обществознанию должен быть в пределах 150-450 слов. Впадать в крайности не рекомендуется, ведь на оценке может одинаково негативно сказаться, как погранично малое, так и слишком большое количество слов. Особенно, если, несмотря на многословность, автор так и не раскроет в работе суть вопроса. Оптимальный объем – 350 слов (примерно 2-3 листа прописного текста при среднем размере букв).

Важно! При оценивании сочинения на экзамене по обществознанию не учитывают допущенные выпускником орфографические ошибки. Исключением может стать тот случай, когда ошибка допущена в написании важного термина или понятия.

Структура эссе

Несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию в 2019 году ожидают небольшие изменения, структура эссе осталась прежней и включает такие 7 пунктов:

Отталкиваясь от этого плана можно и нужно создавать свои мини-сочинения, привлекая аргументы и примеры из разных сфер: истории и политики, экономики и права, философии и социологии. При этом, раскрывая выбранную вами тему можно использовать примеры из разных блоков, объединенных дисциплиной «обществознание».

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-тиклассникам в 2018-2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Секреты хорошего мини-сочинения

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
  • Найти правильные примеры .

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

Если вы твердо решили сдавать ЕГЭ по обществознанию, значит это статья для вас. Сегодня мы разберемся с тем, как выполнять одно из самых сложных заданий КИМа ЕГЭ по обществознанию — эссе.

Как писать эссе по обществознанию? Для начала необходимо ознакомиться с критериями оценивания вашей работы на экзамене. Эссе по обществознанию оценивается в рамках трех основных критериев.

Критерий 1 — нахождение проблемы

Это самый важный критерий. Здесь проявляется ваше умение понять, о чем автор говорит в своем высказывании. В этой части выполнения задания есть несколько рисков:

Риск №1: ключевые слова

Прочитав выбранное высказывание экзаменуемые скорее всего увидят в его составе знакомые слова и считают нужным включить эти слова в свое определение проблемы. Так, например, высказывание типа «Неравенство- такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И. Шерр.) может ввести экзаменуемого в заблуждение. Казалось бы все очевидно: автор использует термин неравенство, а значит мы можем написать, что он поднимает «проблему неравенства»… Но нет, нет и нет!

Если вы перечитаете приведенное высказывание несколько раз (кстати цитата Шерра — не самая сложная тема для распознания проблемы), то увидите, что автор рассуждает о том, насколько естественно неравенство, является ли оно чем-то присущим человеческому сообществу от природы.

Может быть на данном этапе разница покажется кому-то не очевидной, но в дальнейшем ваши термины и (!!) аргументы будут выдавать ошибки в интерпретации. Вам нужно будет рассказать не о неравенстве как экономическом или социальном феномене, но о его неизбежности для человека, либо же напротив — изначальной несвойственности (в случае, если вы с автором не согласны).

Риск №2: неточная формулировка

За годы преподавания на курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию мне нередко приходилось слышать от учеников заявления в духе «я понимаю, о чем идет речь, но мне сложно это сформулировать и записать». Так вот, на ЕГЭ это обстоятельство не является уважительной причиной.

В самом начале вашего эссе по обществознанию проблема высказывания должна быть сформулирована четко и ясно. Не заставляйте экспертов искать проблему в вашем тексте, укажите ему на нее, выразив всю сущность одним или двумя емкими предложениями.

Риск заключается не только в том, что отсутствие четкой формулировки может привести к тому, что эксперт попросту не найдет проблему высказывания в вашем эссе. Описав проблему двусмысленно и нечетко вы сами становитесь объектом риска, т.к. можете сбиться на другую проблему в ходе написания эссе. И подобных примеров огромное количество.

Риск №3: неоправданно усложнение

Некоторые ребята слишком сильно пугаются ЕГЭ. Это — нормальная реакция, но вот при написании экзамена она не только Вам не поможет, но и скорее всего навредит.

Если вы решаете поразить проверяющих, выбрав философское высказывание, будьте уверены, что вы правильно поняли его смысл. Подготовившись к тому, что философия — это история про сложные смыслы, абстрактные идеи и непонятные слова, ребята усложняют изначальное высказывание, выстраивают слишком длинные логические цепочки. Помните, что ЕГЭ — экзамен для школьников, никто не ждет от вас повторения подвигов Ницше или Канта.

Критерий 2 — теоретическая аргументация

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. Она слагается из двух блоков: отсылка к теоретическому материалу из курса обществознания и объяснение основных терминов.

Разберемся с первым блоком. Подойдя к финишной прямой, вы должны продемонстрировать максимум своих знаний, и теоретическая аргументация- лучшая возможность сделать это. Выбрали эссе про экономическое неравенство? Вспомните о теории Карла Маркса! Согласитесь с ним или покритикуйте, главное- расскажите о его вкладе.

Не помните теории? Не беда! В эссе про проблему истинности или ложности идей вспомните о критериях определения истины, ее видах.

Второй блок — термины. Вам нужно вспомнить не менее двух терминов, (!!) НАПРЯМУЮ относящихся к проблеме. Термины демократия и политическое лидерство изучается в одном тематическом блоке- политика, но, если вам попалась проблема, затрагивающая электоральные процессы, «политический лидер» будет не лучшим выбором.

Выбор терминов для эссе должен базироваться на «золотом» правиле написания любого текста: думайте, не что еще добавить, а без чего нельзя обойтись. Поэтому в разговоре о выборах лучше вспомнить об уже указанной демократии, избирательных цензах, политической репрезентативности и самом понятии «электоральные процессы».

Критерий 3 — аргументы в ЭССЕ по обществознанию

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. А вот теперь, друзья, запоминаем главное правило: вам нужны 2 аргументы из 2 РАЗНЫХ источников. Что это значит? Если вы в своем эссе, посвященном политическим реформам, приводите блестящие аргументы о Петре I и Александре II, не ждите 2 баллов, потому как оба аргумента были почерпнуты вами из истории России. Обратитесь к актуальным событиям (СМИ), вспомните любимых литературных персонажей. В конце концов, вы можете обратиться к личному опыту, подтвердив или опровергнув выдвинутый тезис.

Вот и все. 3 критерия, 5 баллов. Однако, на этом история с эссе по обществознанию не заканчивается.

FAQ`s (наиболее частые вопросы)

  • Нужно ли выражать свою позицию?

Ответ: нужно. И хотя в критериях четко не прописана необходимость вашего взгляда на проблему, но давайте подумаем логически. Для того, чтобы аргументировать какую-то позицию (вспоминайте про К3), нужно эту позицию иметь. Поэтому, друзья, приводим свою позицию.

  • Нужно ли прописывать мнение автора?

Ответ: нужно. В той части эссе, где вы объясняете суть проблемы, о которой хотите порассуждать, вам необходимо помнить об одной очень важной вещи. Позиция автора не тождественна проблеме. Автор может говорить о том, что рыночная экономика- худшая форма экономических отношений, это его субъективное мнение. Проблема же вашего высказывания- вопрос, который не может быть субъективным, а напротив- взывает к дискуссии. Поэтому позиция автора должна быть озвучена отдельно.

  • Я не помню точные формулировки терминов, можно ли писать своими словами?

Ответ: можно, но это очень опасно. Обществознание — предмет, в котором нет однозначных определений, одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций. Выражение вашей авторской позиции с этой точки зрения не возбраняется, но помните, что авторские определения- задача, с которой не всегда справляются даже аспиранты ведущих университетов. Поэтому идеальным выходом из ситуации будет не придумывание новых смыслов, но попытка передать ключевой смысл термина, использовав точную лексику и составив грамотное предложение.

  • Что лучше: выбрать один раздел и писать весь год эссе по нему или же писать по всем разделам?

Ответ: Это дело индивидуальное. Но как показывает практика, лучше выбрать не один, но 2 или 3 раздела, которые нравятся вам больше остальных и писать по ним эссе каждую неделю (минимум). Выбирая лишь один раздел, вы рискуете столкнутся с неожиданно сложным высказыванием и не понять проблему. Поэтому застрахуйте себя заранее.

  • В каком стиле нужно писать эссе?

Ответ: Обществознание — это не литература (строго говоря, ничто не обществознание, кроме обществознанияJ). Поэтому литературный слог, эпиграфы, 5строчные предложения скорее навредят вашей работе. Задача вашего эссе- представить проблему и рассказать о том, как она может быть осмыслена. Здесь нужна точность, лаконичность и четко выстроенная логика. Однако, в то же время эссе — не сухой текст, а ваши рассуждения. Поэтому все должно быть в меру.

  • Влияют ли орфографические и пунктуационные ошибки на мою оценку?

Ответ: Нет, отдельного критерия для этого нет, но на общее впечатление о вашей работе такие ошибки повлияют.

И самое главное правило: начинайте готовиться как можно раньше. Удачное эссе — дело опыта, поэтому смело атакуйте своих преподавателей в школе или на .

УЦ «Годограф» искренне желает вам удачи на экзаменах!

.
Максимальный балл – 6.

План работы:

  1. Выбрать одну из пяти предоставленных цитат (блоки: социология, экономика, политика, философия, правоведение).
  2. Сделать вступление, выдвинув идею высказывания и конкретнее пояснить её.
  3. Написать термины, подходящие под идею цитаты, раскрыть их и связать вместе. Также писать о своих рассуждениях.
  4. Подтвердить идею двумя аргументами из разных источников.
  5. Сделать небольшой вывод.

Шаблон (клише):

1. Вступление

Формируем идею цитаты (не проблему!), используя следующие клише :

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…»
  • И поясняем её более подробно:
  • «(ФИО) имеет в виду, что…»
  • Пишем своё мнение (необязательный пункт):
  • «Я считаю, что…»
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, непроблемные.

2. Теоретическая часть

Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты. Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения,
связывая из с терминами. Клише для теоретической части:

  • «Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее)».

3. Аргументы

Пишем два аргумента, которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.). Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете «Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент.

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод

Кратко подводим итог всему написанному выше:

  • «Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

Каждый год ФИПИ реформирует демоверсию ЕГЭ по обществознанию. На этот раз несколько изменились требования и система оценки эссе (задания 29). Предлагаю уяснить нововведения!

Изменения в обществоведческом эссе 2018

Вот как задание выглядело в 2017 году.

Что изменилось в тексте задания?

Давайте разберемся.

  1. Форма — мини-сочинение, без изменений.
  2. Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
  3. Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
  4. Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
  5. Также оценивается два примера из различных источников.
  6. Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.

То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению

Как теперь проверяется эссе?

Прежде всего, изменилось количество критериев. Их стало 4 вместо прежних трех.

Критерии проверки задания 29 эссе на ЕГЭ 2017

Напомним, что в общем за мини-сочинение можно было получить 5 баллов (1-2-2). Теперь это 6 ценность эссе продолжает увеличиваться, учиться писать его, чтобы получить важнейшие баллы ЕГЭ нужно обязательно!

Посмотрим на новые изменившиеся критерии!

Сущностно он не изменился, это все тоже раскрытие смысла цитаты автора. И, также, за нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.

Итак, требуется найти в цитате идею (? проблему?), связанную с курсом и выделить тезис (вашу законченную мысль по данному высказыванию), который вы в дальнейшем и будете обосновывать сведениями из курса и примерам из социальной практики.

Ничего нового, если честно, не вижу. Вместо смысла цитаты автора пишешь …

Тот же по сути, критерий 2. Теоретическое обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания. термины, понятия, теории, выводы науки по данной идее

Итак, разберем его по новым критериям…

«Защита права есть защита величайшей общественной ценности».

(П.А. Сорокин)

Критерий 1. На его раскрытие здесь играет:

Автор затрагивает проблему защиты права, особенно актуальную в современном обществе.
По его мнению защита права очень важна для общества.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека.

А также получайте от нас экспертную проверку в нашей группе