Избиение младенцев: христианская легенда или исторический факт? Очень рождественское искусство: Избиение младенцев.

"Избиение младенцев"- самая актуальная тема Рунета в эти новогодние/рождественские дни. Однако не потому, что в христианстве на эти дни приходится поминание младенцев, убитых 2000 лет назад по приказу иудейского царя Ирода Великого. Причина популярности скорее в так называемом "законе Димы Яковлева", принятого Госдумой РФ и лишающего российских детдомовцев надежды на минимальный шанс вырваться из порочного круга между сиротским домом, тюрьмой и домом инвалидов. Этот закон многие в Рунете сравнивают с пресловутым "избиением младенцев", а Президента, подписавшего этот закон, - с царем Иродом.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов". [Матф. 2:16]


Что же на самом деле произошло с младенцами в Иудее в царствование Ирода Великого? В чем так провинились дети перед царем? Церковное предание рассказывает о тысяча погибших младенцев: в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, а встречается вообще фантастика - 144 тысячи . Вряд ли когда-либо в Вифлееме жило столько людей.

Прежде всего, следует отметить, что кроме евангелиста Матфея никто больше этот эпизод не описывает. Более того, наиболее достоверный источник событий того времени, современник автора Евангелия, знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий (~ 37 - 100 г н.э.), который писал свои книги для римлян и не скрывал своей ненависти к Ироду, не скупился на черные краски для царя, нигде не упомянул об этом страшном событии. Ничего не сказал об этом и другой их современник, еврейско-эллинистический философ и религиозный мыслитель, Филон Александрийский (~ 25 г до н.э. - 50 г н.э.), оставивший детальное описание жизни Ирода. Откуда же Матфей узнал об "избиении младенцев", и было ли оно вообще?

Вопрос может показаться странным. Ведь "избиение младенцев" - это обычно все, или - почти всё, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом, а о популярности этой истории и её живучести свидетельствует огромное количество произведений искусства, посвященных этому событию. "Избиение младенцев" стало одним из главных сюжетов рождественских картин, театральных представлений и рассказов. При этом сам царь - личность в высшей степени неординарная и противоречивая, оставался как бы в стороне.

Но не зря потомки назвали царя Ирода Великим. Он - фигура незаурядная. Ирод был царь равновеликий, как в праведных делах, так и в злодеяниях. Это - один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на протяжении десятилетий. Царь-строитель, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона; успешный политик, умело лавировавший во время смены римских императоров, ставленником которых он был; злодей, не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия; жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были жены, сыновья, родственники и местная знать; жертва своей маниакальной подозрительности и палач, имя которого на века стало символом злодейства и жестокости.

Поданные не жаловали своего царя, слухи о нем ходили самые невероятные, и царская жестокость ни для кого не была секретом. Иосиф Флавий так описывает последние дни этого восточного деспота:

Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемом ипподроме (ристалище); затем он призвал к себе свою сестру Саломию и мужа ее Алексу и сказал им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур и блестящую погребальную процессию, если только вы пожелаете испол-нить мою волю. Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия, против своей воли, плакала бы над моей смертью » . [И.Флавий, "Иудейская война", I -33:6]

Впервые за все правление Ирода его воля не была исполнена.

Прежде чем войско узнало о его смерти, сестра его Саломия вместе с ее мужем освободили всех пленных, которых царь приказал убить, заявив, что он изменил свое решение и теперь отпускает каждого на свою родину . [там же, I -33:8]

"Избиение младенцев" на фоне этого не выглядит большим преувеличением, но истинность этого события вызывает большие сомнения у многих библеистов. Слишком противоречивы данные о времени рождения Иисуса Христа, а ведь это именно из-за него Ирод отдал свой приказ " избить всех младенцев в Вифлееме ". Волхвы, или маги, как называют их в оригинале греческого текста, пришли в страну "младенца Иисуса" поклониться родившемуся здесь "Царю Иудейскому", возбудив этим крайнее раздражение настоящего царя Иудеи, Ирода. При этом они не рассказали Ироду точное местонахождение младенца, указав только город Вифлеем. Естественно было предположить реакцию злодея - вырезать в том краю всех младенцев. "Зачистка" - как написали бы сегодня в Интернете.

Для подтверждения такого логического умозаключения автор Евангелия добавил ссылки на "классиков". Идея ссылаться на авторитеты родилась не в Интернете, и даже не в докладах Политбюро. Чтобы рассказанные истории выглядели убедительнее, авторы Нового Завета старались показать, что события развиваются в прямом соответствии с ветхозаветными пророчествами. Придерживался этого правила и евангелист Матфей, описывающий скорбь семей, у которых Ирод поубивал младенцев, ссылаясь на ветхозаветного пророка Иеремию.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". [Матф. 2:17-18]

Кроме этого, чувствуется явная аналогия с ветхозаветным сказанием о рождении Моисея. Согласно библейской легенде, фараон, напуганный быстрым ростом численности поселившихся в Египте потомков Иакова, повелел убивать всех еврейских детей мужского пола, но Моисея, как известно, удалось спасти. Пример вполне достойный сына Божьего, Иисуса.

Избие́ние младе́нцев - эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к маленьким детям и вообще к беззащитным людям.

Это одно из очень трудных для Вселенской Церкви мест Писания. Церковь не может сказать, заявить, что это ложь, эпический вымысел евангелистов. Ибо если допустить, что великая ложь с самого начала вкралась в Священное Писание, то нет никакой гарантии, что последующие, так сказать, малые лжи будут проникать в него беспрепятственно. Так и остается проблема Вифлиемских младенцев неопределенной, нерешенной с богословской точки зрения.

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января), в католицизме 28 декабря.

ЕВАНГЕЛЬКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти - 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

МАТФЕЙ И ЛУКА. РАЗИТЕЛЬНЫЕ НЕСОСТЫКОВКИ
Евангелист Лука дает совершенно иную картину Рождества. Создается впечатление, что они пишут о совершенно разных событиях. И дело не в звезде, волхвах и пастухах. У Луки никакой астрологии, никакой звезды, тем более звездочетов-волхвов нет. Особенно разность в описании Рождества у Матфея, бросается в глаза при сопоставлении его с евангелистом Лукой. Лука, как и Матфей, тоже подробно описывает повеление о переписи, поездку в Вифлием, пещеру и рождение… но, дальше начинаются странные вещи. У Луки нет, ни малейшего намека на гонение Ирода. Нет, не то что избиения младенцев, нет никакой поездки в Египет… но, более того, евангелист Лука упоминает обрезание и даже паломничество(о, страх какой!) в самый центр, в Иерусалим, в Храм. Иисус, Иосиф, Мария находились на виду, прямо под носом у Ирода, ничего не боясь и ни от кого не скрываясь.

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЛУКА ОБ ИЗБИЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ?
Апостол и евангелист Лука, самый плодовитый, вернее сказать - плодотворный в описании мельчайших подробностей писатель. Недаром он еще и художник, человек, тщательно, работающий над образами и мельчайшими деталями в них. По объему текстов Лука наибольше всех потрудился и написал. Вы удивитесь сказанному: он написал в Новом Завете по общему объему текста больше, чем апостол Павел. Удивительно, но это так. Евангелия 24 главы, а Деяяния аж 28 глав! Апостольских посланий всего 14. И посему очень странно и удивления достойно, что описывая Рождество, вопиюще-кричащая драма избиения младенцев, потрясшая без сомнения Израиль, прошла мимо его детального взора, осталась им незамеченной, так сказать, легкомысленно намеренно проигнорированной? А такая, тоже не менее важная деталь, как бегство в Египет, у Луки богоглаголивого, тоже опущена, пропущена. Странно, очень странно...

В истории человечества, так устроена наша психика, мирные дни, такого же мирного созидательного жительства не запоминаются. Запоминается жестокость! Летописцы описывают войны, истребления, резню людей, страшные природные катаклизмы и прочие потрясения. Жестокость запоминается надолго, доброденствие же не оставляет по себе мало записей и естественно следа...

Такое событие без сомнения потрясло бы не только Израиль, но и всю Римскую империю... ого-го, резня младенцев! «Римское право», в лице прокуратора-консула, вряд ли не отреагировало бы на такое вопиющее беззаконие. Заговорили бы летописцы историки. Однако, молчит, как в рот воды набрал, серьезнейший историк Иосиф Флавий, составивший очень подробное жизнеописание Ирода Великого, и если гражданские историки для нас не авторитет, но так, молчит и, церковный собрат по Писанию - евангелист Лука, описывающий очень детально подробности Рождества? Почему молчит Лука?

АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ.
Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии Иакова, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет небесный светил им там, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна - священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

БОГОСЛОВСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ.
Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

СКОЛЬКО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО УБИТО МЛАДЕНЦЕВ?
Церковное предание и тут не отличилось единообразием, указывая различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской - аж 64 тысячи.

Противники большого количества убитых младенцев обычно делают акцент на том, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек. Это была маленькая деревушка под Иерусалимом. Соответственно, при рождаемости там даже 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Сторонники большого количества убитых младенцев ссылаются на приведенные Матфеем слова Иеремии предполагая, что жертв было гораздо больше. Также некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения. Следовательно, маленькая деревушка Вифлием была переполнена, и им нашлось место только в хлеву. Встает последующий интересный вопрос: известны ли в мировой практике переписи населения, что бы писцы совершающие перепись не шли к людям, но наоборот, люди, дабы переписаться, шли к писцам? Причем, на перепись шли не в Иерусалим, столицу, духовный, административный и политический центр, но что бы писцы заседали, где то в деревне под Иерусалимом? Известны ли случаи, что бы жители, для учетной записи, всего лишь в одну строку(для галочки), срывались с места проживания и отправлялись в неблизкий путь, да еще с беременными женщинами на сносях? Вопросы, и вопросы…

В западной традиции они именуются святыми Невинноубиенными. Их число, сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 7: 4).

СОМНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧНОСТЬ.
Предание об избиении младенцев отсутствует в реальных исторических античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода - труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» - не содержит малейших упоминаний о резне младенцев в Вифлееме.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история - придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения [Ветхого завета]». Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста - представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАМЯТИ
Считался одним из самых несчастных дней в году. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.

Нам, верующим христианам, остается лишь смиренно пленять свой разум в послушание Божественному Промыслу, надеяться, верить и любить. Вся возможно верующему. Верою бо ходим, а не знанием. Мы, верующие, смиренно благоговеем перед вечной Тайной Бога, надеемся, что когда то, мы узнаем истину и все несостыкующиеся исторические факты о Рождестве, образуются, придут в порядок и станут на свои места.

Текст составлен по материалам Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Избиение_младенцев

ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ
1.Вифлеемские младенцы защитят наших детей // Правда.ру, 11.01.2011
2.День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Справка. 28 декабря католики отмечают День святых Невинных Младенцев Вифлеемских // РИА Новости, 28.12.2009
3.Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8.
4.Протоевангелие Иакова. XXII
5.Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея
6.Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея
7.Иер. 31:15
8.Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки
9.Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85
10.Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172-175
11.Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 "Romans, Herodians and Jewish sects, " p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88
12.Josephus, Antiquities of the Jews, Шаблон:Sourcetext (at Wikisource).
13. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972.
14.Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274
15.Перейти к:1 2 Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104-121.
16.Избиение младенцев (день избиения младенцев)

Привёл меня к воспоминаниям о картине "Избиение младенцев" Питера Пауэля Рубенса.

Петер Пауль Рубенс.
Избиение невинных (Избиение младенцев), 1609-11.
Холст, масло.
Частное собрание, временно в Национальной галерее, Лондон, Англия.

Рубенс провел годы 1600-1608 годы в Италии и Испании, где он погрузился в мир классического искусства и искусства Ренессанса. После возвращения в Антверпен, вдохновлённый работами старых Мастеров,он пишет серию картин на религиозные и мифологические темы.
В лондонской Национальной галерее выставляется одна из самых дорогих картин в мире - "Избиение невинных", которое описывает известное библейское событие – истребление младенцев царем Иродом.
Сообщается, что картина попала в коллекции музея временно по доброй воле ее владельца медиамагната Дэвида Томсона, купившего ее в 2002 году за 49,5 миллионов фунтов на аукционе.
Руководство музея также рассчитывает на то, что эта работа Рубенса будет доступна широкой публике еще в течение трех лет. Спасибо http://www.nearyou.ru/

Избиение младенцев в Вифлееме
Избиение младенцев в Вифлееме (новозаветные сюжеты в живописи).

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма
разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось
решенное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Роме слышен, плач и
рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо
их нет.
(Мф. 2:16-18)

Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано стали
почитаться как первые мученики за христианскую веру; они были "крещены
кровью" или, как иначе говорили, "запечатлены". В Откровении
Иоанна Богослова читаем: "И я слышал число запечатленных: запечатленных
было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых". Число,
конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинно
убиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших "от великой
скорби" будет спасено.
Эта евангельская история редко встречается в раннем
христианском искусстве. Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) уже
изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом
правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев.
Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению
приказания. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на
руках ожидает своей участи. Сцена очень спокойная, в духе христианского
искусства V века. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения,
а даст лишь намек на него.
Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники
Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно
ярче и драматичнее - порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни,
особенно картина 1482 года) - само избиение младенцев и отчаяние их матерей.
Сцена, как правило, происходит в саду дворца Ирода. Воины, вооруженные мечами,
вырывают младенцев из рук сопротивляющихся и горько плачущих матерей. Земля
устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Часто присутствует сам
Ирод - он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона,
установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).
Убегающая женщина, укрывающая младенца в складках
своего платья, -Елисавета, мать Иоанна Крестителя (Джотто, Рени). Изображая
этот эпизод, художники опирались на рассказ Протоевангелия: "А Елисавета,
услышав, что ищут Иоанна, сына ее, взяла его и пошла на гору. И искала места,
где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора
Бога, впусти мать с сыном. И гора раскрылась и впустила их. И свет светил им, и
Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их".
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко
изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над
убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г.; Никола Пуссен). Это
образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Пророчество, поясняет от
себя евангелист, сбылось. Рама - небольшой городок в пределах колена Вениамина.
Здесь полководец Навуходоносора Навузардан собрал пленных иудеев, чтобы отвести
их в Вавилон. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач
Рахили - праматери отводимых в плен, будто на смерть: "Рахиль плачет о
детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет". Матфей же
видит в этом печальном ветхозаветном событии прообраз события другого,
новозаветного - избиения младенцев Иродом.
Два толкования причины плача Рахили, раскрывающие
глубину трагизма, дает Ефрем Сирии в "Толковании на
Четвероевангелие". Приведем лишь первое. Примечательна уже постановка им вопроса:
"Почему же Рахиль плакала о детях своих, так как их не было, то есть не
было там, чтобы умереть за Христа7" И вот ответ: "Плакала Рахиль
потому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнего
народа, а Рахиль - образ церкви". Но "неплодная, - говорит пророк, -
родила, и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа". И
далее Ефрем Сирии рассуждает: "Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием,
каким ты плакала, когда враги (то есть вавилоняне. - A.M.) готовились напасть на
твоих детей; плачь о тех детях, которые брошены на улицах, будучи убиты не
иноплеменниками, а сынами отца их Иакова". Ефрем Сирин имеет в виду,
естественно, что исполнителями зверского распоряжения Ирода, который сам был
идумеянином - неважно, что идумеяне после 130 г. до н. э. приняли иудейство, -
были, конечно, иудеи. Итак, трагизм этого избиения младенцев усугубляется тем,
что совершено оно было их соплеменниками!
Ангелы на картинах с этим сюжетом художников
Возрождения часто держат охапки пальмовых ветвей (Гвидо Рени). Они
предназначены невинно убиенным детям как символ мученической смерти. Пальмовые
ветки в руках детей на картинах с другими сюжетами идентифицируют детей как
умерщвленных в Вифлееме.
Значительное влияние на последующие поколения художников
оказала композиция Рафаэля на этот сюжет, особенно после того как она была
растиражирована в гравюре Маркантонио Раймонди. Это влияние чувствуется в
картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Последний исполнил этот
сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого
взяло на себя заботу о жертвах чумы. Выбор сюжета для здания братства был
продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни
жертвам "черной смерти".
Что касается типологических аспектов избиения
младенцев, то они ярче всего раскрылись в "Библии бедных". Ирод
отсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдал
приказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме. Два воина в
кольчугах мечами закалывают двух детей, справа изображены две их ма-гери,
которые безучастно взирают на происходящее. Притом, что главная сцена по своей
экспрессии довольно слаба, параллели с Ветхим заветом, установленные здесь,
интересны, а некоторые даже уникальны. Здесь изображены пророки и царь Соломон
с корреспондирующими данному событию текстами. Осия: "Поставляли царей
сами, без Меня"; Иеремия: "Голос слышен в Раме, вопль и горькое
рыдание"; Давид: "Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих";
Соломон: "Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин
над бедным народом". На правой стороне Гофолия, мать Охозии, стоит в
царской короне и отдает приказание избить всех сыновей царя; палач исполняет
приказание; тут же сестра Охозии с малолетним Иоасом на руках, единственным
спасшимся потомком Давида. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия
олицетворяет Ирода, Иоас - Иисуса Христа. На левой стороне - Саул, в царском
венце, сидит на троне со скипетром в руке; перед ним Доик убивает священников,
давших Давиду священного хлеба. Символика, очевидно, такова: Саул есть Ирод,
Давид - Христос, священники - дети, умерщвленные Иродом. Нигде в других
картинах западных художников эта аналогия не проводится.
Возвращение из Египта
По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне
является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди
в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и
Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
(Мф. 2:19-21)
Хотя этот сюжет редко встречается в западноевропейской
живописи, о нем тем не менее необходимо сказать для полноты характеристики всей
темы.
Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон
Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить
от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям,
вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия).
Еще ряд деталей позволяет легко отличить "возвращение из Египта" от
"бегства в Египет". Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет
пешком, а не едет на осле. Далее, значение имеет возраст Иисуса. "Золотая
легенда", из которой многие художники черпали литературную программу,
сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет, и теперь Иисус уже не
младенец, а отрок - он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии.
Возвращение из Египта завершает цикл сюжетов,
повествующих о младенчестве Христа. В них Христос предстает еще бессловесным и
лишь исполняющим волю своих земных родителей. Чудеса, сотворившиеся при этом,
были следствием его воплощения. Мы же по прошествии двух тысячелетий можем
причислить к ним и тот огромный урожай, который собрало мировое изобразительное
искусство, запечатлевшее эти сюжеты.

А. Макапар.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта

Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все Мазуркевич Сергей Александрович

Ирод и избиение младенцев

Ирод и избиение младенцев

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов.

Евангелие от Матфея

Историческая справка

ИРОД ВЕЛИКИЙ. Родился в Южной Палестине в 73 году до н. э. В 37 году до н. э. Ирод, назначенный римским сенатом царем Иудеи и получивший в свое распоряжение римские войска, становится единоличным владыкой этой римской провинции. Историки отмечают, что при жестком и энергичном правлении Ирода Палестина процветала. Скончался Ирод в конце марта или начале апреля 4 года до н. э.

Одним из самых жутких преступлений в истории человечества принято считать массовое убийство детей в Вифлееме, совершенное по приказу Ирода, царя Иудеи. Однако те, кто считает, что это жуткое событие случилось на самом деле, глубоко заблуждаются. Ирод, бесспорно, был личностью малоприятной, но в данном случае ему приписывают то, чего он никогда не совершал. Но обо всем по порядку.

Итак, в Евангелии от Матфея сказано, что как раз в момент рождения Христа в Иерусалиме объявились три мудреца с Востока, именуемые также волхвами, возжелавшие поклониться новорожденному царю иудеев. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях.

Но как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И вот почему.

Во-первых, об этой трагедии, кроме Евангелия от Матфея, больше не упоминает ни один источник. Помалкивают не только другие апостолы и авторы современных Христу хроник, но и даже знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий, живший всего на сто лет позже. В своих трудах, повествуя о великом множестве мерзостей, совершенных Иродом, он ни словом не обмолвился о столь вопиющем его преступлении, как массовое детоубийство.

М. ди Джованни. Избиение младенцев. 1488

Во-вторых, против этого свидетельствуют легенды и данные археологических раскопок. В Вифлееме рядом с пещерой, которая, по весьма сомнительному преданию, является местом рождения Христа и над которой был построен знаменитый храм Рождества, находится и пещера, в которой, по другому такому же сомнительному преданию, находятся кости убиенных злодеем Иродом младенцев. Однако ученые, исследовавшие эту пещеру, установили, что кости принадлежат взрослым людям и их возраст не более 800 лет.

В-третьих, на момент рождения Иисуса Ироду было уже под семьдесят, и представляется маловероятным, чтобы он убоялся конкуренции новорожденного дитяти, если, конечно, только не собирался прожить лет сто с лишним.

В-четвертых, Ирод не был полноправным властителем Иудеи, а всего лишь вассалом римского императора Августа, который и утверждал все смертные приговоры. И даже если бы внезапно спятивший Ирод действительно захотел убить всех младенцев, то Август этого бы просто не допустил. Доподлинно известно, что через 10 лет после смерти Ирода следующий правитель Иудеи – один из его сыновей Архелай – был лишен трона и отправлен в изгнание все тем же Августом за куда как меньшие прегрешения. Кстати, то, что у Ирода не было права наследования иудейского трона, еще один аргумент против утверждения о том, что он убоялся конкуренции новорожденного царя иудейского.

И наконец, в-пятых. По разным данным, число жертв Вифлеемской трагедии составило от 12 до 20 тысяч младенцев, но этого никак не могло быть по той простой причине, что в этом небольшом городке в те времена всего проживало не более трех тысяч человек, включая новорожденных и дряхлых стариков.

Надо сказать, своим возникновением легенда о кровожадности иудейского царя в первую очередь обязана самому Ироду. Под конец своей жизни, страдая неизлечимой болезнью почек и гангреной яичек, он тронулся рассудком и приказал убить трех своих сыновей и одну из жен, заподозренных в измене.

Видимо, столь бесчеловечное преступление и побудило автора Евангелия от Матфея приписать Ироду не менее противоестественное деяние – массовое убийство младенцев. Для чего это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть значимость факта появления на земле долгожданного мессии.

И еще об одном заблуждении, связанном с именем Ирода. Согласно классической библейской легенде, одна из дочерей Ирода Антипы, Саломея, подарила отцу на день рождения великолепный танец. Когда же царь иудейский спросил ее, что она хочет в награду, то по наущению своей матери Иродиады Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. Так же как и история с «избиением младенцев», эта легенда весьма и весьма сомнительна.

Во-первых, ни в одном из Евангелий нет имени Саломеи в контексте смерти Иоанна, везде говорится о дочери Ирода, но не называется ее имя.

И во-вторых, при всех очевидных недостатках царя Иудеи он все же не подпускал своих дочерей к государственным делам, как бы они ни танцевали и как бы их ни звали. Что же касается убийства Иоанна, то Ирод в нем действительно повинен. Но сделал он это не по женской прихоти, а по «государственной необходимости», поскольку считал, что проповеди Крестителя могут привести к смуте. Вот что пишет об этом Иосиф Флавий: «Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на [вполне подчинившуюся ему] массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».

Вальтер Кремер и Гетц Тренклер в своей книге «Лексикон популярных заблуждений» отвечают на вопрос, почему же сюжет о танце Саломеи и голове Крестителя в награду за него так запал в душу многих художников и писателей, следующим образом:

«Да только потому, что он так удачно укладывается в схему «секс и преступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов (Юдифь и голова Олоферна, Мария Стюарт, Мата Хари). Противопоставление танца и смерти – это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия, как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.

Кстати, это понимали и не лишенные таланта писатели Марк и Матфей. В их интерпретации Иоанн погибает не просто как политический заключенный, а как жертва любовной интриги. И таким образом смерть Иоанна Крестителя прочно западала в память потомков. А поскольку памяти поколений следует помочь, событиям и персонажам лучше дать имена. Так в дальнейших интерпретациях «окрестили» и дочь Ирода, дав ей звучное имя Саломея».

Вряд ли настоящей Саломее понравилось бы то, что ее имя будет закреплено в памяти потомков таким образом. Но это не первый и тем более не последний случай, когда реальный исторический персонаж имеет мало общего с тем образом, что маячит в массовом сознании.

Из книги Как пережить конец света и остаться в живых автора Роулз Джеймс Уэсли

Особые требования к питанию младенцев Грудное молоко - лучшая пища для младенцев, к тому же оно не требует особых условий и сроков хранения. Однако прочие продукты детского питания должны использоваться с учетом их срока годности. Общие рекомендации сводятся к

Из книги История одного преступления автора Гюго Виктор

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ИЗБИЕНИЕ I Те, что спят, и тот, кто не дремлет В эту ночь, с 3 на 4 декабря, когда все мы, уставшие до изнеможения, готовые к самому худшему, спали сном праведников, в Елисейском дворце не смыкали глаз. Там царила бессонница, порожденная бесчестными замыслами. Около

Из книги Шотландия. Автобиография автора Грэм Кеннет

Из книги Отец Александр Мень: Жизнь. Смерть. Бессмертие автора Илюшенко Владимир Ильич

Кампания Мэри Слессор за спасение младенцев, конец 1870–1880 годы Мэри Слессор Мэри Слессор начала трудиться на джутовой фабрике в Данди в возрасте одиннадцати лет, чтобы помогать деньгами своей многочисленной семье, поскольку ее отец был пьяницей. После нескольких лет

Из книги Простаки за границей или Путь новых паломников автора Твен Марк

Из книги автора

Глава XVII. Выдержки из путевого дневника. - Рай по Магомету-- Красавец Дамаск. - Улица «так называемая Прямая». - Избиение христиан. - Дом Неемана. - Ужасы проказы. Следующий день был поистине надругательством и над людьми и над животными. Опять был тринадца­тичасовой

Возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).

Изображение этого события появилось после установления в первой половине V века почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще несколько сюжетов из различных литературных источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), которого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 декабря стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «Избиения младенцев» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово».

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» - мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева - царь Ирод с 2 сановниками, справа - палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, которого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь.

В искусстве средневизантийского периода сцена «Избиения младенцев» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (начало IX века, Бодлианская библиотека); рельеф слоновой кости (середина IX века, Национальная библиотека Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, середина IX века); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 годы) - сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 137, между 879 и 882 годами) - воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство праведного Захарии»); в кодексе Экберта (Городская библиотека, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е годы X века); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 годы, Константинополь) - Ирод в византийских императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI века (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа » в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) - палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом; в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми.

В памятниках поздневизантийского периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами.

В поствизантийском искусстве (росписи XVI-XVII веков соборов афонских монастырей: Великой Лавры святителя Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217).