Исторически первым видом земледелия является. Начало земледелия и скотоводства

Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

Изготовление керамики:
1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

ТО по «Первобытному обществу» 6 класс

ВАРИАНТ

Задание 1 – Тест.

1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше­ния?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве.

Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота б)скотоводство в) собирательство.

Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари б) жрецы в) старейшины.

4. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) медь б)бронза в) железо.

5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

а)корова б) лошадь в) собака.

Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с

зем­леделием?

а)скотоводство б) охота в) обработка металлов.

В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?

а) в человеческом стаде

б) в родовой общине

в) в соседской общине.

8. Выберите причину появления религии:

а) неумение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы

в) желание человека отличаться от животных.

Когда появился человек на Земле?

а) 2 млн. лет назад

б) 100 тыс. лет назад

в) 10 тыс. лет назад.

Задание 2.

история, исторический источ­ник, всеобщая история, кроманьонец, шаман, искусство, родовая об­щина, племя, старейшина, ремесло, знать

Задание 3 - Каковы черты первобытного человека и человекоподобной обезьяны?

Задание 4 –

Мезолит, энеолит, палеолит, неолит;

Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

ВАРИАНТ Задание 1- Тест

Выберите главную причину появления неравенства среди людей.

а) распад родовой общины б)изменение орудий труда в) появление государства.

Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

а) собирательство

б) изобретение металлических орудий труда

в) овладение огнем.

Кто управлял племенем?

а) жрецы б) совет старейшин в) цари.

Из чего первобытные люди делали первую одежду?

а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка.

5. Несколько родовых общин, живших в одной местности:

а) человеческое стадо б)племя в) соседская община.

6. Первое орудие труда первобытного человека:

а) мотыга б) заостренный камень в) плуг.

Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.

а) гарпун б) лук в) рубило.

Что называется искусством?

а) творческое воспроизведение окружающего мира

б) стремление человека объяснить загадки природы


в) желание людей лучше охотиться.

Когда человек начал заниматься земледелием?

а) 10 тыс. лет назад

б) 3 тыс. лет назад

в) 200 тыс. лет назад.

Задание 2 Что обозначают слова и выражения:

история, вещественный источ­ник, история Древнего мира, орудия труда, религия, соседская община, племенной союз, вождь, идол, неравенство, земледелие

Задание 3 - Каковы черты первобытного общества и религии?

Задание 4 Задание 4 – выставить правильне последовательности:

Мезолит, энеолит, палеолит, неолит

;- Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

Тема:Тесты по «Первобытному обществу» "Первобытное общество"

П осле таяния ледников и изменения климата первобытные люди стали пользоваться тем, что дает природа – они стали собирать плоды.

В некоторых районах Азии собирали пшеницу, рис, ячмень, в Америке обращали внимание на кукурузу, томаты и картофель, а на островах Тихого океана встречались таро или ямс.

Как зарождалось и распространялось земледелие

Особенно людям понравились злаки. Все дело в том, что зерна хорошо насыщали, а если их раздробить и добавить немного воды, то получалось что-то вроде каши. А если растереть между камнями и потом положить на раскаленный от огня камень, то получится лепешка. Эти первые рецепты приготовления примитивного хлеба добывались людьми в результате простого наблюдения и опытов.

Как оказалось, зерна можно было еще и запасать, а это очень важно, так как с охоты не всегда возвращались с добычей, а плоды собирались только в определенные сезоны. К тому же, хранить мясо или фрукты было трудно, а вот зерно лежало долго. Таким образом, люди могли себя подстраховать от голода во время холодных сезонов и неудачной охоты.


Люди приходили целыми общинами на поля, где росли дикие злаки, собирали зерна с колосьев или срезали стебли жатвенными ножами.

Жатвенный нож представлял собой острую каменную пластинку на деревянной основе. Это был прототип серпа.

Эксперименты и наблюдения подсказали людям, что можно не только собирать дикие злаки, но и самим садить урожаи прямо возле дома, не полагаясь больше на удачу от природы, ведь зерна могли поклевать птицы или посевы могли быть уничтожены животными, возле дома же посевы уже были под своеобразной защитой человека.

Чтобы посадить ту же пшеницу, достаточно было разрыхлить землю, выкопать корни и всыпать зерна. Это было начало земледелия.

На территории Палестины как раз были обнаружены следы сбора диких злаков. Находка относится к X-IX тыс. до н. э. Охотники и рыболовы уже давно не кочевали, предпочитая вести оседлый образ жизни. Основными поселениями все еще служили пещеры и своеобразные круглые дома, которые строились немного углубленно в земле, при этом стены обтирали глиной, а полы укладывали плиткой из камня.

О разведении скота можно говорить также – все достигалось путем экспериментов и наблюдений.

По мнению ученых, первым приученным животным была собака. Именно она помогала в защите от хищников, врагов, во время охоты.

Что касается скота, то в Азии смогли приучить диких предков коз, овец, свиней, а в Америке это были ламы.

Оседлый образ жизни позволил людям строить загоны для скота и ждать, пока потомство коз или свиней подрастет. С овцами и козами получалось очень просто, эти животные сами шли за человеком, который их кормил.


Шкуры и мясо уже не были на повестке дня острой необходимостью, теперь нужно было учиться не столько охоте, сколько скотоводству. Так появились первые пастухи.

Люди уже к этому времени использовали шкуру для согрева и одежды, но теперь из шерсти скота можно было прясть ткани и нити, а значит, шить одежду.

На каком-то этапе люди научились использовать и молоко животных, позже экспериментально научившись также делать творог и сыр.

Ученые назвали этот период неолитической революцией , период, когда оседлый спокойный образ жизни позволил людям вести земледелие и скотоводство.

Неолитическая революция не случилась за один день, на нее были потрачены тысячи лет. Как известно, темпы развития были очень медленными ().

Земледелие и скотоводство сначала развивалось на Ближнем Востоке в VIII-VII тыс. до н. э. (Западный Иран, Северный Ирак, Сирия, Турция, Палестина), а потом распространилось и по остальным территориям.

21-03-2014, 06:24


На территории, занимаемой сегодня Россией, земледелие возникло позднее, чем в странах Древнего Востока и юга азиатского материка. Одна из главных причин этого - грандиозное оледенение, которое в четвертичный период охватило всю северную часть территории современной России, дошло до южных районов Украины, гор Тянь-Шаня и Памира.
Лишь по мере таяния ледников и отступления их на север здесь появилась растительность, а за нею и животный мир. Постепенно с юга русские равнины стали заселяться человеком, появились зачатки земледелия. Наиболее благоприятными условиями для развития земледелия отличалась южная часть центральных областей страны, где свободные от леса площади перемежались с лесными массивами, а почвы были довольно плодородны.
На территории Краснодарского края и Закавказья наиболее древние очаги земледелия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Территория от Днепра на востоке до Карпат на западе и до Балтийского моря на севере с конца третьего и во втором тысячелетии до новой эры была заселена нашими далекими предками славянскими земледельческими племенами антов и венед.
В средней полосе России (бассейн верхней Волги и Оки) переход от охотничье-рыболовецкого промысла к земледелию и скотоводству отражает так называемая дьяковская культура, названная по раскопкам древнего городища Дьяково под Москвой. Земледелием здесь древние россияне стали заниматься во второй половине 1 тысячелетия до новой эры - на грани эпохи бронзы и раннего железа.
В середине 1 тысячелетия до н. э. юг нашей страны населяли многочисленные племена скифов и сарматов. В основном они вели кочевой образ жизни, но имелись и оседлые племена, занимавшиеся земледелием. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до н. э., земледельческие племена, населявшие низовья Днепра, Буга и Днестра, выращивали хлеба не только для себя, но и на продажу.
Византийский писатель Маврикий Стратег так писал о восточнославянских племенах, живших в лесостепных и лесных районах: «У них большое количество скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах), в особенности проса и пшеницы».
До середины 1 тысячелетия до н. э. (до освоения производства железа) обработка земли велась деревянными лопатами, роговыми или каменными мотыгами. Располагая такими примитивными орудиями, древние земледельцы не могли освобождать землю от леса. Поэтому обрабатывались лишь небольшие безлесные участки. Земледелие носило огородный характер с устройством гряд или клумб.
С появлением железных орудий - топора, мотыги, наконечников пахотных орудий - появилась возможность расчистить от леса значительные площади и распахать целинные земли (рис. 45). К этому времени земледельцы начали использовать животных в качестве тягловой силы.

Использование человеком животных, физически гораздо более сильных, чем он сам, позволило ему не только значительно увеличить силу своих мышц, но также дало возможность превращать грубые (не пригодные для человека) корма в полезную форму энергии. Освоение больших территорий стимулировало переход от огородного земледелия к полевому.
В это время земледелие стало играть значительную роль в жизни славян, оно отделилось от домашнего хозяйства. А поскольку земледелием преимущественно занимались мужчины, к ним перешло главенство в хозяйственной и общественной жизни. Так развитие земледелия определило смену матриархата патриархальной семьей - с главенством деда, отца или старшего брата.
Земледелие оставалось основным занятием всех славянских племен и на протяжении средних веков новой эры. Технология его основывалась на применении примитивных пахотных орудий, борон, железных серпов и деревянных цепов для обмолота хлеба. В земледелии господствовали зерновые культуры, тягловой силой в северных районах были лошади, а на юге быки.
Преобладало натуральное потребительское хозяйство. Часть продукции шла для обеспечения княжеских дворов с их дружинами и снабжения зарождавшихся городов. Продукцию продавали или обменивали на кустарные изделия горожан-ремесленников.

Религия - это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.