Хозяйственное использование субтропиков. Презентация на тему "субтропическая зона"

Описание урока окружающего мира в 4 классе , разработанного с использованием приёмов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

Выполнила : учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 3 п г т Смышляевка Передрий Ольга Геннадьевна.

Тема урока : У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Место урока в системе урока по данной теме: 13 урок из 20 в разделе «По родным просторам»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей;
  • сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • развивать умение работать с географической картой;
  • развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Используемые на уроке приёмы ТРКМЧП: верные и неверные утверждения, работа с текстом и заполнение таблицы, градусник настроения

Ход урока

I Организационный момент.

1. Вызов.

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун 3) верблюжью колючку

2) колосняк 4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака 3) корсака

2) верблюда 4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные 3) валы из песка

2) растения 4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак 3) ящурка быстрая

2) корсак 4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке

2) скарабею 4) жуку-оленю

С1. Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

С2. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

III Самоопределение к деятельности.

Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?

Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак «+», если верно «-», если неверно напротив каждого утверждения.

1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. (+)

2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. (-)

3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. (-)

4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. (+)

5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. (+)

6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. (-)

7. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (-)

8. В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир.(+)

IV Работа по теме урока.

2. Осмысление.

Беседа.

Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море .)

Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию .)

Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

(Солнечные лучи падают почти отвесно .)

В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику )

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

Какие это горы по высоте? (Высокие горы)

Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. )

А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками )

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек.

(заполняется последняя строка, предыдущие заполнены на предыдущих уроках) Каждая строка таблицы соответствует по цвету определенной природной зоне.

Природная

зона

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность

человека

Арктика

Тундра

Тайга

Смешанные леса

Широколиственные леса

Степи

Пустыни

Субтропики

Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 98.

Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?

Заполните третий столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 100.

Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?

Заполните четвёртый столбец таблицы, прочитав 1 абзац на стр. 101

Каких животных можно встретить в субтропиках?

Заполните последний столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 99.

Физкультминутка.

«Ленивые восьмёрки»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» - мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» - моргание на каждый вдох и выдох.

V Закрепление изученного материала.

VI Рефлексия.

3. Рефлексия.

Вернемся к утверждениям. Проверьте, везде ли вы правильно расставили знаки? Оцените свою работу с помощью градусников настроения.

Предлагаю вам выполнить тест, который поможет определить, все ли вам было понятно на уроке.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

VII Итог.

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

VIII Домашнее задание.

Технологическая карта

Учитель Передрий Ольга Геннадьевна

Дата 10.12.2014 г.

Класс 4 В

Тема урока У теплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Тип урока Урок усвоения новых знаний

Цели:

  • Развивающая : развивать умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками, развивать умение работать с географической картой.
  • Образовательная : познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей, сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • Воспитательная : воспитывать коммуникативность, умение давать оценку собственной деятельности;
  • Планируемые образовательные результаты : учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь; понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Методы: словесный, информационно-рецептивный (трансформация информации), поисковый, познавательно рефлексивный, приёмы ТРКМЧП (работа с текстом и заполнение таблицы, верные и неверные утверждения)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные ресурсы: мультимедийное сопровождение урока, физическая карта России, карта природных зон

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент

Создает эмоциональный настрой на работу в классе.

Личностные УУД: формируется положительный мотивация

II Проверка домашнего задания

III Актуализация знаний

Вызов

Верные и неверные утверждения.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак +, -напротив каждого утверждения.

Определяют свой уровень знаний по данной теме

Формулируют тему урока, ставят цели.

Регулятивные УУД: формируются умения составлять план урока (определение темы, цели и задач урока), планирование действий по выполнению задач урока. Принимают и сохраняют учебную задачу.

IV Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Осмысление

Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах.

Заполняют таблицу «Природные зоны России» используя текст учебника

Познавательные УУД: умение анализировать, находить опорные слова.

Коммуникативные УУД: умение выслушать собеседника, умение слушать других, умение выражать свои мысли, строить высказывания, осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

VI Физкультминутка

«Ленивые восьмёрки», «Шапка для размышлений», «Моргания»

Выполняют упражнения. активизирующие мозговую деятельность, внимание, ясность восприятия и речь

Личностные УУД: формирование правильного отношения к своему здоровью.

VII Продолжение работы по

теме урока

Закрепляют изученный материал, выполняя задания из рабочей тетради.

Выполните задание № 3, 4 из РТ.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование, анализ и синтез информации

VIII Рефлексия

Рефлексия

Сопоставление ответов из рубрики «Верные и неверные утверждения», данных в начале урока и в данный момент.

Проведение теста, на определение освоенности темы

Работают с «Верными и неверными утверждениями», выполняют тест « Черноморское побережье Кавказа»

Коммуникативные УУД: осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Подведение итогов

Задает вопросы:

Где расположена зона субтропиков России?

Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа ?

Подводят итоги урока, отвечая на вопросы

Регулятивные УУД: Сопоставление поставленных целей и итога урока, самооценка выполненной работы.

Домашнее задание

Запись домашнего задания.


Субтропики - это климатические зоны Земли, расположенные к северу и югу от экватора между тропиками и умеренными широтами. Субтропики характеризуются жарким летом и теплой зимой (t выше нуля оп Цельсию), поэтому занятия и работа людей в этих областях не очень разнообразны.

Испания, Португалия, США, Россия, Сирия, Ирак, Аргентина, ЮАР, Австралия и другие страны научились с пользой для себя вести экономическую деятельность в данных регионах.

Чем же занимаются люди в субтропиках

Основные направления деятельности:

  • сельское хозяйство,
  • туризм,
  • рыболовство.

В Испании, Португалии люди часто занимаются виноделием. Это очень прибыльный бизнес, который приносит много дохода владельцу. Также этим занимаются в США, России, Аргентине благодаря многочисленным солнечным дням, которые необходимы для выращивания многих культур, в том числе и винограда.

Многие люди занимаются чаеводством в Китае (гигант в этой сфере), России, Аргентине. Кстати, в России находится самая северная плантация для выращивания сортов чая в мире. Большой доход и растущее потребление напитков с использованием чайных листьев приводят к росту посевных площадей.

В США выращивают многие культуры именно в южной части страны (субтропики), что позволяет обеспечивать продуктами питания огромную страну и экспортировать их в другие страны (США - один из крупнейших экспортеров пшеницы в мире).

Стоит заметить, что в странах субтропиков хорошо развит туризм. Барселона, Лиссабон, Лос-Анджелес, Сен-Тропе, Сочи и многие другие города каждый год привлекают десятки миллионов туристов. В особенности развит пляжный туризм в Турции, России, Испании, Италии, Греции, где много разных достопримечательностей, что делает отдых в этих странах чарующим и прекрасным.

А рыболовство как отрасль, имеющая ограниченные ресурсы, растет большими темпами в США, России, Турции, странах Старого света и Австралии.

Также, например, в Ираке, Сирии, США развита нефтяная промышленность, приносящая большие деньги, но добыча нефти осложняется многими экономическими и политическими факторами.

Все природные зоны давно освоены человеком. Он активно ведет хозяйственную деятельность, тем самым изменяя характеристики природных зон. Как различается хозяйственная деятельность человека в природных зонах?

Полярные пустыни

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

В прибрежных районах обитают песцы, чей мех очень ценится в мире. На песцов ведется активная охота, что может привести к вымиранию этого вида.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек?

Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.

Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Субтропические и тропические леса практически вырублены, а территории заняты сельскохозяйственными посадками. Огромные участки занимают плодовые деревья.

Что мы узнали?

Человек занимается хозяйственной деятельностью практически во всех природных зонах мира. Это ведет к их значительному видоизменению, что, в конечном итоге, может привести к исчезновению некоторых видов животных и растений.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 346.

Который во многом зависит от местных особенностей территории. Субтропики характерны для юга Австралии, севера и крайнего юга Африки, побережья Балкан, но есть они и в России.

Субтропическая зона

Климат на Земле неодинаков. В одних местах невыносимо жарко, другие покрыты вечными льдами и пронизывают холодом, в третьих много тепла и влаги. Исходя из особенностей погодных условий, на нашей планете выделяют несколько климатических поясов.

Субтропический пояс присутствует как в Северном, так и в Южном полушарии. Он простирается от 30 градусов северной широты до 40 градусов южной, является переходным между тропическим и умеренным поясом. Изучают особенности субтропической зоны в 4 классе.

Условия пояса определяются двумя господствующими воздушными массами, сменяющими друг друга. Зимой они приходят с умеренной зоны, принося с собой прохладу и осадки, летом ветер идет с тропиков, насыщая воздух теплом.

Зимы этого пояса, как правило, мягкие, со средней температурой +4..+5 градусов. Серьезные похолодания случаются крайне редко, а морозы обычно не превышают -10 градусов. Лето субтропической зоны жаркое, солнечное и сухое. Средняя температура составляет +20 градусов.

Разнообразие субтропиков

Несмотря на наличие общих черт, зоны в разных регионах отличается. Кроме сезонных ветров, на него влияют местные ландшафты, а также наличие или отсутствие рядом морей и океанов. Так, внутри пояса выделяют влажные, полувлажные и засушливые области. Они отличаются по количеству осадков и присутствуют на каждом из континентов.

В глубине континентов протянулись регионы с засушливым климатом в течение всего года. В их пределах находятся зоны пустынь, полупустынь и степей с редколесьями, кустарниками и злаками.

На востоке и юго-востоке материков влажность повышена в летний период, зимы без осадков, а сезонная разница температур практически отсутствует. Субтропические природные зоны восточной части представлены смешанными лесами с бамбуками, магнолиями, соснами, дубами, пихтами, пальмами; широколиственными полулистопадными лесами - гемигилеями, с папоротниками, бамбуками и лианами.

С западной стороны находятся регионы полувлажных субтропиков со средиземноморским климатом. Здесь влажные зимы и сухое лето. Преобладают зоны жестколистых лесов с вечнозелеными дубами, соснами, пихтами, можжевельником, маслинами и другими растениями.

Субтропическая зона России

Для России субтропики не характерны. Большая часть ее территории лежит в умеренном поясе, а на севере охватывает субарктический и Но имеются и более теплые районы, где даже зимой часто бывают плюсовые температуры.

Субтропическая зона России занимает совсем небольшое пространство и тянется вдоль Черноморского побережья. Такие условия от Сочи до Анапы сформировались благодаря горам и морю.

Кавказский хребет является природным щитом, своеобразным барьером, который не пропускает холодные суровые ветра с востока и севера, а летом задерживает морские воздушные массы, не давая им пройти дальше на континент.

Горы Кавказа образуют границу между умеренной зоной с севера от них и субтропической зоной со стороны южных склонов. Продвигаясь с востока на запад, эта разница становится всё сильнее из-за увеличения высоты гор.

Климат и растительность субтропиков России

Природные условия Черноморского побережья России изменяются от сухих степных районов до сильно увлажненных территорий. От Тамани до засушливый, степной. Здесь есть плавни и лиманы, поэтому растительность преимущественно водная.

Субтропики начинаются от Анапы. Примерно до Туапсе климат средиземноморский. Зимой выпадает большое количество осадков. Среднегодовые температуры находятся в пределах от +12 до +14 градусов. В этой части побережья растут маслины, можжевеловые редколесья, крымские сосны, дикие фисташки. Климат похож на побережье Балкан или южный берег Крыма. В горах растительность меняется ещё и с поднятием на высоту. Там, где горы не очень высокие, холодные потоки с континента все же находят лазейки. Они встречаются с теплым морским воздухом побережья, образуя местные ветра, боры. Когда дует бора, нередко случаются смерчи, торнадо и ураганы.

От Туапсе начинается зона влажных субтропиков, схожая с климатом побережья Грузии, Абхазии, Колхиды. В этой области горы выше, поэтому и барьер от ветров более надежный. На западных склонах за весь год выпадает до 3000 мм осадков. Это наиболее влажное место европейской части света.

На побережье осадков тоже много - до 2000 мм/год. В регионе растут многоярусные вечнозеленые леса. В нижних пределах растет бук, дуб, граб, обвитые лианами и с зеленым подлеском. В предгорных районах растут фрукты, каштаны, лещина, земляничные деревья, шелковые акации. В садах выращивают цитрусовые, инжир, гранат. В горных районах растительность соответствует высотному поясу.

1. Заполни таблицу.

2. Закрась кружочки около рисунков растений, которые занесены в Красную книгу. Подпиши названия растений Черноморского побережья Кавказа.

3. Запиши, какие экологические проблемы возникают в зоне субтропиков из-за деятельности человека.

Засорение прибрежных вод грязными стоками. Отлов редких насекомых и охота на редких животных. Засорение природы мусором и отходами после отдыха туристов. Хищническая вырубка лесов. Бесконтрольный сбор редких растений.

4. Прочитай текст.

Эвкалипт

Родина эвкалипта - Австралия, откуда он распространился по всему свету. Это высокие красивые деревья с мясистыми, покрытыми кожистой оболочкой листьями, свисающими вниз. Некоторые эвкалипты достигают в высоту 100 метров.
Часто эвкалипт называют "деревом-насосом". Так как этому дереву требуется много влаги, его часто сажают в болотистой местности. В некоторых регионах мира это привело к сокращению количества больных малярией и другими заболеваниями.
Эвкалипт щедро снабжает человека всевозможными лекарственными препаратами. Эвкалиптовое масло лечит дыхательные пути, успокаивает нервную систему, хорошо влияет на деятельность почек.
Древесина эвкалиптов очень твёрдая, но хорошо поддаётся обработке. Человек использует это дерево при постройке кораблей, а также для внутренней отделки домов.
(По А. Ликум)

Что ты узнал из текста об эвкалипте? Озаглавь текст. Напиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их.
Задай эти вопросы соседу по парте.

Назовите родину эвкалипта?
Почему эвкалипт называют "деревом-насосом"?
Какого размера в длину достигают эвкалипты?
Эвкалипт высокое растение?
Эвкалипт лекарственное растение?
Для чего используют древесину эвкалипта?

5. Найди в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или животном Черноморского побережья Кавказа. Расскажи о нём на уроке.

6. Продолжи заполнять таблицу "Охрана природы"

7. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

3. Высокое дерево, привезённое из тёплых стран.
6. Студенистый обитатель морей.
8. Название природной зоны у побережья Чёрного моря.