Христианская иерархия. Дьякон - это ближайший помощник священника и архиерея

В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) ичёрное духовенство (монашество)

Чины белого духовенства:

Алтарник - именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинствосвященства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Чтец
(псаломщик ; ранее, до конца XIX - дьячок , лат. lector ) - в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.

Иподиакон (греч. ; в просторечии (устар.) поддьякон от греч. ??? - «под», «внизу» +греч. -служитель ) - церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Диакон (лит. форма; разг. дья?кон ; др.-греч. - служитель ) - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.

Протодиакон
или протодьякон - титул белого духовенства , главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона - протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иерей - термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык - священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиерей (греч. - «первосвященник», из «первый» + «священник») - титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.

Протопресвитер - высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — - священный и - служитель; древнерусское «чёрный диакон») - монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.

Иеромонах - в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.

Игумен (греч. - «ведущий», женск. игуменья ) - настоятель православного монастыря.

Архимандрит (от греч. - главный, старший + греч. - загон, овчарня, ограда в значении монастырь ) - один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епископ (греч. - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей .

Митрополит - первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриарх (от греч.- «отец» и - «господство, начало, власть») - титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.

Марк Е. Дэвер

В зависимости от того, к какой церкви вы принадлежите, «диакон» может ассоциироваться в нашем воображении с седоволосыми банкирами, сидящими за длинными, до блеска отполированными столами, находящимися в роскошно устроенных церковных приемных. Или же это слово может вызвать образ усердных служителей церкви, координирующих служения, служителей, нацеленных на хозяйственные нужды, евангелизационные мероприятия, или пасторскую заботу. Таковыми являются диаконы в наших церквах. А какими они представлены в Библии?

Определение «Диакона»

Мир Нового Завета мало чем отличался от нашего в его отношении к служению. Служение другим людям не было предметом восхищения среди греков. Напротив, прежде всего ими почиталось в человеке развитие характера и личности, всегда с учетом сохранения самоуважения. Диаконское служение другим воспринималось как нечто, что мы называем уничижительным словом «раболепство».

Однако же, Библия представляет служение совершенно по-другому. В наших современных переводах Нового Завета слово диаконос часто переводится как «слуга», иногда как служитель, а иногда оно так и дано дословно как «диакон». Это слово может относится как к служению в общем понятии (напр. Деяния 1:17, 25; 19:22; Римлянам 12:7; 1Коринфянам 12:5; 16:15; Ефесянам 4:12; Колоссянам 4:17; 2Тимофею 1:18; Филимону 13; Евреям 6:10; 1Петра 4:10-11; Откровение 2:19), так и к начальникам в частности (напр. Римлянам 13:4) или же к заботе о физических нуждах (напр. Матфея 25:44; Деяния 11:29, 12:25; Римлянам 15:25-31; 2 Коринфянам 8:4, 19-20; 9:1, 12, 13; 11:8).

В Новом Завете ясно показано, что женщины могут исполнять, по меньшей мере, некоторую часть подобного служения (например, Матфея 8:15; Марка 1:31; Луки 4:39; Матфея 27:55; Марка 15:41; Луки 8:3; Луки 10:40; Иоанна 12:2; Римлянам 16:1). Ангелы служат таким образом (например, Матфея 4:11;Марка 1:13). Иногда это относится непосредственно к обслуживанию столов (например, Матфея 22:13;Луки10:40; 17:8; Иоанна 2:5, 9; 12:2), и хотя такое служение презиралось в греческом мире, Иисус относился к нему совсем иначе. В Иоанна 12:26 Иисус сказал: «Кто Мне «диаконит», Мне да последует; и где Я, там и диакон Мой будет. И кто Мне «диаконит», того почтит Отец Мой». Опять же в Матфея 20:26 (Марка 9:35) Иисус сказал: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам диаконом». И в Матфея 23:11 (Марка 10:43; Луки 22:26-27), Он сказал: «Больший из вас да будет вам диакон».

Фактически, Иисус даже представил Себя как одного из видов диакона (например, Матфея 20:28; Марка 10:45; Луки 22:26-27;Иоанна 13; Луки 12:37; Римлянам 15:8). Христиане представлены, как диаконы Христа и Его Евангелия. Такими изображены апостолы (Деяния 6:1-7), и, именно так, Павел регулярно говорит о себе и и о тех, кто работал с ним (например, Деяния 20:24;IКоринфянам 3:5; IIКоринфянам 3:3, 6-9; 4:1; 5:18; 6:3-4; 11:23; Ефесянам 3:7; Колоссянам 1:23; I Тимофея 1:12; II Тимофея 4:11). Он говорил о себе, как о диаконе, служащем язычникам, определенной группе, к которой он был призван для того именно, чтобы послужить (Деяния 21:19; Римлянам 11:13). Павел называет Тимофея диаконом Христа (напр. В I Тимофея 4:6; II Тимофея 4:5), а Петр говорит о пророках Ветхого Завета как о диаконах для нас, христиан (I Петра 1:12). Ангелы тоже названы диаконами (Евреям 1:14), и даже Сатана имеет своих диаконов (II Коринфянам 3:6-9; 11:15; Галатам 2:17).

Мы внимательно должны относиться к сохранению различия между служением диаконов и служением пресвитеров. В каком-то смысле и пресвитеры, и диаконы вовлечены в «диаконство», но это служение принимает две очень разных формы. Именно в первых семи стихах шестой главы книги Деяния мы находим значимый отрывок, где диаконство разделяется на традиционное диаконство (обслуживание столов, физическое служение) и некое «диаконство» Слова, к которому были призваны апостолы, а впоследствии и пресвитеры. Диаконы, показанные в Деяния 6, очень напоминают официантов, прислуживающих в церкви, по крайней мере, в административном смысле. Им поручено заботиться о физических нуждах церкви. Создание группы с подобным служением крайне важно, ибо в противном случае это может привести к путанице и между этими двумя видами диаконства — служители Слова (пресвитеры) и служители столов (диаконы), и впоследствии к утере одного из этих служений. Церковь не должна пренебрегать ни проповедью Слова, ни практической заботой о членах, так как это все способствует поддержанию единства и исполнению нашего долга в любви друг к другу. Оба эти аспекта жизни и служения церкви важны. Чтобы быть уверенными, что в наших церквах действуют оба вида диаконства, нам следует отличать диаконское служение от служения пресвитеров.

Историческая обстановка

Во времена апостолов ситуация в церквах была достаточно изменчива, хотя множественность пресвитеров и множественность диаконов, как кажется, присутствовало постоянно. Даже по завершении времен Нового Завета эти отдельные должности в церкви продолжили свое существование. Роль пресвитеров начала различаться между епископами и священниками, но диаконы на протяжении всего времени перечислялись совместно и сразу после епископов и священников, и, как правило, они считались теми, кому поручено, главным образом, содействовать епископам и начальствующим. В ранней церкви, как правило, служительская должность, по-видимому, занималась пожизненно. Функции же этой должности в разных местах отличались друг от друга. Функции диаконов могли включать в себя:

Пение или чтение Священного Писания в церкви,

Получение пожертвований и ведение документации о том, кто был дарителем,

Распределение пожертвований епископам, пресвитерам и самим себе, незамужним женщинам, вдовам и малоимущим,

Преподавание Вечери Господней,

Проведение молитв во время богослужения и уведомление тех, кто не может принимать Вечерю Господню, о том, что они должны уйти до проведения обряда.

Это может быть достаточно верным кратким описанием обязанностей диаконов, живших между вторым и шестым веком новой эры.

По мере развития монархического епископата под ним развивался и некий вид монархического диаконства. По мере развития роли епископа развивалась и роль архидиакона. Архидиакон был главным диаконом определенной местности и мог быть представленным как заместитель, занятый материальными вопросами. Не удивительно и то, что архидиакон в Риме стал особенно важной фигурой. Достаточно сказать, что некоторые злоупотребления вкрались и в эту сферу, и диаконы, а особенно архидиаконы, стали весьма богатыми. Насколько это иронично звучит, те, кто был призван служить другим, вместо того использовали их в угоду собственным интересам. Ввиду ряда причин, в средние века влияние диаконов пошло на убыль. Забота о бедных для дарителей стала скорее средством получения Божьей похвалы для того, чтобы как им представлялось, уменьшить свой срок отбывания в чистилище.

Восточная православная церковь всегда имела отдельных диаконов — мирян, служащих в этой роли. На западе же к концу средневековья должность диакона стала всего лишь шагом на пути к рукоположению в сан священника, то есть пресвитера. Роль диаконов в Римско- Католической и Епископальной церквах до сих пор так и рассматривается: это служители- стажеры, служащие в качестве диаконов в течение года перед тем, как стать окончательно оперившимися священниками. Второй Ватиканский Собор заново открыл возможность для иного, постоянного, более библейски — обоснованного вида диакона в Римско-Католической Церкви.

Лютер восстановил понимание того, что на церкви лежит ответственность, чтобы заботиться физически о самой церкви, особенно о малоимущих в церкви, хотя Лютеранские церкви и не возродили идею новозаветного диакона. В сегодняшних Лютеранских церквах практика различна. В некоторых местах диаконы нерукоположены, а в других местах любые рукоположенные помощники служителей могут называться диаконами, в частности те, на кого возложены обязанности пасторской заботы и благовестия.

Во многих евангельских протестантских церквах во время Реформации была вновь признана библейская практика различия между диаконами и пресвитерами или пасторами. Во времена Реформации некоторые протестанты, такие как Мартин Батзер из Кембриджа, убеждали, что обязанности диаконов следует возродить. Они говорили, что в каждой церкви диаконы должны проводить различие между достойными бедняками и недостойными, по отдельности осведомляясь и заботясь без лишнего шума об одних и изгоняя из церкви других. Им также следовало по мере сил вести учет пожертвований членов церкви.

В пресвитерианской церкви диаконами являются люди, распределяющие милостыню и заботящиеся о бедных и больных (хотя мы можем оспаривать тот факт, что эти функции во многом были взяты на себя государством). Диаконы являются отдельным от пресвитеров, и подотчетным им органом. Так же были некогда организованы многие баптистские и конгрегациональные церкви. Некоторые и поныне организованы в этом порядке, и многие, по меньшей мере, до определенной степени сохранили эту структуру.

Тем не менее, во многих баптистках и конгрегациональных церквах и духовные функции возложены на диаконов. Они, помогая пастору разными путями, особенно в проведении Вечери Господней, переросли в некий вид исполнительного и финансового совета для церкви, особенно в тех конгрегациях, где больше не существует совета старейшин. Диаконы зачастую несут активное служение в течение ограниченного срока, хотя признание человека диаконом обычно считается постоянным.

Марк Е. Дэвер, Выражение Божьей славы. Основы структуры церкви: Диаконы, пресвитеры, конгрегационализм и членство в церкви,

Пожалуй, прихожан больших городских храмов не удивишь знакомством с диаконом — во многих церквях Саратова диаконский орарь взметается в призыве на молитву ежедневно. Однако в селах, в храмах на окраинах города о диаконе только слышали, но никогда не видели… Почему так происходит? Мы задали несколько вопросов о служении диакона сегодня протодиакону Михаилу Беликову. Сам он служит в диаконском сане уже четверть века.

— Отец Михаил, почему даже в таких больших городах, как Саратов, так мало диаконов?

— Причины для этого есть, и их можно назвать… скорее техническими. Вот смотрите: наша духовная семинария ежегодно выпускает около 10-15 человек. Нужда же в священниках у нас тоже растет, поэтому выпускников очень быстро рукополагают в священники, диаконами они служат недолго.

К тому же диаконство традиционно считается, как писали в старых руководствах по пастырскому богословию, «естественной подготовкой к священству». Так на диаконское служение до сих пор и смотрят — как на ступень вверх, к принятию священнического сана.

— Но ведь диакон же для чего-то нужен в храме… Для чего, кстати?

— Начну с этимологии. Слово «диакон» переводится с греческого как «служитель». Диаконство — первая степень священства, самая низшая.

Основная обязанность диакона заключается в помощи священнику при совершении таинств, прежде всего — Таинства Евхаристии. То есть на сегодняшний день главный труд диакона лежит в богослужебной сфере, однако без священника он не может служить самостоятельно. Без благословения иерея диакон и облачиться не может.

Задача диакона — произносить определенные тексты во время богослужения. Он, с одной стороны, призывает народ к молитве — его устами озвучиваются ектинии. Именно диакон произносит всем нам знакомые слова: «Господу помолимся», «У Господа просим», «И весь живот наш Христу Богу предадим» и т.?д. С другой стороны, он является еще и благовестником, благовестителем — с амвона благовествует Священное Писание: апостольские чтения и, прежде всего, конечно, Евангелие.

Традиционно, помимо богослужебной нагрузки, диакон несет и дополнительные послушания на приходе, является помощником настоятеля в устроении церковной жизни. До революции, к примеру, в обязанности диаконов входило преподавание в воскресной школе — это было четко прописано.

Помимо этого, диакон может помогать священнику в социальном служении, в деле миссионерства, просвещения, катехизаторства.

— Получается, без диакона священнику тяжело?

— Священник, в принципе, может обойтись и без диакона, но все-таки диакон — это большой помощник. Поэтому наличие его в храме, на приходе очень желательно.

— А бывает такое, что диакон мешает, а не помогает?

— Это зависит от нравственных качеств человека в диаконском сане. Ну, и от его взаимоотношений со священником.

— Отец Михаил, Вы преподаете в семинарии уже давно. Встречались Вам воспитанники, которые хотели бы стать после окончания именно диаконами?

— Как-то не припомню такого… К тому же тут вот что играет свою роль: в современной Церкви часто высказывается мнение — и мирянами, и священством, что диакон — это украшение службы. Отсюда следует, что он должен обладать хорошим голосом, музыкальным слухом. Если все это присутствует, то диакон действительно является украшением службы, добавляет ей благолепия. И иногда те диакона, которые обладают подходящими вокальными данными, не думают о перспективе священства. Наличие голоса и слуха не является препятствием для священнической хиротонии, впрочем, так же, как и отсутствие выдающихся вокальных данных не может мешать нести диаконское служение.

Вообще, все служащие в храме — и священники, и диакона — должны хотя бы по минимуму разбираться и в церковной, и в классической музыке. Это очень помогает в богослужении, в его украшении. Благолепие в храме очень сильно влияет на нравственное состояние прихожан.

— Прихожане могут спрашивать совета у диакона?

— Конечно! Если диакон — духовно опытный человек, то он может советовать что-то прихожанам. Мой предшественник, протодиакон Василий Султанов, к примеру, много советов мне дал в свое время.

Диакон имеет право еще и проповедовать. Он так же, как и священник, получает дар учительства во время хиротонии. Вообще, каждый хрис-тианин обязан наставлять, по возможности, других — миряне должны учить своих детей жить в вере, показывать личный пример христианской жизни ближним.

— Отец Михаил, Вы упомянули протодиакона Василия Султанова, который до самой своей кончины нес диаконское служение. А кого еще из диаконов, как говорится, «со стажем» Вы знали и знаете?

— Долгое время прото-иерей Лазарь Новокрещеных был вторым протодиаконом в епархии — на протяжении тридцати лет почти. Однако в 1992 году он был рукоположен во священники, стал первым настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», которая тогда открылась после долгих лет советского запустения.

Помню диаконов, с которым встречался еще в 1980-е годы в Волгоградской епархии — почти все были людьми пожилыми. Помню одного глубокого старца в Урюпинске. Ему было далеко за 90, он еле ходил. В алтаре облачали к выходу архиерея, а рядом с ним — этого диакона, потому что сам не мог ни поручи завязать, ни стихарь как следует надеть. Он выходил мелкими старческими шажками на амвон и начинал произносить ектению… чистым, звонким молодым голосом! Ясным, красивым… Однажды наблюдал, как он зашел в алтарь, услышал песнопение «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» и начал плакать: «Господи, помилуй меня, грешного…»

Помню диакона Александра из Троицкого собора в Саратове — тоже старичка, из числа прихожан. Он рукоположился в 80 с лишним лет! И долгое время еще служил, не уступая молодым, хоть и годы были не те. У него был хороший бас. Когда старость совсем взяла свое, отец Александр был рукоположен в священники. Помнится, он даже не совершил ни одной Литургии самостоятельно — настолько был ветхий, служил Богу только соборным служением. Через некоторое время скончался.

— Возраст служению не помеха?

— Видите ли, 1970-1980 годы в Церкви тоже были проблемы с кадрами: катастрофически не хватало не только диаконов, но и священников. И архиепископу Пимену (Хмелевскому), который тогда был на Саратовской кафедре, многие настоятели писали, жаловались: мол, трудно служить, нет диакона — пришлите! Он отвечал: «Ну кого я вам пришлю? Сами смотрите среди своих прихожан, благочестивых и уже повидавших жизнь». Так и появлялись у нас диакона-старцы.

— Может быть, и сейчас можно из числа прихожан воспитывать диаконов?

— Ну, мне кажется, что для начала необходимо переломить ситуацию, когда диаконство воспринимается только как ступень ко священству.

И наверное, было бы целесообразно устроить при семинариях что-то вроде училища или двух-, трехгодичных курсов, где мужчины из числа благочестивых прихожан — такие есть, в городе таких можно найти! — будут готовиться именно к диаконскому служению, чтобы быть помощниками священника. Но это, конечно, находится в ведении священноначалия.

Фото Алексея Леонтьева и священника Дионисия Елистратова

Газета «Православная вера» № 17 (493)

Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.

Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён

Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.

Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.

Низшая ступень священства

Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.

Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.

Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Архиереи православной церкви

Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.

Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами. Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя. Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.

Предстоятель православной церкви

И наконец, высшим чином церковной иерархии является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в отдельных случаях архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.

В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.

Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей

Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.

В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.

Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.

Наследие святых апостолов

Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.

Словарь Ушакова

Дьякон

дья кон и (офиц. ) д и а к о н, дьякона, муж. (греч. diakonos) (церк. ). В православной и католической церкви - священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Дьякон

и ДИАКОН, а , м.

Помощник священника, имеющий первую степень священства.

* Дьякон вышел на амвон и торжественно стал читать молитвы . // Лев Толстой. Война и мир //; Дьякон все продолжал играть перстами в бороде . // Тургенев. Записки охотника // *

ДЬЯКОНИЦА.

Словарь церковных терминов

Дьякон

(греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.

Православная энциклопедия

Дьякон

первая, низшая степень духовенства. Дьякон имеет право участвовать в совершении таинств, но не имеет благодати совершать их самостоятельно. Это правило не относится к таинству крещения, которое страха смертного ради могут совершать даже миряне. Во время церковных служб в обязанности дьякона входит приготовление священных сосудов, возглашение ектений и т. п. В этот чин ставленника рукополагает архиерей. Первых семь дьяконов избрали еще апостолы. Это были Стефан, Прохор, Филипп, Тимон, Никанор, Николай и Пармен (Деяния апостолов, 6, 1–7). Сначала дьяконы прислуживали при трапезе, пеклись о содержании больных и обездоленных. Затем им стали доверять присутствовать при совершении таинств и участвовать в общественных богослужениях. Впоследствии дьяконы стали незаменимыми помощниками пресвитеров и епископов и даже проповедовали Евангелие (Стефан и Филипп, Деяния апостолов, 6, 8-10; 8, 5–8 и пр.) Нравственные качества, которыми должны обладать дьякон и его супруга, апостол Павел подробно изложил в Первом послании к Тимофею (3, 8-13).

Вестминстерский словарь теологических терминов

Дьякон

Дьякониса (Диакон, Диакониса)

♦ (ENG deacon/ deaconess)

(греч. diakonos - служитель, лат. minister)

церковная должность, берущая свое начало от тех, кто в ранней церкви "прислуживал" во время еды (Деян. 6:1-6) и выполнял литургические и социальные обязанности, особенно в отношении заботы о бедных. В настоящее время в разных церковных традициях дьяконы выполняют разные роли.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Дьякон

Deacon

Новозаветная должность, характеризующая человека, обладающего духовной зрелостью (1 Тимофею 3:8-13) и заботящегося о материальных нуждах бедных членов церкви (Деян 6:1-6).

Энциклопедический словарь

Дьякон

(греч. diakonos), в православии - лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом.