Храмовая архитектура. Архитектура и символика православных церквей

Если инвестор задумал построить православный или католический храм, синагогу, мечеть, дацан и т.п.,то при разработке конкретного проекта необходимо учитывать архитектурные особенности, исторические сложившиеся в религиозной культуре.

Данная статья рассчитана скорее не на конкретного заказчика или инвестора, который хочет построить тот или иной религиозный объект в мегаполисе, а скорее как общая информация и уточнение для тех, кто не разбирается в тонкостях, а порой и в основных моментах, архитектуры какой либо конфессии, так как часто приходится сталкиваться с тем, что собеседник не видит разницы между мечетью, храмом и кирхой.

В каждом деле, а тем более таком, как проектирование религиозных объектов, есть свои правила, которые складываются из следующих факторов:

  • общие требования данной конфессии к своим культовым сооружениям;
  • местные и национальные особенности этой же конфессии, ведь не секрет что мечети в ОАЭ и Турции значительно отличаются от своих собратьев в Самарканде и Бухаре;
  • стилистические особенности окружающей застройки, так как чаще всего новый объект приходится вписывать в уже сложившуюся архитектурную среду;
  • климатические особенности;
  • строительные особенности;

Для того что бы понять особенности архитектуры конфессии, необходимо немного обратиться к истории и понять чем же вызваны те или иные требования.

Зачастую они обусловлены скорее неким исключительно историческим фактом, который в определенный момент фиксируется историками и хронографами - «так исторически сложилось». В таких случаях не следует искать чрезмерного глубокого смысла в формировании тех или иных образов, они просто продиктованы модой и человеческим желанием того времени.

К примеру здесь можно привести титул римского первоиерарха - Папа.

Обратимся прежде всего к тем религиям, которые в общем смысле называются монотеистическими.

Монотеизм, то есть единобожие, понятие очень древнее, главной особенностью которого является верование в то, что Бог один, а вот в дальнейшем уже начинаются значительные расхождения по самым разным аспектам понимания этого единства.

Так же мистической особенностью монотеистических храмов является то, что храм не представляется как жилище божества как в языческих культах, где божество «обитает»(живет), «питается»(принимает жертвоприношения), и где требуются особые ритуалы для вхождения внутрь такого храма.

АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Вероучительными особенностями христианских конфессий является понятие о Боге-Троице, явленном в земной жизни в личности Иисуса Христа. Центром христианской жизни является богослужение-Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение), а целью всеобщее спасение.

Отсюда можно видеть определенные особенности построения христианских храмов, где центром является алтарь, как образ Горнего мира, а все остальное пространство, олицетворяющее дольний мир, динамично и как бы ведет зрителя по направлению к алтарю.

В интерьере характерен ритм пучков или отдельных колонн, пилястр, рисунок пола, ряды икон и окон, ряд паникадил или хоросов и все это завершается алтарной преградой-иконостасом, который стоит перпендикулярно основному пространству и чаще всего выполняется как перспективный портал, что еще более усиливает движение пространства от входа к алтарю.

Так же можно отметить как особенность - обращение главной частью храма, алтарем на Восток.

Где бы храм не располагался, он непременно будет обращен главным входом (чаще всего) на Запад, а алтарем на Восток, который определяется при закладке храма восхождением солнца, так как в христианской религии Христос именуется Солнцем правды.

Эти особенности характерны для Православных церквей, Древлеправославных (Дохалкидонских) церквей: коптских, сиро-яковитских, Старообрядческих (Белокринницкое согласие).

Наряду с перечисленными церквами есть ряд христианских деноминаций, которые по тем или иным причинам отклонили решения церковных соборов и другие правила христианской жизни того времени, а зачастую и просто по политическим мотивам, что повлекло за собой изменения в их богословской науке, а следовательно и архитектуре храмов.

ХРАМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К примеру Католическая церковь (от греч. καθ - по и όλη - целая; όικουμένη - вселенная) не приняла традицию возведения иконостасов в храмах и мы прекрасно можем наблюдать полностью открытые алтарные пространства, но при этом сохраняется ритмика самого храмового пространства от входа к алтарю.

Наряду с этим в художественную практику католиков вошло широкое использование скульптур, вместо икон, хотя последние так же встречаются в католических церквах, но в виде фресок.

Ритмические ряды скульптур и скульптурных композиций, богатая пластика форм и мощная эмоциональная нагрузка, характерная скульптуре вцелом, создают неповторимые интерьеры католических храмов.

Так же уместно будет вспомнить храмы Армянской Апостольской церкви, особенностями которых является отсутствие иконостаса, икон как таковых, правда не всегда и настенных изображений. Внутренне пространство так же подчинено ритму и обращено к алтарю.

АРХИТЕКТУРА ПРОТЕСТАНТСКИХ ХРАМОВ

Протестантские храмы или как чаще их называют - кирхи, являют собой скорее места молитвенных, религиозных собраний, лишенные сакральных (мистических) мест.

После реформы Мартина Лютера, отвергшего гегемонию и формализм Католической церкви и написавшего свои «95 тезисов», небольшое движение его приверженцев (реформация -лат. reformatio — исправление, восстановление) стало набирать силу.

Отвержение Священного предания церкви, обрядовости и ритуалистики, замена Богооткровения индивидуальным человеческим знанием привело к тому, что храмы как таковые стали не нужны «молиться можно где угодно, ведь Бог у тебя в душе». Но тем не менее в дальнейшем протестантские группы верующих стали строить для себя места собраний и общей молитвы.

Характерными особенностями таких зданий являются:

  • отсутствие алтарной части как таковой, а значит и сакральной составляющей храма, так как Бог в душе, то земные (дольние) материальные воплощения горнего излишни или просто не нужны;
  • построение общего молитвенного пространства как лекционной аудитории, обращенной к тому месту, где в православных, Католических и Армянских храмах находится алтарь;

Но, несмотря на это внешний образ протестантских кирх продолжает сохранять особенности храмовой архитектуры Православной или Католической архитектуры. Вместо алтаря появляется кафедра для проповедника-пастора (ивр. רועה‎‎, лат. pastor «пастух» или «пастырь»), все так же сохраняется общее молитвенное пространство, во многих кирхах можно увидеть хоры и даже встречаются органы, которые используются за общей молитвой.

Общей особенностью перечисленных религиозных групп можно назвать свободное расположение своих храмов в окружающей среде. Достаточно пройтись по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, что бы увидеть храмы различных религиозных конфессий, обращенные в разные стороны света. Такое свободное расположение дает просто для архитектурных подходов и решению градостроительных задач.

Наряду с перечисленными церквами необходимо вспомнить беспоповское старообрядчество. Храмовая архитектура этих групп христианских конфессий не отличается большим разнообразием и скорее стремится подражанию старине. Сохранение старинного (исконного) уклада в семейном быту, национальные одежды, консервативное образование, старинное знаменное и демественное пение на богослужениях, повлекло за собой своего рода законсервированность этих групп религиозных меньшинств, что в свою очередь привело к использованию в своей архитектуре только «дониконовских» мотивов, с почти обязательными росписями стен (фресками).

Особенностью является также отсутствие иконостасов, так как духовенства в этих группах отсутствует. К таким группам можно отнести Поморское согласие, темноверы, зольное согласие, островное согласие, кулугуры, федосеевцы, нетовцы и проч. Большинство из этих групп проживало или проживает в Сибири и за Уралом. Многие из них не строят храмы вообще, а для молитвенных собраний используют молитвенные дома, по примеру протестантов с учетом национальных особенностей, порою внешне попросту похожие на избы.

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Наряду с христианством ислам и иудаизм так же являются монотеистическими религиями и при беглом рассмотрении неискушенному зрителю может показаться, что культовая архитектура этих конфессий практически ничем не отличается от христианской. Но это на первый взгляд.

Ислам (араб. الإسلام‎‎ ‎‎ - покорность, подчинение), как самостоятельное верование зародился в VII веке. Основными понятиями ислама являются:

  • -верование в Аллаха, творца всего, что мы видим и что невидим (ангельский мир);
  • -верование в Муххамада (Мухаммеда, Магомета), что он есть истинный пророк Аллаха ко всему человечеству;

В исламе существует исторический запрет на изображение человека и всего живого (одушевленного), дабы не уподобляться этим (изображанием) самому Аллаху. Можно привести характерный пример: «Сообщается, что (как-то раз) к ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл один человек и сказал: «О Абу ‘Аббас, поистине, я — человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения».

Ибн ‘Аббас сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал, как он сказал: “Того, кто создаст (какое-либо) изображение,1 Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда!”» (Услышав его слова,) этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело (от страха. Тогда Ибн ‘Аббас) сказал (ему): «Горе тебе, если уж ты непременно хочешь и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и всё то, в чём нет духа».

Из этого отрывка видно, что изображению человека ислам придает сакральный смысл. В исламских молитвенных домах, мечетях (араб. مسجد [ˈmæsdʒɪd ] — «место поклонения») полностью отсутствуют изображения людей и животных, но во всем богатстве можно видеть растительные и геометрические орнаменты, с вплетением в них фраз из Корана и Сунны.

По примеру христианских храмов мечети чаще всего купольного типа и как у христианских храмов у них есть свои «звонницы» - минареты. Распространенное число минаретов 2 или 4.

Но также можно заметить архитектурные особенности исламской архитектуры в разных местностях. К примеру, после захвата Византийской империи турками в 1453 году, многие христианские храмы были обращены в мечети, что послужило причиной некоему архитектурному подражательству со стороны исламских зодчих.

Мечети, выходившие из-под их руки были прототипами и уменьшенными копиями храма св.Софии Премудрости Божией (греч. Ἁγία Σοφία, полностью:Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya). Достаточно вспомнить Голубую мечеть, расположенную напротив храма св.Софии.

Но нельзя сказать, что вся исламская архитектура носила подражательно-копировальный характер. Достаточно вспомнить мечети: Мечеть Биби-Ханым в Самарканде, Мечеть Балянд в Бухаре, Мечеть Калян (тадж. Мас?ид‍и калон - Большая мечеть) в Бухаре, Мечеть Магоки-курпа (тадж. Мағоки кӯрпа; Яма одеял) в Бухаре, мечети Бишкека, соборная мечеть в СПб. и проч. Тут видно характерное и ни с чем не сравнимое архитектурное новшество, при всем сохранении исламских традиций и национальных особенностей.

Внутреннее пространство мечетей чаще всего центричное, реже встречаются крупные мечети (как правило современные), в которых большой молитвенный зал с галереями по краям, напоминающим хоры, обращены к концу мечети как бы к центру. Неотъемлемыми атрибутами интерьера являются: ниша обращенная на Каабу в Мекке, место для хранения корана и кафедра проповедника-учителя муллы.

Так же характерной особенностью внутренней организации мечетей является устройство небольших фонтанчиков или родничков для малого и большого омовения верующих, и разделения молитвенных мест для мужчин и женщин. И все же основной ритм внутреннего пространства мечетей не такой как в христианских храмах, он как бы «кружит» зрителя, не давая ему остановить взгляд на чем-либо и что-нибудь разглядывать. Даже строки из корана и сунны как бы «вплетаются» в орнамент и сливаются с ним, так что их поначалу трудно разглядеть. Эта самая характерная особенность исламской архитектуры.

Перед большими мечетями устраиваются открытие дворики с крытыми галереями по краям, для собрания большого количества верующих. Мечети всегда делаются однокупольными, дабы подчеркнуть единство Аллаха и венчаются полумесяцем-символом ислама.

ИУДЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Иудейские молитвенные дома - синагоги являют собой архитектурные здания внешне и внутренне похожие на христианские храмы и исламские мечети.

Чаще всего это многоярусные сооружения, в интерьере с галереями по краям молитвенного зала с сидячими местами, на этих галереях так же устраиваются молитвенные места, как правило, для женщин.

Также присутствует архитектурный ритм, который как бы направляет зрителя вглубь синагоги, где находится кафедра проповедника-раввина (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב‎, рав; идиш רבֿ, рoв/рув; перед собственным именем hоРа́в; букв. «великий», «значительный», «учитель») и где в специальной нише или на специальном возвышении хранится Тора (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон»).

В убранстве синагог отсутствуют живописные изображения Бога или ангелов, так как по иудейскому учению нельзя изображать то, что не видимо и запрещено заповедями, а так же святых ветхозаветных людей.

При входе в синагоги так же устраиваются купели для ритуального омовения - миквэ (ивр. מִקְוֶה ‎, в сефардском произношении микве́ , букв. `скопление [воды]`).

Венчаются синагоги как правило одним куполом. Очень часто в убранстве синагог (на куполах и на решетках) встречается так называемая «звезда царя Давида» характерный символ иудаизма.

История культовой архитектуры России и Украины хорошо известна и изучена. В трудах И. Э. Грабаря, Н. И. Воронина, П. А. Раппопорта, Ю. С. Ушакова и многих других детально рассмотрен и систематизирован процесс храмостроения Руси X–XVII веков.

Обобщенная схема развития архитектуры русских храмов X–XVII веков представлена на рис. 13.

Рис. 13. Схема развития архитектуры русских храмов X–XVII вв.

Первые церкви Руси (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве, Полоцке и Новгороде) имели сложную многонефную композицию крестово-купольного храма. В дальнейшем на Руси эта композиция постепенно видоизменялась в сторону упрощения. Уменьшилось количество глав, размеры огибающих галерей, число апсид ограничилось тремя, лестница на хоры разместилась в толще стены, а не в отдельной башне и т. п. Изменились и общие пропорции: распластанный храм собирается в компактный объем, церковь как бы растет вверх.

Образцом для многих церквей стал Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073–1078 гг.) – религиозного и культурного центра Древней Руси. Одноглавый трехнефный храм, он имел шесть внутренних столбов. Хоры располагались только над натексом, благодаря чему основная часть собора воспринималась более целостно. По плановой и объемной структуре Успенский собор почти полностью повторился в нескольких больших соборных шестистолпных храмах XII века: собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Борисоглебский собор в Чернигове, Успенский собор во Владимире-Волынском, собор в Старой Рязани и т. д.



Основу интерьера храмов XII века меньших размеров и значения образовывало четырехстолпное крестово-купольное пространство. Иногда встречались несколько более сложные решения, когда церковь снаружи имела притвор перед входом или огибающую с трех сторон галерею Классическими примерами четырехстолпного храма XII века являются церковь Петра и Павла в Смоленске и церковь Спаса на Нередице в Новгороде. Зодчие Владимиро-Суздальского княжества довели сложившийся ранее тип храма до утонченного совершенства, создав такой храм, как Покрова на Нерли.

Византийские, древнерусские храмы X–XV веков несколько отличались от современных церквей по своему устройству. Так, жертвенник находился не в алтаре, как сейчас, а слева от алтаря в особом помещении. Иконостас сложился лишь к XVI веку. Храм отделялся от алтаря низкой мраморной преградой, которая не закрывала алтарную апсиду.

К концу XII века появилась новая тенденция переосмысления крестово-купольной системы. Возник новый тип храма с башеннообразно поднятой центральной частью. Высокая глава и вытянутые пропорции создавали впечатление динамичного устремления храма вверх. Устремление вверх достигалось:

Путем вариации на сложившуюся конструктивную систему (ц. Михаила Архангела в Смоленске);

Путем изменения конструктивной системы перекрытия (ц. Пятницы в Чернигове).

Арки церкви Пятницы в Чернигове, соединяющие подкупольные столбы и поддерживающие кольцо барабана, не ниже соседних цилиндрических сводов (как это всегда делалось в XI–XII веках), а выше. Ступенчато-повышенная система арок позволяла высоко поднять барабан и создать постепенный переход к нему.

Развитие новгородских храмов, продолжавшихся строиться во время татаро-монгольского нашествия, привело к утверждению там небольшого четырехстолпного одноапсидного храма с упрощенным покрытием – плоским восьмискатным (церковь Спаса Преображения на Ильине улице).

Церкви Пскова XIV–XVI веков – маленькие четырехстолпные храмы с одной главой и тремя апсидами. Барабан опирается на ступенчато-повышенные арки. Характерной особенностью псковских храмов являются звонницы, размещенные на стене церкви, над крыльцом или отдельно стоящие.

Московское зодчество продолжило прерванную традицию устремленных храмов вверх. Был разработан новый тип храма: барабан стоял на ступенчато-повышенных арках, снаружи переход к главе оформлялся тремя ярусами закомар, церковь располагалась на подклете, кроме того, храм огибала с трех сторон открытая галерея – гульбище. Рождественский собор Ферапонтова монастыря – характерный пример такой пирамидальной композиции.

В этот же период шестистолпный пятикупольный храм утвердился как основная схема для соборных храмов Руси (Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, Успенский собор в Ростове, Софийский собор в Вологде).

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском как бы воплотила в себя многовековое стремление русского зодчества собрать храм в единый устремленный ввысь объем. Шестнадцатый век создал неповторимые, исключительные даже для Руси, композиции – церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и храм Василия Блаженного. Шатровое зодчество получило широкое распространение, но такие сложные и впечатляющие композиции уже не повторялись.

В конце XVI века появился новый тип храма – бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом. Храм имел одну световую главу или не имел вообще. Снаружи церковь получала декоративное завершение, состоящее из кокошников, ложных глав и шатров. Многопрестольные храмы XVII века имели сложную композицию: на обширном подклете возводилась церковь с многочисленными приделами, трапезной и колокольней. Все постройки связывались галереями, вход оформлялся большим крыльцом.

Однопрестольные храмы, стоявшие также на подклете, имели четко выраженную в объеме трехчастную структуру – алтарь, среднюю часть и притвор, который мог венчаться колокольней. Высокие ярусные постройки «Нарышкинского барокко» (храм под звоны Покрова в Филях), огромные бесстолпные соборы «Строгановского барокко» (Введенский собор в Сольвычегодске) завершают развитие русской замкнутой национальной архитектуры.

Перечисленные здесь основные формы лишь представляют целые эпохи храмовой архитектуры. Многообразие форм основного пути русского зодчества дополняется местными школами и традициями.


1. Настольная книга священнослужителей: в 6 т. – Московская Патриархия, 1977–1988. – Т. 4.

2. Ушаков, Ю. С. История русской архитектуры / Ю. С. Ушаков, Т. А. Славина. – СПб.: Стройиздат, 1994.

3. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга / В. В. Антонов, А. В. Кобак. – СПб.: Издательство Чернышова, 1994. – Т. 1–3.

4. Крюковских, А. П. Петербургские храмы / А. П. Крюковских. – СПб.: Паритет, 2008.

5. Султанов, Н. Описание новой придворной церкви св. Апостолов Петра и Павла, что в Ново-Петергофе / Н. Султанов. – СПб., 1905.

Из учебного пособия Е. Р. Возняк, В. С. Горюнов, С. В. Семенцов «Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург, 2010

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную - Римскую и восточную - Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов , но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов : по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Схема храма в форме круга

Схема храма в виде корабля

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это к лассический тип белокаменного прямоугольного храма , или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Софийский собор в Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм "Утоли мои печали". Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

Развитие архитектурной формы христианского храма прошло несколько этапов, связанных как с условиями существования христианства в первые века, так и с развитием богослужебного канона.

Первоначально, в период гонений, для общих молитв и принятия Таинств христиане собирались тайно, в чьем-нибудь доме, либо (чаще) в катакомбах и пещерах. Такие катакомбные церкви существовали в разных местах – в Риме, Сирии, на Кипре и Мальте и т.д. Под землей, используя естественные пещеры и углубления, вырезались лабиринты многоэтажных проходов, коридоров и тоннелей. В стенах одна над другой делались могилы для погребения умерших, храня их останки от осквернения. Гробницы закрывались плитами с надписями и символическими изображениями. Чаще всего форма храма была корабельная (ковчежная), что напоминало о первом спасении праведников (семьи Ноя) при помощи ковчега. Так уже в раннем христианстве Церковь рассматривалась как единственный в мире Ковчег, в котором человек может спастись от погибели и смерти.

С начала IV в. (с момента Миланского эдикта 313 года) примерно до VI в., когда в Византии стал складываться тип православного христианского храма, для христианских богослужений приспосабливались два вида античных светских зданий, в которых использовались новые, неизвестные до этого символические композиции:

– центрическая постройка, имевшая в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест. Такие постройки стали использоваться для крещален или церквей - мартириев – храмов, которые воздигались на месте погребения или казни святых мучеников;

базилика , удлиненное прямоугольное пространство которой было разделено вдоль длинных стен двумя или четырьмя рядами колонн на параллельные друг другу три или пять «кораблей» (нефов), имеющих самостоятельное перекрытие. Часто средний неф был значительно выше, чем боковые, и имел самостоятельное освещение через окна верхних частей, которые опирались на колонны стен. Восточная короткая стена среднего нефа образовывала полукруглый прямоугольный или многоугольный выступ – апсиду, покрытую полукуполом. В апсиде находился алтарь с полукруглой скамьей для священнослужителей, нередко с креслом для епископа, расположенным посередине стены. Под алтарем располагалось помещение для гробниц мучеников. Алтарь отделялся от центрального нефа несколькими ступенями, невысокой алтарной преградой, а иногда и так называемой триумфальной аркой. Первоначально купол в базилике отсутствовал. Боковые нефы могли быть двухъярусными и иметь галереи. Внешний вид базилик отличался скромностью убранства, в то время как интерьер богато украшался мозаикой (в апсиде, над колоннами центрального нефа и даже на полу).



Первоначально в Византии доминировали храмы центрического типа, что было связано необходимостью особого выделения алтаря и подкупольного пространства, где находился амвон. Потребность в здании, вмещавшем много верующих, породила в V-VI вв. новый синтезированный тип храма – купольную базилику, которая сочетала продольно-базиликальный храм с центрическим.

Купольные сооружения в Византии стали появляться уже в V в. и приобрели ведущее положение в храмовой архитектуре в VI в. Подобные строения более всего соответствовали потребностям христианской службы и христианскому мировосприятию. В это время завершается формирование основных церковных обрядов и богослужения, в первую очередь Божественной Литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии. Формирование мировоззренческих основ христианства, где большое значение имели символические идеи и эстетическая выразительность, а также выработка и утверждение канона церковных служб привели к изменению архитектуры храма. Внутреннее устройство и убранство храма призваны помочь человеку отстраниться от окружающего его земного, чувственного мира и до конца погрузиться в созерцание мира духовного, открыть за видимыми вещами их духовный смысл.

В V – VI вв. происходила эволюция базилики в сторону купольного сооружения. Превращение Великого входа Таинства Причастия в особо торжественный момент Литургии привело к выделению среднего пространства церквей и увенчанию его куполом. Эта эволюция базилики к купольному храму проходила в двух направлениях.

Первое – перекрытие нефов базилики цилиндрическими сводами и сооружение купола над серединой главного нефа. Такова церковь Девы Марии в Эфесе (VI в.). Ее западная и восточная подпружная арки были слиты с очертаниями сводов, северная и южная – выделены, не слиты со стенами, так что в центре намечалась легкая крестообразность пространства.

Второе – сооружение большого купола, опирающегося на боковые стены. Церквей такого типа сохранилось значительно больше.

Самым сложным и прекрасным вариантом подобного сооружения является собор св. Софии в Константинополе (532 – 537 гг.) – главный храм Византийской империи, который с наибольшей полнотой воплотил идейные устремления эпохи. Внутреннее пространство храма поражает своими внушительными размерами и необычностью освещения, так как имеет многочисленные окна. Несмотря на то, что часть из них была заложена турками, стены все равно кажутся прозрачными. Вопреки очевидному, трудно поверить, что вся эта гигантская конструкция состоит из кирпичной и каменной кладки – настолько она кажется легкой и невесомой. В этом и состояла главная задача строителей, ведь храм должен был быть подобием космоса и представлять собой нечто нерукотворное, а не плод человеческих усилий. Средоточием собора является огромное подкупольное пространство. Большой купол, как и небесный свод, кажется, не имеет опор. Идее Божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности храма св. Софии, поэтому отвлеченные богословские понятия воплощены в ней необычайно наглядно. Такой эффект достигается благодаря тому, что вся архитектурная композиция св. Софии была основана на системе распоров. Массивный купол опирается на барабан, прорезанный таким огромным количеством окон, что изнутри кажется сплетенным из кружева. Однако снаружи простенки между окнами невероятно массивны. Под барабаном расположены сферические треугольники (паруса), которые обеспечивают переход к столбам-опорам. Эти столбы огромны, но они так втянуты в стены, прикрыты колоннами, украшенными мрамором, что вся их массивность полностью спрятана. Мощные столбы как бы скрыты в очертаниях стен, растворены, невидимы. Вместе с тем сзади, со стороны галереи, видна их массивность и толщина. С востока и запада давление центрального купола постепенно перекидывается сначала на два больших, а затем на шесть меньших полукуполов, где и гаснет совсем. На севере и юге роль амортизаторов играют двухэтажные сводчатые галереи. Все эти строительные приемы создают удивительную легкость восприятия интерьера: вогнутые полусферы висят в воздухе, словно каким-то чудом, а стена, прорезанная десятками окон, кажется тонкой, как бумага. Снаружи эта легкость обеспечивается мощными башнями-контрфорсами и арками, которые каменным обручем стягивают всю конструкцию, делая храм похожим на крепость.

Фундамент здания был сооружен особым способом с применением смеси извести с корой деревьев и песка, смоченной отваром ячменя: такая гидравлическая масса скрепляла камень, придавая ему твердость железа. Стены и своды храма возводились из кирпича. Они имеют по периметру 79 x 72 метра и высоту 56 метров от основания до вершины. Серьезной проблемой для строительства являлось то, что купол церкви был чрезвычайно больших размеров. Для его сводов использовались особые полые кирпичи такой легкости, что их дюжина весила не больше куска черепицы. Для изготовления таких кирпичей применялась глина, найденная на острове Родос, изделия из которой отличались легкостью и прочностью. Сами стены строились слегка наклонно (в форме конуса с увеличением в верхней части). Это привело к тому, что в 558 году купол разрушился и был сооружен другой, меньшего диаметра, однако и ныне он поражает своими размерами. В X и XIV вв. во время землетрясений купол частично разрушался. Сейчас, после ремонта и реставрационных работ, его форма перестала быть строго кругообразной (диаметр у основания – 31 на 33 метра).

Во внутренней отделке широко использовались мрамор, гранит и порфир. По приказу императора Юстиниана сюда были доставлены редкие сорта мрамора – белоснежный, светло-зеленый, бело-красный и розовый. Внутри храм снизу доверху украшали золотые и цветные мозаичные изображения. Верхняя доска престола была сделана из золота с вкраплениями драгоценных камней, а пол вокруг покрыт золотыми листами. Над престолом возвышалась золотая сень в виде балдахина, которая покоилась на четырех серебряных колоннах и венчалась крестом, осыпанным алмазами. Согласно летописному повествованию, именно о красоте убранства и богослужения в Софийском храме говорили русские послы, прибывшие к князю Владимиру Святославичу из Константинополя.

Софийский собор остался уникальным архитектурным сооружением, но его композиция в некоторых существенных чертах повторялась во многих последующих постройках.

В VI в. и последующих столетиях усиление в Таинстве Евхаристии проскомидии потребовало расположения рядом с престолом жертвенника. Возникла трехчастная и, как самый распространенный вариант, трехапсидная структура алтарной части храма. Эволюция византийских храмов шла путем постепенного формирования крестообразного срединного пространства: от купольной базилики к крестово-купольному сооружению.

В целом купольная базилика не могла удовлетворить мировоззренческие и эстетические поиски своего времени, так как имела большое пространство, ее композиция не была уравновешенной и совершенной, не настраивала человека на созерцание Небесного Царства. Именно крестово-купольный тип храма стал выражением единства небесного и земного, когда купол и своды начали ассоциироваться с миром горним. Система росписей детально интерпретировала эти небесные сферы, начиная с изображения Вседержителя или Вознесения в куполе в окружении архангелов. На сводах рукавов креста рассказывалась новозаветная история, в связи с которой крестообразная пространственная композиция храма приобретала особое символическое значение. Структура внутренних архитектурных линий, спускаясь от купола вниз, превращала его в объединяющий и как бы благословляющий покров всех пришедших под его своды.

Вариантом крестово-купольный системы и самым распространенным ее типом как в византийской, так и в русской архитектуре стал четырехколонный купольный храм . Он имеет форму вписанного креста с равными ветвями и с куполом в центре, который покоится уже не на столбах или стенах в качестве основных опор, а на четырех колоннах, образующих центральный квадрат. Колонны из декоративного элемента превратились в основной композиционный, структурный элемент. Для создания такой конструкции главным было появление барабана – цилиндрической или многогранной верхней части здания, опирающейся на своды и служащей основанием купола. С его распространением пространство храма приобрело зальный характер. Хоры внутри сооружения храма уже не могли быть устроены, так как их уровень пересекал бы колонны. Они остались только над нартексом (притвором) и угловыми ячейками. Четырехколонные купольные храмы стали появляться уже в VII – VIII вв. (еще до иконоборчества). Наибольшее распространение этот тип храмов получил в IX в.

В крестово-купольных храмах нет ярко выраженного направления с запада на восток, как в базиликальных соборах Западной Европы. Здесь господствует циркулярный ритм – движение, идущее вокруг одного, ясно подчеркнутого центра, которым является подкупольное пространство храма. Так в архитектуре православного храма отражается самое тесное, насколько это возможно для человека, общение с Богом во время Литургии.

Своеобразие оформления византийских храмов заключалось в контрасте между их внешним обликом и интерьером. Внешний вид поражал суровой гладью стен, совершенно лишенных, особенно в ранний период, элементов декора, что противопоставлялось богатому украшению античных храмов. Согласно святоотеческим представлениям, подобно смиренному христианину с его богатой внутренней духовной жизнью, храм должен был быть подчеркнут строго в своем экстерьере.

Четырехколонный купольный храм стал образцом для всего последующего строительства. Именно он воплотил единство архитектурной композиции и мировоззренческих представлений. В подобных храмах рождается своеобразное чувство: зальный характер центральной части способствует объединению верующих в единую духовную группу, но самостоятельность развития пространства не создает ощущения замкнутости. В этом пространстве человек остается отдельным, даже от стоящих рядом с ним. Лишь поднимая глаза вверх, он, наконец, находит единую архитектурную систему членений. Своеобразное чувство ценности индивидуальной человеческой воли сочетается с чувством потерянности в свободном, ритмически бесконечном пространстве.

Для современного человека столь тесная связь между зрением и внутренним переживанием может показаться несколько искусственной. Однако она соответствует действительно существовавшей специфике античного и византийского художественного восприятия. Переход к созерцанию – существенный момент византийского пути к познанию, преобразованию сознания христианина, возведение человека к углубленному созерцанию творения Бога – мироздания в целом.

Существенной чертой такого храма были его внутреннее убранство, роскошные декорации интерьера и иконы. Система живописи византийского храма свидетельствовала о восприятии его как микрокосмоса: начиная с центрального купола, изображения размещались по вертикальным зонам в соответствии с их сакральной значимостью. Неразрывная связь архитектуры и стенописи приводила к созданию единого образа, а Литургия помогала верующему восприять его реальность. По словам Патриарха Фотия (вторая половина IX в.), «входя во внутренность, воображаешь себя вдруг перенесенным на небо. Все здесь блестит золотом, серебром, мрамором; столб и пол и все окружающее ослепляет и приводит в восторг». Архитектура, храмовая роспись и богослужение составляли целое, они становились неразрывны в своей выразительности и символике. Пусть все тонкости толкования были доступны небольшой группе верующих, общую идею понимали все: вертикальное развитие архитектурного организма объединяло оба мира, образуя общий космос.

Храмовое искусство Запада.

Помимо византийского типа в западном христианском мире к XI веку складывается новый внешний вид храмов. Он имел с одной стороны сходство с базиликами и византийскими храмами, а с другой стороны, и различия, благодаря которым он получил название романского стиля.

Романский стиль. Храм, построенный в романском стиле, подобно базиличному, состоял из широкого и продолговатого основания – нефа (корабля), заключающегося между двумя боковыми нефами, вдвое меньшими по высоте и ширине. С восточной, передней стороны к этим нефам пристраивалась поперечная прямоугольная часть, называющаяся трансептом. Так как она выступала своими краями из корпуса, то это придавало зданию форму креста. За трансептом устраивалась, как и в базилике, апсида, предназначавшаяся для алтаря. С задней, западной стороны устраивались по-прежнему притворы или нарфиксы. Особенностью романского стиля было то, что пол настилался в апсидах и трансепте выше, чем в средней части храма, и колонны различных частей храма стали соединяться между собой полукруглым сводом и украшаться в верхних и нижних концах своих резными, лепными и накладными изображениями и фигурами.

Романские храмы стали строетиться на прочном фундаменте, выходившем из земли. При входе в храм по бокам притворяя с XI в. иногда устраивались две величественных башни, напоминавших современные колокольни.

Романский стиль, появившись в X веке, стал распространяться в странах Западной Европы в XI и XII веках и просуществовал до XIII века, когда ему на смену пришел готический стиль.

Готический стиль . Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. В XIII веке она распространилась на территорию Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению стиля «итальянская готика». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Готические храмы иначе называются «стрельчатыми», потому что по своему плану и внешнему убранству, хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями. Остроконечность проявляется и во внутреннем устройстве храмов: в сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях. Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль - наиболее ярко выраженный во внешних линиях. Такие изображения, составленные из кусочков разноцветного стекла, получили названия витражей.

Стиль Возрождения. Готический стиль христианских храмов в архитектуре Западной Европы с XIV века под влиянием возрождения античного, классического знания и искусства постепенно уступает место стилю Возрождения. Этот стиль распространился в Западной Европе, начиная с Италии. В содержании искусства Возрождения происходит изменение иерархии главных жизненных ценностей. Высшей ценностью гуманистическая культура Возрождения называет человека, культ наслаждения земной жизнью, культ прекрасного человеческого тела. Изменение мировоззрения, иерархии ценностей - предпочтение земного Небесному Божественному, отразилось в содержании всех видов искусства этой эпохи и, прежде всего, в облике христианского храма: в стиле храмостроения и украшения храмов.

Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, европейские архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже привнося иногда в облик христианского храма формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов.

Общие черты архитектуры Возрождения следующие: в плане храма - это продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (в этом есть сходство с романским стилем); своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные (в этом - отличие от готического и сходство с византийским стилем); колонны внутренние и наружные по стилю древнегреческие. Наиболее ярким примером стиля Возрождения является собор святого апостола Петра в Риме.

Во внутреннем украшении храмов использовались орнаменты. Они создавались мастерами в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных (в отличие от византийского орнамента, связанного с христианскими символами). В христианских храмах, возведенных и стиле Возрождения, можно увидеть много скульптурных изображений святых, что не принято в храмах базиличного, византийского и православнорусского стиля. В росписи храмов, созданных знаменитыми художниками эпохи Возрождения Микеланджело, Рафаэлем и другими, преобладает внешнее любование земной красотой человеческого прекрасного внешнего облика в ущерб духовному смыслу изображений священных событий. Часто высочайшее художественное мастерство художников служит мастерскому изображению мелких бытовых подробностей средневекового повседневного быта.

Древнерусское зодчество и его мастера.

Русская церковная архитектура начинает развиваться на Руси с принятием в 988 году христианства. Возникла необходимость в сооружении новых храмов и притом, храмов каменных, тогда как существовавшие до Крещения Руси христианские церкви были малочисленны. Построены они были из дерева.

Древнерусские храмы XI – XIII веков . Для сооружения первых каменных храмов были вызваны греческие мастера, так как до этого времени славяне не были знакомы с каменным строительством. Однако, они относительно быстро освоили новый вид зодчества, и уже в XI веке каменные церкви начинают строиться собственными мастерами, научившимися этому искусству от греков. Каменными строились только храмы, имевшие наиболее важное значение: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Восприняв от Византии христианскую веру, особенности богослужения, Русь позаимствовала и особенности храмостроения. В Греции в тот период господствовал византийский стиль. Поэтому и древние храмы Руси в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и в Москве были построены в византийском стиле. В Киеве и Киевской области древними храмами, появившимися в период до XIII века, являются: Десятинная церковь в честь Рождества Богородицы, Софийский собор, Киево-Печерская Лавра, Михайловский Златоверхий монастырь, церковь Спаса на Берестове, Кириллов монастырь и другие.

В Новгороде и Новгородской области – наиболее древние храмы XI – XIV веков: Софийский собор, церковь Спаса в Нередицах, церковь святителя Николая на Липне, церковь святого Феодора Стратилата, церковь Спаса Преображения на Ильинской улице, церковь апостолов Петра и Павла, церковь Успения Божией Матери в Волотове и церковь святого Георгия в Ладоге. В Пскове – это: Спасо-Мирожский монастырь и собор Святой Троицы и др. Во Владимире Суздальском и его области - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор в Звенигороде, церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова монастыря, Успенский собор во Владимире на Клязьме, Димитриевскнй со-бор во Владимире, церковь Успения во Вла-димирском женском монастыре, Ростовский Успенский собор, Георгиевский собор в горо-де Юрьеве Польском и другие.

Несмотря на то, что большинство этих цер-квей не уцелели до настоящего времени в первоначальном виде, а некоторые из них или совершенно исчезли, или переделывались (в том числе, такие, как Киевский Софийский собор и Десятинная церковь, Новгородский Софийский собор), ученые все-таки смогли составить понятие о пер-воначальном виде этих церквей. При этом обнаружилось, что между древними киевскими, новгородскими, владимиро-суздальскими церквами замечается тождество в плане, способепостройки и внутреннем устройстве. Но в некото-рых частных чертах замечается отличие: новгородские храмы отличаются от киевских крышей (щипцом), отдельными звонницами. Во владимиро-суздальских еще больше характерных отличий от киевских и новгородских, а именно: горизонтальный пояс, охватывающий хрампосередине и состоящий из ряда колонок, аркообразные своды под кры-шей храма, обилие барельефных украшений на стенах храма. Эти особенности владимиро-суздальских храмов и несколько удлиненный четырехугольник в плане дают право некоторым исследователям сближать этот вид русских храмов с романским стилем.

Русско -греческий стиль . План первых русских храмов, построенных в византийском стиле, включал прямоугольное основание с тремя алтарными полукружиями. Внутри храма возводились четыре столба с арками, венчающимися куполом. Однако при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими, между ними за-метно и различие в куполах, окнах и украшениях. В многоку-польных греческих храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте по сравнению с главным куполом. В русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большие и частые, а в русских – маленькие и редко расположенные. Проёмы для дверей в византийских храмах были горизонтальными, а в русских – полукрулыми. В греческих больших храмах иногда устраивалось по два притвора – внутренний, предназначенный для оглашённых и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В русских храмах устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В греческих храмах колонны составляли необходимую принадлежность, как во внутренних, так и во внешних частях; в русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным – русско-греческим. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу.

Деревянное зодчество . Каменные храмы на Руси были немногочисленны. Если первые каменные храмы, сооруженные греческими или русскими мастерами должны были быть похожими на византийские, то это сходство не совсем точно соблюдалось при строительстве деревянных церквей. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше. В постройке этих церквей русскими мастерами (часто – простыми плотниками), успевшими ко времени принятия христианства выработать определенные собственные приемы и формы зодчества, было проявлено больше самостоятельности, чем в постройке каменных. В области деревянного зодчества русские мастера стояли впереди византийцев, строивших исключительно из камня и кирпича.

Во времена татаро-монгольского ига влияние чужеродной культуры проникло в разные стороны уклада и искусства Руси. Однако совершенно не отразилось на деревянном зодчестве. Иго лишь задержало, как свидетельствует упадок каменного зодчества того периода, развитие архитектурных форм и строительства. Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были круглые или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Примерами деревянного храмостроения являются церкви Севера, например, в Кижах.

Каменное зодчество XV-XVI веков. Московские храмы до XV века обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Hо эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разруше-ний, или перестроились по новому виду. Сохрани-лись другие храмы, построенные после XV века пос-ле освобождения от татарского ига и усиления Мос-ковского государства. Начиная с царствования ве-ликого князя Иоанна III (1462 - 1505 гг.), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мас-теров и по руководству древнерусских преданий цер-ковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются Успенский собор Московского Кремля (перестроен в 1475-1479 годах), где совершалось венчание на царство русских Государей (строитель итальянец Аристотель Фио-раванти), Архангельский собор Кремля - усыпаль-ница русских князей и царей (строитель итальянец Алевиз Новый; собор перестроен в 1505-1509 годах), Благовещенский собор (перестроен в 1484-1489 го-дах). В начале XVI века была начата постройка церк-ви-колокольни «Иван Великий» - самого высокого сооружения Московского Кремля.

Шатровый стиль . С течением времени русские строители вырабатывают собственный нацио-нальный архитектурный стиль храмостроения. Первый вид русского стиля носит название « шатрового» (или столбового). Он пред-ставляет собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церк-вей, из которых каждая имеет вид, словно столба или шатра, увенчанного ку-полом и главкой. Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и боль-шого количества главок в виде луковиц, особенностями шатрового храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов явля-ются церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 год), церковь Вознесения в Коломенском (1530-1532 годы), собор Василия Блаженного (храм Покрова Бо-жией Матери на Рву) в Москве, построенный в 1555-1560 годах в память победы над Казанью. О происхож-дении шатрового или столпового вида некоторые исто-рики предполагают, что в виде столпов сначала строи-лись деревянные церкви, а потом и каменные.

Храмы XV -XVII веков . Особенностью храмов XVII века является внешнее яркое декоративное убранство: фа-сады увенчаны резными пирамидами, раскрашенными кокошниками, резными наличниками окон. Этот на-рядный стиль получил название «русское узорочье». Примером храма этого стиля является церковь Рож-дества Богородицы в Путниках в Москве (1649-1652 годы).

Храмы XVIII - XIX веков. Время распространения шат-рового вида в России оканчивается в XVII веке. По-зднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти (мо-жет быть, вследствие отличия его от исторического - византийского стиля).

Начиная с середины XVII века, «русское узорочье» вытесняется монументальным стилем «русское ба-рокко», отразившим в архитектурных формах чер-ты западноевропейской классической культуры. Примерами являются Воскресенский собор Смоль-ного монастыря в Петербурге (архитектор Растрел-ли), Андреевская церковь в Киеве, церковь Покро-ва Божией Матери в Филях в Москве (1693-1694 годы). В последние десятилетия XIX века пробужда-ется возрождение шатрового вида храмов. В этом виде создается несколько исторических церквей, так напри-мер, Троицкий храм Санкт-Петербургского «Общества рас-пространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» и храм Воскресения (Спаса-на--крови) на месте убиения Царя-Освободителя Александра I (1907 год). В царствование императора Николая I для по-стройки военных церквей в Санкт-Петербурге был вырабо-тан архитектором Константином Тоном стиль, получив-ший название «тоновского». Примером может служить цер-ковь Благовещения в Конно-Гвардейском полку.

Из западноевропейских стилей (романский, готичес-кий и стиль Возрождения) при постройке русских церк-вей во второй половине XVIII - начале XIX века нашел при-менение только стиль Возрождения. Черты этого рацио-нального классического стиля видны в двух главных со-борах Санкт-Петербурга - Казанском (1737 год) и Исаа-киевском (1858 год). Иногда во внешнем облике храма замечается смешение стилей - базиличного и византийского, или романского и готического.

В XVIII – XIX столетиях большое распространение получа-ют домовые церкви, устраиваемые во дворцах и домах богатых людей, при учебных и правительственных уч-реждениях и при богадельнях. Такие церкви могут быть сопоставлены с древнехристианскими икосами.

Знаменитыми зодчими, возводившими в России хра-мы, были такие мастера, как Аристотель Фиораван-ти (ХV век) - строитель Успенского собора Московс-кого Кремля, Барма и Постник Яковлев (XVI век) - зодчие Покровского собора (храм Василия Блажен-ного) на Красной площади, Бартоломео Франческо Растрелли (XVIII век) - создатель ансамбля Смоль-ного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Васи-лий Ермолин (XV век), Павел Потехин (XVII век), Яков Бухвостов (XVII - начало XVIII века), Осип Бове (XVIII - начало XIX века), Константин Тон (Х1Х век). Каждый из них привнес в храмостроительство свои неповторимые творческие черты, сохраняя особенно-сти русского вида церковного зодчества.

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Каковы устройство и символика ветхозаветной скинии пророка Моисея?

2. Какую внутреннюю структуру имеет православный храм? Раскройте символическое значение каждой из частей.

3. Как в архитектуре православного храма отражается литургический характер православного зодчества?

4. Как в композиции иконостаса отражается идея небесной иерархии и путь христиан ко Христу? Расскажите об изображениях на разных ярусах русского иконостаса.

5. Перечислите основные типы христианских храмов, определите этапы их создания и приведите примеры наиболее характерных сооружений.

6. Какой тип храмов получил наибольшее распространение на Руси и почему?

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One , историк архитектуры рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района . Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде . Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли . Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

XV-XVI века: итальянцы в России

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Архангельский собор

А вот Архангельский собор , украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве , построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках . Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота . Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле . Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района .

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

В Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления , на Старой Басманной – храмом мученика Никиты .

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

XVIII-XIX века: эпоха городских усадеб и имперского ампира

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать. Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы .

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – .

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль. Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон. Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Конец XIX века: время эклектики

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Или здание Исторического музея : много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

– неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских .

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.

Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры . Читайте также.