Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева.

Крещение Господне - торжественное событие, наполняющее светом душу каждого христианина. Войдя в воды реки Иордан, Спаситель сделал первый шаг навстречу своей судьбе. Принимая участие в обряде крещения, он подчеркивает свою сопричастность к простым людям, кающимся, заблуждающимся, принимает на себя их грехи и обещает очищение. Этому сакральному событию посвящено множество икон. Об одной из них - иконе "Крещение Господне" мастерской Андрея Рублева - мы и поговорим сегодня.

В глубь веков

Об этом знаменательном событии рассказывают все евангелисты. Пока Иисус с семьей жил в Назарете, в Иудейской пустыне о скором его пришествии провозглашал пророк Иоанн. Он призывал людей покаяться в грехах, смыть их в водах реки Иордан и начать новую жизнь по христианским заветам.

Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к месту проведения обряда, чтобы явить миру свою истинную природу. Иоанн, узнав сына Божьего, усомнился в своем праве крестить его. Но Иисус успокоил старца, пояснив, что такова воля его Отца. Войдя в воды, он молился о благословении на трудный путь. В это время с неба спустился Святой Дух в облике голубя, и все присутствующие услышали голос Бога: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". С этого дня Спаситель начал исполнять свою миссию, страшную и великую.

Иконография

Крещение Господне изображали многие иконописцы, начиная со времен первых христиан. На первый план выходил не столько сам обряд, совершаемый в водах Иордана, сколько событие Богоявления. Все присутствующие в этот день могли наблюдать Троицу: Иисуса Христа, Святой Дух, сошедший с небес в виде голубя, и глас Отца, свидетельствовавшего о Сыне. Именно это становится содержанием икон, мозаик.

Центральной фигурой является Спаситель. На ранних иконах он изображается обнаженным, молодым юношей или зрелым мужем с бородой. Позже чресла Иисуса Христа стали рисовать опоясанными. Иногда его символизирует агнец - напоминание о предстоящей жертве Спасителя. Над ним - голубое небо, откуда слетает белоснежный голубь. Глас Божий иконописцы изображали в виде луча или благословляющей десницы. С VI-VII веков появилась традиция рисовать Иоанна Предтечу на левом берегу Иордана, а на правом - трех или четырех ангелов.

Иконописец Андрей Рублев

Великий мастер древней Руси не обошел своим вниманием это событие. Он жил и творил во времена монгольского нашествия, в XIV-XV веках. Его имя крепко связано с Троицким монастырем и монахом Сергием Радонежским, которого художник почитал как отца. Иконы Андрея Рублева в темные времена несли идеи духовного возрождения Руси. Благодаря гармоничным краскам от них исходит чистое свечение. Образы одухотворены, в них читается душевная тишина, спокойная радость.

"Крещение Господне" - одна из особо почитаемых икон Андрея Рублева. Он писал это событие несколько раз. Одна из работ хранится в Сергиево-Троицкой лавре. Она дошла до нас в сильно поврежденном виде. На оригинале уже не видно теплых, чистых красок. Но первоначальный рисунок ясно просматривается.

Еще одну икону можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Она сохранилась лучше, в ней меньше золотого света, но больше строгих сине-зеленых цветов. Кажется, что все изображение омыто крещенскими водами. Сохранилась также фреска в Успенском соборе (город Владимир).

Надо отметить, что среди искусствоведов до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли названные работы кисти самого Андрея Рублева. Возможно, иконы писались его учениками. Ведь в XV веке никто не вел учет работ того или иного художника. Авторство устанавливают по характерной технике письма, но это не гарантирует стопроцентного результата.

Описание иконы "Крещение господне"

Сердце ее - Иисус Христос, словно парящий над синими водами Иордана. Над его головою нимб, на него указывает тройной голубой луч (глас Отца), к нему слетает голубь.

В ногах Спасителя иконописец изобразил старца, символизирующего реку Иордан, и юношу на двух дельфинах - образ моря. Они указывают на переход от Ветхого Завета к Новому. Мертвое море, куда впадает река - символ ада. Река - образ смертного, грешного человечества. Но в 113 псалме дается пророчество о том, что воды Иордана будут повернуты вспять. И свершит чудо приход сына Божьего.

На левом берегу Иордана благоговейно склоняется над Спасителем Предтеча, осознавая величие момента. На правом берегу изображены четыре ангела в праздничных одеждах. Икона "Крещение Господне" пронизана глубокой радостью от свершающегося чуда, светлой верой в грядущее спасение.

Преклонение перед Троицей

Икона XV века "Крещение Господне", по традиции, изображает момент Богоявления. Никому не известный до тех пор Иисус Христос, сын простого плотника, предстал во всем своем величии. Перед ним низко склоняется Иоанн Креститель, осеняя Спасителя крестным знамением. Его фигура со странно выписанными, словно перекрещенными ногами, непропорциональными руками подчеркивает неполноценность человеческой природы. Вместе с ним склоняются в сторону Иисуса скалы.

Три ангела на правом берегу также смиренно и восторженно ожидают выхода Спасителя из воды. У двух из них на руках ткань, в которую они, как восприемники, готовы завернуть крещаемого. Все осознают значимость момента, преклоняются перед богочеловеком, которому предстоит повернуть течение Иордана вспять, принеся себя в жертву.

Четвертый ангел устремляет молитву ввысь. Его взгляд направлен на луч света, в котором слетает голубь. Он внимает гласу Отца, созерцая Богоявление во всем его величии.

Духовный смысл иконы

Крещение - событие, символизирующее собой зарождение новозаветного мира. Иисус Христос, окунаемый в воды Иордана, словно принимает смерть. Тут и гибель ветхозаветного, греховного человека, и прообраз гибели Спасителя на Кресте. Выход из воды - символ новой жизни, Воскресения, духовного очищения.

Значение иконы "Крещение Господне" заключается в переходе к новому миропорядку. Иордан - та граница, где Ветхий Завет был отделен от Нового. Природа человека была повреждена после грехопадения Адама и Евы. Бог, соединившись с человеческой плотью и душой через Иисуса Христа, восстановил ее. Изображение Спасителя в водах реки указывает на то, что через освященные воды, посредством обряда крещения, каждому из нас был дарован шанс на вечную жизнь. Поэтому икона вселяет в верующих надежду, радостный трепет и благоговение.

В чем помогает икона "Крещение Господне"?

Этот образ наделен особой силой. В нем - торжество Православия. Перед ним верующие молятся Святой Троице, просят о защите всех членов семьи, избавлении от болезней. Считается, что икона "Крещение Господне" дарует выздоровление детям. Она же способна вселить веру в души сомневающихся, стоящих на распутье, придать сил на пути духовных свершений.

Икона "Крещение Господне" была написана с огромной любовью. В ней много света, лучащегося изнутри. Ведь праздник Крещения в древности называли "святыми Светами", что говорило об очищении и освящении природы человеческой светом Христовым.

Перед нами икона XV века «Крещение Господне », принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:

Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»,

— так поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. Потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.

Особенность иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и про белы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.

Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна.

Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ — с нижнего левого угла в верхний правый — заканчивается уходящей в горы рекой.

Другая — с нижнего правого угла в верхний левый — проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре – на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа.

Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Образ Иисуса Христа – центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее – грудь, плечи, руки, ноги — округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.

Скалистые берега расступаются в самой нижней части фигуры — у ног — и сужаются в самой широкой ее части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами, придавая фигуре устойчивость. Потом они снова расширяются на уровне плеч, сужаясь у нимба и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой, полностью скрывая фигуру как в ущелье.

Нежные изгибы, в музыкальном ритме повторяющие и объемлющие фигуру Спасителя, словно исполняют любовный танец, осторожно сопровождая каждый изгиб тела Иисуса Христа. Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть одновременно.

Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее — рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу.

Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье – это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.

Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.

Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте.

Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный.

Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.

Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы сразу видна. Странно выписаны его ноги: они словно перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот.

Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.

На противоположном берегу – прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны.

Впереди — два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они — восприемники, готовые Его принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первых два.

Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче — Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака.

Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные – Иоанн Креститель и трое ангелов — заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление – Троицу Триипостасную.

Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.

Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, заключая Его в свои объятия.

Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.

Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности.

Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы псалма:

«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,

указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов, изображающих Крещение Господа.

Гайкова Алевтина Александровна

Во-вторых, при разных оттенках мнений надо признать, что в непосредственном создании иконостасных произведений Андрей как живописец участвовал мало. Из праздничных икон почти определенно ему может быть приписано только «Крещение».

Правда, произведение это очень сильно утрачено, сохранность живописи здесь одна из самых худших; красочная поверхность повсеместно повреждена, много выпадов до грунта, потертостей. В сущности, целиком сохранился лишь первоначальный рисунок. Бесчисленны мелкие утраты, поэтому и не сразу можно воспринять ясное гармоническое звучание присущих Рублеву красок; чистых синих и с зеленоватым оттенком, золотисто-охряных, лиловато-розовых, красных, темно-зеленых в одеждах, синеватых в воде Иордана, серебристо-зеленых на горках.

Не один раз в своей жизни Андрей писал это изображение, выводил сверху киноварью, окончив все до последнего мазка, надпись: «Богоявление Господне». Краткий рассказ гласит, что взрослый уже Иисус незадолго до того, как он сам начнет проповедовать свое учение, услышал, что в Палестине явился пустынник и учитель, которого народ почитал за пророка. Имя ему Иоанн. Страстно и вдохновенно призывает он к нравственному очищению и всеобщему покаянию, пророчествует о наступлении на земле иной эпохи, о пришествии мессии. В знак очищения Иоанн совершает обряд омовения в водах Иордана. При этом Иоанн сообщает пожелавшим принять его учение, что он лишь предшественник (по-славянски «предтеча») того, кто послан совершить подлинное, духовное очищение. Вместе с другими приходит креститься к Иоанну никому не известный еще Иисус. Событие этого крещения издавна, по крайней мере с IV века, изображалось на мозаиках, фресках, иконах. И не одно столетие после Рублева художники будут обращаться к этой теме - от средневековых иконописцев до великого русского живописца XIX века Александра Иванова.

Праздник приходится на 6 января, на двенадцатый день после Рождества. На Руси глубокая зима, самые крепкие трескучие морозы. Двенадцать дней между двумя большими праздниками назывались Святки - время веселое, не рабочее. Хаживали друг к другу в гости, отменены были все посты. Как и перед Рождеством, день перед самым праздником назывался Сочельником. На сей раз ему название крещенский. Ранним утром праздника по всей Руси стар и млад с иконами и хоругвями по скрипучему снегу шли крестным ходом на реки, озера, пруды, колодцы. В особо устроенные, украшенные проруби - иордани опускали священники крест, пели и читали молитвы на освящение воды.

А на иконе было иное - серебристо-зеленая земля, почти обнаженный Иисус в теплых голубоватых струях Иордана, легкие, античные одеяния предстоящих. Невиданный неземной свет как бы изнутри озаряет, звучит в этих переливах синих, зеленых, алых, лиловых, розовых цветов. Это праздник света.

…Склонялся над иконой Андрей, точными быстрыми мазками заставлял загораться, светиться все изображаемое. Высокий и стройный стоит только что написанный в середине иконы Христос. Синие струи Иордана лишь прикасаются к его ногам. Широкоплечий, крепкий, он слегка приподнял голову, как бы прислушивается. Во всем облике его видны мощь, крепость. Левая рука опущена на бедро, он придерживает ослепительно белую повязку на чреслах.

Рублев не случайно позволил себе положить здесь чистый белый цвет, без примесей, без подцветок. На одеждах, на горках свет как бы пробивается, изображается высветлениями, мазками пробелов. Андрей, наверное, помнил читанное в одном из древних «слов» на этот праздник: там говорилось, что в совсем давние времена, на заре христианства Крещение считалось праздником света - просвещения…

Тонкой кистью, голубой с белилами краской нужно провести сверху иконы к голове Христа по золотому свету две линии - луч и в нем тем же цветом изобразить малую птицу, подобную трепещущему голубю, - образ нисходящего духа, «дух в виде голубине». По давно установленному правилу Рублев пишет ангелов. Вестники горнего мира преклоняются перед совершаемым. Лишь один из них поднял голову к небу. Он будто бы следит за лучом света. Но и его руки в знак благоговения изображены покровенными. А справа - Иоанн в глубоком смиренном поклоне. Заботливо и трепетно простирает он благословляющую руку к Христу. Трепетным светом пронизаны горки, сияют одежды, легко светят золотые поверхности нимбов. Округлые, с широко распахнутыми глазами почти детские ангельские лица. Сдержанная радость в лице Иоанна…

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

Оригинал взят у iov75 в Богословие иконы. «Крещение Господне» Андрея Рублева

Перед намиикона XV века «Крещение Господне» , принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева . Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещения, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах: Бог-Сын - Иисус Христос, Бог-Дух Святой - в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение» , как поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. И потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.
Особенность иконы и ее завораживающая красота - в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и пробелы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.
Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна. Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ - с нижнего левого угла в верхний правый - заканчивается уходящей в горы рекой. Другая - с нижнего правого угла в верхний левый - проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре - на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа. Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» .

Образ Иисуса Христа - центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее - грудь, плечи, руки, ноги - округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.
Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть. Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее - рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу. Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье - это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.
Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте. Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный. Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная...
На противоположном берегу - прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны. Впереди - два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они - восприемники, готовые Его тотчас принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первые два.
Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче - Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака. Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные - Иоанн Креститель и трое ангелов - заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление - Троицу Триипостасную. Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.
Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности. Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу - еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой - видимые образы: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» , указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки - античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

Праздник, посвящённый великому событию? Крещению Господа нашего Иисуса Христа в Иордане, появился в самые первые годы христианства. Он был любим всеми последователями христианского учения, так как позволял им вновь пережить волнующие моменты собственного крещения и мысленно погрузиться в мир этого таинства. Когда же иконы стали входить в церковный обиход, то наряду с другим появилась икона «Крещение Господне». Но вначале поговорим о событии, послужившем поводом к её написанию.

Предтеча Господа на берегах Иордана

Святое Евангелие повествует нам о том, как послал Господь пророка Иоанна, чтобы подготовить людей к приходу Сына Своего Иисуса Христа. Предшествующий Иисусу Иоанн именовался в Новом Завете как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель. Волею Господа Бога он обратился к иудеям с призывом прийти покаяться в содеянных грехах и очистить души для принятия Царствия Божия. Сам же он был величайшим подвижником и аскетом. Прожив всю жизнь в условиях суровой Иудейской пустыни и отвергнув мирские радости, святой Иоанн всего себя отдал служению Богу.

Его проповеди, полные жизни и правды, встретили широкий отклик. Евангелие говорит о тысячах евреев, поспешивших на его призыв. Все они принимали от Иоанна крещение в водах реки Иордан. Это был символический акт омовения тела и души, но это ещё не было благодатным христианским таинством. Это было лишь подготовкой к нему.

Родоначальник Царствия Божия

К этому времени Иисусу Христу, который жил в Назарете и не был ещё никому известен, исполнилось тридцать лет. По иудейским законам это был возраст, по достижении которого мужчина получал право стать учителем и именоваться «равви». С этих пор он начал своё общественное служение, целью которого было указать людям путь в Царствие Божие, то есть в новое, возрождённое после грехопадения человечество.

Вратами в него было крещение, так как без очищения от грехов и покаяния вход туда был закрыт. Иисус Христос, как родоначальник этого Царствия, должен был первым в него войти, а следовательно, несмотря на свою безгрешность, не мог миновать его очистительных врат. Это и послужило причиной того, что в один из дней Иоанн Креститель, произнося свою очередную проповедь, увидел приближающегося к нему Иисуса.

Крещение Иисуса Христа и установление таинства

Уразумев Божественную силу Того, кто к нему подошёл, Иоанн впал в замешательство, что выразилось в его словах о своей недостойности совершать ритуал в отношении самого Мессии. Иисус же успокоил его, приведя слова из Священного Писания, свидетельствовавшие о Божественном предначертании всего происходящего. То, что последовало за этим, и являет собой икона «Крещение Господне».

Иисус вступил в воды Иордана, исполняя обряд и тем самым освящая его и возводя в ранг таинства. Все присутствовавшие при этом услышали голос, раздавшийся с неба и свидетельствовавший о Божественной сущности Иисуса. При этом Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Всё это доказало людям, что в Иисусе из Назарета сочетаются две сущности? человеческая и божественная.

Богоявление при Иордане и его датировка

Крещенский праздник, установленный в честь этого события, и икона «Крещение Господне» имеют ещё одно название? Богоявление. Объяснение этому вполне очевидно? на берегу Иордана Бог явил людям все три Свои ипостаси. Совершавший крещение? Сын, провещавший с неба? Отец, нисшедший на Иисуса в виде голубя? Святой Дух. Таким образом, икона «Крещение Господне» - Богоявление - это не просто изображение библейского события, но изложение глубокой религиозно-философской доктрины.

Евангелист Лука даёт нам возможность с определённой точностью датировать это событие. Он пишет, что Иоанн Креститель начал свои проповеди в пятнадцатый год правления императора Тиверия. По историческим данным, это должно соответствовать 779 году от основания Рима, или 30 году нашей эры. Так как между началом проповедей Иоанна Предтечи и появлением Иисуса Христа на берегу Иордана небольшой временной интервал, мы можем заключить, что в этом же году произошло и Крещение Господне.

Икона, фото которой размещено в начале статьи, представляет Иисуса Христа, стоящего в иорданских водах и Иоанна Крестителя, совершающего над Ним обряд. С правой стороны чины ангельские склонились в благоговейном трепете, а с неба нисходит Дух Святой. Большинство православных икон придерживаются именно этой композиционной трактовки при изображении данного события.

Иные названия этого праздника

Примечательно, что отмечаемый на Руси с древних времён, этот праздник имел вначале иные названия. Он был известен как «Епифания», что в переводе с греческого значит? явление, «Теофания» ? богоявление, а также «праздник Светов». Безусловно, имелся ввиду Неугасимый Свет, принесённый Богом в этот мир. Икона Крещение Господне, описание которой было изложено выше, имеет и ещё один символический смысл, восходящий к Ветхому Завету. Именно в нём вода представляется как начало жизни. Вспомним, как из неё, под воздействием животворящего Духа, появилось всё живое. Следовательно, Господь Бог и жизнь неразрывны.

Особенности праздника, установленные церковью

Икона «Крещение Господне» представляет один из главных праздников христиан. Он отмечается 19 января, им заканчиваются Рождественские святки, длившиеся со дня Рождества Христова, то есть с 7 января. В память того, как Иисус Христос крещением Своим освятил воду в Иордане, каждый год накануне праздников во всех православных храмах совершается чин освящения воды. Читаются особые молитвы, и священник трижды погружает в воду крест.

В день праздника освящают воду в водоёмах, совершив предварительно к ним крестный ход. Часто водосвятие на водоёмах сопровождается символическим погружением в прорубь наиболее рьяных богомольцев. В морозный зимний день они находят мужество, осенив себя крестным знамением, ввергнуться в ледяную воду. Прорубь во льду делается обычно в виде креста. Также в руках духовенства, присутствующего при этом, обязательно имеется крест и икона «Крещение Господне». Значение этого ритуала вполне понятно? торжество духа над плотью.

Народные обычаи в этот праздник

В канун этого дня церковь установила однодневный пост. Он называется Крещенский сочельник. В этот день принято вкушать символическое блюдо? сочиво. Это отвар из пшеницы и мёда. Празднование Крещения богато различными традициями. Так, например, в сочельник хозяйки выпекали особое печенье? кресты. Утром в праздник они съедались со святой водой. В форму выпечки печенья и его оформление закладывался особый смысл, понятный лишь тем, для кого оно предназначалось. В течение праздничных дней женщинам не подобало ходить за водой на реку, это было обязанностью мужчин. Бельё в реке не полоскали во время этих дней и неделю после этого, так как это считалось неуважением к празднику.

Во всём мире христиане празднуют Крещение Господне. Икона, фото которой завершает статью, принадлежит Западной Церкви, однако обращает на себя внимание схожесть сюжетной композиции. Общее даже расположение фигур. Добавлены лишь некоторые элементы, которые не включает в себя православная икона «Крещение Господне». Значение иконы при этом то же самое? Иисус Христос своим погружением в струи Иордана открывает нам врата Царствия Божия.